Научная статья на тему 'Методическая система применения комплекса учебно-коммуникативных ситуаций'

Методическая система применения комплекса учебно-коммуникативных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бирюкова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическая система применения комплекса учебно-коммуникативных ситуаций»

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСА УЧЕБНОКОММУНИКАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ

М.А. БИРЮКОВА

Развитие способности студентов технических специальностей к профессиональному общению происходит более эффективно при реализации спроектированной автором методической системы применения комплекса учебно-коммуникативных ситуаций. В целях развития способности к профессиональному общению необходим системный подход к организации образовательного процесса. Методическая система применения комплекса учебнокоммуникативных ситуаций -это совокупность находящихся в единстве структурных компонентов, взаимодействие которых обеспечивает достижение эффективного профессионального общения при разрешении инженерных задач. Задачей данного исследования является обоснование и проверка эффективности данной системы.

Теоретическое обоснование методической системы применения комплекса учебнокоммуникативных ситуаций включает в себя выбор подхода к ее созданию, выявление закономерностей и на их основе определенных принципов. Опираясь на теорию применения учебно-коммуникативных ситуаций и системный подход, рассматривая процесс развития способности к профессиональному общению как развивающуюся систему, мы выделили устойчивые повторяющиеся связи (закономерности) и связанные с ними принципы.

Одной из закономерностей является: единство характера профессиональной деятельности и содержания учебно-коммуникативных ситуаций для развития способности студентов к профессиональному общению. Для нашего исследования данная закономерность является ведущей. Развитие способности студентов технических специальностей должно происходить на основе и при помощи учебно-коммуникативных ситуаций, имитирующих профессиональную деятельность инженера. В нашем случае учебно-коммуникативная ситуация представляет частный случай профессиональной деятельности инженера, где происходит взаимодействие общающихся. Известно, что любое взаимодействие возникает при решении какой-либо задачи. И поэтому ситуации необходимо организовывать как деятельность, состоящую из решения задач общения. Основные черты деятельности, присущие ситуации - это содержательность, эвристичность, иерархичность, определенная структура. С этой закономерностью связан принцип профессиональной направленности содержания учебно-коммуникативных ситуаций.

Данный принцип требует конструирования комплекса учебно-коммуникативных ситуаций с релевантным для профессиональной деятельности инженера предметным содержанием и решением студентами инженерных задач с целью развития способности студентов технических специальностей к профессиональному общению.

Развитие способности к профессиональному общению осуществляется поэтапно. Получив теоретические знания об общении, нормах и правилах профессионального языка, убедившись в важности профессионального общения для инженера на первой стадии, студенты анализируют несложные ситуации, произошедшие на предприятиях. На второй стадии студенты - будущие инженеры при разрешении ситуаций предлагают свои пути решения инженерных задач, аргументируя точку зрения. На заключительной стадии студенты включаются в активную коммуникативную деятельность, разыгрывая ситуации по ролям и самостоятельно разрешая сложные инженерные задачи. Из этой закономерности вытекает принцип поэтапности развития способности к профессиональному общению.

Принцип поэтапности позволяет разрешить противоречие между необходимостью развития способности студентов к профессиональному общению и формированием целостного видения профессиональной деятельности инженера. Данный принцип «придает системный характер деятельности» [3, с.201]. Поэтапность в развитии способности студентов к профессиональному общению обеспечивает доступность при разрешении учебно-коммуникативных ситуаций, постепенное нарастание трудностей решения инженерных задач и развитие профессионально важных качеств, необходимых для профессиональной деятельности будущего инженера.

Результативность разрешения учебно-коммуникативных ситуаций находится в зависимости от качественной реализации управленческих функций преподавателем. Управление процессом разрешения учебно-коммуникативных ситуаций предполагает в рамках предлагаемой системы выполнение определенных управленческих действий: мотивирование, регулирование, контроль и оценку результатов. С вышеназванной закономерностью связан принцип управляемости. Названные закономерности и принципы послужили теоретической основой создания методической системы применения комплекса учебно-коммуникативных ситуаций для развития способности студентов технических специальностей к профессиональному общению. Предлагаемая методическая система содержит следующие компоненты: целеполагающий, содержательный, процессуальный и результативный.

Целеполагающий компонент отражает стратегическую цель развития способности к профессиональному общению - достижение высокого уровня развития способности студентов к профессиональному общению, необходимого для эффективной профессиональной деятельности, развитие личностных качеств, обусловливающих эффективное профессиональное общение. Достижение высокого уровня развития способности к профессиональному общению рассматривается исходя из компонентного состава общения: коммуникативный - способность осуществлять обмен информацией; перцептивный - способность межличностного восприятия, оценивания и взаимопонимания; интерактивный - способность психологического воздействия и взаимодействия.

Цель обусловлена потребностью общества в специалистах, обладающих способностью эффективно проводить профессиональное общение. Поставленная цель требует решение нескольких задач. Обучающие задачи направлены на формирование системы знаний, умений необходимых для профессионального общения. Развивающие задачи призваны развивать профессионально важные качества будущего специалиста. Воспитывающие задачи направлены на овладение культурой поведения и межличностного общения.

Содержательный компонент методической системы, как дидактическая основа, представлен комплексом учебно-коммуникативных ситуаций для развития способности к профессиональному общению. Следующей составляющей содержания развития способности студентов технических специальностей является разработанная и апробированная программа спецпрактикума «Профессиональное общение инженера». При составлении программы осуществлялся интегративный и дифференцированный подход к отбору учебно-коммуникативных ситуаций с целью развития способности к профессиональному общению. Интеграция и дифференциация дисциплин учебного плана представляет целостный процесс получения теоретических знаний, специальных и профессионально-коммуникативных умений, необходимых при разрешении учебно-коммуникативных ситуа ций.

Следующий компонент методической системы применения комплекса учебнокоммуникативных ситуаций - процессуальный компонент, отвечающий на вопросы «как? каким образом?» развивать способность студентов технических специальностей к профессиональному общению. Автором исследования разработаны технологии, которые дают наибольший эффект в развитии способности студентов технических специальностей к профессиональному общению: технология конструирования учебно-коммуникативных ситуаций; технология управления процессом разрешения учебно-коммуникативных ситуаций. Конструирование учебнокоммуникативных ситуаций состоит из трех этапов: начальный, основной и завершающий. Основной этап предусматривает выбор методов при разрешении учебно-коммуникативных ситуаций. Применительно к настоящей методической системе при разрешении студентами учебно-коммуникативных ситуаций нами использованы метод ситуационного анализа, метод «инцидента», метод разбора корреспонденции и метод проигрывания ролей ситуации.

Следующим компонентом методической системы является результат. К нему относятся эффективное профессиональное общение и коррекция процесса применения учебнокоммуникативных ситуаций. Результат представлен владением студентами компонентным составом профессионального общения: коммуникативный, перцептивный, интерактивный. В

результате студент как будущий инженер-электроэнергетик эффективно ведет профессиональное общение, добиваясь решения инженерных задач.

Развитие способности студентов технических специальностей к профессиональному общению является непрерывным, длительным процессом, который проходит под управлением преподавателя. Системное знание о протекании управляемого процесса базируется на педагогическом мониторинге, главной целью которого является отслеживание динамики уровня развития способности студентов к профессиональному общению с помощью канала обратной связи. Канал обратной связи значим как для преподавателя, так и для студентов. Преподавателю он позволяет оценивать эффективность развития способности студентов к профессиональному общению, корректировать свои действия, дифференцировать методы и содержание учебнокоммуникативных ситуаций с учетом индивидуальных особенностей студентов. А студенты с его помощью могут видеть свои недостатки и успехи, получить оценку своей деятельности и советы по ее коррекции.

Вовремя внести коррективы в образовательный процесс позволяют специально разработанные для студентов технических специальностей учебно-коммуникативные ситуации, направленные на развитие способности к профессиональному общению. Под диагностикой развития способности студентов к профессиональному общению мы понимаем процесс выявления уровня развития коммуникативного, перцептивного и интерактивного компонентов профессионального общения специалиста в соответствии с заданными критериями, анализа полученных результатов, принятия мер для последующей коррекции развития способности студентов к профессиональному общению. Коррекция (в случае необходимости) направлена на исправление недостатков и предусматривает внесение изменений в деятельность преподавателя и студента, в ход эксперимента, в формы учебных занятий для достижения желаемого результата. Методика проведения коррекции включает: коррекцию технологий развития способности студентов к профессиональному общению, коррекцию методов развития способности студентов к профессиональному общению.

Система применения учебно-коммуникативных ситуаций для развития способности студентов технических специальностей к профессиональному общению является методической. Как системе ей присуще все системные признаки: целостность, наличие структурных компонентов, наличие взаимосвязи между компонентами системы и образовательным пространством, иерархичность, наличие системообразующего фактора, множественность описания.

Целостность методической системы применения комплекса учебно-коммуникативных ситуаций для развития способности студентов к профессиональному общению определяется совокупностью структурных компонентов данной системы. Каждый ее компонент, обладая определенными свойствами, является частью диалектически обусловленной целостности свойств всей системы. Единство и неделимость системы, как показатели целостности, можно доказать, если из системы исключить хотя бы один компонент. Например, методическая система в случае отсутствия целеполагания теряет свой смысл. Но это не означает, что целостность методической системы применения комплекса учебно-коммуникативных ситуаций сводится к простому суммированию структурных компонентов. Целостность методической системы определяется единством целей, задач и содержания обучения, направленных на развитие у студентов коммуникативного, перцептивного и интерактивного компонентов профессионального общения. Между всеми структурными компонентами системы имеется взаимосвязь. Так содержательный компонент строится на основе рассмотрения целеполагания. Анализируя цель обучения, определяется содержание учебно-коммуникативных ситуаций. Технологии развития способности студентов к профессиональному общению связаны с методами разрешения учебнокоммуникативных ситуаций. Перечень этот можно продолжить. Таким образом, доказывается, что внутри методической системы существуют взаимосвязи. Способность методической системы, будучи открытой, обмениваться в образовательном пространстве информацией доказывает наличие внешней взаимосвязи.

Каждому компоненту методической системы присуще свое место. Так организации деятельности студентов и преподавателя предшествует содержательный компонент, а коррекция может осуществляться только после мониторинга результатов обучения. Таким образом, разработанная методическая система обладает системным свойством иерархичностью -расположением компонентов системы в порядке от высшего к низшему. Иерархичность методической системы применения учебно-коммуникативных ситуаций не является абсолютно жёсткой. Выделенные уровни имеют некоторую самостоятельность. Системообразующим фактором данной методической системы является комплекс учебно-коммуникативных ситуаций для развития способности к профессиональному общению.

Множественность описания методической системы применения комплекса учебнокоммуникативных ситуаций для развития способности студентов к профессиональному общению подразумевает построение некоторого числа различных моделей, каждая из которых описывает лишь одну из сторон системы. Представим описание методической системы посредством анализа функций, так как система применения комплекса учебно-коммуникативных ситуаций для развития способности студентов технических специальностей к профессиональному общению является полифункциональной:

• социальная, направленная на передачу общественного опыта, развитие общей и профессиональной культуры;

• психологическая, обеспечивающая создание положительной мотивации у студентов для развития профессионально важных качеств;

• педагогическая, предполагающая создание необходимого научного и учебнометодического обеспечения процесса развития способности к профессиональному общению;

• управленческая, обеспечивающая применение учебно-коммуникативных ситуаций для развития способности студентов к профессиональному общению; поэтапную организацию разрешения ситуаций; своевременное внесение целесообразных изменений в организацию процесса разрешения ситуаций; анализ, учет и контроль коммуникативной деятельности студентов.

Таким образом, мы доказали, что предлагаемая автором методическая система применения комплекса учебно-коммуникативных ситуаций для развития способности студентов технических специальностей к профессиональному общению отвечает всем признакам целостной, динамической, управляемой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.