Научная статья на тему 'КОНСТРУИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ КАК ОСНОВА МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ'

КОНСТРУИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ КАК ОСНОВА МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методическая система / педагогическое конструирование / биологическое образование / methodological system / pedagogical design / biological education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карташова Наталья Сергеевна, Шахмурова Гульнара Абдуллаевна

Рассмотрены аспекты методической подготовки будущих учителей биологии, связанные с формированием у них компетенций по конструированию педагогических процессов. Указанный процесс связан с умениями и навыками по отбору, сочетанию основных элементов методической системы и приведению их в соответствие с результатами обучения в рамках системно-деятельностного подхода, стратегическими и тактическими целями биологического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карташова Наталья Сергеевна, Шахмурова Гульнара Абдуллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION OF PEDAGOGICAL PROCESSES AS THE BASIS OF METHODOLOGICAL TRAINING OF FUTURE BIOLOGY TEACHERS

Aspects of the methodological training of future biology teachers related to the formation of their competencies in designing pedagogical processes are considered. This process is associated with the skills and abilities of selecting, combining the main elements of the methodological system and bringing them into line with learning outcomes within the framework of a systemic activity approach, strategic and tactical goals of biological education.

Текст научной работы на тему «КОНСТРУИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ КАК ОСНОВА МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ»

УДК 372.857+378

КОНСТРУИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ КАК ОСНОВА МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

БИОЛОГИИ

Карташова Наталья Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет

имени Л.Н. Толстого», Тула, Россия E-mail: [email protected]

Шахмурова Гульнара Абдуллаевна

доктор биологических наук, профессор, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами,

Ташкент, республика Узбекистан E-mail: [email protected]

CONSTRUCTION OF PEDAGOGICAL PROCESSES AS THE BASIS OF METHODOLOGICAL TRAINING OF FUTURE BIOLOGY TEACHERS

Kartashova Natalya Sergeevna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Tula State

Pedagogical University" named after L.N. Tolstoy", Tula, Russia E-mail: [email protected]

Shakhmurova Gulnara Abdullaevna

Doctor of Biological Sciences, Professor, Tashkent State Pedagogical University named after Nizami,

Tashkent, Republic of Uzbekistan E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассмотрены аспекты методической подготовки будущих учителей биологии, связанные с формированием у них компетенций по конструированию педагогических процессов. Указанный процесс связан с умениями и навыками по отбору, сочетанию основных элементов методической системы и приведению их в соответствие с результатами обучения в рамках системно-деятельностного подхода, стратегическими и тактическими целями биологического образования.

Abstract. Aspects of the methodological training of future biology teachers related to the formation of their competencies in designing pedagogical processes are considered. This process is associated with the skills and abilities of selecting, combining the main elements of the methodological system and bringing them into line with learning outcomes within the framework of a systemic activity approach, strategic and tactical goals of biological education.

Ключевые слова. методическая система, педагогическое конструирование, биологическое образование.

Keywords: methodological system, pedagogical design, biological education.

Важнейшим условием эффективности методической подготовки будущих учителей биологии является достижение запланированных результатов обучения, выраженных в формируемых компетенциях. Большинство компетенций, связанных с освоением содержания рабочей программы по

дисциплине «Теория и методика обучения биологии» (в рамках реализации программы подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование», профили подготовки «Биология» и «Химия»), связаны с умениями и навыками проектирования разнообразных элементов образовательного процесса на основе теоретических знаний о компонентах методической системы в их взаимосвязи и взаимозависимости. Традиционно к элементам методической системы относятся целевой и содержательный компоненты, формы и технологии обучения, методы и методические приемы, а также материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

На лекционных занятиях по курсу «Теория и методика обучения биологии» студенты последовательно изучают технологии реализации всех указанных компонентов в их соподчинении. Целевой компонент изучается прежде всего в связи с требованиями ФГОС ООО; ФООП ООО; векторами развития, представленными в Концепции преподавания учебного предмета «Биология» в общеобразовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы [1], другими особенностями и задачами образовательного процесса.

Результатом изучения содержательного компонента методической системы является формирование умений и навыков по анализу структуры и содержания рабочих программ, учебников, учебно-методических пособий в соответствии с предметными, метапредметными и личностными результатами обучения, стратегическими и тактическими целями биологического образования.

Технологическая часть методической системы может быть реализована благодаря сформированным умениям и навыкам по отбору форм, методов, методических приемов обучения, приведенных в соответствие с формируемыми универсальными учебными действиями учащихся. Формирование этих важнейших умений и навыков происходит в процессе выполнения студентами разнообразных учебных кейсов: разработки и апробации фрагментов уроков с использованием лабораторно-практических

методов; методов организации самостоятельной работы учащихся; методов работы с учебной книгой, дополнительной литературой, цифровыми источниками информации; методов моделирования, в том числе знаково-символического моделирования.

Важной формой контроля сформированных методических умений и навыков является защита проекта одного из типов уроков: открытия новых знаний, развивающего контроля, систематизации (общеметодологической направленности), рефлексии. Защита проекта включает обоснование методической системы урока, демонстрацию урока, анализ урока согласно требованиями ФГОС ООО.

Все перечисленные выше виды практических работ студентов по дисциплине связаны с методическим конструированием педагогического продукта, состоящего из множества методических элементов (деталей конструкта). Рассмотрению эффективности разнообразных подходов к конструированию педагогических процессов посвящены работы ряда авторов. Предлагаются варианты сочетания элементов в процессе проведения уроков [2], в рамках проблемного обучения [3]. Уделяется внимание конструированию биологических задач разных типов [4] и моделированию педагогических ситуаций, способствующих активизации процесса обучения [5]. Очевидно, что эффективность работы по конструированию учебного процесса связана с умениями и навыками студентов по отбору и сочетанию необходимых элементов, а также обоснование соответствия представленного продукта тактическим и стратегическим целям биологического образования.

Приведем в качестве иллюстрации практическое занятие по теме «Самостоятельная работа учащихся в процессе изучения раздела «Человек». Студентам предлагается разработать методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся на одном из уроков, посвящённых изучению организма человека. В процессе работы студенты используют методический конструктор, представляющий собой «наборы» следующих методических элементов:

- требования к результатам обучения в предметной, метапредметной, личностной областях;

- перечень формируемых познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных универсальных учебных действий учащихся;

- перечень видов самостоятельных работ учащихся, традиционно используемых при изучении организма человека (с натуральными объектами, с раздаточным материалом, с моделями и муляжами, с учебной книгой, с цифровым контентом, самостоятельные работы по наблюдению и работы комплексного характера);

- перечень методов обучения по классификациям: по источникам знаний и по степени активности учащихся;

- перечень тем уроков из календарно-тематического плана, разработанного студентами на одном из предыдущих занятий;

- типы уроков по ФГОС;

- этапы уроков в связи с требованиями стандарта, например, для урока открытия новых знаний этапы: мотивационный, актуализация знаний, выявление затруднения, разработка проекта или плана по выходу из затруднения, реализация плана, первичное закрепление, самостоятельная работа и проверка по эталону, включение в систему знаний и умений, рефлексия.

Выбирая, сочетая, используя указанные элементы студенты создают педагогический продукт, отвечающий всем требованиям как методики, так и требованиям стандарта и концептуальной модели современного биологического образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция преподавания учебного предмета «Биология» в общеобразовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы [Электронный ресурс]: Банк документов Министерства Просвещения Российской Федерации:

https://docs.edu.gov.ru/document/a689dbd81851028caa60d55bae90f106/?ysclid=l70 2yts6t9973856592 (дата обращения: 31.10.2023).

2. Королева М.Б., Гераськина Е.А., Киряева А.А. Психолого-педагогические аспекты конструирования урока / М.Б.Королева, Е.А. Гераськина, А.А. Киряева // Молодой ученый. - 2018. - № 16 (202). - С. 289-291.

3. Мухамадеев И.Г. Педагогические условия освоения технологии конструирования проблемного обучения / И.Г. Мухамадеев // Приднепровский научный вестник. -2018. -Т. 2. - № 1. - С. 36-38.

4. Смирнова В.А. Конструирование учебных задач по курсу биологии 5-6 классов средствами педагогический таксономии /А.В. Смирнова //Наука и школа. - 2018. - № 6. - С. 86-94.

5. Турянская О.Ф. Конструирование различных видов педагогических ситуаций - путь повышения эффективности обучения / О.Ф.Турянская // Наука, образование, общество: актуальные вопросы и перспективы развития: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 4 частях. -Люберцы: ООО «АР-Консалт», 2015. - С. 64-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.