Научная статья на тему 'Методика исследования и оценки навыков графической коммуникации у ребенка как потенциального пользователя дополнительной и альтернативной системы коммуникации'

Методика исследования и оценки навыков графической коммуникации у ребенка как потенциального пользователя дополнительной и альтернативной системы коммуникации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
407
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ALTERNATIVE COMMUNICATION / SUPPLEMENTARY COMMUNICATION / PICTOGRAPHIC CODE / GRAPHIC COMMUNICATION / CHILDREN WITH DISABILITIES / LOGOPEDICS / АЛЬТЕРНАТИВНАЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПИКТОГРАФИЧЕСКИЙ КОД / ГРАФИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИИ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ЛОГОПЕДИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баряева Людмила Борисовна, Лопатина Людмила Владимировна

В статье рассматриваются проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), среди которых значительную часть составляют «безречевые» дети, средствами альтернативной и дополнительной коммуникации. Дается описание средств дополнительной коммуникации, которая может предлагаться для общения с детьми в случае выраженной дефицитарности устной речи. Она необходима для невербальной поддержки, дополняющей крайне ограниченные возможности использования речевых средств общения и обеспечивающей понимание вербальной информации, взаимодействие с окружающим миром. В статье описывается система средств альтернативной коммуникации, которую необходимо использовать с безречевыми детьми в случае отсутствия устной речи. Система альтернативной коммуникации включает жесты, графические и предметные символы. Представлены категории детей, которым полезно, а в ряде случаев необходимо предлагать для общения дополнительную и (или) альтернативную коммуникацию. Обосновывается эффективность обучения использованию альтернативной и дополнительной систем коммуникации с учетом ряда условий. Среди них выделяются: алгоритм изучения и введения графических символов; формирование понимания значений вводимых символов; реализация возможности немедленного применения изученных символов с целью решения коммуникативной задачи; постоянная поддержка и комментирование любого коммуникативного сигнала со стороны ребенка; использование разнообразных форм взаимодействия; включенность обучения коммуникации как неотъемлемой части жизнедеятельности ребенка в образовательный, коррекционно-развивающий процесс и процесс семейного воспитания; полисемантичность содержания символов и др. Рассматриваются система пиктографического кода, методика исследования и оценки графической коммуникации. Обосновывается необходимость выбора средств коммуникации, наиболее подходящих для конкретного ребенка с учетом особенностей его развития и состояния устной речи. Предлагается методика выявления и оценки коммуникативных, когнитивных, лингвистических, психосоциальных, моторных возможностей ребенка как потенциального пользователя дополнительной и альтернативной системы коммуникации. Методика исследования и оценки графической коммуникации необходима для того, чтобы удостовериться в способностях каждого ребенка воспринять пиктографический код. Для этого предлагается шкала навыков графической коммуникации, предполагающая изучение и оценку возможностей приема и передачи графической информации. Она включает исследование графического восприятия, способов/средств графического выражения и техники оперирования символическими изображениями, возможности графической передачи информации. Все представленные задания разрабатывались по одному плану и включают описание процедуры исследования, инструкцию, стимульный материал и систему оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Баряева Людмила Борисовна, Лопатина Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF RESEARCH AND ASSESSMENT OF GRAPHIC COMMUNICATION SKILLS OF THE CHILD AS A POTENTIAL USER OF SUPPLEMENTARY AND ALTERNATIVE COMMUNICATION SYSTEM

The article deals with the issues of teaching children with disabilities, among whom ‘non-speaking’ children make up a considerable part, by means of supplementary and alternative communication. The authors provide a description of the means of supplementary communication which can be recommended for communication with children in cases of marked oral speech deficiency. It is imperative for non-verbal support supplementing utterly limited opportunities of the verbal communication means usage, and ensuring comprehension of verbal information and interaction with the surrounding world. The article describes a system of alternative communication means which should be used with non-speaking children in case of absence of oral speech. The system of alternative communication includes gestures and graphic symbols and symbolic objects. The authors single out categories of children for whom it is desirable, and sometimes necessary, to offer supplementary and/or alternative communication for interaction with other people.The article demonstrates the effectiveness of teaching how to use alternative and supplementary communication taking into account certain conditions. They include the following: algorithm of learning and introduction of graphic symbols; formation of understanding of the meanings of the symbols introduced; realization of the opportunity to use the symbols learnt immediately to solve communicative problems; constant support and commentary of any communicative signal produced by the child; application of various forms of interaction; inclusion of teaching communication as an inseparable part of the child’s life in the educational, rehabilitative and developing process and the process of family education; polysemantic nature of the symbols content, etc.The article outlines the system of pictographic code and the methods of investigation and assessment of graphic communication. It substantiates the necessity of choosing the communication means which maximally suit the given child, taking into account the specificity of their development and state of oral speech. The authors suggest a procedure of detection and assessment of communicative, cognitive, linguistic, psycho-social and motor abilities of the child as a potential user of supplementary and alternative communication systems.The methods of research and assessment of graphic communication are necessary in order to test the capability of each child to perceive the pictographic code. With this end in view, the authors suggest a scale of graphic communication skills presupposing observation and assessment of the child’s abilities to perceive and transfer graphic information. It includes the study of graphic perception, ways/means of graphic expression and techniques of manipulating symbolic images, and opportunities of graphic transfer of information. All tasks presented in the article have been made up on a uniform plan and include a research procedure description, an instruction, stimulus material and an evaluation system.

Текст научной работы на тему «Методика исследования и оценки навыков графической коммуникации у ребенка как потенциального пользователя дополнительной и альтернативной системы коммуникации»

УДК 376.37

ББК Ч457 ГСНТИ 14.29.01 Код ВАК 13.00.01

Л. Б. Баряева, Л. В. Лопатина L. B. Baryayeva, L. V. Lopatina Санкт-Петербург, Россия St. Petersburg, Russia

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И ОЦЕНКИ НАВЫКОВ ГРАФИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

У РЕБЕНКА КАК ПОТЕНЦИАЛЬНОГО

ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ И АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), среди которых значительную часть составляют «безречевые» дети, средствами альтернативной и дополнительной коммуникации. Дается описание средств дополнительной коммуникации, которая может предлагаться для общения с детьми в случае выраженной дефицитарности устной речи. Она необходима для невербальной поддержки, дополняющей крайне ограниченные возможности использования речевых средств общения и обеспечивающей понимание вербальной информации, взаимодействие с окружающим миром. В статье описывается система средств альтернативной коммуникации, которую необходимо использовать с безречевыми детьми в случае отсутствия устной речи. Система альтернативной коммуникации включает жесты, графические и предметные символы. Представлены категории детей, кото-

METHODS OF RESEARCH AND ASSESSMENT OF GRAPHIC COMMUNICATION SKILLS OF THE CHILD AS A POTENTIAL USER OF SUPPLEMENTARY AND ALTERNATIVE COMMUNICATION SYSTEM

Abstract. The article deals with the issues of teaching children with disabilities, among whom 'non-speaking' children make up a considerable part, by means of supplementary and alternative communication. The authors provide a description of the means of supplementary communication which can be recommended for communication with children in cases of marked oral speech deficiency. It is imperative for nonverbal support supplementing utterly limited opportunities of the verbal communication means usage, and ensuring comprehension of verbal information and interaction with the surrounding world. The article describes a system of alternative communication means which should be used with non-speaking children in case of absence of oral speech. The system of alternative communication includes gestures and graphic symbols and symbolic objects. The authors single out categories of children for whom it is desirable, and sometimes necessary, to offer supple-

рым полезно, а в ряде случаев необходимо предлагать для общения дополнительную и (или) альтернативную коммуникацию.

Обосновывается эффективность обучения использованию альтернативной и дополнительной систем коммуникации с учетом ряда условий. Среди них выделяются: алгоритм изучения и введения графических символов; формирование понимания значений вводимых символов; реализация возможности немедленного применения изученных символов с целью решения коммуникативной задачи; постоянная поддержка и комментирование любого коммуникативного сигнала со стороны ребенка; использование разнообразных форм взаимодействия; включенность обучения коммуникации как неотъемлемой части жизнедеятельности ребенка в образовательный, коррекционно-развивающий процесс и процесс семейного воспитания; полисемантичность содержания символов и др.

Рассматриваются система пиктографического кода, методика исследования и оценки графической коммуникации. Обосновывается необходимость выбора средств коммуникации, наиболее подходящих для конкретного ребенка с учетом особенностей его развития и состояния устной речи. Предлагается методика выявления и оценки коммуникативных, когнитивных, лингвистических, психосоциальных, моторных возможностей ребенка как потенциального пользователя дополнительной и альтернативной системы коммуникации.

Методика исследования и оценки графической коммуникации необходима для того, чтобы удостовериться

mentary and/or alternative communication for interaction with other people.

The article demonstrates the effectiveness of teaching how to use alternative and supplementary communication taking into account certain conditions. They include the following: algorithm of learning and introduction of graphic symbols; formation of understanding of the meanings of the symbols introduced; realization of the opportunity to use the symbols learnt immediately to solve communicative problems; constant support and commentary of any communicative signal produced by the child; application of various forms of interaction; inclusion of teaching communication as an inseparable part of the child's life in the educational, rehabilitative and developing process and the process of family education; polysemantic nature of the symbols content, etc.

The article outlines the system of pic-tographic code and the methods of investigation and assessment of graphic communication. It substantiates the necessity of choosing the communication means which maximally suit the given child, taking into account the specificity of their development and state of oral speech. The authors suggest a procedure of detection and assessment of communicative, cognitive, linguistic, psychosocial and motor abilities of the child as a potential user of supplementary and alternative communication systems.

The methods of research and assessment of graphic communication are necessary in order to test the capability of each child to perceive the pictograph-ic code. With this end in view, the authors suggest a scale of graphic communication skills presupposing observation and assessment of the child's abilities to perceive and transfer graphic infor-

в способностях каждого ребенка воспринять пиктографический код. Для этого предлагается шкала навыков графической коммуникации, предполагающая изучение и оценку возможностей приема и передачи графической информации. Она включает исследование графического восприятия, способов/средств графического выражения и техники оперирования символическими изображениями, возможности графической передачи информации. Все представленные задания разрабатывались по одному плану и включают описание процедуры исследования, инструкцию, сти-мульный материал и систему оценки.

Ключевые слова: альтернативная коммуникация; дополнительная коммуникация; пиктографический код; графическая коммуникации; дети с ограниченными возможностями здоровья; логопедия.

Сведения об авторе: Баряева Людмила Борисовна, доктор педагогических наук, профессор.

Место работы: кафедра логопедии, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия.

Контактная информация: 197046, Посадская, д. 26.

E-mail: alesej@yandex.ru.

mation. It includes the study of graphic perception, ways/means of graphic expression and techniques of manipulating symbolic images, and opportunities of graphic transfer of information. All tasks presented in the article have been made up on a uniform plan and include a research procedure description, an instruction, stimulus material and an evaluation system.

Keywords: alternative communication; supplementary communication; pictographic code; graphic communication; children with disabilities; logopedics.

About the author: Baryayeva Lyudmila Borisovna, Doctor of Pedagogy, Professor.

Place of employment: Department of Logopedics, Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russia.

Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Малая

Сведения об авторе: Лопатина Людмила Владимировна, доктор педагогических наук, профессор.

Место работы: кафедра логопедии, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия.

Контактная информация: 197046, Посадская, д. 26.

E-mail: l.v.lopatina@mail.ru.

About the author: Lopatina Lyudmila Vladimirovna, Doctor of Pedagogy, Professor.

Place of employment: Department of Logopedics, Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russia.

Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Малая

Мировая практика накопила достаточный потенциал в сфере использования различных средств невербальной коммуникации [1; 2; 13; 15; 16; 17]. Применяя альтернативную и дополнительную системы средств коммуникации, можно значительно улучшить навыки общения и повысить лингвистический потенциал ребенка с ограниченными возможностями здоровья, расширить его знания о мире, сформировать у личности автономность и независимость.

Система средств дополнительной коммуникации востребована в случае выраженной де-фицитарности устной речи при необходимости соответствующей невербальной поддержки, дополняющей крайне ограниченные возможности использования речевых средств общения и обеспечивающей понимание вербальной информации, взаимодействие с окружающим миром. Элемент термина «дополнительная» подчеркивает, что обучение такой коммуникации обеспечивает поддержку в развитии речи и возможность использования дополнительных средств, если ребенок так и не овладеет устной речью.

Система средств альтернативной коммуникации эффективна в случае отсутствия устной речи и предполагает овладение особой коммуникативной систе-

© Баряева Л. Б., Лопатина Л. В., 2018 Специальное образование. 2018. № 3

мой, в которой основными являются невербальные средства общения. Система альтернативной коммуникации включает жесты, графические и предметные символы [2; 15; 16; 17].

Дополнительную и альтернативную системы коммуникации могут использовать:

- люди, для которых в качестве основного экспрессивного средства в процессе коммуникации выступают рассматриваемые системы. Например, они достаточно хорошо понимают обращенную речь, но не могут выразить свои потребности вербально (дети с церебральным параличом, умеренной умственной отсталостью, аутизмом, анартрией). В этих случаях они используют средства поддерживающей коммуникации на протяжении всей жизни;

- люди, испытывающие трудности в овладении языком (например, дети с умеренной умственной отсталостью, с аутизмом). Они в большинстве случаев способны овладеть крайне ограниченными вербальными средствами коммуникации и в средствах поддерживающей коммуникации нуждаются временно;

- люди, которым устная речь как средство коммуникации недоступна (например, при тяжелых множественных нарушениях развития). В этих случаях поддерживающие средства коммуни-

кации выступают как средства, замещающие язык, как полная альтернатива отсутствующей устной речи.

Основными задачами при обучении альтернативным и дополнительным системам общения являются:

- формирование способности к зрительному и (или) слуховому сосредоточению на говорящем и (или) жестикулирующем коммуникативном партнере, «говорящих» и музыкальных игрушках, реалистических изображениях, фотографиях, графических символах;

- формирование умения распределять внимание между предметом, изображением, символом/ символами как средствами решения коммуникативной задачи;

- вызывание желания, потребности к подражанию эмоциональным, жестовым, пантомимическим и вербальным способам взаимодействия с коммуникативным партнером;

- формирование подражания бытовым, орудийным и предметно-игровым действиям, умения соблюдать очередность их выполнения в рамках различных ситуаций общения (ситуативно-личностного, личностно-делового, предметного);

- формирование понимания сущности и необходимости установления коммуникативного контакта, его последствий;

- формирование понимания жестов, реалистичных изображений, слов, графических символов, их последовательности, с помощью которой выражаются обращения коммуникативного партнера;

- активизация невербального интеллекта ребенка;

- овладение соответствующим инструментарием альтернативной или дополнительной системы коммуникации;

- активизация соответствующего репертуара ответного коммуникативного поведения на основе освоенных средств общения;

- формирование потребности в самостоятельном инициировании коммуникативных контактов с коммуникативным партнером с помощью средств альтернативной и (или) дополнительной коммуникации;

- автоматизация сформированных элементарных коммуникативных умений в различных ситуациях общения в соответствии с коммуникативной установкой (задачей).

Эффективность обучения использованию альтернативной и дополнительной систем коммуникации обеспечивается рядом условий: алгоритмом изучения и введения графических символов; формированием понимания значений вводимых символов; реализацией возможности немедленного применения изученных символов с целью решения ком-

муникативной задачи; постоянной поддержкой и комментированием любого коммуникативного сигнала со стороны ребенка; использованием разнообразных форм взаимодействия; включенностью обучения коммуникации как неотъемлемой части жизнедеятельности ребенка в образовательный, коррекционно-развивающий процесс и процесс семейного воспитания; рефлексией потребностей и интересов ребенка; сочетанием различного инструментария обучения; полисе-мантичностью содержания символов; расширением круга коммуникативных партнеров и коммуникативных ситуаций, степень вариативности которых определяется их потенциальным содержанием, актуализируемым лексиконом, арсеналом и осознанностью имеющихся средств общения, степенью самостоятельности ребенка, объектом и характером помощи, стратегиями стимулирования коммуникативного поведения.

Термин «пиктограмма» обозначает представление написанного посредством рисунка. Пиктограммы могут быть классифицированы по многим категориям в соответствии с тем предметом или той идеей, которую они отражают. Преимущество использования графических символов — пиктограмм — заключается в том, что все участники комму-

никации могут и оперировать одними и теми же изображениями, и ориентироваться в них [1; 13; 15; 17].

Чтобы выбрать средства коммуникации, наиболее подходящие для конкретного ребенка, учитывающие особенности его развития и состояние устной речи, необходимо выявить и оценить коммуникативные, когнитивные, лингвистические, психосоциальные, моторные возможности ребенка как потенциального пользователя дополнительной и альтернативной систем коммуникации.

Перед тем как использовать пиктограммы, необходимо удостовериться в том, что дети способны воспринять пиктографический код. С этой целью используется шкала навыков графической коммуникации, предполагающая изучение и оценку возможностей приема и передачи графической информации. Методика исследования включает следующие этапы.

1. Исследование графического восприятия

Цель исследования: определение возможности графического восприятия.

1.1. Исследование характера графического восприятия Процедура исследования. Ребенку предлагается рассмотреть: фотографии; картинки (реалисти-

ческие изображения) [3]; рисунки, содержание которых легко осмысливается, даже если изображение стилизовано. Затем предлагается показать на то, что назовет учитель-логопед.

Инструкция: «Покажи, где...»

Стимульный материал представлен тематическими блоками [14] «Это — я», «Мои игрушки», «Моя семья», «Мой дом», «Я в школе», «Мир цвета и звуков», «Мир животных», «Мир растений», «Явления природы», «Мир людей», что обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие детей, формирование их представлений о себе, об окружающей предметной и социальной действительности. Количество предъявляемого стимуль-ного материала определяется возрастом детей и содержанием Программы [14]. Необходимо отметить, что названия разделов и включение их в Программу несколько варьируется, исходя из возраста учащихся и класса обучения.

Система оценки учитывает следующие параметры: проявляет ли ребенок интерес к предъявляемому стимульному материалу («интерес» означает всякую реакцию, появляющуюся у ребенка, осознающего, что перед ним представление реальности, а не просто кусочек бумаги); нуждается ли ребенок в «управляемом» распознавании (в участии/помощи учи-

теля-логопеда) стимульного материала (отмечается количество, вид изображений, характер и эффективность участия/помощи).

Система оценки также учитывает количество названных изображений; способ называния (вокализация, звукоподражание, слог, слово, псевдослово); вид изображений; то, нуждается ли ребенок в помощи; характер и эффективность помощи.

Уровень оценки может быть представлен следующим образом.

Высокий — ребенок проявляет интерес к предъявляемому сти-мульному материалу независимо от его сложности; самостоятельно показывает большинство названных изображений.

Средний — ребенок проявляет интерес только к реалистическим изображениям; узнает большинство из них; нуждается в «управляемом» распознавании (помощи учителя-логопеда) более сложного стимульного материала; помощь выражается в активном привлечении внимания; помощь эффективна.

Низкий — ребенок не проявляет интерес даже к реалистическим изображениям; узнает их незначительное количество; нуждается в «управляемом» их распознавании или даже в обучении; помощь в виде активного привлечения внимания, в виде образца/алгоритма выполнения задания неэффективна.

1.2. Исследование возможности спонтанного узнавания

Процедура исследования. Ребенку предлагается рассмотреть: фотографии; картинки (реалистические изображения); рисунки, содержание которых легко осмысливается, даже если они стилизованы, — затем назвать изображение, показанное учителем-логопедом.

Инструкция: «Скажи, что/кто это? Что делает?»

Стимульный материал тот же, что в задании 1. 1

Система оценки учитывает те же показатели, что и в предыдущем задании: проявляет ли ребенок интерес к предъявляемому стимульному материалу; нуждается ли ребенок в «управляемом» распознавании (в участии/ помощи учителя-логопеда) сти-мульного материала. Отмечается количество, вид изображений, характер и эффективность участия/помощи.

Система оценки также учитывает количество названных изображений, способ называния (вокализация, звукоподражание, слог, слово, псевдослово), вид изображений, то, нуждается ли ребенок в помощи, характер и эффективность помощи.

Возможны следующие уровни оценки.

Высокий — ребенок способен доступными для него средствами (вокализация, звукоподражание,

слог, слово/псевдослово) назвать большинство изображений из стимульного материала независимо от его сложности.

Средний — ребенок способен доступными для него средствами назвать большинство реалистических изображений; нуждается в активной помощи учителя-логопеда (называние первого или двух первых слогов слова) при назывании более сложного сти-мульного материала; помощь эффективна.

Низкий — ребенок не называет (или называет очень ограниченное число) реалистических изображений; помощь в виде называния изображения учителем-логопедом с целью повторения в процессе подражания неэффективна.

1.3. Исследование возможности управляемого узнавания одного из символических изображений, общий смысл которого определен частями предмета

Процедура исследования. Ребенку последовательно демонстрируются символические изображения (пиктограммы) и предлагается показать названную учителем-логопедом.

Инструкция: «Покажи, где...»

Стимульный материал. Пиктографические изображения: голова с косами = девочка [5]; квадрат с расположенным сверху треугольником = дом [8]; голова с длинными ушами = заяц [6]; круг с расположенными внутри и

по окружности вертикальными линиями = ежик [6].

Уровень оценки может быть представлен таким образом.

Высокий — ребенок понимает и принимает задачу, самостоятельно находит названную пиктограмму.

Средний — ребенок принимает задачу, но затрудняется в нахождении названной пиктограммы; помощь в виде соотнесения символического изображения с реалистическим помогает в нахождении названной пиктограммы.

Низкий — ребенок не понимает и не принимает задачу; показывает названные пиктограммы наугад; помощь в виде соотнесения символического изображения с реалистическим не помогает в нахождении названной пиктограммы.

1.4. Исследование возможности спонтанного узнавания символического изображения

Процедура исследования. Ребенку последовательно демонстрируются символические изображения и предлагается назвать показанное учителем-логопедом.

Инструкция: «Назови, что/кто это? Что делает?»

Стимульный материал. Пиктографические изображения — по три пиктограммы из каждого тематического блока (может быть сделан выбор и других пиктограмм из каждого блока): игрушки, кукла, мяч [12]; лошадь, собака, петух [6]; лес, яблоко, морковь [11].

Возможный уровень оценки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокий — ребенок понимает и принимает задачу; самостоятельно доступным для него способом (вокализация, звукоподражание, слог, слово/псевдослово) называет предъявленные пиктографические изображения.

Средний — ребенок принимает задачу, но затрудняется в назывании доступным для него способом пиктографического изображения; нуждается в активной помощи учителя-логопеда (в виде соотнесения символического изображения с реалистическим, называния первого, первых двух слогов слова); помощь эффективна.

Низкий — ребенок не понимает и не принимает задачу; хаотично перебирает предъявленные пиктограммы; помощь в виде соотнесения символического изображения с реалистическим, называния первого, первых двух слогов слова неэффективна. 1.5. Исследование возможности управляемой интерпретации

последовательности символических изображений

Процедура исследования: ребенку демонстрируется ряд символических изображений, объединенных общим смыслом, и предлагается показать названное учителем-логопедом. В случае затруднений выполняется обучающее задание.

Инструкция: «Покажи, где...»

Стимульный материал: серии из трех символических изображе-

ний — пиктограмм, объединенных общим смыслом : девочка пьет чай [7]; мальчик поливает цветы [11]; девочка подметает кухню [8].

Уровень оценки может быть следующим.

Высокий — ребенок понимает и принимает задачу; понимает общий смысл последовательности символических изображений; самостоятельно показывает названное учителем-логопедом.

Средний — ребенок принимает задачу, но затрудняется в выполнении задания, нуждается в обучающем занятии, помощь эффективна.

Низкий — ребенок не принимает задачу; не понимает общий смысл последовательности символических изображений; воспринимает и показывает отдельно каждое из них; помощь в виде обучающего занятия неэффективна.

1.6. Исследование возможности спонтанной интерпретации

последовательности символических изображений

Процедура исследования: ребенку демонстрируется ряд символических изображений, объединенных общим смыслом, и предлагается назвать показанные учителем-логопедом. В случае затруднения выполняется обучающее задание.

Инструкция: «Скажи, кто это...», «Что делает(ют)?»

Стимульный материал: серии из трех символических изо-

бражений (пиктограмм), объединенных общим смыслом — мальчик рисует картинку [9]; девочка собирает грибы [11]; дети поют песню [9].

Уровень оценки может быть следующим.

Высокий — ребенок понимает и принимает задачу; понимает общий смысл последовательности символических изображений; самостоятельно озвучивает предъявленную последовательность посредством фразы.

Средний — ребенок принимает задачу, но затрудняется при ее решении, составляет не фразу, а словосочетание (это мальчик, это девочка, это дети); нуждается в помощи учителя-логопеда в виде обучающего задания; помощь эффективна.

Низкий — ребенок не принимает задачу; не понимает общий смысл последовательности символических изображений; воспринимает отдельно каждое из них; перечисляет отдельные пиктограммы даже после обучающего задания; помощь в виде обучающего изолированного занятия неэффективна.

1.7. Исследование восприятия и узнавания абстрактных пространственных или комбинированных знаков

(целесообразность включения в исследование определяется возрастом детей, программными требованиями образования)

Процедура исследования: ребенку предлагается рассмотреть графическое изображение знаков, имеющих однозначное, свойственное только им, значение, а затем показать и назвать предъявленный знак.

Инструкция: «Покажи...», «Скажи, что это».

Стимульный материал: = — «равный» («равно»); + — «увеличить»; - — «убавить»; дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Светофор», «Дети».

Уровень оценки может быть представлен следующим образом.

Высокий — ребенок понимает значение знака, самостоятельно показывает и называет предъявленный.

Средний — ребенок испытывает трудности в понимании значения знака и его назывании; нуждается в помощи учителя-логопеда; помощь эффективна.

Низкий — ребенок не понимает значение знаков; не показывает и не называет их; помощь учителя-логопеда неэффективна.

2. Исследование способов/средств графического

выражения и техники оперирования символическими изображениями

2.1. Исследование средств графического выражения В процессе исследования устанавливается, с помощью чего

ребенку легче проявить способность к графическому выражению: карандаш, маркер, фломастер, палец. Для этого ему предлагается, используя разные средства нанесения изображения, провести на листе бумаги линии.

2.2. Исследование техники оперирования символическими изображениями

Перед введением графических символов, обучением их использованию устанавливается, к каким техникам оперирования символами прибегает ребенок: указывает на символ указательным пальцем / рукой; дотрагивается до него; извлекает из набора символов (коммуникативного дневника, коммуникативной доски); при наличии технических устройств, нажимает на соответствующую клавишу; изменяет направление взгляда.

3. Исследование возможности графической передачи информации

3.1. Исследование возможности воспроизведения графического образца

Процедура исследования: ребенку предлагается воспроизвести удобным для него способом графический образец.

Инструкция: «Нарисуй так же».

Стимульный материал: карандаш, маркер, фломастер; графический образец: глаза, рот.

Возможные уровни оценки.

Высокий — ребенок понимает и принимает задачу; самостоятельно выполняет задание, максимально точно копируя образец.

Средний — ребенок принимает задачу, но затрудняется в выполнении задания, не может воспроизвести графический образец, хотя пытается действовать удобным для него способом; нуждается в помощи учителя-логопеда в виде обучающего задания; помощь эффективна.

Низкий — ребенок не принимает задачу; не понимает общий смысл последовательности действий; помощь в виде обучающего занятия неэффективна.

3.2. Исследование возможности

воспроизведения рисунка и абстрактного знака

Процедура исследования: ребенку предлагается выполнить рисунок по образцу, изобразить абстрактный знак.

Инструкция: «Нарисуй так же».

Стимульный материал: карандаш, маркер, фломастер; рисунки: дом, человек (головоног), мяч; абстрактные знаки: квадрат, ломаная линия.

Уровень оценки может быть следующим.

Высокий — ребенок понимает и принимает задачу; самостоятельно выполняет задание, максимально точно копируя образец.

Средний — ребенок принимает задачу, но затрудняется в выпол-

нении задания, не может воспроизвести рисунок, хотя пытается действовать удобным для него способом; нуждается в помощи учителя-логопеда в виде обучающего занятия; помощь эффективна.

Низкий — ребенок не принимает задачу; не понимает общий смысл последовательности действий; помощь в виде обучающего занятия неэффективна.

3.3. Исследование возможности

передачи/выражения с помощью графических символов слов:

а) с опорой на реалистическое изображение;

б) по названному учителем-логопедом слову.

Процедура исследования:

а) ребенку демонстрируется реалистическое изображение (картинка) и предлагается найти графический символ, соответствующий ей;

б) учитель-логопед называет слово и предлагает ребенку найти соответствующий ему графический символ.

Инструкция:

а) «Найди, где нарисован (а, о).».

б) «Дай мне.».

Стимульный материал. Можно выбирать любой набор картинок и пиктограммы к ним [6; 7; 8; 9; 10; 11; 12], например: картинки — кукла, чашка, яблоко, спит, играет, ест и соответствующие пиктограммы; слова — лошадка,

девочка, кукла, ест, рисует, спит и соответствующие пиктограммы.

Уровень оценки может быть следующим.

Высокий — ребенок самостоятельно находит графические символы ко всем предложенным картинкам и словам.

Средний — ребенок находит графические символы к большинству реалистических изображений; испытывает значительные трудности при нахождении графических символов к предъявленным словам; помощь логопеда эффективна.

Низкий — ребенок в единичных случаях способен найти графический символ к реалистическим изображениям; не находит их к предъявленным словам; помощь неэффективна.

3.4. Исследование возможности

передачи фразы с помощью последовательности графических символов:

а) с опорой на серию реалистических изображений;

б) по названному учителем-логопедом предложению.

Процедура исследования:

а) ребенку демонстрируется последовательность из трех картинок и предлагается выбрать и выложить в такой же последовательности графические символы;

б) учитель-логопед называет предложение и предлагает ребенку выбрать и выложить с помощью

графических символов названную фразу.

Инструкция:

а) «Посмотри на картинки. Составь из своих рисунков то, что ты видишь»;

б) «Составь из своих рисунков то, что я сказала».

Стимульный материал (можно выбрать любой набор картинок и пиктограммы к ним [5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12]):

- Мальчик читает книгу; пиктограммы: мальчик, рисовать, книга [9]; Девочка собирает грибы; пиктограммы: девочка, собирать, гриб [11]; Бабушка смотрит телевизор; пиктограммы: бабушка, смотреть, телевизор [7];

- предложения: Мальчик срывает грушу: пиктограммы: мальчик, срывать, груша [11]; Девочка одевает куклу; пиктограммы: девочка, одевать, кукла [12].

Уровень оценки может быть следующим.

Высокий — ребенок понимает и принимает задачу, выполняет задание с незначительной помощью учителя-логопеда.

Средний — ребенок понимает и принимает задачу; выполняет первый вариант задания с незначительной помощью; затрудняется в выполнении второго варианта задания; требуется обучающее занятие; помощь логопеда эффективна.

Низкий — ребенок не понимает и не принимает задачу; не вы-

полняет заданий даже после обучающего занятия; помощь неэффективна.

3.5. Исследование возможности передачи с помощью последовательности графических символов небольшого текста:

а) с опорой на серию сюжетных картинок;

б) по названным учителем-логопедом предложениям;

в) самостоятельно.

Процедура исследования: ребенку демонстрируется серия из трех сюжетных картинок, объединенных одним сюжетом, и предлагается передать содержание сюжета с помощью графических символов; учитель-логопед последовательно называет три предложения, объединенные единым сюжетом, и предлагает ребенку передать содержание текста с помощью графических символов; ребенку предлагается самостоятельно составить с помощью последовательности графических символов небольшое сообщение.

Инструкция: «Посмотри на картинки. Составь из своих рисунков небольшой рассказ, который соответствовал бы тому, что нарисовано на этих картинках»; «Внимательно слушай. Я расскажу небольшой рассказ. Составь его из своих рисунков»; «Посмотри на свои рисунки и составь из них свой рассказ».

Стимульный материал: серия сюжетных картинок; пиктограммы [5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12].

Уровень оценки может быть следующим.

Высокий — ребенок понимает и принимает задачу; выкладывает символические изображения в соответствии с заданной последовательностью сюжетных картинок; затрудняется в выборе пиктограмм и определении последовательности их расположения по словесному образцу, в этом случае требуется помощь; самостоятельное выполнение задания возможно только после обучающего занятия, помощь эффективна.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средний — ребенок принимает задачу; выполняет только первый вариант задания и только с помощью учителя-логопеда; выполнение второго и третьего варианта занятия недоступно даже после обучающего занятия.

Низкий — ребенок не понимает и не принимает задачу; не выполняет задание даже после обучающего занятия; помощь неэффективна.

Литература

1. Альтернативная и дополнительная коммуникация / ред.-сост. В. Рыскина. — СПб. : Скифия, 2016.

2. Баряева, Л. Б. Технологии альтернативной и дополнительной коммуникация для детей с ограниченными возможностями здоровья : учеб.-метод. пособие / Л. Б. Баряева, Л. В. Лопатина. — СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2017.

3. Баряева, Л. Б. Обучение грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью : пособие для ученика / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. — СПб. : СОЮЗ, 2004.

4. Баряева, Л. Б. Обучение грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью : пособие для учителя / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. — СПб. : СОЮЗ, 2004.

5. Баряева, Л. Б. Я — говорю! Я — ребенок : упражнения с пиктограммами : рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. — М. : Дрофа, 2007.

6. Баряева, Л. Б. Я — говорю! Ребенок и мир животных : упражнения с пиктограммами : рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. — М. : Дрофа, 2007.

7. Баряева, Л. Б. Я — говорю! Ребенок в семье : упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. — М. : Дрофа, 2007.

8. Баряева, Л. Б. Я — говорю! Ребенок и его дом : упражнения с пиктограммами : рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. — М. : Дрофа, 2008.

9. Баряева, Л. Б. Я — говорю! Ребенок в школе : упражнения с пиктограммами : рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. — М. : Дрофа, 2008.

10. Баряева, Л. Б. Я — говорю! Ребенок и явления природы : упражнения с пиктограммами : рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. — М. : Дрофа, 2008.

11. Баряева, Л. Б. Я — говорю! Ребенок и мир растений : упражнения с пиктограммами : рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. — М. : Дрофа, 2008.

12. Баряева, Л. Б. Я — говорю! Ребенок и его игрушки : упражнения с пиктограммами : рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. — М. : Дрофа, 2007.

13. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию : сб. науч. тр. и материалов 7-й Восточно- и Центрально-Европейской науч.-практ. конф. по проблемам альтернативной и дополнительной коммуникации / сост. Л. Калинникова, М. Магнуссон. — Архангельск, 2009.

14. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Ли-пакова и др. ; под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.

15. Течнер, С. фон. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра / Стивен фон Течнер. — М. : Теревифт, 2014.

16. Штягтнова, Е. А. Альтернативная коммуникация : метод. сб. / Е. А. Штягт-нова. — Новосибирск, 2012.

17. Beukelman, D. R. Augmentative and alternative communikation management of severe communikation disorders in children and adults / D. R. Beukelman, P. Mirenda. — Baltimore, MD : Paul H. Brookes, 1992.

References

1. Al'ternativnaya i dopolnitel'naya kom-munikatsiya / red.-sost. V. Ryskina. — SPb. : Skifiya, 2016.

2. Baryaeva, L. B. Tekhnologii al'ternativ-noy i dopolnitel'noy kommunikatsiya dlya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya : ucheb.-metod. posobie / L. B. Baryaeva, L. V. Lopatina. — SPb. : TsDK prof. L. B. Baryaevoy, 2017.

3. Baryaeva, L. B. Obuchenie gramote de-tey s umerennoy i tyazheloy umstvennoy otstalost'yu : posobie dlya uchenika / L. B. Ba-ryaeva, E. T. Loginova, L. V. Lopatina. — SPb. : SOYuZ, 2004.

4. Baryaeva, L. B. Obuchenie gramote detey s umerennoy i tyazheloy umstvennoy otstalost'yu : posobie dlya uchitelya / L. B. Ba-ryaeva, E. T. Loginova, L. V. Lopatina. — SPb. : SOYuZ, 2004.

5. Baryaeva, L. B. Ya — govoryu! Ya — rebenok : uprazhneniya s piktogrammami :

rabochaya tetrad' dlya zanyatiy s det'mi / L. B. Baryaeva, E. T. Loginova, L. V. Lo-patina. — M. : Drofa, 2007.

6. Baryaeva, L. B. Ya — govoryu! Rebenok i mir zhivotnykh : uprazhneniya s piktogrammami : rabochaya tetrad' dlya zanyatiy s det'mi / L. B. Baryaeva, E. T. Loginova, L. V. Lopatina. — M. : Drofa, 2007.

7. Baryaeva, L. B. Ya — govoryu! Rebenok v sem'e : uprazhneniya s piktogrammami: rabochaya tetrad' dlya zanyatiy s det'-mi / L. B. Baryaeva, E. T. Loginova, L. V. Lo-patina. — M. : Drofa, 2007.

8. Baryaeva, L. B. Ya — govoryu! Rebenok i ego dom : uprazhneniya s piktogrammami : rabochaya tetrad' dlya zanyatiy s det'mi / L. B. Baryaeva, E. T. Loginova, L. V. Lopatina. — M. : Drofa, 2008.

9. Baryaeva, L. B. Ya — govoryu! Rebenok v shkole : uprazhneniya s piktogrammami : rabochaya tetrad' dlya zanyatiy s det'mi / L. B. Baryaeva, E. T. Loginova, L. V. Lopatina. — M. : Drofa, 2008.

10. Baryaeva, L. B. Ya — govoryu! Rebenok i yavleniya prirody : uprazhneniya s piktogrammami : rabochaya tetrad' dlya zanya-tiy s det'mi / L. B. Baryaeva, E. T. Loginova, L. V. Lopatina. — M. : Drofa, 2008.

11. Baryaeva, L. B. Ya — govoryu! Rebenok i mir rasteniy : uprazhneniya s piktogrammami : rabochaya tetrad' dlya zanyatiy s det'mi / L. B. Baryaeva, E. T. Loginova, L. V. Lopatina. — M. : Drofa, 2008.

12. Baryaeva, L. B. Ya — govoryu! Rebenok i ego igrushki : uprazhneniya s piktogrammami : rabochaya tetrad' dlya zanyatiy s det'mi / L. B. Baryaeva, E. T. Loginova, L. V. Lopatina. — M. : Drofa, 2007.

13. Vvedenie v al'ternativnuyu i dopolnitel'-nuyu kommunikatsiyu : sb. nauch. tr. i ma-terialov 7-y Vostochno- i Tsentral'no-Evro-peyskoy nauch.-prakt. konf. po problemam al'ternativnoy i dopolnitel'noy kommunikat-sii / sost. L. Kalinnikova, M. Magnusson. — Arkhangelsk, 2009.

14. Programma obrazovaniya uchashchikh-sya s umerennoy i tyazheloy umstvennoy otstalost'yu / L. B. Baryaeva, D. I. Boykov, V. I. Lipakova i dr. ; pod. red. L. B. Barya-evoy, N. N. Yakovlevoy. — SPb. : TsDK prof. L. B. Baryaevoy, 2011.

15. Techner, S. fon. Vvedenie v al'ternativ-nuyu i dopolnitel'nuyu kommunikatsiyu: zhesty i graficheskie simvoly dlya lyudey s dvigatel'nymi i intellektual'nymi narusheni-yami, a takzhe s rasstroystvami autistiche-skogo spektra / Stiven fon Techner. — M. : Terevift, 2014.

16. Shtyagtnova, E. A. Al'ternativnaya kom-munikatsiya : metod. sb. / E. A. Shtyagtnova. — Novosibirsk, 2012.

17. Beukelman, D. R. Augmentative and alternative communikation management of severe communikation disorders in chidren and adults / D. R. Beukelman, P. Mirenda. — Baltimore, MD : Paul H. Brookes, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.