Наука - государству
НАУКА - ГОСУДАРСТВУ
Экономическое развитие регионов, городов - острейший вопрос в современной России - решается субъектами федерации по-разному. Но принципы и механизмы, в конечном счете, оказываются общими. Редакция журнала приглашает к обсуждению этой темы всех, кто активно принимает участие в выработке стратегии развития территорий. Ваш опыт полезен.
В Омской области в разработке концепции и стратегии развития участвуют научные работники, представители бизнес-структур и общественных организаций. Вашему вниманию предлагаем доклад на Четвертой региональной научно-практической конференции «Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы», проводившейся 28 ноября 2012 г. в конференц-зале Омского научного центра Сибирского отделения РАН.
УДК 330.3+332.1
О СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
В. В. Лизунов
Автор акцентирует внимание на многолетней разработке концепции Омской области и г. Омска, выносит предложения стратегического характера, указывает на необходимость в планировании стратегического развития регионов социального партнерства, приводит принципы социального партнерства и пути развития региона.
Ключевые слова: социальное партнерство, стратегия развития, концепция, принципы управления, проекты экономического развития.
1. Необходимость социального партнерства
Выводы ведущих экспертов - социологов и политологов - ясны и очевидны: в настоящее время крайне необходим переход российского общества в новое качество, в котором три главные силы развития - власть, народ и бизнес - вступят, наконец, в полноценное и полномасштабное социальное партнерство.
Актуальной и эффективной формой социального партнерства является согласование интересов, разработка стратегических концепций и планов социально-экономического развития территорий, которая стала в ХХ веке необходимой для многих городов и регионов мира вследствие значительных изменений условий хозяйственного освоения планеты.
Особую значимость социальное партнерство и стратегии развития приобретают для России в современных социально-экономических и геополитических условиях, поскольку только на этой основе органы управления и общественность смогут не просто выработать антикризисные меры, но и определить (с учетом потребностей населения, заинтересованных сторон и стратегических партнеров) судьбу своей территории в долгосрочной перспективе.
Вопросы стратегического планирования и управления для человечества оказались тесно связанными с проблемами устойчивого развития регионов и цивилизации в целом.
Рассмотренные мировым сообществом на конференциях ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 и 1997 гг., на Всемирном саммите в Йоханнесбурге
в сентябре 2002 г., на форуме «Рио+20» в 2012 г., они предполагают сбалансированное развитие трех составляющих: природы, общества и экономики.
Необходимо рассматривать экономические, социальные и экологические аспекты, которые все требуют системного подхода для устранения неравномерностей и диспропорций в развитии, ведущих к обострению кризисных ситуаций.
Опыт стратегического планирования позволяет выделить несколько основных положений, имеющих важное значение для городского сообщества:
1. Концепция и стратегический план служат современным вариантом общественного договора, заключаемого между всеми участниками городского сообщества.
2. Концепция и стратегический план выступают документами, с которыми согласуются все серьезные решения, принимаемые органами власти, представителями деловых кругов, городским сообществом, инвесторами.
3. Концепция и стратегический план способствуют формированию представлений о городе как о целостной многофункциональной системе с потенциалом саморазвития.
4. Стратегическое планирование является механизмом для привлечения инвестиций.
5. Стратегическое планирование - необходимое условие повышения имиджа города.
2. Концепция стратегического развития г. Омска
В г. Омске в период с 1999 по 2002 гг. по инициативе Омского Дома ученых творческой группой специалистов была разработана «Концепция стратегического развития г. Омска», в которой был учтен опыт создания стратегических планов и концепций ряда российских городов: Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Екатеринбурга, Тольятти, Череповца, программы «Евроград - 21» и других регионов.
Концепция завершает более чем десятилетний отрезок в истории города Омска, связанный с попытками городского сообщества самоопределиться в выборе долгосрочной стратегии.
В 1999 г. были выделены три стратегии развития города: инерционная, промышленного развития, многофункциональная. В том же году проект Концепции был рассмотрен на общегородской конференции с участием представителей других городов и регионов, Евросоюза, Государственной Думы и федеральных министерств и получил одобрение и поддержку.
В 1998-1999 гг. создаются специальные структуры: тематические комиссии, экспертный
совет, проектно-аналитическая группа с участием представителей вузов, научных организаций, органов муниципального и регионального управления, промышленных предприятий и сферы бизнеса, которые занимаются подготовкой и анализом отраслевых материалов. Сформировано 13 тематических комиссий, в работе которых приняло участие более 300 человек.
В декабре 2002 г. окончательный вариант Концепции был представлен общественности и рассмотрен на конференции в администрации Омской области. В нем изложены основные методологические и системные принципы, проводится анализ современного состояния и перспектив развития Омска, формулируется миссия города: «Омск - ведущий многоотраслевой, деловой и культурный центр Сибири», приведены рекомендации по реализации Концепции.
Были проведены общественные слушания, учтены замечания и дополнения специалистов органов управления и различных организаций. Концепция должна стать основой для формирования системы стратегического управления города Омска, разработки стратегического плана, а также генерального плана развития города.
Положительный результат в этих процессах достигается только при тесном сотрудничестве основных субъектов - стратегических партнеров: органов управления, бизнеса, промышленности, науки, образования и населения.
В это время (2002 - 2004) Омск признан одним из лидеров стратегического планирования в России.
Авторский коллектив:
1. Колоколов Александр Александрович - д.ф.-м.н., профессор, зав. лабораторией Омского филиала Института математики СО РАН, председатель совета Омского Дома ученых - руководитель авторского коллектива;
2. Карпов Валерий Васильевич - д.экон.н., профессор, зав. кафедрой ОмГТУ, заведующий Омской экономической лабораторией ИЭиОПП СО РАН;
3. Лебедев Виталий Матвеевич - д.т.н., профессор, зав. кафедрой ОмГУПС;
4. Лизунов Владимир Васильевич - к.ф.-м.н., директор Омского научно-образовательного комплекса, зам. председателя совета Омского Дома ученых - ученый секретарь авторского коллектива;
5. Разумов Владимир Ильич - д.филос.н., профессор ОмГУ;
6. Рой Олег Михайлович - д.соц.н., профессор, зав. кафедрой ОмГУ;
7. Рыженко Леонид Игоревич - к.т.н., председатель совета ИСИД, исполнительный директор
Агентства социально-экономического развития г. Омска;
8. Соловьев Анатолий Алексеевич - к.ф.-м.н., профессор, зав. кафедрой Омского танкового инженерного института.
Работа проводилась с участием представителей департаментов администрации г. Омска и комитетов администрации Омской области, с учетом замечаний и предложений населения, служб и организаций.
Город должен быть корпорацией, объединяющей всех горожан для гуманитарного, экологического и экономически сбалансированного развития территории.
При формировании и реализации стратегии развития города выявляются различные ресурсы, моделируются варианты городского развития, определяются «точки роста» и «черные дыры» в экономике и социальной сфере, обеспечивается взаимодействие субъектов городского сообщества, формируются механизмы организации населения.
Разработка и реализация Концепции основываются на следующих группах принципов:
I. Принципы социального партнерства
Гражданское согласие и мотивация населения. Предусматривает широкое предоставление объективной информации горожанам о содержании Концепции и ходе работ по ее реализации, обсуждение и общественную экспертизу.
Баланс интересов, стратегическое партнерство. Нацеливает на согласование позиций и действий стратегических партнеров и участников процессов, определяющих развитие города (включая социальные группы, общественные объединения, различные уровни управления и т. д.).
Легитимность. Ориентация законотворчества города и области на представленные в документе перспективы развития Омска.
Ответственность. Предполагает создание процедуры распределения ответственности за исполнение положений документа между органами местного самоуправления, стратегическими партнерами и конкретными исполнителями.
II. Принципы управления развитием
Целенаправленность. Все положения Концепции увязываются с целями, задачами, миссией города и направлены на их реализацию.
Комплексность. Учитываются принципы и механизмы, по которым важнейшие функции и структурные элементы города связаны между собой.
Иерархичность. Город рассматривается как целостность, встроенная в субъект Федерации, регион, федеральный округ, страну и мировое сообщество. Одновременно Омск представляется иерархической системой, где протекают органи-
зационные и управляющие взаимодействия вертикального и горизонтального характера.
Многофункциональность и многовариантность. Город Омск представляет собой многофункциональную систему, в которой разные функции подсистем имеют различный вес, меняющийся с течением времени.
Адаптивность и минимизация рисков. Учет возможности изменения внутренней и внешней среды. Стратегия развития города должна повысить адаптивные свойства городских систем. Проведение оценки различных потерь, которые могут возникнуть в процессе реализации Концепции.
Превентивность. Планирование мероприятий, нацеленных на предотвращение негативных процессов и угроз.
Мониторинг. Постоянный контроль реализации и корректировка разработанных в Концепции положений.
III. Принципы саморазвития города
Интеграция и аккумуляция потенциала развития. В Концепцию закладываются механизмы привлечения внутренних и внешних по отношению к городу ресурсов, их концентрация на решении приоритетных задач (партнерство, инновационный и коммуникативный потенциал и т. п.).
Мотивация и стимулирование. Применяются виды деятельности, обеспечивающие формирование и использование в качестве ресурса различных проявлений инициативы физических, юридических лиц и органов управления.
Перманентный успех. При реализации Концепции поэтапно включаются быстро и эффективно выполняемые мероприятия, которые показывают реальность претворения в жизнь планов стратегического развития. Эти мероприятия необходимо широко пропагандировать в СМИ.
Ориентация на человека и семью. Точкой приложения ряда проектов стратегического развития города должна выступить семья как базовая ячейка общества, выполняющая многочисленные функции. При этом следует учитывать демографические факторы и социологическую информацию.
В разработанных и изложенных в Концепции сценариях будущее Омска представляется как развитие постиндустриального города с высокоразвитой экономикой, современными отраслями промышленности, обновленной инфраструктурой и эффективной системой жизнеобеспечения, реконструированным историческим центром, с представительствами международных фирм и конгресс-холлами.
Развитие Омска как крупного информационного центра и мультимодального транспортно-торгового узла подразумевает:
• использование мощного потенциала оборонно-промышленного комплекса;
• производство перспективной продукции радио- и приборостроения, авиационных, железнодорожных, водных и космических транспортных средств;
• эффективную поддержку Транссибирской магистрали как современного трансконтинентального международного транспортного коридора с меридианальными ответвлениями для освоения богатств Сибири;
• обеспечение взаимодействия Севера и Юга (северные регионы Сибири и Центральная Азия);
• расширение взаимодействия между городом и районами области;
• развитие производства и переработку сельхозпродукции.
• обеспечение техникой агропромышленного комплекса и отраслей по добыче полезных ископаемых, а также их глубокой переработкой в г. Омске и Омской области (в том числе циркон-титановых песков);
• развитие Омского Севера.
Привлекательным для мирового сообщества
является мегапроект развития Омска как промышленного, духовного, научного, образовательного и культурного центра Сибири, для чего имеются все реальные основания, исторические корни и стратегические перспективы.
Плохо идет процесс осознания омским сообществом известного принципа: регион, не занимающийся системными вопросами своего стратегического развития, лишается собственных перспектив и становится объектом «колониальной» экспансии со стороны других, более активных городов и регионов.
Износ городской инфраструктуры, систем жизнеобеспечения, а также крупные перспективные предпринимательские проекты требуют разработки новых инвестиционно привлекательных схем, которые в соответствии с Концепцией стратегического развития города должны объединяться в комплексные межотраслевые долгосрочные программы, обеспечивающие сбалансированное социально-экономическое развитие территорий.
3. Стратегия Омской области 2020
В 2006 г. специалистами министерства экономики Омской области разработана «Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2020 года», которая в настоящее время требует корректировки.
В 2010 г. распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена «Стратегия социально-экономического развития Сибири до
2020 года», положения которой также необходимо учесть при корректировке омских стратегических документов.
Утвержденная губернатором области в 2006 г. «Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2020 года» содержит следующие конкурентные преимущества Омской области:
1. Значительный ресурсный потенциал: кадровый, природный, инвестиционный.
2. Наличие развитого обрабатывающего производства: химического и нефтехимического комплекса, нефтепереработки, производства пищевых продуктов, строительных материалов, машиностроения, лесопереработки.
3. Выгодное географическое положение.
4. Развитая транспортная система.
5. Промышленное освоение природных ресурсов Севера Омской области.
6. Развитый научно-образовательный комплекс.
7. Наукоемкие технологии производства.
8. Современная бизнес- и производственная инфраструктура.
9. Значительный потенциал развития малого предпринимательства.
10. Эффективное внешнеэкономическое сотрудничество, значительный объем внешнеторгового оборота.
Ограничивающими факторами являются:
1. Значительный износ основных фондов в секторах экономики и инфраструктуре.
2. Высокая затратность экономики вследствие суровых климатических условий, низкой производительности труда, высоких материало- и энергоемкости продукции, тарифов естественных монополий.
3. Зависимость энергосистемы Омской области от поставок угля из Республики Казахстан.
4. Перевод экономикообразующих организаций Омской области на процессинг.
5. Зависимость доходной части областного бюджета от платежей основного налогоплательщика - открытого акционерного общества «Сибнефть».
6. Старение кадров в отраслях материального производства.
7. Сокращение численности населения Омской области.
8. Обезвоживание и загрязнение реки Иртыш как основного источника водоснабжения Омской области.
9. Наличие на территории Омской области потенциальных источников чрезвычайных экологических ситуаций.
4. предложения по стратегическому развитию
В продолжение работ по стратегическому планированию развития города Омска и Омской области нами предлагаются концептуальные схемы сбалансированного развития производственно-экологических территорий с оптимальной транспортной инфраструктурой на базе реструктурирования существующих крупных промышленных зон предприятий (в том числе оборонных), экологических объектов, жилых микрорайонов и пустырей, создания эффективных транспортно-логистических систем и рекреаци-онно-экологических зон.
Проект
производственно-экологической зоны (ПЭЗ) Ленинского административного округа
Цель проекта: разработка концепции создания пилотной сбалансированной производственно-экологической зоны (ПЭЗ) нового типа (XXI века) на территории Ленинского административного округа (ЛАО) города Омска с учетом кластерной реструктуризации ОАО «ПО Иртыш», ОАО «КБТМ», НИИ ТКД, жилых микрорайонов, экологических объектов и пустырей, создания эффективных транспортно-логистических систем и рекреационно-экологических зон.
Эта цель достигается решением следующих задач:
1. Поиск, отбор и анализ имеющихся градостроительных архитектурно-планировочных, экологических, транспортных и других информационных материалов по объектам на территории выделенной производственно-экологической зоны.
2. Проведение необходимых комплексных обследований на местности с целью оформления заключений о состоянии и ресурсных возможностях различных участков территории.
3. Разработка комплексной Концепции создания пилотной производственно-экологической зоны нового типа (XXI века) на территории ЛАО города Омска (промышленных зон НИИ ТКД, ОАО «ПО Иртыш», ОАО «КБТМ», жилых микрорайонов, экологических объектов и пустырей) с проектами рекреационно-экологических зон.
Основные этапы проекта
1. Поиск, отбор и анализ имеющихся градостроительных архитектурно-планировочных, экологических, транспортных и других информационных материалов по объектам на территории, выделенной жилой и производственно-экологической зоны.
2. Создание рабочих групп, разработка заданий и проведение необходимых специализиро-
ванных и комплексных обследований на местности с целью оформления заключений о состоянии и ресурсных возможностях различных объектов и участков территории.
3. Привлечение необходимых специалистов и разработка материалов комплексной концепции создания пилотной производственно-экологической зоны нового типа (XXI века) на территории ЛАО города Омска с проектами рекреационно-экологических зон.
4. Составление итогового отчета, презентация и публичное обсуждение комплексной концепции создания пилотной производственно-экологической зоны нового типа.
5. Подведение итогов общественных обсуждений и разработка рекомендаций по реализации проекта.
Исполнители проекта
Исполнителями и участниками работ по проекту являются специалисты и волонтеры - члены Омского регионального отделения Российской инженерной академии (ОмО РИА), члены Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ), члены Омского регионального отделения Всероссийского общества охраны природы (ВООП), члены экологического клуба «Луч», учащиеся и сотрудники Омского филиала Российского государственного производственно-педагогического университета (РГППУ), учащиеся и преподаватели гимназии № 147, члены экологического клуба при гимназии, активисты КТОСов, работники промышленных предприятий, специалисты администрации города Омска и Ленинского административного округа, преподаватели и студенты омских вузов.
Евразийские проекты
В соответствии с Программой фундаментальных исследований Сибирского отделения РАН на 2013 - 2020 гг. «Определение стратегических направлений развития Сибири, ее северно-арктической зоны и приграничных территорий в условиях глобальных вызовов XXI века» нами предлагается формирование и выполнение работ в следующих направлениях.
1. «ВО ВИС - ОмЛоком»
Реализация предложения Второго съезда инженеров Сибири, проведенного Российской инженерной академией (РИА) и правительством Омской области в Омске 18 марта 2008 г., по созданию в Омске Восточного отделения Высшего инженерного Совета (ВИС) России с целью выявления ресурсов, разработки и координации программ прорывного инновационного развития восточных регионов России.
ОСНОВАНИЕ направления «ВО ВИС - Ом-Локом»
Наличие в Омске ряда предприятий оборонно-промышленного комплекса, находящихся в стадии реорганизации и реформирования.
Концепция «Омский Локомотив», на основании которой был создан Омский региональный бизнес-инкубатор (РБИ), предусматривает реформирование оборонных предприятий, имеющих избыточные (для нынешних оборонных заказов) производственные площади и высококвалифицированный инженерный корпус, в сеть малых и средних инновационных предприятий, реализующих собственные новые разработки или использующие разработки ведущих предприятий мира (Япония, Беларусь, Германия, Южная Корея и т. д.), производящих инженерную технику и подвижной состав для использования в АПК и ЖКХ Сибири и Центральной Азии, а также для создания перспективного Евразийского муль-тимодального транспортного центра в Омской области.
2. «ОмТранс - Меридиан»
Учитывая чрезвычайно выгодное географическое положение города Омска - на Транссибирской магистрали, реке Иртыш и в центральной зоне Евразии («Хартленд»), в рамках Концепции «Омский Локомотив» разработан перспективный Омский транспортный мегапроект, направленный на создание меридианального мультимо-дального транспортного коридора (как элемента будущего транспортного каркаса Сибири и Центральной Азии), проходящего через Казахстан и соединяющего китайский город Урумчи (на строящейся Транскитайской железнодорожной магистрали, выходящей в Южную Европу) и заполярный Салехард.
ОСНОВАНИЕ направления «ОмТранс - Меридиан»
Омский транспортный мегапроект эффективно реализует омский транзитный потенциал и обеспечивает не только создание в Омской области Евразийского мультимодального (железнодорожного, автомобильного, водного и авиационного) транспортного узла для сверхоптимальных меридианальных грузо- и пассажироперевозок (в том числе трансконтинентальных), но и формирование технолого-производственной системы (на базе омских КБ и заводов) для его технического обеспечения, что вносит новое содержание в исторические традиции и функции города Омска как «ворот в Азию», а также обеспечивает выполнение федеральных и международных программ развития Севера Сибири и активизации использования Северного морского пути.
3. «Омск - Евразия»
С учетом модификации предложения С. К. Шойгу о переносе столицы России в Сибирь, а также процессов формирования Евразийского Союза, целесообразно создание в Омской области ряда функциональных Российских евразийских центров.
ОСНОВАНИЕ направления «Омск - Евразия»
Реализации концепции «Омский Локомотив» позволит обеспечить выполнение ряда функций, передаваемых российскими федеральными органами в Сибирь, а также создать ряд координирующих функциональных евразийских центров в Омской области, имеющей выгодное географическое положение (Ближнее Зауралье, 1000-километровая граница с Казахстаном), оперативно выполняющей новые функции, связанные с формированием и деятельностью Евразийского Союза.
ЛИЗУНОВ Владимир Васильевич - кандидат физико-математических наук, доцент, председатель комитета по инновационной деятельности Омской ТПП, заместитель председателя Омского регионального отделения Российского союза научных и инженерных общественных организаций (РосСНИО), доцент Омского института (филиала) РГТЭУ.
Дата поступления статьи в редакцию: 28 ноября 2012 г.
© В.В. Лизунов, 2012
ОБЪЯВЛЕНИЕ О КОНКУРСЕ РАБОТ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ НА СОИСКАНИЕ ПРЕМИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2013 ГОДА В ОБЛАСТИ НАУКИ И ТЕХНИКИ
В соответствии с Положением о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 544, Межведомственный совет по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники объявляет конкурс работ на соискание премий Правительства Российской Федерации 2013 года в области науки и техники.
Представление работ должно производиться в соответствии с указанным Положением и Перечнем, образцами и требованиями, предъявляемыми к оформлению прилагаемых к работе на соискание премий Правитель-
ства Российской Федерации в области науки и техники документов. Перечень публикуется на сайте «Российской газеты»: www.rg.ru.
Работы, оформленные в соответствии с изложенными в Перечне требованиями, принимаются лично от авторов или их доверенных лиц в Министерстве образования и науки Российской Федерации по адресу: 125993, Москва, Тверская ул., д. 11, с даты публикации настоящего объявления в «Российской газете» до 31 марта 2013 года.
Телефоны для справок: (8-495) 629-10-28, 629-16-80, 629-17-09, 629-49-33.
http://минобрнауки.рф/новосmи/2990