ЭВОЛЮЦИОННЫЙ МЕТОД ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
EVOLUTIONARY METHOD OF MOTOR REHABILITATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES THROUGH PHYSICAL EDUCATION
Н.Н. Ефименко N.N. Efimenko
Метод, двигательная реабилитация, коррекция, физическое воспитание, дети с ограниченными возможностями здоровья. Статья посвящена рассмотрению основополагающего эволюционного метода двигательной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами коррекционного физического воспитания. Прежде всего, речь идет о нарушениях функций опорно-двигательного аппарата у детей с различными нозологиями, включая детей, страдающих церебральным параличом и имеющих спинальные неврологические проблемы.
Method, motor rehabilitation, correction, physical education, children with disabilities. The article is devoted to the basic evolutionary method of motor rehabilitation of children with disabilities through corrective physical education. First of all, it describes violation of the musculoskeletal system's functions of children with different nosologies, including children with cerebral palsy and spinal neurological problems.
Проблема двигательной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по-прежнему остается весьма актуальной. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата при всех видах нозологий являются, пожалуй, самыми распространенными, особенно у детей, страдающих церебральными параличами и имеющих спинальные неврологические проблемы. До сих пор не разработана единая концепция двигательной реабилитации детей с ОВЗ средствами коррекционного физического воспитания. В настоящий момент в Украине отсутствует единая программа по физическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Необходимость создания такой программы с соответствующим теоретико-методологическим базисом и определила актуальность данной статьи. Целью статьи являются формулировка и описание структурных методических постулатов основополагающего эволюционного метода двигательной реабилитации детей с ограниченными воз-
можностями здоровья (на примере детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата) средствами физического воспитания.
Анализ отечественного и зарубежного опыта, а также собственные научно-практические изыскания в этой области на протяжении 1983-2013 гг., позволили сформулировать и прокомментировать основополагающий метод двигательной реабилитации детей - эволюционный метод становления двигательных функций [Бернштейн, 1947; Ефименко, 2011а; 20116; 1989; 2005; Семёнова, 2007; Семенович, 2005; 2007]. Он вытекает из филогенетического принципа и несет в себе не только соответствующую последовательность освоения детьми восьми основных двигательных режимов, но и другие методические правила, вытекающие из объективных биологических закономерностей. Мы назвали их «золотыми формулами» двигательного развития ребенка, которые будут приведены ниже.
Первая золотая формула: проводя любую форму коррекционного физического воспитания детей, следует начинать упражняться из «лежачих»
или горизонтированных положений (как наиболее легких, разгрузочных, естественных) с постепенным увеличением нагрузки к положению пря-мостояния, к ходьбе, лазанию, бегу и прыжкам (как наиболее сложным, трудным, нагрузочным, ударно-гравитационным движениям) (рис. 1).
Такая последовательность чередования основных движений предложена не случайно, поскольку в такой последовательности проходил филогенез (историческое становление и совершенствование животного мира и человека). Именно по такой логике развивается новорожденный в период раннего онтогенеза (первые 12 месяцев жизни). Аналогично начинает свою двигательную активность после ночного или дневного сна каждый ребенок - от лежаче-горизонтированных положений и поз к вертикальному ортоградному положению пря-мостояния, к ходьбе и т. д.
Предлагаемый новый подход к занятию или уроку по физической культуре для детей с нарушениями ОДА предусматривает его проведение в стиле «эволюционного ролика», всякий раз повторяя в своей основе логику развития и совершенствования животного мира и человека. Становится ясным, что сначала следует осваивать с детьми «лежание», затем ползание, далее сидение, вставание, стояние, ходьбу, лазание, бег и прыжки (по мере возможности и необходимости, разумеется). Таким образом, процесс коррекционного физического воспитания всякий раз будет напоминать эволюцию в миниатюре [Ефименко, 2011а; Ефименко, 2005].
Вторая золотая формула двигательного развития ребенка трансформируется из первой, как бы продолжая и уточняя ее. Заключается она в следующем: в любом исходном положении (лежа, на четвереньках, сидя, на коленях и т. д.) начинать упражнения нужно с более низких по отношению к опоре поз (с минимальной высотой общего центра масс над опорой) и лишь затем переходить к максимально высоким в данном положении позам (рис. 2).
В основе этого утверждения лежит известное положение биомеханики: чем ниже высота общего центра масс (ОЦМ) человека, расположенного в крестцовом отделе позвоночника, над опорой, тем легче в энергетическом плане исходная поза или упражнение, и наоборот, чем выше ОЦМ над
опорой, тем сложнее в плане энергетического обеспечения данная поза или упражнение. Наглядно этот постулат можно рассмотреть на примере ползания. Методически верно начать упражняться с малышами в позе на низких четвереньках (с опорой на локти и колени), далее продолжить тренинг в позе на средних четвереньках (с опорой на ладони и колени), затем перейти к высоким четверенькам (на ладонях и стопах).
Третья золотая формула может быть сформулирована следующим образом: в любом исходном положении (лежа, на четвереньках, сидя, на коленях и др.) разумно начинать упражняться из «позы эмбриона» (позы группировки, позы «закрытого цветочного бутона») - с постепенным выпрямлением, разгибанием и разведением туловища и конечностей (рис. 3).
Данное утверждение явилось результатом «подсмотренной» у Природы закономерности, суть которой сводится к тому, что при вынашивании плода (беременности), в период раннего онтогенеза, во время сна, при усталости, болезни и прочих неблагоприятных условиях среды (для растений - засуха, для животных - холод) все живое отдает преимущество сгибательным позам. Так, мы знаем, что у беременной женщины плод находится в околоплодных водах в «позе эмбриона», в собранном, сгибательном положении, - так удобно и для него, и для матери. При наблюдении новорожденного первых недель жизни обращает на себя внимание выраженная сгибательная установка конечностей. Пеленание младенцев как раз и направленно на выпрямление, выравнивание рук и ног. Правда, в свете нового взгляда на естественное физическое развитие малышей (третья золотая формула) традиционный подход к принудительному пеленанию должен быть пересмотрен.
Серию аргументов пополнят и данные специалистов НИИ физиологии АПН СССР, которые еще в начале 80-х годов прошлого века доказали, что у дошкольников первых лет жизни мышцы-сгибатели туловища и конечностей развиты лучше, чем мышцы-разгибатели, - значит, это для чего-то было заложено Природой. Не может не заинтересовать и утверждение анатомов о том, что самой оптимальной для отдыха человека является полусогнутая поза («полуэмбриона») на боку, при которой практически все мышцы максимально рассла-
д
Е Ж 3 И К
Рис. 1
Л
Рис. 2
Рис. 3
бленны. Еще один аргумент в пользу третьей золотой формулы: английский естествоиспытатель Лай-оэлл Уотсон выдвинул версию, поясняющую преимущество сгибательных поз у животных и человека. Ее суть заключается в следующем: всякий живой организм обладает определенным зарядом и может быть представлен в виде условной электрической цепи. Когда в согнутом положении верхние и нижние конечности соединяются - цепь замыкается, электрическая разница потенциалов возрастает, что повышает общую энергетику организ-
ма и создает лучшие условия для жизнедеятельности. Вот почему уставшие, больные, размышляющие над сложными проблемами люди, неосознанно принимают сгибательные («замкнутые») позы. Естественно, что актуальность этих поз тем больше, чем ниже и горизонтальнее исходное положение ребенка,-с выпрямлением туловища к прямостоя-нию, ходьбе и т. д. значение данной закономерности снижается [Ефименко, 20116; 1999; 2005].
Четвертая золотая формула двигательного развития детей может быть представлена в сле-
дующем виде: в любом исходном положении первыми выполняются движения головой (шейным отделом позвоночника), затем в плечевом поясе и руками, далее упражняются мышцы туловища (груди, живота, спины), тазового пояса (подвздошно-поясничные сгибатели, затем ягодичные разгибатели) и нижние конечности, и наконец, все вместе взятое в таких глобальных двигательных проявлениях, как ходьба, лазание, бег и прыжки (рис. 4).
Такая естественная последовательность формирования движений у детей изначально определена особенностями строения и развития центральной и периферической нервных систем. В медицине уже давно известна краниокаудальная последовательность формирования движений у новорожденных, таким же образом строится процесс восстановления (реабилитации) у детей-инвалидов, страдающих церебральными или спинальными параличами. Более просто и понятно это методическое правило можно сформулировать так: в каком бы исходном положении ни находился ребенок, движения должны выполняться по направлению «от темечка - к пяткам». Причем чем ниже двигательный режим (лежачий-ползательный-сидячий), тем актуальнее для занимающегося будут движения головой и руками, и наоборот, чем выше и вертикальней положение или поза подопечного, тем более значимыми становятся движения в тазовом поясе и нижних конечностях. Это правило образно названо «феноменом двух кувшинов»: чем горизонтальней расположен кувшин, тем больший прилив условной жидкости-энергии происходит к верхней части кувшина (горлышку); чем вертикальней стоит кувшин, тем больше жидкости (энергоносителей) концентрируется в нижней его части (рис. 5). Именно это естественное перераспределение энергии в человеческом теле в зависимости от его положения в пространстве и определяет методическую последовательность физических упражнений [Ефименко, 1999].
Пятая золотая формула двигательного развития детей дополняет и уточняет предыдущее правило: при работе над конечностями ребенка (руками, а затем ногами) первыми нужно выполнять движения в крупных, близлежащих к туловищу суставах (плечевых, тазобедренных), затем подключать средние и несколько отдаленные от туловища
суставы (локтевые, коленные), и наконец, задействовать самые мелкие и наиболее отдаленные от туловища суставы (кистевые, голеностопные и, соответственно, пальцы) (рис. 6).
Такая природная последовательность также определена особенностями строения и развития нервной системы человека (ребенка) - нервные двигательные пути идут от центра к периферии. Сигнал, посланный из коры головного мозга, по стволу мозга достигает шейного утолщения спинного мозга, где «перебрасывается» на периферические нервные окончания, иннервирующие руки. Если же упражняются нижние конечности - сигнал из коры головного мозга проходит по центральному мотонейрону до поясницы, где в соответствующем утолщении спинного мозга переключается на периферические нейроны, обеспечивающие чувствительность и двигательную активность ног.
Данная золотая формула убедительным образом подтверждается первыми двумя, суть которых для краткости можно выразить так: «начинать упражняться с детьми целесообразно от горизонтальных положений и следовать к вертикальным, от низких поз - к высоким». Так вот, чем ниже и горизонтальнее положение ребенка, тем более задействованы в движениях крупные, близлежащие к туловищу суставы - это наглядно видно при ползании по-пластунски и на низких четвереньках. С дальнейшей вертикализацией позы (например, при ползании на высоких четвереньках) в движениях задействуются более отдаленные от туловища суставы (кистевые).
В неврологии, ортопедии, ЛФК уже давно известно правило восстановления травмированной, паретичной конечности: от проксимальных (близлежащих к туловищу) отделов - к дистальным (отдаленным от туловища). Это еще один аргумент в пользу предлагаемого методического подхода.
Шестая золотая формула: чем ниже положение или поза ребенка во время его упражнения, тем более естественным для него будут относительно медленные, спокойные и плавные движения (в стиле «ползущего питона»), и наоборот, чем выше положение тела занимающегося (в ходьбе, беге, подскоках), тем более характерными для него должны стать относительно быстрые, «взрывные», ударно-баллистические движения (в стиле «скачущего коня») (рис. 7).
Рис. 5
1-П-Ш-1У
Рис. 4
Рис. 7
Рис. 8
X
Н
и
и
Данная закономерность позаимствована из зоологии. Примитивные классы животных (земноводные, пресмыкающиеся) имеют низкое расположение тела над поверхностью опоры, что оказывает ощутимое сопротивление при их перемещении - вот почему абсолютная скорость передвижения у них сравнительно низкая. У тех же видов животных, у которых имеются длинные и развитые конечности, а также более высокое расположение общего центра масс над опорой, скорость перемещения в пространстве в десятки раз больше. В своем эволюционном двигательном развитии от лежаче-горизонтированных положений к вертикальным основным движениям (как на одном физкультурном занятии, так и в течение учебного года) педагог должен правильно использовать соответствующие стили двигательно-игровой активности детей, обозначенные выше [Ефименко, 2005].
Седьмая золотая формула отражает еще одну интересную биологическую закономерность: чем ниже и горизонтальней положение тела человека, тем более естественным для него является расслабленный режим упражнений (напоминающий «брошенную на пол веревку»), и наоборот, чем выше и вертикальней положение тела относительно опоры, тем более напряженным должен быть режим мышечной деятельности (напоминающий «прочно стоящую колонну») (рис. 8).
В основе этого методического правила лежит уже давно известный в медицине ортостатический эффект, наблюдающийся у человека: в лежачем положении все жизненные функции (частота сердечных сокращений, частота дыхания, артериальное давление, мышечный тонус, тонус сосудов, гравитационное раздражение скелета, иррадиация возбуждения в коре головного мозга) снижаются до определенного минимума. И наоборот, в вертикальном положении все перечисленные выше показатели устремляются к максимальным значениям (сравните мышечное напряжение и пульс лежащего и стоящего человека). Другими словами, горизонтальные положения являются более пассивными и релаксационными (характерными для медитации), в то время как вертикальные положения по сути своей более активные, тонические, характерные для напряжения (концентрации).
Восьмая золотая формула двигательного развития детей: для крупных, близлежащих к тулови-
щу мышечных массивов (плечевых, груди, живота, спины, таза) естественными являются относительно медленные, спокойные, плавные движения; для мелких же и отдаленных от туловища мышц больше подходят быстрые, частые и хлесткие движения (рис. 9).
Эту закономерность можно объяснить «принципом баллистической волны», или «феноменом кнута» В.В. Клименко, открывшего этот феномен в легкой атлетике применительно к метанию снарядов (молота, копья, диска). Так, если отснять на видео, а затем проанализировать движение кнута в руках умелого пастуха, то откроются поразительные вещи: относительно медленное движение массивной рукоятки кнута посредством передачи кинетической энергии трансформируется в щелчок, похожий на пистолетный выстрел - скорость на кончике кнута в 15-20 раз превышает начальную скорость движения рукоятки! Ученый, открывший этот феномен, предложил рассматривать тело человека как условный кнут: туловище и таз в качестве рукоятки, а конечности - как кнутовище. Известный из школьной программы закон сохранения кинетической энергии гласит: чем больше масса тела в отдельно взятой замкнутой системе, тем меньше его скорость, и наоборот, чем меньше масса, тем больше скорость,
К тому же из анатомии известно, что в крупных мышцах человека преобладают красные, или медленные, мышечные волокна (миофибриллы), в то время как в мелких - белые, или быстрые, мышечные волокна. Все это и определяет выбор правильного режима мышечного сокращения для тех или иных групп мышц. Исходя изданной формулы, можно сразу же дать педагогам следующий методический совет: не делайте с детьми очень быстрых движений туловищем (позвоночником), а также в плечевых и тазобедренных суставах, особенно прямыми конечностями.
Научная новизна предлагаемого метода заключается в том, что впервые теоретически обоснован универсальный эволюционный метод двигательной реабилитации детей, имеющих различные двигательные нарушения. Сам филогенетический подход к двигательной реабилитации был значительно расширен и представлен для коррекционного физического воспитания в виде восьми «золотых формул» двигательного развития детей.
Представленное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Двигательная реабилитация детей с различными нозологиями должна осуществляться на основе эволюционного метода формирования двигательных функций: от примитивных («животных») двигательных контингентов в лежаче-ползательных проявлениях до более совершенных двигательных действий приматов в вертикальном ортоградном положении.
2. Реализация этого базового метода должна дополняться применением следующих методических постулатов двигательной реабилитации детей: корригировать двигательные функции детей необходимо от низких поз к высоким, по направлению «от головы (шеи) к ногам (ступням)», от позвоночного столба к пальцам рук и ног, от состояния расслабления и медленных движений в партерных положениях к состоянию напряжения и динамичным движениям в вертикализованных положениях; ближе к туловищу выполняются медленные движения, а в дистальных отделах конечностей - быстрые.
Библиографический список
1. Бернштейн Н.А. О построении движений. Медгиз, 1947. 255 с.
М.:
2. Ефименко Н.Н. Новые подходы к физическому
воспитанию и оздоровлению детей // Инструктор по физкультуре. 2011а. № 2.
С. 4-14.
3. Ефименко Н.Н. Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: авторская программа. Изд. 6-е, перераб. и доп. Таганрог: ПТ Нюанс, 20116. 68 с.
4. Ефименко Н.Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. 256 с.
5. Ефименко Н.Н. Эволюционный принцип как основополагающий в теории и практике физической культуры //Учебный год. Волгоград, 2005.
6. Семенова К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детским церебральным параличом. М.: Закон и порядок, 2007. 616 с.
7. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2005. 268 с.
8. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учеб. пособие. М.: Генезис, 2007. 479 с.
В
Н
и
ш
Р5