УДК 37i (G75)
РАЗВИТИЕ И САМОРАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЫ В.Н. Литвина, Н.Н. Веселова
В статье представлены результаты анализа состояния проблемы развития у обучающихся коммуникативных умений за период школьного и вузовского обучения. Сделан акцент на систематизации подобных умений, в связи с реализацией на практике идеи саморазвития как инициированного их развития самим обучающимся
Ключевые слова: развитие, саморазвитие, умения взаимодействия, информационно-коммуникативная среда
В изменившихся социально-
экономических условиях от будущих специалистов из числа организаторов и руководителей производства, а также инженерно-технических работников, наряду с такими качествами, как предприимчивость, готовность адаптироваться к новым условиям работы, регулировать отношения между людьми в процессе совместной деятельности требуется быть коммуникабельным, уметь взаимодействовать в условиях
коммуникативной среды.
В этой связи важным резервом совершенствования подготовки будущих специалистов, обучающихся в условиях информационно-коммуникационной среды, является использование в полной мере коммуникативных потенциалов в процессе взаимодействий педагога и студента.
«Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых и косвенных отношений с другими людьми, оно включает ...коммуникативный аспект» [1, с. 168]. В этой связи заметим, что одним из направлений исследований коммуникаций в психолого-педагогической науке является изучение проблем общения обучающихся в учебной деятельности. Изучением
коммуникативного компонента деятельности занимались Г.М. Андреева, Т.Г. Григорьева, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, Р.Л. Кричевский, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др.).
По мнению В. В. Давыдова, опирающегося на полидисциплинарный подход, психологическая структура учебной деятельности школьника и учебно-
Литвина Вера Николаевна - МГИУ, аспирант, e-mail: litvina. vera@gmail. com
Веселова Надежда Николаевна - МГИУ, канд. пед. наук, доцент, e-mail: nadi. [email protected]
профессиональной деятельности студента не имеет различий.
Раскрывая компонентный состав учебной деятельности школьника, Н.А. Лошкарева выделяет в ее структуре наряду с учебно-организационными, учебноинтеллектуальными, учебно-
информационными умениями и учебнокоммуникативные умения и навыки. Последние «состоят в овладении учеником способами построения устной и письменной речи в зависимости от целей и условий общения с другим человеком в ходе учебной работы» [2, с.16.]. Учебно-коммуникативные умения и навыки, по мнению В.М. Коротова, в сумме обеспечивают культуру устной и письменной речи школьника [2, с. 11]. Самонастраивание на коммуникативную деятельность, связанную с учением, И.Я. Лернер относит к группе психолого-характериологических умений [2, с. 32].
Анализ литературных источников по проблеме формирования и развития у обучающихся умений взаимодействия засвидетельствовал, что психолого-
педагогической наукой выделены следующие виды коммуникативных умений, которыми обучающиеся должны овладеть за весь период школьного и вузовского обучения:
- учебно-коммуникативные умения у школьников [2];
- когнитивно-коммуникативные умения у учащихся [3];
- коммуникативно-речевые умения у студентов (Н.В. Киреева и др.) [4];
- профессиональные коммуникативные умения и навыки у будущих специалистов [5];
- коммуникативные умения у будущих инженеров. Последние освещены в исследованиях Е.Е. Боровковой, В.И. Загвязинского, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьминой, М.В. Семышева и др.) [5].
По мнению Э. А. Игнатьевой коммуникативные умения являются основой виртуального общения. Она полагает, что в качестве коммуникативных умений
виртуального общения следует рассматривать такие умения как:
- умения выражать свои мысли;
- умения понимать и принимать информацию;
- умения выстраивать виртуальные отношения;
- умения вырабатывать
индивидуальную тактику и стратегию поведения [6].
За последние годы наряду с различными видами коммуникативных умений в диссертационных исследованиях
психологого-педагогической направленности представлены результаты изучения и подходы к совершенствованию коммуникативных способностей у обучающихся [7], коммуникативных качеств у студентов в процессе профессиональной подготовки [8], коммуникативной компетентности студентов технических вузов и специалистов при подготовке к профессиональному общению [9].
Развитие коммуникативных умений у обучающегося детерминировано его личностным коммуникативным потенциалом. Так, в частности, в диссертационном исследовании Л.Ц. Кагермазовой показано, что система коммуникативных свойств личности, куда входят контактность, круг общения, социально-перцептивные и социальнорефлексивные свойства и умения, составляет коммуникативный личностный потенциал, обеспечивающий успешность участия человека в общении и коллективной деятельности с другими людьми [10].
В качестве методов, подходов и
приемов формирования коммуникативных
умений у обучающихся предлагаются ролевые игры, социально-психологические и
психологические тренинги, изучение курса психологии первокурсниками с целью преодоления психологического барьера и др.
Термин «коммуникативные барьеры в общении», по мнению О.В. Маторы, употребляется в психологической литературе как синомичный терминам «затруднения в общении», «трудности в общении», «психологические барьеры в общении», «барьеры коммуникации» и так далее [12].
Психолого-педагогической наукой выделены следующие типы коммуникативных барьеров, которые возникают в процессе совместной деятельности студентов:
мотивационный, социально-психологический, индивидуально-психологический, операциональный (Е.В. Залюбовская [11]) и социально-перцептивный (Т.Ю. Базаров [13]).
Следующим немаловажным моментом значимым своим практическим приложением исследуемой нами проблемы является обращение к средствам преодоления коммуникативных барьеров, которые обусловлены отсутствием (или недостаточным развитием) у студентов умений взаимодействия в информационно-коммуникационной среде. Преодоление коммуникативных барьеров в важнейших сферах человеческой деятельности возможно посредством совершенствования форм и способов общения между людьми. В качестве факторов, которые способствуют преодолению коммуникативных барьеров в совместной деятельности студентов, выделяют:
- высокую мотивацию учебной деятельности, условием и средством которой является общение;
- формирование учебного коллектива и
его воздействие на личность обучаемых, способствующие преодолению
индивидуалистической личностной ориентации как коммуникативного барьера
мотивационного типа;
- овладение языковыми средствами;
- овладение коммуникативными
умениями и навыками и вследствие чего происходит преодоление «операционального» коммуникативного барьера, вызванного
недостаточностью средств, необходимых для реализации процесса общения;
- доброжелательное отношение,
систему поощрений;
- накопление положительного опыта
общения и приобретение коммуникативных умений и навыков в ходе специально организованной совместной учебной деятельности, что способствует
«нейтрализации» или «компенсации»
нежелательных для общения в группе качеств и преодолению «индивидуально-
психологических» коммуникативных барьеров [11].
В ходе учебного процесса происходит взаимодействие студента со сверстниками и педагогами. Внешние и внутренние «барьеры» деятельности, по мнению С. А. Гороховой, студент способен преодолеть через надситуативную активность. Проявляется она в виде явлений творчества, познавательной или интеллектуальной активности,
«бескорыстного» риска и т.п. В качестве комплекса организационно-педагогических
условий развития коммуникативной активности студентов предлагается система,
обеспечивающая инструментально-
методическую составляющую процесса развития этого феномена, включающую три основных элемента: научно-педагогический
(применение принципов
трансдисциплинарности, контекстности,
концептуальности); организационный (блочномодульная организация педагогической работы); образовательно-дидактический
(совокупность средств и методов, реализуемых в образовательном процессе вуза) [14].
Эффективное развитие
коммуникативной готовности студентов, по мнению Ю. А. Лимаревой, включает в себя:
- обучение студентов-первокурсников диагностике с целью выявления коммуникативных барьеров;
- введение научно-практических семинаров для преподавателей по проблемам развития коммуникативной готовности студентов;
- использование на занятиях
технического цикла педагогических приемов и средств, направленных на развитие
коммуникативной готовности [15].
Процесс овладения студентами
умениями взаимодействия в коммуникативной среде происходит стихийно и организованно. Как показывает практика естественный ход становления общеучебных умений,
выделенных в структуре учебной деятельности, достаточно длителен, а если он направляется психолого-педагогическими формирующими воздействиями, то время овладения существенно сокращается. В этой связи заметим, что понятие и термин «формирование» относится к объектам, качественные изменения которых происходят под воздействием внешних управляющих сил, а понятие и термин «развитие» к таким системам, которые имеют высокую степень самодостаточности и автономные внутренние источники своих качественных изменений.
На наш взгляд, благодаря специально организованному педагогом (или педагогом-психологом) процессу формирования умений взаимодействия в условиях информационнокоммуникационной среды, подкрепленному естественным ходом их овладения, процесс количественно-качественных изменений
переходит в плоскость развития, а при определенных условиях - саморазвития.
Под саморазвитием системы коммуникативных умений у студента мы понимаем процесс ее инициированного
развития самим обучающимся, направляющим самодвижение отдельных подсистем системного объекта в новое русло. Самодвижение может происходить как естественным путем, так и в сочетании с организованным педагогом (или педагогом-психологом) путем. При таком взгляде на саморазвитие самодвижение
рассматривается как один из его видов.
Анализ научных психолого-
педагогических источников указал нам на отсутствие в теории и практике систематизации коммуникативных умений, которая позволяла бы образовать систему коммуникативных умений студента, включающую в себя подсистемы подобных умений, отражающих процесс их подсистемного накопления за время обучения в школе и вузе.
Обобщая сказанное выше, отметим, что в систему коммуникативных умений студента следует включить:
- подсистему учебно-коммуникативных
умений как компонент системы учебной деятельности, представляемой в качестве системы общеучебных умений (учебноорганизационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные и учебно-
коммуникативные умения и навыки);
- подсистему коммуникативных умений учебно-профессиональной деятельности;
- подсистему умений взаимодействия в коммуникативной среде.
В этой связи умения взаимодействия студента с преподавателем в условиях информационно-коммуникативной среды
являются частным случаем умений взаимодействия в коммуникативной среде.
Литература
1. Психология: словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -2-е изд. М.: Политиздат, 1990. - 490 с.
2. Роль учебной литературы в формировании общих учебных умений и навыков школьников: Материалы VI пленума Ученого методического совета при Министерстве просвещения СССР. - М.: Педагогика, 1984. - 208 с
3. Забродина И.В. Формирование когнитивнокоммуникативных умений у учащихся подросткового возраста: (на примере гуман. дисциплин): Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - Челябинск, 1996.- 16 с.
4. Киреева Н.В. Методика развития комбинированных коммуникативно-речевых умений // Язык и культуры.
2010. 2 (10). С.92 - 105.
5. Ивкина Ю.А. Развитие коммуникативного потенциала студентов технического университета: Автореф. дис. канд. пед. наук / Ю. А. Ивкина.- Магнитогорск, 2002. 22с.
6. Игнатьева, Э. А. Выявление уровня сформированности умений виртуального общения молодежи / Э. А. Игнатьева // Психологическая наука и образование. -
2011. - № 4. - С. 67-76
7. Кидрон А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1981. - 19 с.
8. Швайко А.П. Педагогические условия формирования коммуникативных качеств у студентов в процессе профессиональной подготовки: Автореф. канд. пед. наук.
- Уфа. -1997. -19с.
9. Липатова Т.И. Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности студентов технических вузов и специалистов при подготовке к профессиональному общению: Автореф.
дис. .канд.пед.наук. Челябинск, 2005.
10. Кагермазова Л. Ц. Смысловые коммуникации в учебном процессе: теория и технологии направленной трансляции смыслов в обучении: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра психол. наук: специальность 19.00.07 «Пед. психология» -Ростов-на-Дону: 2009. - 67 с.
11. Залюбовская Е. В. Преодоление коммуникативных барьеров в условиях совместной деятельности: Автореф. дис. ... канд. наук. — М., 1984.
12. Матора О. В. Коммуникативные барьеры в межличностном общении курсантов вузов пограничного профиля: автореф. дис. ...канд. психол. наук: 19.00.05 / О. В. Матора; Голицин. погранич. ин-т ФСБ РФ. - М., 2009.
- 23 с.
13. Базаров Т.Ю Социально-психологические методы и технологии управления персоналом организации. Автореф. дисс... доктора психол наук М.: МГУ, 1999.
14. Горохова С. А. Организационно-педагогические условия развития коммуникативной активности студентов вуза: Автореф. канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2006.
- 16 с.
15. Лимарева Ю. А. Коммуникативный компонент системы подготовки специалиста в техническом вузе /Ю.А. Лимарева// Проблемы образования и развития личности учащихся: сб.науч.тр. - Магнитогорск: МаГУ, 2003. - С. 21-24.
16. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов.- М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
Московский государственный индустриальный университет
DEVELOPMENT AND SELF-DEVELOPMENT SKILLS OF INTERACTION OF STUDENTS IN INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT
V.N. Lytvyna, N.N. Veselova
The paper considers development and self-development skills of interaction of students in information and communication environment
Key words: development, self-development, skills of interaction, information and communication environment
2Gi