| #Ученичество. 2022. Вып. 2 | #Apprenticeship. 2022. Issue 2
#Ученичество. 2022. Вып. 2. С. 54-66. #Apprenticeship. 2022. Issue 2. P. 54-66.
Научная статья УДК 372.857:004
ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ6
кандидат педагогических наук, доцент
Тульский государственный педагогический
университет им. Л. Н. Толстого
Тула, Россия
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Тула, Россия
Аннотация. На каждом этапе развития общества меняется социальный заказ, адресованный сфере образования. В условиях быстрого расширения объема информации появляется потребность нового подхода к определению целей и технологий обучения. Интенсивное развитие биологической науки определяет необходимость оперативного обновления содержания образования. Информационные технологии и цифровые инструменты в этом случае способны обеспечить доступ к обновленной информации и сформировать важные навыки учащихся по работе с разнообразными источниками, как в процессе обучения, так и в процессе оценки результатов. В статье обоснованы условия разработки и реализации учебных заданий по биологии с использованием цифровых инструментов.
Ключевые слова: биологическое образование, информационные технологии, цифровые инструменты.
Scientific Article
UDC 372.857:004
DIGITAL TOOLS IN BIOLOGY CLASSES AS A MEANS OF ACHIEVING META-DISCIPLINARY LEARNING OUTCOMES
PhD in Pedagogy, Associate Professor Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
PhD in Agriculturalscience, Associate Professor
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University Tula, Russia_
6 Исследование выполнено в рамках государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) № 073-03-2022-117/4 от 01.06.2022 Министерства просвещения России по теме «Влияние цифровых инструментов обучения на образовательные результаты школьников».
Н. С. Карташова
Н. В. Медведева
N. Kartashova
N. Medvedeva
Abstract. At each stage of the development of society, the social service commissioning for education changes. With the rapid expansion of information, there is a need for a new approach to defining learning objectives and technologies. The intensive development of biological science determines the urgency of updating the content of education. Information technology and digital tools can provide access to up-to-date information and build important skills for students to work with a variety of sources, both in learning and in assessing results. The article substantiates the methodological conditions for the development and implementation of educational tasks in biology using digital tools.
Keywords: biological education, information technology, digital tools
© Карташова Н. С., Медведева Н. В., 2022 © Kartashova N., Medvedeva N., 2022
В современных условиях существенно меняется модель получения, обработки и использования информации. В большей степени эти изменения касаются сферы науки и образования, определяя необходимость формирования новой составляющей общей культуры человека - информационной культуры. В системе образования это выражается в смене целевого вектора с формирования знаний, умений и навыков в каждой из предметных областей на развитие способности учащихся работать с информацией с помощью планирования учебных действий для реализации выдвинутых целей, оценки и корректировки полученных результатов. Таким образом, актуальность темы исследования определяется необходимостью уточнения методики достижения эффективных результатов обучения биологии с использованием цифровых инструментов. По мнению ряда авторов важно, «...чтобы приобретаемые знания и навыки обучающиеся могли переносить на разные области знания, за рамки школы (физический контекст), сохранять несколько лет после завершения обучения (временной контекст) и использовать при решении разных задач (функциональный контекст)» [6, с. 10]. Успешное решение задач повышения конкурентоспособности российского образования предполагает овладение большинством учащихся «.умением свободно работать с информацией, навыками сотрудничества и другими умениями, которые условно называют 4К (коммуникация, креативность, кооперация, критическое мышление)» [3, с. 166].
Целевой компонент общего образования отражен в Федеральном государственном образовательном стандарте, где обозначены предметные, метапредметные и личностные результаты обучения. ФГОС основного общего образования определяет, что система оценки достижения планируемых результатов должна предусматривать использование разнообразных методов и форм обучения, в том числе формируемых с использованием цифровых технологий [7]. Обеспечивая соответствие образовательного процесса требованиям Федерального государственного стандарта, примерная основная образовательная программа основного общего образования включает в метапредметные результаты овладение навыками работы с информацией; восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории [5, с. 22]. В планируемых результатах освоения учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования происходит конкретизация положений ООП ООО в области работы с информацией: обучающиеся должны применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи [5, с. 941-942]. Как известно, при планировании профессиональной деятельности учитель
достигает метапредметных и личностных результатов путем формирования универсальных учебных действий учащихся (УУД). УУД проявляются через умение учиться, способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта [8, с. 54]. Развитие УУД может быть обеспечено разнообразным методическим инструментарием, в том числе с помощью цифровых инструментов. Так, можно отметить, что эффективная работа с информацией может обеспечить сформированность следующих УУД: познавательные (задания на определение и реализацию плана решения проблемы; задачи на сравнение, обобщение, анализ, оценивание; задания по проектированию и проведению исследования); регулятивные (задания на целеполагание, оценку ситуации, прогнозирование, планирование и принятие решения); коммуникативные (задания, формирующие способность выражать свои мысли, умение работать в сотрудничестве, оформлять и передавать информацию); личностные (задания на нравственно-этическую оценку информации и выстраивание личной стратегии развития).
Необходимость совершенствования методических подходов к работе с учебной информацией в процессе биологического образования связана с двумя основными причинами. Первая причина заключается в «отставании» содержания школьного предмета «Биология» от современного уровня развития мировой и отечественной биологической науки. В Концепции преподавания учебного предмета «Биология» в общеобразовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы, отмечается, что «...в настоящее время содержание биологического образования в примерных основных образовательных программах и в учебных изданиях не в полной мере соответствует современным научным представлениям о живой природе. Естественный консерватизм программы среднего образования имеет побочным результатом недостаточное освещение новейших научных направлений биологии, что находится в резком контрасте с ролью, играемой современной биологией в мировой науке» [4, с. 7]. Такое несоответствие многие годы признавалось отечественными методистами естественным, однако интенсивное и ускоряющееся развитие биологической науки ставит под сомнение достоверность учебного содержания отдельных элементов школьного курса биологии, связанных с изучением микробиологии, цитологии, генетики, селекции, эволюционного учения, окружающей среды. Цифровые инструменты в этом случае способны обеспечить быстрый доступ к обновленной информации и сформировать важные навыки учащихся по работе с разнообразными источниками (обучающие сайты, электронные ресурсы, словари, справочники, энциклопедии). Вторая причина отражает проблемы методического характера, связанные с тем, что «в образовательной практике недостаточно используются возможности информационно-образовательной среды, современных технологий личностно ориентированного и развивающего обучения, основанных на познавательной, проектной и коммуникативной деятельности. На ранних стадиях изучения предмета недооценивается важность деятельностного подхода к обучению» [4, с. 8]. В работах ряда авторов предлагается модель методики использования мобильных технологий в формировании информационной культуры школьников [1]; анализируются возможности и условия использования мобильных технологий и приложений в процессе обучения биологии в школе [9]; рассматривается специфика формирования информационной культуры учащихся при обучении биологии в условиях цифровой трансформации образования [2]. Большинство авторов отмечают широкие дидактические возможности цифровых технологий в
формировании практически всех универсальных учебных действий учащихся, относящихся к метапредметным и личностным результатам обучения. На основании проведенного анализа была уточнена тема и обозначена цель нашего исследования: проверить эффективность использования цифровых инструментов на уроках биологии как средства достижения метапредметных результатов обучения. Противоречие между необходимостью совершенствования процесса использования цифровых технологий и недостаточным инструментарием для его реализации в процессе изучения биологии в условиях разных типов учебных заведений, разнообразных разделов школьного курса биологии, форм обучения и типов уроков обозначило проблему исследования. Для достижения цели исследования потребовалось решение следующих задач:
определить последовательность действий по использованию цифровых инструментов в процессе изучения школьного курса биологии;
определить планируемые результаты обучения, которые достигаются в результате выполнения учебных заданий, и соотнести их с ведущими содержательными идеями уроков биологии;
разработать задания с использованием цифровых инструментов, сформулировать критерии оценивания успешности выполнения заданий и определить этапы урока для их реализации;
апробировать разработанные задания, проанализировать результаты и оценить их эффективность относительно достигнутых планируемых результатов обучения.
Представим процесс разработки и апробации методики оценивания результатов изучения курса биологии с использованием цифровых ресурсов, платформ и сервисов, который включал несколько этапов.
На первом этапе происходила оценка и отбор планируемых результатов обучения, которые будут достигаться в процессе выполнения заданий. Поскольку предметные результаты являются постоянным и обязательным компонентом учебного процесса и включаются в образовательные цели в ходе планирования урока, ориентиром для разработки учебных заданий служили метапредметные результаты. К примеру, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений) и др.
На втором этапе на основе сущностного анализа содержания отдельных разделов программы по биологии для 5-го, 6-го и 9-го класса были определены темы уроков для разработки и реализации заданий. Так, мы предположили, что достижение результата «устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа» может происходить эффективнее при выполнении заданий, связанных с изучением морфо-анатомического и систематического содержания, в котором рассматриваемые объекты имеют четко выраженную системную организацию и все элементы обозначены, соподчинены и связаны (тема «Клеточное строение организмов», 9-й класс; тема «Онтогенез, эмбриональное развитие», 9-й класс). Для достижения результата «выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов в живой природе, выявлять и характеризовать существенные признаки объектов» более подходят задания, связанные с изучением клеточных, организменных и надорганизменных структур, в которых связь и
взаимодействие структурных компонентов могут быть определены по нескольким параметрам: строению, функциям, происхождению и т. д. (тема «Взаимодействие организмов и среды», 5-й класс; тема «Ткани растений», 6-й класс). Достижение результата «делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях» возможно в случае работы с учебным материалом, имеющим отношение к экологическим и эволюционным закономерностям на разных уровнях организации живой природы (тема «Разнообразие растений», 6-й класс).
На третьем этапе были разработаны задания с использованием цифровых инструментов, сформулированы критерии оценивания успешности выполнения задания и определены этапы урока для реализации заданий. Разработанные задания были направлены на формирование компетенций на двух уровнях.
На уровне анализа информации: эффективно запоминать и систематизировать информацию, оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.
На уровне анализа и собственной оценки информации - выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления.
Критерии оценивания выполнения каждого из заданий можно сгруппировать в четыре блока по ведущим метапредметным результатам обучения (универсальным учебным действиям, включающим в себя разные аспекты работы с информацией):
1. умение осознанно работать с информацией в иллюстративной форме (рисунки, фотографии, видеофрагменты);
2. умение сопоставлять блоки информации в зависимости от поставленной задачи;
3. умение группировать (классифицировать) часть информации в соответствии с самостоятельно выделенным критерием;
4. умение применять определенную часть информации в конкретной ситуации.
Разработанные задания также условно можно разделить на группы по типу использованных цифровых инструментов. Первая группа - геймифицированные задания на онлайн-платформах (LearningApps.org, Wordwall.net, еТреники) (задания 1, 2). Вторая группа - задания с использованием систем контроля и коррекции знаний без игровых элементов (OnlineTestPad, Google Формы, PowerPoint инструмент SmartArt, платформа VIDEOUROKI.NET) (задания 3, 4). Приведем примеры заданий, относящихся к названным группам и направленных на достижение разнообразных планируемых результатов обучения. Задание 1. Класс: 6-й. Тема: Разнообразие растений. УМК: под редакцией И. Н. Пономарёвой (концентрическая структура), УМК «Линия жизни» В. В. Пасечника. Этап урока: закрепление изученного материала / воспроизведение и коррекция опорных знаний. Планируемый результат: делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа. Цифровой инструмент: интерактивный обучающий модуль LearningApps.org. Задание: Объясните различия между жизненными формами растений - травы, кустарники и деревья, приведите примеры, используя материалы задания. Приведите примеры растений из флоры Тульской области к каждой жизненной форме. Для выполнения задания пройдите по ссылке https://learningapps.org/watch?v=ptзqm8ze222.
Критерии оценки выполнения задания. Правильно выбирает ключевые характеристики жизненных форм растений. Анализирует фотографии растений и выявляет критерии для классификации жизненных форм. Правильно соотносит фотографии с жизненными формами растений.
Правильно выбирает примеры растений для представленных жизненных форм. Сопоставляет родовое название растения с соответствующей жизненной формой. Задание 2. Класс: 5-й. Тема: Взаимодействие организмов и среды. УМК: под редакцией И. Н. Пономарёвой (концентрическая структура), УМК «Линия жизни» В. В. Пасечника. Этап урока: закрепление изученного материала / воспроизведение и коррекция опорных знаний. Планируемый результат: выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов в живой природе, выявлять и характеризовать существенные признаки объектов. Цифровой инструмент: интерактивный обучающий модуль LearningApps.org. Задание: Пройдите по ссылке https://learningapps.org/display?v=paofucis222. внимательно рассмотрите представленные живые объекты, расположите их слева направо в правильном порядке пищевой цепочки с точки зрения экологической роли каждого организма (кто кого съест в условиях живой природы).
Критерии оценки выполнения задания. Правильно определяет по внешнему виду все представленные биологические объекты. Определяет экологическую роль каждого организма и относит его к экологической группе (создатели, потребители, разрушители). Правильно устанавливает последовательность организмов в пищевой цепи. Правильно использует знание типов питания организмов для отнесения их к каждой экологической группе. Объединяет организмы в группы по типу питания.
Задание 3. Класс: 6-й. Тема: Разнообразие растений. УМК: под редакцией И. Н. Пономарёвой (концентрическая структура), УМК «Линия жизни» В.В. Пасечника. Планируемый результат: самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа.
Цифровой инструмент: коллекция изображений https://yandex.ru/images/, инструмент SmartArt в программе PowerPoint. Задание: используя предложенную схему, составьте систематическое древо царства «Растения» (количество пунктов или сам объект SmartArt можно изменять). Расположите на схеме пояснения -отличительные особенности низших и высших растений. Подберите необходимые иллюстрации для каждого отдела растений (2-3 картинки).
Разнообразие растений
Критерии оценки выполнения задания. Самостоятельно выбрать формат представления задания из шаблонов БтайАЛ. Использовать предлагаемый готовый шаблон БшаЛАт!. Классифицировать группы растений по особенностям строения. Привести пояснения к разделению растений на группы. Верно подобрать иллюстрации представителей отделов растений.
Задание 4. Класс: 9-й. Тема: Биосфера - глобальная экосистема. УМК: под редакцией И. Н. Пономарёвой (концентрическая структура), УМК «Линия жизни» В. В. Пасечника. Планируемый результат: эффективно запоминать и систематизировать информацию. Цифровой инструмент: онлайн-конструктор тестов OnlineTestPad. Задание. Пройдите по ссылке https://onlinetestpad.com/lg7mr.5rs4xmau, заполните форму регистрации и опросник.
Критерии оценки выполнения задания. Кратко сформулировать ответ. Выделить главное в множестве признаков. Устанавливать соответствие между объектами и признаками. Определять биологические объекты по рисункам. Группировать биологические объекты по выделяемым признакам.
На четвертом этапе проходила апробация разработанных заданий, анализ и оценка их эффективности относительно достигнутых планируемых результатов обучения. Внедрение экспериментального материала осуществлялось в процессе изучения биологии учащимися 5-го, 6-го, 9-го классов средней ступени образования в образовательном учреждении довузовской подготовки Министерства обороны РФ (ФГКОУ Тульское суворовское военное училище Министерства обороны РФ).
Психолого-возрастные особенности учащихся: гендерное обучение, преобладание учащихся с высокой мотивацией к обучению и проявление повышенного интереса к новым и нестандартным заданиям.
Особенности организации учебного процесса и жизненного пространства учащихся: постоянное пребывание на территории учебного заведения, отсутствие у обучающихся смартфонов (разрешены ноутбуки, электронные книги, на уроках -планшеты), уровень изучения биологии - базовый. Использование цифровых инструментов в образовательном процессе является традиционным, происходит как в сопровождении педагога (визуальное дополнение текстовой информации учебника, БшаЛВоагё, выполнение интерактивных заданий ЭОР), так и индивидуально (использование цифровых лабораторий МекшрЬу, система
тестирования Indigo, электронный читальный зал с доступом к ЭОР, файловый обмен училища, lms-дневник).
Использование заданий осуществлялось на различных этапах урока, поэтому временные рамки для выполнения большинства из них были ограничены. В ряде случаев использование цифровых инструментов сочеталось с традиционными форматами работы, при выполнении ряда заданий учащиеся должны были комментировать собственные действия и объяснять свой выбор. Экспериментальной группой учащихся являлись два класса из одной параллели (40 человек), контрольной - один класс (20 человек).
Оценка результативности выполнения каждого из приведенных в примерах заданий состояла в определении достижения учащимися как предметных, так и метапредметных результатов: эффективно запоминать и систематизировать информацию, выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений), выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов в живой природе (таблица 1).
Таблица 1
Результативность выполнения заданий 1, 2, 3, 4 с использованием цифровых инструментов на уроках биологии
Планируемый результат Класс
5 6 9
Предметные результаты, %
Базовые биологические знания 75 80 75
Метапредметные результаты, %
Эффективно запоминать и систематизировать информацию 80 80 75
Устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и 75 80 75
сравнения, критерии проводимого анализа
Выявлять причинно-следственные связи при 75 80 80
изучении явлений и процессов в живой природе,
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
Выбор, анализ, систематизация и интерпретация информации различных видов и форм 70 90 80
представления
Разработанные задания подразумевали проверку выполнения учащимися разных мыслительных действий - восприятие биологической терминологии, ее правильное использование, систематизацию информации в соответствии с нужным тематическим блоком, узнавание иллюстрации.
Если использовать шкалу оценки задания «выполнено-не выполнено», то можно говорить только о достижении предметных результатов обучения и усвоении определенного тематического раздела. Анализ выполнения отдельных частей задания позволяет оценить сформированность у школьников общеучебных когнитивных умений. К примеру, в задании 1 (6-й класс) помимо воспроизведения теоретического материала (знание термина «жизненная форма») требовалось по рисунку определить наличие ключевой характеристики жизненной формы
растений (умение работать с информацией в различной форме; применение знаний в практической учебной ситуации), а при распределении примеров -вызвать мысленный образ растений (умение эффективно запоминать и систематизировать информацию). В задании 2 (5-й класс) учащиеся расставляли изображения живых организмов в порядке звеньев пищевой цепи, для этого было необходимо узнать (работа с иллюстративной информацией) и соотнести каждый объект с нужной экологической группой - создатели, потребители и разрушители (построить цепочку причинно-следственных связей). Самым распространённым затруднением при выполнении этого задания стало размещение в пищевой цепи бактерий. Аналогичным образом осуществлялась интерпретация результатов выполнения заданий 3, 4.
На основании полученных экспериментальных данных можно сформулировать следующие выводы:
использование цифровых инструментов для проверки базовых биологических знаний оказалось эффективным для достижения предметных результатов - 5-й, 9-й класс - 75 %; 6-й класс - 80 %;
внедрение цифровых инструментов в образовательный процесс привело к повышению эффективности запоминания и систематизации информации (в 5-м и 6-м классах результат зафиксирован у 80 % учащихся, в 9-м классе - 75 %);
использование цифровых инструментов для установления существенного признака классификации и анализа информации в сочетании с визуальным материалом привело к результативности выполнения заданий более 75 % во всех возрастных группах;
умение выявлять причинно-следственные связи при выполнении цифровых заданий продемонстрировали более 75 % учащихся всех классов;
цифровые задания как источник получения учащимися опыта учебной деятельности, направленной на выбор, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления, оказались более результативными в параллели 6-х классов - 90 %;
потенциал цифровых инструментов как средства повышения мотивации к обучению и познавательной активности учащихся достаточно высок (75 % учащихся отдали предпочтение цифровым заданиям, а не традиционным оценочным процедурам). Необходимо отметить, что эмоциональное восприятие геймифицированных заданий у большинства учеников оставалось на уровне обучающей игры и снижало тревожность перед возможной неудачей.
Цифровые инструменты, используемые для оценки образовательных результатов, являются одним из элементов методической системы обучения биологии. В эту систему включены такие взаимосвязанные и соподчиненные составляющие, как цель (планируемые результаты), содержание, формы, методы, методические приемы и средства. Цифровые инструменты как средство обучения могут быть эффективно использованы при условии соответствия и сочетания со всеми другими элементами методической системы. В связи с этим на основании проведенного исследования были сформулированы следующие выводы.
1. Цифровые инструменты могут быть использованы как эффективные средства достижения метапредметных результатов обучения.
2. Содержание заданий с использованием цифровых инструментов может базироваться на разных сущностных идеях школьного курса биологии, в зависимости от достигаемого результата, например, результат «устанавливать
| #Ученичество. 2022. Вып. 2 | #Apprenticeship. 2022. Issue 2
существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа» может достигаться эффективнее при выполнении заданий, связанных с изучением морфо-анатомического и систематического содержания; результат «выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов в живой природе, выявлять и характеризовать существенные признаки объектов» - с изучением клеточных, организменных и надорганизменных структур.
3. Выполнение заданий на основе цифрового контента может происходить на разных этапах уроков биологии и сочетаться с традиционными методами и приемами обучения, такими, как беседа, комментирование действий, объяснение собственного выбора, демонстрация изображений и видеоматериалов, заполнение таблиц.
4. Задания с использованием цифровых инструментов могут быть направлены на формирование компетенций на двух уровнях: на уровне анализа информации и на уровне анализа и собственной оценки информации.
5. Использование цифровых инструментов относится к перспективным направлениям методики обучения биологии и не ограничивается рамками традиционного урока. Задания на основе цифровых инструментов можно предлагать учащимся при выполнении индивидуальной проектной работы или домашнего задания, а также сочетать элементы IT-технологий с другими педагогическими формами, методами, приемами - «урок-наоборот», технология «перевернутый класс», технология развития критического мышления, модульная технология, технология комплексного использования средств обучения.
Литература
1. Арбузова Е. Н., Борисова Н. В. Модель методики использования мобильных технологий в формировании информационной культуры старшеклассников // Учебный эксперимент в образовании. 2020. № 3. С. 62-69.
2. Борисова Н. В. Формирование информационной культуры старшеклассников в условиях цифровой трансформации биологического образования // Самарский научный вестник. 2021. Т. 10, № 3. С. 215-219.
3. Ковалева Г. С. Возможные направления совершенствования общего образования для обеспечения инновационного развития страны (по результатам международных исследований качества общего образования) : материалы к заседанию президиума РАО 27 июня 2018 г. // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 5 (55). С. 150167.
4. Концепция преподавания учебного предмета «Биология» в общеобразовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы // Банк документов Министерства Просвещения Российской Федерации. URL:
https://d0cs.edu.g0v.ru/d0cument/a689dbd8i85i028caa60d55bae90fi06/?ysclid=l702yts6 t9973856592 (дата обращения: 30.11.2022).
5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования / Ин -т развития образования РАО // Реестр примерных основных общеобразовательных программ: офиц. сайт / Минпросвещения России. URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-0bshcheg0-0braz0vaniia-2?ysclid=lac67xam4p20237i038 (дата обращения: 30.11.2022).
6. Тюменева Ю. А., Вальдман А. И., Карной М. Что дают предметные знания для умения применять их в новом контексте: первые результаты сравнительного анализа TIMSS-2011 и PISA-2012 // Вопросы образования. 2014. № 1. С. 8-24.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287 // Гарант.ру: информ.-прав. портал. URL: https://www.garant.rU/pr0ducts/ip0/prime/d0c/401.4.4.4Q20/ (дата обращения: 30.11.2022).
8. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. 59 с.
Q. Юровских К. В., Стариченко Б. Е. Анализ возможностей применения мобильных технологий при обучении биологии в школе // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. 2020. № 5. С. 90-95-
Статья поступила в редакцию: 16.12.2022 Одобрена после рецензирования: 23.12.2022 Принята к публикации: 30.12.2022
The article was submitted: : 16.12.2022 Approved after reviewing: 23.12.2022 Accepted for publication: 30.12.2022