[3]. Басимов М.М. Учет нелинейных связей при освоении дошкольниками программы «Развитие» // Мир психологии. - 2007. - № 2. - C. 83-93.
[4]. Басимов М.М. Психологическая типологизация старшеклассников (старших подростков и юношей) по фактору успеваемости в школах нового типа // Мир психологии. - 2007. - № 4. - С. 142-158.
[5]. Басимов М.М., Хромов А.Б. Типология зависимостей между параметрами отношений к жизненным трудностям и проблемам в различных этнических группах // Мир психологии. - 2009. - № 2. -С. 209-222.
[6]. Басимов М.М., Достовалов С.Г. Исследование стресса в нелинейной психологии // Акмеология, Научно-практический журнал. - 2011. - № 3 (специальный выпуск). - С. 57-61.
[7]. Сазонов И.А. Концептуальные основы формирования модели многоуровневой подготовки учителя. Челябинск-Курган: Изд-ва Челябинского и Курганского гос. пед. ин-тов. 1994. - 110 с.
[8]. Basimov M.M. Mathematical methods in psychological research. Monograph. Russia, Kurgan: Kurgan State University, 2009. 170 p.
[9]. Basimov M.M. Analysis of different form statistical dependence in psychological research (nontraditional methods). Monograph. - Russia, Kurgan: Kurgan State University, 2008.
[10]. Basimov M.M. Methods of multiple comparison in psychological research. Monograph. - Russia, Kurgan: Kurgan State University, 2008.
[11]. Basimov M.M., Padurina E.A. Positive parental feelings in a context of nonlinear psychology // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08 july) / Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. -P. 1297.
[12]. Basimov M.M., Nikolaeva I.A. Graphic representations of valuable relations of the person «I-OTHERS» as the object of nonlinear psychology // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08 july) / Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. - P. 1438.
PROFESSIONAL COMPETENSES AS AN OBJECT OF NON-LINEAR PSYCHOLOGY
Basimov M.M. (RGSU, Moscow, Russia) - D.Ps. Professor, Russian State Social University; W. Pieck street, 4; basimov_@mail.ru.
Abstract
In the research on revealing of the basic requirements to the teacher's profession were offered 129 parameters (sociological and psychological parts) estimating qualities, skills are necessary for teachers in professional work. It has been revealed 193 strong non-linear dependences. Strong linear dependences are revealed only 30 and they connect related estimations. The received results allow to speak about system of requirements to the teacher's profession as the object of synergetic studying.
Keywords: teacher's profession, professional requirements, non-linear dependence, professional competenses, synergetics.
УДК 316.303.7; 159.9.7
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ЛИНЕЙНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Басимова Полина Михайловна (Москва, Россия) - Российский государственный социальный университет; ул. В.Пика, 4; polina-chelovek32@yandex.ru.
Басимов Михаил Михайлович (Москва, Россия) - доктор психологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет; ул. В.Пика, 4; basimov_@mail.ru.
Аннотация
В исследовании по выявлению основных требований к профессии учителя предлагалось 129 параметров оценивающих качества, умения и навыки необходимые в профессиональной деятельности учителя. Было выявлено 30 сильных линейных зависимостей и связывают они родственные оценки. Показана ограниченность линейных представлений в исследовании профессиональных компетенций.
Ключевые слова: учительская профессия, профессиональные требования, линейная зависимость, профессиональные компетенции.
Компетенции - это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на
практике свою компетентность. Ядром компетенции являются деятельностные способности - совокупность способов действий. Операционально-технологический компонент определяет сущность компетенций. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт - интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач [6].
В экспертной анкете [7] предлагалось 129 параметров, оценивающих профессиональные компетенции (качества, умения, навыки и т. д.), необходимые в профессиональной деятельности учителя.
Сильных линейных (близких к линейным) зависимостей при наших условиях отбора сильных связей выявлено всего 30, и связывают они в основном родственные оценки (иногда выраженные синонимами), что можно рассматривать, прежде всего, как критерий надежности при проведении экспертизы, но не как результаты для содержательной интерпретации результатов.
Приведем список линейных зависимостей (в скобках указан коэффициент линейной корреляции):
1. Зависимость параметров «Самолюбие» и «Гордость» ^=0.55).
2. Зависимость параметров «Эмпатия» и «Сочувствие» ^=0.52).
3. Зависимость параметров «Тактичность» и «Корректность» ^=0.59).
4. Зависимость параметров «Знание психологии воспитания» и «Знание психологии обучения» ^=0.54).
5. Зависимость параметров «Знание социологии» и «Знание философии» ^=0.58)
6. Зависимость параметров «Знание логики» и «Знание философии» ^=0.51).
7. Зависимость параметров «Знание информатики» и «Знание кибернетики» ^=0.62).
8. Зависимость параметров «Знания школы и педагогических теорий и концепций» и «Знания школоведения» ^=0.55).
9. Зависимость параметров «Умение организовать учебную работу» и «Умение планировать учебную работу» ^=0.60).
10. Зависимость параметров «Умение анализировать учебную работу» и «Умение осуществлять межпредметные связи» ^=0.52).
11. Зависимость параметров «Умение приводить знания в систему» и «Умение анализировать учебную работу» ^=0.54).
12. Зависимость параметров «Умение владеть диагностикой коллектива» и «Умение владеть диагностикой развития ученика» ^=0.61).
13. Зависимость параметров «Умение проводить воспитательные мероприятия» и «Умение планировать работу с классом» ^=0.51).
14. Зависимость параметров «Умение проводить воспитательные мероприятия» и «Умение организовывать коллектив учащихся» ^=0.55).
15. Зависимость параметров «Умение организовать и спланировать внеклассную и внешкольную работу» и «Умение организовывать работу с родителями» ^=0.60).
16. Зависимость параметров «Умение провести экскурсию» и «Умение осуществлять контакты с внешкольными учреждениями» ^=0.66).
17. Зависимость параметров «Умение организовать работу кружка» и «Умение провести экскурсию» ^=0.62).
18. Зависимость параметров «Умение рисовать» и «Умение петь» ^=0.63).
19. Зависимость параметров «Умение танцевать» и «Умение петь» ^=0.64).
20. Зависимость параметров «Умение играть на музыкальном инструменте» и «Умение петь» ^=0.63).
21. Зависимость параметров «Умение танцевать» и «Умение рисовать» ^=0.69).
22. Зависимость параметров «Умение играть на музыкальном инструменте» и «Умение рисовать» ^=0.64).
23. Зависимость параметров «Владение в совершенстве одним из видов любительских занятий» и «Умение рисовать» (Я=0.51).
24. Зависимость параметров «Умение играть на музыкальном инструменте» и «Умение танцевать» ^=0.66).
25. Зависимость параметров «Владение в совершенстве одним из видов любительских занятий» и «Умение танцевать» (Я=0.55).
26. Зависимость параметров «Владение одним или несколькими видами спорта» и «Умение танцевать» ^=0.58).
27. Зависимость параметров «Владение в совершенстве одним из видов любительских занятий» и «Умение играть на музыкальном инструменте» ^=0.58).
28. Зависимость параметров «Владение одним или несколькими видами спорта» и «Умение играть на музыкальном инструменте» ^=0.54).
29. Зависимость параметров «Владение одним или несколькими видами спорта» и «Владение в совершенстве одним из видов любительских занятий» ^=0.64).
30. Зависимость параметров «Умение управлять своим поведением» и «Умение распределять и концентрировать внимание» ^=0.51).
Линейные зависимости связывают родственные показатели, они легко предсказуемы, а, значит, не представляют большого эвристического интереса для исследователя. Но именно такие зависимости человек в силу своей обычной исследовательской логики предвидит, формулирует в виде гипотез, логически выводит и ему кажется, что других закономерностей просто не существует. А более сложные закономерности психологического и социологического содержания в основном не предсказуемы и требуют экспериментального изучения и дальнейшей аналитической работы [1, 2], которая не ограничивается линейными представлениями.
Линейные зависимости по определению симметричные, для них не важно, что является причиной (независимая переменная), а что следствием (зависимая переменная). Это определяется по воле исследователя, и часто диктуется интересами исследователя, его концепцией и моделью, его теоретическими доводами, субъективными взглядами на предмет исследования. Корреляционный метод и линейные связи, им выявляемые, не дают возможности выбирать направление связи. Причина и следствие в этом случае равноправны, и могут интерпретироваться произвольно по воле исследователя.
Но именно такие зависимости человек в силу своей обычной исследовательской логики предвидит, формулирует в виде гипотез исследования, логически выводит и ему часто кажется, что других закономерностей просто не существует. А более сложные закономерности психологического или социологического содержания в основном непредсказуемы и требуют экспериментального изучения, дальнейшей аналитической работы, которая не ограничивается линейными представлениями [3, 4, 5].
Для ухода от линейного взгляда в исследовании профессиональных компетенций (различных психологических процессов) предлагаем авторский подход к понятию статистической связи (нелинейной, линейной) в психологических [8,9] и социологических [2] исследованиях посредством реализации обобщенного варианта метода множественного сравнения [1,10] для квантильных разбиений (триады, кварты, квинты) данных по каждому измеряемому параметру, отказываясь от предварительного выдвижения гипотезы о форме зависимости (линейная или какой-то конкретный вид нелинейной зависимости).
Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект № 13-06-00525а
Литература
[1]. Басимов М.М. Множественное сравнение в социологических исследованиях: Монография. Курган: Курганский государственный университет, 2012. - 224 с.
[2]. Басимов М.М. Нелинейная социология: Монография. - Курган: Курганский государственный университет, 2012. - 120 с.
[3]. Басимов М.М. Учет нелинейных связей при освоении дошкольниками программы «Развитие» // Мир психологии. - 2007. - № 2. - С. 83-93.
[4]. Басимов М.М. Психологическая типологизация старшеклассников (старших подростков и юношей) по фактору успеваемости в школах нового типа // Мир психологии. - 2007. - № 4. - С. 142-158.
[5]. Басимов М.М., Хромов А.Б. Типология зависимостей между параметрами отношений к жизненным трудностям и проблемам в различных этнических группах // Мир психологии. - 2009. - № 2. -С. 209-222.
[6]. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию. // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2005. С. 27-40.
[7]. Сазонов И.А. Концептуальные основы формирования модели многоуровневой подготовки учителя. Челябинск-Курган: Изд-ва Челябинского и Курганского гос. пед. ин-тов. 1994. - 110 с.
[8]. Basimov M.M. Mathematical methods in psychological research. Monograph. Russia, Kurgan: Kurgan State University, 2009. 170 p.
[9]. Basimov M.M. Analysis of different form statistical dependence in psychological research (nontraditional methods). Monograph. - Russia, Kurgan: Kurgan State University, 2008.
[10]. Basimov M.M. Methods of multiple comparison in psychological research. Monograph. - Russia, Kurgan: Kurgan State University, 2008.
PROFESSIONAL COMPETENSES IN PRESENTATION OF LINEAR PSYCHOLOGY
Basimova P.M. (RGSU, Moscow, Russia) - Russian State Social University; W. Pieck street, 4; polina-chelovek32@yandex.ru Basimov M.M. (RGSU, Moscow, Russia) - D.Ps. Professor, Russian State Social University; W. Pieck street, 4; basimov_@mail.ru.
Abstract
In the research on revealing of the basic requirements to the teacher's profession were offered 129 parameters (sociological and psychological parts) estimating qualities, skills are necessary for teachers in professional work. It has been revealed 30 strong linear dependences and they connect related estimations. Insufficiency of linear presentations is shown at the research of professional competenses. Keywords: teacher's profession, professional requirements, linear dependence, professional competenses.
УДК 159.9
ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Батарчук Дмитрий Сергеевич (Москва, Россия) - кандидат педагогических наук, доцент, докторант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84; batarchuk@mail.ru
Аннотация
Статья посвящена проблеме влияния мотивации на развитие поликультурной личности. В данной работе обозначается значимость мотивационных составляющих и содержательных характеристик поликультурности личности.
Ключевые слова: личность, мотивация, поликультурность.
В условиях, когда в Российской Федерации проявляются межэтнические противоречия, «поликультурность личности» нейтрализующая межнациональные коллизии, становится логически оптимальной основой рефлексии, помогающей не только понять и воспринять свою культуру и культуру различных народов без излишней эмоциональной напряженности, но и найти нравственный смысл в каждой этнокультуре.
Поликультурность личности как цель создает необходимые предпосылки для каждого государства в создании и укреплении единого полиэтнического пространства.
Становясь формирующей основой духовно - нравственного развития, поликультурность личности способствует формированию исходных мировоззренческих установок личности, определяя тем самым ее отношение во всем их многообразии и непосредственные конкретные действия и поступки. Одним из ведущих факторов эффективного развития поликультурности личности является мотивация.
Ученые указывают, что мотивация значительное влияние оказывает на психические процессы личности (Н.И. Баларич, М.А. Данилов, А.А. Деркач, Е.В. Селезнева, Б.П. Есипов, В.С. Мерлин, Р.С. Рыбалкина, В.А. Кулько) [1,3]. Анализ теорети-