Научная статья на тему 'Организация работы над языковыми средствами повествования на уроках грамматики'

Организация работы над языковыми средствами повествования на уроках грамматики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
444
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / ТЕКСТ / ГРАММАТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ГЛАГОЛ / ПОВЕСТВОВАНИЕ / ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ПОВЕСТВОВАНИЯ / ГРАММАТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / COMMUNICATIVE SKILLS / TEXT / GRAMMATICAL AND STYLISTIC WORK / VERB / NARRATION / LINGUISTIC MEANS OF NARRATION / EXERCISES ON GRAMMAR AND STYLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Глизерина Надежда Дмитриевна

В статье излагается методика грамматико-стилистической работы над языковыми средствами текста-повествования на уроках грамматики в 5–6 классах. Автор определяет круг формируемых учебно-языковых и коммуникативных умений, указывает темы, при изучении которых целесообразно проведение работы над текстом, называет вводимые понятия и предлагает систему упражнений. Статья предназначена учителям-словесникам и студентам, обучающимся по языковым педагогическим направлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of Work on Linguistic Narration Means in Grammar Lessons

The article describes the methods of grammatical and stylistic work on linguistic means of narration in grammar lessons in the 5–6 forms at school. The author determines the sphere of language and communicative skills, points out the most suitable themes to work on texts, determines notions and offers a system of exercises. The article is meant for language teachers and students of linguistic pedagogical education.

Текст научной работы на тему «Организация работы над языковыми средствами повествования на уроках грамматики»

УДК 37.016:811.161.1'36

Н. Д. Глизерина N. D. Glizerina

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола Mari State University, Yoshkar-Ola

Организация работы над языковыми средствами повествования

НА УРОКАХ ГРАММАТИКИ Organization of Work on Linguistic Narration Means in Grammar Lessons

В статье излагается методика грамматико-стилистической работы над языковыми средствами текста-повествования на уроках грамматики в 5-6 классах. Автор определяет круг формируемых учебноязыковых и коммуникативных умений, указывает темы, при изучении которых целесообразно проведение работы над текстом, называет вводимые понятия и предлагает систему упражнений. Статья предназначена учителям-словесникам и студентам, обучающимся по языковым педагогическим направлениям.

The article describes the methods of grammatical and stylistic work on linguistic means of narration in grammar lessons in the 5-6 forms at school. The author determines the sphere of language and communicative skills, points out the most suitable themes to work on texts, determines notions and offers a system of exercises. The article is meant for language teachers and students of linguistic pedagogical education.

Ключевые слова: коммуникативные умения, текст, грамматико-стилистическая работа, глагол, повествование, языковые средства повествования, грамматико-стилистические упражнения.

Key words: communicative skills, text, grammatical and stylistic work, verb, narration, linguistic means of narration, exercises on grammar and style.

Овладение русским языком как средством общения является одной из главных целей изучения русского языка в школе. В Федеральном государственном образовательном стандарте для основной школы среди метапредметных результатов освоения выпускниками программы по русскому языку названы умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств, а также умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения [3].

Процесс обучения, при котором формирование учебно-языковых и коммуникативных умений и навыков обучающихся осуществляется в тесной взаимосвязи, требует применения текстового подхода к изучению грамматики. Для его реализации современная методика преподавания русского языка располагает необходимым научно-методическим потенциалом, содержащимся в трудах Л. Г. Антоновой, С. А. Арефьевой, Н. Д. Десяевой, В. А. Добромыслова, А. В. Дудникова, А. П. Еремеевой, Н. А. Ипполитовой, В. И. Капинос, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, В. Н. Мещерякова, Т. М. Пахновой, Н. А. Пленкина и других. Осуществление текстового подхода к изучению грамматики предполагает введение на уроках русского языка грамматико-стилистической работы, направленной на усвоение обучающимися знаний о грамматических единицах и формирование умений, связанных с использованием языковых единиц в тексте. Так, при изучении темы «Глагол» в 5-6 классах целесообразно

вводить обучение тексту типа повествования на основе грамматико-стилистической работы, которая способствует усвоению обучающимися знаний по грамматике, о глаголе и развитию коммуникативных умений в области построения и языкового оформления (оценки, выбора и уместного использования глагольных форм) текста типа повествования.

Основной целью разработанной нами методики обучения тексту типа повествования на уроках русского языка в 5-6 классах является формирование у школьников коммуникативных умений и навыков в области использования видовременных форм глагола как главного средства выражения динамики повествования. Достижение поставленной цели осуществляется путем введения на уроках изучения глагола и уроках развития речи в 5-6 классах грамматикостилистической работы, содержанием которой выступает изучение теоретических сведений, связанных с типологической структурой, композиционной формой и языковыми особенностями повествования, и формирование на их основе коммуникативных умений и навыков работы над текстом типа повествования. Изучение обучающимися сведений о глаголе на уроках русского языка имеет целью не только усвоение знаний по грамматике, но и создание основы для формирования коммуникативных умений и навыков, необходимых в работе над сочинением типа повествования.

Обучение школьников языковому оформлению текста типа повествования предполагает овладение учащимися следующими учебно-языковыми и коммуникативными умениями:

- определять значения глаголов совершенного и несовершенного вида и выявлять их стилистические свойства в тексте типа повествования;

- сопоставлять видовые значения глагольных форм и их стилистические свойства в текстах типа повествования и описания;

- правильно использовать глагольные формы совершенного и несовершенного вида в тексте типа повествования;

- определять видовременные значения глаголов прошедшего времени и их стилистические свойства в текстах типа повествования и описания;

- сопоставлять стилистические свойства глагольных форм прошедшего времени несовершенного и совершенного вида в текстах типа повествования, описания и рассуждения;

- употреблять глагольные формы прошедшего времени совершенного и несовершенного вида в тексте типа повествования;

- определять и сопоставлять стилистические свойства глагольных форм настоящего времени в текстах типа повествования, описания и рассуждения;

- употреблять глаголы в форме настоящего времени в тексте типа повествования;

- определять стилистические свойства глаголов будущего времени в текстах типа повествования;

- использовать глагольные формы будущего времени в повествовании о прошлом;

- определять стилистические свойства глагольных форм изъявительного наклонения и использовать их в тексте типа повествования;

- употреблять в сочинении-повествовании различные сочетания видовременных глагольных форм как главное средство выражения динамики повествования;

- анализировать стилистические свойства сложносочиненных, сложноподчиненных и простых предложений с однородными сказуемыми и употреблять указанные синтаксические конструкции в тексте типа повествования;

- находить и исправлять ошибки в речевом оформлении текста типа повествования.

Грамматико-стилистическая работа, направленная на формирование коммуникативных умений обучающихся в области языкового оформления текста типа повествования, предусматривается на уроках грамматики и специальных уроках развития речи при изучении тем «Виды глагола», «Прошедшее время», «Настоящее время», «Будущее время» (5 класс), «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение», «Рассказ по рисункам» (6 класс) и включает в себя ознакомление обучающихся с дополнительными теоретическими сведениями о языковых средствах повествования и выполнение грамматико-стилистических упражнений.

Изучение теоретических сведений о языковых средствах повествования (значениях глаголов совершенного и несовершенного вида, видовременных значениях глагольных форм прошедшего, настоящего и будущего времени, стилистических свойствах глагольных форм

изъявительного наклонения, простом предложении с однородными сказуемыми как главном синтаксическом средстве художественного повествования) осуществляется путем введения понятия «языковые средства повествования» («видо-временная соотносительность глаголов», «стилистические свойства глаголов несовершенного вида», «стилистические свойства

глаголов совершенного вида», «стилистические свойства глаголов прошедшего времени несовершенного вида», «стилистические свойства глаголов прошедшего времени совершенного вида», «стилистические свойства глаголов настоящего времени», «стилистические свойства глаголов будущего времени», «стилистические свойства глаголов изъявительного наклонения», «стилистические свойства сложносочиненных, сложноподчиненных и простых предложений с однородными сказуемыми»). При этом школьникам необходимы дополнительные теоретические сведения о языковых средствах повествования.

Разбор и закрепление данных понятий предполагается в ходе выполнения грамматико-стилистических упражнений. Основой системы грамматико-стилис-тических упражнений является использование текстов типа повествования в качестве оптимальной дидактической единицы. Введение данных упражнений направлено на решение следующих задач:

- показать учащимся стилистические свойства видовременных глагольных форм в текстах типа повествования, описания и рассуждения;

- обучить школьников выбору и употреблению видовременных глагольных форм как главного средства выражения динамики в тексте типа повествования.

Система грамматико-стилистических упражнений, направленная на формирование коммуникативных умений и навыков языкового оформления текста типа повествования, включает следующие виды упражнений:

- упражнения, связанные с анализом типологической структуры, композиционной формы и языковых средств текста типа повествования;

- упражнения, требующие построения тематической и композиционной схем текста типа повествования и заполнения их языковыми средствами;

- упражнения, предполагающие построение текста типа повествования в соответствии с его типологической структурой и композиционной формой;

- упражнения, связанные с редактированием текста типа повествования (нахождение и исправление грамматических ошибок в употреблении глагольных форм).

Таким образом, работа над языковыми средствами повествования при изучении глагола в 5-6 классах позволяет организовать единый процесс формирования учебно-языковых (на основе усвоения знаний о глаголе) и коммуникативных (в области использования глагольных форм как главного языкового средства повествования) умений и навыков, что способствует повышению эффективности обучения школьников связному высказыванию.

ш

1. Арефьева С. А. Синтактико-стилистическая подготовка учащихся к сочинениям разных типов: монография. М.: Прометей, 1998. 342 с.

2. Ипполитова Н. А. Текст в системе изучения русского языка в школе: учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Флинта; Наука, 1998. 176 с.

3. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http ://standart. edu.ru/catalog. aspx?CatalogId=2626 (дата обращения

3.02.20013).

1. Arefyeva S. A. Sintaktiko-stilisticheskaya podgotovka uchash-chihsya k sochineniyam raznykh tipov: monografiya. M.: Prometey, 1998. 342 s.

2. Ippolitova N. A. Tekst v sisteme izucheniya russkogo yazyka v shkole: ucheb. posobie dlya stud. ped. vuzov. — M.: Flinta; Nauka, 1998. -- 176 s.

3. Primernye programmy po uchebnym predmetam. Russkiy jazyk 5-9 klassy [elektronny resurs]. Rezhim dostupa:

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2626 (data obrashhenija

3.02.20013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.