Научная статья на тему 'СИСТЕМА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА'

СИСТЕМА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куулар Лариса Лопсановна

Статья посвящена проблемам разработки и конструирования учебно - методических заданий, направленных на формирование профессиональной методической деятельности будущего педагога, учителя химии. Целями комплекса самостоятельных работ является содействие формированию и развитию у студентов профессиональных компетенций, позволяющих им в дальнейшем осуществлять профессиональную методическую деятельность в области химического образования для успешной реализации учебно-методической работы в процессе преподавания химии в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куулар Лариса Лопсановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL TASKS AS A MEANS OF SHAPING PROFESSIONAL METHODICAL ACTIVITY OF THE FUTURE TEACHER

The article is devoted to the problems of development and construction of educational and methodological tasks aimed at the formation of professional methodological activity of the future teacher, teacher of chemistry. The goals of the complex of independent works are to promote the formation and development of students ' professional competencies that allow them to further carry out professional methodological activities in the field of chemical education for the successful implementation of educational and methodological work in the process of teaching chemistry at school.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА»

7. Thompson P. Communication Technology Use and Study Skills. Active Learning in Higher Education, 18 (3), (2017). P. 257-270. Retrieved from: https://joumals.sagepub.com/doi/full/10.1177/1469787417715204#articleCitationDownloadContainer

8. Пискунова И.В., Сошникова О.А., Черепова К.Г. Реализация дистанционного обучения в период мировой пандемии на платформе idroo.com // Молодой ученый. 2020. № 14 (304). С. 26-27.

9. Поняева Т.А. Использование системы Moodle в дистанционном обучении как основа непрерывного обучения в вузе в условиях пандемии // Успехи гуманитарных наук. 2020. № 8. С. 161-163.

10. Мельниченко Я.И. Личностно-ориентированный подход к организации самостоятельной работы студентов с использованием интернет-ресурсов: диссертация канд. педагог. наук / Казан. гос. ун-т им.

B.И. Ульянова-Ленина, Казань. 2008. - 249 с.

11. Дятлова Ю.О. Современные требования к организации и контролю самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды российских вузов // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 2. С. 47-57.

12. Малиатаки В.В., Киричек К.А., Вендина А.А. Дистанционные образовательные технологии как современное средство реализации активных и интерактивных методов обучения при организации самостоятельной работы студентов // Открытое образование. 2020. Т. 24. № 3. С. 56-66.

13. Пучкова Е.Б., Темнова Л.В., Сорокоумова Е.А., Чердымова Е.И. Готовность преподавателей вузов к дистанционной работе в период пандемии COVID-19 // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48).

C. 89-102.

14. Шатуновский В.Л., Шатуновская Е.А. Ещё раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения) // Вестник науки и образования. 2020. № 9-1 (87). С. 53-56.

Педагогика

УДК 54.378

кандидат педагогических наук, доцент Куулар Лариса Лопсановна

ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» (г. Кызыл)

СИСТЕМА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Аннотация. Статья посвящена проблемам разработки и конструирования учебно - методических заданий, направленных на формирование профессиональной методической деятельности будущего педагога, учителя химии. Целями комплекса самостоятельных работ является содействие формированию и развитию у студентов профессиональных компетенций, позволяющих им в дальнейшем осуществлять профессиональную методическую деятельность в области химического образования для успешной реализации учебно-методической работы в процессе преподавания химии в школе.

Ключевые слова: учебно-методическое обеспечение, учебно-методические задания, самостоятельная работа.

Annotation. The article is devoted to the problems of development and construction of educational and methodological tasks aimed at the formation of professional methodological activity of the future teacher, teacher of chemistry. The goals of the complex of independent works are to promote the formation and development of students ' professional competencies that allow them to further carry out professional methodological activities in the field of chemical education for the successful implementation of educational and methodological work in the process of teaching chemistry at school.

Keywords: educational and methodological suppor, educational and methodological tasks, independent work.

Введение. В настоящее время современные образовательные технологии, ориентированные на организацию самостоятельной работы студентов, требуют новых подходов. Один из них - системный поход, который использован при разработке системы учебно - методических заданий модуля методических дисциплин «Методическая подготовка учителя химии». Системный подход предполагает изложение комплекса учебно - методических заданий в определённой последовательности с нарастающей степенью сложности для организации самостоятельных работ, обеспечивающего освоение студентами профессиональных компетенций в области методической деятельности.

Изложение основного материала статьи. Анализ научно-исследовательских работ в области рассматриваемой проблемы:

- самостоятельная рaбoтa гак составляющая образовательного процесса [1, 2, 4, 7, 15, 20];

- учебно-методическое обеспечение в системе высшего образования [6, 14, 17, 18, 21];

- система учебно-методических заданий как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных практико-ориентированных заданий [8, 9, 10, 11, 12, 19, 22, 23].

Организация самостоятельной работы в высшей школе требует нахождения форм его организации в условиях требований ФГОС ВО, соответствующего учебно-методического обеспечения с учетом специфики учебного предмета. ФГОС определяют в качестве важнейшей составляющей - требования к условиям реализации программы, в том числе к учебно-методическому обеспечению. Анализ проблемы организации самостоятельной работы в современной высшей школе показывают, что важным условием для активизации самостоятельной работы является наличие соответствующего учебно-методического обеспечения. Актуальность настоящего исследования определяется потребностью разработки системы учебно-методических заданий для организации самостоятельной работы студентов в соответствии со спецификой учебного модуля «Методическая подготовка учителя химии» на основе которого достигается эффективное формирование и освоение профессиональных компетенций.

В последние годы в педагогике в связи с внедрением ФГОС ВО достаточно часто стали использоваться термин «учебно-методическое обеспечение». Считается, что умения проектировать и конструировать учебно-методическое обеспечение являются составной частью методологической культуры, которой должен обладать каждый преподаватель. Современная литература по проблеме разработке учебно-методического обеспечения насчитывает множество работ методологического, общедидактического, методического и

технологического плана. Понятие «учебно-методическое обеспечение» рассматривается в исследованиях по-разному: как механизм успешной реализации требований ФГОС в системе высшего и общего образования [3, 6, 14]; инновационный подход к модернизации учебно-методического обеспечения дисциплин, курсов, разделов и тем [5, 16, 18, 21]; как средство организации самостоятельная работа студентов [12, 13, 17]; как интегративная дидактическая единица учебного процесса в вузе [19, 22, 23].

Разрабатывая систему учебно-методических заданий [9, 10, 11, 12], мы опирались на исследования по оптимизации процесса обучения Ю. К. Бабанского, по проектированию систем средств обучения Т.С. Назаровой, С.Г. Шаповаленко и на методические подходы Г.М. Чернобельской, М.С. Пак, Г.С. Качаловой. Разработанная нами система учебно-методических заданий состоит из двух взаимосвязанных и взаимообусловленных модулей, первый модуль охватывает комплекс обязательных заданий из курса методики обучения химии. Второй модуль включает комплекс заданий, изучаемый по выбору вузов в соответствии с направлениями подготовки бакалавров и магистров. Содержание двух моделей раскрываются с помощью учебно - методических заданий практико-ориентированного характера.

По мнению М.В. Шингарёвой компетентностно ориентированная задача — это отраженная в сознании студента и объективированная в знаковой модели проблемная ситуация, соответствующая определенному виду профессиональной деятельности и компетенции выпускника [22, С. 107]. Под системой компетентностно ориентированных понимает совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компетентностноориентированных задач, оптимально обеспечивающую освоение студентами профессиональных компетенций, позволяющую осуществлять оперативную и итоговую диагностику успешности образовательного процесса и уровня сформированности указанных компетенций [23, С. 113]. На основании работ М.В. Шингаревой под системой учебно-методических заданий понимаем совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных практико-ориентированных заданий модуля «Методическая подготовка учителя химии», оптимально обеспечивающую освоение студентами профессиональных компетенций в области профессиональной методической деятельности, позволяющую осуществлять уровня сформированности компетенций посредством самостоятельных работ.

Учебное задание - это многоплановая дидактическая категория. Оно является единицей построения процесса обучения [19, С. 112]. Таким образом, в нашем исследовании каждая самостоятельная работа двух моделей содержит учебно-методическую информацию и методические рекомендации, способствующие формированию умений наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы, самостоятельно вести отбор, анализ, решение и проектирование, осуществление педагогического эксперимента, оформлять их результаты. А также содержит упорядоченную информацию, необходимую и достаточную для достижения результатов обучения в отведенный для дисциплины ресурс времени.

Приведем один пример задания в рамках самостоятельной работы. Представленное задание практико-ориентированного характера предлагаем студентам с целью обучения их последовательности действий при выполнении самостоятельной работы «Анализ и разработка рабочей программы по предмету или ее фрагмента», так как разработка рабочей программы по предмету является одним из требований ФГОС СОО и ООО.

Содержание каждого задания в рамках системы учебно-методических заданий представлено шестью пунктами: начинается с цели и задачи, условия и требования к выполнению задания, определения планируемых результатов обучения, а завершается методическими сопровождениями. Это позволяет сформировать целостное представление об изучаемой дисциплине, описать ее как сложную систему, объединенную логикой.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №_

«АНАЛИЗ И РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ ИЛИ ЕЕ ФРАГМЕНТА»

Цель самостоятельной работы: содействие формированию и развитию у студентов профессиональных компетенций, позволяющих им в дальнейшем осуществлять педагогическую деятельность в области химического образования посредством овладения методическими умениями: проанализировать, выбирать и разработать рабочую программу по химии для успешной реализации учебно-методической работы в процессе преподавания химии в школе.

Задачи самостоятельной работы:

1. сформировать понятие об особенностях отбора, анализа, конструирования и разработки рабочих программ по химии;

2. вооружить методическими знаниями и умениями, обеспечивающими реализацию целей разработки содержания рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО и СОО;

3. сформировать умения осуществлять отбор и сравнительный анализ вариативных программ по химии, эффективности их реализации в соответствии с дидактическими требованиями;

4. формулировать и реализовать общие и специфические цели (и задачи) конкретной темы (модуля) школьного химического образования в основной, полной средней (общеобразовательной и профессиональной) школе современного типа;

5. осуществлять отбор, структурирование и реализацию содержания учебного материала по химии в соответствии с целями и задачами школьного химического образования с учетом важнейших его функций, типов и форм уроков, а также особенностей данной школы, учебных групп, отдельных учащихся.

Условия самостоятельной работы по выполнению учебно-методического задания

1. Изучите ФГОС ООО и ФГОС СОО, проанализируйте требования к содержанию рабочих программ по предмету, курсов.

2. Изучите и проанализируйте основные направления реализации Концепции преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы.

3. Изучите несколько рабочих программ по химии и соответствующие им учебники (учебно-дидактические комплексы). Установите соответствие содержания программ и учебников предметным требованиям ФГОС ООО и СОО.

3. Сравните содержание программ и учебников между собой, выявите сходство и различие в их содержании и построении. Принимая во внимание, что программы могут быть построены с ориентацией как на формирование системы понятий о веществе, так и на формирование и развитие системы понятий о химической реакции, определите систему построения программы.

4. Изучите пояснительные записки к рабочим программам и отметьте сходства и различия подходов к изучению химии в различных программах.

5. Сравните между собой перечни тем в разных программах и учебниках. Найдите сходство и различия. Выберите одну из тем. Определите структуру и ключевые химические понятия. Выделите опорные теоретические понятия. Какие понятия претерпевают развитие. Составьте их перечень, покажите связи с предыдущими и последующими понятиями. На базе какой теории или учения изучается и какие факты заложены в эту тему?

7. Проанализируйте раздел в учебниках и программах 9 класса, относящийся к органической химии. Выявите различие с основным курсом органической химии.

8. Разработайте рабочую программу по химии или ее фрагмент, предложенную преподавателем (по выбору). Рабочую программу по предмету рекомендуем разработать в соответствии с требованиями ФГОС ООО и СОО, Концепции преподавания учебного предмета «Химия».

Требования к выполнению самостоятельной работы

Ожидаемый результат - представление отчета по самостоятельной работе.

Отчет по самостоятельной работе сдается в модуль ЭИОС в электронной или печатной форме в отдельной папке. Обязательные компоненты отчета:

1. Разработанная рабочая программа или ее фрагменты.

2. Оценочный лист (заполненный, с подписями студента).

Аттестация за самостоятельную работу

О результатах выполнения задания самостоятельной работы студент отчитывается перед преподавателем в указанный срок с текущей оценкой в оценочный лист.

Итоговая оценка выставляется на основании результатов текущего оценивания отдельных элементов самостоятельных работ (критерии: своевременность, качество содержания).

Методическое сопровождение

Существуют разные варианты программ по химии. При конструировании и разработке программ по химии руководствуйтесь, в первую очередь, методическими рекомендациями, предложенными ФГоС ООО и ФГОС СОО. А также основными направлениями реализации Концепции преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы.

Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Примерная структура рабочих программ отдельных учебных предметов, курсов должны:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса (ФГОС СОО и ООО).

Целями самостоятельных работ является содействие формированию и развитию у студентов профессиональных компетенций, позволяющих им в дальнейшем осуществлять профессиональную методическую деятельность в области химического образования для успешной реализации учебно-методической работы в процессе преподавания химии в школе.

В первом модуле выделены разделы, формирующие начальные уровни практических профессиональных умений (индивидуальные учебно - методические задания, рассчитанные на самоподготовку студентов к текущим занятиям), а также обеспечивающие познавательную методическую деятельность высокого уровня, включающую формирование творческой способности (индивидуальные учебно - методические задания, рассчитанные на более длительные сроки выполнения). Индивидуальные учебно - методические задания, рассчитанные на самоподготовку студентов к текущим занятиям - это система заданий по общей и частной методике, которую должен выполнить каждый студент в процессе изучения основного курса при текущем контроле за результатами обучения. Индивидуальные учебно - методические задания, рассчитанные на более длительные сроки выполнения предусматривают включение студентов в самостоятельную творческую исследовательскую деятельность, связанную с преподаванием химии. Эти задания выбираются студентами в зависимости от интересов и склонностей, согласуются с ведущими преподавателями или выполняются в школе. Для этого предусмотрено решение конкретных проблем, ситуаций, комплексных заданий, требующих предварительного выбора и обоснования способа их решения и поиска дополнительной информации из различных источников:

- оптимальный отбор и анализ содержания учебно-методических пособий, учебников и книг для учителя, школьных программ и учебников по химии, периодических научно - методических статей в журналах в области современного химического образования;

- оптимальный отбор и обоснование конкретных методов обучения применительно к предложенному содержанию, самостоятельная разработка дидактических материалов для планирования, подготовки, моделирования и проведения организационных форм обучения химии в соответствии с дидактическими требованиями современных образовательных технологий обучения химии.

Индивидуальные комплексные учебно-методические задания второго модуля содержат наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности: обучение студентов решению, анализу, конструированию и разработке расчётных задач по химии [11]. Комплекс заданий содержит расчётные задачи, решаемые по уравнениям реакций, а также методические рекомендации по их решению, анализу, конструированию и разработке, способствующие усвоению и закреплению пройденного материала, а также обеспечивающие самоконтроль и проверку знаний и умений. Имеются задания, восполняющие пробелы в первоначальной подготовке студентов, а также задания для самоконтроля освоения учебного материала по решению задач базового уровня. Приведены продуктивные (творческие) способы решения предлагаемых проблем, вопросов, которые можно использовать для конструирования повышенного и высокого уровня сложностей, а также для разработки и проектирования уроков.

Учебно-методические задания данной системы являются основой для выполнения курсовых, дипломных и проектных работ. Они адаптированы для понимания студентами, уровень ее сложности соответствует требованиям рабочей программы и познавательному уровню студентов. Предусматривают выявление творческих способностей и педагогического мышления студентов. Такие задания позволяют судить об умениях студентов комплексно и творчески применять полученные знания в конкретных педагогических ситуациях. Как правило, они ситуативные, предусматривают синтез полученных знаний и умений, вариативность применения.

Выводы. Система учебно-методических заданий способствует развитию творческого мышления, имеет практико-ориентированный характер, обеспечивая возможность решения конкретных практических профессиональных педагогических задач, связанных с целью и планируемыми результатами обучения модуля «Методическая подготовка учителя химии». Предусмотрено приобретение студентами практических умений и навыков самостоятельной работы, необходимых для формирования профессиональной методической деятельности будущего учителя химии. Мы считаем, что данный подход имеет основополагающее значение в химико-методической подготовке будущего учителя химии.

Литература:

1. Бершедова, Л.И. Самостоятельная работа студентов: системно-психологический подход / Л.И. Бершедова, Э.Н. Рычихина. — Текст: непосредственный // Наука и образование: инновации, интеграция и развитие. — 2015. — № 1 (2) . — С. 67-70.

2. Бугай, А.Ю. Самостоятельная работа студентов вуза: современное состояние и проблемы / А.Ю. Бугай. — Текст: непосредственный // Педагогическое образование в России . — 2014. — № 12. — С. 67-71.

3. Василевская, Е.И. Учебно-методическое обеспечение изучения химии в системе общего среднего образования / Е.И. Василевская, О.И. Сечко. — Текст: непосредственный // Актуальные проблемы химического и биологического образования: Мматериалы X Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. — Москва: Московский педагогический государственный университет, Институт биологии и химии, 2019. — С. 104-108.

4. Волынкина, Т.И. Об организации и контроле самостоятельной работы студентов / Т.И. Волынкина. — Текст: непосредственный // Russian Agricultural Science Review. — 2015. — № Т. 5. 5-2. — С. 126-128.

5. Вожегова, Т.В. Инновационный подход к оценке качества самостоятельной работы студентов вуза / Т.В. Вожегова. — Текст: непосредственный // Теоретические и практические проблемы развития современной науки: материалы VI Международной научно-практической конференции. — Махачкала: Общество с ограниченной ответственностью "Апробация", 2014. — С. 139-143.

6. Дыкусова, А.Г. Учебно-методическое обеспечение дисциплины как механизм успешной реализации требований ФГОС / А.Г. Дыкусова. — Текст: непосредственный // Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения: материалы 3й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Иркутск: Издательство: Иркутский государственный университет путей сообщения, 2018. — С. 296-300.

7. Кацко, О. Роль самостоятельной работы в жизни студента / О. Кацко, Т.А. Волобуева. — Текст: непосредственный // Russian Agricultural Science Review. — 2015. — № Т. 5. 5-2. — С. 142-144.

8. Кулакова, Т.Б. Решение педагогических задач в совместно распределенной деятельности участников учебного процесса как средство их развития / Т.Б. Кулакова. — Текст: непосредственный // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы IV Международной научно-практической конференции:. — Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2011. — С. 182-189.

9. Куулар, Л.Л. Обучение будущих учителей химии проектированию и конструированию технологических карт уроков в условиях реализации ФГОС СОО / Л.Л. Куулар, М.В. Танзы. — Текст: непосредственный // Проблемы современного педагогического образования . — 2019. — № 64 (3). — С. 146-151.

10. Куулар, Л.Л. Из опыта конструирования заданий по методике обучения химии / Л.Л. Куулар, Ч.Э. Саая, С.А. Хомушку. — Текст: непосредственный // Научные тенденции: Педагогика и психология. — Санкт-Петербург: ЦНК МОАН, 2020. — С. 16-18.

11. Куулар, Л.Л. Конструирование учебных заданий для организации самостоятельной работы студентов / Л.Л. Куулар, М.В. Танзы. — Текст: непосредственный // Проблемы современного педагогического образования . — 2020. — № 67-4. — С. 237-240

12. Куулар, Л.Л. Самостоятельная работа как составляющая часть методики преподавания химии / Л.Л. Куулар, Ч.Э. Саая. — Текст: непосредственный // Научный диалог: Молодой учёный: материалы XXVIII Международной научно-практической конференции. — Санкт-Петербург: ЦНК МОАН, 2020. — С. 70-72.

13. Ковалёва, Е.А. Использование Интернет-ресурсов в организации самостоятельной работы студентов-бакалавров при обучении иностранному языку / Е.А. Ковалёва, О.М. Локша. — Текст: непосредственный // Евразийский союз ученых. — 2020. — № 5-8 (74). — С. 18-24.

14. Королев, Е.В. Учебно-методическое обеспечение образовательных программ / Е.В. Королев, А.Е. Беспалов, В.В. Агафонова. — Текст: непосредственный // Строительство: наука и образование. — 2018.

— № 3. — С. 5.

15. Левина, Л.М. Проектирование педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов / Л.М. Левина. — Текст: непосредственный // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2015. — № 1 (37). — С. 228-234.

16. Отвалко, Е.А. Методы компьютерной химии как средство создания учебно-методического обеспечения по органической химии / Е. А. Отвалко. — Текст: непосредственный // Наука - образованию, производству, экономике: материалы XXIV (71) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов. — Витебск: Витебский государственный университет имени П.М. Машерова, 2019. — С. 69-70.

17. Разуменко, И.А. Принципы формирования учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов / И.А. Разуменко. — Текст: непосредственный // Актуальные проблемы современного образования — Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2005. — С. 80-87.

18. Тютин, В.А. Инновационный подход к модернизации учебно-методического обеспечения дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" / В.А. Тютин, Л.В. Лукиенко. — Текст: непосредственный // Технолого-экономическое образование: Достижения, инновации, перспективы: материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2019. — С. 372-374.

19. Уман, А.И. Учебное задание как средство формирования учебной самостоятельной деятельности / А.И. Уман, М.А. Федорова. — Текст: непосредственный // Проблемы современного образования.. — 2017. — № 2. — С. 111-117.

20. Хлупина, Н.О. Организация и управление самостоятельной работой студентов / Н.О. Хлупина. — Текст: непосредственный // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты : материалы II Международной научно-практической конференции. — Воронеж: Воронежский центр научно-технической информации, 2014. — С. 220-228.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Шелехова, Р.С. Опыт разработки учебно-методического обеспечения дисциплины / Р.С. Шелехова.

— Текст: непосредственный // Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения: материалы 3й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Иркутск: Иркутский государственный университет путей сообщения, 2018. — С. 1034-1038

22. Шингарёва, М.В. Компетентностно ориентированная задача как интегративная дидактическая единица учебного процесса в вузе / М.В. Шингарёва, А.Н. Скороходов. — Текст: непосредственный // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина". — 2013.

— № 4 (60). — С. 107-110.

23. Шингарёва, М.В. Принципы и критерии отбора содержания компетентностноориентированных задач по учебной дисциплине / М.В. Шингарёва. — Текст: непосредственный // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина". — 2014. — № 1 (61). — С. 113-115.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Кучмезов Расул Абдулмуталифович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Аннотация. В статье рассмотрены методологические подходы к проблеме формирования профессиональной компетентности будущего педагога. Сделан вывод о том, что процесс оценки и измерения компетенций осложнен многими факторами, связанными с их функциональными и структурными особенностями, такими как: связь с уровнем способностей обучающихся; многофункциональность; отсроченный характер проявления. В качестве индикаторов формирования профессиональных компетенций исследователи предлагают использовать профессионально-ориентированные задания, исследовательские задачи, кейсы, портфолио проблемные ситуации и другие.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, будущий педагог, компетенция, компетентность, критерий.

Annotation. The article considers methodological approaches to the problem of forming the professional competence of a future teacher. It is concluded that the process of assessing and measuring competencies is complicated by many factors related to their functional and structural features, such as: connection with the level of students' abilities; multifunctionality; delayed manifestation. As indicators of the formation of professional competencies, the researchers suggest using professionally oriented tasks, research tasks, cases, portfolio problem situations and others.

Keywords: professional competence, future teacher, competence, competence, criterion.

Введение. В современной психолого-педагогической науке сформировано множество содержательных идей, относящихся к понятию компетентности студентов и объективным методам оценки результатов профессионального обучения. Но, к сожалению, измерение уровня сформированных компетенций ни в России, ни за рубежом не имеет общепризнанных методов. Причиной этому послужило сложность и универсальность понятия «компетентность», а также отсутствие единой утверждённой методики измерения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.