УДК 376.42:376.37-053»465.07/. 11»
ББК Ч455+Ч457 ГСНТИ 14.29.21
М. В. Вечер M. V. Vecher Санкт-Петербург, Россия
КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Аннотация. В статье представлена теоретическая и практическая значимость результатов исследований различных ученых об особенностях коммуникативных средств и формирования навыка общения у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью. Особое внимание уделяется включению в круг рассматриваемых тем применяемых в работе с детьми данной группы вербальных и невербальных средств коммуникации по формированию навыков общения. Представлен анализ подходов к данной проблеме отечественных и зарубежных авторов, работающих как в области коррекционной педагогики, так и психологии. Рассматривается практическая работа с детьми с умеренной умственной отсталостью как перспективное направление формирования необходимых коммуникативных навыков для общения как со взрослыми, так и с детьми.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья; общение; коммуникация; альтернативная коммуникация; коммуникативные средства; кор-рекционная работа; логопедическая работа; умеренная умственная отсталость.
Сведения об авторе: Вечер Марина Вячеславовна, аспирант.
Место работы: кафедра логопедии, Российский государственный университет имени А. И. Герцена.
Код ВАК 13.00.03
Saint Petersburg, Russia
COMMUNICATIVE SKILLS OF JUNIOR PUPILS WITH MILD INTELLECTUAL DISABILITY: TO THE PROBLEM OF RESEARCH
Abstract. The article presents a theoretical and practical significance of the results of studies of various scholars of peculiar features of means of communication and the formation of communication skills in primary school children with mild intellectual disability. Particular attention is given to the inclusion in the scope of investigation of verbal and non-verbal means of communication facilitating the formation of communication skills. The article presents an analysis of approaches to this problem of domestic and foreign authors, both from the field of special pedagogy and psychology. The author considers the problem of practical work with children with mild intellectual disability as a means of developing the necessary skills of communication both with adults and children.
Key words: special educational needs, communication, alternative communication, communicative facilities, correctional work, speech therapy work, mild intellectual disability (ID).
About the author: Vecher Marina Vyacheslavovna, Post-graduate Student.
Place of employment: Department of Logopedics, A.I. Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg.
Контактная информация: 197046, г. Санкт-Петербург, Малая Посадская ул., д. 26.
E-mail: [email protected]
Специальное образование. 2015. № 4
27
В настоящее время в научных кругах широко обсуждается проблема модернизации специального образования в Российской Федерации. Одной из основных задач совершенствования системы специального образования является поиск оптимальных моделей образования детей с разным уровнем психофизического развития, в том числе детей с умеренной умственной отсталостью. Реализация этой задачи возможна через организацию системы коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. Отечественные исследователи рассматривают комплексную помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как совокупность системы охраны здоровья, специального образования и социальной поддержки. Такая позиция основывается на культурно-исторической теории Л. С. Выготского и его научной школы.
В ходе анализа определений значимых для нашего исследования терминов «общение» и «коммуникация» установлено, что они трактуются по-разному. Мы придерживаемся трактовок, в соответствии с которыми между указанными терминами существуют различия. Коммуникация является одним из видов общения [5]. Термины «общение» и «коммуникативные навыки» синонимичны [1; 3; 5; 11]. В то же время в определенных контекстах мы разделяем понимание данных терминов как синонимов, поскольку рассматриваем их применительно к развитию способностей и формированию средств для
© Вечер М. В., 2015
осуществления детьми контакта с окружающими их людьми и миром, которые, в свою очередь, находятся в процессе постоянного развития и изменения. Средства общения (коммуникативные средства) рассматриваются нами как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения и совместной деятельности как вер-бально, так и невербально. Кодирование информации — это способ ее передачи.
Способность общаться — уникальная способность человека, которая формируется практически с самого начала его жизни, а детское общение — это особое общение, характеризующееся деятельностью предметно-практического содержания [3]. Коммуникативные способности включают в себя три важных компонента: 1) желание вступать в контакт с окружающими; 2) способность организовывать общение, в том числе умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, умение выходить из конфликтных ситуаций; 3) знание правил и норм, необходимых в общении с окружающими.
К семи годам коммуникативные навыки играют роль важных, универсальных способностей, характеризующих целостное развитие ребенка. Они являются важным показателем его готовности к участию в учебном процессе, получению и передаче информации при усвоении предметных знаний и успешному формированию учебных навыков. Неотъемлемой частью раз-
28
Специальное образование. 2015. № 4
вития ребенка является освоение окружающего мира, которое происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при активном взаимодействии со взрослым, в процессе обучения, коррекционной и логопедической работы, а сфор-мированность коммуникативной деятельности характеризует уровень его возможностей развития.
Рассматривая возможные отклонения в развитии способностей детей к общению, выделяют следующие факторы: недостаточная мотивация ребенка к общению и недостаточное владение средствами коммуникации.
Дети с умеренной умственной отсталостью — это разнородная группа по степени выраженности различных нарушений и возможной перспективе развития. Однако всем детям с умеренной умственной отсталостью свойственно грубое недоразвитие всех компонентов речи: лексической, грамматической и фонетико-фонематической. Для детей с умеренной умственной отсталостью характерно нарушение регулирующей функции речи [2; 6; 7]. На фоне системного нарушения речи в наибольшей степени проявляется недостаточность коммуникативной функции, что негативно влияет на формирование личности ребенка и его социализацию. Для детей этой категории характерны замкнутость, ограниченность и избирательность контактов, неадекватность коммуникативных отношений в виде проявления агрессии и навязчивости, качественная и количественная неполноценность ком-
муникативных средств. Дети почти не овладевают различными формами общения даже при наличии достаточного запаса языковых средств. Дети старшего дошкольного возраста и учащиеся младших классов с умеренной умственной отсталостью не испытывают потребности в передаче и получении информации. Несформированность коммуникативной деятельности у детей с умеренной умственной отсталостью приводит к значительным трудностям и препятствиям для полноценного общения и обучения, недостаточному развитию и отсутствию направленности на предстоящую коммуникацию в различных видах деятельности [3; 7; 11]. В современной психолого-педагогической литературе определены теоретические подходы к развитию и формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ.
Взгляды представителей отечественной научной школы на роль помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям [3; 4; 10] согласуются с зарубежными исследованиями в области коррекционного образования [8; 12].
В специальной педагогике и психологии накоплен значительный опыт формирования коммуникативных умений и навыков у детей с нарушением зрения (С. К. Амирова, М. Заорска, С. А. Покутнева и др.), слуха (P. M. Боскис, Л. П. Носкова, Е. Ф. Pay и др.), с тяжелыми нарушениями речи (Л. Б. Баряева, М. А. Виноградова, O. E. Грибова, Б. М. Грин-шпун, О. Г. Приходько, Л. Г. Соловьева, Е. Л. Черкасова и др.), с це-
Специальное образование. 2015. № 4
29
ребральным параличом (Е. Ф. Архи-пова, И. Ю. Левченко, О. Г. При-ходько и др.), с задержкой психического развития (О. В. Вольская, Е. Е. Дмитриева, С. Ю. Серебренникова, Е. С. Слепович, Р. Д. Тригер, У. В. Ульенкова, С. И. Чаплинская), с нарушением интеллектуального развития (О. К. Агавелян, И. А. Ам-брукайтис, Д. И. Аугене, Л. Б. Ба-ряева, Д. И. Бойков, О. П. Гаврилуш-кина, А. В. Закрепина, Г. В. Кузнецова, В. И. Лубовский, Е. А. Стребе-лева, Л. М. Шипицына, Н. Н. Яковлева и др.), со сложной структурой дефекта (М. В. Жигорева, Е. Т. Логинова, А. И. Мещеряков, И. А. Со-колянский, А. М. Царев и др.). Широко представлена эта тема в зарубежной литературе (К. Каннингем, Дж. Миллер, Х. Х. Рай, Н. Серто, М. Д. Скьортен и др.).
Накоплены данные успешной положительной динамики коррекци-онной работы, которая делает возможной социальную адаптацию детей с нарушением интеллекта (Л. И. Акатов, А. А. Еремина, С. Д. Забрамная, Н. А. Задумова, Т. Н. Исаева, Т. П. Кун-цевич, А. Р. Маллер, Е. И. Николаева, О. Шпек). Л. Б. Баряева отмечает, что целью современной образовательной деятельности взрослых с детьми является формирование у детей навыков самостоятельного общения, социальной ответственности, способности сопереживать, понимать себя и другого [2].
Отечественный опыт работы по организации взаимодействия ребенка с ОВЗ отражен в действующем Федеральном государственном стандарте (ФГОС) для де-
тей с умеренной умственной отсталостью и позволяет активно включиться в процесс международной интеграции: ознакомиться с ведущими зарубежными теоретическими концепциями, известными методиками, уточнить возможности их творческого применения в системе образования Российской Федерации [9]. Исследователями подчеркивается актуальность создания такой системы общения, которая помогла бы детям с умеренной умственной отсталостью понимать других, вступать в речевой контакт, проявлять инициативу и заниматься совместной деятельностью. Представляется интересным в имеющихся зарубежных теоретико-экспериментальных источниках подход к системе диагностики коммуникативного развития обучающихся с умеренной умственной отсталостью не на основе специфики речевого/языкового недоразвития этих детей, связанного с глубиной интеллектуального дефекта, а в зависимости от степени и количества необходимых коррекционных мер для развития и социализации ребенка, отсутствия или дефицита сформированности тех или иных функций и навыков, а также с учетом необходимости и потребности их формирования в каждом конкретном случае [12]. При этом подчеркивается необходимость включения родителей (или лиц, их заменяющих) в коррекционно-педагоги-ческий процесс, а также обучение их адекватным способам взаимодействия с ребенком с умеренной умственной отсталостью в бытовых и об-
30
Специальное образование. 2015. № 4
разовательных ситуациях, что способствует формированию коммуникативных навыков и социализации в целом [8]. Таким образом, недостаточность коммуникативных средств общения можно в значительной степени компенсировать, используя альтернативную коммуникацию. При этом выбор невербальной коммуникации в качестве начального, основного или временного средства взаимодействия с ребенком осуществляется на основе тщательной оценки ресурсов последнего, в зависимости от сформированности понимания речи и потенциальных способностей к овладению импрессивной и экспрессивной речью.
Несмотря на интерес к проблеме исследования и содержательность имеющихся материалов, они могут быть только в незначительной степени использованы для анализа особенностей формирования коммуникативной деятельности и средств коммуникации детей с умеренной умственной отсталостью, так как содержат лишь отдельные замечания и оставляют открытым вопрос об умении дошкольников и младших школьников указанной категории решать постепенно усложняющиеся коммуникативные задачи, особенно на начальных этапах коррекционного обучения. В настоящее время ощущается нехватка экспериментальных данных об особенностях, используемых в практической работе методах и приемах альтернативных средств коммуникации для детей с умеренной умственной отсталостью, в том числе о формировании у них альтер-
нативного чтения как одного из основных каналов получения учебной информации. Таким образом, вопрос о коммуникации детей с умеренной умственной отсталостью остается недостаточно изученным. Практика привлечения психолого-педагогического метода исследования по отношению к детям этой категории для решения дифференциально-диагностических, прогностических и кор-рекционных задач логопедии характеризуется недостаточно унифицированным использованием разрозненных методик в сочетании с интуитивно-эмпирической оценкой результатов исследования.
Обращаясь к основным аспектам Проекта СФГОС ШО для детей с умеренной умственной отсталостью, необходимо учитывать то, что достижения таких обучающихся детей принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям здоровых сверстников к моменту завершения школьного образования и определяются индивидуальными возможностями ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития — «академический» компонент редуцируется до полезных ребенку элементов академических знаний, и максимально расширяется область развития его жизненной компетенции. Накопление доступных навыков коммуникации и социально-бытовой адаптации готовит обучающегося с ОВЗ к активной жизни в семье и социуме, насколько позволяют индивидуальные особенности развития. Это направление в развитии и образовании детей с ум-
Специальное образование. 2015. № 4
31
ственной отсталостью выдвигает на первый план важность формирования различных средств коммуникации в процессе коррекционной работы с детьми с умеренной умственной отсталостью.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что при наличии достаточно широкого круга работ об особенностях формирования коммуникативных средств у детей с умеренной умственной отсталостью отсутствует содержательное обобщение данных по данной категории детей. Представляется продуктивным компенсаторно-корреционный подход, актуализирующий природные потенциалы развивающейся личности с приоритетом детей с умеренной умственной отсталостью в плане коррекци-онной работы.
Литература
1. Арутюнова, Н. Д. Дискурс / Н. Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 136—137.
2. Баряева, Л. Б. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью : пособие для учителя / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. — СПб. : Союз, 2004. — 44 с.
3. Баряева, Л. Б. Учим детей общаться. Формирование коммуникативных умений у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития : учеб.-метод. пособие / Л. Б. Баряева, Л. В. Лопатина. — СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 144 с.
4. Горина, Е. Н. Изучение мотивации учебной деятельности умственно-отсталых детей-сирот младшего школьного возраста / Е. Н. Горина // Образователь-
ные технологии в коррекционном процессе. — СПб. : РГПУ им. Герцена, 2013. — С. 70—74.
5. Егорова, А. В. Наглядные способы семантизации в коррекционно-логопедической работе по актуализации словаря детей с интеллектуальной недостаточностью / А. В. Егорова // Образовательные технологии в кор-рекционном процессе. — СПб. : РГПУ им. Герцена, 2013. — С. 179—183.
6. Екжанова, Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии : науч.-метод. пособие / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. — СПб. : КАРО, 2013. — 336 с.
7. Ильина, С. Ю. Речевое развитие умственно отсталых школьников пятых — девятых классов : теоретико-экспериментальное исследование / С. Ю. Ильина. — СПб. : КАРО, 2005. — 240 с.
8. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. — СПб. : Питер, 2009. — 320 с.
9. Маллер, А. Р. Состояние и тенденция развития обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей / А. Р. Маллер // Дефектология. — 1994. — № 3. — С. 21—25.
10. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 480 с.
11. Течнер, С. фон. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также расстройствами аутистического спектра / Стивен фон Течнер, Харальд Мартин-сен. — М. : Теревинф, 2014. — 432 с.
12. ФГОС для умственно отсталых учащихся = Федеральный государственный образовательный стандарт для ум-
32
Специальное образование. 2015. № 4
ственно отсталых учащихся. Проект. — Режим доступа: http://fgos-ovz.herzen. spb.ru/wp-content/uploads/2014/04/08_% D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1_% D0%A3%D0%9E_27.09.2014.pdf (дата обращения: 24.11.2014).
13. Цикото, Г. В. Об интеллектуальном развитии детей-имбецилов / Г. В. Цикото // Дефектология. — 1979. — №> 1.—С. 14—19.
14. Шипицына, Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью : пособие для учителя / Л. М. Шипи-цына. — СПб. : Союз, 2004. — 336 с.
References
1. Arutyunova, N. D. Diskurs / N. D. Aru-tyunova // Lingvisticheskiy entsiklopedi-cheskiy slovar' / gl. red. V. N. Yart-seva. — M. : Sovetskaya entsiklopediya, 1990. — S. 136—137.
2. Baryaeva, L. B. Podgotovka k obu-cheniyu gramote detey s umerennoy i tya-zheloy umstvennoy otstalost'yu : posobie dlya uchitelya / L. B. Baryaeva, E. T. Lo-ginova, L. V. Lopatina. — SPb. : Soyuz, 2004. — 44 s.
3. Baryaeva, L. B. Uchim detey obsh-chat'sya. Formirovanie kommunikativ-nykh umeniy u mladshikh doshkol'nikov s pervym urovnem rechevogo razvitiya : ucheb.-metod. posobie / L. B. Baryaeva, L. V. Lopatina. — SPb. : TsDK prof. L. B. Baryaevoy, 2011. — 144 s.
4. Gorina, E. N. Izuchenie motivatsii uchebnoy deyatel'nosti umstvenno-otsta-lykh detey-sirot mladshego shkol'nogo vozrasta / E. N. Gorina // Obrazovatel'nye tekhnologii v kor-rektsionnom prot-sesse. — SPb. : RGPU im. Gertsena, 2013. — S. 70—74.
5. Egorova, A. V. Naglyadnye sposoby semantizatsii v korrektsionno-logopedi-cheskoy rabote po aktualiza-tsii slovarya detey s intellektual'noy nedostato-chnost'yu / A. V. Egorova // Obrazova-tel'nye tekhnologii v kor-rektsionnom protsesse. — SPb. : RGPU im. Gertsena, 2013. — S. 179—183.
6. Ekzhanova, E. A. Korrektsionno-pedagogicheskaya pomoshch' detyam rannego i doshkol'nogo vozrasta s neyarko vyrazhennymi otkloneniyami v razvitii : nauch.-metod. posobie / E. A. Ekzhanova, E. A. Strebeleva. — SPb. : KARO, 2013. — 336 s.
7. Il'ina, S. Yu. Rechevoe razvitie umstvenno otstalykh shkol'nikov pya-tykh — devyatykh klassov : teoretiko-eks-perimental'noe issledovanie / S. Yu. Il'ina. — SPb. : KARO, 2005. — 240 s.
8. Lisina, M. I. Formirovanie lichnosti rebenka v obshchenii / M. I. Lisina. — SPb. : Piter, 2009. — 320 s.
9. Maller, A. R. Sostoyanie i tenden-tsiya razvitiya obucheniya i vospitaniya glu-boko umstvenno otstalykh detey / A. R. Maller // Defektologiya. — 1994. — № 3. — S. 21—25.
10. Programma obrazovaniya uchash-chikhsya s umerennoy i tyazheloy umstven-noy ot-stalost'yu / pod red. L. B. Baryaevoy, N. N. Yakovlevoy. — SPb. : TsDK prof. L. B. Baryaevoy, 2011. — 480 s.
11. Techner, S. fon. Vvedenie v al'terna-tivnuyu i dopolnitel'nuyu kommuni-katsiyu: zhesty i graficheskie simvoly dlya lyudey s dvigatel'nymi i intel-lektual'nymi narusheniyami, a takzhe rasstroystvami autisticheskogo spek-tra / Stiven fon Techner, Kharal'd Martinsen. — M. : Terevinf, 2014. — 432 s.
12. FGOS dlya umstvenno otstalykh uchashchikhsya = Federal'nyy gosudar-stvennyy obrazovatel'nyy standart dlya umstvenno otstalykh uchashchikhsya. Proekt. — Rezhim dostupa: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/20 14/04/08_%D0%A4%D0%93%D0%9E% D0%A1_%D0%A3%D0%9E_27.09.2014. pdf (data obrashcheniya: 24.11.2014).
13. Tsikoto, G. V. Ob intellektual'nom razvitii detey-imbetsilov / G. V. Tsikoto // Defektologiya. — 1979. — № 1. — S. 14—19.
14. Shipitsyna, L. M. Razvitie navykov obshcheniya u detey s umerennoy i tya-zheloy umstvennoy otstalost'yu : posobie dlya uchitelya / L. M. Shipitsyna. — SPb. : Soyuz, 2004. — 336 s.
Специальное образование. 2015. № 4
33