F*7
НАУКА - ГОСУДАРСТВУ
Научные мероприятия в Омске
УДК 323/324 ГРНТИ 82.13.37
«ОТ ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ К ОБЩЕСТВУ СОЗИДАНИЯ»
Выводы и рекомендации Омского Дома ученых в рамках реализации проекта «Повышение активности профессиональной общественности по реализации Стратегии социально-экономического развития города Омска до 2025 года»
А.А. Колоколов, В.М. Лебедев, В.В. Лизунов, А.А. Соловьев
Омский Дом ученых
Россия, 644099, г. Омск, ул. Певцова, 13
Приводятся итоги реализации проекта Омского Дома ученых, ставшего победителем в номинации «Общественная инициатива к 300-летию города Омска». Показаны проблемы, цели и задачи омского научного и профессионального сообщества в перспективном развитии социальной сферы и экономики территорий, выявлении имеющихся и привлечении потенциальных ресурсов.
Ключевые слова: социальное партнерство, стратегическое планирование, консолидация, общественность.
«FROM A CONSUMER SOCIETY TO A CREATION SOCIETY»
Conclusions and recommendations of Omsk Center of Scientists in the framework of project realization «Activity increase of the professional community on realization of Strategy of a social and economic development of Omsk till 2025».
AAKolokolov, V.M.Lebedev, V.V.Lizunov, А.А. Solov^yov
Omsk Center of Scientists
Russia, 644099, Omsk, ul. Pevtsova, 13
The article gives the results of the project of Omsk Center of Scientists who won in the nomination "Public initiative devoted to the 300th anniversary of Omsk". The authors show problems, purposes and objectives of Omsk scientific and professional community in prospective development of social sphere and economy of territories, in revealing available and in raising potential resources. Keywords: social partnership, strategic planning, consolidation, community.
В процессе выполнения Проекта были выявлены актуальные для России и города Омска вопросы социального партнерства и стратегического планирования в целях реализации стратегий социально-экономического развития территорий в условиях системного кризиса, проблемы,
цели и задачи активизации профессионального сообщества.
I. Социальная дисгармония, нравственный кризис и проблемы социального партнерства
Как показывает исторический опыт человечества, общество, в котором разрушаются
духовные и нравственные основы, неизбежно деградирует.
Безудержная погоня экономической элиты за прибылью и ослабление социальных институтов приводят к социальному расслоению, острым противоречиям и криминальным деформациям, финансовым кризисам и экологическим бедствиям. При усилении социальной дисгармонии любые стратегические экономические проекты государства и регионов не достигают цели.
В связи с продолжением радикальных реформ на фоне мирового системного кризиса (финансового, политического, экологического и др.) Россия сталкивается с качественно новыми, все более сложными социально-экономическими угрозами и проблемами, обусловленными внешними и внутренними факторами. Поэтому важнейшей задачей для профессиональной общественности, активной части населения, федеральных, региональных и муниципальных органов управления является консолидация социума, для чего необходимо не только развитие экономики, но и возрождение духовно-нравственных основ общества.
В настоящее время крайне желателен переход российского общества в новое качество, в котором три главные силы развития — власть, общество и предприниматели — вступят, наконец, в полноценное и полномасштабное социальное партнерство.
Актуальной и эффективной формой социального партнерства является согласование интересов, разработка стратегических концепций и планов социально-экономического развития территорий, которая в конце ХХ века стала необходимой для многих городов и регионов мира
Особую значимость социальное партнерство и стратегии развития приобретают для России в современных социально-экономических и геополитических условиях, поскольку только на этой основе органы управления и общественность смогут не просто выработать антикризисные меры, но и определить (с учетом потребностей населения, заинтересованных сторон и стратегических партнеров) судьбу своей территории в долгосрочной перспективе.
II. Стратегическое планирование и устойчивое развитие
Вопросы стратегического планирования и управления для человечества оказались тесно связанными с проблемами
устойчивого развития регионов и цивилизации в целом.
Рассмотренные мировым сообществом на конференциях ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 и 1997 гг., и на Всемирном саммите в Йоханнесбурге в 2002 г., и Международном Форуме Рио+20 в 2012 г., они предполагают сбалансированное развитие трех составляющих: природы, общества и экономики.
Отечественный опыт стратегического планирования позволяет выделить основные положения, имеющие важное значение для городского сообщества:
1. Стратегический план служит современным вариантом общественного договора, заключаемого между всеми участниками городского сообщества.
2. Стратегический план выступает документом, с которым согласуются все серьезные решения, принимаемые органами власти, представителями деловых кругов, городским сообществом, инвесторами.
3. Стратегический план способствует формированию представлений о городе как о целостной многофункциональной системе с потенциалом саморазвития.
4. Стратегическое планирование является механизмом для привлечения инвестиций.
5. Стратегическое планирование — необходимое условие повышения имиджа города.
В городе Омске в период с 1999 по 2002 гг. по инициативе Омского Дома ученых творческой группой специалистов была разработана «.Концепция стратегического развития г. Омска», в которой был учтен опыт создания стратегических планов и концепций ряда российских городов (Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Екатеринбурга, Тольятти, Череповца) и программы «Евроград - 21».
Концепция завершает десятилетний период в истории города Омска, связанный с попытками городского сообщества самоопределиться в выборе долгосрочной стратегии.
В 1999 г. были выделены три стратегии развития города: инерционный, промышленного развития, многофункциональный. В том же году проект Концепции был рассмотрен на общегородской конференции с участием представителей других городов и регионов, Евросоюза, Государственной Думы и федеральных министерств и получил одобрение и поддержку.
Наука - государству
В декабре 2002 г. окончательный вариант Концепции был представлен общественности и рассмотрен на региональной конференции. В нем излагаются основные методологические и системные принципы Концепции, формулируется миссия города, проводится анализ современного состояния и перспектив развития Омска, описывается комплексная стратегия его развития: «Омск - ведущий многоотраслевой, деловой и культурный центр Сибири», приводятся рекомендации по реализации Концепции.
Были проведены общественные слушания, учтены многочисленные замечания и дополнения специалистов органов управления и различных организаций.
Концепция служит основой для формирования системы стратегического управления города Омска, разработки Стратегического плана, а также Генерального плана развития города. Положительный результат в этих процессах достигается только при тесном сотрудничестве основных субъектов -стратегических партнеров: органов управления, бизнеса, промышленности, науки, образования и населения.
Другими словами, город должен быть корпорацией, объединяющей всех горожан для гуманитарного, экологического и экономически сбалансированного развития территории. При формировании и реализации стратегии развития города выявляются различные ресурсы, моделируются варианты городского развития, определяются «точки роста» и «черные дыры» в экономике и социальной сфере, обеспечивается взаимодействие субъектов городского сообщества, формируются механизмы организации населения.
III. Принципы стратегического планирования
Разработка и реализация Концепции стратегического развития основываются на следующих группах принципов:
Принципы социального партнерства.
1) Гражданское согласие и мотивация населения. Предусматривает широкое предоставление объективной информации горожанам о содержании Концепции и ходе работ по ее реализации, обсуждение и общественная экспертиза.
2) Баланс интересов, стратегическое партнерство. Нацеливает на согласование позиций и действий стратегических партнеров и участников процессов, определяющих развитие города (включая социальные груп-
пы, общественные объединения, различные уровни управления и т.д.).
3) Легитимность. Ориентация нормативных стратегических документов на ожидания населения и профессиональной общественности по перспективам развития Омска и области.
4) Ответственность. Предполагает создание процедуры распределения ответственности за исполнение положений документа между органами местного самоуправления, стратегическими партнерами и конкретными исполнителями.
Принципы, связанные с управлением городским развитием.
5) Целенаправленность. Все положения Концепции увязываются с целями, задачами, миссией города и направлены на их реализацию.
6) Комплексность. Учитываются принципы и механизмы, по которым важнейшие функции и структурные элементы города связаны между собой.
7) Иерархичность. Город рассматривается как целостность, встроенная в субъект Федерации, регион, федеральный округ, страну и мировое сообщество. Одновременно Омск представляется иерархической системой, где протекают организационные и управляющие взаимодействия вертикального и горизонтального характера.
8) Многофункциональность и многовариантность. Город Омск представляет собой многофункциональную систему, в которой разные функции подсистем имеют различный вес и меняются с течением времени.
9) Адаптивность и минимизация рисков. Учет возможности изменения внутренней и внешней среды. Стратегия развития города должна повысить адаптивные свойства городских систем. Проведение оценки различных потерь, которые могут возникнуть в процессе реализации Концепции.
10) Превентивность. Планирование мероприятий, нацеленных на предотвращение негативных процессов и угроз.
11) Мониторинг. Постоянный контроль за реализацией разработанных в Концепции положений и их корректировка.
Принципы, обеспечивающие саморазвитие города.
12) Интеграция и аккумуляция потенциала развития. В Концепцию закладываются механизмы привлечения внутренних и внешних по отношению к городу ресурсов,
их концентрация на решении приоритетных задач (партнерство, инновационный и коммуникативный потенциал и т.п.).
13) Мотивация и стимулирование. Применяются виды деятельности, обеспечивающие формирование и использование в качестве ресурса различных проявлений инициативы физических, юридических лиц и органов управления.
14) Перманентный успех. При реализации Концепции поэтапно включаются быстро и эффективно выполняемые мероприятия, которые показывают реальность претворения в жизнь планов стратегического развития. Эти мероприятия необходимо широко пропагандировать в СМИ.
15) Ориентация на человека и семью. Точкой приложения ряда проектов стратегического развития города должна выступить семья как базовая ячейка общества, выполняющая многочисленные функции. При этом следует учитывать демографические факторы и социологическую информацию. Ключевой задачей является разработка Системы стратегического развития города Омска и Омской области специалистами, профессионально занимающимися вопросами стратегического управления и перспективного планирования.
Во время работы над Концепцией (2002— 2004 гг.) было создано 13 комиссий, работало около 300 человек. Омск был признан одним из лидеров стратегического планирования в России.
Для реализации стратегии развития города Омска необходима разработка схем сбалансированного развития производственно-экологических территорий с оптимальной транспортной инфраструктурой на базе реструктурирования существующих крупных промышленных зон предприятий, экологических объектов, жилых микрорайонов и пустырей, создания эффективных транспортно-логистических систем и рекре-ационно-экологических зон.
В качестве примера Омским Домом ученых совместно с Омским отделением Российской инженерной академии (РИА) был разработан один из проектов создания пилотной сбалансированной производственно-экологической зоны нового типа (XXI века) на территории Ленинского административного округа города Омска: предполагается кластерная реструктуризация НИИ ТКД, ОАО «ПО Иртыш», ОАО «КБТМ», жилых микрорайонов, экологических объектов и
пустырей, создание эффективных транспор-тно-логистических систем и рекреационно-экологических зон.
Реализация миссии города «Развитие Омска как промышленного, транспортного, научного, образовательного, духовного и культурного центра Сибири» включала в себя следующие направления развития:
1) использование мощного потенциала оборонно-промышленного комплекса;
2) производство перспективной продукции радиоприборостроения, авиационных, железнодорожных, водных и космических транспортных средств;
3) эффективная поддержка Транссибирской магистрали как современного трансконтинентального международного транспортного коридора с меридианальными ответвлениями для освоения богатств Сибири;
4) обеспечение взаимодействия Севера и Юга (северные регионы Сибири и Центральная Азия);
5) расширение взаимодействий между городом и районами области;
6) развитие производства и переработки сельхозпродукции;
7) обеспечение техникой агропромышленного комплекса и отраслей по добыче полезных ископаемых, а также их глубокой переработки в городе Омске и Омской области (в том числе циркон-титановых песков);
8) развитие омского Севера.
Основой путей реализации Концепции было признано формирование городского самосознания как динамического единства, определяющего системность и целостность города.
IV. Разработка Стратегии социально-экономического развития
Омской области и города Омска
В 2006 г. специалистами Министерства экономики Омской области была разработана «Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2020 года». В 2013 г. дочерней компанией Сбербанка «Стратеджи Партнерс Групп» разработана «Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2025 года». В 2014 г. на её основе Департаментом экономической политики города с привлечением научной общественности была разработана «Стратегия социально-экономического развития города Омска до 2025 года».
Материалы Стратегии-2025 области обсуждались экспертами 5 марта на Стратегической сессии, на экспертных площадках
Наука - государству
в региональном Конгресс-холле с 30 мая по 2 июня и 6-7 декабря 2013 года, а также на ряде отраслевых площадок в течение 2014 года.
Материалы «Стратегии-2025» рассматривались на Координационном совете по стратегическому развитию города при мэре города Омска в 2014 г.
В «Стратегиях-2025» и области, и города основной упор делается на развитие четырех приоритетных кластеров:
- нефтехимического;
- агропромышленного;
- высокотехнологичных компонентов и систем;
- лесотехнического.
Губернатор Омской области В.И. Назаров обратил особое внимание общественности на значимость для региона направления «Реализация бренда «Омск - социальная столица России».
При обсуждении на коммуникативных площадках в региональном Конгресс-холле был определен Перечень перспективных направлений — «точек роста» (в порядке их значимости, с точки зрения экспертов):
• эффективное правительство;
• развитие транспортной инфраструктуры;
• развитие промышленных, индустриальных и технопарков;
• развитие малого бизнеса;
• эффективное использование ресурсов области и города;
• решение кадрового вопроса в регионе;
• человек и его возможности (развитие человеческого потенциала);
• глубокая переработка в агрокластере;
• строительство жилья эконом-класса;
• развитие аутсорсингового бизнеса в нефтехимическом кластере;
• разработка и реализация эффективной модели партнерства общества и власти;
• развитие аутсорсингового бизнеса в промышленности;
• глубокая переработка в лесопромышленном кластере;
• реализация бренда «Омск — социальная столица России».
V. Выводы и рекомендации
В результате обсуждения и анализа стратегических документов области и города профессиональной общественностью были сделаны следующие выводы.
Омское профессиональное сообщество, имея достаточный опыт социально-экономического анализа и стратегического планиро-
вания, в настоящее время лишь эпизодически участвует в экспертизе стратегических документов и обсуждении их на коммуникативных площадках. При этом не организуются проектные группы («фабрики мысли»), практически не осуществляется разработка реальных стратегических проектов, обеспечивающих выявление имеющихся и эффективное привлечение потенциальных ресурсов. Профессиональная общественность не консолидирована, не осознает себя как субъект стратегического развития территории и практически не может влиять на судьбу своей территории.
Поэтому наиболее важными проблемами омского научного и профессионального сообщества следует признать:
- нехватка самосознания и коллективной организованности;
- отсутствие чувства своей субъектности, умения и способности объединяться, разрабатывать конструктивные проекты и влиять на будущее своей территории;
- дефицит «пассионарности»;
- «окукливание» ведущих специалистов и коллективов, низкая гражданская ответственность, доминирование личного и корпоративного эгоизма;
- слабая методологическая подготовка, неадекватные ситуационные представления и завышенные когнитивные, креативные и экономические требования к органам регионального и муниципального управления.
В существующих в настоящее время условиях развития процессов глобализации, формирования планетарных информационных, финансовых, транспортных, научных, образовательных и других мегасистем; преобразования в России планово-директивной экономики в децентрализованную рыночную (социально и экологически ориентированную); распада прежней системы управления и связанных с ней институтов; структурной деформации экономики и социума; продолжающегося системного кризиса, длительного административного и хозяйственного реформирования основными целями для научной и профессиональной общественности следует признать:
> разработку реальных путей формирования эффективного социального правового государства и гражданского общества;
> глубокую рефлексию динамики социально-экономических процессов на основе отечественной науки и с учетом российской специфики;
> формирование совершенно новой для нынешнего российского общества управленческой культуры, экономической культуры, предпринимательской культуры, связанной с формированием нового сословия;
> формирование менталитета, соответствующего новой исторической эпохе, на основе культурной преемственности и научного прогнозирования. Комплексная оценка реальности и смены парадигмы науки, формирование современной картины мира;
> определение собственной идентичности, самосознания, ответственности за будущее своего города и региона (малой родины), «в которых хочется жить».
Эти цели достигаются решением следующих задач:
> повышением методологической грамотности, стимулирование и мотивирование специалистов;
> созданием условий для анализа и творчества профессионалов различных отраслей, обеспечение возможности групповой работы;
> выявлением и подготовкой специалистов, обладающих системным и стратегическим мышлением;
> проведением социальной рефлексии, организацией целевых коммуникативных площадок, формированием общественных институтов и механизмов их эффективного взаимодействия с органами регионального и муниципального управления;
> осознанием особенностей и выявлением ресурсов: имеющихся явных и скрытых, а также потенциальных — привлекаемых;
> формированием и развитием культурной, инвестиционной, инновационной и иной привлекательности территорий, создание удачных брендов;
> выявлением и привлечением стратегических партнеров, коллективным и про-
фессиональным конструированием образа желаемого будущего;
> созданием постоянно действующих аналитических групп, команд разработчиков, коммуникативных площадок, сайтов и баз данных для накопления исходных материалов и полученных результатов;
> активизацией деятельности Омского Дома ученых (А.А. Колоколов), Омского отделения Петровской академии наук и искусств (ПАНИ) (В.М. Лебедев), Омского отделения Российской инженерной академии (РИА) (П.И. Горбунов), Ассоциации инновационного развития (АИР) (В.С. Польский), Омского стратегического клуба (В.И. Зырянов), Комитета по инновационной деятельности Омской торгово-промышленной палаты (ОмТПП) (В.В. Лизунов), Ассоциации экономической культуры (Е.А. Капогузов) и других общественных и научных организаций с учетом опыта создания настоящего Проекта в целях формирования и развития эффективных механизмов взаимодействия с органами управления различного уровня, обеспечивающих разработку и реализацию стратегических инновационных проектов развития территорий.
Все участники проведенных Омским Домом ученых в рамках Проекта мероприятий продолжают деятельность по разработке форм творческого и активного участия в перспективном развитии социальной сферы и экономики территорий, выявлению имеющихся и привлечению потенциальных ресурсов и поддерживают лозунг Проекта «От общества потребления к обществу созидания».
Все вышеперечисленное доказывает, что цели и задачи, поставленные перед Проектом, выполнены и будут иметь продолжение в дальнейшей деятельности Омского Дома ученых и его партнеров.
Колоколов Александр Александрович — доктор физико-математических Статья поступила наук, профессор, председатель совета Омского Дома ученых. в редакцию
Лебедев Виталий Матвеевич — доктор технических наук, профессор, 24 августа 2015 г.
руководитель проекта.
Лизунов Владимир Васильевич — кандидат физико-математических наук, доцент заместитель руководителя проекта.
Соловьев Анатолий Алексеевич — кандидат физико-математических наук, профессор, член Омского Дома ученых.
© А.А. Колоколов, В.М. Лебедев, В.В. Лизунов, А.А. Соловьев, 2015