Научная статья на тему 'Методическая служба и обеспечение качества подготовки выпускников: исследование особенностей'

Методическая служба и обеспечение качества подготовки выпускников: исследование особенностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическая служба и обеспечение качества подготовки выпускников: исследование особенностей»

^шш - образовательный проект как форма исследования

МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ: ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ

З. И. Черноусова, методист лаборатории мониторинга ГОС ПО ГОУ «КРИРПО», г. Кемерово О. В. Солонович, зам. директора по ООД ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 21», г. Новокузнецк Н. В. Зацепина, заместитель директора по УМР ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 21»

Однажды на лекции Эйнштейна спросили, как делаются великие открытия.

Он ненадолго задумался и ответил: «Допустим, что все о чем-то знают, что это невозможно сделать. Однако находится один невежда, который этого не знает.

Он-то и делает открытие».

С введением федеральных государственных образовательных стандартов появились новые задачи и направления деятельности методической службы образовательных учреждений. В требованиях ФГОС НПО сказано, что образовательное учреждение обязано создавать условия для всестороннего развития и социализации личности. В связи с этим сегодня основная функция методической службы - организовать развивающее пространство для саморазвития каждого педагога и обучающегося.

В профессиональном лицее № 21 работа в этом направлении ведется несколько лет и уже есть первые серьезные результаты. За последние 10 лет система начального профессионального образования области существенно изменилась: сократилось количество образовательных учреждений, появились новые направления подготовки кадров, активно осваиваются современные технологии обучения, внедряются новые ФГОС, при этом каждый год уменьшается количество абитуриентов, а уровень квалификации педагогов и состояние учебно-материальной базы не всегда соответствуют современным требованиям. В этой ситуации каждое образовательное учреждение заинтересовано сохранить и повысить свою конкурентоспособность, престижность на рынке образовательных услуг. Именно эта цель была поставлена лицеем при разработке программы развития в 2008 году. Сегодня мы можем подвести итоги этой работы.

Целью организации развивающего образовательного пространства является не столько освоение дисциплин, профессии, сколько формирование внутреннего ресурса личностного развития выпускника. Важно задействовать те базовые психологические ресурсы, которые лежат в основе самодостаточной, инициативной и про-

дуктивной жизнедеятельности. В поиске различных средств достижения данной цели мы остановились на компетентностном подходе к обучению и организации исследовательской деятельности обучающихся. Под исследовательской компетенцией мы понимаем способность и готовность осуществлять исследовательскую деятельность, прогнозировать ее результаты и применять их на практике.

В первую очередь мы столкнулись с проблемой готовности педагогов к организации развивающего пространства, исследовательской работе, формированию общих и профессиональных компетенций у обучающихся. Известно, что профессиональный рост педагога осуществляется двумя путями: посредством самообразования и через осознанное, добровольное участие педагога в коллективной методической работе. Как показывает опыт, начинать лучше с организации индивидуальной работы с педагогом. Какие принципы стимулирования творческого роста мы использовали?

1. Систематическое отслеживание результатов, объективную оценку профессионального роста педагогов (через посещение уроков, открытых мероприятий, анализ портфолио).

2. Оказание помощи педагогу в определении тех сфер деятельности, в которых можно достичь успеха, проявить свои сильные стороны, показать образец решения проблемы для других коллег.

3. Определение системы средств, побуждающих каждого к поиску и творчеству, с учетом особенностей педагогов, их возможностей (обязательно на основе диагностики).

4. Проведение коллективных и индивидуальных конкурсов, смотров по результатам инновационной, творческой деятельности педагогов (конкурсы методических разработок, профмастерства, конкурс «Педагог года» и т. п.), что обеспечивает создание в коллективе творческой атмосферы и включенность педагога в разнообразные формы профессионально-творческой деятельности и общения.

5. Поддержку, поощрение инициативы педагогов в постановке и решении профессиональных проблем.

образовательный проект как форма исследования

В развитии профессиональной компетентности педагогов важную роль играют курсы повышения квалификации, стажировки на предприятиях (за последние пять лет прошли курсы и стажировку 100 % ППР лицея, из них по двум или нескольким программам обучились 70 %) и организация внутрилицейского обучения. Традиционными формами методической работы стали методические объединения, выставки, обучающие семинары, тренинги, школа молодого специалиста, открытые уроки и мероприятия, педагогические мастерские, мастер-классы и, конечно, работа педколлектива над единой методической темой.

Для повышения эффективности работы мы предоставляем педагогу определенную самостоятельность, автономность и ответственность в пределах своих компетенций. Это значит, что большинство вопросов, связанных с преподаванием своего предмета, ведением внеурочной работы, классным руководством, он решает сам, без вмешательства кого-либо. При этом, конечно, он вправе рассчитывать на необходимую помощь, заинтересованную поддержку со стороны администрации и коллег. Для реализации этого принципа мы проводим индивидуальные консультации, деловые игры, моделирующие ситуации, возникающие в профессиональной деятельности, организуем работу творческих групп. Творческие группы не только разрабатывают учебно-методическое обеспечение профессий, осваивают новые технологии, но и занимаются исследовательской, проектной деятельностью. Результаты этой работы: в 2005-2011 гг. разработано и реализовано более 10 инновационных и социально значимых проектов по различным направлениям:

- здоровьесберегающая деятельность («В будущее со спортом», «Ветер в голове», «Спорт нам поможет дружбу и силу умножить»);

- содействие трудоустройству выпускников («Мы - профи»);

- самоопределение, выбор профессии («Строим будущее своими руками»);

- освоение современных информационно-коммуникационных технологий (создание сайта лицея, электронных средств обучения);

- модернизация учебно-материальной базы (реконструкция учебных мастерских по профессиям «электромонтажник», «мастер отделочных строительных работ»);

- волонтерская деятельность («Твой выбор», «Рука помощи», «Рождество для всех и для каждого»);

- патриотическое воспитание («Край, в котором мы живем»).

Практически все проекты прошли процедуру внешней оценки, отмечены дипломами и наградами городских и областных конкурсов (серебряная медаль Кузбасской ярмарки «Образование. Карьера. Занятость-2009»; победы в конкурсах компании «РУСАЛ»; грант в 500 000 рублей в областном конкурсе «Развитие - XXI век» и др.).

В основе любого проекта лежит анализ ситуации, исследование проблем, планирование мероприятий по их решению и определение перспектив развития. Разработка и реализация проекта способствует не только интеллектуальному, профессиональному, но и личностному развитию педагога.

Результаты исследовательской деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения, администрации лицея ежегодно представляются на научно-практических конференциях, организуемых ГОУ «КРИРПО» и др., в профессиональных конкурсах различного уровня. Как правило, участвуя в конкурсе, педагог демонстрирует разные профессиональные компетенции, в том числе способность заниматься проектной и исследовательской деятельностью, решать задачи проблемного и творческого характера.

Те, кто участвовал в конкурсном движении, увлекают коллег и обучающихся, находят самые разные формы профессионального развития. За последние три года в профессиональных конкурсах приняло участие: 90 % администрации, 86 % преподавателей, 38 % мастеров производственного обучения лицея. Всего - 38 работников, что составляет 66 %. Результаты участия в большинстве случаев радуют. Самые значимые победы за последние три года:

> Областные конкурсы: «Развитие - XXI век», 2009 год. - I место, «Карьера», 2010 год. - II место, «Ресурсосбережение», 2011 год. - I место;

> Выставка «Образование. Карьера. Занятость» (Кузбасская ярмарка): 2009 год - серебряная медаль, 2011 год - бронзовая медаль;

> Всероссийские конкурсы: «Педагогические инновации» - медаль Януша Корчака и дипломы всех степеней; «Мой лучший урок», 2010 год -победа в номинации «Физика в профессии».

Считаем, что участие в профессиональных конкурсах - это мощный фактор профессионального роста учителя и профилактика синдрома профессионального выгорания. Наглядным результатом этой деятельности является освоение и применение педагогом новых профессиональных знаний и умений, развитие его позитивного, ценностного отношения к тем изменениям, которые сегодня происходят в системе образования. Прежде всего такой педагог будет спосо-

бен организовать развивающее пространство для обучающегося.

Личный опыт формирует готовность педагога вовлекать обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность. Считаем, что такой подход к обучению и воспитанию позволяет не только повысить уровень знаний и умений, но одновременно с этим сформировать мотиваци-онную сферу, стремление к саморазвитию и самообразованию, поддержать интерес обучающихся к получению выбранной профессии.

Важно создавать ситуации, в которых обучающиеся могли бы раскрыть свои способности. Для этого в лицее организована работа творческих объединений обучающихся, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью, проводятся конкурсы и олимпиады. Необходимо было решить проблему нежелания лицеистов заниматься внеурочной деятельностью по предмету, по профессии. Традиционные мероприятия мало способствовали развитию их интеллектуальной и творческой активности. Поэтому сначала в предметные декады были включены новые формы: интеллектуальные игры, конкурсы фотографий, мультимедиа презентаций, эссе, тематические выставки, защита проектов. Конечно, низкий уровень подготовки и развития обучающихся не может обеспечить достойное участие в таких мероприятиях. Потребовались дополнительные занятия, консультации по выполнению конкурсных заданий, подготовке выступлений т. д. Постепенно начали формироваться группы ребят, интересующихся той или иной областью познания. Активнее начали работать предметные кружки, главной их задачей стала реализация интеллектуальных запросов обучающихся. В дальнейшем предметные кружки переросли в предметные и творческие объединения лицеистов и преподавателей.

Сегодня содержание работы преподавателя с обучающимися, имеющими способности в области предмета, интерес к науке, профессии, за-

проект как форма исследования -

ключается в сопровождении индивидуального образовательного маршрута (помочь увидеть трудности, сформулировать проблему, найти выход и т. д.), привлечении их к исследовательской и проектной деятельности.

Как заинтересовать ребят настолько, чтобы они захотели изучать предмет на более высоком уровне? Мы организовали их участие в олимпиадах и конкурсах. С Всероссийским открытым заочным конкурсом-олимпиадой «Познание и творчество» мы сотрудничаем уже четвертый год. За этот время обучающиеся приняли участие в конкурсах-олимпиадах по истории, обще-ствознанию, математике, информатике, русскому языку, биологии и географии. Неоднократно они становились призерами и лауреатами проекта. Преимущество конкурса «Познание и Творчество» - это интересные задания, в них нет заурядных и наскучивших всем тестов, где правильный ответ можно подобрать, а то и вовсе написать наугад. Все задания увлекательные, решить их можно, задействовав на все 100 % собственные исследовательские навыки и смекалку.

За время участия в «Познании и творчестве» разработана определенная система подготовки. Во-первых, надо развеять страхи обучающихся в отношении к олимпиаде как таковой. Для этого на занятиях кружка, индивидуальных консультациях преподаватель объясняет, как правильно отвечать на поставленный вопрос, как выполнять задания разного уровня сложности. Во-вторых, подготовку к олимпиадам эффективно проводить через систему индивидуальных заданий. Цель данного вида учебной деятельности не дать готовые знания, а научить работе с дополнительной научной литературой, объяснить приемы самоподготовки (методы работы с текстом, приемы рационального чтения, приемы запоминания и т. д.). В-третьих, большую роль в подготовке обучающихся к олимпиадам играет наличие дополнительной научной литературы. Педагог рекомендует ее в зависимости от уровня подготовленности обучающегося: менее подготовленному может предложить книги общих энциклопедических знаний, а более подготовленному - серьезный учебник, монографию, исторические источники.

В-четвертых, привлекать к дистанционной олимпиаде обучающегося необходимо постепенно. При первом участии надо осуществлять умелый контроль за решением олимпиадных заданий, вовремя оказать поддержку. Тут важно не перейти грань - подтолкнуть к ответу, а не ответить за него. При последующих участиях не вмешиваемся в ход работы, даем свободу действий до тех пор, пока обучающийся не покажет ре-

образовательный проект как форма исследования

зультаты. Учитываем, что в дистанционных олимпиадах ценится собственное мнение, индивидуальный стиль преподнесения материала.

В-пятых, немаловажную роль играет положительное отношение родителей к участию в олимпиадах. Как правило, родители становятся союзниками преподавателя и вносят весомый вклад в успехи своих детей, поэтому об олимпиадах немало говорим на родительских собраниях, индивидуальных встречах.

Мини-исследования, которые проводят обучающиеся, выполняя олимпиадные задания, могут способствовать в дальнейшем развитию исследовательских качеств личности, так необходимых современному человеку. Собственные маленькие открытия не только приносят радость, но и формируют уверенность в своих силах, интерес к познанию.

Также лицеисты принимают участие в международной олимпиаде по основам наук, ее учредителем является Дом Учителя Уральского федерального округа и одной из задач олимпиады является мотивация педагогов на организацию научно-исследовательской деятельности обучающихся. Два первых этапа олимпиады проводятся заочно, третий (финал) проводится на зарубежных площадках, в вузах, опорных школах. Финал YII Международной олимпиады по основам наук проводился в лицее в апреле 2011 года, преподаватель физики Жук Лариса Владимировна является координатором олимпиады по Кемеровской области. В финале участвовало 128 человек из 11 школ Новокузнецка, Прокопьевска, Осинников, в том числе 21 лицеист. Результаты обучающихся лицея: 14 человек получили диплом участника, 4 получили дипломы I, II, III степни, 3 - медали (две золотые и одну бронзовую). В этом году лицей вновь выбран базовой площадкой для проведения финала олимпиады.

Согласно требованиям ФГОС, необходимым условием допуска будущих выпускников к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимися компетенций - общих и профессиональных. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, дипломы олимпиад, конкурсов», поэтому учет внеучебных достижений обучающихся ведем через создание портфолио.

Аналитические, исследовательские умения формируются у лицеистов также через участие в конкурсах профессионального мастерства. В лицее сложилась особая система подготовки к таким конкурсам. Важное место занимают практические занятия, на которых не только отрабаты-

ваются профессиональные умения и навыки, но и проводится наблюдение за выполнением технологических операций, анализ эффективности тех или иных приемов, состояния оборудования, выявляются причины неудач, дефектов и способы их устранения. Конечно, эту работу лучше проводить индивидуально, учитывая способности, уровень подготовки, запросы конкретного обучающегося.

Лицейские конкурсы профессионального мастерства проводятся в рамках декады по профессии ежегодно в марте-апреле среди обучающихся II и III курса. Радует тот факт, что качество выполнения заданий конкурса каждый год растет, участников, как правило, разделяет небольшое количество баллов. Это свидетельствует не только о хорошем уровне подготовки обучающихся, но и об их ответственном и заинтересованном отношении к получению профессии. Самый главный результат работы педагогов лицея выражен в словах Сорокового Константина, участника Всероссийской олимпиады сварщиков: «Участие в этом конкурсе дало мне много дополнительных знаний. Я показал достойный результат и понял, что у меня есть большие перспективы в этой профессии. Главное - не стоять на месте, а повышать с каждым днем свои знания и мастерство».

Таким образом, организация развивающего пространства, а именно продуманное, систематическое вовлечение обучающихся и педагогов в исследовательскую деятельность, олимпиад-ное и конкурсное движение существенно влияет на повышение качества подготовки выпускников, способных не только выполнять работу в соответствии с профессиональными требованиями, но и выступать субъектами собственного профессионального развития.

Достижение данных результатов, несомненно, положительно влияет на повышение конкурентоспособности и престижности образовательного учреждения на рынке образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.