Научная статья на тему 'Профессиональное сотрудничество'

Профессиональное сотрудничество Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное сотрудничество»

Профессиональное сотрудничество

С. В. Топорков, директор ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 21», г. Новокузнецк

Уважаемые коллеги! В день юбилея примите самые теплые и сердечные поздравления от коллектива профессионального лицея № 21! Ваш вклад в развитие профессионального образования Кузбасса значителен и общепризнан, вы всегда готовы к освоению нового и открыты для успешного взаимодействия. Желаем дальнейшего процветания, стабильности, творческих успехов и профессионального развития!

С 2005 по 2011 г. профессиональный лицей № 21 работал в статусе базового образовательного учреждения НПО области по разработке научно-методического обеспечения ГОС по профессиям строительной отрасли.

Это был период интересного, творческого взаимодействия со специалистами и руководством ГОУ «КРИРПО». Именно с помощью их профессионального научно-методического сопровождения в лицее была организована эффективная работа по освоению современных образовательных технологий и методик обучения (метода проектов, ИКТ, игровых методов), по разработке комплексного учебно-методического обеспечения образовательных программ, по повышению профессионального уровня педагогов. Под умелым руководством В. И. Сахаровой, Н. В. Павельевой преподаватели лицея участвовали в апробации кейс-метода (Н. А. Федулкина) и проблемного обучения (Н. В. Мязина). Методические рекомендации, изданные институтом по результатам этой работы с образовательными учреждениями области, в лицее используются как настольная книга, особенно в работе молодых специалистов.

Благодаря совместному планированию тематики консультаций и мастер-классов учитывались возможности и запросы коллектива лицея. Актуальность проблем, вынесенных на обсуждение, всегда высоко оценивалась участниками консультаций. Многие вопросы были продиктованы самой жизнью, различными изменениями в сфере профессионального образования. Поэтому приходилось постоянно изучать нормативную документацию, методические рекомендации, новую литературу по педагогике, психологии и методике, чтобы идти в ногу со временем. И по всем вопросам мы могли получить консультацию специалистов института.

Особенно сложным был период подготовки к введению ФГОС НПО нового поколения, каждое образовательное учреждение столкнулось с

проблемой разработки основных профессиональных образовательных программ и необходимостью создать условия, обозначенные в новых стандартах. Опытом не мог поделиться никто! Все находились примерно в равных условиях. Но к нам, как к базовому ОУ, коллеги обращались с вопросами чуть ли не ежедневно. Поэтому информацию собирали буквально по крупицам, постоянно посещая сайты министерства образования и науки, ФИРО и, конечно, ГОУ «КРИРПО». Особую благодарность за информационную, методическую и моральную поддержку хочется выразить специалистам института -А. Ю. Казакову, Л. И. Ильченко, А. Г. Апухтиной, Л. Н. Вавиловой, О. И. Малороссияновой, М. А. Гуляевой, В. А. Трофимову, О. Г. Ачкасовой.

Куратором многих консультаций, проведенных на базе лицея, являлась методист ГОУ «КРИРПО» З. И. Черноусова. Ее заинтересованность, профессионализм, готовность к освоению нового, творческий подход всегда помогали провести мероприятие организованно, продуманно и эффективно. Зинаида Ивановна знает все образовательные учреждения НПО и СПО области, многих ведущих преподавателей и мастеров производственного обучения, умеет выявлять, обобщать и распространять результативный педагогический опыт. Ее работа с методическими службами образовательных учреждений - это полезная школа, грамотная поддержка и профессиональное сотрудничество.

При поддержке института за шесть лет в лицее проведено 31 открытое мероприятие, об организации и содержательности которых мы всегда получали высокие отзывы коллег:

«(Консультация очень понравилась, почерпнула для себя много нового, интересного, а самое главное - полезного. Особенно заинтересовал вопрос о создании электронного методического кабинета» (Калашникова Е. М., зам. директора по УМР ПУ № 29, 22.10.2009).

«Материалы очень интересные, коллектив работает творчески, выступающие охотно делились своими наработками. Все предложенные материалы актуальны и могут быть использованы любым преподавателем при разработке рабочих программ, составлении учебных комплексов по предметам» (Веревкина Г. В., преподаватель ПУ № 5, 27.08.2010).

«Появилось желание создавать электронные презентации, лучше освоить компью-

терные технологии» (Дубровская Л. В., мастер производственного обучения ПУ № 14, 20.03.2008).

Базовая консультация ПЛ № 21

Всего в консультациях и мастер-классах приняли участие более 500 человек ОУ НПО Кемеровской области.

Благодаря работе в статусе базового лицея получили развитие актуальные направления деятельности методической службы. Прежде всего вырос профессиональный уровень преподавателей и мастеров производственного обучения. Высокий темп в работе, основательность в решении профессиональных задач, ориентация на достижение цели, ответственность, стремление к творчеству в профессии - это очень важные качества профессиональной деятельности, приобретенные благодаря совместной работе с институтом.

Неоднократно деятельность лицея в статусе базового ОУ была отмечена благодарственными письмами департамента образования и науки и ГОУ «КРИРПО», и эта высокая оценка профессионалов всегда была для нас важна.

Организация курсов повышения квалификации в ГОУ «КРИРПО» — еще одно важное направление деятельности. Тематика курсов всегда актуальна, имеет адресную направленность для определенных категорий педагогов, включает широкий круг вопросов. Слушатели не только «обновляют» свои познания в области педагогики, психологии и методики, но и, что самое главное, включаются в практическую деятельность. Благодаря этому они возвращаются в лицей не только теоретически подкованные, но и готовые работать по-новому, умеющие применить полученные знания. Так, мастер производственного обучения С. В. Козлова, познакомившись на курсах с возможностями использования программных оболочек для разработки интерактивных заданий, тестов и кроссвордов Hot Potatoes и КТС Net2.2, провела практическое занятие с членами методического объединения технических дисциплин, и сегодня педагоги успешно применяют данные программы.

Особенно интересны выездные семинары, проводимые институтом в рамках курсовой подго-

товки. Эта форма повышения квалификации дает возможность познакомиться с работой коллег и перенять самый интересный и продуктивный педагогический опыт. Конечно, выездные семинары, практические занятия требуют дополнительной подготовки, затрат времени и сил по изучению опыта отдельных педагогов и образовательных учреждений области, но их проведение может стать хорошей и полезной традицией.

Привлекательна такая форма повышения квалификации, как дистанционное обучение. В прошлом учебном году на дистанционных курсах обучились девять педагогов лицея. Сначала возникали организационные проблемы: несвоевременное выполнение заданий, трудности в получении быстрой обратной связи. Благодаря профессиональной поддержке кураторов курсов - С. А. Дочкина, А. Г. Апухтиной, В. А. Трофимова - все проблемы были решены. В дальнейшем педагоги стали более внимательно следить за всей информацией, приходящей по электронной почте и размещаемой на сайте института, своевременно выполнять запланированные мероприятия и успешно закончили обучение. Таким образом, дистанционное обучение способствует развитию самоорганизации, приучает к систематическому самообразованию, совершенствует навыки в области использования ИКТ.

Еще одна из интересных разновидностей дистанционного повышения квалификации - это участие в вебинарах. Лицей участвует во всех вебинарах, проводимых институтом. Как правило, на них обсуждаются самые актуальные вопросы современного образования и даются конкретные практические рекомендации. Удобно, что в режиме онлайн мы получаем ответы на все волнующие нас вопросы. Как правило, специалисты института не оставляют без внимания ни один вопрос, размещая подробную информацию на сайте ГОУ «КРИРПО».

Не всегда образовательное учреждение может спокойно пережить командировку педагога во время учебного года, теряются часы, идет постоянная корректировка расписания, часто от этого снижаются качественные результаты работы, поэтому желаем институту сохранить данную форму проведения курсов, тем более что дистанционное обучение становится все более востребованным в плане профессионального развития в различных отраслях деятельности человека.

Дважды ГОУ «КРИРПО» проводил выездные курсы для педагогов на базе лицея. Это были дни, насыщенные профессиональным общением. В лицее создавалась особая атмосфера, когда педагогический коллектив на время превращался в «ученический». Мы узнавали друг друга

с новой стороны, делились опытом на практических занятиях, не отпускали лектора на переменах и после занятий и очень переживали за коллег во время защиты, к которой готовились очень тщательно, потому что выступать перед «своими» всегда ответственнее. Запомнились нам советы по профилактике профессионального самовыгорания И. А. Лысовой; красноречивые и убедительные призывы Л. И. Ильченко к профессионализму во всем, в том числе и в речи. А вопросы, которые на защите итоговой работы задает Людмила Александровна Богданова, -это еще одна из форм повышения квалификации: просто и лаконично декан умеет подчеркнуть самое важное в нашей работе, всегда обращает внимание на суть проблемы, и сразу все встает на свои места - и в теории, и в практике.

Значимым моментом в профессиональной деятельности педагога является аттестация. Не секрет, что эта процедура не проходит без волнений, подготовка к аттестации даже у опытного педагога занимает много времени и сил. И в этот период особенно важна поддержка методической службы. В связи с введением нового положения об аттестации педагогических работников институтом была создана специальная лаборатория, которая проводит огромную работу по подготовке педагогов области к новым формам прохождения аттестации: и на выездных семинарах, и во время курсовой подготовки, и дистанционно на вебинарах. Руководителя лаборатории Н. А. Хаймину отличает оперативность в решении всех вопросов, индивидуальный подход к каждому педагогу, поэтому методисты образовательных учреждений быстро и легко могут решить все возникающие проблемы.

Конкурсы, организуемые институтом для педагогов, всегда востребованы. Традиционным стало участие преподавателей лицея в областном конкурсе «Преподаватель года». Прежде всего это проверка уровня профессионализма, возможность получить экспертную оценку своих проектов и методических разработок, поделиться опытом с коллегами и приобрести друзей-профессионалов. Жаль, что ни разу лицейские преподаватели не участвовали в финале конкурса: иногда не хватает опыта или терпения дойти до конца, сложно конкурировать с лучшими из лучших. Но мы не оставляем надежды выйти в финал и, конечно, стать победителями этого престижного профессионального испытания.

Ежегодно в конце учебного года ГОУ «КРИР-ПО» проводит конкурсы и олимпиады среди обучающихся ОУ НПО и СПО, и мы также с удовольствием в них участвуем: 2008 год - Кожина М. заняла III место в конкурсе «Я горжусь своей

профессией», 2010 год - эссе Чебучаковой А. и Шрейбер Д. вошли в десятку лучших в конкурсе «Если учитель - это Учитель...», 2011 год - Жма-кин Р. стал победителем, а Гардер Г. - лауреатом конкурса мультимедиапрезентаций «Быть профессионалом - значит быть патриотом своей Родины». В этом году семь обучающихся лицея приняли участие в интернет-конференции «История технического прогресса в отечественных открытиях и изобретениях», представив доклады о российских изобретателях.

Результаты участия лицеистов в областных олимпиадах нас тоже чаще радуют: они становились призерами и входили в десятку лучших в олимпиадах по русскому языку, математике, иностранному языку и физике. Всегда насыщена интересными мероприятиями программа олимпиады, поэтому наши обучающиеся с удовольствием в ней участвуют и потом продолжают общаться с новыми друзьями.

А в ноябре институт принимает участников всероссийских научно-практических конференций. Представление своего опыта на секции -это всегда большая ответственность, потому что в состав экспертов входят лидеры профессионального образования Кузбасса. Круг обсуждаемых на конференции вопросов настолько разнообразен и всегда актуален, что, познакомившись с новыми подходами, современными положениями науки и практическими наработками коллег, можно без труда определить основные направления развития образовательного учреждения на ближайший год и на перспективу. Так, именно после участия в межрегиональной НПК «Качество профессионального образования: опыт, проблемы, перспективы» в 2004 году в лицее начала активно развиваться система социального партнерства с работодателями. Сегодня работодатели поддерживают нас в самых разных начинаниях: открытии подготовки по новым профессиям, укреплении учебно-материальной базы. И самое главное - растет процент трудоустройства выпускников, что является самым важным результатом нашей совместной работы, в том числе со специалистами ГОУ «КРИРПО», которого мы считаем нашим верным социальным партнером.

Рабочий день мы привычно начинаем с посещения известного сайта www.krirpo.ru и с удовольствием ждем выхода новых номеров журналов «Образование. Карьера. Общество», «Профессиональное образование в России и за рубежом». Единая информационная образовательная среда институтом создана, и хочется пожелать ей всегда быть актуальной и востребованной в сфере профессионального образования Кузбасса и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.