Научная статья на тему 'Профессиональная толерантность преподавателя вуза'

Профессиональная толерантность преподавателя вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / PROFESSIONAL TOLERANCE / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / INTERPERSONAL COMMUNICATION / СТУДЕНЧЕСКАЯ СРЕДА / STUDENT ENVIRONMENT / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башнина Ажар Жумагалиевна

Рассматриваются условия формирования профессиональной толерантности преподавателя вуза и механизмы его взаимодействия с участниками образовательного процесса, которые характерны для различных культур.The article deals with conditions for the formation of professional tolerance of the university teacher and the mechanisms of interaction with the participants of the educational process that represent different cultures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная толерантность преподавателя вуза»

ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ■

УДК 378.1

А.Ж. Башнина,

Курганский государственный университет

Профессиональная толерантность преподавателя вуза

Меняющиеся социально-экономические и политические процессы, характерные для нашей страны: рыночная экономика в условиях санкций, снижение уровня жизни и социальной защищенности населения, рост безработицы, нестабильность, резкое расслоение общества, отказ от классовых и идеологических ценностей в семье и обществе, миграционные процессы - все это вызовы нынешнего времени, которые требуют безотлагательного решения.

Необходимо отметить, что высшая школа всегда оперативно реагировала на происходящие в стране перемены. От подготовленности преподавателя вуза к вызовам современности сейчас зависят многие процессы образования и воспитания в обществе. Образовательная среда является наиболее организованной, в ней сконцентрирован интеллектуальный потенциал педагогов, призванных успешно решать вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. Общество рассчитывает на то, что именно в этой среде будут выработаны механизмы практической реализации идей толерантности [1].

Профессиональные компетенции преподавателя высшей школы постоянно были в поле зрения общества. Реализация принципов и задач образования предполагает не только изменение содержания, форм и методов учебной деятельности студентов, но и радикальное преобразование деятельности преподавателя, тре-

бует пересмотра традиционных подходов, существующих в педагогическом процессе. Ученые постоянно указывают в своих работах на острую потребность в преподавателе нового типа, способном работать в новых социальных условиях, нетрадиционно подходить к решению различных педагогических ситуаций, создавать авторские технологии обучения.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что для такой значимой и необходимой деятельности, как формирование профессиональной толерантности преподавателя вуза недостаточно выделенного на это времени. Этот вид деятельности требует продуманных,

Курганский государственный университет

оправданных управленческих действий и решений.

Вопросы толерантного взаимодействия в учебно-воспитательном процессе высшей школы ныне как никогда актуальны. Особенно это заметно в последние годы. Они прежде всего связаны с пребыванием трудовых мигрантов и их семей в России, процессами взаимодействия мигрантов с государственными органами страны, миграционными потоками в Европе.

Необходимо остановиться на вопросах возникновения проблем на пути толерантного взаимодействия всех членов общества. В условиях интенсификации взаимодействия в обществе, когда стресс и конкуренция становятся

© Башнина А.Ж., 2016

■ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

АЖАР ЖУМАГАЛИЕВНА БАШНИНА

аспирант кафедры педагогики Курганского государственного университета. Сфера научных интересов: формирование толерантных отношений в студенческой среде, педагогические технологии обучения. Автор 7 публикаций

Рассматриваются условия формирования профессиональной толерантности преподавателя вуза и механизмы его взаимодействия с участниками образовательного процесса, которые характерны для различных культур.

Ключевые слова: профессиональная толерантность, межличностное общение, студенческая среда, учебно-воспитательный процесс.

The article deals with conditions for the formation of professional tolerance of the university teacher and the mechanisms of interaction with the participants of the educational process that represent different cultures.

Key words: professional tolerance, interpersonal communication, student environment, the educational process.

привычными нормами человеческого бытия, роль такого качества личности, как толерантность приобретает для преподавателя особую актуальность. Безусловно,толерантность - это цель и средство его профессиональной деятельности и жизнедеятельности.

Однако, как показывает практика, в высшей школе недостаточно учитываются индивидуальные особенности тех или иных представителей различных национальностей. Перечислим основные причины сложившегося положения:

- недооценена значимость формирования толерантности в учебной аудитории;

- отсутствует научно-методическая составляющая содержания толерантного обучения студентов на начальном этапе;

- ограничена возможность самообразования студентов толерантному воспитанию.

Стремление развить уровень толерантной компетентности преподавателя вуза ставит задачу поиска новых, перспективных средств и методов обучения. В силу своих функциональных обязанностей преподаватель высшей школы призван воспитывать у студентов толерантность как одно из базовых качеств личности. С другой стороны, это качество является для него средством решения своих собственных жизненных и профессиональных проблем, комплекса задач профессионального развития.

Анализ и обобщение специальной литературы по проблемам формирования толерантности в учебной деятельности позволили установить, что в настоящее время в России действуют программы поддержки толерантного сосуществования представителей разных национальных культур. Попытаемся выявить те стороны деятельности и профессионального развития преподавателя вуза, которые наиболее тесно связаны с проблемами толерантности, обозначить некоторые содержательные моменты самого понятия «толерантность», а также наметить направления формирования этого качества у студентов. В последние годы термин «толерантность» активно используется в педагогическом сообществе. Но, несмотря на это, определение этого понятия нуждается в уточнении.

Обратимся к энциклопедическому словарю. В нем приводятся три основных определения толерантности.

Первое определение сугубо медицинское, которое раскрывается с помощью описания иммунологической устойчивости организма человека.

Два других определения более близки к психологии и педагогике. Они характеризуют толерантность как способность организма человека переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды, терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению [3, с. 341].

А в Большом толковом психологическом словаре понятие «толерантность» определяется, во-первых, как установка на либеральное принятие моделей поведения человека, во-вторых, как способность выдержать стресс, напряжение, боль (и др.) без серьезного вреда для себя и, в-третьих, как переносимость лекарственных средств [2, с. 361].

Термин «толерантность», на наш взгляд, следует рассматривать как феномен межличностного общения, подтверждающий способности коммуникатора быть терпимым к индивидуальным особенностям партнера, принимать его таким, какой он есть. Именно это значение имеется в виду, когда речь идет об этнической, политической или гендерной толерантности человека. Русским эквивалентом этого понятия является терпимость. Иное значение этого термина раскрывает особенности организации индивидуального поведения человека в сложных или неблагоприятных условиях профессиональной деятельности или жизнедеятельности [5, с. 24].

Высокий уровень социальной категоризации студенческой среды, наличие противоправных моделей поведения, негативных установок, предубеждений, стереотипов обуславливают проблемы в общении с представителями других национальностей, показывают преобладание раздражения и недоверия, повышенную озабоченность, участие в конфликтах на основе межэтнической неприязни. Как следствие, возникает мнение о необходимости введения ограничений по национальному признаку на определенные виды деятельности, соблюдение национальных традиций по причине безразличия, отсутствия определенного мнения о вкладе, который вносят представители других национальностей в развитие российской культуры и науки.

Роль преподавателя высшей школы в формировании толе-

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ■

рантного поведения обучающегося в образовательном процессе связана прежде всего с тем, от чего зависит национальное самоопределение студента, усвоение им фундаментальных ценностей и социально-нравственных норм жизни. Большое значение имеет и то, какими станут его толерантные убеждения и позитивные установки межнационального восприятия. Без знакомства с достижениями в области национального многообразия культур и коммуникативных умений построения конструктивного диалога процесс толерантного взаимодействия, безусловно, функционировать не может.

Как показывает практика, к началу обучения в вузах студенты уже имеют небольшое, иногда противоречивое представление о национальных особенностях представителей тех культур, с которыми им непосредственно приходится общаться в городе, вузе. У них уже сформированы поведенческие привычки, усвоены национальные стереотипы, установки, верования, служащие им в качестве ориентиров в практике межнациональных контактов.

Преподавателю вуза, как показывают исследования, необходимо оптимизировать межнациональное взаимодействие в студенческой среде. Мы считаем, что

ЛИТЕРАТУРА

такая задача представляет наибольшую трудность. Но она может быть эффективно решена в учебно-воспитательном процессе, где преподаватели целенаправленно приобщают студентов к толерантным отношениям и межнациональному взаимопониманию посредством диалогового взаимодействия.

В настоящее время перед организациями высшего образования встает комплекс проблем, связанных с оптимизацией межнационального взаимодействия в студенческой среде. Среди них -расширение представлений студентов о межнациональных различиях, психологии межнационального взаимодействия с позиции равноправного сотрудничества; развитие ценностных ориента-ций и отношений студентов к толерантному поведению, преодолению межнациональных стереотипов и предубеждений;обучение конструктивным стратегиям поведения в различных ситуациях межнационального взаимодействия, в том числе и в конфликтных. Как правило, эти проблемы решаются независимо друг от друга на примере отдельных специальных технологий, мероприятий или акций, поэтому возникает необходимость разработки современной программы, включающей диагностические, методи-

ческие, организационные мероприятия [4, с. 286].

Педагогическое сообщество прекрасно понимает, что в основе профессиональной толерантности преподавателя вуза лежит особая мотивация, которая проявляется в его готовности принять человека, студента таким, какой он есть, т.е. со всеми его достоинствами и недостатками, а также в отсутствии у него негативных реакций, агрессивности по отношению к индивидуальным особенностям последнего. Иными словами, динамическая составляющая толерантности определяется содержанием мотивационной сферы преподавателя, системой его ценностей, интересов, убеждений и педагогических установок.

Подводя итог, следует отметить, что участники образовательного процесса - студенты, преподаватели (начинающие или более опытные) не всегда достаточно подготовлены к преодолению нормативных профессиональных кризисов.

Таким образом, стремление к взаимодействию, установлению открытых, доверительных межнациональных отношений, проявление интереса к культуре и постижению менталитета другой национальности могут служить основой для оптимизации их межнационального взаимодействия.

1. Еговцева Н.Н., Запорожец Е.А. Формирование толе- цевой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. 357 с. рантности у молодежи - стратегическая задача обра- 3. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание про-зования в XXI веке // Педагогические науки. 2011. № 6. фессиональных кризисов человека // Ярославский пеС. 202-205. дагогический вестник. 2001. № 2. С. 87-94.

2. Коновалова Н.А. Исследование и оптимизация межна- 4. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. ционального взаимодействия студентов в профессио- Т. 2. М., 2000.

нальном учреждении // Толерантность в современном 5. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М.

обществе: опыт междисциплинарных исследований: сб. Прохорова. М., 1986. науч. ст. / под науч. ред. М.В. Новикова, Н.В. Нижегород-

LITERATURA_

1. Egovceva N.N., Zaporozhec E.A. Formirovanie tolerantnosti 2011. 357 s.

u molodezhi - strategicheskaja zadacha obrazovanija v XXI 3. Povarenkov Yu.P. Psihologicheskoe soderzhanie

veke // Pedagogicheskie nauki. 2011. № 6. S. 202-205. professional'nyh krizisov cheloveka // Jaroslavskij

2. Konovalova N.A. Issledovanie i optimizacija pedagogicheskij vestnik. 2001. № 2. S. 87-94. mezhnacional'nogo vzaimodeistvija studentov v 4. ReberA. Bol'shoj tolkovyj psihologicheskij slovar'. T. 2. M., professional'nom uchrezhdenii // Tolerantnost' v 2000.

sovremennom obshestve: opyt mezhdisciplinarnyh 5. Sovetskij yenciklopedicheskij slovar' / pod red. A.M.

issledovanij: sb. nauch. st. / pod nauchn. red. M.V. Prohorova. M., 1986. Novikova, N.V. Nizhegorodcevoi. Jaroslavl': Izd-vo JaGPU,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.