Научная статья на тему 'Проблема физического воспитания детей с ДЦП'

Проблема физического воспитания детей с ДЦП Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2295
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК / КОРРЕКЦИЯ / ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / ЛЕЧЕНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Борисова Алена Игоревна

В данной статье рассмотрены основные особенности медицинской помощи детям с детским церебральным параличом. Перечислены направления помощи детям с ДЦП. Приведены методы для эффективного лечения церебрального паралича, такие как физиотерапия, лечебный массаж, лечебная физическая культура, адаптивная физкультура и т.д. Вся система мероприятий по лечебной физической культуре ориентирована на то, чтобы помочь больному ребенку с ДЦП нормализовать двигательную деятельность, а при ДЦП, любые физические упражнения или действия можно считать лечебными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Борисова Алена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема физического воспитания детей с ДЦП»

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. № Пр-271) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/6744437/ (дата обращения: 29.12.2017).

3. Актуальные вопросы введения федерального государственного образовательного стандарта в образовательном учреждении. М.: Учитель, 2014. 270 c.

4. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. М.: Владос, 2015. 352 c.

5. Лебедева О.Е. Дополнительное образование детей / О.Е. Лебедева. М.: Книга по Требованию, 2016. 256 c.

6. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А.В. Мудрик. 8-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 240 с.

7. Соколова Н.А. Формирование социальной активности подростков в полисубъектной среде дополнительного образования [Текст]: монография / Н.А. Соколова, Ю.Н. Губин. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. 179 с.

8. Социализация: понятие, содержание, подходы к изучению, институты и актуальный контекст // Психология развития / под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Академия, 2016. С. 419-456.

9. Трофимова С.С. Модель развития социальной активности подростков // Символ науки, 2016. № 12-2. С. 249-250.

10. Трубина Г.Ф. Социализация личности школьника: компетентнотный подход // Педагогическое образование в России, 2017. № 10. С. 11-16.

ПРОБЛЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

Борисова А.И.

Борисова Алена Игоревна - студент, институт математики, физики и информатики, Красноярский государственный педагогический университет, г. Красноярск

Аннотация: в данной статье рассмотрены основные особенности медицинской помощи детям с детским церебральным параличом. Перечислены направления помощи детям с ДЦП. Приведены методы для эффективного лечения церебрального паралича, такие как физиотерапия, лечебный массаж, лечебная физическая культура, адаптивная физкультура и т.д. Вся система мероприятий по лечебной физической культуре ориентирована на то, чтобы помочь больному ребенку с ДЦП нормализовать двигательную деятельность, а при ДЦП, любые физические упражнения или действия можно считать лечебными.

Ключевые слова: ребенок, коррекция, детский церебральный паралич, лечение, двигательные нарушения.

Проблема детских церебральных параличей является одной из актуальных проблем детской ортопедии и невропатологии.

Отношение к людям с ограниченными возможностями служит индикатором развитости общественного сознания. В последние годы в нашей стране это отношение несколько улучшилось. Но, все еще сохраняется положение изоляции детей и людей с нарушениями здоровья и отсутствуют благоприятные условия для социальной интеграции их в различные социальные структуры [5, с. 42].

Интеграция в общество человека с нарушениями в развитии, особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей

участвовать во всех видах и формах социальной жизни, включая и занятия адаптивной физической культурой и спортом, наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, благоприятных его развитию.

Адаптивная физическая культура - это совокупность способов спортивно-оздоровительного направления, устремлённых на восстановление и приспособление к подходящей общественной среде людей с ограниченными возможностями, победа над психологическими рамками, которые служат преградой к осознанию полноценной жизнедеятельности, и потребности личного достижения в обществе.

Очевидно, что область её использования многогранна, учитывая те сложившееся жизненные обстоятельства, при которых уровень здорового населения падает, а если говорить о здоровье молодого поколения, то здесь важно подметить, что в основном оно сильно меняется к худшему. Это происходит не только в России, а распространяется по всему миру. В большом количестве зарубежных стран адаптивный спорт уже успел набрать популярность. Людей, которые компетентны в этом вопросе, профессионалы в этой сфере пользуются большим спросом в оздоровительных учреждениях, больницах, реабилитационных центрах, учебных заведениях и спорт коллективах.

Важно, что адаптивная физкультура даёт возможность разрешить такую проблему, как интегрирование человека с ограниченными способностями в социальную среду.

Это происходит в связи с тем, что человеку с ограниченными возможностями адаптивная физическая культура помогает развивать [4, с. 34]:

1) осмыслить различие своих сил по сравнению с теми возможностями, которые есть у здорового человека;

2) возможность победить не только физиологические, но и связанные с психикой препятствия, которые мешают полноценной жизни;

3) способность использовать различные ресурсы организма и тела, заменяя отсутствующие;

4) возможность осилить те нагрузки, которые необходимы для полноценной жизни;

5) необходимость вести здоровый образ жизни;

6) нужда быть востребованным, внести полезный для развития общества вклад;

7) готовность усовершенствовать личные способности;

8) устремление повысить как умственную деятельность, так и общую спортивную подготовку.

Принято считать, что адаптивная физическая культура в своём применение более результативна, чем лечебные действа. Очевидно то, что все-таки, адаптивная физическая культура вещь очень частного характера. Ясно, что все действия, связанные с адаптивной физкультурой должны проводиться под наблюдением профессионала по данной нагрузке.

Понятие «адаптивная» акцентирует внимание именно на том, что это специальная физкультура для людей, которые имеют отличия от других людей в плане здоровья. Эта гипотеза полагает, что спорт во всех ипостасях должен подталкивать к положительным сдвигам в организме, развивая важные двигательные координации, физические качества и возможности, устремлённые на усовершенствование организма и повышение его работоспособности.

Основополагающим направлением адаптивной физической культуры можно считать формирование двигательной активности, как биологического, так и социального факторов, воздействующих на организм и человека в целом.

Познание сущности этого явления - методологический фундамент адаптивной физической культуры.

Помощь детям с ДЦП проходит по нескольким направлениям [9]:

- устранение или снижение интенсивности двигательных нарушений;

- коррекция дефектов зрения и слуха;

- исправление нарушение речевого аппарата;

205

- развитие навыков правильного мышечного стереотипа;

- снятие неврологических нарушений;

- коррекция психического и умственного развития;

- психологическая социальная адаптация.

Однако раннее вмешательство предполагает в первую очередь организацию медицинской коррекции. Для эффективного лечения церебрального паралича выделяют следующие методы [7, с. 51]:

1. Лечебный массаж. При помощи массажа достигается расслабление спастически напряженных мышц, улучшается кровообращение и питание, стимулируются нервные окончания и тонизируются группы атонических мышц. Существует несколько видов лечебного массажа: классический и рефлекторный точечный. Классический массаж вызывает усиление мышечного тонуса. Рефлекторный точечный массаж не только стимулирует двигательную активность, но и способствует немедленной двигательной реакции с нужной коррекцией.

2. Физиотерапия. Применяются разнообразные методики - электрофорез, магнитотерапия, электротерапия и ультразвуковые техники. Этот метод подходит для детей с различными формами заболевания. Задачей этого метода является нормализация соотношения процессов возбуждения и торможения. Для назначения физиотерапии существуют противопоказания:

- лихорадка;

- общее тяжелое состояние пациента;

- склонность к кровотечениям;

- активная фаза туберкулеза легких.

3. Медикаментозная терапия. Целью этого лечения является снятие напряжения и улучшения кровообращения, путем введения инъекций. Эти методы направлены на то, чтобы изменить реакцию мышц на импульсы, которые посылает им поврежденный участок мозга. Оно является симптоматическим, т.е. направленным на уменьшение неблагоприятных симптомов заболевания. Эти симптомы можно разделить на три группы нарушений:

- патологическое изменение мышечного тонуса (спастичность, гипотония, дистония);

- нарушение темпов психомоторного и физического развития;

- пароксизмальные состояния (эпилептические и неэпилептические).

Лекарственные препараты назначаются курсами и сочетаются с

немедикаментозными методами реабилитации.

4. Ортопедическое обеспечение. Оно имеет большое значение для успешного лечения детей с ДЦП. Таким детям необходимо большое количество протезно-ортопедических изделий. К этим изделиям относятся: ортопедическая обувь, тутора, аппараты, ортопедические укладки, стельки, инвалидные коляски, костыли и многое другое, корсеты.

5. Лечебная физическая культура (ЛФК). Для этого метода характерен индивидуальный подбор упражнений для ребенка. Этим детям назначается упражнения на растяжку, снятие мышечного напряжения и гипертонуса, тренировки для улучшения равновесия.

Потому как тема нашей статьи: «Проблема физического воспитания детей с ДЦП», поэтому хотелось бы отдельно поговорить о лечебной физической культуре для таких детей.

Физическое воспитание детей с ДЦП является важной составляющей их развития и имеет свои особенности. Оно направлено, прежде всего, на развитие и коррекцию нарушенных функций движений. Для детей разработаны специальные программы, которые включают специальные упражнения, стимулирующие моторное развитие и формирующие необходимые навыки, которые помогут ребенку адаптироваться в повседневной жизни. Занятия проводятся поэтапно, с постепенным усложнением и

206

нагрузкой. Также во время занятий необходимо учитывать уровень интеллектуального развития ребенка и особенности его поведения.

Физическое воспитание детей проводится в большей степени с помощью игры. Подвижные игры стимулируют детей к движению, общению друг с другом, также учат их согласовывать свои движения. Благодаря таким занятиям дети запоминают правильные двигательные ощущения, учатся правильному положению тела и конечностей, значительно снижается мышечный тонус, движения становятся менее резкими и насильственными.

Принципы для всех методик ЛФК [1, с. 61]:

1. Регулярность, непрерывность и систематичность применения лечебной гимнастики.

2. Индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием.

3. Постепенное, дозированное увеличение физической нагрузки.

Безусловно, что физическое восстановление больного ребенка должно начинаться как можно раньше. Ведущие специалисты в мире признали, что реабилитация ребенка-инвалида (ДЦП) приносит лучшие результаты до трех лет, однако в России многие центры отказываются принимать деток до года или до трех лет, да и врачи не спешат с установлением диагноза и оформлением инвалидности. Но все же физическая реабилитация - важнейший этап адаптации особенного ребенка к дальнейшей жизни, и начинать заниматься с маленьким пациентом следует сразу же после установления диагноза «детский церебральный паралич». Реабилитация детей с ДЦП необходима, чтобы не допустить ослабления и атрофии мышц, избежать развития осложнений, а также к ней прибегают с целью содействия моторному развитию ребенка. Применяются лечебный массаж, занятия физкультурой и упражнения на специальных тренажерах. Вообще полезна любая двигательная активность, а надзор специалиста поможет сформировать двигательные стереотипы, правильно развивать физическую форму и не допустить привыкания к патологическим положениям.

Самой распространенной формой реабилитации является Бобат-терапия в сочетании с другими, не менее эффективными методиками. Суть терапии состоит в том, чтобы придать конечности положение, противоположное тому, которое она, вследствие гипертонуса, стремится принять. Занятия должны проводиться в спокойной обстановке, трижды в день или в неделю, каждое движение повторяется от 3 до 5 раз. Сами движения осуществляются медленно, ведь основной целью лечения является расслабление мышц. Комплексы упражнений разрабатываются индивидуально. Лечение по методике Бобат-терапии может проводиться и в домашних условиях - родитель или опекун обучается выполнению приемов при помощи специалиста в центре реабилитации.

Вывод: Лечебная физическая культура - это научно-практическая, медико-педагогическая дисциплина, освещающая теоретические основы и методы практического использования средств физической культуры при лечении различных заболеваний (патологий). ЛФК (АФК) при ДЦП направлена на улучшение физического состояния, формирование и развитие двигательных навыков и умений у пациентов. Программа занятий подбирается специалистами под каждого ребёнка, с учётом всех врачебных показаний и противопоказаний, а также индивидуальных особенностей занимающегося для улучшения конкретных физических качеств и общего состояния ребёнка.

Дети с заболеванием ДЦП нуждаются в адаптивной физкультуре и делают большие успехи при правильном и регулярном применении комплексного лечения.

Список литературы

1 Богачкина Н.А. Психология: Конспект лекций. М.: Эксмо, 2007. 160 с.

2 Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. 3-е изд. Минск: Алмафея, 2008. 368 с.

3 Медицинская реабилитация. Книга III / Под ред. В.М. Боголюбова. М., 2010.

4 Медикаментозное лечение ДЦП. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.medroad.ru/bolezni/medikamentoznoe-lechenie-dtsp.html/ (дата обращения: 31.01.2018).

5 Общая психология / Под ред. М.В. Гамезо. М.: Ось-89, 2007. 352 с.

6 Островский Э.В. Психология и педагогика: Учеб. пособ. / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. М.: Вузовский учебник, 2009. 384 с.

7 Хацринова Т.А., Старшинова Т.А., Иванов В.Г. Казань: Интеграция и дифференциация в обучении дисциплине «Психология и педагогика». Уч.-метод. пособие.КГТУ, 2007. 92 с.

8 ЩербатыхЮ.В. Общая психология. Завтра экзамен. СПб.: Питер, 2008. 272 с.

9 Адаптивная физическая культура. О спорте. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sdusshor3.ru/adaptive_physical_education/about_sport/ (дата обращения: 15.12.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.