Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ 6–7 ЛЕТ ЭЛЕМЕНТАМ ИГРЫ ВОЛЕЙБОЛ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ 6–7 ЛЕТ ЭЛЕМЕНТАМ ИГРЫ ВОЛЕЙБОЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
601
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольники / волейбол / физическое воспитание / методиче-ские аспекты / двигательные качества / preschoolers / volleyball / physical education / methodological aspects / motor qualities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова Ирина Васильевна, Соломченко Марина Александровна, Подрезов Игорь Николаевич

Рассмотрены методические аспекты по обучению детей 6–7 лет игре в волей-бол. Охарактеризованы игры и игровые упражнения, способствующие освоению тех-нических и тактических элементов, а также развитию двигательных качеств. Даны примеры тестов для определения уровня физического развития и степени овладения упражнениями с мячом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF TEACHING CHILDREN 6-7 YEARS OLD ELEMENTS OF THE GAME VOLLEYBALL

The methodological aspects of teaching child-ren 6–7 years old to play volleyball are consi-dered. The games and game exercises that contribute to the development of technical and tactical elements, as well as the development of motor qualities are characterized. Examples of tests are given to determine the level of physical development and the degree of mas-tery of exercises with a ball.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ 6–7 ЛЕТ ЭЛЕМЕНТАМ ИГРЫ ВОЛЕЙБОЛ»

УДК 796.325 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-11212

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ЭЛЕМЕНТАМ ИГРЫ ВОЛЕЙБОЛ

И.В. Тарасова, М.А. Соломченко, И.Н. Подрезов

Рассмотрены методические аспекты по обучению детей 6-7 лет игре в волейбол. Охарактеризованы игры и игровые упражнения, способствующие освоению технических и тактических элементов, а также развитию двигательных качеств. Даны примеры тестов для определения уровня физического развития и степени овладения упражнениями с мячом.

Ключевые слова: дошкольники, волейбол, физическое воспитание, методические аспекты, двигательные качества.

Тарасова Ирина Васильевна, аспирант, [email protected], Россия, Орел, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева,

Соломченко Марина Александровна, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Орел, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева,

Подрезов Игорь Николаевич, преподаватель, [email protected], Россия, Орел, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова

В современном обществе остро стоит проблема, касающаяся ухудшения здоровья детей дошкольного возраста. Специалисты связывают это с социально -экономическими, экологическими изменениями, а также с недостатками системы физического воспитания, начиная с дошкольных образовательных учреждений [1]. Интеллектуальная нагрузка у детей в значительной степени превышает физическую, особенно в период подготовки к обучению в школе. К сожалению, не все дошкольные образовательные учреждения свою работу направляют на двигательной активности детей. Во многих дошкольных учреждениях не хватает хорошей материально-технической базы для занятий. Занятия по физическому воспитанию не всегда устраивают детей и их родителей. Эмоциональный фон занятий не всегда благоприятен.

Без активных физкультурных занятий полноценное развитие детей дошкольного возраста невозможно. На рисунке мы показали физическое развитие ребенка с помощью определенных сфер: мотивационной, комму-

METHODOLOGICAL ASPECTS OF TEACHING CHILDREN 6-7 YEARS OLD ELEMENTS OF THE GAME VOLLEYBALL

Tarasova I.V., graduate student, cool.iry2010 @yandex.ru, Russia, Orel, Orel State University named after I.S. Turgenev, Solomchenko M.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of chair, [email protected], Russia, Orel, Orel State University named after I.S. Turgenev, Podrezov I.N., teacher, [email protected], Russia, Orel, Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanova

The methodological aspects of teaching children 6-7 years old to play volleyball are considered. The games and game exercises that contribute to the development of technical and tactical elements, as well as the development of motor qualities are characterized. Examples of tests are given to determine the level of physical development and the degree of mastery of exercises with a ball.

Key words: preschoolers, volleyball, physical education, methodological aspects, motor qualities.

повышение

никативной, эмоциональной, интеллектуальной, духовно-нравственной, которые влияют на качество занятий физическими упражнениями [2].

Модель физического развития личности ребенка

Главной целью физического воспитания детей дошкольного воз -раста является освоение основных двигательных действий, профилактика заболеваний и укрепление здоровья средствами физической культуры, подготовка к школе.

Овладение основными двигательными действиями, такими, как ходьба, бег, ползание, метание оказывает положительное влияние на интеллектуальное и функциональное развитие, способствует усилению анаболических процессов, повышает иммунную резистентность и адапта -цию организма к разнообразным факторам внешней и внутренней среды.

Основным средством физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях являются физические упражнения (спортивные игры и их элементы, игровые упражнения, подвижные игры). Они применяются при решении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач [3].

Для гармоничного развития детей и подготовки их к школе важным является процесс всесторонней физической подготовки. Он заключается в развитии у дошкольников на оптимальном уровне двигательных качеств, таких, как сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость. На том основании, что от уровня их развития зависят быстрота и степень освоения основными двигательными умениями и навыками. При низком уровне развития двигательных качеств ребенку трудно овладеть техникой осваивае -мых движений [4].

На процесс развития двигательных качеств оказывают влияние сле -дующие факторы:

- природно-возрастные изменения организма (морфологические и функциональные перестройки органов и систем, происходящие в процессе роста и развития ребенка);

- режим двигательной активности (комплекс организационных форм физического воспитания и самостоятельная двигательная деятельность ребенка) [5].

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игровая. Именно с помощью игры ребенок осваивает основные двигатель -ные действия, познает окружающий мир, социализируется. В современной системе физического воспитания делается акцент на спортизацию [6], то есть на применение средств и методов спортивной тренировки на занятиях по физической культуре. Исключением не стало и физическое воспитание дошкольников. Дошкольные образовательные учреждения в процесс физического воспитания активно включают средства спортивной тренировки. В первую очередь, это применяется при освоении базовых спортивных игр и их элементов, потому как они являются важной частью физического воспитания и наиболее эффективны в развитии двигательных качеств, обогащении двигательного опыта и гармоничном развития лично -сти ребенка. Процесс спортизации физического воспитания объясняет причину раннего начала посещения детьми спортивных секций, кружков, фитнес-клубов. На сегодняшний день существует большое количество спортивных школ, где детям предлагают начать заниматься каким-либо видом спорта с 3 лет.

Волейбол одна из популярных и доступных спортивных игр. Потому как для занятий не требуется дорогостоящий инвентарь, занятия можно проводить как в спортивном зале, так и на свежем воздухе. Данная игра позволяет ребенку показать свою силу, компенсировать дефицит движений, самореализоваться и утвердиться, получив массу радостных эмоций.

Занятия волейболом с дошкольниками проводятся в облегченном варианте, так как освоение сложных технических элементов требует больших физических нагрузок, с которыми детский организм еще не готов справляться. Игра позволяет закреплять и совершенствовать естественные двигательные умения и навыки. Правильное построение занятий оказывает влияние на развитие функций организма, укрепление костно-мышечной и дыхательной систем. С помощью игры возможно создавать необходимые психолого-педагогические условия и развивать двигательные качества комплексно, то есть использовать упражнения, которые для выполнения требуют проявления нескольких двигательных качеств (например, быстроты, силы, ловкости) [7]. Все это способствует достижению главной цели физического воспитания детей дошкольного возраста - гармоничному физическому развитию и формированию здорового образа жизни.

На базе отделения по дошкольному образованию № 2 МБОУ «Знаменской средней общеобразовательной школы» Орловского района Орловской области была разработана методика по обучению детей 6-7 лет волейболу. В ней используются системы наглядных, словесных и практи -ческих методов и приемов, позволяющие детям освоить технические элементы и тактические приемы игры в волейбол для последующей спортивной специализации. Также методика направлена на развитие у детей основных двигательных качеств, которые оказывают влияние на уровень физического развития.

В данных методических аспектах процесс обучения игре в волейбол был разделен на несколько этапов, на каждом из которых ставились определенные задачи. Их решение достигалось с помощью применения средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки.

Первый этап - подготовительный. Основная задача - освоение базовых элементов игры в волейбол без мяча. К базовым элементам отно -сят стойки и перемещения, применяемые в волейболе. Обучение начинаем с освоения стойки волейболиста, она позволяет быть максимально готовым к перемещению, приему мяча, прыжку. Правильное выполнение стойки заключается в расположении ног (полусогнуты в коленях с положением стоп немного шире плеч) и рук (полусогнуты в локтях, немного расставленных в сторону). Корпус чуть наклонен вперед, опора на переднюю часть стопы (на пальцы ног).

При показе и объяснении важно акцентировать внимание на правильном положении каждой части тела, поскольку от этого зависит эффективность овладения данным элементом. В качестве наглядных материалов можно использовать различные плакаты и видеоматериалы.

Все обучение происходит с использованием игр и игровых упраж -нений, поскольку с их помощью процесс освоения стоек и перемещений проходит наиболее эффективнее. В качестве наглядного пособия исполь -зуем мягкие разноцветные напольные модули в виде больших пазл и карточки соответствующих им цветов. Игровое упражнение заключается в следующем: ребенок стоит в центре в основной стойке волейболиста, а вокруг него расположены цветные модули, педагог показывает карточки соответствующих цветов, а задача ребенка правильно и быстро выполнить перемещение к нужному модулю.

В ходе данного игрового упражнения возможно регулировать темп и нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, что способствует не только освоению базовой стойки и перемещений, но и развитию двигательных качеств, таких, как скорость, ловкость, выносливость.

Второй этап - подводящий. Основная задача - научить выполнять упражнения с мячом, используемые в волейболе, такие, как перебрасыва-

ние мяча друг другу и ловля его двумя руками, отбивание толчком двух ладоней в нужном направлении. На данном этапе еще важно научить дошкольника не бояться мяча. Для этого на начальной стадии разучивания можно использовать вместо волейбольного мяча облегченный или воз -душный шар. Это позволит ускорить переход к освоению волейбольных элементов и преодолению чувства страха перед мячом. Для обучения детей используем игровое упражнение «треугольник». На полу раскладываем модули таким образом, чтобы получилась фигура треугольник. Детей делим на тройки, каждый из них встает на модуль. Задача перебрасывать мяч друг другу, не роняя его на пол. После освоения данного упражнения переходим к обучению отбивания мяча, используя данное игровое упражнение. В дальнейшем упражнение может усложняться за счет перемещений детей от одного модуля к другому, увеличения расстояния между модулями. Все упражнения вначале выполняются в медленном темпе, затем постепенно темп увеличивается. Важно не забывать обращать вни -мание на правильность положения рук и ног, которые были освоены на первом этапе. Данные упражнения еще способствуют развитию двигательных качеств таких, как ловкость, быстрота, сила.

Третьим этап - заключительный (основной). Основная задача -научить перебрасывать мяч через сетку, соблюдать правила игры и освоить элементарные тактические действия. Для решения поставленной задачи используем игру «Волейбол с воздушным шаром». Как и на предыдущем этапе, мяч заменяем облегченным мячом или воздушным шаром, для того чтобы шар был потяжелее, в него можно налить немного воды. Игра проводится по облегченным правилам, таким, как «мяч в руках не задерживать», а отбивать его выше и сильнее, чтобы перебросить через сетку, счет ведется до 15 очков. Детей делим на команды по 3-6 чел. Играющие отбивают шар, пытаясь перебить их на сторону соперника, не давая мячу упасть на своей стороне. Важно сформировать элементарные технические и тактические представления об игре.

На протяжении всего периода применения методических аспектов по обучению детей 6-7 лет волейболу проводилось педагогическое наблюдение, в ходе которого было выявлено следующее:

- у детей наблюдался активный интерес к предложенным играм и упражнениям;

- дети довольно быстро осваивали предложенные упражнения, при этом грубых ошибок в технике выполнения наблюдалось мало.

Для проверки освоения упражнений с мячом, применяемых в волейболе, были проведены тесты на количество совершенных передач и отбиваний друг другу. В начале эксперимента были следующие резуль -таты: низкий уровень имели 5 % детей, ниже среднего - 20 %, средний -45 %, выше среднего - 20 % и высокий - 10 %. В процессе применения данной методики с октября по март были проведены тесты повторно и по-

лучены результаты: детей с низким уровнем освоения упражнений с мячом выявлено не было, группа детей с уровнем ниже среднего сократилась до 10 %, 25 % детей имели средний уровень, значительный прирост наблюдался в группах с уровнем выше среднего и высоким - 45 и 25 % соответственно.

О сформированости представлений у детей о правилах игры можно говорить потому, как они самостоятельно организуют игру во время про -гулки, делятся на команды, следят за соблюдением правил.

Для проверки влияния данной методики на развитие двигательных качеств у детей 6-7 лет был проведен мониторинг физического развития до начала занятий по разработанной методике и после ее использования. Он состоял из батареи тестов, которые оценивали развития того или иного двигательного качества. В него вошли: челночный бег, прыжок в длину с места, наклон туловища, метание мешочка с песком, бег на 30 м, бег на 100 м. Результаты по каждому тесту переводились в баллы, а затем сумми -ровались. Исходя из полученной суммы определялся уровень физического развития [8].

В мониторинге приняло участие 25 детей в возрасте 6-7 лет. Были получены следующие результаты: низкий уровень имели 4 % детей, ниже среднего - 20 %, средний - 40 %, выше среднего - 36 %. Высокого уровня физического развития не было выявлено ни у одного ребенка. Первые положительные результаты были выявлены уже через два месяца приме -нения методики. После проведенного в марте мониторинга физического развития получили следующие результаты: дети из группы с низким уровнем физического развития перешли в группу с уровнем ниже среднего, которая, в свою очередь, сократилась до 12 %, у 36 % детей был выявлен уровень выше среднего. Таким образом, больше половины детей (52 %) вошли в группу со средним уровнем физического развития.

Данный эксперимент еще продолжается, но уже сейчас, исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что данная методика является эффективной в процессе обучения детей волейболу и для развития двигательных качеств. Разработанные методические аспекты по обуче -нию детей 6-7 лет игре волейбол и полученные результаты были представлены на региональном этапе конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года России», где получили высокую оценку со стороны членов жюри.

Таким образом, можно сделать вывод, что с помощью игры процесс обучения проходит быстрее, потому как дети очень эмоционально воспринимают эти упражнения. Развитию двигательных качеств с помощью эле -ментов волейбола способствует постепенный переход от простых к более сложным упражнениям. Используемые упражнения должны содержать в себе элемент новизны.

Обучение элементам волейбола способствует воспитанию у детей чувства коллективизма, настойчивости, решительности, внимания и быстроты мышления, способности управлять своими эмоциями, совершенствованию основных двигательных качеств.

Список литературы

1. Шебеко В.Н. Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2011. 50 с.

2. Эйдельман Л.Н. Анализ мнения специалистов-экспертов о внедрении креативно-оздоровительной деятельности в физкультурно-образо-вательное пространство дополнительного образования детей // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 1 (131). С. 298-301.

3. Родионова Е.Б. Здоровьесберегающие технологии как основа формирования культуры здоровья дошкольников // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. 2015. № 2. С. 34-45.

4. Лебедева С.А. Интегрированный подход в физическом воспитании дошкольников // Дошкольное физическое воспитание: материалы II Всерос. науч. конф. Липецк: Изд-во ЛГПУ, 2009. С. 65-69.

5. Малоземова И.И. Физическое воспитание дошкольников: теоре -тические и методические основы: учеб. пособие для студ. пед. вузов. Екатеринбург, 2018. 94 с.

6. Лубышева Л.И., Загревская А.И., Передельский А.А. Спортиза -ция в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография. М.: НИЦ «ТПФКС», 2017. 200 с.

7. Сабуркина О.А., Мелихов С.М. Организационно-методические использованию подвижных игр с элементами спортивных в младших клас -сах // О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Красноярск: ИЦРОН, 2018. Вып. 5. С. 20-22.

8. Дворкина Н.И., Лубышева Л.И. Физическое воспитание детей 5-6 лет на основе подвижных игр, дифференцированных по преимущественному развитию физических качеств: метод. пособие. М.: Советский спорт, 2007. 80 с.

References

1. Shebeko V.N. Formirovanie lichnosti rebenka doshkol'nogo vozrasta sredstvami fizicheskoj kul'tury [Formation of the personality of a child of preschool age by means of physical culture]: author. dis. ... dr. ped. sciences. M., 2011. 50 p.

2. Ejdel'man L.N. Analiz mneniya specialistov-ekspertov o vnedrenii kreativno-oz-dorovitel'noj deyatel'nosti v fizkul'turno-obrazovatel'noe prostranstvo dopolnitel'nogo obrazo-vaniya detej [Analysis of the opinion of experts on the implementation of creative and recrea-

tional activities in the physical culture and educational space of additional education for children] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft]. 2016. No. 1 (131). P. 298-301.

3. Rodionova E.B. Zdorov'esberegayushchie tekhnologii kak osnova formirovaniya kul'tury zdorov'ya doshkol'nikov [Health-saving technologies as the basis for the formation of a culture of health of preschoolers] // Aktual'nye innovacionnye issledovaniya: nauka i praktika [Actual innovative research: science and practice]. 2015. No. 2. P. 34-45.

4. Lebedeva S.A. Integrirovannyj podhod v fizicheskom vospitanii doshkol'nikov [An integrated approach in physical education of preschool children] // Preschool physical education: materials of the II All-Russian. scientific. conf. Lipetsk: LGPU Publishing House, 2009. P. 65-69.

5. Malozemova I.I. Fizicheskoe vospitanie doshkol'nikov: teoreticheskie i metodi-cheskie osnovy [Physical education of preschoolers: theoretical and methodological foundations]: textbook. manual for stud. ped. universities. Ekaterinburg, 2018. 94 p.

6. Lubysheva L.I., Zagrevskaya A.I., Peredel'skij A.A. Sportizaciya v sisteme fizi-cheskogo vospitaniya: ot nauchnoj idei k innovacionnoj praktike [Sportization in the system of physical education: from a scientific idea to innovative practice]: monograph. M.: Research Center "TPFKS", 2017. 200 p.

7. Saburkina O.A., Melihov S.M. Organizacionno-metodicheskie ispol'zovaniyu podvizhnyh igr s elementami sportivnyh v mladshih klassah [Organizational and methodological use of outdoor games with elements of sports in junior grades] // On some questions and problems of psychology and pedagogy: collection of articles. materials Intern. scientific-practical conf. Krasnoyarsk: ICRON, 2018. Issue 5. P. 20-22.

8. Dvorkina N.I., Lubysheva L.I. Fizicheskoe vospitanie detej 5-6 let na osnove podvizhnyh igr, differencirovannyh po preimushchestvennomu razvitiyu fizicheskih kachestv [Physical education of children 5-6 years old on the basis of outdoor games, differentiated by the predominant development of physical qualities]: method. allowance. M.: Soviet sport, 2007. 80 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.