REFERENCES
1. Ed. Hoffman J.R. (2012), NSCA's guide to program design National Strength and Conditioning Association, Human Kinetics, Champaign, IL.
2. Kozhina, G.V., Levik, Yu.S., Smetanin, B.N. (2015), "Influence of a light tactile contact on vertical posture maintenance under the conditions of destabilization of visual environment", Human Physiology, Vol. 41, No. 5, pp. 98-107.
3. Paye, B. and Paye, P. (2017), Basketball for juniors: 110 exercises from simple to difficult, TVT Division, Moscow.
4. Platonov, V.N. (2015), The system of training athletes in Olympic sports. General theory and its practical applications: textbook (for trainers): in 2 books, Book. 2, Olympic literature, Kyiv.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.09.2019
УДК 796.012.1
ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ РАЗЛИЧНЫХ НОЗОЛОГИЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ АДАПТИВНЫМ
СКАЛОЛАЗАНИЕМ
Вячеслав Анатольевич Оринчук, кандидат педагогических наук, доцент, Мария Владимировна Курникова, кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой, Юрий Александрович Бахарев, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий
кафедрой, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; Максим Александрович Кавинов, заместитель председателя, Региональная общественной организация «Федерация скалолазания
Нижегородской области»
Аннотация
В статье представлена характеристика адаптивного скалолазания как средства реабилитации инвалидов различных нозологий. Авторами представлена оценка уровня развития физических качеств детей-инвалидов различных нозологий, занимающихся адаптивным скалолазанием.
Ключевые слова: адаптивное скалолазание, развитие физических качеств, дети-инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья.
ASSESSMENT OF LEVEL OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF DISABLED CHILDREN OF DIFFERENT NOSOLOGICAL GROUPS ENGAGED IN
PARA CLIMBING
Vyacheslav Anatolyevich Orinchuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Maria Vladimirovna Kournikova, the candidate of medical sciences, senior lecturer, department chair, Yury Aleksandrovich Bakharev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chair, Lobachevsky State University, Nizhny Novgorod; Maxim Aleksandrovich Kavinov, the deputy chairman, Regional Public Organization "Climbing Federation",
Nizhny Novgorod
Annotation
The article presents the characteristics of para climbing as a means of rehabilitation of the disabled people of different nosological groups. The authors present the assessment of the level of development of the physical qualities of the disabled children of different nosological groups engaged in para climbing.
Keywords: Para climbing, development of physical qualities, disabled children, persons with disabilities.
Адаптивный спорт, как направление физкультурно-спортивной деятельности для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, призван с помощью рационально организован-
ной двигательной активности, используя сохраненные функции организма, остаточное здоровье, природные физические ресурсы и духовные силы инвалида, максимально приблизить психофизические возможности организма и личности к самореализации в обществе [4]. Сегодня как в России, так и в мире появляются и активно развиваются новые виды адаптивного спорта. Одним из таких видов спорта является адаптивное скалолазание (англ. para climbing) [1]. Адаптивное скалолазание - вид спорта и вид активного отдыха, для людей с ограниченными возможностями, который заключается в лазании по естественному (скалы) или искусственному (скалодром) рельефу [1, 5].
Занятия адаптивным скалолазанием позволяют улучшить качество и амплитуду движений у лиц с ограниченными возможностями здоровья, повысить скоординированность движений конечностей, увеличить мышечную силу [2, 3]. Выполнение упражнений в подвешенном состоянии помогает снять нагрузку с суставов нижних конечностей, улучшить работу вестибулярного аппарата научиться центрировать или частично центрировать свое тело. У занимающихся скалолазанием повышается концентрация, они становятся внимательней, смелее в принятии решений, улучшается качество и динамика ходьбы, осанка [5].
Еще одно преимущество скалолазания перед другими видами адаптивной физической культуры - это его доступность для инвалидов различных нозологий (несмотря на определенные трудности в освоении техники скалолазания) и возможность заниматься скалолазанием круглый год (несмотря на капризы погоды).
Но занятия скалолазанием требуют от занимающихся определенного уровня физической подготовленности. При построении программ занятий по адаптивному скалолазанию инструктор должен учитывать уровень развития физических качеств и функциональных нарушений занимающихся [5]. На первом этапе организации занятий по адаптивному скалолазанию необходимо провести оценку уровня развития физических качеств занимающихся, т.к. уровень физической подготовленности и развития двигательных способностей инвалидов, причем даже одного возраста и нозологической группы, существенно различается, что является значительной проблемой при планировании физической нагрузки и организации занятий.
Целью исследования стала оценка уровня развития физических качеств детей-инвалидов различных нозологий, занимающихся адаптивным скалолазанием.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследования проводилось в период с декабря 2018 года по май 2019 года сотрудниками Института реабилитации и здоровья человека ННГУ им. Н.И. Лобачевского совместно со специалистами Региональной общественной организации «Федерация скалолазания Нижегородской области» в рамках реализации проекта «Нет недосягаемых высот на базе Нижегородского центра скалолазания «Ладъ».
В исследовании принимали участие 84 ребенка с инвалидностью в возрасте от 5 до 16 лет, занимающихся адаптивным скалолазанием, следующих нозологий:
- расстройство аутистического спектра (РАС) - 50 человек;
- олигофрения (умственная отсталость) - 11 человек;
- детский церебральный паралич (ДЦП) - 11 человек;
- сенсорные нарушения - 12 человек, из них нарушение зрения - 6 человек, нарушение слуха - 6 человек.
Для оценки уровня развития физических качеств, занимающихся адаптивным скалолазанием, были подобраны 7 тестов на оценку гибкости, координационных и скоростно-силовых способностей, силы и силовой выносливости:
- тест «Наклон туловища вперед в положении сидя» - оценка гибкости;
- тест «Ритмичное касание дисков» -оценка скорости и координации движений;
- тест «Челночный бег 10*5 м» - оценка способностей к быстроте перемещения и ориентировки в пространстве;
- тест «Прыжок в длину с места» - оценка скоростно-силовых способностей;
- тест «Фламинго» (сохранение равновесия на одной ноге) - оценка статического баланса;
- тесты «Вис на перекладине на согнутых руках» и «Поднимание туловища из положения лежа в положении сидя за 30 с» - оценка силы и силовой выносливости мышц рук и туловища.
Выбор методов оценки для программы тестирования осуществлялся исходя из уровня подготовленности и возможностей занимающихся. Все тесты просты для выполнения, не требуют специальной физической подготовки и доступны для выполнения инвалидам и лицам с ОВЗ различных нозологий. Для выполнения предложенных тестов не нужно специального оборудования или особых условий. Все они выполнялись в условиях центра скалолазания. Выбор теста «Челночный бег 10*5 м» был обусловлен невозможностью проведения традиционных для школьников России тестов «Челночный бег 4*9 м» или «Челночный бег 3*10 м».
Предложенные тесты и пробы оценивают уровень развития физических качеств и способностей, которые необходимы для лиц с ОВЗ при выполнении жизненно важных функций: сохранение баланса, владение собственным телом, выполнение движений с определенными усилиями и амплитудой.
Данные тесты и пробы включены в программу Европейского теста физической подготовленности «Еврофит» и программы физического воспитания обучающихся общеобразовательных организаций России. Нормой для оценки результатов тестирования были определены показатели нормы теста «Еврофит», нормативы физической подготовленности для участников соответствующего возраста [6].
Для достоверности результатов тестирования участников проекта предварительно знакомили с техникой выполнения упражнений, включая упражнения в процесс занятий. С учетом особенностей развития психоэмоциональной сферы участников проекта их тестирование проводилось в игровой форме, в присутствии, а часто и при участии, их родителей (представителей). Для создания соревновательного эффекта участие в тестировании принимали волонтеры.
С учетом невозможности подбора однородных групп, занимающихся по возрасту, полу, нозологии, уровню физической подготовленности в ходе исследования проводилась оценка индивидуальных показателей, занимающихся отдельных нозологических групп.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Результаты тестирования участников исследования представлены в таблице 1.
Результаты теста «Наклон туловища вперед в положении сидя» показали, что только треть участников исследования имеет уровень развития гибкости, соответствующий своей возрастной норме. Наибольшее количество участников, имеющих уровень развития гибкости ниже своей возрастной нормы, было в группе занимающихся с ДЦП - 81,8%, с сенсорными нарушениями - 66,7%, с РАС - 64% и с умственной отсталостью - 63,6%.
Результаты теста «Прыжок в длину с места» позволили определить, что половина участников исследования имеет уровень развития скоростно-силовых способностей, отстающий от своего возрастного норматива. Наилучшие результаты в развитии скоростно-силовых способностей были показаны в группе участников с умственной отсталостью -81,8% участников показали результат выше и соответствующий своему возрастному нормативу. Наихудшие - в группе участников с ДЦП - 81,8% ниже норматива, с сенсорными нарушениями и РАС - 50% ниже норматива.
Результаты теста «Фламинго» показали, что большинство участников исследования (69%) имеет проблемы с сохранением статического равновесия, что подтверждает результаты выполнения пробы Ромберга.
Таблица 1 - Результаты тестирования участников исследования
о Я Показатели уровня развития физических качеств (тесты)
Нозологии участников следования Результата: те- Гибкость Взрывная сила Равновесие Ловкость и быстрота движений Сила мышц рук Сила мышц туловища
стирования уровня развития физических качеств, кол-во /% Наклон туловища вперед из положения сидя Прыжок в длину с места Фламинго Челночный бег 10*5 м Ритмичное касание дисков Вис на перекладине на согнутых руках Поднимание туловища из положения лежа в положении сидя за 30 секунд
3 S ^ Ниже возраст- 8 чел./ 6 чел./ 7 чел./ 12 чел./ 12 чел./ 6 чел./ 10 чел./
ной нормы 66,7% 50,0% 58,3% 100,0% 100,0% 50,0% 83,3%
й. S £ Норма 3 чел./ 4 чел./ 3 чел./ 0 0 5 чел./ 2 чел./
8 ^ 11 я ^ 25,0% 33,3% 25,0% 41,7% 16,7%
Л ^ О я Выше возраст- 1 чел./ 2 чел./ 2 чел./ 0 0 1 чел./ 0
ной нормы 8,3% 16,7% 16,7% 8,3%
Ниже возраст- 9 чел./ 9 чел./ 10 чел./ 10 чел./ 11 чел./ 11 чел./ 9 чел./
щ ной нормы 81,8% 81,8% 90,9% 90,9% 100,0% 100,0% 81,2%
II с Норма 1 чел./ 1 чел./ 1 чел./ 1 чел./ 0 0 2 чел./
С 9,1% 9,1% 9,1% 9,1% 18,2%
а п Выше возрастной нормы 1 чел./ 9,1% 1 чел./ 9,1% 0 0 0 0 0
^ ^ Ниже возраст- 7 чел./ 2 чел./ 4 чел./ 9 чел./ 11 чел./ 5 чел./ 10 чел./
3 & Я w ной нормы 63,6% 18,2% 36,4% 81,8% 100,0% 45,5% 91,9%
Норма 3 чел./ 3 чел./ 4 чел./ 2 чел./ 0 6 чел./ 1 чел./
<и Н 27,3% 27,3% 36,4% 18,2% 54,5% 9,1%
о Щ S л Выше возраст- 1 чел./ 6 чел./ 3 чел./ 0 0 0 0
s! h Г* о ной нормы 9,1% 54,5% 27,3%
Ниже возраст- 32 чел./ 25 чел./ 37 чел./ 45 чел./ 48 чел./ 39 чел./ 39 чел./
CD ной нормы 64,0% 50,0% 74,0% 90,0% 96,0% 78,0% 78,0%
II !м Норма 11 чел./ 16 чел./ 4 чел./ 4 чел./ 2 чел./ 8 чел./ 11 чел./
О 22,0% 32,0% 8,0% 8,0% 4,0% 16,0% 22,0%
< си Выше возраст- 7 чел./ 9 чел./ 9 чел./ 1 чел./ 0 3 чел./ 0
ной нормы 14,0% 18,0% 18,0% 2,0% 6,0%
Ниже возраст- 56 чел./ 42 чел./ 58 чел./ 76 чел./ 82 чел./ 61чел./ 68 чел./
X ной нормы 66,7% 50,0% 69,0% 90,5% 97,6% 72,6% 81,0%
i Норма 18 чел./ 24 чел./ 12 чел./ 7 чел./ 2 чел./ 19 чел./ 16 чел./
о 21,4% 28,6% 14,3% 8,3% 2,4% 22,6% 19,0%
И Выше возраст- 10 чел./ 18 чел./ 14 чел./ 1 чел./ 0 4 чел./ 0
ной нормы 11,9% 21,4% 16,7% 1,2% 4,8%
Наилучшие результаты в тесте «Фламинго» были показаны в группе участников с умственной отсталостью - 63,6% участников показали результат выше и соответствующий своей возрастной норме. Наихудшие - в группе участников с ДЦП - 90,9% ниже нормы, с РАС и сенсорными нарушениями и РАС -74% и 58,3% соответственно ниже своей возрастной нормы.
Оценка ловкости Результаты тестов «Челночный бег 10*5 м» и «Ритмичное касание дисков» позволили определить, что наибольшие проблемы у лиц с ОВЗ всех нозологий имеются в развитии быстроты движений и ловкости.
Причем результаты тестов показали взаимосвязь результатов уровня развития быстроты движений рук и ног: 90,5% участников показали результаты ниже возрастной нормы в челночном беге и 97,6% участников выполнили тест «Ритмичное касание дисков» ниже своей возрастной нормы. В целом, уровень развития ловкости и быстроты движений соответствует результатам оценки динамического баланса по тесту «Фукуда».
Результаты теста «Вис на перекладине на согнутых руках» показали, что большинство участников исследования (72,6%) имеет низкий уровень развития силы мышц рук. Наилучшие результаты в тесте «Вис на перекладине на согнутых руках» были показаны в группе участников с умственной отсталостью и участников с сенсорными нарушениями -
54,5% и 50% участников соответственно показали результат выше или соответствующий своей возрастной норме. Наихудшие - в группе участников с ДЦП - 100% ниже нормы и с РАС - 78% ниже своей возрастной нормы.
Результаты теста «Поднимание туловища из положения лежа в положении сидя за 30 с» показали, что большинство участников исследования (81%) имеет низкий уровень развития силы мышц туловища. Причем, имеет низкий уровень развития силы мышц туловища характерен для участников проекта всех нозологий.
Результаты тестов «Вис на перекладине на согнутых руках» и «Поднимание туловища из положения лежа в положении сидя за 30 с» показали, что существенные проблемы у лиц с ОВЗ всех нозологий имеются в развитии силы и силовой выносливости. Причем результаты тестов позволили определить взаимосвязь результатов уровня развития силы мышц рук и туловища: 72,6% участников показали результаты ниже возрастной нормы в развитии силы мышц рук и 81% участников показали результаты ниже возрастной нормы в развитии силы мышц туловища.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, анализ результатов тестирования участников исследования показал, что наибольшее отставание в показателях уровня развития физических качеств имеют дети с ДЦП (таблица 2). По трем показателям (гибкость, скоростно-силовые способности, сила мышц туловища) только от 10% до 30% детей с ДЦП имеют уровень развития соответствующий или выше возрастной нормы, а по другим трем показателям (равновесие, ловкость и быстрота движений, сила мышц рук) менее 10% детей с ДЦП имеют уровень развития соответствующий или выше возрастной нормы.
Несколько лучшие показатели физической подготовленности имеют дети с РАС. По двум показателям (гибкость и скоростно-силовые способности) от 30,1% до 50% участников с РАС имеют уровень развития соответствующий или выше возрастной нормы. По трем показателям (равновесие, сила мышц рук и сила мышц туловища) от 10% до 30% детей с РАС имеют уровень развития соответствующий или выше возрастной нормы. И наибольшие проблемным в группе детей с РАС наблюдаются в развитии ловкости и быстроты движений - менее 10% детей с РАС по данному показателю имеют уровень развития соответствующий или выше возрастной нормы.
Таблица 2 - Оценка уровня развития физических качеств у детей-инвалидов различных нозологий (участников исследования)_
Нозология Показатели уровня развития физических качеств*
Гибкость Скоростно-си-ловые способности Координационные способности (равновесие) Ловкость и быстрота движений Сила мышц рук Сила мышц туловища
РАС (п=50)
ДЦП (п=11)
Сенсорные нарушения (п=12)
Умственная отсталость (п=11)
- более 70% участников имеют уровень развития соответствующий или выше возрастной нормы
- от 50,1% до 70% участников имеют уровень развития соответствующий или выше возрастной нормы
- от 30,1% до 50% участников имеют уровень развития соответствующий или выше возрастной нормы
- от 10% до 30% участников имеют уровень развития соответствующий или выше возрастной нормы
|- менее 10% участников имеют уровень развития соответствующий или выше возрастной нормы
Участники с сенсорными нарушениями (нарушения слухи и зрения) продемонстрировали более высокие показатели уровня развития физических качеств по сравнению с участниками с ДЦП и РАС. По четырем показателям (гибкость, скоростно-
силовые способности, равновесие и сила мышц рук) от 30,1% до 50% детей с сенсорными нарушениями имеют уровень развития соответствующий или выше возрастной нормы. По одному показателю (сила мышц туловища) от 10% до 30% детей с сенсорными имеют уровень развития соответствующий или выше возрастной нормы. И только в одном показателе (ловкость и быстрота движений) менее 10% детей с сенсорными нарушениями имеют уровень развития соответствующий или выше возрастной нормы.
Наилучшие показатели уровня развития физических качеств в ходе исследования были продемонстрированы участниками с умственной отсталостью. По показателю развития скоростно-силовых способностей более 70% детей с умственной отсталостью имеют уровень развития соответствующий или выше возрастной нормы. По двум показателям (равновесие и сила мышц рук) от 50,1% до 70% детей с умственной отсталостью имеют уровень развития соответствующий или выше возрастной нормы. По уровню развития гибкости от 30,1% до 50% детей с умственной отсталостью имеют уровень развития соответствующий или выше возрастной нормы. И самыми проблемными для участников с умственной отсталостью стали два показателя показателям (ловкость и быстрота движений и сила мышц туловища), где менее 10% детей продемонстрировали уровень развития соответствующий или выше возрастной нормы.
Результаты проведенного тестирования позволили сформировать программу занятий по адаптивному скалолазанию для детей-инвалидов с учетом их нозологии и показателей физической подготовленности. Занятия по адаптивному скалолазанию, построенные с учетом функциональных нарушений и уровня физической подготовленности занимающихся, направлены на коррекцию показателей физической подготовленности и физического развития, занимающихся с ОВЗ и способны оказать положительное влияние на уровень развития физических качеств занимающихся.
Эффективность занятий по адаптивному скалолазанию будет определена на втором этапе исследования по динамике изменений показателей уровня развития физических качеств участников исследования.
По итогам первых результатов исследования можно отметить, что адаптивное скалолазание как вид адаптивного спорта доступно для занятий детям-инвалидам различных нозологических групп (с нарушением зрения или слуха, с ментальными нарушениями, с РАС, с последствиями ДЦП и др.) и возраста, а также занимающимся с различным уровнем физической подготовленности.
Статья подготовлена в рамках реализации проекта по адаптивному скалолазанию для детей «Нет недосягаемых высот» победителя конкурса Фонда Президентских грантов (второй конкурс 2018 год, заявка 18-2-000412 от 05.09.2018).
ЛИТЕРАТУРА
1. Добрякова, В.А. Оценка физического развития детей с детским церебральным параличом, занимающихся адаптивным скалолазанием / В.А. Добрякова, О.Б. Подоляка // Инновационная наука. - 2016. - № 7-8. - С. 134-138.
2. Занятия по скалолазанию для детей с расстройством аутистического спектра i методическое пособие / под ред. Поповой Н.М., Бяховой Я.В. - Краснодар i [б.и.], 2018. - 38 с.
3. Методика рекреационных занятий по скалолазанию для подростков и молодежи с учетом мнения потенциальных потребителей / Т.А. Кравчук, И.А. Зданович, Д.И. Зданович А.О. Массон // Омский научный вестник. - 2015. - № 3 (139). - С. 161-165.
4. Орничук, В.А. История Паралимпийского движения i учебное пособие / В.А. Оринчук, М.В. Курникова, Ю.А. Бахарев. - Нижний Новгород i Нижегородский гос. университет, 2017. - 201 с.
5. Сапаров, М.М. Развитие статокинетических свойств у детей с ДЦП средствами адаптивного скалолазания / М.М. Сапаров, И.Г. Воронович // URL i httpV/c-f-r.ru/UserFiles/File/news/2015/06_saparov.pdf (дата обращения! 01.09.2019).
6. European normative values for physical fitness in children and adolescents aged 9-17 yearsi results from 2 779 165 Eurofit performances representing 30 countries / G.R. Tomkinson, K.D. Carver, F. Atkinson, N.D. Daniell, L.K. Lewis, J.S. Fitzgerald, J.J. Lang, F.B Ortega // Br J Sports Med. - 2018. - №
52. - С. 1445-1456.
REFERENCES
1. Dobryakova, V.A. (2016), "Assessment of physical development of children with cerebral palsy engaged in adaptive rock climbing", International scientific journal "Innovative science", No. 7-8, pp. 134138.
2. Popova, N.M. and Yu.V. Begovoy, (2018), Climbing classes for children with autism spectrum disorder, methodical manual, Krasnodar.
3. Kravchuk, T.A., Zdanovich, I.A., Zdanovich, D.I. and Masson, A.O. (2015), "Methods of recreational climbing classes for adolescents and youth, taking into account the views of potential consumers", Omsk scientific Bulletin, No. 3 (139), pp. 161-165.
4. Orinchuk, V.A., Kournikova, M.V. and Bakharev, Yu.A. (2017), the History of the Paralympic movement, textbook, Nizhny Novgorod state University.
5. Saparov, M.M. and Voronovich, I.G (2015), Development of statokinetic properties in children with cerebral palsy by means of adaptive climbing, available at: http://c-f-r.ru/UserFiles/File/news/2015/06_saparov.pdf.
6. Tomkinson, G.R., Carver, K.D., Atkinson, F., Daniell, N.D., Lewis, L.K., Fitzgerald, J.S., Lang, J.J. and Ortega, F.B (2018), "European normative values for physical fitness in children and adolescents aged 9-17 years: results from 2 779 165 Eurofit performances representing 30 countries", Br J Sports Med, No. 52, pp. 1445-1456.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.09.2019
УДК 796.07
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ ЖЕНЩИН - СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
Ольга Сергеевна Панова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Волгоградская академия Министерства внутренних дел России;
Сергей Михайлович Струганов, кандидат педагогических наук, доцент, Эдуард Вадимович Якушев, преподаватель,
Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел России, Иркутск
Аннотация
Данная работа посвящена актуальным вопросам физической подготовки сотрудников-женщин ОВД России. Авторами охарактеризованы основные методические подходы, способствующие наиболее эффективному процессу обучения и совершенствования боевых приемов борьбы.
Ключевые слова: женщины - сотрудники ОВД России, двигательные действия, физическая подготовка, гендерное обучение.
METHODOLOGICAL ASPECTS OF TRAINING TO COMBAT TECHNIQUES OF
FIGHTING FEMALE EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF
RUSSIA
Olga Sergeevna Panova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher,
Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation;
Sergey Mikhailovich Struganov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Eduard Vadimovich Yakushev, the teacher, East Siberian Institute of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, Irkutsk
Annotation
This work is devoted to the pressing issues of physical training of the female employees of the Russian Internal Affairs Directorate. The authors described the main methodological approaches that contribute to the most effective training process and improve the fighting techniques of the female officers of