Научная статья на тему 'К вопросу об использовании средств альтернативной или дополнительной коммуникации в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями'

К вопросу об использовании средств альтернативной или дополнительной коммуникации в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
532
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вспомогательные технические средства / средства альтернативной (дополнительной) коммуникации / коррекционно-развивающая работа / дети дошкольного возраста / интеллектуальные нарушения / auxiliary technical means / means of alternative (additional) communication / correctional and developmental work / preschool children / intellectual disabilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бударная Елизавета Андреевна

В данной статье рассмотрены вспомогательные технические средства, используемые в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющие интеллектуальные нарушения. Также описаны системы альтернативной или дополнительной коммуникации, на примере системы пиктограммы, изученной Л.Б. Баряевой и Л.В. Лопатиной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бударная Елизавета Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE USE OF ALTERNATIVE OR ADDITIONAL COMMUNICATION IN CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL WORK WITH CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

In this article the auxiliary technical means used in correctional and developmental work with children with intellectual disabilities are considered. Systems of alternative or additional communication are also described, on the example of the pictogram system studied by L.B. Baryaeva and L.V. Lopatina

Текст научной работы на тему «К вопросу об использовании средств альтернативной или дополнительной коммуникации в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями»

УДК 376

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ИЛИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Бударная Елизавета Андреевна.

г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Институт детства, студент, liza. budarnaya@gmail. com.

Аннотация. В данной статье рассмотрены вспомогательные технические средства, используемые в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющие интеллектуальные нарушения. Также описаны системы альтернативной или дополнительной коммуникации, на примере системы пиктограммы, изученной Л.Б. Баряевой и Л.В. Лопатиной.

Ключевые слова: вспомогательные технические средства, средства альтернативной (дополнительной) коммуникации, коррекционно-развивающая работа, дети дошкольного возраста, интеллектуальные нарушения.

ON THE USE OF ALTERNATIVE OR ADDITIONAL COMMUNICATION IN CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL WORK WITH CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

Badarna Elizabeth Andreevna.

Novosibirsk, Novosibirsk state pedagogical University, Institute of childhood, student, liza. budarnaya@gmail.com.

Abstract. In this article the auxiliary technical means used in correctional and developmental work with children with intellectual disabilities are considered. Systems of alternative or additional communication are also described, on the example of the pictogram system studied by L.B. Baryaeva and L.V. Lopatina.

Key words: auxiliary technical means, means of alternative (additional) communication, correctional and developmental work, preschool children, intellectual disabilities.

В настоящее время в образовании активно развивается и внедряется инклюзивное образование, которое с каждым годом обретает все большую значимость. Дети с различными нарушениями обучаются в общеобразовательных школах. В одном классе могут быть дети с абсолютно разными нарушениями. Самые сложные дети в коммуникации со сверстниками - это дети, имеющие интеллектуальные нарушения и расстройства аутистического спектра. Связанно это с тем, что у детей имеются недоразвития различных структур головного мозга. В большинстве случаев дошкольники c умственной отсталостью не используют

речь как средство коммуникаций, что приводит к значительным трудностям обучения. Средства альтернативной (дополнительной) коммуникации позволяют развить у ребенка коммуникативную сферу, что является толчком в развитии всех психических функций.

Проблемой изучения применения технических средств в педагогике занимались такие ученные как: Г.Г. Беловский, Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров и др. Г.М. Коджаспирова в своих работах пишет, что технические средства - это совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации для предъявления информации [4]. По мнению автора, выделяют четыре группы технических средств: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные и комбинированные. К визуальным относят диафильмы, кодоскопы, слайды, изображения, картинки, фото и др.; к звуковым или аудиальным - магнитофонные и лазерные записи, радиопередачи, радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и др.; к аудиовизульным - кинофильмы, видеофильмы, телевидение и т. п.; к комбинированным относятся лингафонные устройства (кабинеты), компьютерные системы, замкнутые учебные телевизионные системы и др.

Изучая особенности развития детей с интеллектуальными нарушениями, Л.С. Выготский, Т.А. Власова, Н.Д. Иссаев, В.В. Ковалев, Э. Крепелин, М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн, Г.Е. Сухарева и др. пришли к выводу, что у многих детей данной категории имеются трудности в коммуникативной деятельности. Ученые считают, связанно это в первую очередь с тем, что у них наличествует недоразвитие конкретной структуры головного мозга. Так, у детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью речь не формируется самостоятельно, что приводит к значительным трудностям во взаимодействии с окружающим миром [3; 5].

В свою очередь Л.Б. Баряева и Л.В. Лопатина [1] обосновывают, что использование средств альтернативной или дополнительной коммуникации в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, способствует развитию коммуникативной сферы. Следовательно, основной целью использования средств альтернативной или дополнительной коммуникации в образовательном процессе является развитие коммуникативной сферы у детей, преодоление имеющихся трудностей. В тоже время, имеет место быть недостаточная оснащенность образовательных учреждений необходимыми средствами альтернативной (дополнительной) коммуникации; неготовность педагогов к использованию данных видов технических средств в своей деятельности; низкая информированность применения данных средств в работе с детьми с ОВЗ для обмена информацией с использованием сигналов-посредников или стимулов.

По мнению Г.Г. Беловского, стимул (сигнал, знак) включает дуалистическое содержание: идеальное - информация, материальное - данные. Для обучения основное значение имеет информация, которая заключена в стимуле (сигнале, знаке). Именно он нее зависит операционный состав предлагаемого действия и результат деятельности [2].

Альтернативные или дополнительные системы коммуникации являются эффективным средством общения, улучшающими или заменяющими речь. Поэтому система пиктографических символов является одной из наиболее эффективных средств обучения коммуникации и взаимодействия неговорящих детей, имеющих тяжелые формы речевого недоразвития и различные нарушения в интеллектуальной деятельности.

Учитывая рекомендации Л.Б. Баряевой, выбирая наиболее подходящие для конкретного ребенка средства коммуникации, необходимо учитывать особенности его развития и состояние устной речи, а также необходимо выявить и оценить коммуникативные, когнитивные, лингвистические, психосоциальные, моторные возможности ребенка как потенциального пользователя альтернативной или дополнительной системой коммуникации [1].

Существуют различные системы альтернативной или дополнительной коммуникации: система Блисса, система Виджет, система Макатон, система карточек «PECS», система пиктографических символов.

Л.Б. Баряевой и Л.В. Лопатиной была разработана программа работы с детьми по системе пиктографических символов - схематических знаков, отображающих важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления. В комплект «Я - говорю!» входит программа, к ней прилагаются рабочие тетради (альбомы) с упражнениями и диск с инструкцией использования альбомов. Данная технология основана на использовании пиктограмм - специальных, так называемых неартикулируемых средств общения, визуальных речевых кодов, которые рассматриваются как средства первичной коммуникации, являющиеся необходимой базой развития средств коммуникации. К используемым пиктограммам авторы предъявляют следующие правила:

1) Сам код должен быть логичным: слова, принадлежащие одним и тем же семантическим группам, должны выражать, насколько возможно, одну и ту же идею;

2) Символы должны отображать как можно более широкие понятия (например, глагол «ЕСТЬ» должен быть применен как к животным, так и к человеку);

3) Слова в кодовой системе классифицированы в соответствии с основными грамматическими категориями;

4) Различение грамматических категорий основано на применении цветного фона. Цвета фона представлены следующим образом: имена существительные (предметы) - синий (голубой); глаголы - красный; прилагательные - зеленый; наречия, предлоги, союзы - черный.

Л.Б. Баряаева предлагает следующую последовательность обучения ребенка использованию пиктографического кода:

1. Знакомство с предметом (с целью установления точно ли ребенок ассоциирует название с предметом). Предметы могут иметь различные текстуры. Кроме реальных предметов могут использоваться их модели (муляжи овощей, фруктов, грибов и т.п.).

2. Соотнесение предмета с реалистическим изображением. Это должны быть картинки с четкими, яркими, не стилизованными, а приближенными к реальным изображениями.

3. Соотнесение предмета с фотографией (фотографии должны соответствовать реальным лицам и объектам).

4. Идентификация символа, т.е. соотнесение реального предмета/реалистического изображения/фотографии с графическим символом -пиктограммой.

5. Выполнение упражнений по использованию пиктографического кода (упражнения по вовлечению в освоение кода - упражнения установления и упражнения по применению кода - упражнения применения).

6. Использование усвоенных графических символов в различных коммуникативных ситуациях.

Таким образом, использование средств альтернативной или дополнительной коммуникации при работе с детьми дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения, способствует установлению контакта между ребенком и окружающей его средой. Альтернативная и дополнительная коммуникация стимулирует всестороннее развитие ребенка.

Библиографический список:

1. Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Технологии альтернативной и дополнительной коммуникации для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2017. - 48 с.

2. Беловский Г.Г. Современные технические средства обучения в профессиональной подготовке педагога: Учебное пособие. - Минск: Выш. шк., 2008. - 223 с.

3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973. - 176 с.

4. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 256 с.

5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». - М.: Просвещение, 1986. - 492 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.