Научная статья на тему 'К вопросу формирования толерантности у студентов'

К вопросу формирования толерантности у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ / SOCIAL ASPECT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башнина Ажар Жумагалиевна

В статье актуализируется проблематика формирования толерантности у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE ABOUT FORMATION OF STUDENTS’ TOLERANCE

The article deals with the problem of forming tolerance in students

Текст научной работы на тему «К вопросу формирования толерантности у студентов»

носящиеся к одному фактору. Все это говорит о нелинейном характере теории личности.

В любом психологическом исследовании для любой матрицы данных желательно отслеживать одновременно в единой системе мер связи зависимости между всеми парами изучаемых параметров, причем, это должны быть и линейные, и простейшие нелинейные связи, что позволяет сделать наш метод основанным на сознательном игнорировании предварительного выдвижения гипотез о форме зависимости отдельно для каждой пары переменных.

Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект № 13-06-00525а

Заказ на изучение в единой системе отсчета линейных и простейших нелинейных (с возможностью интерпретации) зависимостей социологических параметров направляйте по адресу: е-mail: basimov_@mail.ru

Список литературы

1 Басимов М. М. Методы множественного сравнения в психологических исследованиях // Методы исследования психологических структур и их динамики /под ред.

Т. Н. Савченко и Г. М. Головиной. - М.: Изд-во ИП РАН, 2005. Вып. 3. - С. 128-157.

2 Басимов М. М. Изучение статистических связей в психологических исследованиях: монография. - М. : Изд-во Московского психолого-социального института, 2008. -432 с. (Серия «Библиотека психолога»).

3 Князева Е. Н, Курдюмов С. П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. - М. : КомКнига, 2005. -

С. 240.

4 Крылов В. Ю. Методологические и теоретические проблемы математической психологии. - М.: Янус-К, 2000. -376 с.

5 Хромов А. Б. Пятифакторный опросниклично-сти : учебно-методическое пособие. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2000. - 23 с.

6 Басимов М. М. Пятифакторная модель личности с позиции нелинейной психологии. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2011. - 48 с.

7 Basimov M. M. Mathematical methods in psychological research (Nontraditional methods). Monograph. - Germany, Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. - 185 p.

8 Basimov M. M. The analysis of the data in nonlinear psychology // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08 july) / Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. - P. 1275.

9 Basimov M. M. Classification of nonlinear dependences // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08 july) /Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. - P. 1276.

10 Basimov M. The analysis of statistical dependences in non-linear psychology //International Journal of Psychology (Special Issue: XXX International Congress of Psychology). -Volume 47, Supplement 1, 2012. - P. 666.

11 Basimov M.M. Analysis of different form statistical dependence in psychological research (nontraditional methods). Monograph. Russia, Kurgan : Kurgan State University, 2008. - 102p.

12 Basimov M. M. Methods of multiple comparison in psychological research. Monograph. Russia, Kurgan : Kurgan State University, 2008. - 101 p.

УДК 378.1 А.Ж. Башнина

Курганский государственный университет

к вопросу формирования толерантности

у студентов

Аннотация. В статье актуализируется проблематика формирования толерантности у студентов.

Ключевые слова: толерантность, социальный аспект, образовательный процесс.

A.Zh. Bashnina Kurgan State University

to the issue about formation of students' tolerance

Abstract. The article deals with the problem of forming tolerance in students.

Keywords: tolerance, social aspect, educational process.

Понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости» во многих культурах. Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости. Они определяют «толерантность» как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям или просто называют «толерантность» синонимом понятия «терпимость». Например, словарь Брокгауза и Ефрона сводит толерантность в основном к веротерпимости, слово «терпимость» трактует как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению. Другие словари дают похожее толкование.

Вопрос о сущности человеческой толерантности рассматривались с различных позиций: с точки зрения философии, поэзии, религии. Однако только в наше время данная проблема стала предметом систематического научного исследования, поэтому неудивительно, что не на все вопросы имеются ответы. Можно отметить, что единой точки зрения на данную проблему, ее природы так и не найдено. Кроме того, обзор литературы показал, что такой параметр толерантности, как устойчивость, не разработан [3, 24].

Этимология термина «толерантность» восходит к латинскому глаголу tolero - «нести», «держать», «терпеть». Этот глагол применялся в тех случаях, когда было необходимо «нести», «держать» в руках какую-нибудь вещь. При этом подразумевалось, что для держания или переноса этой вещи человек должен прилагать опреде-

ленные усилия, страдать и терпеть. Однако свое широкое распространение термин «толерантность» получил в его английской интерпретации -tolerance, где наряду с терпимостью он означает также «допускать». Сравнительное сопоставление обоих значений показывает, что с помощью этого термина выражается идея меры, границы, до которой можно терпеть другого человека или явление, даже если они непонятны, вызывают недоумение, неприятие или сопротивление [4, 57].

Проблема формирования толерантности является ключевой проблемой современного мира. Понятие «толерантность» формировалась на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Бетти Э. Риэрдон считает, что «толерантность является ценностью, необходимой и фундаментальной, для реализации прав человека и достижения мира» [2, 13]. Так в философском энциклопедическом словаре даётся следующее определение толерантности: «терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций. Признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» [7, 457].

С психологической точки зрения толерантность - это нравственно-психологическое качество. Оно выступает «существенным субъективным фактором, способствующим надёжности конвенциальных взаимодействий. Оно является цивилизованной формой психологического, социально-поведенческого, морального реагирования субъектов на несовпадение интересов и различие позиций сторон договорных отношений» [1, 216].

Процесс формирования толерантности студентов включает несколько этапов. На первом этапе необходимо дать обучающимся знания о ценности ненасилия, правах человека, границах толерантности. С этой целью целесообразно использовать беседы, диалоги, анализ конкретных ситуаций. Особую значимость имеет проведение дискуссий, задача которых состоит в том, чтобы предоставить возможность получить разнообразную информацию от собеседников, проверить и уточнить собственные представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач. На данном этапе идет процесс уточнения ожиданий студентов по формированию толерантности и осуществляется диагностика на основе методики Д.В. Зиновьева «Суммарный показатель толерантности».

На следующем этапе необходимо создать предпосылки для выработки умений понимать другого человека и контролировать собственное эмоциональное состояние. Решение этих задач происходит путем вовлечения студентов в и гро-40 -

вые упражнения, беседы, просмотр видеосюжетов. Ведущим средством на данном этапе будут являться элементы социально-психологического тренинга, позволяющие понять основные особенности другого человека.

Далее необходимо стимулировать студентов на самостоятельный поиск толерантных способов взаимодействия и создание предпосылок для выработки способности к осуществлению толерантных действий. В связи с этим важно использовать социально-психологический тренинг, дискуссии, анализ конкретных ситуаций. Главным средством является ролевая игра, способствующая не только осознанию, но и практической отработке и закреплению форм поведения на основе толерантности.

Как показывает практика, эффективным способом формирования толерантности является социально-психологический тренинг. При этом развитие толерантности должно быть основано на целостном подходе и рассматриваться как движение от случайно-ситуативного проявления толерантности через признание возможных толерантных отношений к доброжелательным отношениям в малой группе, от них - к становлению толерантности, выходящей за пределы тренинговой группы, готовность личности к самосовершенствованию.

Программа формирования толерантности предполагает реализацию следующих условий:

- осознание личностью проблемы толерантности, стремление к самопознанию и самоизменению;

- оценка себя как толерантной личности, возможность самоизменения, формирование принятия индивидуальности другого человека;

- отработка понимания границ толерантности, формирование взаимопонимания и эффективного взаимодействия;

- оценка достигнутых результатов в ходе тренинга;

- использование активных методов обучения.

Практические занятия должны носить дискуссионный характер взаимодействия между участниками. Преподаватель может активно использовать такие методы организации деятельности, как диалог, мозговой штурм, ролевые игры, деловые игры, тренинговые упражнения и др.

В ходе дискуссии появляется возможность продуцировать и обсуждать этические идеи, прояснять понятия, выдвигать гипотезы, оценивать возможные следствия из них. Ценность такой работы заключается в том, что она развивает навыки исследования, рассуждения и образования понятий. Вне зависимости от проблемного содержания обсуждения подобные навыки содействуют развитию умений вести направленную и результативную дискуссию и критический диалог, который является неотъемлемым атрибутом толерантности, выступая одним из ее проявлений в действии.

При проведении данных занятий, безусловно, очень в ы с о к а роль п р е п о_д а в а теля , кот о р ый я в л я -

Вестник КГУ, 2015. № 2

ется ведущим. Он предстает не только в качестве арбитра, но и в качестве равноправного члена дискуссии, предлагающего темы для рассмотрения, делающего вывод по каждому из обсужденных вопросов, следящего за тем, чтобы ни один из аспектов проблемы не был упущен, а мнение ни одного из участников не осталось незамеченным. Полностью запрещенным приемом для ведущего является метод наставления. Более того, он на всем протяжении дискуссии должен подчеркивать сложность и неоднозначность решения обсуждаемой темы, а также то, что у него самого нет готового ответа на вопрос.

В ходе целенаправленного формирования толерантности необходимо соблюдать баланс между развитием практических навыков толерантного поведения, с одной стороны, и накоплением информации - с другой.

Формирование толерантности должно основываться на таких приемах, как сообщение теоретических сведений о сущности данного явления, дискуссионные формы работы, конструирование и анализ жизненных и педагогических ситуаций, анализ материалов художественной литературы, кинофильмов и других видов искусства, ролевые игры. Если первые из перечисленных приемов в большей степени направлены на сообщение обучающимся знаний о предмете, то последние способствуют развитию практических умений толерантного отношения и взаимодействия [5, 293].

Образовательная среда, выступая социокультурным фактором развития толерантности, создает условия для трансляции культуры, развития новой культуры, выступает моделью формирования толерантных отношений.

Таким образом, проблема формирования толерантности является актуальной в современном обществе. Наиболее приемлемым представляется определение понятия «толерантность» как качество личности, определяющее активную нравственную позицию во взаимодействии с людьми вне зависимости от их социальной, культурной принадлежности, национальности, вероисповедания, образования, возраста, профессии.

Список литературы

1 Бачинин В. А. Психология. Энциклопедический словарь. -СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2005. - 272 с.

2 Бетти Э. Риэрдон Толерантность - дорога к миру. -М. : Изд-во «Бонфи», 2001. - 301 с.

3 Голенков С. И. Феномен толерантности и проблема онтологических оснований социального // Толерантность и полисубъектная социальность : материалы конференции. -Екатеринбург. 2001. - С.24-25.

4 Кирилюк О. М. Содержание понятия «Толерантность» // Толерантность в современном мире: опыт междисциплинарных исследований : сборник научных статей / под научн. ред. М. В. Новикова, Н. В. Нижегородцевой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2011. - 357 с.

5 Манузина Е. Б. Формирование толерантности у будущих педагогов в процессе обучения в вузе // «Толерантность в современном мире : опыт междисциплинарных исследований : сборник научных статей / под научн. ред. М. В. Новикова, Н. В. Нижегородцевой. - Ярославль : Из д-в о ЯГП У, 2011. - 35 7 с.

6 Толстикова С. Н. К проблеме формирования толерантности у студентов в процессе обучения в вузе // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. -2012. - № 3. - С. 59.

7 Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М., 2009. - 570 с.

УДК 159.923.2 М.В. Воробьева

Курганский государственный университет

изучение

внутриличностных конфликтов студентов, обучающихся на разных факультетах и курсах

Аннотация. В работе рассматривается проблема особенностей внутренних конфликтов личности студентов университета, обучающихся на разных факультетах и курсах. Представлены эмпирические материалы исследования данной проблемы на базе Курганского государственного университета.

Ключевые слова: внутриличностный конфликт, достижение, когнитивный диссонанс, моти-вационная сфера человека, противоречие, сензи-тивный период, ситуация, студенческий возраст, фрустрация ценности.

M.V. Vorobyova Kurgan State University

examining intrapersonal conflicts in the students studying at different departments and of different years

Abstract. The paper considers the problem of inner conflicts of the personality in university students studying at different faculties and of different years. The work presents the empirical materials collected in the course of the problem investigation at Kurgan State University.

Keywords: intrapersonal conflict, achievement, cognitive dissonance, motivational sphere of the person, contradiction, sensitivity period, situation, student age, frustration of the value.

Проблема внутриличностного конфликта является одной из наиболее широко представленных в исследованиях зарубежных и отечественных психологов.

Особенность зарубежных исследований состоит в том, что внутриличностный конфликт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.