Научная статья на тему 'Влияние мотивации на развитие поликультурности личности'

Влияние мотивации на развитие поликультурности личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
94
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / POLYLEVEL OF CULTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Батарчук Дмитрий Сергеевич

Статья посвящена проблеме влияния мотивации на развитие поликультурной личности. В данной работе обозначается значимость мотивационных составляющих и содержательных характеристик поликультурности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF MOTIVATION ON DEVELOPMENT OF POLYLEVEL OF CULTURE OF THE PERSONALITY

The article is devoted to a problem of influence of motivation on development of the polycultural personality. In this work the importance of motivational components and substantial characteristics of polylevel of culture of the personality is designated.

Текст научной работы на тему «Влияние мотивации на развитие поликультурности личности»

23. Зависимость параметров «Владение в совершенстве одним из видов любительских занятий» и «Умение рисовать» (Я=0.51).

24. Зависимость параметров «Умение играть на музыкальном инструменте» и «Умение танцевать» ^=0.66).

25. Зависимость параметров «Владение в совершенстве одним из видов любительских занятий» и «Умение танцевать» (Я=0.55).

26. Зависимость параметров «Владение одним или несколькими видами спорта» и «Умение танцевать» ^=0.58).

27. Зависимость параметров «Владение в совершенстве одним из видов любительских занятий» и «Умение играть на музыкальном инструменте» ^=0.58).

28. Зависимость параметров «Владение одним или несколькими видами спорта» и «Умение играть на музыкальном инструменте» ^=0.54).

29. Зависимость параметров «Владение одним или несколькими видами спорта» и «Владение в совершенстве одним из видов любительских занятий» ^=0.64).

30. Зависимость параметров «Умение управлять своим поведением» и «Умение распределять и концентрировать внимание» ^=0.51).

Линейные зависимости связывают родственные показатели, они легко предсказуемы, а, значит, не представляют большого эвристического интереса для исследователя. Но именно такие зависимости человек в силу своей обычной исследовательской логики предвидит, формулирует в виде гипотез, логически выводит и ему кажется, что других закономерностей просто не существует. А более сложные закономерности психологического и социологического содержания в основном не предсказуемы и требуют экспериментального изучения и дальнейшей аналитической работы [1, 2], которая не ограничивается линейными представлениями.

Линейные зависимости по определению симметричные, для них не важно, что является причиной (независимая переменная), а что следствием (зависимая переменная). Это определяется по воле исследователя, и часто диктуется интересами исследователя, его концепцией и моделью, его теоретическими доводами, субъективными взглядами на предмет исследования. Корреляционный метод и линейные связи, им выявляемые, не дают возможности выбирать направление связи. Причина и следствие в этом случае равноправны, и могут интерпретироваться произвольно по воле исследователя.

Но именно такие зависимости человек в силу своей обычной исследовательской логики предвидит, формулирует в виде гипотез исследования, логически выводит и ему часто кажется, что других закономерностей просто не существует. А более сложные закономерности психологического или социологического содержания в основном непредсказуемы и требуют экспериментального изучения, дальнейшей аналитической работы, которая не ограничивается линейными представлениями [3, 4, 5].

Для ухода от линейного взгляда в исследовании профессиональных компетенций (различных психологических процессов) предлагаем авторский подход к понятию статистической связи (нелинейной, линейной) в психологических [8,9] и социологических [2] исследованиях посредством реализации обобщенного варианта метода множественного сравнения [1,10] для квантильных разбиений (триады, кварты, квинты) данных по каждому измеряемому параметру, отказываясь от предварительного выдвижения гипотезы о форме зависимости (линейная или какой-то конкретный вид нелинейной зависимости).

Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект № 13-06-00525а

Литература

[1]. Басимов М.М. Множественное сравнение в социологических исследованиях: Монография. Курган: Курганский государственный университет, 2012. - 224 с.

[2]. Басимов М.М. Нелинейная социология: Монография. - Курган: Курганский государственный университет, 2012. - 120 с.

[3]. Басимов М.М. Учет нелинейных связей при освоении дошкольниками программы «Развитие» // Мир психологии. - 2007. - № 2. - С. 83-93.

[4]. Басимов М.М. Психологическая типологизация старшеклассников (старших подростков и юношей) по фактору успеваемости в школах нового типа // Мир психологии. - 2007. - № 4. - С. 142-158.

[5]. Басимов М.М., Хромов А.Б. Типология зависимостей между параметрами отношений к жизненным трудностям и проблемам в различных этнических группах // Мир психологии. - 2009. - № 2. -С. 209-222.

[6]. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию. // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2005. С. 27-40.

[7]. Сазонов И.А. Концептуальные основы формирования модели многоуровневой подготовки учителя. Челябинск-Курган: Изд-ва Челябинского и Курганского гос. пед. ин-тов. 1994. - 110 с.

[8]. Basimov M.M. Mathematical methods in psychological research. Monograph. Russia, Kurgan: Kurgan State University, 2009. 170 p.

[9]. Basimov M.M. Analysis of different form statistical dependence in psychological research (nontraditional methods). Monograph. - Russia, Kurgan: Kurgan State University, 2008.

[10]. Basimov M.M. Methods of multiple comparison in psychological research. Monograph. - Russia, Kurgan: Kurgan State University, 2008.

PROFESSIONAL COMPETENSES IN PRESENTATION OF LINEAR PSYCHOLOGY

Basimova P.M. (RGSU, Moscow, Russia) - Russian State Social University; W. Pieck street, 4; polina-chelovek32@yandex.ru Basimov M.M. (RGSU, Moscow, Russia) - D.Ps. Professor, Russian State Social University; W. Pieck street, 4; basimov_@mail.ru.

Abstract

In the research on revealing of the basic requirements to the teacher's profession were offered 129 parameters (sociological and psychological parts) estimating qualities, skills are necessary for teachers in professional work. It has been revealed 30 strong linear dependences and they connect related estimations. Insufficiency of linear presentations is shown at the research of professional competenses. Keywords: teacher's profession, professional requirements, linear dependence, professional competenses.

УДК 159.9

ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Батарчук Дмитрий Сергеевич (Москва, Россия) - кандидат педагогических наук, доцент, докторант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84; batarchuk@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена проблеме влияния мотивации на развитие поликультурной личности. В данной работе обозначается значимость мотивационных составляющих и содержательных характеристик поликультурности личности.

Ключевые слова: личность, мотивация, поликультурность.

В условиях, когда в Российской Федерации проявляются межэтнические противоречия, «поликультурность личности» нейтрализующая межнациональные коллизии, становится логически оптимальной основой рефлексии, помогающей не только понять и воспринять свою культуру и культуру различных народов без излишней эмоциональной напряженности, но и найти нравственный смысл в каждой этнокультуре.

Поликультурность личности как цель создает необходимые предпосылки для каждого государства в создании и укреплении единого полиэтнического пространства.

Становясь формирующей основой духовно - нравственного развития, поликультурность личности способствует формированию исходных мировоззренческих установок личности, определяя тем самым ее отношение во всем их многообразии и непосредственные конкретные действия и поступки. Одним из ведущих факторов эффективного развития поликультурности личности является мотивация.

Ученые указывают, что мотивация значительное влияние оказывает на психические процессы личности (Н.И. Баларич, М.А. Данилов, А.А. Деркач, Е.В. Селезнева, Б.П. Есипов, В.С. Мерлин, Р.С. Рыбалкина, В.А. Кулько) [1,3]. Анализ теорети-

ческих основ показывает, что мотивация оказывает влияние также на развитие многих свойств личности и определяет их качественное своеобразие. Она влияет на становление убеждений (Э.М. Кузьмина, Н.А. Менчинская, Г.И. Школьник); самостоятельности (Н.В. Бочкина, Л.А. Ростовецкая), определяет ценность волевого усилия (П.В. Симонов); регулирует осуществление морального выбора (Л.В. Архангельский, А.И. Татаренко); выступает как нравственная основа самостоятельности и волевых качеств личности (А.В. Гагарин, А.А. Деркач, В.И. Селиванов, П.В. Симонов) [2].

Поскольку мотивация является «блоком управления деятельностью» (М.С. Каган), она является «двигателем» личности по отношению к формированию знаний о различных этнокультурах, позитивных межэтнических установках.

Термин «мотив» происходит от французского «motif», что означает «двигаю». Или принято обозначать все те побуждения, которые изнутри «толкают», побуждают человека к определенной деятельности, направляют его на освоение находящегося во вне предмета, на «овладение им». Традиционно стало понимание мотива как внутреннего стимула человеческой деятельности и поведения, как побуждения к деятельности. В отечественной литературе в качестве мотива рассматривается «направленность личности на различные стороны деятельности» (А.К. Маркова), «объективное, в чем потребность конкретизируется и на что направлена деятельность как на побуждающее ее» (А.Н. Леонтьев), «внутренние состояния, которые определяют, энергитизируют и направляют действия на каждый момент времени» (И.А. Джидадерян), а также «осознанные побуждения...» (С.Л. Рубинштейн).

В этих определениях одни исследователи зафиксировали различные стороны этого сложного феномена, а другие -различные этапы его становления, формирования. То есть в своих определениях ученые сделали акцент либо на тесной связи мотива с сознанием личности, ее мировоззрением (С.Л. Рубинштейн, Д.А. Кикнадзе и др.), либо на связи с предметом деятельности (А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, В.К. Вилюнас).

Мотивационный компонент личности предполагает активное включение личности в межнациональное общение, стремление к взаимодействию в полиэтнической среде, ориентация на познание своей и иных этнокультур.

Наиболее полно и четко вопрос о соотношении мотива и потребности решил А.Н. Леонтьев, считая, что за мотивом всегда скрывается проблема потребностей, он понимал потребность как «потребностное состояние», «состояние нужды», которое само по себе не способно вызвать определенно направленной деятельности.

Потребность может вызвать познавательную активность в отношении особенностей различных этнокультур, побудить к деятельности по установлению эмоционально-ценностных, позитивных межэтнических взаимоотношений. Под влиянием потребностного состояния человек как бы ищет предмет для удовлетворения потребности. Такое побуждение, состояние может характеризовать лишь изначальное звено процесса формирования мотива, но не сам мотив.

Если в межкультурном диалоге появляется у личности интересная сторона его взаимодействия, которая способна ее удовлетворить, то появляется положительное отношение к собеседнику; осознание его привлекательности (по выражению К. Левина предмет как бы приобретает «положительную валентность»). Мотивация опредмечивает содержание побуждений личности, наполняя потребности своим смыслоо-бразующим содержанием. В этой связи «чрезвычайного акта потребность становится мотивом» (А.Н. Леонтьев). Такой осознанный мотив способен не только побудить личность к межэтническому взаимодействию, но и направлять ее.

Однако возникший осознанный мотив ситуативен, то есть побуждает человека к конкретной деятельности в конкретных обстоятельствах, в конкретной ситуации, в которой он и возник. Действие такого мотива не длительно. Изменяются обстоятельства - и человек может отказаться от удовольствия ситуативного мотива.

Побуждение становится личностным мотивом в случае осознанности, сочетаемости с ценностными ориентациями личности, когда деятельность и мотив приобретают смысл. Функции (побуждающая, направляющая, смыслообразующая) проявляются личностью в результате осознания и принятия ей мотива. В дальнейшем мотив наполняется новым содержанием, обогащается, развивается, конкретизируется.

Важное значение имеют мотивы, рассматриваемые на основании критерия устойчивости приближающиеся к свойству личности.

Чтобы сформировать мотив, нужно создать ситуацию, в которой у личности впервые возникает положительно окрашенное отношение к представителям различных национальностей, а затем поддержать это состояние, вызывая его в ситуациях, сходных с той, в которой мотив - состояние возникает впервые. Таким путем можно закрепить мотив, превратить его в устойчивое свойство личности. Следовательно, поликультурность личности будет рассматриваться как система устойчивая и самовосстанавливающаяся. От ситуативного -к устойчивому - такова общая закономерность развития и положительных и отрицательных мотивов.

Таким образом, только сформировав необходимые положительные мотивы личности, у специалистов (психологов, педагогов, этнологов и др.) появляются возможности активного включения личности в межкультурный диалог, в ситуации занимательности, и обогащения знаниями о различных этнокультурах, формирования этнотолерантности, что создает необходимые условия для эффективного развития поликультурной личности.

Литература

[1]. Акмеология: учебник / Под общ. ред. А.А. Деркача. М., 2004.

[2]. Гагарин А.В. Мировоззрение, культура, компетентность личности в контексте устойчивого развития природы и общества // Акмеология. - 2010. - № 3. - С. 28-32.

[3]. Селезнева Е.В. Самореализация и особенности мотивации студенческой молодежи // Акмеология. - 2013. - № 3. - С. 28-34.

INFLUENCE OF MOTIVATION ON DEVELOPMENT OF POLYLEVEL OF CULTURE OF THE PERSONALITY

Batarchuk Dmitriy Sergeevich (Moscow, Russia) - Candidate of pedagogic sciences, associate professor, PhD candidate, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; pr. Vernadsky, 84; batarchuk@mail.ru.

Abstract

The article is devoted to a problem of influence of motivation on development of the polycultural personality. In this work the importance of motivational components and substantial characteristics of polylevel of culture of the personality is designated. Key words: personality, motivation, polylevel of culture.

УДК 159.9

ПРОБЛЕМА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ С ПОЗИЦИИ ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

Батурина Анна Дмитриевна - аспирант Московского института Психоанализа, Москва, 117465; annalik@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрена проблема самоактуализации в различных подходах зарубежных и отечественных психологов с точки зрения общего и актуального в них.

Ключевые слова: самоактуализация, саморазвитие, развитие потенциала.

Теория самоактуализации была разработана в рамках гуманистической психологии в Америке в условиях кризиса психологии в начале 20 века, в противовес бихевиоризму и психоанализу. Страна развивалась и возникла необходимость в новой психологии, способной описать перспективы личностного развития и роста человека, разработать способы мотивации и методы его самосовершенствования.

Впервые понятие самоактуализации появилось в работах физиолога и психолога К.Гольдштейна(близок к гештальт-психологии) в 1926 году в работе «Организм. Холистический подход». Было представлено новое понимание динамики живой системы, основанное на стремлении к актуализации, заложенных в нем от природы, возможностей. Этот процесс развертывания возможностей К.Гольдштейн назвал «самоактуализацией»- и пояснил, что это не прекращение проблем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.