МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АПРОБАЦИИ НОВЫХ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (УЧИТЕЛЬ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ) В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ*
О.Ю. Заславская, В.С. Корнилов
Кафедра информатизации образования Московский городской педагогический университет Шереметьевская ул., 29, Москва, Россия, 127521
В статье излагаются методические аспекты по апробации новых модулей основной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры, предполагающих углубленную профессионально ориентированную практику магистрантов в условиях сетевого взаимодействия. Данные аспекты разрабатывались в рамках проекта по разработке новых модулей педагогической магистратуры, в котором принимали участие авторы статьи в составе коллектива разработчиком из Московского городского педагогического университета.
Ключевые слова: модульная система обучения, образовательная программа, сетевое взаимодействие, учитель.
Методические рекомендации по проведению основного этапа апробации новых модулей основной профессиональной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Учитель среднего общего образования), предполагающих углубленную профессионально ориентированную практику студентов в условиях сетевого взаимодействия, адресованы руководителям и преподавателям образовательных учреждений системы высшего профессионального образования. Методические рекомендации также регламентируют кадровые, научно-методические, информационные и материально-технические ресурсы ее реализации.
Типы образовательных ресурсов, которые могут быть использованы как сетевые, включают следующие обобщенные группы:
— кадровые ресурсы — профессорско-преподавательский состав и учителя-супервизоры, владеющие современными профессиональными и педагогическими технологиями; специалисты в области теории и методики педагогического образования, эксперты в области оценки профессиональных квалификаций и качества профессионального образования;
— информационные ресурсы — базы данных, аккумулирующие информацию о новейших профессиональных и педагогических технологиях, актуальных и перспективных требованиях работодателей к качеству профессиональной педагогической подготовки; электронные библиотеки; депозитарии мультимедийных продуктов и т.д.;
— материально-технические ресурсы — образовательные организации как стажи-ровочные площадки;
— учебно-методические ресурсы — новые профессиональные модули; методические материалы (пособия, рекомендации для педагогов и обучающихся и т.д.); диа-
* Грант Министерства образования и науки РФ по Федеральной целевой программе модернизации педагогического образования (2014—2015 гг.).
Заславская О.Ю., КорниловВ.С. Методические аспекты апробации новых модулей...
гностический инструментарий для оценки уровня освоения общих и профессиональных компетенций;
— социальные ресурсы — налаженные партнерские связи с образовательными организациями г. Москвы; «горизонтальные» связи в профессионально-педагогическом сообществе и т.д.
Сетевая организация, в рамках которой может происходить совместное использование различных ресурсов, имеющихся в отдельных единицах Сети, другими образовательными учреждениями на основе взаимовыгодных соглашений, выступает одним из стратегических решений в рамках решения задачи «Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда» Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 № 61.
Основными пользователями настоящих рекомендаций могут быть:
— педагогические коллективы образовательных учреждений высшего профессионального образования, ответственные за качественную разработку, эффективную реализацию и обновление образовательных программ по направлению «Педагогическое образование» (Учитель среднего общего образования) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего (профессионального) общего образования, и предполагающей углубленную профессионально ориентированную практику студентов;
— администрация и руководители подразделений образовательных организаций высшего профессионального образования, отвечающие в пределах своей компетенции за реализацию основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Учитель среднего общего образования) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего (профессионального) общего образования, и предполагающей углубленную профессионально-ориентированную практику студентов и качество подготовки выпускников.
Технологической основой сетевого взаимодействия являются информационные и телекоммуникационные технологии. В процессе работы могут использоваться:
— вебинары как основа проведения дистанционных занятий;
— web-сайт как информационный концентратор;
— электронная почта для рассылки сообщений и передачи программ;
— сотовая связь и SMS-сообщения для оперативной связи;
— файлообменник для передачи файлов больших размеров.
Организационной основой сетевого взаимодействия являются:
— целевая концентрация уникальных образовательных ресурсов;
— использование ресурсов, сосредоточенных в сети, другими учебными заведениями посредством управленческих решений (внутрисетевое взаимодействие);
— организация межведомственного взаимодействия сети учреждений профессионального образования с внешними по отношению к ней образовательными организациями и профессиональными сообществами;
— создание общего информационного пространства, в котором имеется возможность: предоставлять информацию о своей деятельности другим участникам проекта; получать информацию о деятельности других участников проектов; создавать собственные каналы информации; подключаться к ресурсам других информационных каналов.
Вестник РУДН, серия Информатизация образования, 2015, № 2
Перечень нормативных актов для апробации новых модулей основной профессиональной образовательной программы магистратуры включает в себя:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3;
Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011—2015 гг.»;
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 «О Государственной программе Российской Федерации "Развитие образования"» на 2013—2020 гг.;
Распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р «О Плане действий по модернизации общего образования на 2011—2015 гг.»;
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2013 № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».
При построении и апробации основной профессиональной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Учитель среднего общего образования), предполагающему углубленную профессионально ориентированную практику студентов (подготовительный этап), должны быть установлены критерии отбора образовательных организаций — стажировочных площадок, которые определяют уровень наибольшей готовности образовательной организации к реализации новых программ. Под критерием отбора образовательных организаций понимается признак (признаки), на основании которых производится сравнительная оценка возможных решений (альтернатив) и выбор наилучшего. Содержание критериев обусловлено многими факторами: наличие лицензии образовательного учреждения, государственной аккредитации, государственные стандарты, реализуемые в учебном заведении, кадровый состав и т.д.
Апробация осуществляет оценку образовательных программ с позиции результативности (целесообразности) и эффективности и может быть проведена поэтапно.
1-й этап. Отбор образовательных организаций, наиболее соответствующих для проведения.
Заславская О.Ю., Корнилов В.С. Методические аспекты апробации новых модулей.
2-й этап. После согласования методические рекомендации передаются участникам апробации для выполнения работ по подготовке к реализации новых модулей данной образовательной программы магистратуры или отдельного профессионального модуля и проведению экспертных испытаний.
3-й этап. На основе плана-программы апробации «пилотные» апробационные площадки в тесном взаимодействии с методистами ГБОУ ВО МГПУ выполняют подготовительные мероприятия, руководствуясь данными рекомендациями.
4-й этап. Апробация, представляющая собой штатный учебный процесс, проводится на базе «пилотной» площадки с использованием новых учебно-методических комплексов (УМК) основной профессиональной образовательной программы магистратуры в соответствии с предлагаемыми методическими рекомендациями.
5-й этап. Апробационные испытания считаются завершенными после проведения последнего учебного занятия и оценки результатов освоения новых модулей основной профессиональной образовательной программы магистратуры в форме итоговой аттестации приобретенных студентами общих и профессиональных компетенций (квалификационный междисциплинарный экзамен).
Результаты апробации включают в себя анализ учебного плана, рабочих программ дисциплин, практик модуля, требований к контрольным срезам (ФОС) по результатам обучения (с целью определения соответствия подготовки ожидаемым результатам), требований к стажировочной площадке, педагогу-супервизору.
Особенность реализации рабочих программ по модулю заключается в том, что в основу проектирования образовательного процесса изначально заложены результаты образования: к чему магистранты будут готовы в результате освоения программы, что они будут способны делать после окончания магистратуры, какие качества будут отличать магистра от специалиста. Базовым параметром качества разработанных образовательных программ явились заложенные в них образовательные результаты, от которых далее выстраивается весь образовательный процесс и, соответственно, система обеспечения его качества. В то же время необходимо учитывать и объективные потребности обучающихся в магистратуре, их базовое образование, потребности и возможности личности, что требует смещения акцентов в содержании дисциплин, конкретизирующих объекты, предметы и способы изучения в модуле.
METHODICAL ASPECTS OF APPROBATION OF NEW MODULES OF THE MASTER PROGRAM OF THE DIRECTION «PEDAGOGICAL
EDUCATION» (TEACHER OF THE SECONDARY GENERAL EDUCATION) IN THE CONDITIONS OF NETWORK INTERACTION
O.Yu. Zaslavskaya, V.S. Kornilov
Chair of informatization of education Moscow city pedagogical university Sheremetyevskaya Str., 29, Moscow, Russia, 127521
The article considers the methodological aspects for the approval of new modules of the basic educational program of professional (teaching) magistracy involving in-depth professionally-oriented practices of master students in terms of networking. These aspects are developed in the framework of the project on development of new modules of teaching master's degree program, which was attended by the authors of the article of a team developer from Moscow city pedagogical University.
Key words: modular system of training, educational program, network interaction, teacher.