Научная статья на тему 'Методические аспекты развития рефлексивной культуры педагогов в процессе дополнительного профессионального образования'

Методические аспекты развития рефлексивной культуры педагогов в процессе дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методические аспекты / рефлексивная культура / дополнительное профессиональное образование / reflexive culture development teachers’ / professional training. / methodological aspects

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В. А. Кудинов, А. В. Аленченкова

В статье описаны основные методические аспекты рефлексивной культуры педагогов и возможные формы организации занятий, направленные на развитие рефлексивного потенциала учителей в процессе дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В. А. Кудинов, А. В. Аленченкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF REFLEXIVE CULTURE DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF TEACHERS‟ PROFESSIONAL TRAINING

The article reflects the main methodological aspects of reflexive culture development in the process of teachers’ professional training. The author describes the main activities aimed at development of the reflexive potential in the process of teachers’ professional training.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты развития рефлексивной культуры педагогов в процессе дополнительного профессионального образования»

УДК 378.02:372.8

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1 2 © 2015 В. А. Кудинов , А. В. Аленченкова

1докт. пед. наук, профессор кафедры программного обеспечения и администрирования информационных систем 2аспирант кафедры программного обеспечения и администрирования информационных систем e-mail: alenchenkova91@gmail. com

Курский государственный университет

В статье описаны основные методические аспекты рефлексивной культуры педагогов и возможные формы организации занятий, направленные на развитие рефлексивного потенциала учителей в процессе дополнительного образования.

Ключевые слова: методические аспекты, рефлексивная культура, дополнительное профессиональное образование

Процессы всемирной глобализации в единую образовательную систему требуют подготовки специалистов нового уровня, владеющих высоким уровнем рефлексивной культуры и способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора, умеющих прогнозировать возможные последствия принятых решений и готовых к постоянному личностному саморазвитию.

Вместе с тем отечественная система высшего профессионального образования переживает сложный этап в своем развитии, связанный с переходом на новые государственные образовательные стандарты, что влечет за собой повышение требований к качеству подготовки специалистов, обладающих высоким рефлексивным потенциалом.

В основе эффективного становления, развития и самосовершенствования современных профессионалов лежат рефлексивные процессы, способствующие эффективному решению типичных видов профессиональных задач в различных видах профессиональной деятельности.

Однако практика профессиональной подготовки в системе дополнительного образования свидетельствует о том, что уровень развития рефлексивной культуры не всегда позволяет современным кадрам правильно анализировать, оценивать и активно использовать свои профессиональные возможности для решений в сфере своей профессиональной деятельности и выведения их на новый качественный уровень, позволяющий свободно формировать индивидуальную образовательную траекторию в учебном, познавательном и воспитательном аспектах современного дополнительного профессионального образования.

Анализ учебной и методической литературы показал, что термин «рефлексия» в последнее время часто встречается в научных и методических исследованиях, публикациях и докладах. Рефлексивной деятельности посвятили свои труды И.А. Зимняя, Е.И. Пассов, В. А. Сластенин, Д.И. Фельдштейн и др.

Данный факт обусловлен тем, что современное профессиональное образование нацелено на реализацию компетентностной парадигмы, основанной на комплексном

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

формировании общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в постоянно меняющих условиях взаимодействия с различными социальными партнерами.

В педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. По мнению Е.Н. Солововой рефлексивное знание способно соединить разрыв между знанием как таковым и его применением, так как оно получается из анализа опыта как практических, так и мыслительных действий и включает плоскость видения, понимания, комплексного осмысления проблемы или ситуации и плоскость организации индивидуального и коллективного действия в ее рамках. Развитие рефлексивного мышления является актуальной задачей современной модели подготовки будущего профессионала [Соловова 2005: 15-16].

Педагогическая рефлексия применительно к современным задачам дополнительного профессионального образования выполняет следующие функции: позволяет осознанно планировать, регулировать и контролировать свое мышление, научно-исследовательскую и педагогическую деятельность, дает возможность оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую корректность, улучшает результаты решения научных методических и педагогических задач, помогает решать задачи, которые без ее применения решениям не поддаются.

Рефлексивная культура является фактором, обеспечивающим успешность формирования всех компетенций специалистов дополнительного образования -общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных, а также всех видов деятельности: образовательной, научно-исследовательской, проектировочной,

организаторской, коммуникативной, смыслотворческой, мотивационной,

коррекционной и других.

Развитие рефлексивной культуры педагогов в процессе дополнительного профессионального образования базируется на реализации следующих операций:

1. Произвольная остановка на предшествующей цели и переключение на новую цель с характерными для нее способами, средствами и условиями достижения.

2. Объективизация - создание целостной картины рефлексируемого объекта и использование полученных результатов для достижения поставленных целей в конкретных условиях профессиональной деятельности. Важнейшим условием данного этапа является сохранение содержания всех составляющих объекта рефлексии.

Профессиональная педагогическая деятельность представляет собой сложный феномен, который требует реализации различных видов рефлексии:

1) рефлексии целей, задач и специфики образовательной деятельности;

2) рефлексии содержания образовательной деятельности;

3) рефлексии условий реализации образовательной деятельности;

4) рефлексии интеллектуального состояния субъектов образовательного процесса;

5) рефлексии эмоционального состояния субъектов образовательного процесса.

Термин «рефлексия» входит в содержание термина «рефлексивная культура»,

который представляет собой интегральное образование, включающее в себя рефлексивную составляющую, обеспечивающую эффективное функционирование всех видов компетенций и всех видов деятельности в процессе дополнительного педагогического образования.

Термин «рефлексивная культура» включает в себя также номенклатуру умений, которые обеспечивают успешность реализации рефлексивного потенциала обучающихся. К данной группе рефлексивных умений представляется целесообразным отнести:

1) умение анализировать с различных сторон теоретические и практические

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34)

Кудинов В. А., Аленченкова А. В. Методические аспекты развития рефлексивной культуры педагогов

в процессе дополнительного профессионального образования

аспекты собственной педагогической деятельности и дать им объективную оценку с позиции складывающихся педагогических условий в процессе взаимодействия с различными субъектами образовательного процесса;

2) умение выявлять приоритеты среди широкой номенклатуры задач и находить наиболее эффективные способы их решения с учётом собственного личностного потенциала и потенциала образовательной среды;

3) умение применять различные виды компетенций для реализации собственного потенциала в теоретических и практических аспектах дополнительного профессионального образования в условиях взаимодействия и с отечественными и зарубежными социальными партнерами;

4) умение определять индивидуальную образовательную траекторию с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающегося, позволяющих ему создать оптимальные условия для его эффективной образовательной деятельности в краткосрочной и долгосрочной перспективе в системе дополнительного образования;

5) умение реализовать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в постоянно меняющихся условиях глобализации.

Развитие рефлексивной культуры обучающихся в процессе дополнительного профессионального образования предполагает вовлечение их в следующие формы организации занятий:

• практико-ориентированные аналитические тренинги;

• практико-ориентированные педагогические тренинги;

• дискуссии-пирамиды;

• международные онлайн семинары-конференции;

• микропреподавание;

• деловые игры;

• ролевые игры;

• профессионально ориентированные творческие проекты;

• контекстное обучение на основе взаимодействия с отечественными и зарубежными социальными партнерами.

Особое место в номенклатуре предлагаемых форм организации занятий отводится практико-ориентированным аналитическим тренингам, которые

способствуют рефлексивному анализу обучаемыми собственных действий, а также действий других участников и компонентов образовательного процесса.

Таким образом, на профессионально-ориентированных аналитических

тренингах необходимо использовать рефлексивные задания для развития умений продуцирования устного научного педагогического дискурса в узкоспециализированной педагогической сфере.

Такого рода задания помогают осознать собственную деятельность, оценить ее адекватность целям обучения и скорректировать дальнейшие действия, поскольку только осознанная собственная рефлексивная деятельность помогает в дальнейшем грамотно и корректно развивать общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции современного специалиста.

Как показывает практика, слушатели курсов повышения квалификации педагогических кадров могут грамотно и корректно вести научные беседы, анализируя факты, однако испытывают затруднения в приведении аргументов в защиту своей точки зрения, оперировании педагогической и методической терминологией на научно-практических конференциях и при оформлении отчетов, а также при обсуждении результатов своей деятельности. Причиной этому является тот факт, что на практических и семинарских занятиях не уделяется особого внимания анализу

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

содержания ведущих педагогических понятий применительно к специфике профессиональной деятельности слушателей.

Особое место в проведении практико-ориентированных аналитических тренингах должно уделяться анализу и оценке собственной деятельности на основе ведущих тенденций современного образования, собственного опыта и опыта других педагогов с применением четко сформулированной терминосистемы.

В процессе проведения рефлексивной деятельности обучающийся должен обратить внимание на формирование собственной готовности к поиску, разработке и применению новых технологий и приемов в профессиональном дополнительном образовании с учетом самых последних отечественных и зарубежных стандартов. В ходе реализации рефлексивной деятельности необходимо обращать особое внимание обучающихся на нормативно-правовую базу как отечественного, так и зарубежного дополнительного профессионального образования (например, обязательный анализ материалов Совета Европы и их возможное использование применительно к условиям современного Российского образования).

Эффективной формой организации занятий в процессе развития рефлексивной культуры специалистов в сфере профессионального образования являются международные проекты с привлечением социальных партнеров из различных стран мира.

Самоконтроль при реализации международных проектов предоставляет обучаемым возможности серьезно задуматься о собственном уровне профессиональной компетентности и имеющихся проблемах, найти пути их решения, соответствующие не только отечественным, но и международным стандартам.

Существует множество приемов работы для осуществления самоконтроля. Среди них приемы описательного и мониторингового характера, анкеты, вопросники, тесты, учебные портфолио, информационные и коммуникационные технологии.

При проведении самоконтроля в процессе развития рефлексивной культуры особое место отводится заданиям рейтингового характера, которые помогают обучающимся осознать уровень их профессиональной компетентности в избранной ими сфере деятельности.

Например, для оценивания рейтингового уровня сформированности иноязычных коммуникативных умений учителя иностранного языка может использоваться аудиозапись (видеозапись) собственных ответов. Как показывает практика, такой вид работы не только заинтересовывает и стимулирует обучаемых к собственной учебной деятельности, но и помогает исправить свои ошибки и ошибки своих коллег, позволяет определить перспективу дальнейшего совершенствования в указанной сфере.

Одним из путей развития рефлексивной культуры является составление обучающимися портфолио по различным аспектам их профессиональной деятельности. Данная форма деятельности в процессе развития рефлексивной культуры позволяет получить динамическую картину реализации учебного, развивающего, познавательного и воспитательного аспектов деятельности педагога в сфере дополнительного профессионального образования в условиях постоянно меняющихся требований и стандартов.

«Портфолио» может быть адаптирован практически к любой учебной, методической и научно-исследовательской деятельности, в зависимости от целей дополнительного профессионального образования и уровня обученности слушателей, их индивидуальных особенностей и индивидуального стиля учебной деятельности.

Следует отметить, что использование языкового портфолио заметно повышает мотивацию учащихся на всех этапах обучения за счет активизации их самооценки, усиливает ситуацию успеха в учебной деятельности, которая способствует

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34)

Кудинов В. А., Аленченкова А. В. Методические аспекты развития рефлексивной культуры педагогов

в процессе дополнительного профессионального образования

позитивному самоутверждению личности.

Библиографический список

Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. М: Логос, 2001. 384 с. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. М.: Школа-Пресс, 1998. 512 с.

Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 2005.

239 с.

Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Психолого-педагогический поиск. 2010. №2 (14). С. 11-20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.