Научная статья на тему 'Консолидация исполнительной власти с профессиональной общественностью Омского региона - веление времени'

Консолидация исполнительной власти с профессиональной общественностью Омского региона - веление времени Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
73
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Горбунов Петр Иванович

Доклад на собрании Омского отделения Российской инженерной академии 5 июня 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSOLIDATION OF EXECUTIVE POWER WITH THE PROfESSIONAL COMMUNITY OF OMSK REGION - THE IMPERATIVE OF OUR ERA

The report of gorbunov p.I., a Chairman of the presidium of Omsk branch of Russian Academy of Engineering at the meeting of Omsk branch of the Russian Academy of Engineering on the 5th of June, 2015

Текст научной работы на тему «Консолидация исполнительной власти с профессиональной общественностью Омского региона - веление времени»

Собрание в актовом зале ОмГУПС

Подчеркивалась необходимость конструктивного сотрудничества исполнительной власти с инженерным корпусом и предпринимательским сообществом, активизации в поиске ресурсов, реализации форм и методов сотрудничества специалистов органов управления, омских вузов, предприятий, общественных научных и отраслевых академий.

В результате обсуждений было принято решение собрания, в котором были одобрены основные направления деятельности ОмО РИА за отчетный период, как соответствующие задачам РИА и потребностям региона и города Омска. Председателем президиума ОмО РИА был вновь избран Петр Иванович Горбунов. Важнейшие перспективные направления деятельности ОмО РИА отражены в его докладе.

УДК 323/324 ГРНТИ 11.15.51

КОНСОЛИДАЦИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ ОМСКОГО РЕГИОНА - ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

Доклад на собрании Омского отделения Российской инженерной академии 5 июня 2015 г.

П.И. Горбунов

CONSOLIDATION OF EXECUTIVE POWER WITH THE PROFESSIONAL COMMUNITY OF OMSK REGION - THE IMPERATIVE OF OUR ERA

P.I. Gorbunov

The report of Gorbunov P.I., a Chairman of the Presidium of Omsk branch of Russian Academy of Engineering at the meeting of Omsk branch of the Russian Academy of Engineering on the 5th of June, 2015

Наука - государству

Расширенное собрание проходит в ответственнейший период развития нашего региона и государства в целом. Этот период характеризуется острыми кризисными явлениями в мировой экономике и попытками их разрешения за счёт развязывания глобальных конфликтов, как это было уже неоднократно реализовано ранее, в том числе и против нашего государства. Наша страна выходила из этих конфликтов ценой огромных людских и материальных потерь. Вполне вероятно, что аналогичные испытания могут ожидать и нас в ближайшем будущем. Пример Украины достаточно убедителен.

Альтернативой нарастающим вызовам, на наш взгляд, может и должна стать мобилизационная политика, способствующая формированию высокоразвитой экономики двойного назначения и консолидации исполнительной власти с профессиональной общественностью регионов. При формировании такой политики велика роль ответственных общественных организаций и политических партий, участвующих совместно с исполнительной властью в разработке и реализации эффективных проектов развития территорий.

Омские научно-инженерные общественные организации всегда стремились к конструктивному сотрудничеству с органами госуправления в своей стратегической деятельности. Они изначально были сориентированы на содействие инженерно-индустриальному развитию экономики региона, в том числе через участие в разработке и реализации крупных международных инфраструктурных проектов, способствующих социально-экономическому сотрудничеству на Евразийском континенте.

Кластерные проекты Концепции «Омский Локомотив - М», в которых большинство собравшихся принимало участие, - наглядный пример сказанному. Ключевые проекты программы - это создание в городе Омске газотурбопоездов скоростного движения и резинотросовых гусеничных тракторов с использованием технологий двойного назначения. Именно о необходимости таких проектов международного сотрудничества в рамках формирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС), позволяющего построить высокотехнологичную экономику и эффективную социальную межгосударственную систему, говорят президенты России, Беларуси и Казахстана. По их мнению, только межгосударственная интеграция высокотехнологичного бизнес-сообщества (в первую очередь инженерно-индустриального), может стать альтернативой разворачивающимся военным сценариям.

У Омской области, имеющей центральное положение на Евразийском континенте и сохранившей свой инженерно-инфраструктурный по-

тенциал, есть уникальный шанс стать одним из экспериментальных регионов по разработке евразийских инвестиционно привлекательных проектов и моделированию механизмов повышения конкурентоспособности и высокотехнологичности стран, участвующих в формировании ЕАЭС.

По мнению специалистов инжиниринговой сферы, без моделирования сложных процессов на микроуровне невозможно достичь серьёзных стратегических успехов в какой-либо деятельности, включая формирование региональной и муниципальной кластерной политики.

Министерство регионального развития РФ поддержало в своё время инициативу партии «Единая Россия» и ОмО РИА о целесообразности реализации Национальной идеи В.В. Путина «Конкурентоспособность во всём» в качестве эксперимента на территории Омской области. Необходимо эту инициативу согласовать на высшем государственном уровне, а также на уровне руководства ЕАЭС. Утверждение указанной высокой, но реально выполнимой миссии нашего региона в качестве экспериментального по евразийскому проектированию и мобилизационному строительству сможет синхронизировать и стимулировать все субъекты кластерной и инновационной системы региона и города Омска на достижение высоких стандартов конкурентоспособности и качества жизни омичей.

Не сделав этого важного шага по выбору оптимальной для нашего региона миссии, деятельность всех организаций, участвующих в реализации Стратегии развития Омской области, включая ОмО РИА, будет не эффективна, финансово не обеспечена и никому не интересна. Ещё раз подчёркиваю, отсутствие утверждённой Миссии, соответствующей нашим возможностям, историческому опыту и великой цели, не позволяет на текущий момент согласовать планы регионального бизнеса, науки и власти. Только инженеры в широком и высоком смысле этого слова способны, на наш взгляд, осуществить этот процесс в нашем регионе и стране в целом.

Необходимо правильно оценить нашу деятельность и правильно определить стратегию инженерно-интеллектуального сообщества на ближайшую перспективу, подбор команд по разработке и реализации стратегических программ, обеспечить интеграцию в известные международные институты развития. Необходима подготовка технико-внедренческой инфраструктуры совместного международного бизнеса. Её целесообразно осуществлять на территории индустриальных округов города Омска, учитывая интересы и условия стратегических партнёров из высокоразвитых стран и государственные задачи импортозамещения.

С учётом объявленных Западом санкций в отношении России по поставке высокотехнологичного оборудования (средств производства), наиболее оптимальными партнёрами могут стать высокотехнологичные компании Южной Кореи, предложившие своё сотрудничество нашему региону под соответствующие государственные или межгосударственные гарантии ведения инженерно-индустриального бизнеса. Этой тематике были посвящены различные обсуждения, в том числе и в подразделениях правительства Омской области.

О необходимости международного сотрудничества говорилось также на II и III Съездах инженеров Сибири, а также на многочисленных совещаниях с участием зарубежных партнёров, представителей исполнительной власти Омской области, города Омска и научно-инженерных организаций нашего региона, в том числе строительно-коммунальной, транспортной, сельскохозяйственной и других отраслей, объединяющих инженерные профессии.

Как повысить конкурентоспособность указанных отраслей, как создать большое количество высокооплачиваемых рабочих мест в регионе и в городе Омске, каким образом кардинально улучшить состояние бюджетов различных уровней в Омской области, каким должен быть механизм реализации утверждённой Стратегии региона? Вот главные проблемы сегодня.

Очевидно, что профессиональное сообщество должно принять более активное участие в поисках оптимальных решений проблем. Частично мы пытались решать эти проблемы через тесное сотрудничество с министерством промышленности Омской области. Ставка была сделана на разработку долгосрочной целевой программы «Комплексное развитие машиностроения в Омской области на 2011-2015 годы» как базового элемента инженерно-инновационной стратегии региона, основанной на традиционной организационной технологии.

С позиций сегодняшнего дня очевидна необходимость значительного изменения данного «старопромышленного подхода» к решению вышеуказанных социально ориентированных задач. Поэтому в результате обсуждения проекта долгосрочной целевой программы на двух международных экономических форумах, проведённых в 2010 и 2011 годах в Омске с участием генерального директора Национального института конкурентоспособности А.Г. Шестопалова, нам удалось разработать базовые принципы и критерии региональной кластерной политики для нашего региона и города Омска.

К сожалению, с предыдущими правительством и администрацией города Омска, из-за

известного всем конфликта ветвей власти в тот период, реализовать наработки ОмО РИА и Ом-скОРосСНИО по организации взаимодействия власти, бизнеса и науки в интересах каждого субъекта и всей территории не получилось.

Приход новой команды в правительство Омской области и администрацию города Омска обозначил в качестве приоритетной задачу консолидации общества и власти во имя процветания региона, и в первую очередь сельских территорий. К сожалению, частая смена руководства экономического ведомства региона не способствовала преемственности принятых ранее решений и соглашений, что тормозило формирование и реализацию не только проектов нашей организации, но и всего бизнес-сообщества региона. Нам удалось в данный период подготовить и подписать соглашение о сотрудничестве в сфере инноватики между правительством Омской области и рабочей группой ВПК РФ, а также подготовить совместно с бывшим заместителем председателя правительства А.Ф. Триппелем, а затем С.В. Высоцким ряд инвестиционных проектов в период 2012-2013 годов.

На наш взгляд, курс, взятый на разработку Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года и демократизацию процессов её обсуждения, был правильным, но он не доведён до конца из-за отсутствия механизма эффективного взаимодействия министерства экономики Омской области с омской профессиональной общественностью в сфере стратегического проектирования и кластерной политики в тот период.

Предложения ОмО РИА и партии «Единая Россия» по инновационному механизму реализации Стратегии Омской области через создание в городе Омске Евразийской особой инженерно-экономической зоны двойного назначения были поддержаны губернатором В.И. Назаровым, однако не приняты к исполнению министерством экономики. Кадровая чехарда в правительстве, и особенно в министерстве экономики региона, в последний период является, на наш взгляд, следствием не столько нынешней кадровой политики, сколько отсутствием действенной экономической стратегии предыдущего руководства Омской области, а также инерционного подхода, недостаточного профессионализма специалистов, коррупционных процессов.

Именно этим процессам с учётом военно-политических и экономических угроз большое внимание уделяет Президент РФ В.В. Путин, о чём говорят открытые уголовные дела как в нашей области, так и в других регионах России. В связи с этим считаем чрезвычайно необходимым создание секции в ОмО РИА «Военно-технические проблемы и безопасность». По этому вопросу мы обратились за поддержкой к заместителю председателя

Наука - государству

ш

правительства Омской области И.С. Бондареву. Надеемся, что с его помощью нам удастся решить те проблемы, которые мешали развитию нашей организации и всей Омской области в целом.

В заключение можно сказать, что профессиональным активом города Омска на различных площадках и конференциях обсуждается необходимость активизации научной и инженерной общественности в условиях продолжающихся кризисных явлений в мировой экономике и России, важность формирования высокоразвитой экономики двойного назначения на базе предприятий бывшего ОПК, создания инновационных малых и средних предприятий.

Для города Омска и Омской области, имеющих очень благоприятное геополитическое положение в Евразии, крайне необходимы разработка и реализация прорывных проектов развития территорий, крупных международных инфраструктурных проектов, направленных на социально-экономическое сотрудничество стран Евразийского континента.

Ведущими омскими специалистами подчеркивается важность и актуальность конструктивного сотрудничества исполнительной власти с инженерным корпусом и предпринимательским сообществом, а также значение активизации в выявлении и поиске ресурсов, реализации форм и методов сотрудничества органов управления, омских вузов, предприятий, общественных научных и отраслевых академий, включая ОмО РИА, Омский Дом ученых и Омское отделение Российского союза научных и инженерных общественных организаций (ОмскОРосСНИО), Омское региональное отделение Петровской академии наук и искусств.

В течение нескольких лет на различных уровнях рассматриваются транспортные проекты ОмО РИА, в том числе с выходом на Транскитайскую магистраль, что расширит возможности Транссиба за счет усиления его грузопотоков через г. Урумчи (Китай) по территории Омской области и Казахстана.

Группой омских специалистов совместно с Институтом демографии, миграции и регионального развития (ИДМРР, Москва) разработан евразийский мегапроект «73-й меридиан», связанный с освоением Арктики и строительством нового арктического многопрофильного порта Сабетта на полуострове Ямал, заключающийся в создании мультимодального транспортного коридора, связывающего Северный Ледовитый и Индийский океаны (а также восток и запад нашей страны); создание «зоны новой индустриализации», охватывающей четыре российских региона, а также Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Китай, Пакистан, Афганистан и Индию.

Схема сфер третичной, вторичной и первичной индустриализации в проекте «73-й меридиан» с центральной ролью г. Омска (Ю.В. Крупнов, ИДМРР г. Москва)

Город Омск в этих проектах должен превратиться в мощный транспортно-логистический узел и машиностроительный центр на базе крупных предприятий бывшего оборонно-промышленного комплекса, обеспечивающий эффективное развитие евразийской мультимодальной транспортной системы. Эти вопросы рассматривались на Стратегической экспертной площадке в Омске 17 марта 2014 г. и на Московском экономическом форуме 26 марта 2014 г., посвященном тематике несырьевого будущего России.

Важнейшие направления дальнейшей совместной деятельности:

1. Участие ОМО РИА совместно с правительством Омской области и администрацией города Омска в разработке и реализации эффективной кластерной региональной и муниципальной политики, предполагающей решение насущных проблем региона и города Омска.

2. Участие в создании Евразийской особой инженерно-экономической зоны с активной ролью города Омска.

3. Исполнение решений II и III Съезда инженеров Сибири.

4. Разработка предложений по совершенствованию структуры ОмО РИА и состава секций для реализации целей и задач с участием организаций-партнеров.

5. Взаимодействие с общественными и отраслевыми академиями региона в целях активизации профессиональной общественности для решения стратегических задач развития города Омска и Омской области.

6. Активное вовлечение в нашу деятельность стратегической группы Омского Дома ученых, Омского стратегического клуба, созданного омской профессиональной общественностью в июне 2013 г., и Ассоциации экономической культуры, создаваемой в настоящее время Омским государственным университетом с партнерами.

7. Участие в организации и проведении готовящегося в Государственной думе ФС РФ инженерного совещания по вопросам стратегического развития города Омска и Омской области в рамках формирования Евразийского экономического Союза.

УДК 334:323/324 ГРНТИ 11.15.74

АКТИВИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ОМСКА И ОМСКОЙ ОБЛАСТИ1

В.В. Лизунов

Омский Дом ученых

Россия, 644043, г. Омск, ул. Певцова, 13

В статье представлены актуальные для России и города Омска вопросы социального партнерства и стратегического планирования в условиях системного кризиса, проблемы, цели и задачи активизации профессионального сообщества.

Ключевые слова: системный кризис, социальное расслоение, социальное партнерство, стратегическое планирование, профессиональное сообщество, коммуникативные площадки, институты, рефлексия, ресурсы.

REVITALIZATION OF THE PROFESSIONAL COMMUNITY AND STRATEGIC PARTNERSHIP WITH THE AIM OF OMSK AND OMSK REGION DEVELOPMENT

V.V. Lizunov

Omsk Center of Scientists

Russia, 644043, Omsk, ul. Pevtsova, 13

'Статья написана на основе авторских докладов на пленарном заседании 15 мая 2015 г. III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Теория и практика социального государства в Российской Федерации: научно-производственный потенциал и социальные технологии» в ОмГУПС и 28 мая 2015 г. - на расширенном семинаре Комиссии по развитию науки и образования Общественной палаты Омской области совместно с Омским Домом ученых (http://www.op55. ru/?sid=240&newsid=3715).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.