Научная статья на тему 'Методическая система работы по формированию информационной компетентности при изучении учебно-научного текста на уроках русского языка'

Методическая система работы по формированию информационной компетентности при изучении учебно-научного текста на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
65
5
Поделиться
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATION COMPETENCE / ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE / УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ТЕКСТ / THE TYPES OF EDUCATIONAL-SCIENTIFIC TEXTS / ВИДЫ УЧЕБНО-НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ / МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ УЧЕБНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ / THE METHODOLOGICAL APPARATUS OF TEXTBOOKS ON THE RUSSIAN LANGUAGE / ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ УЧЕБНИКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА / TASKS AND EXERCISES TEXTBOOKS OF THE RUSSIAN LANGUAGE / ACADEMIC TEXT

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Ахмадиева Е.Ф.

На материале действующих программ и учебников по русскому языку для основной школы рассматривается возможность формирования информационной компетентности при работе с учебно-научным текстом, представленном в учебниках

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Ахмадиева Е.Ф.,

METHODICAL SYSTEM OF FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE IN THE STUDY OF ACADEMIC-SCIENTIFIC TEXT ON THE RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

On the material of existing programs and textbooks on Russian language for primary school considers the possibility of formation of information competence when working with the educational and scientific text presented in the textbooks.

Текст научной работы на тему «Методическая система работы по формированию информационной компетентности при изучении учебно-научного текста на уроках русского языка»

УДК 371.31

МБО У гимназия №5,

учитель русского языка и литературы

Ахмадиева Е. Ф.

Россия, г. Екатеринбург,

тел. +79028791217,

e-maihahmadef@mail.ru

Grammar school № 5

the teacher of Russian language and literature Akhmadieva E. F. Russia, Ekaterinburg, tel. +79028791217, e-mail:ahmadef@mail.ru

Е.Ф. Ахмадиева

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНО-НАУЧНОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

На материале действующих программ и учебников по русскому языку для основной школы рассматривается возможность формирования информационной компетентности при работе с учебно -научным текстом, представленном в учебниках.

Ключевые слова: информационная компетентность,формирование информационной компетентности, учебно-научный текст, виды учебно-научных текстов, методический аппарат учебников по русскому языку, задания и упражнения учебников русского языка.

E. F. Akhmadieva

METHODICAL SYSTEM OF FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE IN THE STUDY OF ACADEMIC-SCIENTIFIC TEXT ON THE RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

On the material of existing programs and textbooks on Russian language for primary school considers the possibility of formation of information competence when working with the educational and scientific text presented in the textbooks.

Key words: information competence, formation of information competence, academic text, the types of educational-scientific texts, the methodological apparatus of textbooks on the Russian language, tasks and exercises textbooks of the Russian language.

В Федеральных стандартах второго поколения для основной школы уделяется отдельное внимание работе с информацией:«При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

•систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

•выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов)» [3, с.25].Формирование информационных умений обозначено как одно из требований планируемых результатов освоения учебных и междисциплинарных программ

© Ахмадиева Е.Ф., 2015

основной школы.

Для того чтобы составить представление о современном состоянии работы с информацией при изучении учебно-научного текста на уроках русского языка, нами было проанализировано содержание программ и учебников по русскому языку для основной школы.

Было проанализировано пять учебно-методических комплексов по русскому язы-кудля основной школы авторских коллективов В.В. Бабайцевой, С.Н. Пименова и др.; М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.; Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и др.; С.И. Львовой, В.В. Львова и др.; М.М. Разумовской, В.И. Капиноса и др. Все они имеют гриф Министерства образования и науки РФ.

В программах данных авторских коллективов предполагается работа с учебно-научными текстами. Но не всеми авторами заявлены специальные задачи, направленные на формирование информационной компетентности при работе с учебно-научным текстом.

В программе под редакцией В. В. Бабайцевой отмечено, что в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются такие общеучебные умения, как информационные: умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом[4,с.5].

В авторской программе для общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т. Баранова [5] и М.М. Разумовской [8] не выделены специальные задачи, связанные с формированием информационных умений при работе с учебно-научным текстом, но эта работа входит в круг тем, формирующих текстовые умения.

В пояснительной записке к программе по русскому языку под редакцией Р. Н. Бу-неева особое внимание уделяется работе с информацией; выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Русский язык», одно из которых - овладение функциональной грамотностью. «Под функциональной грамотностью мы понимаем способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении» [6,с.7].В программе в соответствии с требованиями стандарта второго поколения обозначены информационные умения, которыми должны овладеть учащиеся 5-9 классов при работе с учебно-научным текстом.

Автор программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений С.И.Львова [7]пишет о том, что «разработанная методическая система нацелена на формирование умений, обеспечивающих овладение речемыслительными способностями метапредметного уровня, например, способностью организовывать свою речемыс-лительную деятельность, направленную на полноценное получение и понимание информации» [1]. В программе заявлены информационные умения, которыми должны овладеть учащиеся 5-9 классов.

Таким образом, мы можем сказать о том, что в программах по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой, Р.Н. Бунеева, С.И. Львовой особое внимание уделяется работе с информацией: выделены специальные задачи, направленные на формирование информационной компетентности при работе с учебно-научным текстом, заявлены информационные умения, которыми должны овладеть учащиеся 5-9 классов.

В методическом аппарате учебников различна форма знакомства с теоретическим материалом. Авторы учебников перед чтением учебно-научных текстов включают в аппарат учебников задания, способствующие формированию информационной компетентности.

При изучении нового языкового явления работа начинается с информационного запроса, на который учащиеся должны найти ответ по материалам наблюдений (УМК

под редакцией В. В. Бабайцевой), или с ряда вопросов на повторение и упражнений для наблюдений (УМК под редакцией Р. Н. Бунеева, М. М. Разумовской).

Задания, предваряющие чтение учебно-научных текстов, следующие: «Подумайте, о чем может идти речь в этом тексте?»; «Прежде, чем читать текст, прочитайте его заголовок. Что вам уже известно?» (УМК под редакцией В.В. Бабайцевой); «Перед чтением текста составь и запиши вопросы, на которые ты надеешься получить ответ»; «Прочитай тему урока. Как ты думаешь, какой материал необходимо вспомнить, чтобы перейти к изучению данной темы?» (УМК под редакцией Р.Н. Бунеева). В УМК под редакцией С.И. Львовой изложение сведений в большинстве параграфов начинается с вопросов на припоминание, после которых следуют учебно-научные тексты.

Такая форма знакомства с новым материалом позволяет научить школьников самостоятельно получать информацию, анализируя языковой материал; лингвистическая теория предстает как результат обработки информации, что способствует пониманию, а не механическому воспроизведению прочитанного.

Следовательно, в методическом аппарате учебных комплексов по русскому языку перед чтением учебно-научных текстов проводится работа, способствующая формированию информационной компетентности, но не все авторы представляют данную работу в системе. Так, в УМК М. Т. Баранова и др. изучение нового материала начинается с информационного запроса лишь в части параграфов: 35% в 5 классе, 33% в 6 классе, 8% в 7 классе, 16% в 8 классе, 8% в 9 классе.

Вопросы и задания после теоретических сведений также способствуют формированию информационной компетентности, осознанному и целенаправленному процессу аналитико-синтетической деятельности. Во всех учебно-методических комплексах представлены следующие задания, формирующие умения, обеспечивающие поиск и понимание информации учебно-научных текстов :«Определите тему и основную мысль», «Озаглавьте текст», «Разделите текст на части»,«Подберите примеры .../ На примерах докажите.», «Передайте своими словами главную мысль», «Составьте и запишите план текста», «Какую новую информацию ты получил?».

Более детальная работа с информацией представлена в УМК под редакцией С. И. Львовой: «Определите, какие высказывания верны (истинны), а какие неверны (ложны)», «Используя материал упражнений, отметьте сходство и различие в.»; а также в УМК под редакцией Р.Н. Бунеева: «Какие слова в этом тексте являются ключевыми?», «Какая информация в этом тексте противоречит информации, которой ты владеешь?», «Сравни информацию, полученную тобой в результате наблюдений, и предлагаемую в рамке».

Изучение приемов чтения способствует усвоению информации. Систематическая работа, связанная с изучающим чтением представлена только в УМК под редакцией Р.Н. Бунеева.

В учебниках всех комплексов представлены следующие задания, способствующие формированию информационных умений, направленных на переработку и представление информации учебно-научного текста: «Разделите текст на части. Озаглавьте каждую часть»,«Перескажите текст», «Составьте простой/сложный/тезисный/вопросный план», «Сжато изложите содержание текста», Подготовьте устное выступление/сообщение на тему», «Составьте конспект текста».

В методическом аппарате учебников содержаться задания, связанные с сочинением на лингвистическую тему: «Напиши небольшой текст-рассуждение по данному началу.», «Напиши небольшое сочинение-рассуждение, используя любое высказывание» и т. п.

Во всех УМК с 5 класса теоретические сведения в учебниках излагаются в виде схем, таблиц и рисунков, иллюстрирующих лингвистические явления. Работа с инфор-

мацией, представленной в нетекстовом виде, учит анализировать информацию, производить структурно-смысловой и логический анализ текста:«Рассмотрите таблицу/схему и ответьте на вопрос/ расскажите о...», «Озаглавьте таблицу/схему».

Авторы всех УМК знакомят учащихся с невербальными способами изложения материала, но систематическая работа со структурированием информации отсутствует.

Для эффективной работы с информацией учебно-научного текста учащиеся должны знать их особенности (содержание, язык, структуру).В УМК представлены следующие задания, способствующие формированию умений, связанных с дифференциацией учебно-научного текста:«Определите стиль, тип текста», «Докажите, что данный текст является образцом научного стиля» и др. Особенности стиля усваиваются учащимися при выполнении заданий типа: «Как вы считаете, какие признаки лексики и синтаксиса данного текста характерны для научной статьи?» (см. УМК под редакцией Р.Н. Бунеева) или «Без имен существительных невозможно дать точное описание предметав научном стиле. Чтобы убедиться в этом, опишите.» (см. УМК под ред. С.И. Львовой).

Работая с учебниками, школьники встречаются с различными видами учебно-научных текстов: текст-определение, текст-описание, текст-объяснение, текст-рассуждение, текст-правило (о видах учебно-научных текстов см. [9]).Указанные тексты обладают определенными структурными и языковыми особенностями и выполняют определенные функции. На уроках учащиеся практическим путем знакомятся с особенностями этих текстов. На это направлены задания: «Дайте определение.», «Попробуйте сформулировать правило», «Сформулируйте самостоятельно определение», «Докажите, что.».

Учащиеся встречаются с разными видами учебно-научных текстов на протяжении всего курса обучения, но в методическом аппарате учебников практически не отражены отличия в организации деятельности учащихся при восприятии учебно-научных текстов различных видов.

Таким образом, в современных учебниках «Русский язык» для 5-9 классов уделяется достаточно серьезное внимание работе по формированию умений, которые составляют основу информационной компетентности: уделяется внимание восприятию, пониманию, переработке и созданию учебно-научного текста. Но результаты анализа учебно-методических комплексов показали, что специальные задачи, связанные с формированием информационной компетентности при работе с учебно-научным текстом выделены только в УМК под редакцией Р.Н. Бунеева и С.И. Львовой; в остальных УМК учебно-научные тексты не являются предметом специального анализа в учебном процессе. В методическом аппарате учебников задания, благодаря которым действия учащихся обобщались бы как действия, связанные с информацией, представлены не систематически; не всегда отдельные умения обобщаются как информационные. В проанализированных УМК практически не отражены различия в организации деятельности учащихся при восприятии учебно-научных текстов различных видов. Следовательно, работа по формированию информационной компетентности на материале учебно-научных текстов на уроках русского может быть скорректирована.

Библиографический список

1. Львова С. И. Учебник русского языка как основа образования, развития и воспитания современного школьника. //http://www.mnemozina.ru/

2. Методика преподавания русского языка в школе: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова. М.: Академия, 2000, с. 139-144

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [Сост. Е. С. Савинов]. - (Стандарты второго поколения). - М.: Просвещение, 2011, 25с.

4. Программа по русскому языку. 5-9 классы. Авторы программы В.В. Бабайцева (редактор), А.Ю. Купалова, Е. Я. Никитина, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Л.Д. Чесно-кова // Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл. / Сост. Е. И. Харитонова. - М.: Дрофа, 2011, с. 3-47.

5. Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. - 11-е изд., М.: Просвещение, 2010.-46 с.

6. Программа по русскому языку для основной школы. 5-11 кл. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова. // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Ба-ласс, Изд. ДОМ РАО. - 2010. - 320 с.

7. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы / [Авт.-сост. С.И. Львова]. 3-е изд., стер. М.: Мнемозина, 2008.

8. Программы по русскому (родному) языку, 5-9 классы, авторы программы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г. А. Богданова //Рабочие программы. Русский язык. 5-9 классы», сост. Е. И. Харитонова. М.: Дрофа, 2012.

9. Тронина Т.С. Формирование у учащихся IV класса умения воспринимать и воспроизводить учебно-научную речь (текст учебника) // Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4-8 классах / Сост. И.В. Галлинер, С.И. Львова. М.: Просвещение, 1988. С. 146-158.

References

1. Lvova S.I. Textbook of Russian language as the basis of education, development and education of modern students. // http://www.mnemozina.ru/

2. Methods of teaching Russian language at school: textbook for students at higher teaching universities /M.T. Baranov, N.A. Ippolitov, T.A. Ladyzhenskaya, M.R. Lvov; ed. by M.T. Baranova. M. : Academy, 2000, pp. 139-144.

3. Approximate basic educational program of an educational institution. Primary school / [sost. E. S. Savinov]. — (Second generation standards).— M.: Education, 2011, 25 p.

4. The program of the Russian language. Grades 5-9 .The authors of the program Vladimir Stanislaubabaitsau (the editor), A. J. Koupalova, E.Y. Nikitin, T.M. Panova, S.N. Pimenov, L.D. Chesnokov // Programs for teaching institutions: Russian language. 5-9 grades, 10-11 grades / Comp. by E. I. Kharitonov. Moscow: Drofa, 2011.

5. Program educational institutions: Russian language. Grades 5-9. Authors: M.T. Baranov, V.A. Uraltseva, N. M. Shansky. 11th ed., M.: Education, 2010. 46 p.

6. The program on Russian language for the primary school. 5-11 grades. R.N.Buneev, E.V. Buneeva, L.Y. Komissarov. // Educational system "School 2100". The collection of programs. Basic school. High school / Ed. By D. I. Feldstein. - M.: Balassa, Ed. HOUSE RAO. -2010.-320 p.

7. Program on Russian language for General educational establishments. 5-11 classes: maijor course, elective courses / [Comp. by S.I. Lvov]. M.: Mnemosyne, 2008.

8. Program on Russian (native) language, grades 5-9, the authors of the program: M.M. Razumovskii, S.I. Lvov, V. I. Kapinos, V. Lvov, G. A. Bogdanov //Work programs. Russian language. Grades 5-9", comp. byE. I. Kharitonov. Moscow: Drofa, 2012.

9. Tronina T. S. Formation at pupils of class IV of the ability to perceive and reproduce the educational-scientific speech (text tutorial) // Work on Russian language skills of in grades 4-8 / Comp. by I.V. Gallinger, S.I. Lvov. M.: Education, 1988. P. 146-158.