УДК 811.161.1+371.3+001.8
Н. Д. Глизерина
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
Историко-методический аспект изучения глагола
в школьном курсе русского языка
В статье рассматривается историко-методический аспект изучения глагола в школьном курсе русского языка. Автор анализирует объем лингвистических знаний, предлагаемых учащимся, круг формируемых умений, систему грамматических и речевых упражнений, взаимосвязь в обучении грамматике и развитии речи школьников. Статья предназначена учителям русского языка и студентам, обучающимся по языковым педагогическим направлениям.
Ключевые слова: грамматика, глагол, повествование, языковые средства повествования, учебник по русскому языку для школы, учебно-языковые умения, упражнения.
Школьный курс русского языка, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, направлен на решение задач развития речи детей, формирование коммуникативной компетенции учащихся, что предполагает свободное использование ими единиц языка в различных ситуациях общения. Коммуникативная компетенция рассматривается в современной методике как метапредметный результат обучения, однако основой для ее формирования выступают предметные знания, умения и навыки, которые составляют языковую компетенцию. Теоретическое осмысление детьми употребляемых в речи морфологических и синтаксических единиц, получение грамматических знаний, необходимых для овладения орфографическими, речевыми умениями, нормами культуры речи осуществляется в ходе изучения грамматики. В содержании грамматики важное место занимает изучение частей речи, в частности глагола.
Глагол как лексико-грамматический класс отличается богатством и разнообразием форм. Глагольные формы широко используются в речи, при -давая ей живость, динамизм. Видо-временные формы глагола выполняют организующую роль в связной речи, в частности в тексте типа повествования, а именно помогают сообщить о развивающихся, изменяющихся, сменяющих друг друга действиях и событиях. Слова-глаголы активно усваиваются детьми и часто употребляются ими в речи. Однако ошибки учащихся в смешении видо-временных глагольных форм многочисленны. Поэтому одним из условий формирования у школьников правильной письменной речи, соответствующей нормам русского литературного язы -
ка, является осознание учащимися теоретических сведений о глаголе.
Рассмотрим вопрос о содержании и методике школьного изучения глагола во взаимосвязи его грамматических признаков и стилистических функций в историческом аспекте на основе анализа содержания учебных пособий и методических трудов по русскому языку Ф. И. Буслаева «О преподавании отечественного языка», К. Г. Говорова «Опыт элементарного руководства при изучении русского языка практическим способом. Элементарная грамматика», А. И. Кирпич-никова «Этимология русского языка для низших классов гимназии, применительно к правописанию», Л. И. Поливанова «Краткий учебник русской грамматики для учеников двух первых классов средних учебных заведений» (XIX век), Н. С. Державина «Учебник грамматики русского языка», С. И. Абакумова «Учебник русской грамматики», В. А. Малаховского «Новая грамматика русского языка», Д. Н. Ушакова «Русский язык. Краткое систематическое школьное руководство по грамматике, правописанию и произношению», А. Б. Шапиро «Русский язык: Учебник по грамматике, правописанию и развитию техники речи» (начало XX века), а также в современных действующих учебниках для школы.
Одним из первых сведения по грамматике русского языка, в частности о глаголе как одной из важнейших частей речи, обобщил и систематизировал М. В. Ломоносов в «Российской грамматике» [5]. Он классифицировал глагол как знаменательную часть речи, «... понеже они (имя и глагол — Н. Г.) всегда вещь или деяние знаменуют» [5, с. 406]; выделил в числе важнейших
категорий время глагола и определил его основные временные значения в связи с видовыми значениями, а также подчеркнул важную роль глагола в речи — обозначение действия: «Изображения словесные вещей называются имена ... изображения деяний — глаголы» [5, с. 406].
В учебных пособиях по русскому языку С. И. Абакумова, Н. С. Державина, В. А. Малаховского, Д. Н. Ушакова, А. Б. Шапиро представлены следующие сведения о глаголе. Характеристика слов данного лексико-грамматического класса дается в связи с их общим грамматическим значением, а также способностью глагола изменяться по временам, лицам, числам. Ф. И. Буслаев перечисляет значения действия, присущие глаголу: «.глагол выражает движенье, действие, уменье, способность и пр.» [3, с. 211] и указывает, что «. глагол может означать различные времена: настоящее . прошедшее . будущее» [3, с. 216]. В качестве основной характеристики глагола выделяется выражение действия или состояния, обозначение признака предмета, связанного с действием или указанием на время появления этого признака. Так, А. И. Кирпичников пишет: «Глагол показывает действие или состояние предмета» [4, с. 32].
К числу важнейших глагольных категорий (наряду с залогом, лицом, наклонением глагола) в анализируемых пособиях по русскому языку относятся категории вида и времени.
Вид рассматривается как главная особенность русского глагола и определяется в связи с понятием «момент действия». В соответствии с основными видовыми значениями, в анализируемых учебниках по русскому языку выделяются несовершенный и совершенный виды глагола, называются способы их образования. Например, К. Г. Говоров рассматривает в составе несовершенного вида глагола многократный вид, выражающий незавершенность, повторяемость, многократность действия, а в составе совершенного вида — однократные глаголы, обозначающие законченное неповторяющееся действие. Л. И. Поливанов отдельно отмечает однократный вид глагола, «. означающий действие, один раз совершенное, и при том быстрое.» [6, с. 51]. Время как глагольная категория выделяется в рамках изъявительного наклонения и определяется в связи с понятием момента речи.
Раскрывая вопрос о соотношении видо-вре-менных глагольных форм, авторы анализируемых научно-методических работ по русскому
языку перечисляют временные формы, образуемые в рамках совершенного и несовершенного вида.
В анализируемых учебных пособиях по русскому языку делается попытка описать стилистические функции видо-временных глагольных форм: выявить дополнительные оттенки их значений, приобретаемые в контексте, указать случаи употребления глагольных форм вида и времени в переносном значении. Так, Ф. И. Буслаев рассматривает употребление формы будущего времени вместо настоящего в связи с видовым значением времен. Подобные сведения о стилистической функции глагола, об особенностях употребления его форм в тексте являются важными как для обучения грамматике, так и для работы по развитию связной речи учащихся.
В методическом плане изучение глагола как части речи и глагольных категорий вида и времени по учебным пособиям С. И. Абакумова, Н. С. Державина, В. А. Малаховского, Д. Н. Ушакова, А. Б. Шапиро является теоретико-практическим, то есть предполагает формирование умений по грамматике путем ознакомления учащихся с теоретическими сведениями по грамматике, разбора и закрепления их в ходе выполнения грамматических упражнений. При этом Н. С. Державин и В. А. Малаховский рекомендуют не просто сообщать учащимся теоретические правила в готовом виде, а предлагать школьникам специально подобранные для языкового анализа связные тексты, на материале которых дети должны провести наблюдение над языковым явлением и самостоятельно сделать теоретические выводы. Используемый в данном случае индуктивный метод направлен на повышение интереса учащихся к процессу обучения, осознанное усвоение грамматического материала.
Теоретические сведения о глаголе как части речи, его общем грамматическом значении, об особенностях образования и спряжения глагольных форм, о категориях вида и времени, видовых и временных значениях глагола, основных способах образования видовых и временных глагольных форм, видо-временной соотносительности форм глагола, стилистической функции глагола в речи в анализируемых учебных пособиях содержат такие грамматические понятия, как глагол; часть речи; признак предмета, производимый действием самого предмета; значение глагола; действие предмета; состояние предмета; сказуемое, глагольные слова; грамматическая
категория; момент действия; вид глагола; начинательный вид; несовершенный вид; несовершенный многократный вид; совершенный вид; значение видов глагола; момент времени действия; время глагола; настоящее время; прошедшее время; будущее время; будущее составное время, значение общего времени.
Разбор и закрепление названных грамматических понятий предполагает выполнение специальных указанных в анализируемых учебных пособиях грамматических упражнений, а именно: выявления различий в значении выделенных (в тексте) глагольных форм; сопоставления видовых значений глагольных форм прошедшего, настоящего и будущего времени; определения вида глагола; различения видовых форм глагола в связном тексте; составления предложений с использованием глагольных форм совершенного и несовершенного вида; определения временных значений глагольных форм; образования форм будущего времени; употребления данных глагольных форм в предложении; замены глагольных форм в предложении; замены временных глагольных форм совершенного вида временными формами несовершенного вида; сопоставления значений глаголов настоящего времени в предложениях с различной семантикой.
Авторы анализируемых учебных пособий по русскому языку, в частности Н. С. Державин, А. Б. Шапиро, делают попытку связать изучение глагола как части речи и глагольных категорий вида и времени с обучением учащихся тексту типа повествования. С этой целью в учебных пособиях по русскому языку помещаются такие упражнения, как замена в связном тексте глагольных форм прошедшего времени формами настоящего времени с целью оживления повествования; составление рассказа с употреблением различных видовых глагольных форм.
Основные сведения о глаголе как части речи и глагольных категориях вида и времени представлены в современных действующих учебниках по русскому языку для школы Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, В. В. Бабайцевой, М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос, Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой.
Определение понятия «глагол» в анализируемых учебниках строится с учетом общего грамматического значения глагола, его основных морфологических признаков и синтаксической функции.
Определение глагола как части речи в современных действующих учебниках по русскому
языку для школы дается с учетом общего грамматического значения глагола (обозначение действия и состояния предмета) и основных вопросов, на которые эта часть речи отвечает (что делать? что сделать? что делал? что сделал? что сделает? что будет делать?). При этом в учебниках В. В. Бабайцевой [1], М. М. Разумовской и других [9], Р. Н. Бунеева и других [2] сведения о значении действия глагола расширяются, в частности, раскрываются основные лексические значения, выражаемые глаголом.
Определение понятия «глагол» в действующих учебниках по русскому языку для школы включает, наряду со сведениями о грамматическом значении глагола, морфологическую и синтаксическую характеристику части речи.
В предложении глагол чаще всего выступает в роли сказуемого и образует вместе с подлежащим грамматическую основу предложения. Указанная синтаксическая функция глагола отмечается авторами анализируемых учебников по русскому языку. В учебнике В. В. Бабайцевой [1] дополнительно говорится о сочетаемости глагола с другими частями речи: «Глаголы в предложении могут распространяться другими частями речи, чаще существительным и наречиями, образуя словосочетания.» [1, с. 117]. В учебнике Р. Н. Бунеева и других [2] даются углубленные сведения о синтаксической функции глагола: 1) о формах (личной и безличной) выражения сказуемого; 2) о видах сказуемого (простом глагольном и составном именном); 3) о роли глагола в сложноподчиненном предложении с придаточным изъяснительным.
К основным морфологическим признакам глагола в анализируемых учебниках по русскому языку относятся вид, наклонение, время, лицо, число, род, спряжение (изменение глагола по лицам и числам).
Вид и время глагола рассматриваются в числе главных морфологических характеристик части речи: выделяются совершенный и несовершенный виды глагола; перечисляются основные видовые значения глагола, раскрывается термин «видовая пара»; в связи с понятием момента речи определяется время глагола и выделяются основные значения форм настоящего, прошедшего и будущего времени; рассматривается вопрос о соотносительности вида и времени как морфологических характеристик глагола; предлагаются сведения о главных особенностях употребления временных форм глагола в речи.
Изучение глагола как части речи и глагольных категорий вида и времени по анализируемым учебникам по русскому языку для школы предполагает ознакомление учащихся с понятиями глагол, действие предмета, состояние предмета, сказуемое, виды глагола, совершенный вид», несовершенный вид, время глагола, настоящее время, прошедшее время, будущее простое время, будущее сложное время.
Изучение теоретических сведений о глаголе как части речи, виде и времени глагола предусматривается путем введения грамматических понятий, разбора и закрепления их в ходе выполнения грамматических и речевых упражнений и является основой для формирования умений отличать глагол от других частей речи по совокупности морфологических признаков; указывать морфологические признаки, синтаксическую функцию глагола в предложении; образовывать формы глагола; производить морфологический разбор глагола.
Формирование у школьников учебно-языковых умений при изучении глагола как части речи на основе ознакомления с грамматическими понятиями связано с выполнением следующих грамматических упражнений: опознавания глагола по совокупности его морфологических признаков; указания морфологических признаков глагола; определения синтаксической роли глагола в предложении; выявления лексического значения глаголов и составления их семантических рядов; указания вида глаголов, определения их видового значения, образования видовых пар и форм с различным видовым значением; сопоставления глаголов по их видовому значению; соотнесения временных форм глагола с совершенным и несовершенным видом глагола; употребления глаголов совершенного и несовершенного вида с различными видовыми значениями в предложении и в связном тексте; определения временного значения глаголов с указанием их временной формы; образования глагольных форм настоящего, прошедшего и будущего времени совершенного и несовершенного вида; употребления временных форм глагола в предложении и связном тексте; выявления взаимосвязи морфологических признаков глагола — вида и времени; определения функции глагольных форм настоящего и будущего времени в тексте типа повествования; исправления ошибок в употреблении временных глагольных форм в связном тексте.
Глагол является главным языковым (грамматическим) средством повествования: за счет ис-
пользования в тексте типа повествования различных видо-временных форм глагола реализуется характерная черта типа речи — динамизм. Согласно принципу взаимосвязи в обучении грамматике и стилистике целесообразным является изучение глагола как части речи во взаимосвязи с работой над повествованием как типом речи. Анализ действующих учебников по русскому языку для школы показывает, что взаимосвязь в изучении глагола и обучении учащихся 5-6 классов тексту типа повествования учитывается в большей или меньшей степени. Так, по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и других, учебному комплексу под редакцией В. В. Бабай-цевой параллельно с усвоением школьниками глагола предусматривается формирование умений и навыков, связанных с написанием сочинения типа повествования. С этой целью в учебниках представлены теоретические сведения о жанровых разновидностях, композиционной форме, языковых средствах повествования и помещены упражнения, помогающие овладеть коммуникативными умениями, необходимыми для работы над текстом типа повествования. В учебниках по русскому языку М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос и других, Р. Н. Бунеева, Е. В. Бу-неевой и других изучение глагола и обучение повествованию связаны в меньшей степени, однако, что является важным, в работе над глаголом используются речевые упражнения, связанные с анализом языковых средств повествования.
Таким образом, в учебниках по русскому языку, применяемых в школьной практике в разные исторические эпохи, глагол рассматривается как одна из важнейших частей речи в совокупности ее грамматических категорий и роли в тексте. Для усвоения теоретических сведений предусматриваются грамматические и речевые упражнения. В учебниках по русскому языку конца XIX века одним из главных принципов обучения русскому языку был принят принцип взаимосвязи в работе по грамматике и стилистике. Однако проблема изучения глагола в связи с обучением тексту не была решена. Авторы учебников по русскому языку начала XX века сделали попытку соединить изучение глагола как части речи (глагольных категорий вида и времени) с работой над текстом. Эта линия в определенной степени реализована в современных действующих учебниках по русскому языку для школы. Однако для организации работы по развитию связной речи учащихся целесообразным является дополнение материала учебников сведениями о глаголе
как языковом средстве повествования (значениях и стилистической функции глаголов совершенного и несовершенного вида; видо-временных значениях глагольных форм прошедшего, настоящего и будущего времени; стилистических свойствах глагольных форм изъявительного наклонения; однородных глагольных сказуемых как главном синтаксическом средстве художественного повествования), усвоение и применение которых в работе над текстом позволит организовать единый процесс формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся.
-чэ—-
1. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: Теория. 5-9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений 10-е изд., стер. М.: Дрофа, 2001. 336 с.
2. Русский язык: учебник для 6-го класса основной школы / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комисарова, И. В. Те-кучева / под науч. ред. академика РАО А. А. Леонтьева. М.: Баласс 2000. 384 с.
3. Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. 2-е изд. М.: Изд-во Братьев Салаевых, 1867. 472 с.
4. Кирпичников А. И. Этимология русского языка для низших классов гимназии, применительно к правописанию (в соавт. с Ф. А. Гиляровым). М., 1868. 298 с.
5. Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. Т. 7. Труды по филологии. М.; Л.: АН СССР, 1952. 995 с.
6. Поливанов Л. И. Краткий учебник русской грамматики для учеников двух первых классов средних учебных заведений. С приложением образцов для диктанта, расположенных в порядке параграфов грамматики / сост. Лев Поливанов, препод. 4-й Моск. гимназии. М., [Л. И. Поливанов], 1871. 194 с.
7. Русский язык: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 7-е изд., стер. М.: Дрофа, 2001. 384 с.
8. Русский язык: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тро-стенцова и др. 23-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2001. 239 с.
9. Русский язык: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений / под ред.: М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 5-е изд., стер. М.: Дрофа, 2001. 368 с.
10. Русский язык: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тро-стенцова и др. 28-е изд. М.: Просвещение, 2001. 303 с.
11. Ушаков Д. Н. Русский язык. Краткое систематическое школьное руководство по грамматике, правописанию и произношению. М.; Л., Госиздат, 1926. 138 с.
12. Шапиро А. Б. Русский язык: учебник по грамматике, правописанию и развитию техники речи. М., 1927. 272 с.
1. Babaytseva V. V., Chesnokova L. D. Russkiy yazyk: Te-oriya. 5-9 kl.: ucheb. dlya obshcheobrazovatelnykh uchr. 10-e izd., stereotip. M.: Drofa, 2001. 336 s.
2. Russkiy yazyk: uchebnik dlya 6-go klassa osnovnoy shkoly / R. N. Buneev, E. V. Buneeva, L. Yu. Komisarova, I. V. Tekucheva / pod nauch. red. akademika RAO A. A. Leon-teva. M.: Balass 2000. 384 s.
3. Buslaev F. I. O prepodavanii otechestvennogo yazyka. 2-e izd. M.: Izd. Bratev Salaevykh, 1867. 472 s.
4. Kirpichnikov A. I. Etimologiya russkogo yazyka dlya nizshih klassov gimnazii, primenitelno k pravopisaniyu (v soavt. s F. A. Gilyarovym). M., 1868. 298 s.
5. Lomonosov M. V. Polnoe sobranie sochineniy. T. 7. Trudy po filologii. M.; L.: AN SSSR, 1952. 995 s.
6. Polivanov L. I. Kratkiy uchebnik russkoy grammatiki dlya uchenikov dvukh pervykh klassov srednikh uchebnykh zave-deniy. S prilozheniem obraztsov dlya diktanta, raspolozhennykh v poryadke paragrafov grammatiki / sost. Lev Polivanov, pre-pod. 4-y Mosk. gimnazii. M., [L. I. Polivanov], 1871. 194 s.
7. Russkiy yazyk: uchebnik dlya 5 kl. obshcheobrazovatel-nykh uchrezhdeniy / M. M. Razumovskaya, S. I. Lvova, V. I. Kapinos i dr.; pod red. M. M. Razumovskoy, P. A. Lekanta. 7-e izd., stereotip. M.: Drofa, 2001. 384 s.
8. Russkiy yazyk: uchebnik dlya 6 kl. obshcheobrazovatel-nykh uchrezhdeniy / M. T. Baranov, T. A. Ladyzhenskaya, L. A. Trosten-cova i dr. 23-e izd., pererab. M.: Prosveshchenie, 2001. 239 s.
9. Russkiy yazyk: uchebnik dlya 6 kl. obshcheobrazovatel-nykh uchrezhdeniy / pod red. M. M. Razumovskoy, P. A. Lekanta. 5-e izd., stereotip. M.: Drofa, 2001. 368 s.
10. Russkiy yazyk: uchebnik dlya 5 kl. obshcheobrazovatel-nykh uchrezhdeniy / T. A. Ladyzhenskaya, M. T. Baranov, L. A. Trosten-cova i dr. 28-e izd. M.: Prosveshchenie, 2001. 303 s.
11. Ushakov D. N. Russkiy yazyk. Kratkoe sistematicheskoe shkolnoe rukovodstvo po grammatike, pravopisaniyu i pro-iznosheniyu. M.; L., Gosizdat, 1926. 138 s.
12. Shapiro A. B. Russkiy yazyk: uchebnik po grammatike, pravopisaniyu i razvitiyu tekhniki rechi. M., 1927. 272 s.
N. D. Glizerina
Mari State University, Yoshkar-Ola
Historic and Methodical Aspects of the Study of the Verb in the School Course of the Russian Language
The article considers historic and methodical aspects of the study of the verb in the school course of the Russian language. The author analyses the volume of linguistic knowledge offered to students, their skills, the system of grammar and speech exercises, the connection between grammar and children's speaking skills. The article is of interest for teachers of the Russian language and students learning languages in teachers' training degree programmes.
Key words: Grammar, the Verb, narration, linduistic narrative means, school textbooks in the Russian language, training speech skills, exersices.