СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЕВРАЗИЙСКИЕ ЗАДАЧИ РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Лизунов В.В.
Омский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В.Плеханова»
Аннотация. Статья посвящена проблемам глобализации, современной роли России, евразийским инфраструктурным проектам и перспективам города Омска.
Ключевые слова: глобализация, полисистемный подход, мировая культура, инфраструктура, транспортное освоение Сибири, мегапроекты, Омск.
Мир творится разнообразием, движется противоречиями и обретает единство в Культуре
1. Проблемы глобализации. В настоящее время усиливаются объективные процессы глобализации, формирования планетарных информационных, финансовых, транспортных, научных, образовательных и других мегасистем. Однако навязываемые миру представления о западной культуре как высшей форме развития мировой культуры, развитие идеи моноистории и линейного прогресса, приводят к экспансии лишь одной культуры, попыткам формирования мировой монокультуры и к сильному обострению общего системного кризиса, возникшего не только за счет неравномерности мирового развития, но и диктатуры необеспеченного доллара, монопольного стремления США к гегемонии на всей планете.
После разрушения Советского Союза возникла монопольная геополитическая ситуация, которая превращает международное право в «право сверхдержавы», оправдывает любую её агрессию, приводит к появлению «двойных стандартов», манипулятивным техникам управления массовым сознанием через СМИ, целевым потокам дезинформации, силовым методам в мировой политике, «оранжевым революциям» и новым типам «дистанционных» для США локальных войн - «чумы XXI века» (против Югославии, Ирака, Ливии, Сирии, Украины и т.д.) [16]. Финансово-политическая и военно-промышленная элита США в угоду своим коммерческим и геополитическим интересам совершила с 1953 по 2014 гг. более 80 государственных переворотов в различных странах мира (около половины из которых потерпели неудачу), внушая собственному народу менталитет «особой расы» и «особой страны», фактически «уничтожает демократию, делая вид, будто защищает ее» [26].
Исторический опыт человечества приводит к необходимости формирования многополярного мира, обеспечивающего сосуществование различных культур. Применение полисистемного подхода приводит к развитию мировых инфраструктур и организации оптимальных контактов между культурами (например, по схеме: диалог - взаимодействие - взаимообогащение). В связи с этим, вопросы коммуникации, обеспечение условий для саморазвития культур, их взаимного обогащения и синтеза приобретают первостепенное значение как для глобальных, так и для региональных масштабов.
При всей противоречивости и даже несовместимости общественных процессов все сильнее проявляется их взаимоопределенность и взаимодополнительность. Появляется осознание не абсурдности, а «полифо-ничности» развития человечества и реального единства мира, что приводит к установлению новых смыслов и тенденций в глобальных и региональных процессах [4, 10, 15, 18].
Концепция «нулевого роста», выработанная Римским клубом, оказалась нежизнеспособной. Не реализуются промышленно развитыми странами выработанные на конференциях ООН предложения по устойчивому развитию, предусматривающие сбалансированное развитие триады «природа - экономика - общество». В альтернативной концепции мирового устройства, которую называют концепцией «золотого миллиарда», закрепляется разрыв между развитыми странами и странами «третьего мира», реализуются безнравственные программы социального расслоения мира и новых форм колонизации [27 - 30].
«Рыночники - фундаменталисты», прикрываясь «ценностями демократии», исходят из приоритета свободы личности, принципиально проповедуют неограниченный индивидуализм, пренебрегая человеческими нравственными и духовными ценностями, что приводит к кризисным ситуациям для всего человечества.
В последние столетия конкуренция между государствами превратилась в конкуренцию между альянсами, союзами и блоками стран, а масштаб противоречий стал расти. Для России, которая складывалась на перекрестке цивилизаций - Византии, ислама и Западной Европы, после Петра Первого образцом стала многонациональная Европа. В великих произведениях А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, М.В. Гоголя русская литература признается лучшим выражением общеевропейского духа. Было широко известно влияние классической немецкой философии на русскую религиозную философию. Именно развитие западного учения - марксизма - в России привело к первому опыту создания социального (социалистического) государства. Классический русский балет, научные и спортивные достижения, совместные космические проекты,
эффективное использование российского углеводородного сырья, совместное производство и многие другие направления сотрудничества были признаны всем западным миром и давали реальные основания для развития взаимовыгодных кооперационных связей.
Однако сложившаяся после Второй Мировой войны сверхцивилизация - коалиция США и европейских западных стран - эволюционировала в сложный социальный феномен, объединяющий страны и народы западного мира в единое целое - «механистическое общество» денежного тоталитаризма. В нем происходит американизация европейских стран, развитие и господство наднациональных предприятий и организаций, национальные государства все более и более утрачивают свою автономию и суверенитет, усиливается диктат НАТО, появляется принуждение к совместным политическим акциям, деградируют традиционные ценности и духовность и т. п.
Запад стремится к объединению человечества в единый «глобальный человейник» (по выражению известного философа и психолога А.А. Зиновьева) не ради абстрактных идеалов, а как средство выживания западной сверхцивилизации, для чего создается новая система колонизации, обеспечивается разрушение конкурентных для неё иных «точек роста», за счет развала национальных систем образования и культуры, идейного хаоса, социального расслоения и моральной деградации населения «новых колоний».
Делается вывод о том, что для выживания на достигнутом современном уровне Западу необходима вся планета как среда для существования, необходимо использование все больших ресурсов человечества. В ходе «холодной войны» была разработана «техника» объединения людей в массы и манипулирования ими. Они заражаются пороками западного общества, причем пороки изображаются как добродетели, как проявление подлинной свободы личности. Стандартная методика состоит из трех этапов: создание и поддержка оппозиционных сил, уличные демонстрации с применением насилия, государственный переворот с целью создания управляемого правительства [26].
Очевидно, что капитулянтская позиция российского либеральных политиков была направлена на создание прозападной системы и расслоение населения, для чего проводилась целевая обработка его сознания и формирование соответствующего менталитета. Создаваемая идеологическая сфера должна была не допускать возникновения иной российской идеологии (тем более основанной на научном понимании реальности, реальной ситуации в мире и характера эпохи), способной привлечь на свою сторону серьезные социальные силы [8].
Независимые эксперты отмечают, что нынешние проблемы, возникшие у России (и ряда стран мира), связаны с осознанием истинных «ценностей» современной западной цивилизации и неготовностью российского народа «прозябать в кильватере атлантизма», обслуживая западную цивилизацию в качестве рынка дешевой рабочей силы или сырьевой базы [22].
2. Современная роль России. Наряду с глобализацией экономической и социальной жизни происходит не только рост конкуренции между государствами и их группами, а также транснациональными корпорациями, но и усиление тенденций социализации и гуманизации, возрастает роль социокультурных аспектов в развитии человечества. Повышение значимости кооперационных процессов приводит к развитию научных исследований культуры и управленческой деятельности, не только технологических, но и информационных, психологических, нравственных и духовных мотивационных составляющих, не только внешнего правового регулирования, но и внутреннего - ценностного (нравственного и духовного). В связи с этим возрастает роль общественного сознания и формируется «гражданское общество».
Формирование современного мировоззрения, разрешение политических, социальных и экономических противоречий, согласование целей, интересов и ценностей как элементов общественного сознания, должны осуществляться в рамках эффективной социальной и экономической политики как государственными и межгосударственными организациями, так и общественными - в том числе международными - институтами. И в этом процессе на Россию с исторической необходимостью возлагается ключевая роль [2, 5, 7, 11, 17, 23, 26].
В XX веке наша страна совершила беспрецедентный эволюционный эксперимент в человеческой истории - осуществила социальную (социалистическую) революцию, в чрезвычайно трудных условиях построила новую социальную организацию, благодаря ей сумела отстоять свою независимость в войне с сильнейшими в истории захватчиками, сумела добиться грандиозных успехов во всех сферах социального бытия и стать одной из мировых сверхдержав, возглавила новую линию социальной эволюции, стала образцом для большинства народов планеты, ранее находившихся в униженном и угнетенном состоянии [8].
Негативные и во многом трагичные для народа процессы в стране в основном связаны с монопольным положением и авторитарной политикой единственной правящей партии ВКПб (с 1952 г. - КПСС). Исторически не был реализован вариант двухпартийной политической системы, которая была разрушена в результате убийства левыми эсерами германского посла Вильгельма фон Мирбаха 6 июля 2018 г., после чего партия левых социалистов - революционеров (ПЛСР) была фактически поставлена вне закона и уничтожена.
В результате радикальных реформ 1990-х годов Россия пыталась вернуться в западную цивилизацию, однако Запад жестко показал, что геополитические и культурные противоречия между Россией и современным Западом являются гораздо глубже идеологических, поэтому «холодная война» трансформировалась в
42
войну психологическую, информационную и экономическую, чреватую силовыми акциями и локальными вооруженными конфликтами.
Российская либеральная идеология оказалась бесперспективной и, по сути, колониальной, стала серьезной угрозой национальной безопасности страны. Россия опять оказалась в ситуации цивилизационного выбора.
Современный цивилизационный выбор России вновь связан с надеждой большинства населения страны и планеты в сохранении духовных и нравственных ценностей, основ взаимодействия различных культур на принципах диалога, сопереживания и сострадания, что является также основой христианского учения и других традиционных религий.
Наряду с необходимостью развития частных подходов к изучению человека, особую важность для формирования современного мировоззрения является представления о человеке как о социально-природном и духовном существе, о неразделенности его биологической природы, социальной и духовной сущности, о взаимозависимости природных и социальных процессов. Эти представления основываются как на данных естественных и общественных наук, так и на достижениях всей многовековой культуры человечества. Они приводят к отказу от механистической модели Вселенной и формированию новых холономных представлений о мире, нелокальных связях, системной и полевой природе различных уровней реальности, продуктивному взаимодействию с современной теологией.
Фундаментальную основу этих исследований составляют работы В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере, о роли человека в преобразовании биосферы. В формировании этих представлений значительную роль играет наследие экономистов А.В. Чаянова и Н.Д. Кондратьева, всегда стремившихся к интегральному анализу «человеческого фактора», а также представителей научного и духовно-культурного ренессанса рубежа Х1Х-ХХ веков: С.Н. Булгакова (философия хозяйства), В.С. Соловьева, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского (философия всеединства), выдающихся ученых-культурологов: В.И. Иванова, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, Г.Г. Шпета, Ф.И. Щербатского и др.
Классические научные идеи В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, К.Э. Циолковского вырабатывались на фоне духовно-культурной деятельности, в обстановке научного, философского, культурного творчества. Проблема единства Истины, Добра и Красоты, сформулированная В.С. Соловьевым при создании философии всеединства, имеет важнейшее общечеловеческое, гуманистическое значение для сохранения и дальнейшей эволюции человечества. Вся русская философия этого периода пронизана идеей связи микро- и макрокосмоса. Содержание этого ценностно-этического подхода - Добро, его основанием служит Истина как цель научного поиска, они неразрывно связаны с Красотой - непосредственным переживанием общей связи универсума. Смыслом существования человека русский космизм определяет участие человека в высшем развитии мира. При этом осознается высокая степени его ответственности за деструктивную или созидательную творческую деятельность [9, 17, 21].
3. Евразийские инфраструктурные проекты России и перспективы города Омска. В настоящее время Россией и другими странами мира успешно осуществляется ряд крупных международных контрглоба-листских проектов, наиболее значимыми из которых являются создание и развитие объединения стран БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Создание ШОС (организация Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана) и БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика) явилось наиболее значимыми геополитическими событиями начала XXI века. Страны ШОС и БРИКС играют весомую и постоянно растущую роль в мировой политике и международных отношениях. С образованием ШОС и БРИКС России обрела «большую устойчивость своего позиционирования на мировой арене, реальный инструмент реализации идеи многополярного мира и принципов многовекторности внешней политики» [3, 6, 24].
Евразийская идеология в России имеет глубокие исторические корни, но именно в настоящее время созданы особые условия для её практической реализации. Одним из основных условий обеспечения целостности России, повышения её роли в Азиатско-Тихоокеанском регионе и мировом сообществе является развитие современной инфраструктуры. При этом, если инфраструктура проводной и радио- связи, являющаяся основой современного информационного пространства, в России развивается достаточно успешно, то формирование инновационной инфраструктуры и транспортно-дорожной сети является для нашей страны важнейшей проблемой. Транспортная сеть на востоке страны по плотности значительно отстает от европейской части и совершенно недостаточна для обеспечения территориальной безопасности, вывода экономики страны и восточных регионов из кризиса, технологического перевооружения промышленности, повышения качества жизни населения, преодоления демографического кризиса.
Наличие огромного ресурсного потенциала Сибири, Арктики и Дальнего Востока в условиях глобализации мировой экономики и нарастающего сырьевого дефицита в развитых и развивающихся странах является причиной внешних экономических и политических вызовов в отношении восточных территорий России, эмиссии в эти российские регионы населения, усиливающихся потоков международной, в том числе - нелегальной миграции [20].
В реальных условиях значительного удаления от центра происходит усиление взаимодействия с приграничными государствами, в том числе - странами с эффективной экономикой. Например, Китай - перенаселенный и развивающийся - не только очень нуждается в источниках углеводородного и другого сырья, но и в комплексной естественной базе развития, какой для него геополитически является Сибирь. Япония остро зависит от чужого сырья и поэтому совместное освоение сибирских природных ресурсов является чрезвычайно взаимовыгодным для обеих сторон. Очевидно, что при этом необходимо учитывать геополитические угрозы, кризисные явления в экономике, слабую заселенность Сибири и негативные демографические тенденции. Если процессы миграционной и экономической экспансии соседних государств не будут четко контролироваться Россией, а результаты совместной деятельности не будут эффективно использоваться хозяйством России, то объективно может последовать экспансия политическая.
В этих условиях чрезвычайно необходимо формирование механизмов консолидированного устойчивого развития Сибири по стратегическим федеральным и региональным программам Российской Федерации. Одним из условий решения этой проблемы является транспортное освоение Сибири, в том числе развитие опорной железнодорожной сети [19].
В связи с этим, концепции геостратегического развития Сибири в XXI веке предусматривают создание ряда международных транспортных коридоров: на базе Транссиба через Сахалин в Японию (магистраль Лондон-Токио), строительство Севсиба как продолжения БАМ на запад, глобализация сибирских магистралей за счет строительства линий на юг и северо-восток через Берингов пролив (проект Трансконтинентальной полимагистрали - ТКМ). Одним из завершающих транспортную систему Сибири вариантов является создание широтной Полярной магистрали (на широте Якутска).
Эта транспортно-ориентированная стратегия должна быть совмещена с ресурсо-ориентированной стратегией, нацеленной на хозяйственное освоение Сибири, с отстраиванием от широтных магистралей меридиональных ответвлений до крупных месторождений полезных ископаемых. Эта стратегия уже частично реализуется в зоне хозяйственного освоения БАМ. Обе эти стратегии не могут реализовываться без социально-ориентированной стратегии, связанной с заселением Сибири (с разработкой и реализацией системы расселения). Создание широтных магистралей и меридианальных соединительных линий создаст транспортную сеть, которая обеспечит круглогодичную связь с любой точкой глобальной транспортной сети России и мира.
Именно богатые природные ресурсы и создаваемая транспортная сеть позволят преодолеть складывающиеся негативные тенденции и создать на территории Сибири условия для дальнейшего развития человеческого капитала и российской евразийской культуры, играющей важнейшее и стабилизирующее значение для всей мировой цивилизации.
В течение последних лет в рамках экономических форумов России была сформулирована одна из национальных идей экономического развития государства, которая заключается в инновационном транспортном освоении Сибири, Дальнего Востока, Арктики и Крайнего Севера России. На основании положений стратегических проектов развития Сибири, Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» и её подпрограммы «Международные транспортные коридоры», итоговых документов Байкальского экономического форума, можно сформулировать стратегические цели России для развития транспортной сети Сибири [4]:
- укрепление территориальной целостности Российской Федерации;
- обеспечение доступа к перспективной сырьевой базе предприятиям отечественной промышленности;
- глубокая переработка сырья, расширение промышленного производства и активизация экономики Сибири;
- создание условий для технологического прорыва промышленного комплекса России;
- усиление хозяйственной интеграции сибирских регионов между собой, и с другими регионами России и мира;
- повышение трудовой занятости в Сибири и на Дальнем Востоке;
- повышение качества жизни в восточных регионах страны;
- оздоровление демографической обстановки за счет сокращения оттока населения из Сибири и формирования встречного миграционного потока;
- увеличение финансовых поступлений за счет роста экспортных и транзитных грузопотоков;
- повышение геополитической роли России в процессах формирования единой Евроазиатской транспортной системы.
Одним из приоритетных направлений в реализации этих целей является модернизация и создание подвижного состава нового поколения, для чего необходимо:
- ускоренное формирование в промышленных центрах Сибири и Дальнего Востока заводов по ремонту и выпуску автомобильной, железнодорожной транспортной и перегрузочной техники, обеспечение государственными заказами судостроительных и авиационных предприятий этих регионов;
- формирование инновационных центров, «точек роста» транспортной направленности, в том числе в
Омске, Новосибирске, Красноярске, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, на базе отраслевых НИИ и
КБ, промышленных предприятий, имеющих значительный научно-технический и производственный
потенциал, в особенности - предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
Конкурентным для России является проект КНР, связанный с продлением Транскитайской магистрали по южному евразийскому маршруту в обход России и Казахстана через Турцию. Тем самым чрезвычайно выгодный транзит евразийских контейнерных перевозок, включая автомобильные, может пройти помимо территории России, что нанесет стране значительный экономический ущерб.
Поэтому наиболее выгодным экономически и перспективным сценарием для нас является транспортировка грузов с Транскитайской магистрали (Юго-Восточной Азии) через Казахстан и Омскую область по территории России в Центральную и Северную Европу. Этот омский проект предполагает продление 2-го Международного транспортного коридора «Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород - Екатеринбург» до Омска с последующим выходом на Транскитайскую магистраль, что расширит возможности Транссиба за счет усиления его грузопотоков через Урумчи (Китай) по территории Омской области и Казахстана. Этот вариант может стать основой проекта по созданию Международного российско-казахстанского водно-автомобильно-железнодорожного транспортного коридора (МТК) «Омск-Павлодар» с привлечением ресурсов реки Иртыш и продлением его до Урумчи в сухопутном варианте.
Крупномасштабные проекты освоения Арктики, такие как строительство нового арктического многопрофильного порта Сабетта на полуострове Ямал явились основой для разработки евразийского мегапроекта «73-й меридиан» [1]. Проект разрабатывается группой омских специалистов и Институтом демографии, миграции и регионального развития (ИДМРР, Москва) и предусматривает не только создание мультимодального транспортного коридора, связывающего Северный Ледовитый и Индийский океаны (а также восток и запад нашей страны), но и создание «зоны новой индустриализации», охватывающей четыре российских региона, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Китай, Пакистан, Афганистан и Индию. Причем, если в Арктике Россия реализует программу освоения природных богатств, то в Средней Азии и Афганистане эксперты предлагают начать развитие современного производства, чтобы не допустить социального взрыва на этих территориях и обеспечить замену производства наркотиков.
Омск в этом проекте должен превратиться в мощный транспортно-логистический узел и машиностроительный центр на базе крупных предприятий бывшего оборонно-промышленного комплекса (ОПК), обеспечивающий эффективное развитие евразийской мультимодальной транспортной системы. Все участники Стратегической экспертной площадки в Омске 17 марта 2014 года высоко оценили идею кооперации регионов, находящихся вдоль 73 меридиана [13].
На Московском экономическом форуме 26 марта 2014 г., посвященном тематике несырьевого будущего России, председатель Наблюдательного совета ИДМРР Ю.В. Крупнов выступил с новой экономической доктриной, которая предлагается на смену "неолиберальному консенсусу" и имеет в качестве ключевой составляющей создание "планетарного центра реиндустриализации" в Сибири. Мы отказываемся от гиперцентрализации с центром в Москве и реализуем такие проекты, как, например, Молодежная Космическая Столица России на базе нового российского космодрома «Восточный», арктический порт Сабетта, создаем новые рынки в Сибири, Дальнем Востоке и Центральной Азии. «Мы должны третичную индустриализацию запускать на базе Омска и Новокузнецка...Вторичную индустриализацию - в бывшей Советской Средней Азии, Иране, Пакистане и первичную - в Афганистане. Нам нужно идти в Центральную Азию, в Афганистан, в том числе, чтобы ликвидировать афганское наркопроизводство, также нужно идти в Арктику, и делать это на базе своего рынка» [12, 14, 25].
Литература
1. Арктический порт Сабетта // URL - http://sabettaport.ru/
2. Бычков А. Глобализация экономики и мировой фондовый рынок // Вопросы экономики. - 1997. -№ 12. - С.82-93.
3. Год России в ШОС // URL - http://infoshos.ru/ru/?idn=13259.
4. Горбунов П.И., Лизунов В.В. Роль инфраструктуры и транспортно-дорожного комплекса в развитии Омского региона // III Манякинские чтения: «Зеленая экономика».: Мат-лы междунар. науч-но-практич. конф-ции (4 апреля 2014 года). - Омск: Омский институт РГТЭУ, 2014. (452 с.) - С.12-22.
5. Гринберг Р., Рубинштейн А. Социальная экономика: введение в новую аксиоматику // Рос.эконом.журнал. - 1991. - № 1. - С.80.
б. Давыдов В.М. Особенности сотрудничества в формате БРИК и роль России // URL -http://www.mid.ru/brics.nsf/WEBforumBric/
I. Заварзин Г.А. Анти-рынок в природе // Природа. - 1995. - № 3. - С.4б-б0.
8. Зиновьев А.А. Планируемая история: Запад. Посткоммунистическая Россия. Гибель русского коммунизма. - М.: Аст, 2009. - 544 с.
9. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Проблемы комплексного изучения. - Новосибирск: Наука, 1991.
10. Карпов В.В., Лизунов В.В. О динамике социально-экономических полисистем и инновационной инфраструктуре // Динамика систем, механизмов и машин: Мат-лы 5-й Междунар. научно-технич. конф-ции. 1б-18 ноября 2004 г. Книга 4. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2004. - С.20-30.
II. Колганов А. Закономерности переходной экономики: экономические тенденции и модели// Вопросы экономики. - 1995. - № 2. - С.50-б0.
12. Космодром «Восточный» // URL - http://vostokdrom.ru.
13. Крупнов Ю.В. Омск должен стать драйвером новой индустриализации. // URL -http://www.proektnoegosudarstvo.ru/news/0211.
14. Крупнов Ю.В. Омский консенсус // Доклад на Международном экономической форуме 2б марта 2014 г., Москва. URL - http://kroupnov.ru/files/2014032б-krupnov-MEF.pdf.
15. Лизунов В.В. Историческая роль культурного ландшафта в социокультурной жизни и социальном управлении // Власть. - 2011. - №6. - С. 85-88
16. Лизунов В.В. Проблемы и виды современного терроризма // Национальные приоритеты России. -2011. - № 1 (4). - С. 34-42.
11. Лизунов В.В. Проблемы рынка и необходимость нового мировоззрения. - Омск: Курьер, 2000. - 20 с.
18. Лизунов В.В. Проблемы управления и формирование новой науки и учебной дисциплины «Философия управления» // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. - 200б. - № 3 (15). - С. 94-101.
19. Лизунов В.В., Метелев С.Е. Роль инфраструктуры в социально-экономическом развитии региона // Закон и право. - 2008. - № 4. - С. 10-14.
20. Метелев С.Е. Международная трудовая миграция и нелегальная миграция в России: Монография. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 200б. - 1l5 с.
21. Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. - 1990. - № б. - С. 32-45.
22. Ниязов А.-В. Евразийский контрглобализм - будущее России // URL -http://www.ng.ru/politics/2001 -02-03/3_kontrglobalizm.html
23. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. / Пер.с англ.- М.:ИНФРА, 1999.
24. Что такое ШОС? // URL - http://infoshos.ru/ru/?id=51
25. Юрий Крупнов предлагает создать в Сибири "планетарный центр индустриализации". URL -http://www.regnum.ru/news/1l83241.html
26. Davies Nicolas J.S. America's Coup Machine: Destroying Democracy Since 1953: April 8, 2014) http://www.alternet.org/world/americas-coup-machine-destroying-democracy-1953?page=0%2C0.
2l. Laslo E. Goals for Mankind: a report to Club of Rome on new horizons of human system. - 19l5. - № 4.
28. Meadows D. et al. The Limits to growth. - N.Y.: Univ.Books, 19l2.
29. Peccei A. One Hundred Pages for the Future. - N.Y.: Pergamon Press, 1981.
30. Toffler A. Power Shift. - New York, 1990. - P. 4.
31. Елкина О С. Стратегии экономического поведения на рынке труда. - Омск, 1999.
32. Елкина О. С. Стратегии экономического поведения работников на рынке труда. - Омск, 2010.
33. Елкина О. С. Управление стратегиями экономического поведения работников на рынке труда. -Омск, 2010.
34. Метелев С.Е., Чижик В.П., Елкин С.Е., Калинина Н.М. Инвестиционный менеджмент. - Омск, 2013.