Научная статья на тему 'Содержание понятия «Развитие рефлексивной культуры» применительно к процессу дополнительного профессионального образования педагога'

Содержание понятия «Развитие рефлексивной культуры» применительно к процессу дополнительного профессионального образования педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1191
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ КУЛЬТУРЫ / REFLEXIVE CULTURE DEVELOPMENT / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ / ADDITIONAL PROFESSIONAL TEACHERS'' TRAINING / РЕФЛЕКСИВНЫЕ УМЕНИЯ / REFLEXIVE SKILLS / РЕФЛЕКСИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / REFLEXIVE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аленченкова Анастасия Владимировна

Статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов развития рефлексивной культуры в процессе дополнительного профессионального образования педагогов. В статье детально анализируется содержание понятий «культура», (рефлексия», (рефлексивная культура». Особое место отводится описанию компонентного состава понятия ((профессиональная рефлексивная культура» применительно к специфике подготовки педагога в процессе дополнительного профессионального образования. Автор подробно останавливается на наиболее значимых умениях, обеспечивающих высокий уровень развития рефлексивной культуры, педагога дополнительного профессионального образования. Среди указанных умений в статье представлены, следующие: умение анализировать с различных сторон теоретические и практические аспекты собственной педагогической деятельности, умение выявлять приоритеты среди широкой номенклатуры целей, умение применять различные виды компетенций для реализации собственного потенциала, умение определять свою образовательную траекторию в постоянно меняющихся условиях глобализации. В статье уделяется особое внимание рассмотрению форм организаций занятий, обеспечивающих эффективность развития рефлексивной культуры I педагогов в процессе дополнительного профессионального образования. К наиболее значимым из них относятся следующие: практике-ориентированные аналитические тренинги, практико-ориентированные педагогические тренинги, дискуссии-пирамиды, международные онлайн семинары-конференции, деловые игры, ролевые игры, профессионально-ориентированные творческие проекты и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF THE NOTION "REFLEXIVE CULTURE DEVELOPMENT" IN THE PROCESS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL TEACHERS TRAINING

The article is devoted to the theoretical aspects of the reflexive culture development in the process of additional professional training of teachers. The article contains the detailed description of the notions "culture", "reflection", "reflexive culture". The most important components of the reflexive culture are represented in the article. The level of the reflexive culture development depends on the group of reflexive skills such as: analyzing theoretical and practical aspects of personal didactic activity, defining priorities among the wide range of professional goals, using different competences in the process of personal development potential, determining of the personal professional trajectory within the globalization. The article contains the description of main organizational forms of the activities, aimed at the reflexive culture development in the process of additional professional teachers' training. The author considers that the most efficient activities in this connection include practice-oriented analytical training practice-oriented pedagogical training, discussions, international on-line conferences and seminars, business games, role-playing games, professionally oriented creative projects and others.

Текст научной работы на тему «Содержание понятия «Развитие рефлексивной культуры» применительно к процессу дополнительного профессионального образования педагога»

УДК 378.02:372.8 ББК 74.4

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ КУЛЬТУРЫ» ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПРОЦЕССУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА

I А.В. Аленченкова

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов развития рефлексивной культуры в процессе дополнительного профессионального образования педагогов. В статье детально анализируется содержание понятий «культура», (рефлексия», «рефлексивная культура». Особое место отводится описанию компонентного состава понятия «профессиональная рефлексивная культура» применительно к специфике подготовки педагога в процессе дополнительного профессионального образования. Автор подробно останавливается на наиболее значимых умениях, обеспечивающих высокий уровень разви-тиярефлексивной культуры педагога дополнительного профессионального образования. Среди указанных умений в статье представлены следующие: умение анализировать с различных сторон теоретические и практические аспекты собственной педагогической деятельности, 50 умение выявлять приоритеты среди широкой номенклатуры целей, умение применять различные виды компетенций для реализации собственного потенциала, умение определять свою образовательную траекторию в постоянно меняющихся условиях глобализации. В статье уделяется особое внимание рассмотрению форм организаций занятий, обеспечивающих эффективность развития рефлексивной культуры педагогов в процессе дополнительного профессионального образования. К наиболее значимым из них относятся следующие: практико-ориен-тированные аналитические тренинги, практико-ориентированные педагогические тренинги, дискуссии-пирамиды, международные онлайн семинары-конференции, деловые игры, ролевые игры, профессионально-ориентированные творческие проекты и другие.

Ключевые слова: развитие рефлексивной культуры, дополнительное профессиональное образование педагогов, рефлексивные умения, рефлексивные виды деятельности.

THE CONTENT OF THE NOTION

"REFLEXIVE CULTURE DEVELOPMENT" IN THE PROCESS

OF ADDITIONAL PROFESSIONAL TEACHERS TRAINING

I A.V. Alenchenkova

Abstract. The article is devoted to the theoretical aspects of the reflexive culture development in the process of additional professional training of teachers. The article contains the detailed description of the notions "culture", "reflection", "reflexive culture". The most important components of the reflexive culture are represented in the article. The level of the reflexive culture development depends on the group of reflexive skills such as: analyzing theoretical and practical aspects of personal didactic activity, defining priorities among the wide range of professional goals, using different competences in the process of personal development potential, determining of the personal professional trajectory within the globalization. The article contains the description of main organizational forms of the activities, aimed at the reflexive culture development in the process of additional professional teachers' training. The author considers that the most efficient activities in this connection include practice-oriented analytical training practice-oriented pedagogical training, discussions, international on-line conferences and seminars, business games, role-playing games, professionally oriented creative projects and others.

Keywords: reflexive culture development, additional professional teachers' training, reflexive skills, reflexive activities.

Успешность педагогической деятельности определяется уровнем развития рефлексивной культуры, которая является важнейшим фактором решения педагогических задач в процессе дополнительного профессионального образования.

Актуальность овладения рефлексивной культурой педагогом в процессе его дополнительного образования обусловлена существующим противоречием между необходимостью разработки теоретических и технологических аспектов развития рефлексивной культуры в данной сфере и недостаточной изученностью особенностей реализации указанных аспектов в условиях введения новых образовательных стандартов.

В современном стандарте дополнительного профессионального об-

разования подчеркивается актуальность овладения рефлексивной составляющей деятельности, которая выводит современного педагога на новый уровень профессионального развития, позволяющий ему своевременно отреагировать на вызовы XXI века и эффективно осуществлять свою деятельность в соответствии с современными мировыми требованиями [1, с. 5].

Цель данной статьи — рассмотреть теоретические аспекты развития рефлексивной культуры обучающихся в процессе дополнительного профессионального образования. Указанная цель требует решения следующих задач:

• рассмотреть содержание терминов «культура», «рефлексия», «рефлексивная культура»;

51

52

• детально представить содержание понятия «профессиональная рефлексивная культура» применительно к подготовке педагога в процессе дополнительного профессионального образования;

• представить основные теоретические положения, обеспечивающие эффективность развития рефлексивной культуры обучающихся в процессе дополнительного профессионального образования.

Основополагающим термином в понятии «рефлексивная культура» является термин «Культура».

«Культура — (от лат. cultura — возделывание, обрабатывание):

1) в широком смысле — все, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду людей в отличие от явлений природы;

2) в более узком смысле — идейное и нравственное состояние общества, определяемое материальными, условиями жизни общества и выражаемое в его быте, идеологии, образовании и воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы» [2, с. 382].

Культура (от *лат. "cultura" — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) характеризует особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни [3, с. 271].

Культура включает в себя не только предметные результаты деятельности людей, но и субъективные человеческие способности, реализуемые в деятельности (знания и умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества).

Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека. Она «изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором он живет» [4, с. 220].

Одним из спрособов выражения культуры является профессиональная деятельность человека. Выполнение любой профессиональной деятельности требует высокого уровня рефлексивной культуры. Данное положение представляется особо значимым применительно к процессу дрополнитель-ного професстионального образования педагогов, становление и развитие которых происходит при овладении профессиональной культурой. Процесс овладения профессиональной культурой невозможен без высокого уровня рефлексии. Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия — одно из ключевых понятий философского дискурса о человеке, характеризующее форму его умственной деятельности, которая направлена на осмысление своих собственных действий, культуры и ее оснований; деятельность самопознания, раскрывающая специфику душевно-духовного мира человека. Рефлексия в конечном итоге есть осознание практики, мира культуры и ее модусов — науки, искусства, религии и самой философии. В этом смысле рефлексия есть способ определения и метод философии, а философия — рефлексия самого разума. Рефлексия мышления над предельными основами знания и жизнедеятельности человека составляет собственно предмет философии.

Рефлексия имеет свои особые задачи — развитие внутреннего мира

человека, постановку перед личностью предельных философских вопросов и поиск ответов на них; осознание своих переживаний, связанных с отношением к жизни, свободе, другим людям, к себе [5, с. 201].

Анализ философских и педагогических исследований, посвященных рассмотрению различных аспектов рефлексии, свидетельствует о том, что рефлексия должна рассматриваться в педагогическом процессе как размышление над собственными умственными действиями и психическими состояниями в процессе педагогической деятельности.

Представляется значимой точка зрения А.А. Бодалева, который считает, что в процессе педагогической деятельности рефлексия является существенной составляющей, которая характеризуется как специфическое качество познания человека человеком. Данное положение представляется особенно актуальным в связи с организацией педагогической коммуникации, которая является формой отражения рефлексии и каналом формирования рефлексии в процессе взаимодействия педагогов с субъектами образовательной деятельности.

Особую значимость для данного исследования имеют исследования Б.З. Вульфова, который отмечает необходимость постоянного развития рефлексии в процессе профессиональной образовательной деятельности. Ученый подчеркивает, что рефлексия является важнейшим педагогическим ключом в образовательной деятельности. Рефлексия формируется через опыт образовательной деятельности. Если этот опыт образовательной деятельности обдуман, осмыслен, то повышается

результативность и мотивация обучения в образовательном процессе, удовлетворенность результатом у студентов и у педагога [6, с. 54].

Принимая во внимание специфику данного исследования, представляется особо значимой точка зрения Розина, который считает, что рефлексивная позиция человека является фактором формирования и развития рефлексивной позиции — выступает одним из факторов становления личности.

Теоретическими предпосылками рассмотрения проблемы формирования рефлексивной культуры в процессе дополнительного образования являются исследования Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в которых рефлексия рассматривается в рамках теоретического мышления как «умение субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия».

Стержневым компонентом структуры личности педагога в процессе дополнительного образования является ее рефлексивная позиция, непосредственно связанная с потребностями и способностями чело- 53 века, рациональной (когнитивной) и иррациональной (эмоциональной) сферой. Ядро рефлексивной позиции составляют ценностные ориентации личности, подкрепленные волевым компонентом. Рефлексивная позиция личности — это основанная на сформированных ценностных ориентаци-ях готовность субъекта к осмыслению окружающей деятельности и себя, а также готовность к последующей сознательной активности, направленной как вовне, так и на саморазвитие.

В процессе дополнительного профессионального образования педагогов рефлексия рассматривается

54

как деятельность самопознания, направленная на раскрытие профессионального потенциала педагогов.

В ходе дополнительногопрофес-сионального образования у слушателей формируются следующие виды рефлексии:

1) интеллектуальная рефлексия, определяющая разрешение проблем-ности ситуации;

2) личностная рефлексия, обеспечивающая преодоление конфликтности мыслительного поиска;

3) коммуникативная рефлексия, определяющая взаимопонимание общающихся партнеров;

4) кооперативная рефлексия, связанная с координацией совместных усилий партнеров по коллективной работе [7, с. 36].

Проведя многоаспектный анализ педагогический, психологических и методологических исследовании, посвященных проблеме рефлексии, можно сказать, что степень разработанности данного феномена достаточно высока.

На современном этапе развития профессионального образования рефлексия рассматривается как один из важнейших факторов, определяющих успешность гуманизации образовательного процесса. Особое внимание сегодня уделяется рассмотрению прикладных аспектов рефлексии в педагогике (Б.З. Вульфов, В.Г. Богин, В.Н. Харькин). В современных психологических исследованиях рефлексия трактуется как компонент теоретического мышления (А.Н. Алексеев, О.С. Анисимов, С.Л. Рубинштейн и др.), как единица умственного действия (В.В. Давыдов) и эвристического решения (Ю.Н. Кулюткин), уровня мыслительного процесса (И.Н. Семенов), а также как осозна-

ние способов или оснований и трудностей мыслительной деятельности (Я.А. Пономарев).

Рефлексия обеспечивает эффективность педагогического мышления, которое строится на следующих методах познания — дедукция, индукция, анализ, синтез, другие формальные методы операций с понятиями.

Необходимо отметить, что «рефлексия» и «рефлексивная культура» — не разнозначные понятия. Рефлексия — это психологическая составляющая деятельности человека. Рефлексивная культура придает рефлексивным процессам целенаправленный оформленный организованный характер и рассматривается в контексте социокультурной образовательной реальности.

Рефлексивная культура — это интегральные качества личности, включающие в себя самооценку и возможность анализа качеств индивида: его мировоззрение, идеалы, способности, направленность, эмоциональные, интеллектуальные и волевые черты, потребности, мотивы в контексте осуществления образовательной деятельности.

Рефлексивная культура предполагает ответы на следующие вопросы:

• Правильна ли моя жизненная позиция?

• Каков я сейчас и каким был раньше?

• Каким я хочу стать?

• Каков мой идеальный «Я-об-раз» и что мне требуется для его достижения?

• Как я могу удовлетворить свою потребность в стремлении к самореализации, самосовершенствовании?

Рефлексивная культура является важнейшим фактором становления и развития педагога в процессе дополни-

тельного образования. Рефлексивная культура педагога дополнительного профессионального образования развивается на основе теоретической и практической подготовки в профессиональной сфере при формировании внутренних ценностей через самоанализ, самооценку и самопонимание педагога в процессе его профессионального становления и развития.

Рефлексивная культура определяется как способность к прогнозированию результатов своих действий и позволяет выявить, оценить и обобщить наиболее значимые признаки процесса с целью достижения его качественных изменений, профессионального и личностного усовершенствования.

Высокий уровень развития рефлексивной культуры применительно к современным задачам дополнительного профессионального образования способствует реализации следующих задач: позволяет осознанно планировать, регулировать и контролировать свое мышление, научно-исследовательскую и педагогическую деятельность, дает возможность оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую корректность, улучшает результаты решения научных методических и педагогических задач, помогает решать задачи, которые без ее применения решению не поддаются.

Рефлексивная культура является фактором, обеспечивающим успешность формирования всех компетенций — общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных — специалистов дополнительного образования, а также всех видов деятельности: образовательной, научно-исследовательской, проектировочной, организаторской, коммуникативной, смыслотворческой, мотиваци-онной, коррекционной и других.

Высокий уровень развития рефлексивной культуры педагога дополнительного профессионального образования предусматривает наличие у обучающихся следующих умений:

1) умение анализировать с различных сторон теоретические и практические аспекты собственной педагогической деятельности и дать им объективную оценку с позиции складывающихся педагогических условий в процессе взаимодействия с различными субъектами образовательного процесса.

2) умение выявлять приоритеты среди широкой номенклатуры задач и находить наиболее эффективные способы их решения с учетом собственного личностного потенциала и потенциала образовательной среды.

3) умение применять различные виды компетенций для реализации собственного потенциала в теоретических и практических аспектах дополнительного профессионального образования в условиях взаимодействия и с отечественными и зарубежными социальными партнерами.

4) умение определять индивидуальную образовательную траекторию с 55 учетом индивидуальных особенностей

и возможностей обучающегося, позволяющих ему создать оптимальные условия для его эффективной образовательной деятельности в краткосрочной и долгосрочной перспективе в системе дополнительного образования.

5) умение реализовать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в постоянно меняющихся условиях глобализации.

Развитие рефлексивной культуры обучающихся в процессе дополнительного профессионального образования предполагает вовлечение их в следующие формы организации занятий:

56

• практико-ориентированные аналитические тренинги;

• практико-ориентированные педагогические тренинги;

• дискуссии-пирамиды;

• международные онлайн семинары-конференции;

• микропреподавание;

• деловые игры;

• ролевые игры;

• профессионально-ориентированные творческие проекты;

• контекстное обучение на основе взаимодействия с отечественными и зарубежными социальными партнерами.

Таким образом, рефлексивная культура педагогов дополнительного профессионального образования способна соединить разрыв между знанием как таковым и его применением, так как оно получается из анализа опыта как практических, так и мыслительных действий и включает плоскость видения, понимания, комплексного осмысления проблемы или ситуации и плоскость организации индивидуального и коллективного действия в ее рамках. Развитие рефлексивной культуры это непрерывный процесс, успешность реализации которого зависит от правильности выбора форм организации занятий.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сластенин, В.А. Педагогическое образование: вызовы XXI века. Доклад на международной научно-практической конференции «Педагогическое образование:

вызовы XXI века» [Текст] / В.А. Сластенин. - М.: МАНПО, 2010.

2. Лехин, И.В. Словарь иностранных слов [Текст] / И.В. Лехин, Ф.И. Петров. - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1955.

3. Фролов, И.Т. Философский словарь [Текст] / И.Т. Фролов. - М.: Изд-во «Республика», 2001.

4. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество [Текст] / П.А. Сорокин. - М.: Изд-во политической литературы, 1992.

5. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности [Текст] /

B.С. Мерлин. - М.: Педагогика, 1986.

6. Вульфов, Б.З. Педагогика рефлексии [Текст] / Б.З. Вульфов. - М.: Изд-во «Магистраль», 1995.

7. Семенов, И.Н. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности [Текст] / И.Н. Семенов,

C.Ю. Степанов // Вопросы психологии. -1983. - № 2. - С. 35-42.

REFERENCES

1. Frolov I.T., Filosofskiy slovar, Moscow, 2001. (in Russian)

2. Lehin I.V., Petrov F.I., Slovar inostrannyh slov, Moscow, 1955. (in Russian)

3. Merlin VS., Ocherk integralnogo issledovanija individualnosti, Moscow, 1986. (in Russian)

4. Semenov I.N., Stepanov S.Yu., Ref^s^ v organizacii tvorcheskogo myst^^ i samorazvitijа lichnosti, Voprosy psihologii, 1983, No. 2, pp. 35-42. (in Russian)

5. Slastenin V.A., Pedagogicheskoe obra-zovanie: vyzovy XXI veka, Tezisy mezhdun-arodnoi nauchno-prakticheskoi konferencii "Pedagogicheskoe obrazovanie: vyzovy XXI veka", Moscow, 2010. (in Russian)

6. Sorokin P.A., Chelovek. Civilizacija. Obsh-estvo, Moscow, 1992. (in Russian)

7. Vulfov B.Z., Pedagogika refleksii, Moscow, 1995. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аленченкова Анастасия Владимировна, аспирантка, кафедра программного обеспечения и администрирования информационных систем, Курский государственный университет, alenchenkova91@gmail.com Alenchenkova A.V., Post-graduate Student, Software and Information System Administration Department, Kursk State University, alenchenkova91@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.