Научная статья на тему 'Методическая разработка цикла тренингов толерантности в молодежной среде: проблемы, тенденции и перспективы (из опыта работы)'

Методическая разработка цикла тренингов толерантности в молодежной среде: проблемы, тенденции и перспективы (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ТОЛЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / TOLERANT BEHAVIOR / СТУДЕНЧЕСКАЯ СРЕДА / STUDENT ENVIRONMENT / ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ / TOLERANCE FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башнина Ажар Жумагалиевна

Рассматриваются практические подходы к формированию толерантного поведения в студенческой аудитории.The article presents practical approaches to the formation of tolerant behavior in the student audience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическая разработка цикла тренингов толерантности в молодежной среде: проблемы, тенденции и перспективы (из опыта работы)»

ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

УДК 316. 342

А. Ж. Башнина,

Курганский государственный университет

Методическая разработка цикла тренингов толерантности в молодежной среде: проблемы, тенденции и перспективы (из опыта работы)

Межнациональные отношения и межэтническая толерантность всегда были в центре внимания государственной политики нашей страны. Для России сейчас эти задачи еще более актуальны. Особенно остро ксенофобия проявляется среди молодежи, в том числе и в студенческой среде, что подтверждают результаты социологических исследований проблем молодежи и образования.

Политики, ученые, деятели культуры и образования должны четко понимать степень своей ответственности за воспитание новых поколений в духе взаимоуважения и национальной терпимости, желания к постижению истории, самобытной культуры, национальных особенностей народов, проживающих на протяжении многих веков по соседству.

В стратегии модернизации российского образования определены требования к высшей школе, направленные на сплочение общества, объединение усилий, преодоление межэтнической напряженности. Поэтому ориентация образовательного процесса на подготовку молодого поколения к деятельности в условиях культурного многообразия будет способствовать гармонизации взаимоотношений в поликультурной среде на основе диалога и сотрудничества.

Процесс формирования поликультурной компетентности личности является важнейшим условием стабильности для любого

субъекта Федерации, в том числе для Курганской области, где проживают представители многих национальностей. Об этом свидетельствуют и статистические данные (см. табл.) [3].

Перестройка, начавшаяся в 1980-х годах, а затем распад Советского Союза внесли большие перемены в жизнь общества. С начала 1990-х годов Курганская область, занимающая приграничное положение, является основным местом пребывания мигрантов из стран ближнего зарубежья (Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и др.).

В школах Сафакульевского, Аль-меневского, Макушинского, Мокро-усовского, Половинского, Зверино-головского, Куртамышского районов, например, обучаются татары,

Курганский государственный университет

башкиры, казахи и др. В вузах Кургана и Шадринска учатся представители различных этнических групп.

Различия в культуре и воспитании у представителей разных национальностей зачастую приводят к конфликтным ситуациям между студентами и школьниками. Поэтому вопросы формирования толерантных отношений в молодежной среде постоянно находятся в центре внимания руководства Курганской области.

Говоря о значении термина «толерантность», необходимо обратить внимание на неоднозначность его трактовки. Происходит он от лат. «tolerantia», буквально означающего терпение или выносливость [2; 5, с. 324]. В английском языке это слово существует уже давно.

© Башнина А.Ж., 2017

Щ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

АЖАР ЖУМАГАЛИЕВНА БАШНИНА

аспирант кафедры педагогики Курганского государственного университета. Сфера научных интересов: формирование толерантных отношений в студенческой среде, педагогические технологии обучения. Автор 10 публикаций

Рассматриваются практические подходы к формированию толерантного поведения в студенческой аудитории. Ключевые слова: толерантность, толерантное поведение, студенческая среда, формирование толерантности.

The article presents practical approaches to the formation of tolerant behavior in the student audience.

Key words: : tolerance, tolerant behavior, student environment, tolerance formation.

Оно обозначает «терпеливость», хотя существует и другие толкования, касающиеся различных дозволенных, приемлемых, не приводящих к отклонениям нарушений. В научной литературе толерантность рассматривается прежде всего как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения [4, с. 67]. Толерантность подразумевает готовность принять других такими, какие они есть.

Осознавая потребность в разработке упражнений по формированию толерантного поведения в молодежной среде, в 2016/2017 учеб-

ном году преподаватели кафедры педагогики Курганского государственного университета разработали цикл занятий, дающих представление о моделях взаимоотношений граждан в современном поликультурном обществе. На первом этапе было проведено анкетирование студентов. Пилотажный опрос в студенческих группах показал, что толерантность они воспринимают как снисходительность к чему или кому-либо, уважение права другого на отличие, активную жизненную позицию, готовность личности к терпимости во имя согласия между людьми. Подавляющее большинство студентов продемонстрировали понимание того, что толерантность не является врожденным чувством, а формируется, стимулируется, корректируется и опреде-

Таблица

Национальный состав населения Курганской области

2002 год 2010 год

Человек в% Человек в%

Население 1019532 100,0 910807 100,0

в том числе, указавшие национальную принадлежность 1019141 890790

Русские 932613 91,5 823722 92,5

Татары 20899 2,1 17017 1,9

Башкиры 15343 1,5 12257 1,4

Казахи 14804 1,5 11939 1,3

Украинцы 11243 1,1 7080 0,8

Белорусы 4175 0,4 2502 0,3

Азербайджанцы 1723 0,2 1781 0,2

Армяне 2109 0,2 1750 0,2

Немцы 2706 0,3 1740 0,2

Удмурты 2291 0,2 1579 0,18

Чуваши 1912 0,2 1364 0,15

Молдаване 1064 0,1 815 0,1

Мордва 1089 0,1 691 0,08

ляет признание и уважение убеждений и действий других людей.

Занятия проводились в форме семинаров-тренингов. Методическая разработка цикла тренингов толерантности адресована специалистам, работающим со студентами и подростками: психологам, педагогам, воспитателям, лидерам детских и молодежных общественных движений, а также тем, кого волнует проблема конструктивного сотрудничества в поликультурном обществе.

Каждое занятие состоит из следующих трех частей.

1. Разминка. Включает упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности. Ведущий может воспользоваться предложенными вариантами или, если понадобится, подбирать упражнения для разминки самостоятельно в зависимости от особенностей каждой конкретной группы.

2. Основное содержание занятия. Эта часть включает теоретические блоки, игры, упражнения, задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия.

3. Рефлексия занятия. В конце каждого занятия оставляется время для того, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своем настроении. В сценарии тренинга приведены примерные вопросы для завершения каждого занятия, ориентированные на его содержание.

Тренинги толерантности проводятся для студентов начальных курсов. Их главная цель - дать представление о толерантности как проявлении гражданской позиции. Были определены следующие основные задачи тренинга:

• ознакомить с понятиями «толерантность» и «толерантная личность»;

• обсудить проявления толерантности и интолерантности в обществе.

Так, например, в начале учебного года в студенческой группе про-

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ■

водятся упражнения «знакомство», «самопрезентация». Группе предлагается посмотреть фильм и обсудить его главную проблему. Как правило, студентам демонстрируется фильм, в котором есть проблема толерантных взаимоотношений. Преподаватель рассказывает об особенностях работы в тренинге, знакомит с его целями и задачами, договаривается с участниками о правилах работы, дает понятие о толерантности. В рамках такого занятия преподаватель проводит ролевую игру «Мой? Чужой?». Материалы: пакет с мячами (разными по расцветке) по числу участников. Участники садятся в круг. Ведущий просит каждого из них взять по мячу, а потом в течение одной - трех минут внимательно рассмотреть и запомнить свой мяч. Затем мячи складываются обратно в пакет. Ведущий перемешивает их, высыпает мячи в центр круга и просит каждого участника найти свой. Когда это задание будет выполнено, ведущий просит рассказать, по каким признакам им удалось найти именно свой мяч, чем он отличается от других. Студентам предлагается следующий план обсуждения:

• аналогия между мячами и людьми;

• чтобы увидеть их особенности, нужно к ним приглядеться. На первый взгляд, все они одинаковые;

• как судят о ценности мяча?;

• зачем мячу оболочка?.

Необходимо проявить терпение, внимание, заинтересованность к «иному», чтобы узнать его.

Целесообразно при этом применение метода наводящих вопросов «Элиситинг» (от англ. «eliciting» -высказывание). Перед участниками тренинга ставится ряд вопросов, которые наводят на решение поставленной проблемы. Вопросы формулируются таким образом, чтобы обучающиеся в процессе тренинга пришли к единому решению.

Толерантность в отношении людей, которые отличаются от нас своими убеждениями и привычками, требует понимания того, что истина не может быть простой, что существуют иные взгляды. Именно этот уровень толерантного сознания является необходимым условием стабильности общества. Для этого преподаватель заранее готовит дидактический материал в распечатанном виде, куда входят таблицы со следующими критериями толерантности:

• равноправие граждан независимо от их пола, расы, национальности, религии и др.;

• взаимоуважение и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, малообеспеченным и др.);

• уважение, приятие и понимание богатого многообразия культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности;

• сохранение и развитие культурной самобытности языков малочисленных народов;

• активное отношение на основе признания универсальных прав и основных свобод человека;

• соблюдение своих традиций всеми культурами общества;

• сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;

• позитивная лексика в общении.

Преподаватель предлагает студентам разделиться на три группы. Дает им задание: в течение трех минут обсудить примеры, встречающиеся в жизни, проявления людьми нетерпимости (инто-лерантности). Разбирается фраза: «Проявление терпимости и нетерпимости».

Комплексный подход к организации тренингов по формированию толерантного поведения является важным шагом в создании и апробации модели межкультурного взаимодействия молодежи, в процессе формирования гражданского общества, воспитания молодежи в духе уважения к культурам разных народов, что создаст фундамент для формирования социально активной студенческой молодежи, повысит ее гражданскую активность [1, с. 358].

Таким образом, наиболее актуальным становится проведение тематических мероприятий, направленных на взаимоуважение национальных культур и на-родныхтрадиций,совершенство-вание форм и методов работы со студенческой молодежью по пропаганде этнических культур, принципов толерантности. Воспитание толерантного сознания и поведения личности предполагает формирование позитивных стереотипов, чему способствуют тренинги, которые помогают каждому студенту усвоить принципы толерантности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Клесова С.В. Воспитаниетолерантностиустуденческой молодежи // Молодой ученый. 2012. №4. С. 357-359.

2. Мчедлов М.П. Толерантность. Изд-во «Республика». 2004. 416 с.

3. Национальный состав и владение языками. гражданство в Курганской области по данным Всероссийской переписи населения 2010 года / Статистический сбор-

LITERATURA

1. Klesova S.U. Vospitanie tolerantnosti u studencheskoi molodezhi II Molodoi uchenyi. 2012. №4. S. 357-359.

2. Mchedlov M.P. Tolerantnost'. Izd-vo «Respublika», 2004. 416 s.

3. Nacional'nyi sostav i vladenie j8zykami, grazhdanstvo v Kurganskoi oblasti po dannym Vserossiiskoi perepisi naselenij8 2010 goda I Statisticheskii sbornik. Kurganstat.

ник. Курганстат. Курган, 2012. 215 с. URL: http: // www. Kurganstat.gks.ru/ (дата обращения: 11. 06. 2017).

4. Психология и идеология толерантности. М.: «Академический проспект», 2004.

5. Солдатова Г.У., Шайгерова А.А. Психодиагностика толерантности личности. 2008. 172 с.

Kurgan, 2012. 215 s. URL: http: II www. Kurganstat.gks.ruI (data obrashenijа: 11. 06. 2017).

4. Psihologijа i ideologijа tolerantnosti. M.: «Akademicheskii prospekt», 2004.

5. Soldatova G.U., Shaigerova A.A. Psihodiagnostika tolerantnosti lichnosti. 2008. 172 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.