Научная статья на тему 'Стратегия социально-экономического развития в системе управления регионом'

Стратегия социально-экономического развития в системе управления регионом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6179
769
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / УРОВНИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ / СХЕМА РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / МИССИЯ РЕГИОНА / МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT STRATEGY / LEVELS OF DEVELOPMENT AND REALIZATION OF THE STRATEGY / SCHEME OF WORKING OUT THE STRATEGY OF REGION DEVELOPMENT / MISSIONS AND GOALS OF THE REGION / MODEL OF COMPLEX SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меньщикова Вера Ивановна

В статье представлены теоретические основы формирования стратегии социально-экономического развития региона: понятие, сущность, уровни разработки и реализации стратегии, подходы, процедура и этапы разработки стратегии развития региона, а также основные проблемы формирования стратегий развития в субъектах Российской Федерации. Особое внимание уделено аспектам формирования стратегии социально-экономического развития Тамбовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy of social and economic development in the system of region management

The article presents theoretical principles of forming the strategy of social and economic development of the region: the concept, the essence, the levels of development and realization of the strategy, approaches, procedures and the stages of working out the strategy of region development, and the main problems of forming the development strategy in Russian Federation subjects. A special attention is paid to forming the strategy of social and economic development of Tambov region.

Текст научной работы на тему «Стратегия социально-экономического развития в системе управления регионом»

УДК 338

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ

© В.И. Меньщикова

В статье представлены теоретические основы формирования стратегии социально-экономического развития региона: понятие, сущность, уровни разработки и реализации стратегии, подходы, процедура и этапы разработки стратегии развития региона, а также основные проблемы формирования стратегий развития в субъектах Российской Федерации. Особое внимание уделено аспектам формирования стратегии социально-экономического развития Тамбовской области.

Ключевые слова: стратегия развития; уровни разработки и реализации стратегии; схема разработки стратегии развития региона; миссия региона; модель комплексного социально-экономического развития.

... Сейчас перед нами стоит задача эффективно использовать накопленный опыт и ресурсы для следующего, качественно иного этапа в развитии.

Из выступления В.В. Путина на расширенном заседании Государственного Совета 8 февраля 2008 г.

Динамичное развитие региона в интересах его населения в условиях открытой экономики невозможно без определения системы приоритетов и обеспечения согласованности действий всех органов управления, населения, предприятий, коммерческих и общественных организаций, действующих на его территории. Эти задачи и решаются в процессе разработки, обсуждения и реализации стратегии социально-экономического развития.

Используя мировой опыт стратегического управления и планирования, мы не должны забывать об особенностях современной России. В благополучных развитых странах Запада разработка стратегий развития происходит в условиях достаточно «гладкого» хода социально-экономических процессов и большого объема ресурсов.

Современная Россия находится на социально-экономическом «переломе», проблема ресурсов и их оптимального использования является значительно более острой. Поэтому стратегия региона Российской Федерации не может быть простой, хотя бы и системной, совокупностью благих пожеланий, выраженных в форме целей разного уровня, и сформулированных в самом общем виде путей их достижения. Она должна давать представление о механизмах реализации поставленных целей, достижимости поставленных целей с

учетом имеющихся ресурсов, влиянии возможных изменений внешних условий, содержать перечень показателей, в т. ч. количественных, исходя из которых можно получить достаточно объективную оценку степени достижения поставленных целей. С другой стороны, нельзя требовать и того, чтобы стратегия развития в условиях рыночной экономики была похожа на привычный для условий административно-командной системы хозяйствования долгосрочный план директивного типа с указанием конкретных сроков каждого действия, исполнителей, объема и источников финансирования.

Стратегия экономического развития регионов рассматривается как система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития [1].

Естественно, что стратегия экономического развития регионов меняется в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации, внешнеэкономической ситуации, т. е. от системы условий и факторов, влияющих на целевые установки развития общества в рамках единого государства.

Стратегия социально-экономического

развития региона представляет собой документ, определяющий общие цели, задачи, направления развития региона, механизмы их реализации, вытекающие из анализа ре-

сурсных возможностей, существующей социально-экономической ситуации и возможных сценариев развития внешних по отношению к региону условий [2].

Стратегия социально-экономического

развития региона может быть обоснованным и эффективным средством решения социально-экономических проблем только в том случае, если в процессе ее разработки и принятия сочетаются профессионализм, научный подход к анализу социальных явлений и учет мнения основных социально-экономических субъектов, населения региона, выявляемого в ходе широкого общественного обсуждения проекта.

Чтобы быть эффективной, стратегия принципиально должна быть предметом согласования между разными ветвями власти региона, муниципальными органами управления, социально-экономическими субъектами и институтами гражданского общества области (властью, бизнесом и обществом) и давать перспективные ориентиры для их деятельности.

Стратегия не является документом «прямого действия», а лишь служит основой для разработки целой системы документов: стратегических планов развития отдельных областных министерств и ведомств, муниципальных образований, комплексных целевых программ, перспективных и текущих планов социально-экономического развития, планов деятельности органов управления разного уровня, законодательных инициатив.

Разработка и реализация стратегии развития региона могут осуществляться на следующих уровнях:

- общероссийском - предусматриваются обеспечение оптимальной специализации регионов в интересах национальной экономики, сохранение экономической целостности страны, сглаживание противоречий между Центром и регионами и между группами регионов;

- межрегиональном - выделяются приоритетные проблемы территориального развития и определяются возможные последствия для различных групп субъектов Федерации при выбранных вариантах решения межрегиональных проблем, а также наиболее целесообразные коллективные действия, направленные либо на снижение потерь в результате воздействия процессов природного

характера (например, подъема уровня Каспийского моря), либо на получение дополнительного эффекта;

- региональном - разрабатываются меры по стабилизации социально-экономического положения и усилению комплексного развития хозяйства регионов на базе рационального и эффективного использования имеющихся ресурсов и предпосылок, создания полюсов роста и формирования собственной дееспособной экономической базы;

- внутрирегиональном - важнейшим направлением является обеспечение финансово-экономической базы городов и муниципальных образований, достаточной для поддержания и развития социальной инфраструктуры и бюджетного финансирования сферы обслуживания и неработающего населения.

Все подходы к разработке стратегии региона сводятся к тому, что стратегия представляет собой сочетание теоретического анализа и интуиции разработчиков, коими, в первую очередь, должны являться те субъекты, которые будут детализировать и реализовывать стратегию. Важным является и то, что стратегия никогда не может быть продумана и просчитана до конца, а ее корректировка по мере изменения внешних и внутренних условий - процедура необходимая [3].

Из сказанного следует, что универсального, пригодного на все случаи жизни метода разработки стратегии не существует, но опыт подсказывает несколько возможных направлений разработки.

Лидером разработки процедур формирования стратегий считается Гарвардская школа бизнеса. К. Эндрюс, М. Портер, Г. Хэмел и К. Прахалад разработали главные подходы к формированию стратегий [4], основные положения которых приведены в табл. 1. Изначально стратегия применялась не к регионам и странам, а к отдельным фирмам и корпорациям.

В настоящее время в экономической науке выработана определенная схема разработки стратегии развития территории, предприятия, организации. Стратегия развития региона в целом соответствует общей схеме стратегического развития. Специалисты в теории и практике управления Майкл Х. Мескон, Майкл Альберт и Франклин Хедоури предлагают один из наиболее полных вариантов этапов разработки стратегии (рис. 1) [5].

Таблица 1

Подходы к разработке стратегий

Разработчики Основное содержание разработок Стратегия Период XX в.

Эндрюс К. ЭМ^ОТ-анализ Экономическая 70-е годы

Портер М. Пять сил конкур е?-п щи, типовые стратегии Страгегия бизнеса 80-е годы

Хэмел Г. Прахалад К. Ключевые компетенции Стратегия лидерства 90-е годы

Рис. 1. Этапы разработки стратегии

Процедура разработки стратегии, основанной на определении видения, миссии и цели, заключается в определении самих указанных характеристик региона в будущем; умозрительном переносе разработчика в то состояние региона, которое соответствует этим характеристикам; проецировании указанного состояния на реальную среду с тем, чтобы определить действия, ведущие к идеальному результату. Общая схема разработки стратегии развития региона изображена на рис. 2. Таким образом, можно сказать, что разработка стратегии развития осуществляется путем последовательного приближения

к ответу на вопрос: что принесет региону успех в будущем?

Определение конкретного результата, который может проявиться, прорасти из образа будущего и миссии, обеспечивает формулирование целей региона, для достижения которых разрабатывается стратегия.

Определение миссии региона является логическим продолжением разработки видения. Это уже не столько образ региона в различных аспектах, сколько «амбициозное заявление о намерениях». Миссия не обязательно должна быть амбициозной, но чаще всего несколько завышенная формулировка

миссии является дополнительным стимулом достижения поставленных целей. Создается ситуация, когда реализация миссии является победой над ограниченными возможностями, своеобразным «прыжком выше головы», представляя сверхзадачу, решение которой ассоциируется с общим успехом. Упрощенно миссия региона определяется ответом на два вопроса:

1) «Что регион, как часть мирового сообщества, намеревается предложить окружающей среде (в т. ч. государству как над-системе), каково его предназначение в мировой системе хозяйствования?»;

2) «В каком направлении регион намерен развиваться, каковы его обязательства перед субъектами, входящими в его состав и формирующими его (перед предприятиями, муниципальными образованиями, перед социумом вообще и каждым жителем в частности)?».

Ответ на первый вопрос позволяет сформулировать миссию, направленную во внешнюю среду, «миссию вовне». Ответ на второй вопрос определяет предназначение региона самого для себя, сформулировать «миссию вовнутрь».

«Миссия вовне» и «миссия вовнутрь» являются взаимосвязанными векторами развития региона, обеспечивая важнейший метод стимулирования, когда каждый субъект региональной хозяйственной деятельности вносит вклад в осуществление «миссии вовне», осознавая необходимость ее реализации для обеспечения «миссии вовнутрь» в обмен на гарантии выполнения притязаний на новые возможности, возникающие в результате развития региона.

Такое разделение весьма условно, т. к. вообще миссия представляет вектор, направленный в сторону видения, т. е. достижения состояния, ассоциируемого у субъектов целе-полагания с успехом, с выполнением миссии. Миссия - это предназначение региона в структуре мировой социально-экономической системы, двуединство направления ее развития и общественной функции.

Цели региона представляют собой детализированную до описанного качественными показателями модель состояния региона, соответствующую его видению. Если видение -это образ, миссия - предназначение, то цель -это не существующее на данный момент, но

требуемое для реализации миссии идеальное состояние региона.

Например, цели социально-экономического развития Тамбовской области в долгосрочном периоде представлены на рис. 3.

В целом стратегия развития нужна региону для тех же целей, что и муниципальному образованию или предприятию. Наличие стратегии позволяет отвечать на ключевые вопросы, определяющие организацию деятельности: кто, что, зачем, когда и какими силами делает. Причем ответить, адекватно реагируя на изменения и особенности ситуации, в которой осуществляется деятельность. Для региона сформировать стратегию - значит ответить на вопрос о его месте в стране и в мире, о целях деятельности и действиях, определяющих его развитие, получить возможность реагировать на изменения ситуации, сохраняя основные ценностные и целевые ориентиры развития.

Стратегическое управление направлено на решение одной из основных задач любой системы управления: поиску ответа на вопрос о ключевых точках, куда необходимо направлять доступные ресурсы для того, чтобы обеспечить нормальное воспроизводство и развитие системы жизнедеятельности региона. Стратегиями занимаются не от избытка, а от недостатка ресурсов.

Одна из существенных проблем стратегического управления на региональном уровне состоит в том, что источником действий, влияющих на развитие региона, являются очень разные субъекты, которые принимают решения самостоятельно, исходя из своих собственных целей и интересов. В числе таких субъектов федеральные органы власти, другие регионы, корпорации, муниципальные образования и др. Стратегия регионального развития не может предписывать этим субъектам, что они должны делать - это они решают сами. Но она может помочь скоординировать их деятельность в той ее части, которая касается развития региона. Задача стратегии - обозначить перспективу развития, ориентация на которую позволит им увидеть новые возможности для реализации их интересов и целей [6].

Разработка стратегии развития региона, как правило, состоит из четырех этапов (рис. 4).

Первый этап - подготовительный. На данном этапе формируется рабочая группа

администрации региона по разработке стратегии, общественный совет, например, при губернаторе области по разработке стратегии; заключаются договора с консультирующими организациями и формируются тематические группы.

На втором этапе (разработки) тематическими группами формируются закрепленные за ними разделы стратегии. Рабочая группа готовит исходный вариант проекта стратегии, затем он обсуждается общественным советом. На основании замечаний общест-

венного совета черновой вариант стратегии дорабатывается и рабочей группой формируется проект стратегии развития региона, который утверждается общественным советом.

Третий этап - общественное обсуждение. На данном этапе проект стратегии публикуется, тематическими группами проводятся общественные круглые столы по обсуждению отдельных разделов стратегии развития региона, рабочей группой собираются предложения по доработке стратегии и формируется итоговый вариант.

Фкпо с о фил р азьития: Видение, Миссия, Цепи

Результаты ЗдаЭТ-анализ а Я Содержание; стратегии Содержание эталонных стратегий

Результаты анализа действующей стратегии

Рис. 2. Общая схема разработки стратегии развития региона

Долгосрочные нелн социальноэкономического развития Тамбовской

области

Социальная цель: Экономическая цель: Экологическая цель: Институциональная цель:

Повышение Повышение Поддержание Создание

благосостояния кон курентоспособности устойчивого институциональных

и качества экономики региона и равновесия условий устойчивого

жизни обеспечение ее системы развития области.

населения устойчивого развития расселения. формирование

размещения государственный и

производительных рыночных

сил и природы организационных

области структур

Рис. 3. Долгосрочные цели социально-экономического развития Тамбовской области

Общественный совет при Губернаторе

ГГ

Четвертый этап - утверждение стратегии. Итоговый вариант стратегии рассматривается и подписывается губернатором области, Законодательным собранием области, затем выносится на рассмотрение Правительства РФ. По итогам разработки страте -гии региона проводится научно-практическая конференция.

Исполнение стратегии требует привлечения ресурсов в сферы стратегического развития. Значит ресурсы необходимо будет отвлекать из тех сфер, развитие которых является следствием движения сфер - «паровозов». Графически это может выглядеть так, как изображено на рис. 5.

Нетрудно заметить, что обеспечение интенсивного экономического развития и развития системы образования требует отвлечения ресурсов из сфер социального обеспечения и обеспечения равных возможностей в получении образования. В условиях ограниченных ресурсов обеспечение интенсивного развития одновременно с сохранением социального обеспечения возможно лишь в случае поддержки программ развития из внешней среды (например, из бюджета государства).

Развитие экономики и системы образования позволит усилить потенциал региона и тем самым обеспечить ресурсы для усиления социального патронажа, а также увеличения уровня образования, что является гарантией сбалансированного развития региона во всех

его аспектах. Таким образом, стратегическая система целей определяет приоритеты развития, а они позволяют реализовывать миссию в других аспектах.

В качестве единой ведущей стратегии развития Тамбовской области и главного механизма реализации поставленных целей принимается курс на достижение согласия в обществе, баланса интересов трех краеугольных сил: государства (власть), экономики (бизнес) и сообщества (граждане, общественные, политические и некоммерческие организации) при условии, что идея «общественного договора» будет полноценно, а не формально реализовываться во всех сферах жизнедеятельности, на всех уровнях, в т. ч. при заключении коллективных договоров на предприятиях во взаимодействии чиновников и предпринимателей. Сейчас на этом уровне есть проблемы - работодатели, как правило, действуют бесконтрольно и безнаказанно, ущемляя при этом права и интересы работников своих предприятий, а органы государственной власти и местного самоуправления не учитывают в полной мере нужды и потребности предпринимательских структур. Гармонизация интересов всех социальных групп общества - это именно та идеология, которая позволит объединить усилия большой массы людей, направив их на достижение благосостояния каждого.

Усиление социального обеспечения

Усиление

обеспечения

образования

населения

Развитие экономики и восстановление состояния окружающей среды

Рис. 5. Стратегическая ориентация региона

Стратегия развития Тамбовской области может рассматриваться как договор общественного согласия, инструмент организации взаимодействия власти, бизнеса и общественности. Поэтому в ней учитываются интересы различных групп населения области, которые согласовываются и интегрируются в общие интересы областного сообщества, и в целевых установках документа намечается объединение усилий ученых, специалистов, предпринимателей и общественных деятелей по решению стратегических задач социально-экономического, культурного и политического развития [4].

При ориентации на прорыв стратегия «общественного договора» может стать успешной только в том случае, если она будет осуществляться квалифицированно, профессионально, качественно. Она должна дополняться стратегией эффективного управления во всех сферах жизнедеятельности: государственного, административного управления, местного самоуправления, управления бизнесом. Это обусловливается качественно новым характером стратегического планирования рыночной экономики, характеризующейся большим уровнем неопределенности по сравнению с традиционными методами, применявшимися в условиях централизован-

ной экономики, а именно необходимостью более тонкого инструментария - современных экспертных методов планирования, методов социального управления, разрешения конфликтов и т. п.

Стратегия «общественного договора» и эффективного управления обращены друг на друга, органично дополняются и сочетаются в единую стратегию. Согласие в обществе достигается в результате принятия и реализации хорошо подготовленных (качественных) решений, учитывающих интересы и государства, и бизнеса, и сообщества граждан. И наоборот - решение будет эффективно, если процесс его принятия базируется на качественной подготовке, на достигнутом согласии всех заинтересованных сторон.

В представленном виде ведущая стратегия развития Тамбовской области ориентирует на достижение благополучия и согласия посредством обеспечения баланса государственных, экономических интересов и интересов сообщества граждан на основе повышения качества административного управления; дает единое направление деятельности всей вертикали власти в регионе, единый ориентир для повышения активности хозяйствующих субъектов, экономических и социальных институтов общества.

Относительное усиление регулирующей роли органов государственной власти и местного самоуправления произойдет исключительно в части их функций по институциональному и информационному обслуживанию субъектов рынка, по формированию правовой и организационно-управленческой среды деятельности субъектов экономических отношений.

Модель комплексного социально-экономического развития Тамбовской области основывается на четырех основополагающих идеях: формирования социально-ориентированного рыночного механизма хозяйственной деятельности, максимального использования интеллектуального и научно-технического потенциала развития, активного государственного стратегического управления, общего повышения культурного уровня населения.

Формула стратегии развития Тамбовской области выглядит следующим образом:

«человеческий фактор» (квалифицированные кадры, образование, культура, традиции) + научно-технический потенциал + природные ресурсы, используемые в интересах области + синтез экономических методов стимулирования хозяйственной деятельности =

= новая экономика региона, представляющая собой научно-производственный комплекс российского значения со всей системой жизнеобеспечения населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация стратегии развития Тамбовской области должна осуществляться как с применением уже существующих, так и с помощью новых, эффективных, по опыту международной практики, механизмов. Новым механизмом реализации стратегии, в первую очередь, является система нормативных правовых актов, регламентирующих реализацию стратегии:

- нормативный акт Тамбовской области «О системе управления реализацией стратегии Тамбовской области»;

- нормативный акт Тамбовской области «О мониторинге показателей социально-экономического развития Тамбовской области».

Для обеспечения среднесрочного управления реализацией стратегии необходима разработка и принятие новых областных целевых программ, обеспечивающих реализа-

цию основных приоритетов стратегического развития Тамбовской области. К числу возможных новых целевых программ можно отнести:

1) программу повышения конкурентоспособности экономики Тамбовской области (в т. ч. мероприятия по созданию кластеров в перспективных секторах экономики);

2) программу по повышению инвестиционной привлекательности Тамбовской области, которая может включать следующие подпрограммы:

- подпрограмма по развитию инвестиционного потенциала,

- подпрограмма по снижению инвестиционных рисков,

- подпрограмма по ребрендингу и продвижению области на российских и зарубежных рынках;

3) программу по развитию инновационного потенциала Тамбовской области;

4) программу по развитию туризма;

5) программу по развитию потенциала трудовых ресурсов Тамбовской области.

Большинство новых механизмов реализации стратегии обеспечивают создание бизнес-среды, способствующей развитию бизнеса и привлечению дополнительных инвестиций в экономику города, к их числу относятся:

- технопарк;

- инновационно-внедренческая зона;

- агентство развития бизнеса;

- логистический парк.

Организация эффективно работающих

кластеров - важный механизм повышения конкурентоспособности предприятий Тамбовской области.

Необходимым условием обеспечения устойчивого экономического роста является дальнейшее проведение административной и бюджетной реформы (в т. ч. внедрение системы бюджетирования, ориентированного на результат).

Дальнейшее внедрение в практику работы администрации Тамбовской области системы бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), позволит существенно повысить результативность бюджетных расходов, обеспечить эффективный контроль за распределением бюджетных средств, повысить мотивацию чиновников на достижение запланированных целевых показателей соци-

ально-экономического развития Тамбовской области.

Управление реализацией стратегии Тамбовской области должно осуществляться по проектному принципу, т. к. стратегия - это долгосрочный проект, у которого должны быть свои механизмы управления и контроля. По каждому направлению реализации стратегии предлагается создать коммуникационную площадку с участием основных игроков. Предполагается матричная система управления, по каждому направлению деятельности выделяется координатор работы, который отвечает за вопросы взаимодействия между участниками процесса, выработки и контроля исполнения решений, организационные вопросы. Предлагаемая организационная схема управления реализацией стратегии представлена в табл. 2.

По инициативе Министерства регионального развития РФ начиная с 2004 г. многие субъекты РФ приступили к разработке и представили на рассмотрение свои стратегии социально-экономического развития. Анализ существующих стратегий регионов Центрального федерального округа показывает: в программах большинства регионов выделена главная (схожая для всех регионов) цель -создание условий для устойчивого экономического развития области и создание условий для повышения уровня и качества жизни населения.

Однако большинство стратегий требуют существенной доработки:

- должным образом не проработан раздел, посвященный аналитическому обзору развития региона и анализу проблем социально-экономического развития региона, что связано, в т. ч., с отсутствием региональной статистики и мониторинга ключевых отраслей в регионах, отсутствием необходимых документов (например, современного генерального плана области);

- установленные цели и задачи социально-экономического развития региона не всегда реализуемы (при существующих тенденциях и в отсутствии четких «проектных» планов заявленные цели на основании построения простого линейного прогноза не достижимы);

- отсутствует четкая политика кооперации усилий / ресурсов с соседними территориями, большинство регионов ориентиро-

вано на работу внутри региона и на уровне страны в целом (слабая проработка вопросов, связанных с маркетингом территорий);

- чрезмерная заинтересованность в получении средств из федерального бюджета: регионы выбирают политику получения средств из федерального бюджета, упуская основную реальную возможность для достижения целей: работу по активному привлечению инвестиций, созданию необходимых условий функционирования производства и опору на собственные ресурсы.

Вместе с тем те регионы, которые ставят политику привлечения инвестиций в центр своих интересов (Калужская и Липецкая области) достигают, как показывает практика, практических результатов.

В составе (структуре) стратегий регионов Центрального федерального округа в основном представлен аналитический обзор развития регионов, анализ проблем социально-экономического развития регионов, поставлены стратегические цели и в той или иной мере определены задачи социально-экономического развития регионов, учтены сложившиеся особенности социально-экономического положения области и определены приоритеты развития регионов. Аспекты, связанные с приоритетными направлениями развития (специфическими особенностями региона), имеют существенные различия. Так, например, в Калужской области делается упор на достижение поставленной цели за счет реализации потенциалов трех «И» - Инноваций, Инвестиций, Индустрии туризма, в Тамбовской области основной акцент делается на достижение согласия в обществе, баланса интересов трех сил: государства

(власть), экономики (бизнес) и сообщества (граждане, общественные, политические и некоммерческие организации) для достижения социальных, экономических, экологических и институциональных целей в Ивановской области определены свои стратегические ориентиры (повышение конкурентоспособности, выведение региона из группы высокодотационных в группу самодостаточных регионов, обеспечение уровня жизни населения Ивановской области), на основании которых достигаются поставленные цели и т. д.

Единой «политики целей» и межрегионального взаимодействия с соседними территориями в представленных стратегиях не

Организационная схема управления реализацией стратегии Тамбовской области

Таблица 2

Направления деятельности Админист- рация области Законода- тельная власть Бизнес Наука и образование Агентство регионального развития Координатор работы по направлению

1. Повышение конкурентоспособности экономики Тамбовской области, в т. ч.: Администрация области

Создание и организация работы кластеров Администрация области (отраслевые управления)

Развитие инновационной экономики Администрация области (отраслевые управления, управление экономической политики)

Продвижение продукции местных товаропроизводителей на национальном и зарубежном рынках сбыта Администрация области (отраслевые управления)

2. Активная инвестиционная политика. Повышение инвестиционной привлекательности Тамбовской области, в том числе: Администрация области

Привлечение инвестиционных ресурсов. Работа с инвесторами Агентство регионального развития

Реализация инвестиционных проектов Администрация области (отраслевые управления)

3. Эффективное использование ресурсного потенциала области Администрация области (управление по охране окружающей среды и природопользованию)

4. Развитие человеческих ресурсов Администрация области (управление социального блока)

5. Обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения Администрация области (управление социального блока)

6. Повышение эффективности государственного управления Администрация области (управление экономической политики)

прослеживается, что, несомненно, связано не только с дифференцированным «портфелем ресурсов» регионов, но и подчеркивает разность подходов региональных администраций. В основном, программы и стратегии регионов Центрального федерального округа по целям соотносятся с Посланием Президента Российской Федерации и ежегодными докладами глав регионов.

Однако при этом в настоящее время зачастую не осуществляется должная координация региональных программ и стратегий с осуществляемыми программами по реализации приоритетных национальных проектов. Стоит отметить, что зачастую в региональных программах и стратегиях определяются только «ожидания» регионов в области АПК, ЖКХ, здравоохранения и образования, в то же время эти «ожидания» не увязаны с конкретными действиями по реализации проектов.

В целях стратегий развития регионов определен, как правило, желаемый результат процесса экономического развития, может быть не до конца обоснован реальным положением экономики региона, конкретными планами и результатами реализации конкретных проектов. В каждой стратегии развития региона предполагаются системные меры по достижению поставленных целей. Как правило, мероприятия предлагаются с учетом особенностей области. Несколько упущено рассмотрение вопроса создания (реформирования) системы управления процессами развития и управления на уровне региональной власти, по достижению результатов соответствующих задачам развития. Главной проблемой большинства представленных стратегий является также то, что стратегия развития региона опирается не на действительный анализ и проектирование развития ресурсов территории, а исходит из всевозможных, «спущенных сверху», «предложений» региональных министерств и носит формальный характер, чаще всего стратегии ориентированы на получение средств федерального бюджета на различные проекты, во все возможные направления и отрасли (что является характеристикой «размытости» целей и отсутствия, на самом деле, четкой стратегии).

В целях контроля качества и утверждения программ развития регионов, налаживания эффективного межрегионального взаимодействия и привлечения дополнительных ресур-

сов следует создать единый координационный орган на окружном и федеральном уровне, в т. ч. повысить оценочную и контролирующую функцию Министерства регионального развития и торговли РФ. В последние годы комплексные программы социальноэкономического развития принимаются и на уровне муниципальных образований - районов и городов регионов Центрального федерального округа, особенно в Московской области. Поэтому представляется необходимым взаимоучет заложенных темпов роста в муниципальных и региональных программах относительно друг друга. Недоучет муниципальных программ на региональном уровне вызовет искусственный разрыв между региональным и муниципальным уровнем планирования и несогласованным действиям. С другой стороны, необходима корректировка региональных программ с целями, заложенными в федеральном уровне. Налаживание стратегического и программного планирования на разных уровнях, а также процессов согласования и формирования общих приоритетов позволит улучшить сотрудничество регионов между собой и с федеральным центром.

1. Региональная экономика / под ред. В.И. Ви-дяпина, М.В. Степанова. М., 2007. С. 5.

2. Амутинов A.M. Стратегия экономического развития региона (на примере Республики Дагестан). М., 2001. С. 8.

3. Koch R. The strategy. N. Y., 2006. Р. 224.

4. Mintzberg H., Quinn J. The strategy process: concepts, context and cases. N. Y., 1995. Р. 399.

5. Kees van der Heijen, Scenarios, Strategies and the Strategy Process. Nijenrode, 1997. S. 289.

6. URL: www.smalltowns.ru

Поступила в редакцию 12.05.2009 г.

Menshchikova V.I. Strategy of social and economic development in the system of region management. The article presents theoretical principles of forming the strategy of social and economic development of the region: the concept, the essence, the levels of development and realization of the strategy, approaches, procedures and the stages of working out the strategy of region development, and the main problems of forming the development strategy in Russian Federation subjects. A special attention is paid to forming the strategy of social and economic development of Tambov region.

Key words: development strategy; levels of development and realization of the strategy; scheme of working out the strategy of region development; missions and goals of the region; model of complex social and economic development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.