УДК 372.857+378
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Карташова Наталья Сергеевна
кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет
имени Л.Н. Толстого», Тула, Россия E-mail: nkartashova@yandex. ru Шахмурова Гульнара Абдуллаевна доктор биологических наук, профессор, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами,
Ташкент, республика Узбекистан E-mail: shga2065@yandex. com
METHODOLOGICAL TRAINING OF FUTURE BIOLOGY TEACHERS IN THE CONTEXT OF SYSTEM-ACTIVITY APPROACH
Kartashova Natalya Sergeevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Tula State
Pedagogical University" named after L.N. Tolstoy", Tula, Russia E-mail: nkartashova@yandex. ru Shakhmurova Gulnara Abdullaevna Doctor of Biological Sciences, Professor, Tashkent State Pedagogical University named after Nizami, 12
Tashkent, Republic of Uzbekistan E-mail: shga2065@yandex. com
Аннотация. Обоснованы особенности методической подготовки будущих учителей биологии, связанные с учетом результатов обучения учащихся основной школы в предметной, метапредметной, личностной областях и системно-деятельностного подхода. Рассмотрены этапы учебной деятельности студентов по изучению элементов методической системы обучения биологии в соответствии с требованиями нормативных документов.
Abstract. The features of the methodological training of future biology teachers are substantiated, related to taking into account the learning outcomes of school students in the subject, meta-subject, personal areas and the system-activity approach. The stages of students' educational activities in studying the elements of the methodological system of teaching biology in accordance with the requirements of regulatory documents are considered.
Ключевые слова, методика обучения биологии, системно-деятельностный подход, биологическое образование.
Keywords: methods of teaching biology, system-activity approach, biological education.
Вектор развития системы основного и среднего общего образования определяется социальным заказом общества. Социальный заказ находит свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте основного и среднего общего образования, который обеспечивает целенаправленное и всестороннее развитие личности обучающегося на основе научных знаний и компетенций, обеспечивающих возможность самореализации в современном обществе, в профессиональной деятельности, в семейной и личной жизни [1]. Особенность системного-деятельностного подхода в биологическом образовании выражается в смещении акцента в целеполагании с
доминирования биологической культуры, как основного результата, на формирование функциональной (естественнонаучной) грамотности как желаемого и необходимого качества выпускника основной и средней школы. Биологическая культура при этом выступает в роли теоретической базы, определяющей научно обоснованные, осознанные и гармоничные действия учащихся.
Методическая подготовка будущих учителей биологии в педагогическом университете происходит как с учетом этих обстоятельств, так и с учетом последовательности и взаимосвязи основных элементов методической системы обучения биологии. Освоение первого элемента системы, цели биологического образования, происходит в процессе лекционных занятий по темам: «Законодательная и нормативная база биологического образования», «Философские и педагогические основы методики обучения биологии», «Цели и задачи биологического образования на основе системно-деятельностного подхода».
Содержание биологического образования, как второго элемента методической системы, изучается на лекционных и практических занятиях по общей и частным методикам обучения биологии. На практических занятиях в рамках аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студенты приобретают умения: по составлению календарно-тематического плана, работе с конструктором рабочих программ, учету требований ФООП ООО в отборе содержания для конкретной формы обучения, использованию функциональных и структурных особенностей учебной книги и методической литературы.
Третий элемент, формы обучения биологии, усваивается в процессе изучения технологий организации уроков биологии разнообразных типов и видов, биологических экскурсий, практических и лабораторных работ, реализации блочно-модульной и модульной форм, внеклассной и внеурочной работы, лекционно-семинарской формы обучения [2, 3]. Отрабатывая умения по разработке методических рекомендаций для каждой формы обучения, студенты особое внимание уделяют учету предметных, метапредметных и
личностных результатов и соответствующих им универсальных учебных действий учащихся. Будущие учителя биологии приобретают навыки по конструированию технологических карт уроков в соответствии с требованиями ФГОС ООО: урока открытия новых знаний, урока систематизации (общеметодологической направленности), урока рефлексии, урока развивающего контроля [4].
Четвертый элемент методической системы, методы обучения, изучается с учетом взаимосвязи: действие учителя (метод обучения) - действие учащегося (УУД). В процессе самостоятельной работы студенты выполняют разнообразные задания по подбору и реализации таких методов обучения биологии, как наблюдение, работа с раздаточным материалом, работа с учебной книгой и кинофрагментами, знаково-символического моделирование, лабораторный метод. Каждый из подобранных методов обосновывается с точки зрения соответствия определенному этапу урока (экскурсии, практической работы) и формируемому учебному действию учащихся.
Пятый элемент, методические приемы, изучается в логике реализации таких метапредметных результатов обучения, как познавательные УУД (логические приемы анализа, синтеза, обобщения, формулирования выводов и т. д.), коммуникативные УУД (работа учащихся в группах, организация взаимоконтроля и т. д.), регулятивные УУД (организация работ учащихся по планированию, оценке и корректировке собственных действий по реализации плана и т. д.).
Организация работы студентов по изучению шестого элемента методики обучения биологии, материальной базы, строится как с учетом традиционных структур (оборудование кабинета биологии, уголка живой природы и пришкольного участка), так и современных возможностей для организации образовательного процесса (цифрового образовательного контента, цифровых инструментов анализа и визуализации информации, цифровых систем для организации контроля знаний и умений школьников) [5].
Последующая отработка умений и формирование навыков студентов
продолжается в процессе производственной (педагогической) практики. Организация учебной работы с учащимися происходит с учетом требований ФГОС ООО, ФООП ООО, системно-деятельностного подхода и с использованием теоретических знаний и практических умений, сформированных в процессе педагогической и методической подготовки в университете.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]: Гарант.Ру: информационно -цифровой портал. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/?ysclid=lbby0tlh6u619518 116 (дата обращения: 10.04.2024).
2. Карташова Н.С. Методика преподавания биологии: учебное пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов / Н.С. Карташова, Е.В. Кулицкая. -Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2012. -119 с.
3. Карташова Н.С. Инновационное обучение биологии в общеобразовательных заведениях: учебное пособие для студентов бакалавриата / Н.С. Карташова, Е.В. Кулицкая. - М.; Берлин: Директ -Медиа, 2017. - 78 с.
4. Арбузова Е.Н. Теория и методика обучения биологии: в 2 частях. Ч.1: учебник и практикум для вузов / Е.Н. Арбузова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2022. - 295 с.
5. Карташова Н.С., Медведева Н.В. Цифровые инструменты на уроках биологии как средство достижения метапредметных результатов обучения // Ученичество. - 2022. - № 2. - С. 53-65.