Научная статья на тему 'Методические аспекты разработки стратегии социального развития Камчатского края'

Методические аспекты разработки стратегии социального развития Камчатского края Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
102
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ РЕГИОНА / СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / ТАКСОНОМИЯ РАЙОНОВ / SOCIAL STRATEGY IN THE REGION / SOCIAL GROUPS / REGION TAXONOMY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Клиппенштейн Елена Валериевна

Разработка социальной стратегии требует индивидуализации технологий при продвижении идей общественного обустройства для каждой социальной группы посредством формирования целевых программ как со специфической содержательной окраской, так и со специфическим инструментальным арсеналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological aspects of development strategy for Kamchatka social development

The development of social strategy requires individualization of technology in advancing the social arrangement for each social group through the creation of special programs, as with specific color content, and with a specific tool arsenal.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты разработки стратегии социального развития Камчатского края»

УДК 316.42(571.66)

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Е.В. Клиппенштейн

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003

email: klivvenshtein [email protected]

Разработка социальной стратегии требует индивидуализации технологий при продвижении идей общественного обустройства для каждой социальной группы посредством формирования целевых программ как со специфической содержательной окраской, так и со специфическим инструментальным арсеналом.

Ключевые слова: социальная стратегия региона, социальные группы, таксономия районов.

Methodological aspects of development strategy for Kamchatka social development. E.V. Klippenshtein (Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003).

The development of social strategy requires individualization of technology in advancing the social arrangement for each social group through the creation of special programs, as with specific color content, and with a specific tool arsenal.

Key words: social strategy in the region, social groups, region taxonomy.

Объектом стратегического планирования социально-экономического развития региона выступают все отрасли и сферы его жизнедеятельности, а также протекающие в границах его территории экономические и социальные процессы. Соответственно стратегический процесс трансформации территориальной организации общества не должен оцениваться только по критериям экономической эффективности. Необходимо также учитывать бюджетную, социальную, экологическую эффективность. Региональная социальная стратегия должна быть ориентирована на не выравнивание потребления, а выравнивание трудовой активности - сближение внутри региональных показателей занятости и производительности труда.

Таким образом, целями региональной социальной стратегии должны быть:

- сбалансированное демографическое развитие региона на основе обеспечения занятости, необходимого набора социальных услуг и качества окружающей среды;

- стимулирование экономической активности при условии поддержания необходимого баланса между районами региона;

- создание системы демократических процедур, предполагающих участие граждан в разработке и реализации стратегии.

Осознание региональным сообществом необходимости регулирования социального неравенства, социально-классовых отношений, воспроизводства человеческих ресурсов и реализация этой необходимости в реальной практике в различных формах и на основе использования комплекса различных механизмов представляет собой способность общества в лице своих разнообразных субъектов брать на себя ответственность за собственное состояние.

При разработке социальной стратегии необходимо руководствоваться социальными механизмами достижения согласия между всеми ее участниками, то есть социальными субъектами стратегии. Функциональное согласие социальных субъектов закрепляется в нормах, в том числе и правовых, утвержденных стратегией развития территории и стратегическим планом, в которых они могут быть рассмотрены в качестве механизма оценки и регулятора взаимодействий между участниками стратегии. Система норм, которые должны соблюдать члены группы, вырабатывается на основе статусных традиций и в соответствии с функциональными условиями сотрудничества. Нормы формируются постепенно в процессе взаимодействия социальных субъектов, которое ведет к эффективным действиям и способствует устойчивости, стабильности в развитии территории.

На наш взгляд, эффективными нормы могут быть лишь в том случае, если они: во-первых,

внутренне не противоречивы; во-вторых, не противоречат моральными нормам; в-третьих, не противоречат друг другу. Противоречивые нормы трудно исполнимы, вызывают социальное напряжение, повышают уровень конфликтности в обществе. Формирование норм требует идеологического обоснования. Идеология как нормативный регулятор взаимодействий в обществе определяет идею, на основе которой происходит сознательное, целенаправленное упорядочение взаимодействий и взаимоотношений [1]. Стратегические цели развития региона, являясь методологической базой формирования целей социальной стратегии должны стать и ее идеологической базой. В этом смысле главной задачей является вовлечение всех групп населения в процесс разработки и реализации социальной стратегии региона.

Функционально-целевое согласие изначально возникает тогда, когда зависимость между социальными субъектами осознается, цели логичны и не противоречат друг другу, способы достижения целей воспринимаются как ценностно-приемлемые и допустимые. Такое согласие формируется на основе действий социальных субъектов, направленных на выработку согласованных целей и способов их достижения через взаимное сочетание интересов.

Структурно-функциональное согласие формируется в процессе совместной и трудовой деятельности людей, когда происходит естественное распределение обязанностей, закрепляемых как функции. Усложнение социальной жизни приводит к усложнению функции и необходимости их группировки и соответственно - формированию определенной социальной структуры. На основе функционального согласия формируется социальная структура как совокупность социальных организаций (экономических, политических, культурных и т. д.). Каждый структурный элемент создается для реализации определенной социально значимой функции или ряда функций. Социальная структура характеризуется функциональным единством взаимосвязанных элементов, обусловливающим относительно устойчивые характеристики как самих элементов, так и связей между ними. Для нормального существования общества необходимо структурно-функциональное соответствие. Оно выступает условием стабильности, устойчивости в обществе.

Однако следует понимать, что упорядочивание социальных взаимодействий осуществляется за счет установления структурно-функционального соответствия элементов социальной системы, баланса интересов и целей социальных групп и соответствия структуры и функциональноролевого исполнения. Заинтересованность социальных субъектов друг в друге влечет за собой уступки, терпимость и сдержанность в оценках и действиях, признание прав и свобод друг друга, учет ожидаемых действий и поведения. Речь идет о формировании функционально-договорного согласия, достижение которого возможно, если есть относительное равенство возможностей сторон в выражении общей воли, направленное на достижение общей цели.

Процесс формирования целей зависит от иерархии ценностей, особенностей социальной группы, а также от социальной, экономической ситуации, в условиях которой взаимодействуют социальные субъекты. Причем в одной и той же ситуации они действуют по-разному в соответствии с их функциональным предопределением и местом в социальной структуре. Уровень функционального согласия между социальными субъектами различен в разных социальных системах. Однако анализ показывает, что можно выделить некоторые общие признаки функционально-целевого согласия в обществе:

- общество функционирует устойчиво и стабильно, для него характерно постепенное развитие социальной системы;

- правовые ценности, действующие в обществе, не противоречат моральным;

- имеется единая социальная цель, отсутствуют коренные расхождения в интересах, целях между основными социальными субъектами;

- налицо структурно-функциональное и функционально-ролевое соответствие;

- преимущественно наблюдается соответствие между ролевым ожиданием и ролевым исполнением;

- договоры, соглашения между социальными субъектами соответствуют действующим правовым нормам;

- возникающие конфликты разрешаются законными, мирными способами (компромисс, убеждение, переговорный процесс и т. д.).

Таким образом, при разработке социальной стратегии региона следует руководствоваться необходимостью обеспечения функционально-целевого согласия между всеми социальными субъектами социальной стратегии. При этом должен учитываться долгосрочный характер формирования функционально-целевого согласия и его динамичность вследствие изменений ситуации.

Согласие социальных субъектов с функциями и местом в процессе реализации социальной

60

стратегии, приоритетными ценностями, господствующими в нем, наличие общих интересов и целей, при непротиворечивости интересов и целей частных, способствуют достижению функциональнодоговорного согласия между всеми участниками. Наличие общих целей позволяет объединить различные группы и создать между ними отношения сотрудничества, при котором социальные субъекты стремятся скоординировать свои интересы, ценности и цели, согласовать частные интересы между собой и с общественными интересами в направлении формирования устойчивой, сбалансированной социальной структуры общества. В результате достигается оптимальный уровень социального неравенства, обеспечивается благоприятный морально-политический климат и формируются необходимые условия для воспроизводства и развития человеческого потенциала.

Совокупность норм и ценностей определяет содержание нормативного управления, для которого характерно три уровня: оперативное управление, стратегическое управление и

собственно нормативное управление. Рассматривая социальные нормативы как социологические технологии для характеристики оптимального состояния социального развития, следует выделить два типа норм, которые они в себя включают:

1) нормы, регулирующие управленческую деятельность, процесс управления;

2) нормы, регулирующие социальные процессы, которые направлены на воспроизводство самого сообщества как целостной социальной системы.

Позиция региональных властей в регулировании территориальных воспроизводственных процессов должна быть направлена на обеспечение достойных условий жизни и благосостояния всех членов сообщества за счет расширения социальных функций посредством использования множества рычагов воздействия на социально-экономическую сферу. С помощью мер регулирующего воздействия, поддерживающих частную инициативу и ответственность граждан, в социально-ориентированном регионе возможно создание условий для обеспечения справедливости в сочетании частных интересов и интересов всего сообщества через механизмы рынка, не допуская высокого социального расслоения и сильных разрывов в уровне жизни населения территории. В процессе формирования и реализации социальной стратегии региона в контексте социоструктурных изменений должны постепенно отрабатываться и закрепляться основные формы вмешательства местных властей (правовое и финансовое регулирование, перераспределение ресурсов территории и производство социальных услуг), институционализации способов и механизмов регулирования социальных отношений, среди которых нами выделены:

- перераспределение и регулирование доходов и заработной платы;

- регулирование занятости и безработицы; поддержка частной инициативы и малого предпринимательства;

- развитие обязательного социального страхования, систем социального обеспечения и помощи малоимущим и нетрудоспособным;

- корпоративное местное самоуправление.

Необходимо обратить внимание на то, что социальные изменения затрагивают интересы множества социальных групп, которые отличаются разнообразием. Вследствие этого возможно появление конфликтов интересов различных групп. Разработка социальной стратегии требует индивидуализации технологий при продвижении социальных идей, идей общественного обустройства для каждой социальной группы посредством формирования целевых программ, как со специфической содержательной окраской, так и со специфическим инструментальным арсеналом.

Общепризнанным является подход к программе как комплексу социально-экономических, производственных, научно-исследовательских, организационных и других заданий и мероприятий, направленных на решение конкретной проблемы, с четким определением ресурсов, исполнителей и сроков осуществления. Проблемным является вопрос, решение которого сопряжено с преодолением определенного барьера развития, поиском нестандартных путей, координацией действий многих субъектов и согласованием их интересов [2].

Содержание отношения «проблема - программа» может быть раскрыто на основе организационно-деятельного подхода, фиксирующего основные методологические позиции проектирования развития системного объекта. Основные технологические этапы программной деятельности и их содержание представлены в таблице.

Содержание основных технологических этапов программной деятельности

Параметры и их содержание Этап

анализ ситуации целеполагание (концептуирование) целеопределение (стратегирование) целереализация (программирован ие) мониторинг

Назначение Определение современного состояния системы Создание образов будущего как желательных (идеальных) состояний системы Разработка основных средств достижения системы Выбор тактических средств достижения цели Контроль за организацией системы

Факторы Наличный объект Ценности, нормы системы Магистральные направления развития системы Проблематизация, отбор приоритетных проблем Оценка изменений в системе, их последствий

Ключевые признаки описания (атрибуты содержания) Описание объекта: состав, структура, функции, тенденции процессов в подсистемах, сильные и слабые места в системе, внешние возможности и затруднения Образцы будущего в форме прогнозов, включающие: пределы (рост показателей развития); варианты процессов; альтернативы; качественные скачки, области прорыва Направления развития как результат декомпозиции цели - совокупность задач. Источники развития -новообразования, организующие процесс Приоритетные проблемы, решаемые программно. Структуризация видов программной деятельности, связанной с формированием подсистем Показатели траектории развития, ведущие процессы подсистем. Срезы состояния подсистем: допрограммного, прогнозного, постпрограммного

Результат (на выходе) Оценка прогрессивных изменений в системе Развернутое представление цели развития в виде прогноза Стратегические задачи развития. Ключевые средства решения задач Комплекс мероприятий и заданий, согласованных по ресурсам, срокам, показателям и исполнителям Оценка эффективности программной деятельности

Анализ ситуации включает в себя определение исходной базы будущего, его современных условий, зон воздействия деятельности управляющей системы (субъекта управления). На выходе из анализа производится оценка общественных изменений в системе, дающая представление о линиях «прогресса»; формулируются установки (наказы). Данная технология построена на принципах системного и организационно-деятельного подхода и представляется наиболее продуктивной при разработке основных программных документов регионального регулирования социального развития.

Региональная система управления не имеет возможности достаточно эффективно использовать экономическую группу стимулов, вследствие чего снижается возможность воздействия на социально-экономические процессы. Это в свою очередь приводит к возрастанию разного рода санкций, ужесточению контроля в общем объеме и содержании управленческого воздействия. Алгоритм процесса разработки социальной стратегии региона представлен на рис. 1. Большое значение при этом приобретает адресность субъекта оказания помощи. Анализ показывает, что существует дифференциация условий социально-экономического развития отдельных административно-территориальных образований Камчатского края по ряду параметров

[3].

Авторский подход основан на признании решающей роли функционирования социального механизма в регулировании экономики региона. Способом такого регулирования является активность субъектов, их деятельность и поведение в экономической и социальной сферах, которые детерминируются социально-демографическими, квалификационными, социальнопсихологическими характеристиками, состоянием экономического сознания и творческого мышления субъектов, их экономическими интересами и социальными стереотипами, которые и определяют экономическое поведение.

Это откладывает отпечаток на учет региональных особенностей при проведении социальных реформ, а также обусловливает необходимость определения специфики текущего состояния, условий и факторов, характеризующих тенденции социального развития локальных территорий. С этой целью необходимо осуществление таксономии территорий региона на основе отбора и систематизации параметров, в наибольшей степени пригодных для классификации частей края по признакам адаптации к рыночным преобразованиям и другим аспектам социально-экономической ситуации (рис. 2).

Таксономия осуществляется в процессе разработки социальной стратегии региона. Во втором разделе работы предпринята попытка проведения первой и второй стадий таксономии районов региона на основе результатов проведенного автором описательного исследования. Полученные данные позволили выделить в структуре населения определенные социальные группы с характерными социальными процессами, локализованные местом проживания: городская агломерация, сельские районы с монопроизводственной структурой, специализирующейся на освоении водных биоресурсов, сельские районы с сельскохозяйственной специализацией, районы проживания народностей Севера.

Проделанный анализ соответствует первому этапу разработки социальной стратегии -анализу ситуации. Для реализации третьей стадии необходимо проведение дополнительно аналитического социологического исследования для углубленного изучения не только структуры локальных социальных сообществ отдельных территорий, но и определения причинного характера связей между характеристиками каждого сообщества. Методами сбора необходимой социологической информации могут быть различные формы опросов, анализ документов.

На основе полученных данных выявляются факторы, определяющие черты и характеристики происходящих социальных процессов, ценности, нормы и позиции каждого локального сообщества. Классификация выявленных факторов на основные и неосновные, временные и постоянные, управляемые и неуправляемые позволит дать оценку «за» (способствующие, стимулирующие) или «против» (тормозящие, препятствующие) социального развития. Без полученных данных невозможно концептуирование социальной стратегии и формирование ее цели.

Стратегирование предполагает путем декомпозиции цели для каждой социальной группы формирование стратегических задач, решение которых может быть достигнуто посредством использования определенных технологий. Причем задачи должны иметь количественные ориентиры и соответствующие критерии, с помощью которых можно контролировать изменения социальных процессов. Подразумевая под свойствами социальной технологии тиражируемость

и измеряемость социального эффекта (его ощутимость), направленность идентичного технологического воздействия на различные сообщества возможна при идентичности целей и схожих факторах социального саморазвития. Поэтому на четвертой стадии и необходима вторичная таксономия районов с учетом возможностей их дальнейшего развития, а также цели и задач стратегии, которая осуществляется на подготовительном этапе вертикального блока программирования. Деятельность в рамках программирования осуществляется на основе сформированного горизонтального блока, включающего в себя информационное, технологическое и нормативное взаимодействие рабочей группы по разработке стратегии. На основном этапе программирования разрабатываются технологии управления оптацией - формирования идеи и моделей таких вариантов образов жизни и деятельности, которые действительно обеспечат устойчивое развитие сообщества,

достижение поставленных целей социального развития.

Управление выбором модели поведения, в том числе и экономического, целесообразно осуществлять посредством использования маркетинговых технологий, которые позволяют продвигать идеи и модели социального развития в общество, проводить мероприятия по формированию потребности именно в таком образе жизни. Традиционные маркетинговые технологии продвижения - реклама, РЯ - всегда базируются на определенных представлениях об информационном поведении индивидуума: его восприятии информации, особенности кругозора, реакции на определенные сообщения, уровень доверия к информации, поступающей из различных источников, способность к избирательному восприятию в условиях информационного профицита и многое другое [4].

Социальные технологии на территориях проживания малочисленных народностей Севера, должны быть гораздо многоаспектнее, чем в других районах региона. Здесь должны присутствовать взаимосвязанные нормы особого статуса национальных общин и национальных населенных пунктов, особых механизмов самоуправления и взаимодействия с региональными властями, особого режима природопользования и компенсаций за изъятие природных ресурсов, особых форм соединения обычаев и общегражданских правовых норм.

На пятой стадии таксономии вырабатываются адресные рекомендации по развитию отдельных районов и социальных групп, их населяющих, формируется матрица мероприятий, реализация которых должна способствовать формированию новых ценностей, норм и позиций социальных сообществ.

Для выявления происходящих изменений необходимо проведение мониторинга, на основании результатов которого происходит корректировка задач и цели социальной стратегии. Практический опыт показывает, что существенные изменения в социальной системе встречают сопротивление. Подход к стратегическому планированию и его реализации как к двум последовательным и независимым процессам пренебрегает тем фактом, что способ планирования оказывает определенное воздействие на реализуемость решений. Сопротивление изменениям возникает всякий раз, когда изменение влечет за собой разрыв в сложившемся поведении, критериях и структуре управления. Сопротивление представляет собой естественное проявление различных психологических установок в отношении рациональности, согласно которым группы и отдельные индивидуумы взаимодействуют друг с другом. Более того, сопротивление будет обратно пропорционально периоду времени, в течение которого происходит изменение. Сила сопротивления, оказываемого группой, пропорциональная характеру и масштабу угрозы ее власти, степени, с которой возникающие изменения нарушают признанные ими ценности и нормы, их соответствию информации, расцениваемой как имеющий отношение к делу, а также к тому, отличается ли предлагаемая модель реальности от той, которой придерживается данная группа [5, с. 457].

Мониторинг осуществляется посредством проведения описательных и аналитических социологических исследований, иных форм опросов населения, анализа документов и статистических данных, что позволяет определить не только количественные, но и качественные изменения общества, своевременно диагностировать возникающие сопротивления и корректировать задачи стратегии в соответствии с ними.

Принципами реализации социальной стратегии должны стать:

- насыщенность интерактивного и позитивно ориентированного информационного пространства;

- программно-проблемная и социально-технологическая основа;

- полиресурсный подход;

- поддержка гражданской инициативы;

- демонополизация социальной сферы.

Формирование информационного пространства является необходимым условием разработки и реализации социальной стратегии. В этот процесс должны быть вовлечены все участники социальной стратегии: субъект управления, социальные группы (объекты управления), средства массовой информации (рис. 3).

Обеспечение информационной открытости путем предоставления всем участникам стратегии информации о целях разработки, мероприятиях, проводимых в процессе ее реализации, формирующих четкое представление о будущем, включая желательный тип социального устройства, позволяет снизить степень неопределенности и уменьшить сопротивление изменениям. Для этого следует привлекать к сотрудничеству все региональные средства массовой информации, размещать информацию о социальной направленности развития региона, проводимых мероприятиях и достигнутых результатах в сети Интернет.

Эффективная организация работ в сфере стратегического регионального социальноэкономического планирования предполагает наличие соответствующего кадрового потенциала. Для разработки и реализации социальной стратегии целесообразно сформировать рабочую группу, в которую на договорных началах следует привлекать компетентных специалистов, инициативных руководителей и работников из различных структурных подразделений правительства. По мере накопления практического опыта эффективного социального управления ее состав может быть изменен исключительно только на работников правительства. Но для этого необходима разработка и реализация системы мер, направленная, во-первых, на обучение решению проблем стратегического регионального социально-экономического планирования работников аппарата регионального управления; во-вторых, на усиление их мотивации к повышению своей квалификации; в-третьих, на формирование определенной корпоративной культуры в правительстве региона, административно-территориальных образований. Формирование единой группы позволит избежать конфликтов, возникающих при формировании бюджетов отдельных целевых программ или мероприятий, и будет способствовать распределению средств в соответствии с приоритетностью проводимых мероприятий, а не частными интересами отдельных министерств и агентств правительства, курирующих ту или иную целевую программу. Деятельность группы должна контролироваться высшим руководством региона. Социальная стратегия должна иметь статус программного документа, реализующего интересы всех социальных групп - участников стратегии. Поэтому к процессу ее разработки и реализации рабочей группе необходимо привлекать как можно большее количество представителей различных социальных групп, чьи интересы в той или иной степени выражает стратегия. Организация опросов общественного мнения, круглых столов с участием представителей различных социальных групп, конференций и т. д. и освещение этих мероприятий в средствах массовой информации позволят сформировать насыщенное

интерактивное и позитивно ориентированное информационное пространство, доверие населения и его поддержку процессу реализации, стратегии, стимулировать гражданскую инициативу.

Анализ ситуации, сложившейся в сфере научного обеспечения работ по стратегическому планированию социально-экономического развития регионов разного ранга, показывает, что здесь существует еще много нерешенных теоретических, методологических и методических проблем [6, с. 56]. Центральное место среди них занимает проблема создания целостных научных основ стратегического планирования комплексного социального развития региона.

Формирование целостной, теоретически обоснованной концепции стратегического комплексного социально-экономического планирования развития региона неизбежно выдвигает проблему оценки и анализа качества жизни населения. Действительно, не уточнив сущности этой категории, научные и методические основы измерения качества жизни населения, практически невозможно говорить о стратегическом социальном планировании, разработке системы государственных и региональных стандартов качества жизни для целей социального управления, рационализации отношений между бюджетами разных уровней, организации системы регионального социально-экономического мониторинга и т. п.

Литература

1. Ярулин И.Ф. Новая регионализация России // Эффективность экономики прибрежных районов в условиях развития интеграционных процессов в АТР: Материалы междунар. науч.-практ. конф. (5-6 октября 2005 г.) - Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2005. - С. 191-193.

2. Бандман М.К., Малов В.Ю. Проблемные регионы ресурсного типа: прогнозирование и реализация программы освоения. - Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1998. - 216 с.

3. Ганич Я.В., Клиппенштейн Е.В. Формирование позитивного имиджа проблемного региона // Общество, туризм, сервис: опыт, проблемы и перспективы развития на территории Камчатского края: Материалы междунар. науч.-практ. конф. (18-19 апреля 2007 г.) - Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2007. - С. 119-123.

4. Лопатина Н.В. Информационная культура как условие эффективности социальных технологий. - М., 2002. - 302 с.

5. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989. - 520 с.

6. Рохчин В.Е. Стратегический анализ социально-экономического развития региона: принципы, основные направления, проблемы. - СПб.: Питер, 2004. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.