Научная статья на тему 'Методические аспекты обучения боевым приемам борьбы женщин - сотрудников органов внутренних дел России'

Методические аспекты обучения боевым приемам борьбы женщин - сотрудников органов внутренних дел России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ СОТРУДНИКИ ОВД РОССИИ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ГЕНДЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ / FEMALE OFFICERS OF THE RUSSIAN INTERNAL AFFAIRS DEPARTMENT / MOTOR ACTIONS / PHYSICAL TRAINING / GENDER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панова Ольга Сергеевна, Струганов Сергей Михайлович, Якушев Эдуард Вадимович

Данная работа посвящена актуальным вопросам физической подготовки сотрудников-женщин ОВД России. Авторами охарактеризованы основные методические подходы, способствующие наиболее эффективному процессу обучения и совершенствования боевых приемов борьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панова Ольга Сергеевна, Струганов Сергей Михайлович, Якушев Эдуард Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological aspects of training to combat techniques of fighting female employees of the internal affairs bodies of Russia

This work is devoted to the pressing issues of physical training of the female employees of the Russian Internal Affairs Directorate. The authors described the main methodological approaches that contribute to the most effective training process and improve the fighting techniques of the female officers of the Russian Internal Affairs Directorate

Текст научной работы на тему «Методические аспекты обучения боевым приемам борьбы женщин - сотрудников органов внутренних дел России»

52. - С. 1445-1456.

REFERENCES

1. Dobryakova, V.A. (2016), "Assessment of physical development of children with cerebral palsy engaged in adaptive rock climbing", International scientific journal "Innovative science", No. 7-8, pp. 134138.

2. Popova, N.M. and Yu.V. Begovoy, (2018), Climbing classes for children with autism spectrum disorder, methodical manual, Krasnodar.

3. Kravchuk, T.A., Zdanovich, I.A., Zdanovich, D.I. and Masson, A.O. (2015), "Methods of recreational climbing classes for adolescents and youth, taking into account the views of potential consumers", Omsk scientific Bulletin, No. 3 (139), pp. 161-165.

4. Orinchuk, V.A., Kournikova, M.V. and Bakharev, Yu.A. (2017), the History of the Paralympic movement, textbook, Nizhny Novgorod state University.

5. Saparov, M.M. and Voronovich, I.G (2015), Development of statokinetic properties in children with cerebral palsy by means of adaptive climbing, available at: http://c-f-r.ru/UserFiles/File/news/2015/06_saparov.pdf.

6. Tomkinson, G.R., Carver, K.D., Atkinson, F., Daniell, N.D., Lewis, L.K., Fitzgerald, J.S., Lang, J.J. and Ortega, F.B (2018), "European normative values for physical fitness in children and adolescents aged 9-17 years: results from 2 779 165 Eurofit performances representing 30 countries", Br J Sports Med, No. 52, pp. 1445-1456.

Контактная информация: baharev_84@list.ru

Статья поступила в редакцию 26.09.2019

УДК 796.07

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ ЖЕНЩИН - СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

Ольга Сергеевна Панова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Волгоградская академия Министерства внутренних дел России;

Сергей Михайлович Струганов, кандидат педагогических наук, доцент, Эдуард Вадимович Якушев, преподаватель,

Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел России, Иркутск

Аннотация

Данная работа посвящена актуальным вопросам физической подготовки сотрудников-женщин ОВД России. Авторами охарактеризованы основные методические подходы, способствующие наиболее эффективному процессу обучения и совершенствования боевых приемов борьбы.

Ключевые слова: женщины - сотрудники ОВД России, двигательные действия, физическая подготовка, гендерное обучение.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF TRAINING TO COMBAT TECHNIQUES OF

FIGHTING FEMALE EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF

RUSSIA

Olga Sergeevna Panova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher,

Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation;

Sergey Mikhailovich Struganov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Eduard Vadimovich Yakushev, the teacher, East Siberian Institute of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, Irkutsk

Annotation

This work is devoted to the pressing issues of physical training of the female employees of the Russian Internal Affairs Directorate. The authors described the main methodological approaches that contribute to the most effective training process and improve the fighting techniques of the female officers of

the Russian Internal Affairs Directorate.

Keywords: female officers of the Russian internal affairs department, motor actions, physical training, gender education.

ВВЕДЕНИЕ

Физическая подготовка является важнейшим элементом профессиональной подготовки сотрудников ОВД России. На протяжении всей службы сотрудники обязаны демонстрировать должный уровень общей физической подготовки и владение боевыми приемами борьбы. На занятиях по физической подготовке для женского пола возникает не мало трудностей, женщинам приходится осваивать совершенно новые, ранее неизвестные для них координационно-сложные двигательные действия, которые требуют проявления высокого уровня развития физических и специальных качеств. Рациональное построение методики физического совершенствования девушек на занятиях по физической подготовке возможно лишь при учете анатомических, морфофункциональных, физиологических, психологических особенностей женского организма. Отсюда возникает необходимость в оптимизации методики обучения для девушек. Боевые приемы борьбы должны быть им посильны для овладения, максимально универсальными, эффективными при применении на практике.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В профессиональной деятельности решение оперативно-служебных задач требует от сотрудника полиции иметь крепкий захват, эффективно использовать (особенно для женщин) отбивы и бесконтактные способы защиты (уходы, уклоны и т. п.), наносить удары по уязвимым местам противника, выполнять технические действия по задержанию и обезоруживанию противника. Специалисты в области физической подготовки отмечают, что для успешного решения задач силового пресечения противоправных действий, достаточно уверенно владеть 6-10 приемами, применять их из различных исходных положений, в любых условиях, используя многообразные комбинации этих приемов. Критерии правильности выполнения приема - это не столько точность его выполнения в соответствии с описанием, сколько достижение цели двигательного действия (эффективность выполнения приема) [1]. Реализация тендерного подхода на занятиях физической подготовки имеет практическую значимость для развития индивидуализированных форм обучения, раскрытия личностных способностей. В обучении двигательным действиям целью является формирование знаний, двигательных умений и навыков, посредством которых решаются разнообразные задачи, а также знаний, умений и навыков организации двигательной деятельности в нестандартных ситуациях. Цель обучения может быть достигнута путем решения задач, каждая из которых имеет в виду овладение конкретным двигательным действием. Задачи можно разделить на три группы: последовательность подачи материала; последовательность усвоения материала; реализация дидактических принципов. При обучении двигательным действиям ставится задача довести до определенной степени совершенства двигательные умения, навыки и связанные с ними знания [2].

Обучение боевым приемам борьбы следует начинать с разучивания техники выполнения приема. После того, когда техника приема хорошо изучена, используются различные факторы усложняющие условия выполнения приема, а также следует моделировать реальные условия оперативно-служебной деятельности, которые могут возникать при силовом задержании правонарушителей и др. Методика изучения боевых приемов борьбы, навыков самообороны должна учитывать анатомические, физиологические, а также психологические особенности женского организма. Эффективным способом освоения женщинами технических действий служит уменьшение времени, на те приемы, которые связаны с проявлением силовой выносливости и максимальной силы. Основным вектором в обучении женщин сотрудников боевым приемам борьбы должна служить направленность на резуль-

тат, основными элементами такой системы могут выступать пространственные и временные характеристики технических действий, не стационарность выполнения движений и непрерывность во времени. Экспериментально доказано, что зачастую уровень профессионально значимых физических качеств, основным из которых является не сила, а координационные способности, напрямую влияют на скорость и эффективность процесса обучения двигательным действиям, в частности боевым приемам борьбы женщин сотрудников. Наиболее актуальными средствами повышения эффективности процесса обучения и совершенствования боевых приемов борьбы является изменение целевой направленности учебного процесса, его рациональное построение путем изменения соответствующих методик [4].

При проведении учебных занятий, связанных с изучением боевого раздела, необходимо соблюдать ряд принципов и методов, которые подразумевают специфические закономерности планирования, организации, методики и управления учебно-тренировочным процессом, к таким принципам следует отнести: сознательное освоение учебного материала, наглядности, пробуждения у занимающихся активности, оптимизации содержания обучения, блочный принцип планирования обучения [3].

Важнейшее значение в процессе обучения и совершенствования боевым приемам борьбы сотрудников женского пола ОВД России, является моделирование ситуаций, условий применения физической силы и боевых приемов борьбы. Такой подход позволит повысить уровень морально-психологической подготовки сотрудников женского пола, а также наиболее эффективно управлять эмоциональной составляющей процесса обучения.

Оптимизация содержания обучения, сознательное ограничение объема учебного материала по боевым приемам борьбы, позволяющее увеличить качество освоения приемов, в большей степени вырабатывают надежные навыки самозащиты у женщин. Учебно-тренировочное занятие по изучению боевых приемов борьбы состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Задачи, которые ставятся на занятии - изучить или совершенствовать технику и тактику применения боевых приемов борьбы, совершенствовать физические и волевые качества. Учебно-тренировочное занятие, как правило, проводится групповым методом. Подготовительную часть целесообразно проводить в различных построениях: в колонне, в круге, уступом и т. д.;

Содержание и направленность комплексов упражнений подготовительной части следует постоянно видоизменять, вводя новые исходные положения, меняя темп выполнения упражнений. Время подготовительной части изменяется в зависимости от задач и подготовленности группы. Содержание подготовительной части находится в прямой зависимости от задач основной части занятия. В начале основной части занятия выполняются упражнения для развития скоростных качеств, координационных способностей, затем упражнения для совершенствования силы и выносливости и завершается упражнениями для совершенствования гибкости. Занятия по изучению боевых приемов борьбы проводятся систематически. Частое и многократное повторение приемов вырабатывает у занимающихся необходимую ловкость и быстроту движений в приемах. При начальном обучении, разучивании боевого приема борьбы можно сознательно упрощать двигательное действие используя расчленённый метод обучения, выполнять каждое движение под счет преподавателя. Технику выполнения бросков, ударов и болевых приемов нужно изучать и совершенствовать отдельно, в основной части занятия. После того, как технические приёмы изучены достаточно хорошо, можно переходить к обучению связкам этих приёмов. Большинство занятий по боевым приемам борьбы можно проводить в любом помещении, на любой площадке и в повседневной форме. Однако занятия, на которых изучаются приемы с падением, необходимо проводить в борцовском зале.

Следует отметить, что в период прохождения женщинами сотрудниками первоначальной профессиональной подготовки, когда установлен лимит времени на обучение

навыкам боевых приемов борьбы, приоритетными являются сопряжённые методы обучения, когда педагоги формируют навыки боевых приемов борьбы сопряженно с развитием профессионально значимых физических способностей. В таких условиях важнейшее практическое значение имеют организация различных комплексных практикумов, где прослеживаются междисциплинарные взаимосвязи, таких дисциплин как «Огневая подготовка», «Тактико-специальная подготовка» и «Физическая подготовка».

Основным подходом в организации процесса обучения боевым приемам борьбы курсантов и слушателей женского пола образовательных организаций МВД России в рамках дисциплины «Профессионально-прикладная физическая подготовка» является цикличность, и последовательность в усложнении арсенала технических действий изучаемого материала.

На наш взгляд, важнейшим элементом совершенствования боевых приемов борьбы женщин сотрудников ОВД России является использование технических средств обучения. Такими средства могут служить различные учебно-тренировочные полигоны, моделирующие тактические задачи при задержании правонарушителей, лабиринты и комнаты с использованием ограниченной видимости, свето-шумовых раздражителей, использование чучел животных (например, собаки), которых необходимо обезвредить, использование различных полос препятствий перед выполнением боевых приемов борьбы, моделирование различных вариантов преследования и последующее задержания правонарушителей в условиях городской местности, в условиях парковых зон и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный подход к процессу обучения женщин боевым приемам борьбы должен характеризоваться неким ограничением технических действий, сориентированных на наиболее эффективные, умеющие высокую практическую значимость, а также обязательным выделением времени на обработку учебного материала в условиях моделирование ситуаций оперативно-служебной деятельности применения физической силы в отношении правонарушителей. Использование охарактеризованных в работе авторами методических приемов при организации занятий по физической подготовке позволят сотрудникам женского пола ОВД России повысить эффективность процесса обучения и совершенствования боевых приемов борьбы. Указанные подходы использоваться на занятиях по физической подготовке курсантов и слушателей женского пола образовательных организаций МВД России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глущенко, Д.В. Актуальные проблемы профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел России / Д.В. Глущенко, В.А. Овчинников // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2014. - № 1 (28). - С. 160-163.

2. Овчинников, В.А. Теоретические аспекты формирования двигательных навыков у сотрудников ОВД России / В.А. Овчинников, Р.Г. Логинов, В.В. Крючков // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2014. - № 2 (29). - С. 133-136.

3. Панова, О.С. Моделирование профессионально-прикладной физической подготовки женщин - сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации / О.С. Панова, В.М. Поздняк // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 261-265.

4. Струганов, С.М. Анализ факторов, влияющих на эффективность процесса физической подготовки курсантов-девушек // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии : материалы XXIV Всероссийской научно-методической конференции. - Иркутск, 2019. - С. 154-158.

REFERENCES

1. Glushchenko, D.V. and Ovchinnikov, V.A. (2014), "Actual problems of professional and applied physical training of employees of the internal Affairs bodies of Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia, No. 1 (28), pp. 160-163.

2. Ovchinnikov, V.A., Galkin, V.N. and Pleshivtsev, A.Yu. (2013), "Professionally important physical abilities of employees of internal Affairs bodies of Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia, No. 4, pp. 172-176.

3. Panova, O.S. and Pozdnyak, V.M. (2019), "Modeling of professional and applied physical training of women - employees of the internal Affairs bodies of the Russian Federation", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (168), pp. 261-265.

4. Struganov, S.M. (2019), "Analysis of factors affecting the effectiveness of the process of physical training of female students", Training ofpersonnel for power structures: modern directions and educational technologies: materials of the XXIV All-Russian Scientific and Methodological Conference, Irkutsk, pp. 154-158.

Контактная информация Kole235@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.09.2019

УДК 796.011

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТОВ НА ОБУЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ

Ольга Сергеевна Панова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Волгоградская академия Министерства внутренних дел России;

Сергей Михайлович Струганов, кандидат педагогических наук, доцент, Эдуард Вадимович Якушев, преподаватель,

Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел России, Иркутск

Аннотация

Работа посвящена изучению вопроса физической подготовки кандидатов на обучение в образовательных организациях высшего образования МВД России. Авторами выявлена высокая значимость физической подготовки на этапе профессионального отбора кандидатов на обучение в образовательных организациях высшего образования МВД России. Авторами разработана методика физической подготовки абитуриентов на основе блочно-модульного подхода. В работе охарактеризованы периоды подготовки, основные группы тренировочных средств, методы. Доказана высокая эффективность разработанной методики.

Ключевые слова: кандидаты на обучение в образовательных организациях высшего образования МВД России, физическая подготовка, средства, методы, эффективность.

EFFECTIVENESS OF THE METHODOLOGY OF PHYSICAL TRAINING OF CANDIDATES FOR TRAINING IN HIGHER EDUCATION EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Olga Sergeevna Panova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher,

Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation;

Sergey Mikhailovich Struganov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Eduard Vadimovich Yakushev, the teacher, East Siberian Institute of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, Irkutsk

Annotation

The article is devoted to the study of the physical preparation of the candidates for study in educational institutions of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The authors revealed the high importance of physical training at the stage of professional selection of candidates for training in higher education educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The authors developed the methodology for the physical preparation of applicants based on the block-modular approach. The study describes the periods of preparation, the main groups of training tools, methods. The high efficiency of the developed technique is proved.

Keywords: candidates for training in higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, physical training, means, methods, effectiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.