Научная статья на тему 'Методические аспекты гармонизации промышленной политики территории'

Методические аспекты гармонизации промышленной политики территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ГАРМОНИЗАЦИЯ / КАТЕГОРИЯ / РЕГИОН / НЕДОСТАТКИ / ДОСТОИНСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трысячный В.И., Руденко В.В.

В статье рассмотрены и дополнены базовые определения, а также разработаны принципиальные методические положения анализа понятий «гармонизация», «промышленная политика», детализированы основные недостатки и достоинства последней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты гармонизации промышленной политики территории»

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. - 22-е изд. - М.: Рус. яз., 2000. - 921 с.

5. Маркетинг: Толковый терминологический словарь-справочник. - М.: Инфоконт, Медсервис Интернешнл, 2001. - 224 с.

6. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление / Пер. с англ. - М.: Олимп-Бизнес, 2010. - 576 с.

7. Словарь банковских и финансово-экономических терминов / Под ред. д.э.н., проф. Н.К. Мамырова. - Алматы: Экономика, 2009. - 712 с.

8. Абишев М.Н. Капитал. Бизнес. Рынок. Толковый словарь терминов и понятий. - Алматы: Дэуiр, 2002. - 86 с.

9. Музапарова Л. До цели - шесть ступеней // АиФ Казахстан. - 2006. -№ 47.

10. Круглов В.В. Конкуренция. - М.: ТК Велби, 2004. - 80 с.

11. Чепурной И.П. Конкурентоспособность продовольственных товаров: учеб. пособие. - М.: Маркетинг, 2002. - 120 с.

12. Арыстанбаева С.С. Финансовое обеспечение конкурентоспособности экономики Казахстана: автореф. дисс. ... д.э.н. - Алматы: КазЭУ им. Т. Рыскулова, 2006. - 40 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ТЕРРИТОРИИ

© Трысячный В.И.*, Руденко В.В.*

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

В статье рассмотрены и дополнены базовые определения, а также разработаны принципиальные методические положения анализа понятий «гармонизация», «промышленная политика», детализированы основные недостатки и достоинства последней.

Ключевые слова промышленная политика, гармонизация, категория, регион, недостатки, достоинства.

Актуальность разработки территориальной промышленной политики определяется следующими обстоятельствами. В обстановке неустойчивого экономического роста последняя используется как инструмент, определяющий перспективное развитие региона. При несогласованности российской промышленной политики формирование взвешенной и ясной ее региональной составляющей способствует снижению рисков политики федерального

* Профессор кафедры Управления проектами и инновациями, доктор экономических наук, доцент.

* Аспирант кафедры Управления проектами и инновациями.

центра. Задачи развития и повышения эффективности торговой ее части актуализируется в условиях прошедшего вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО).

По мнению А.И. Комогорцева и И.С. Феровой: «Формирование и реализация промышленной политики на региональном уровне тесно связаны с определением места и роли в экономике органов управления различных уровней иерархии. Несмотря на то, что, хотя рыночный механизм с точки зрения достижения максимально возможных положительных результатов и обеспечивает эффективное использование ресурсов, в ряде ситуаций он обнаруживает свою недостаточность» [1].

Направления разрешения данных проблем целесообразно искать в рамках соответствующей государственной политики. Форсированная организация сетевых систем в мировой экономике, процессы интернационализации и интеграции существенно усиливают конкуренцию региональных условий хозяйствования, особенно в экономической сфере.

Для ответа на современные вызовы и возможность реагировать на универсальную мобильность фактора «капитал», отдельные субъекты федерации, должны учитывать новые требования. Некоторым территориям необходимо усиленно искать способы привлечения инвесторов на глобальном мировом уровне в условиях роста глобальной конкуренции зонального хозяйствования [2].

Региональная промышленная политика (федеральных округов и субъектов РФ) базируется на принципах и полномочиях, закрепленных федеральным законодательством. Она заключается в разработке и реализации управленческих решений направленных на удовлетворение потребностей хозяйствующих субъектов территории и является составляющей федеральной промышленной политики.

С целью гармонизации и согласования, динамичности развития промышленной политики в регионе целесообразно исходить из следующих методических положений:

- развитие промышленности является не самоцелью, средством достижения социальных целей. Эффективность производства, его стимулирование тем выше, чем полнее удовлетворяются социальные потребности, чем короче избирается путь для реализации этих потребностей;

- многоуровневая торгово-промышленная структура территориального хозяйствования должна предопределяться рыночным радиусом действия производственных предприятий, сферы обслуживания населения и технологической их целостностью;

- обеспечение единства процессов производства и потребления представляет основу торгово-промышленного комплекса, включающего условия создания конкурентоспособной продукции и рационально-

го использования имеющихся ресурсов, увеличения размеров денежных средств для воспроизводства рабочей силы. Эти процессы должны быть согласованы посредством интеграции усилий торгово-промышленной палаты, органов местного самоуправления;

- региональное управление, самоуправление должно соответствовать многоуровневой структуре торгово-промышленного комплекса и осуществляться с того уровня, где оно является наиболее эффективным, обеспечивающим стратегическое планирование и своевременное регулирование торгово-промышленных процессов. Использование современных рыночных механизмов, различных форм собственности и организаций, где достигается наиболее высокий уровень и качество жизни населения, соответствие фактических индивидуальных затрат в производстве, увеличение производства конкурентоспособной продукции (услуг);

- определение основного звена и критерия, использование которого в соответствующей системе экономических отношений управления позволяло бы обеспечить гармонизацию в промышленной и торговой сфере, выстроить территориальный торгово-промышленный комплекс [3].

В число остро стоящих проблем мезоэкономической политики, входят следующие: сложность выявления, развития и эффективного использования сравнительных конкурентных преимуществ территорий, входящих в окружную структуру; сокращение спроса на продукцию регионального промышленного комплекса на внутреннем и внешнем рынках из-за низкой конкурентоспособности по критериям качества и цены [4].

Промышленная политика является частью более общей политики экономического и социального развития региона, следовательно, не может не зависеть от стоящих перед ним задач. Поэтому она становится действительно реалистичной только при наличии целостного восприятия собственного объекта в его динамике. С учетом этого становится возможным определить концептуально-программные контуры развития региона по линии включения промышленной политики в ход экономических и социальных процессов, проходящих на его территории.

По назначению промышленная политика предполагает, главным образом, создание благоприятных, и даже очень благоприятных, условий для осуществления тех или иных видов деятельности на определенный период времени, а не только прямое выделение средств на эти цели. Технологическое ее проведение состоит в постепенном снятии преференций и усилении воздействия внешнего рынка на соответствующие сферы регионального хозяйства, что способствует приобщению к мировым требованиям. Вместе с тем, подобная логика понимания роли и действия промышленной политики в сложившихся условиях не исключает риска ошибок при выборе при-

оритетов развития промышленности, что обуславливается достаточно высокой неопределенностью современной экономической деятельности.

На современном этапе в промышленности страны и региона наблюдается рост экономических характеристик без необходимых изменений в производительных силах, возникло понимание несостоятельности либеральных реформ, но не создана эффективно функционирующая система государственного регулирования. Подобное положение предполагает сознательный, организованный и оптимальный переход к промышленной политике, адекватной имеющейся мировой магистрали прогресса. Этому отвечает опора на императивную логику, стратегические императивы и императивные решения стоящих перед промышленностью задач. В общем виде они сводятся к пониманию необходимости перехода от либеральных неимперативных реформ к императивному социально-экономическому развитию промышленности. Нужны реформы не в интересах меньшинства, а преобразования в интересах всего общества, всех социальных групп, как основного условия активизации главного потенциального ресурса - человека с его личностными и творческими возможностями [5].

Только на такой основе становится реальным усиление воздействия движущих сил общества на ход прогрессивных изменений во всех отраслях и первичных звеньях промышленного комплекса региона и страны в целом.

Практическая задача разработки прогрессивной промышленной политики состоит в установлении первоочередных, приоритетных и доминантных направлений развития промышленности с учетом новой обстановки в российской и региональной действительности. Основное положение в ней сводится к отказу от решения проблемы выживания, возникшей в результате разгосударствления промышленных предприятий в ходе приватизации и безоглядной либерализации. На этой основе выдвигается задача неуклонного развития промышленности региона, исходящая из закономерностей современной рыночной экономики и особенностей социально-экономической ситуации в регионе. С позиции реальной перспективы именно она в полной мере отвечает народнохозяйственным и государственным (региональным) интересам, что должно рассматриваться отправным и основополагающим моментом формирования и проведения промышленной политики региона [6].

Материальной составляющей решения поставленной задачи выступает крупномасштабная технологическая модернизация промышленности на основе технотронных технологий. Она непосредственно связана с концентрацией на приоритетных направлениях фонда накопления, кредитной массы, материальных и трудовых ресурсов, а также инноваций. Выполнению этих требований отвечает укрепление вертикально-интегрированной и государственно-регулируемой экономики, способной преодолеть имеющиеся противоречия в промышленности и регионе в целом.

Подводя итог, предлагаем детализировать основные недостатки и достоинства промышленной политики. К числу первых следует отнести:

- искажение рыночных импульсов, снижающее эффективность действий на уровне отдельных хозяйствующих субъектов;

- возможность создания условий для коррупционной деятельности;

- приложение негативных сторон института лоббизма;

- масштабные издержки при неэффективной поддержке отсталых отраслей и неконкурентоспособных производств;

- сложность реализации примирительно к диверсифицированной деятельности транснациональных корпораций.

В числе бесспорных достоинств рассматриваемой политики по отношению к исключительно рыночным регуляторам, по нашему мнению, целесообразно выделить:

- разрешение проблем и сложных дисбалансов в развитии экономики требует использования административных методов воздействия;

- способность воздействия на долгосрочные проекты;

- устранение негативных моментов в социально-экономической системе, которые вызываются жесткими рыночными регуляторами;

- возможность оказание поддержки новым высокотехнологичным отраслям национального промышленного комплекса в период начала производства и первоначальной неконкурентоспособности на мировом рынке.

Таким образом, противоречивость рассматриваемой категории, обусловлена ее содержанием и сущностью, необходимостью разработки и принятия решений по перераспределению ограниченных ресурсов между отраслями национального промышленного комплекса, в пользу тех производств, которые имеют потенциал или реальную возможность конкурировать с лидерами мирового рынка.

Список литературы:

1. Модели промышленной политики для российской экономики в современных условиях / И.С. Ферова // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - Красноярск: КрасГУ - № 7. - С. 20-25.

2. Кузьменко В.В. Внутрифирменный источник финансирования инвестиций / В.В. Кузьменко, И.П. Кузьменко // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2012. - № 25. - С. 50-57.

3. Развитие промышленности региона в условиях перехода к подъему экономики: стратегия, политика и средства обеспечения / О.И. Гордеев, С.О. Гордеев. - СПб.: НПК «РОСТ», 2007.

4. Трысячный В.И. Социально-экономические аспекты обеспечения национальной безопасности и ее региональной составляющей / В.И. Трысячный, В.В. Руденко, А.А. Шевердяев // Вестник Института дружбы народов Кавказа «Теория экономики и управления народным хозяйством. - 2012. -№ 4 (24). - С. 79-84.

5. Кузьменко В.В. Концептуальное обоснование развития предприятий химического комплекса региона / В.И. Трысячный, В.В. Кузьменко // Terra Economicus (Пространство экономики»). - Ростов н/Д: ЮФУ 2013. - Т. 11, № 1 (Ч. 3). - С. 112-116.

6. Трысячный В.И. К вопросу о классификации рынка средств производства / В.И. Трысячный, Ю.И. Жевора, И.П. Кузьменко // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2009. - Т. 1, № 71. - С. 40-45.

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

© Шевердяев А.А.*

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

В статье рассмотрены проблемы развития отечественных промышленных предприятий, на решение которых направлена разработка современных систем управления, а выявленные негативные тенденции функционирования промышленного комплекса отражаются на деятельности большинства организаций, входящих в его структуру.

Ключевые слова проблемы, структурирование, негативные тенденции, промышленные предприятия.

Процессы экономических преобразований обуславливают необходимость совершенствования механизма управления предприятиями промышленной сферы, требующего теоретического обоснования и глубокого научного осмысления. В условиях экономического кризиса и высокой подвижности факторов внешней среды принятие управленческих решений становится более сложным и трудоемким процессом. В этой связи у руководства предприятий существует объективная потребность в адекватной и своевременной информации о текущем состоянии и о перспективах деятельности, возникает необходимость формирования новых подходов к управлению. При их внедрении требуется разработка и применение таких механизмов, которые позволят решить усложняющиеся экономические проблемы функционирования посредством разработанной системы информационной поддержки управления бизнес-процессами по установленным стратегическим и оперативным целям.

Инструментом, позволяющим эффективно разрабатывать и внедрять на предприятии современные подходы к управлению, является контроллинг. Последний способен эффективно противодействовать негативным влияниям

* Аспирант кафедры Управления проектами и инновациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.