ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
УДК 376.37
ББК Ч45 7 ГСНТИ14.29.29 Код ВАК 13.00.03
Л. Б. Баряева, Л. В. Лопатина L. B. Baryayeva, L. V. Lopatina Санкт-Петербург, Россия St. Petersburg, Russia
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ
METHODOLOGICAL ASPECTS OF SUPPORT FOR NON-SPEAKING CHILDREN USING ALTERNATIVE COMMUNICATION SYSTEM
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), среди которых значительную часть составляют «безречевые» дети, средствами альтернативной и дополнительной коммуникации. Дается описание системы пиктографического кода, методика обучения использованию пиктографического кода, последовательность формирования потребности к самостоятельному инициированию коммуникативных контактов с коммуникативным партнером с помощью средств альтернативной и (или) дополнительной коммуникации. Овладение методикой коррекционно-педагогической работы с использованием системы альтернативной коммуникации дает возможность активно взаимодействовать с безречевыми детьми и создавать условия для их посильной социализации. Для методически грамотной последовательности работы с безре-
Abstract. The article deals with the issues of teaching children with disabilities, among whom 'non-speaking' children make up a considerable part, by means of supplementary and alternative communication. The authors provide a description of the system of pictographic code, the methods of teaching how to use the pictographic code, the sequence of formation of the need to independently initiate communicative contacts with the interlocutor via the means of alternative and (or) supplementary communication. The methods of rehabilitation-pedagogical work employing the system of alternative communication facilitate active interaction with non-speaking children and create conditions for their feasible socialization. In order to organize the methodologically accurate sequence of work with non-speaking children, the use of pictographic code in each concrete case allows solving the three problems highlighted in the article. First, while preparing children for so-
чевыми детьми использование пиктографического кода в каждом конкретном случае позволяет решить три основные задачи, которые представлены в статье. Во-первых, необходимо обучать детей, готовя их социализации, раскодированию многочисленных сообщений, обращений, поступающих в такой форме от различных контактов с внешней средой. Во-вторых, важно поддерживать у детей экспрессивную речь. В-третьих, необходимо вводить детей в азбучное чтение путем замены символических изображений графическими изображениями букв.
Описывается, каким должен быть кодовый словарь. Обращается внимание на то, что слова, принадлежащие к одним и тем же семантическим группам, должны выражать, насколько возможно, одну и ту же идею. Символы должны отображать как можно более широкие понятия. Дается описание цвета фона для пиктограмм, разработанных авторами статьи. Соотнесение грамматических категорий слов с цветным фоном является стратегическим путем для обучения функциональным связям элементов в предложении через подключение синтаксиса. Предложена последовательность обучения ребенка использованию пиктографического кода. Представлены этапы работы с пиктограммами, а также описаны упражнения по использованию системы пиктографических символов, которые представлены двумя группами: упражнения по освоению системы пиктографических символов; упражнения по применению системы пиктографических символов.
Ключевые слова: альтернативная коммуникация; пиктографические
cialization, it is necessary to teach them to decode numerous messages and communication signals coming in this form via various contacts with the environment. Second, it is important to promote children's expressive speech. Third, it is necessary to involve children in alphabetical reading via replacing symbolic images by graphical images of letters.
The article describes the specific features of a code vocabulary. It is stressed that the words belonging to the same semantic group should express, as far as possible, one and the same idea. The symbols should reflect the broadest notions possible. The authors describe the background color for the pictograms worked out by them. Correlation of the word grammatical categories with the colored background is a special strategy aimed to teach functional ties between sentence elements through involving syntax. The authors suggest a sequence of actions to teach the child to use picto-graphic code. The article singles out stages of work with pictograms, and describes exercises on the use of the system of pictographic symbols represented by two groups: exercises on acquisition of the system of pictographic symbols; exercises on application of the system of pictographic symbols.
Keywords: alternative communication; pictographic codes; pictographic
коды; пиктографические символы; дети с нарушениями речи; нарушения речи; логопедия; неговорящие дети.
Сведения об авторе: Баряева Людмила Борисовна, доктор педагогических наук, профессор.
Место работы: кафедра логопедии, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.
Контактная информация: 197046, Посадская, д. 26.
E-mail: [email protected].
symbols; children with speech disorders; speech disorders; logopedics; non-speaking children.
About the author: Baryayeva Lyudmila Borisovna, Doctor of Pedagogy, Professor.
Place of employment: Department of Logopedics, Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russia.
Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Малая
Сведения об авторе: Лопатина Людмила Владимировна, доктор педагогических наук, профессор.
Место работы: кафедра логопедии, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.
Контактная информация: 197046, Посадская, д. 26.
E-mail: [email protected].
About the author: Lopatina Liudmila Vladimirovna, Doctor of Pedagogy, Professor.
Place of employment: Department of Logopedics, Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russia.
Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Малая
Эффективное использование дополнительной и альтернативной систем общения позволяет дать обучающимся лингвистические знания, так как приобретая умение пользоваться словами, которые представлены графическими символами, они овладевают умением связывать и организовывать эти символы, программируя свое высказывание.
Основными задачами при обучении альтернативным и дополнительным системам общения являются:
- формирование способности к зрительному и (или) слуховому © Баряева Л. Б., Лопатина Л. В., 2018
сосредоточению на говорящем и (или) жестикулирующем коммуникативном партнере, «говорящих» и музыкальных игрушках, реалистических изображениях, фотографиях, графических символах;
- формирование умения распределять внимание между предметом, изображением, символом/символами как средствами решения коммуникативной задачи;
- вызывание желания, потребности к подражанию эмоциональным, жестовым, пантомимическим и вербальным способам взаимодействия с коммуникативным партнером;
-формирование подражания бытовым, орудийным и предметно-игровым действиям, умения соблюдать очередность их выполнения в рамках различных ситуаций общения (ситуативно-личностного, личностно-делового, предметного);
- формирование понимания сущности и необходимости установления коммуникативного контакта, его последствий;
- формирование понимания жестов, реалистичных изображений, слов, графических символов, их последовательности, с помощью которой выражаются обращения коммуникативного партнера; активизация невербального интеллекта ребенка;
- овладение соответствующим инструментарием альтернативной или дополнительной системы коммуникации;
- активизация соответствующего репертуара ответного коммуникативного поведения на основе освоенных средств общения;
- формирование потребности к самостоятельному инициированию коммуникативных контактов с коммуникативным партнером с помощью средств альтернативной и (или) дополнительной коммуникации;
- автоматизация сформированных элементарных коммуникативных умений в различных ситуациях общения в соответствии с коммуникативной уста-
новкой (задачей) [1; 3; 5; 14; 16; 17; 19; 20].
Эффективность обучения использованию альтернативной и дополнительной систем коммуникации обеспечивается рядом условий:
- алгоритмом изучения и введения графических символов;
- формированием понимания значений вводимых символов;
-реализацией возможности немедленного применения изученных символов с целью решения коммуникативной задачи;
- постоянной поддержкой и комментированием любого коммуникативного сигнала со стороны ребенка;
- использованием разнообразных форм взаимодействия;
- включенностью обучения коммуникации как неотъемлемой части жизнедеятельности ребенка в образовательный, коррекцион-но-развивающий процесс и процесс семейного воспитания;
- рефлексией потребностей и интересов ребенка;
- сочетанием различного инструментария обучения;
- полисемантичностью содержания символов;
- расширением круга коммуникативных партнеров и коммуникативных ситуаций, степень вариативности которых определяется их потенциальным содержанием, актуализируемым лексиконом, арсеналом и осознанностью
имеющихся средств общения, степенью самостоятельности ребенка, объектом и характером помощи, стратегиями стимулирования коммуникативного поведения [1; 3; 17; 19; 20].
Исходя из положения о том, что общение является особым видом деятельности, вся коррек-ционно-педагогическая работа должна строиться таким образом, чтобы были реализованы основные составляющие деятельности: мотивационная (почему ребенок должен вступать в коммуникативное взаимодействие?); целевая (зачем он должен вступать в коммуникативное взаимодействие?); исполнительская (каким образом он может вступать в коммуникативное взаимодействие?) [15; 18].
Реализация содержания обучения коммуникации осуществляется с учетом уровня сформи-рованности и качественного своеобразия доступных коммуникативных средств, состояния сенсорной, двигательной, когнитивных сфер, развития подражательной, предметно-практической, игровой, знаково-символи-ческой деятельности, личностных особенностей. Возрастной критерий не является определяющим в выборе содержания обучения.
В качестве средств коммуникации могут быть использованы: моторно доступные и мотивированные жесты; предметы (их
части, миниатюрные копии), обладающие свойствами тактильного и (или) обонятельного подобия, в процессе манипулирования которыми дети получают информацию не только о форме, величине, цвете, но и о фактуре, запахе, об ощущении веса, о температуре и т. д.; реалистические изображения (картинки), фотографии, графические символы.
Система пиктографических символов (пиктографическая коммуникация — PIC) является одним из эффективных средств обучения неговорящих детей коммуникации. Она основана на использовании пиктограмм — специальных, так называемых неартикулируемых средств общения, визуальных речевых кодов, которые рассматриваются как средства первичной коммуникации, предшествующие формированию языковых средств общения и являющиеся необходимой базой их развития, или как основные средства коммуникации.
В статье освещаются вопросы организации коммуникации посредством графических символов — пиктограмм. Пиктографическая коммуникация (PIC, пиктограммы) была разработана в Канаде (Maharaj, 1980) [17; 20].
Термин «пиктограмма» обозначает представление написанного посредством рисунка. Пиктограммы могут быть классифицированы по многим категориям
в соответствии с тем предметом или той идеей, которую они отражают. Преимущество использования графических символов — пиктограмм — заключается в том, что все участники коммуникации могут ориентироваться в таких знаках и оперировать одними и теми же изображениями.
Использование пиктографического кода в каждом конкретном случае позволяет решить три основные задачи. Хотелось бы обратить на них особое внимание.
1. Подготовка к социализации детей посредством раскодирования многочисленных сообщений, обращений, поступающих в такой форме от различных контактов с внешней средой (в общественных местах, в быту, в магазине и т. п.), что неоспоримо является достижением частичной социальной независимости.
2. Поддержка (или — в тяжелых случаях — замещение) экспрессивной речи.
3. Введение в азбучное чтение путем замены символических изображений графическими изображениями букв. При этом пиктографический код если и не обязательный этап обучения чтению, то может служить переходом к нему.
В структуре кодового словаря могут быть выделены словарное ядро (большая часть словарного запаса, около 80 % всех слов, независимо от темы коммуникации и возраста ребенка) и словарная
периферия (слова, дополняющие содержание словарного ядра), обеспечивающие возможность дифференцированного общения на определенные темы [2].
Объем кодового словаря, представленного пиктограммами, должен быть таким, чтобы не только позволять ребенку общаться в классе, в повседневной жизни, в различных учреждениях, дома, но и обеспечить овладение построением более сложных грамматических конструкций. Это тесно связано с овладением азбучным письмом и чтением.
Каждая пиктограмма должна соответствовать одному, максимум двум словам, если слово употребляется с предлогом и вместе с ним означает нечто целостное. Код должен быть логичным: слова, принадлежащие одним и тем же семантическим группам, должны выражать, насколько возможно, одну и ту же идею. Символы должны отображать как можно более широкие понятия (например, глагол есть должен применяться как к животным, так и к человеку, в связи с чем лучше избегать его изображений посредством пиктограммы в виде нарисованных вилки и ножа).
Слова в кодовой системе классифицированы в соответствии с основными грамматическими категориями. Различение грамматических категорий основано на применении цветного фона.
В разработанных нами пиктограммах цвета фона семантизированы следующим образом: имена существительные — синий (голубой); глаголы — красный; прилагательные — зеленый; наречия, предлоги, союзы — черный [3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13]. Обязательным условием в работе является соотнесение различных частей речи, представленных одним и тем же символом, с соответствующим цветным фоном. Соотнесение грамматических категорий слов с цветным фоном является стратегическим путем для обучения функциональным связям элементов в предложении через подключение синтаксиса.
Графические символы (пиктограммы) обязательно сопровождаются надписями на языке пользователя, в нашем случае на русском языке. Это способствует в дальнейшем обучению ребенка глобальному чтению. Отдельную категорию слов составляют графические символы для обозначения информации в общественных местах.
Обучение по альтернативной системе должно осуществляться таким образом, как если бы ребенок учился говорить с помощью устной речи.
Первой «ступенькой» в обучении является аффективное общение, которое возникает с первых месяцев жизни ребенка.
Во время общения с ребенком необходимо следить за ним, удобна ли поза ребенка для того, чтобы он мог хорошо видеть и слышать коммуникативного партнера. В общении важны визуальный и тактильный контакт с ребенком, постоянное поддержание внимания, постоянное комментирование действий ребенка во время занятия.
Последовательность обучения ребенка использованию пиктографического кода выглядит следующим образом.
1.Знакомство с предметом (с целью установления, точно ли ребенок ассоциирует название с предметом). Предметы могут иметь различные текстуры. Кроме реальных предметов, могут использоваться их модели.
2. Соотнесение предмета с реалистическим изображением — картинкой (картинки должны быть четкими, яркими, не стилизованными).
3. Соотнесение предмета с фотографией (фотографии должны соответствовать реальным лицам и объектам).
4. Идентификация символа, т. е. соотнесение реального предмета / реалистического изображения / фотографии с графическим символом — пиктограммой.
5. Выполнение упражнений по использованию пиктографического кода (упражнения по вовлечению в освоение кода — уп-
ражнения установления и упражнения по применению кода — упражнения применения).
6. Использование усвоенных графических символов в различных коммуникативных ситуациях.
Первые графические символы должны отражать предпочитаемые ребенком предметы или занятия, выступающие в качестве стимула, мотивирующего к инициированию коммуникации: например, пиктограммы с изображением любимых игрушек, еды, одежды и т. д. Графические символы должны быть доступны для восприятия, узнавания, распознавания и «чтения». Графические символы обязательно сопровождаются надписями, как мы уже отмечали, способствующими обучению ребенка глобальному чтению и позволяющими его собеседникам легко понять их значение. Выбор графических символов должен определяться зоной актуального развития ребенка; информацией, получаемой в процессе беседы с родителями, специалистами, работающими с ребенком, и на основе собственных наблюдений.
Дальнейшая работа по освоению новых символов строится с учетом зоны ближайшего развития, что обеспечивает развивающий характер процесса обучения. Важнейшим элементом обучения использованию пиктографического кода является его функцио-
нальность, т. е. возможность обращаться к символам в случае необходимости. Следует регулярно повторять усвоенные символы во избежание их забывания. Новые символы вводятся постепенно. На занятии рекомендуется знакомство не более чем с одним новым символом.
При необходимости учитель-логопед помогает ребенку оперировать символами в избранной им технике. Он может, захватив своей рукой руку ребенка, помочь ему взять необходимую пиктограмму; указать рукой ребенка на пиктограмму; дотронуться рукой ребенка до пиктограммы; указать своей рукой на пиктограмму; назвать пиктограмму; перечислять пиктограммы, выделяя нужную голосом; побуждать указать на пиктограмму.
Овладение графическими символами, способами передачи графической информации осуществляется различными путями: в процессе повторения за учителем-логопедом; в ходе самостоятельного повторения не только уже усвоенной модели, но и менее знакомой; в ходе самостоятельной передачи графической информации.
Конечной целью работы является формирование умения ребенка спонтанно и эффективно пользоваться альтернативной системой коммуникации как средством общения и обучения.
Организационной формой обучения альтернативным средствам коммуникации является занятие. В зависимости от этапа и задач работы проводятся диагностические занятия; занятия, на которых дети знакомятся с графическими средствами коммуникации (пиктограммой); занятия-тренинги (обучение использованию графических средств коммуникации).
С целью методически правильного введения ребенка в мир пиктограмм, научения пользоваться этой системой графических символов рекомендуется следующая последовательность работы.
На первом этапе ребенок знакомится с пиктограммой и устанавливает связь между реальным предметом и его графическим изображением. Предъявив реальный предмет, учитель-логопед выясняет, точно ли ребенок ассоциирует его название с самим предметом, может ли он выбрать и показать названный предмет из определенного множества других предметов. Если ребенок правильно выполняет это задание, то учитель-логопед показывает ему цветные картинки с изображением предмета. Чтобы облегчить процесс вхождения в мир пиктографических изображений, на стенах комнаты, где живет ребенок, в коридорах и в классе детского учреждения, которое он посещает, развешиваются плака-
ты с изображением различных предметов, видов деятельности, человеческих эмоций (лиц) и т. д. Эти изображения сопровождаются соответствующими пиктограммами, т. е. символическими изображениями. Таким образом, ребенок с помощью взрослого учится соотносить реальный предмет с его пиктограммой. Работу рекомендуется начинать со слов и предметов, наиболее знакомых ребенку и значимых для него. При этом следует учитывать, что количество вводимых пиктограмм и темп их усвоения ребенком определяется уровнем его интеллектуального развития (умеренная или тяжелая умственная отсталость), возможностями усвоения новых знаний. Впоследствии от демонстрации изображений отдельных предметов и действий, от установления связи между реальным изображением и пиктограммой рекомендуется переходить к созданию тематических пиктографических стендов (о еде, режиме дня, отдыхе и т. д.). В основе такой работы лежит идея «декорации».
При введении ребенка в мир пиктограмм необходимо удостовериться в том, что ребенок может соотнести реальный предмет с его графическим изображением. Если ребенок не способен осуществлять самые простые голосовые реакции, обозначающие утверждение или отрицание, необхо-
димо найти и закрепить доступные для него жесты, которые станут символами утверждения и отрицания.
На первом этапе работы с пиктограммами происходит расширение словарного запаса ребенка и накопление максимального количества символов для инициации общения и обучения, активизация, развитие когнитивной сферы ребенка и формирование предпосылок для становления вербальной речи.
Второй этап работы с пиктограммами направлен на расширение общения ребенка с помощью коммуникативного кода. Для решения этой задачи мы рекомендуем оформить специальный журнал личной жизни каждого ребенка. На страницах этого журнала в определенной последовательности располагаются картинки, фотографии, пиктограммы, которые сопровождаются записью, поясняющей изображенную ситуацию. С помощью такого журнала ребенок организует процесс общения, информируя другого человека о каком-либо значимом для него событии. Впоследствии он может использовать изображения из своего журнала для передачи информации, касающейся событий, лично для него не значимых, но имеющих место в реальной жизни. Таким образом, у ребенка формируется навык переноса симво-
лов на другие ситуации, т. е. расширяется возможность передачи информации, общения. Работа на этом этапе способствует развитию связной невербальной речи, совершенствованию и обогащению общения.
На третьем этапе основное внимание уделяется грамматическому структурированию, предполагающему деление фразы на слова, ответы на вопросы, обучение ребенка графическим символам, обозначающим грамматические категории рода, числа и т. д. Коммуникативный код помогает в работе и со словом, и с фразой: ее конструированием, грамматическим оформлением и т. п. На этом этапе ребенок учится самостоятельно выбирать нужную пиктограмму из серии предложенных. У него формируется способность выстраивать пиктограммы в логический ряд, представляющий собой грамматически оформленные предложения или небольшие связные тексты. Использование невербальных средств коммуникации в условиях направленного системного педагогического воздействия стимулирует возникновение и развитие устной речи.
Таким образом, система работы с невербальными средствами коммуникации, направленная на развитие у ребенка продуктивных механизмов обработки информации как базы для формирования
навыков коммуникативного поведения, предусматривает первоначальное формирование понятия знака (пиктограммы); формирование обобщающего понятия на основе изученных знаков; закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммой; самостоятельную ориентировку в системе предлагаемых знаков.
Упражнения по использованию системы пиктографических символов представлены двумя группами: упражнения по освоению системы пиктографических символов; упражнения по применению системы пиктографических символов.
Система упражнений по освоению пиктографических символов включает девять категорий упражнений.
1. Упражнения на распознавание. Их цель состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно или с помощью взрослого доступными для него средствами (вербальными — назвать, невербальными — взять, показать) адекватно реагировать на воспринимаемые и называемые предметы и абстрактные понятия.
2. Упражнения на воспроизведение. Их целью является формирование умений вербально/невербаль-но обозначить несколько или все основные элементы воспринимаемого и называемого изображения.
3. Упражнения на установление ассоциаций. В процессе их вы-
полнения формируются умения спонтанно или по инструкции выражать простую связь между двумя демонстрируемыми предметами или их изображениями.
5. Упражнения на классификацию, предусматривающие формирование умений объединить два (или более) предмета и (или) их изображения согласно предложенному или самостоятельно выбранному критерию.
6. Упражнения на приведение в соответствие, формирующие умения самостоятельно или с помощью взрослого находить и исправлять допущенные ошибки.
6. Упражнения выбора. Их цель — научить ребенка самостоятельно или с помощью взрослого выбирать из серии пиктографических символов необходимые, позволяющие дополнить смысл фразы/текста.
7. Упражнения анализа и синтеза, направленные на обучение ребенка объединению различных пиктографических символов в единое выражение. Выполняя такие упражнения, ребенок должен показать/назвать, что именно он включает в общее значение данной совокупности.
8. Упражнения сериации. В процессе их выполнения ребенка обучают самостоятельно или с помощью взрослого размещать серии пиктографических символов в порядке логической последовательности.
9. Упражнения на изображение. Их цель — научить ребенка при наличии нескольких пиктографических символов выражать свою мысль, изображая недостающие символы.
Упражнения по применению системы пиктографических символов представлены двумя категориями.
1. Упражнения, в процессе выполнения которых используются одновременно несколько операций, формировавшихся в процессе выполнения упражнений по освоению системы пиктографических символов.
2. Грамматические упражнения, формирующие у ребенка определенные представления о морфо-синтаксической структуре языка.
Ознакомление ребенка со знаком-символом и уточнение его понимания происходит по следующей схеме.
• Идентификация символа. Учитель последовательно демонстрирует ребенку пиктограммы, например, глаза, нос, рот, кукла, шапка. Ребенок должен опознать их и соотнести с реальным предметом или его реалистичным изображением на картинке.
• Выбор нужной пиктограммы из ряда других. Учитель показывает ребенку несколько пиктограмм (например, нос, рот, уши, глаза). Ребенок должен узнать и показать ту, которую назвал учитель (аналогичные упражнения
можно выполнять на материале других частей речи).
• Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других (например, кукла — мишка — машина — кукла; шапка — шапка — пальто — платье; пить — есть — пить — играть).
• Выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других. Например, ребенок держит в руках пиктограмму чашка. В его задачу входит расположить эту пиктограмму под такой же в серии других (тарелка, стакан, чашка, ложка, блюдце).
• Конструирование фразы с помощью пиктограмм. Учитель в произвольном порядке выкладывает перед ребенком пиктограммы с изображением мальчика (девочки), действия (игра), игрушки (мяч, кукла и др.) и произносит фразу: Я играю в мяч (куклу). Ребенок должен разложить пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза.
• Выбор из нескольких пиктографических изображений фраз той, которую назвал учитель. Например, перед ребенком разложены пиктограммы фраз Я ем яблоко и Я пью чай. Учитель произносит одну из фраз, ребенок должен показать нужное пиктографическое изображение.
• Выбор из двух предложений, представленных пиктограммами, того, которое произносит учи-
тель. Например, перед ребенком выкладывается пиктографическое изображение фразы Я одеваю куклу. Учитель произносит две фразы: Я одеваю куклу и Я рисую дом или Я одеваю куклу и Я кормлю куклу. Ребенок должен показать нужное пиктографическое изображение.
В процессе обучения создаются специальные элементарные коммуникативные приспособления: коммуникативный дневник ребенка (тематический набор пиктограмм); коммуникативный календарь; коммуникативная доска (в том числе «доска выбора» или «доска желаний»); визуальное расписание распорядка дня и занятий ребенка, которые могут дополняться конвертом для выполненных дел; коммуникативные книги; фотоальбом, где фотографии снабжены соответствующими пиктограммами.
Содержание специальных элементарных коммуникативных приспособлений должно обеспечивать общение ребенка в различных коммуникативных ситуациях и определяться совместно с родителями и другими специалистами, работающими с ребенком.
Использование картинного материала, пиктограмм в ходе образовательной деятельности позволяет обучающимся овладевать «чтением» информации (с помощью учителя), представленной на тематических пикто-
графических стендах. Пиктограммы используются и на различных игровых занятиях. Например, в играх и игровых упражнениях на узнавание транспортных средств, с которыми учащиеся встречаются в повседневной жизни. Игровые и речевые образные действия по усвоению элементарных правил поведения на улице, на дороге в процессе игр с использованием отдельных элементов игры «Азбука дорожного движения» (рули, светофор, знаки дорожного движения) проводятся с использованием пиктографической системы, к которой относятся различные «Знаки безопасности». При обучении детей переходить улицу по пешеходному переходу по зеленому сигналу светофора, узнавать сигналы светофора и действия пешехода при смене этих сигналов можно использовать альтернативную и дополнительную коммуникацию: выбор пиктограмм, отражающих действие в соответствии с сигналом светофора. Это может стать, например, основой практического занятия «Я учусь быть пешеходом».
Перспективой дальнейшей работы по данной методике является создание «пиктографической» хрестоматии к учебнику «Альтернативное чтение для детей, использующих альтернативные средства коммуникации». Для составления пиктографических
текстов может быть отобран материал детских художественных произведений или специально составленные учителем короткие рассказы.
Перспективным является создание для детей и совместно с ними коммуникативных книг. Коммуникативная книга должна содержать графическую инструкцию, передающую какую-либо одну ситуацию: «День рождения», «В гостях у бабушки», «Новогодний праздник» и т. д. В арсенале ребенка может быть несколько тематических коммуникативных книг, с помощью которых поддерживается коммуникация в различных ситуациях общения (в общественных местах, в образовательном учреждении, в путешествиях и т. д.). Для ориентировки в коммуникативной книге рекомендуется предусмотреть «Содержание».
Система пиктографических кодов может стать основой для организации не только общения, но и обучения детей, подготовки их к овладению чтением и письмом. Поскольку овладение письменной формой речи предполагает достаточный уровень сформи-рованности морфологических и синтаксических обобщений, то письменные грамматические упражнения, помогающие выработать у детей представления о морфосинтаксической структуре языка, проводятся с учащимися,
достигшими определенного уровня когнитивного и языкового развития. При создании коммуникативных приспособлений необходимо помнить о соотношении словарного ядра и словарной периферии.
Литература
1. Альтернативная и дополнительная коммуникация / ред.-сост. В. Рыскина. — СПб. : Скифия, 2016.
2. Арутюнова, Н. Д. Дискурс / Н. Д. Арутюнова // Лингвистический энцикл. слов. / гл. ред. В. Н. Ярцева. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 136—137.
3. Баряева, Л. Б. Технологии альтернативной и дополнительной коммуникация для детей с ограниченными возможностями здоровья : учеб.-метод. пособие / Л. Б. Баряева, Л. В. Лопатина. — СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2017.
4. Баряева, Л. Б. Обучение грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью : пособие для ученика / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. — СПб. : Союз, 2004.
5. Баряева, Л. Б. Обучение грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью : пособие для учителя / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. — СПб. : Союз, 2004.
6. Баряева, Л. Б. Я — говорю! Я — ребенок : упражнения с пиктограммами : рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. — М. : Дрофа, 2007.
7. Баряева, Л. Б. Я — говорю! Ребенок и мир животных : упражнения с пиктограммами : рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. — М. : Дрофа, 2007.
8. Баряева, Л. Б. Я — говорю! Ребенок в семье : упражнения с пиктограммами : рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. — М. : Дрофа, 2007.
9. Баряева, Л. Б. Я — говорю! Ребенок и его дом. Упражнения с пиктограммами : рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. — М. : Дрофа, 2008.
10. Баряева, Л. Б. Я — говорю! Ребенок в школе : упражнения с пиктограммами : Рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. — М. : Дрофа, 2008.
11. Баряева, Л. Б. Я — говорю! Ребенок и явления природы : упражнения с пиктограммами : рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. — М. : Дрофа, 2008.
12. Баряева, Л. Б. Я — говорю! Ребенок и мир растений : упражнения с пиктограммами : рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. — М. : Дрофа, 2008.
13. Баряева, Л. Б. Я — говорю! Ребенок и его игрушки : упражнения с пиктограммами : рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. — М. : Дрофа, 2007.
14. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию : сб. науч. трудов и материалов 7-й Восточно- и Центрально-Европейской науч.-практ. конф. по проблемам альтернативной и дополнительной коммуникации / сост. Л. Калинникова, М. Магнуссон. — Архангельск, 2009.
15. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении. — СПб. : Питер, 2009.
16. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др. ; Под. ред. Л. Б. Ба-ряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
17. Течнер, С. фон. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра / Стивен фон Течнер. — М. : Теревифт, 2014.
18. Ушакова, О. С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве. — М. : ТЦ «Сфера», 2014.
19. Штягинова, Е. А. Альтернативная коммуникация : метод. сб. / Е. А. Штягинова — Новосибирск, 2012.
20. Beukelman, D. R. Augmentative and alternative communication management of severe communication disorders in children and adults / D. R. Beukelman, P. Mirenda. — Baltimore, MD : Paul H. Brookes, 1992.
References
1. Al'ternativnaya i dopolnitel'naya kom-munikatsiya / red.-sost. V. Ryskina. — SPb. : Skifiya, 2016.
2. Arutyunova, N. D. Diskurs / N. D. Aru-tyunova // Lingvisticheskiy entsikl. slov. / gl. red. V. N. Yartseva. — M. : Sovetskaya entsiklopediya, 1990. — S. 136—137.
3. Baryaeva, L. B. Tekhnologii al'ternativ-noy i dopolnitel'noy kommunikatsiya dlya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya : ucheb.-metod. posobie / L. B. Baryaeva, L. V. Lopatina. — SPb. : TsDK prof. L. B. Baryaevoy, 2017.
4. Baryaeva, L. B. Obuchenie gramote detey s umerennoy i tyazheloy umstvennoy otstalost'yu : posobie dlya uchenika / L. B. Ba-ryaeva, E. T. Loginova, L. V. Lopatina. — SPb. : Soyuz, 2004.
5. Baryaeva, L. B. Obuchenie gramote detey s umerennoy i tyazheloy umstvennoy otstalost'yu : posobie dlya uchitelya / L. B. Ba-ryaeva, E. T. Loginova, L. V. Lopatina. — SPb. : Soyuz, 2004.
6. Baryaeva, L. B. Ya — govoryu! Ya — rebenok : uprazhneniya s piktogrammami : rabochaya tetrad' dlya zanyatiy s det'mi / L. B. Baryaeva, E. T. Loginova, L. V. Lo-patina. — M. : Drofa, 2007.
7. Baryaeva, L. B. Ya — govoryu! Rebenok i mir zhivotnykh : uprazhneniya s piktogrammami : rabochaya tetrad' dlya zanyatiy s det'mi / L. B. Baryaeva, E. T. Lo-ginova, L. V. Lopatina. — M. : Drofa, 2007.
8. Baryaeva, L. B. Ya — govoryu! Rebenok v sem'e : uprazhneniya s piktogrammami : rabochaya tetrad' dlya zanyatiy s
det'mi / L. B. Baryaeva, E. T. Loginova, L. V. Lopatina. — M. : Drofa, 2007.
9. Baryaeva, L. B. Ya — govoryu! Rebenok i ego dom. Uprazhneniya s piktogrammami : rabochaya tetrad' dlya zanyatiy s det'mi / L. B. Baryaeva, E. T. Loginova, L. V. Lopatina. — M. : Drofa, 2008.
10. Baryaeva, L. B. Ya — govoryu! Rebenok v shkole : uprazhneniya s piktogrammami : Rabochaya tetrad' dlya zanyatiy s det'mi / L. B. Baryaeva, E. T. Loginova, L. V. Lopatina. — M. : Drofa, 2008.
11. Baryaeva, L. B. Ya — govoryu! Rebenok i yavleniya prirody : uprazhneniya s piktogrammami : rabochaya tetrad' dlya zanyatiy s det'mi / L. B. Baryaeva, E. T. Lo-ginova, L. V. Lopatina. — M. : Drofa, 2008.
12. Baryaeva, L. B. Ya — govoryu! Rebenok i mir rasteniy : uprazhneniya s piktogrammami : rabochaya tetrad' dlya zanyatiy s det'mi / L. B. Baryaeva, E. T. Loginova, L. V. Lopatina. — M. : Drofa, 2008.
13. Baryaeva, L. B. Ya — govoryu! Rebenok i ego igrushki : uprazhneniya s piktogrammami : rabochaya tetrad' dlya zanyatiy s det'mi / L. B. Baryaeva, E. T. Loginova, L. V. Lopatina. — M. : Drofa, 2007.
14. Vvedenie v al'ternativnuyu i dopolnitel'-nuyu kommunikatsiyu : sb. nauch. trudov i materialov 7-y Vostochno- i Tsentral'no-Evropeyskoy nauch.-prakt. konf. po proble-
mam al'ternativnoy i dopolnitel'noy kommu-nikatsii / sost. L. Kalinnikova, M. Magnus-son. — Arkhangelsk, 2009.
15. Lisina, M. I. Formirovanie lichnosti rebenka v obshchenii. — SPb. : Piter, 2009.
16. Programma obrazovaniya uchashchi-khsya s umerennoy i tyazheloy umstvennoy otstalost'yu / L. B. Baryaeva, D. I. Boykov, V. I. Lipakova i dr. ; Pod. red. L. B. Ba-ryaevoy, N. N. Yakovlevoy. — SPb. : TsDK prof. L. B. Baryaevoy, 2011.
17. Techner, S. fon. Vvedenie v al'ternativ-nuyu i dopolnitel'nuyu kommunikatsiyu: zhesty i graficheskie simvoly dlya lyudey s dvigatel'nymi i intellektual'nymi naru-sheniyami, a takzhe s rasstroystvami auti-sticheskogo spektra / Stiven fon Techner. — M. : Terevift, 2014.
18. Ushakova, O. S. Zakonomernosti ov-ladeniya rodnym yazykom: razvitie yazyko-vykh i kommunikativnykh sposobnostey v doshkol'nom detstve. — M. : TTs «Sfera», 2014.
19. Shtyaginova, E. A. Al'ternativnaya kom-munikatsiya : metod. sb. / E. A. Shtyaginova — Novosibirsk, 2012.
20. Beukelman, D. R. Augmentative and alternative communication management of severe communication disorders in children and adults / D. R. Beukelman, P. Mirenda. — Baltimore, MD : Paul H. Brookes, 1992.