Научная статья на тему 'Эффективность применения элементов адаптивной двигательной рекреации при работе с детьми-инвалидами'

Эффективность применения элементов адаптивной двигательной рекреации при работе с детьми-инвалидами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
827
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / АДАПТИВНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕКРЕАЦИЯ / РЕБЕНОК-ИНВАЛИД / РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Глобенко Римма Рифкатьевна

В статье анализируется эффективность применения адаптивной двигательной рекреации при волонтерской работе с детьми-инвалидами двух нозологических групп, а также влияние на нее микросоциума и возрастного фактора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Глобенко Римма Рифкатьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность применения элементов адаптивной двигательной рекреации при работе с детьми-инвалидами»

преобразовательном отношении к физкультурно-рекреационной практике, качество физической рекреации повышалось от семестра к семестру;

2. При этом прослеживается однозначная, прямо пропорциональная связь между уровнем двигательной активности студента (качеством рекреации) и уровнем его физического и психоэмоционального состояния. Выводы.

Таким образом, правильная организация физической рекреации студентов имеет направленность на достижение полезных для организма приспособительных результатов. Полезные приспособительные результаты выступают в роли системообразующих факторов.

Использование возможностей деятельностного подхода при организации и проведении занятий с применением средств физической рекреации, позволяет организовывать не только «внешнюю», практическую деятельность студентов (уровень физической подготовки), но и «внутреннюю», мыслительную (теоретическую) деятельность сознания, связанную с осознанием студентом себя как личности: своей «престижности», профессиональной пригодности (психоэмоциональное состояние). Таким образом, физическая рекреация - это не только средство укрепления здоровья и развития физических кондиций студента, но и явление общечеловеческой культуры, связанной с культурой здоровья, телосложения, движений; способ развития личности, обеспечивающий творческую активность, культуру поведения, общения, взаимодействия со сверстниками, психологическое здоровье.

Литература

1. Горовой В. А. Структурно-функциональная модель и методика организации физической рекреации студентов / В. А. Горовой // Мир спорта, 2010. № 4. С. 68-65.

2. Виленский М. Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе : учеб. пособие / М. Я. Виленский. М. МГПИ, 1982. 156 с.

3. Быховская И. М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: методологические проблемы / И. М. Быховская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1996. № 2. С. 25-28.

4. Фурманов А. Г. Физическая рекреация : учеб. пособие для студентов вузов / А. Г. Фурманов. Минск: МЕТ, 2009. 495 с.

5. Фурманов А. Г. Физическая рекреация как фактор укрепления и сохранения здоровья в структуре учебного и свободного времени студентов / А. Г. Фурманов, В. Г. Горовой // Мир спорта, 2009. № 2. С. 64-67.

6. Бальсевич В. К. Физическая культура: молодежь и современность культуры / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры, 1995. № 4. С. 2-8.

Эффективность применения элементов адаптивной двигательной рекреации при работе с детьми-инвалидами Глобенко Р. Р.

Глобенко Римма Рифкатьевна / 01оЬепко Ятта Ш/каИеупа - старший преподаватель, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал), г. Севастополь

Аннотация: в статье анализируется эффективность применения адаптивной двигательной рекреации при волонтерской работе с детьми-инвалидами двух нозологических групп, а также влияние на нее микросоциума и возрастного фактора. Ключевые слова: адаптивная физическая культура, адаптивная двигательная рекреация, ребенок-инвалид, реабилитация.

Введение

В Законе РФ «Об образовании» подчеркнута важность внедрения комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, включая физкультурное воспитание. Особую значимость - социальную и педагогическую - несет эта проблема при работе с детьми, имеющими психические или физические нарушения в развитии [1-3]. Решение этих вопросов входит в сферу адаптивной физической культуры (АФК) и адаптивной двигательной рекреации (АДР) как составной ее части.

АФК - часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержании здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество. Методика адаптивной физической культуры имеет существенные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы ребенка. Эти базовые положения, касающиеся медико-физиологических и психологических особенностей детей разных нозологических групп, типичных и специфических нарушений двигательной сферы, а так же специально-методические принципы работы с данной категорией детей и коррекционная направленность педагогического процесса определяют концептуальные подходы к построению и содержанию методик адаптивной физической культуры [4].

В структуру адаптивной физической культуры входят адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивный спорт и физическая реабилитация [2, 4]. Они охватывают все возможные виды физкультурной деятельности детей с физическими и умственными недостатками, помогают им адаптироваться к окружающему миру, так как обучение разнообразным видам движений связано с развитием психофизических способностей, общением, эмоциями, познавательной и творческой деятельностью. Адаптивная физическая культура не только играет важную роль в формировании физической культуры ребенка, но и передает ему общечеловеческие культурные ценности. Чтобы строить реабилитационный процесс, необходимо знать состояние здоровья, физические, психические, личностные особенности детей с нарушениями в развитии. Категории этих детей чрезвычайно разнообразны по нозологии, возрасту, степени тяжести и структуре дефекта, времени его возникновения, причинам и характеру протекания заболевания, медицинскому прогнозу, наличию сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, состоянию соматического здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности, и другим признакам. Для детей-инвалидов с детства характерны проявления дизонтогенеза и ретардации, как в биологическом, так и в психофизическом развитии. Это вызывает сдвиги сенситивных периодов возрастного развития, приводит к дефициту естественных потребностей ребенка в движении, игре, эмоциях, общении, затрудняет процесс обучения [3, 5].

Основной дефект, как правило, сопровождается сопутствующими заболеваниями и вторичными отклонениями (таблица 1). У детей с умственной отсталостью из -за необратимого поражения ЦНС физическое и психическое развитие протекает на дефектной основе, при этом недоразвитыми оказываются костная, мышечная, эндокринная, сенсорные системы, высшие психические функции: речь, мышление, внимание, память, эмоции и личность в целом. В двигательной сфере наблюдаются отставания в уровне физического развития и физической подготовленности. Самые выраженные нарушения отмечаются в координации движений: грубые ошибки в дифференцировании мышечных усилий, излишняя напряженность, скованность и неточность движений, ограниченная амплитуда, нарушения в пространственной ориентировке, равновесии и др. [4].

Нарушение зрения

Нарушение слуха

Нарушение интеллекта

Поражение опорно-двигательного аппарата

церебральное

спинальное

ампутационное

Нарушение пространственных образов, самоконтроля и саморегуляции, координации и точности движений. Неврозы, болезни органов дыхания, сердечнососуди стой системы, обмена веществ.

Вестибулярный аппарат,

задержка моторного и психического развития, нарушение речи, памяти, внимания, мышления, общения. Нарушение точности движений. Дисгармоничность физического

развития. Заболевания дыхательной

системы, вегетативно-соматические расстройства.

Нарушение

Нарушение опороспособ-

познавательной ности,

деятельности равновесия,

Снижение вертикальной

интенсивности позы,

нервных ориентировки в Полная или

процессов, пространстве, частичная

аналитико- координация потеря

синтетической моторики. движений,

деятельности Остеохондроз, чувстви-

ЦНС. мышечная тельности,

Дисплазия, гипотрофия, расстройство

нарушение остеопороз, функций

окостенения, дисгармоничнос тазовых

осанки, ть физического органов.

деформация развития. Нарушение

позвоночника, Нарушения вегетативны

дисгармоничнос сердечно- х функций.

ть физического сосудистой и Остеопороз.

развития. дыхательной Атрофия

Врожденные систем, мышц.

пороки сердца, заболевания

внутренних внутренних

органов, органов.

сенсорные Нарушения

нарушения. зрения, слуха, интеллекта.

Нарушение опороспособ-

ности, координации движений, осанки, вертикальной

позы, уменьшение массы тела, сосудистого

русла, Нарушение регуляторных механизмов, изменение

нервно-мышечной и костной ткани.

Нарушение кровообращения, дыхания, обменных процессов, ожирение, снижение общей работоспособности, фантомные боли.

Цель работы

Целью работы является применение на практике методик адаптивной двигательной рекреации при работе с детьми-инвалидами, анализ полученных результатов и фиксация влияния на них сопутствующих факторов. Предмет исследования и анализ полученных результатов

Предмет исследования - волонтерская деятельность студентов 1-го курса кафедры Физической культуры (направление подготовки «физическая культура и спорт») Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского Севастопольского экономико-гуманитарного института (филиал) в Центре помощи детям (центр реабилитации детей-инвалидов) Севастопольского регионального отделения ООБФ «Российский детский фонд» в период с 27.06 - 10.07.2016 г. Всего в волонтерской деятельности участвовало двенадцать студентов, прикрепленных к шести детям-инвалидам разного возраста из двух нозологических групп. Суть деятельности студентов состояла, в основном, в адаптивной двигательной рекреации детей-инвалидов с учетом их индивидуальных особенностей. При разработке частных методик адаптивной физической культуры с детьми-инвалидами, студентами, прежде всего, был изучен основной принцип - коррекционно-развивающая направленность действий. Суть принципа заключается в том, что адаптивные и педагогические воздействия должны быть направлены не только на преодоление, сглаживание, выравнивание, ослабление физических и психических недостатков детей аномального развития, но и на активное развитие их познавательной деятельности, психических процессов, физических способностей и нравственных качеств. Коррекционно-развивающая направленность педагогической деятельности неразрывно связана с процессом обучения двигательным действиям и развитием физических качеств [5, 6].

В волонтерской деятельности студенты придерживались следующих основных принципов работы с детьми-инвалидами:

- единство диагностики и коррекции;

- принцип индивидуализации;

- принцип учета возрастных и половых особенностей:

- принцип оптимальности адаптивных воздействий;

- принцип приоритетной работы с микросоциумом.

Как уже было сказано, адаптивная двигательная рекреация является неотъемлемой частью адаптивной физической культуры, и имеет свое назначение. Она включает в себя здоровый досуг, активный отдых, игры, общение [2, 3, 5, 6].

Основной формой АДР в описываемой работе являлась индивидуальная систематическая игровая урочная форма. Цель — расширение двигательной активности подопечных, приобщение их к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развитие собственной активности и творчества.

Подопечные дети-инвалиды входили в две нозологические группы - дети с сенсорными нарушениями (опорно-двигательная функция) и дети с ДЦП. Для первой группы дополнительное специфическое содержание занятий состояло в акценте на физическое воспитание, во второй - на физическую реабилитацию. В обеих группах основной упор делался на подвижные игры (например: «спрячься», «веревочка», «совушка», «нос, пол, потолок» и пр., описанные в специальной литературе). Кроме того, с детьми занимались прикладными видами творчества (лепка, аппликация). Много времени уделялось вербальному общению, а так же специальным физическим упражнением.

После завершения волонтерской практики студентам предлагалось оценить по десятибалльной шкале состояние каждого из подопечных детей в двигательной, речевой и психологической сферах их жизнедеятельности до и после эксперимента.

Результаты исследования приведены в таблице 2.

Таблица 2. Изменение состояния ребенка-инвалида после серии занятий АДР

№ Подопечный (нозолог группа) Возраст (лет) участие родителей (микросоциум) Количество занятий Двигательная сфера Речевая сфера Психологическое состояние

до после до после до после

1 ДЦП 1 8 высокое 10 4 6 3 4 5 8

2 ДЦП 2 10 низкое 10 5 5 3 3 2 3

3 ДЦП 3 14 среднее 11 4 5 4 5 4 6

4 Сенс1 7 среднее 10 2 4 6 7 5 7

5 Сенс2 10 высокое 11 2 4 7 8 5 7

6 СенсЗ 13 низкое 10 3 3 6 6 3 4

Как видно из результатов, в целом наблюдалось улучшение качества жизнедеятельности детей-инвалидов во всех сферах. Т. е. системное применение методов АДР в продолжение даже небольшого периода времени приносит существенные положительные сдвиги в адаптации ребенка-инвалида к окружающему миру.

Кроме того, степень адаптации, несомненно, зависит от двух учитываемых в работе внешних факторов - качество окружающего ребенка микросоциума (в данном случае -степень участия родителей в процессе физической рекреации) и возрастной фактор.

Дети, с которыми, в процессе рекреационных мероприятий, принимали участие наряду с волонтерами родители, показали лучшие результаты, легче усваивали игровые навыки, с ними волонтеры быстрее устанавливали персональный контакт.

Результаты исследования показывают так же существенную роль возрастного фактора в изменении качества жизнедеятельности подопечных при применении методов АДР: чем старше дети, тем слабее качественные сдвиги в их состоянии.

Выводы

Таким образом, из результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. при работе с детьми-инвалидами системное применение методов адаптивной двигательной рекреации при решении коррекционно-развивающих задач дает значительный положительный эффект;

2. чем раньше начат процесс реабилитации, тем она более эффективна: развивающийся, формирующийся организм более пластичен и чувствителен к воздействию физических упражнений, коррекции и компенсации двигательных и психических нарушений;

3. важнейшую роль в процессе адаптации детей-инвалидов к окружающему миру играет качество окружающего микросоциума, прежде всего, забота и участие во всех процессах родителей: несомненно, реабилитационный потенциал выше, если с ребенком -инвалидом начинать систематические занятия с первых месяцев жизни сначала в семье, затем в дошкольных и школьных (коррекционных) учреждениях.

Литература

1. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002.

2. Евсеев С. П., Шапкова Л. В. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2000.

3. Левченко И. Ю., Приходько О. /".Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2001.

4. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник Т. 1 / Под общ ред. С. П. Евсеева. М.: Советский спорт, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Шапкова Л. В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. С. П. Евсеева. М.: Советский спорт, 2001.

6. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. — СПб.: Дидактика плюс, 2001.

7. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. Международная педагогическая академия, 1994.

8. Глобенко Р. Р. Влияние качества физической рекреации студентов на уровень их физического развития и психоэмоционального состояния // Наука и образование сегодня, 2016. № 9 (10). С. 81-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.