Научная статья на тему 'Методическая подготовка студентов магистратуры к будущей профессионально-педагогической деятельности'

Методическая подготовка студентов магистратуры к будущей профессионально-педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
553
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирнова Марина Николаевна

В статье представлены результаты исследования проблемы модернизации методической подготовки и формирования методической компетентности магистров в области педагогического образования с позиции компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическая подготовка студентов магистратуры к будущей профессионально-педагогической деятельности»

Психолого-педагогические науки

105

УДК 378.14

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

THE UNDERGRADUATES’ METHODOLOGICAL TRAINING

FOR THEIR FUTURE PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY

© 2014 Мирнова М. Н. Южный федеральный университет © 2014 Mirnova M. N. Southern Federal University

Резюме. В статье представлены результаты исследования проблемы модернизации методической подготовки и формирования методической компетентности магистров в области педагогического образования с позиции компетентностного подхода.

Abstract. The author of the article represents the results of research of a problem of methodological training modernization and formation of undergraduates’ methodological competence in the field of pedagogical education from a position of the competence-based approach.

Rezjume. V stat’e predstavleny rezul'taty issledovanija problemy modernizacii metodicheskoipodgo-tovki i formirovanija metodicheskoi kompetentnosti magistrov v oblasti pedagogicheskogo obrazovanija s pozicii kompetentnostnogo podhoda.

Ключевые слова: методическая подготовка, методическая деятельность, методическая компетентность, педагогическое образование.

Keywords: methodological training, methodological activity, methodological competence, pedagogical education.

Kljuchevye slova: metodicheskaja podgotovka, metodicheskaja dejatel'nost', metodicheskaja kompe-tentnost’, pedagogicheskoe obrazovanie.

Актуальность исследования определяется новыми задачами совершенствования методической подготовки студентов-биологов магистратуры к будущей профессиональнопедагогической деятельности. Качество методической подготовки в вузе находится в прямой зависимости от уровня формирования методической компетентности будущего педагога. От того каково заложено содержание методической подготовки в магистратуре зависит уровень формирования методической компетентности. Если будущие учителя приобретут требуемые навыки в вузе, они смогут увереннее встать на путь самостоятельного овладения педагогической профессией. Однозначно, что процесс формирования профессиональных умений может быть только индивидуальным. Таким образом, методика обучения становится важнейшей составной частью профессиональной подготовки учителя-предметника, а эффективность освоения методики обучения биологии напрямую зависит от педагогических технологий, применяемых в учебном процессе.

Цель нашего исследования - совершенствование методической подготовки биологов в магистратуре по направлению «Педагогическое

образование», с позиций компетентностного подхода.

Исследование осуществляется в Южном Федеральном Университете (ЮФУ) на кафедре теории и методики обучения естественнонаучных дисциплин факультета естественнонаучного и математического образования (до 2012 г. факультет естествознания и факультет математики входили в состав Педагогического института, с 2012 г. в объединенном составе ЮФУ), осуществляющего подготовку студентов магистратуры (магистерская программа «Биологическое образование») по направлению «Педагогическое образование».

В настоящее время в ЮФУ происходит становление новой системы педагогического образования. Этот процесс сопровождается существенными инновациями как в структуре вуза, научно-исследовательской работе, так и практике учебно-воспитательного процесса.

Особое значение придается при этом компе-тентностному подходу к организации образовательного процесса, блочно-модульному построению учебно-методических комплексов, их оснащению стандартизированными диагностическими материалами, созданию учебно-

106

Известия ДГПУ, №3, 2014

методического и информационного обеспечения. Все это позволяет осуществить переход к двухуровневой подготовке с приоритетом магистратуры, обеспечивать асинхронность учебного процесса и академическую мобильность студентов.

Определяя содержание методической подготовки и ее вклад в формирование профессиональной компетентности, необходимо учитывать особенности современного этапа развития школьного биологического образования, основные идеи и подходы к построению школьного курса биологии, индивидуализацию и дифференциацию обучения, профильностью старшей школы. Конкретный состав методической компетентности будущего учителя биологии определяется особенностями методики обучения и воспитания биологии. Каким образом выстроить траекторию методической подготовки в магистратуре, так, чтобы профессиональное развитие студентов росло и качественно преобразовывалось- это одна из важных задач стоящих перед нами.

В магистратуре в соответствии с учебным планом факультета естественнонаучного и математического образования введен ряд дисциплин, определяющих методическую подготовку студентов: «Содержание и технологии обучения биологии в профильной школе», «Современные проблемы биологического образования», «Педагогические измерения в биологическом образовании», «Структура и содержание биологического образования», «Педагогические измерения в биологическом образовании», кроме этих дисциплин разрабатываются программы трех практик: научно-

исследовательской, педагогической и научнопедагогической. Все дисциплины распределены на два года обучения, и по содержанию должны строиться в соответствии с профессиональным ростом будущего педагога, соответствовать будущей методической деятельности учителя биологии в школе.

В свете модернизации педагогического образования формирование содержания методической подготовки в магистратуре становится важным элементом университетского образования. Качество методической подготовки большинство отечественных ученых определяет как многомерную системную характеристику, которая рассматривается через понятие «методическая компетентность». Проблеме подготовки специалиста в области многоуровневого естественнонаучного образования посвящены исследования: Н. Д. Андреевой, Е. М. Нестерова, И. Н. Пономаревой, О. Г. Роговой, В. П. Соломина, П. В. Станкевич, В. Д. Сухорукова, Д. П. Финарова, М. М. Гаджиева, О. М. Омарова. В. П. Разаханова отмечает важность методической подготовки студентов к решению задач обучения учащихся [3. С. 107-112].

Следует отметить, что методика обучения и воспитания биологии становится важнейшей составной частью профессиональной педагогической подготовки студентов.

В педагогической литературе существуют разные точки зрения на методическую деятель-

ность. Одни авторы (Ю. К. Бабанский, А. П. Ситник) методическую деятельность сводят к методической работе, связанной с самообразованием педагога, работой с дидактическими средствами, повышением квалификации в предметной области. Другие (И. М. Агибова, И. Л. Беленок, В. И. Ваганова, Н. М. Верзилин, А. А. Ворожбитова, К. Б. Есипович, В. И. Земцов, Л. Ф. Кейран, К. Б. Осадчук, Л. Н. Панчеш-никова, Н. С. Пуришев, М. Чернобельськая, А. В. Усова и др.) к методической относят деятельность, связанную с обучением конкретному предмету. В этом случае авторы не рассматривают специфику в методической и обучающей деятельности педагога, а термины «методическая деятельность», «обучающая деятельность» используются как синонимы.

Исследователи (Н. Е. Эрганова, Б. А. Соколов, Ю. Г. Татур, В. С. Безрукова, А. П. Беляева, Е. Ф. Зеер), придерживаются третьей точки зрения, методическую деятельность представляют как совокупность относительно самостоятельных умений с четко выраженной спецификой в структуре профессионально-педагогической деятельности. Школьные учителя осознают специфику и важность методической деятельности, однако по значимости она занимает у них третье место вслед за знанием содержания своего предмета и воспитанием.

Методическую деятельность М. В. Горшенина и Н. Е. Ларюшкина рассматривают как самостоятельный вид профессиональнопедагогической деятельности по проектированию, моделированию, разработке, конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной и воспитательной деятельности по биологии [2. С. 3].

Специалисты в области теории и методики обучения биологии: Н. Д. Андреева, Т. В. Васильева, В. П. Соломин [1] считают, что система методической подготовки конструируется на основе требований к формированию социально и профессионально значимых качеств личности будущего педагога-эколога; расширение компетенций учителя требует ознакомления с формами и методами обучения, активизирующими овладение студентами профессиональными компетентностями и формирующими у них умение трансформировать виды предметной деятельности в педагогическую деятельность в области биологического и экологического образования. Мы будем придерживаться этого мнения.

Методическая деятельность студентов биологов в педагогическом образовании в магистратуре не исследовалась и не описывалась как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога.

Методическую деятельность студентов биологов нельзя наблюдать непосредственно, она проявляется через методические продукты (результаты), созданные в ходе методического проектирования и конструирования на протяжении двух лет обучения в магистратуре.

Поскольку методическая деятельность, приемы и способы ее осуществления - это

Психолого-педагогические науки •••

сложный мыслительный процесс, то и объектом методической деятельности студентов стал процесс формирования методической компетентности. Предмет методической деятельности составляют различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования методической компетентности с учетом специфики содержания предмета.

Результатом методической деятельности студента магистратуры стало методическое портфолио, наполнение которого индивидуально у каждого, например: методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач по биологии; рабочие тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы, конспекты уроков и т. д. При этом оно могло быть как в печатном виде, так и в цифровом. Разработанные критерии оценивания портфолио позволили оценить уровень методической компетентности студентов биологов и прогнозировать их дальнейший рост. Используя возможности информационнообразовательного университетского портала «Кампус» студент создавал цифровое портфолио на своей странице. Таким образом любой, будь то преподаватель или студент однокурсник мог посмотреть его результаты. Открытость и доступность к методическим продуктам студентов создало возможность открытого обсуждения и анализа собственной методической деятельности, регулировать собственную обучающую и учебную деятельность по учебным дисциплинам.

Таким образом, под методической деятельностью студента магистратуры следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин

К видам методической деятельности, выполняемым студентами магистратуры, мы относим: анализ учебно-програмной документации, вариативных учебных линий; методический анализ учебного материала на базовом и профильном уровне; планирование системы уроков в профильной школе; моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке; конструирование деятельности учащихся по формированию универсальных учебных действий; разработку методики обучения по предмету; разработку видов и форм контроля; управление и оценку деятельности учащихся на уроке; рефлексию собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.

Названные виды методической деятельности, конечно, не охватывают всего многообразия методической подготовки студентов магистратуры. В процессе методической подготовки студенты овладевают теми видами, которые обеспечивают подготовку современного педагога профильной школы.

107

Освоение методической деятельности проходит через освоение методических компетенций. Методические компетенции могут быть сформированы на определенных уровнях. В нашем случае методическая компетенция - это система сформированных теоретических знаний в области методики преподавания биологии и комплексных методических умений, обеспечивающих осуществление основных педагогических функций учителя биологии: кон-структивно-планирующей, организаторской и контролирующей, которые выделяются нами в качестве ведущих для учителя биологии [4. С. 21-28].

Нами сформулированы требования к проектированию методики освоения методических компетенций будущих учителей биологии средствами профессионально-методических дисциплин кафедры методики преподавания биологии, химии и естествознания. Для оценки уровня сформированности каждого компонента методической компетенции использовались различные диагностические процедуры и методы обработки данных.

Первый уровень овладения методических компетенций характеризуется осознанием цели выполнения того или иного методического приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методических рекомендациях. На этом уровне формируются методические умения в процессе изучения дисциплин профессионально-методического цикла.

Второй уровень - применение отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения. Методические компетенции этого уровня приобретаются студентами на научно-педагогической, научноисследовательской и педагогической практике.

Третий уровень характеризуется переносом отдельных методических приемов, их комплексов и видов методической деятельности на новые предметные области. Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и использования сформированной ориентировочной основы методической деятельности и методического творчества. Нетрудно заметить, что этот уровень представляет методическая деятельность педагога-практика. Этот уровень достигается лишь не многими студентами, только теми, кто активно осуществлял свою исследовательскую и педагогическую деятельность на базе общеобразовательных учреждениях.

Практика показывает, что не каждый студент сразу включается в методическую работу. Первоначально студента захватывают процесс преподавания биологии, поиск удачных приемов, методических разработок по биологии, выбор средств наглядности, учебного материала, материально-технического обеспечения занятия. Как показывает наш опыт, осознание значимости методической деятельности для результатов обучения - процесс длительный, и на это уходит от 1 года до 3 лет, по данным психологов. Особенность методической дея-

108

Известия ДГПУ, №3, 2014

тельности в этот период - неявный характер методического компонента в общей структуре профессионально-педагогической деятельности.

Осознание того, что методическая деятельность имеет качественно иной характер, отличный от обучающей деятельности, помогает посещение открытых уроков в школе, конкурсов («Учитель года», «Дебют», «Инновации в образовании», участие в конкурсе «Первые шаги в профессию», «Ломоносовский турнир», и др.), понять значимость влияния методических разработок (продуктов) на результаты обучения приходит на практике. Поэтому методической подготовке в магистратуре уделяем особое внимание. Поскольку, последующий процесс обобщения опыта методической работы неизбежно связан с практической деятельностью, привлечением внимания всех студентов, необходимо осуществить тесное взаимодействие с базовыми образовательными учреждениями на протяжении всего периода обучения в магистратуре.

Магистрант в период обучения еще не может ставить задачи обобщения и передачи методического опыта, не все ясно понимают цели изучения биологии в школах различного профиля, не все могут применить дифференцированный подход к обучению биологии, испытывают затруднения в выборе современных эффективных технологий обучения биологии. Однако могут сравнить методику обучения в основной и старшей профильной школе, а оценить свои возможности по работе в профильной школе могут только на педагогической практике. Поэтому перевод методической деятельности с теоретического на практический уровень возможен только на педагогической практике, что обуславливает необходимость оформления ее в самостоятельный вид профессиональной деятельности будущего педагога.

Педагогическую практику в магистратуре представили в виде трех модулей: учебнометодической работы, воспитательной работы, внеклассной работы. Определили содержание видов методической деятельности в каждом модуле. Так, учебно-методическая работа магистранта в период практики предполагает овладение навыками педагога-профессионала (планирование, конструирование, проведение учебной деятельности, рефлексия фиксируются практикантом в конспектах учебных занятий). Магистрант защищает свои методические разработки, обосновывая стратегию своей деятельности и ее реализацию во время анализа уроков с учителем школы (преподавателем вуза), руководителем практики, а также на обучающих семинарах практики и заседаниях ме-

тодических объединений учителей школы. Учебно-методические разработки содержания и технологий проведения учебных занятий магистранта должны были продемонстрировать определенный уровень самостоятельной поисковой, творческой деятельности. Эффективность разработанных магистрантом методик, технологий подтверждалась анализом успешности и обученности учащихся с применением разнообразных средств диагностики качества обучения. Итоги учебной работы магистранта оформлялись в виде анализа реализации Государственного образовательного стандарта (ГОС) по разделу программы, изучавшемуся учащимися в ходе практики.

Большое значение приобрела функция педагогического и методического сопровождения студента на всех этапах формирования методической компетентности в магистратуре. Понимание возникающих трудностей у магистрантов в процессе методической подготовки позволяет максимально эффективно организовать педагогическую поддержку и профилактическое воздействие, препятствующее формированию негативного профессионального педагогического опыта.

Методическая подготовка превращается в профессиональную методическую деятельность, которая создает условия и обеспечивает разработку сложных, зафиксированных в знаково-предметных системах регулятивных средств обучения различного назначения, методов, методик обучения, обучающих программ, обучающих модулей и т. д.

Сформулированный выше подход к методической подготовке студентов биологов в магистратуре показал, что подготовка профессионально-грамотного, компетентного учителя профильной школы должна быть направлена на формирование таких, видов методической деятельности как умение осуществлять процесс обучения биологии учащихся средних школ, лицеев, гимназий в условиях профильной школы с ориентацией на развитие личности обучаемого, опираясь на основные принципы личностно-ориентированного обучения; выбирать оптимальные современные технологии и методики в соответствии с целью учебного занятия и содержания материала, а также с учетом интересов, потребностей, мотивов и личностных смыслов студентов, их психологических и типологических особенностей; рационально и комплексно использовать средства обучения, в том числе современные технические средства обучения; анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения квалификации.

Литература

1. Андреева Н. Д., Соломин В. П., Васильева Т. В. Теория и методика обучения экологии. М. : Академия, 2009. 208 с. 2. Горшенина Н. Е., Ларюшкина М. В. Основы методической деятельности. Самара: СГТУ, филиал в г. Сызрани, 2009. С. 3 3. Разаханова В. П. Методическая подготовка студентов биологов к решению задач обучения учащихся // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2013. № 3. С. 90-94 4. Сухорукова Л. Н., Мирнова М. Н. Формирование профессиональной компетентности студентов биологов педагогического вуза в услови-

Психолого-педагогические науки

109

ях двухуровневого образования // Вестник Ярославского педагогического университета. Ярославль: ЯГПУ, 2011, № 6.

References

1. Andreeva N. D., Solomin V. P., Vasilyeva T. V. Theory and methods of teaching the ecology. M. : Academy, 2009. 208 p. 2. Gorshenina N. E. Laryushkina M. V. Bases of methodological activity. Samara: SSTU, branch in Syzran, 2009. P. 3. 3. Razakhanova V. P. Methodological training of students of Biology for solving the problems of pupils' education // Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Siences. 2013. # 3. P. 90-94. 4. Sukhorukova L. N., Mirnova M. N. Formation of professional competence of students of Biology of pedagogical university in the conditions of two-level efuca-tion // Bulletin of Yaroslavl Pedagogical University.Yaroslavl: YaSPU, 2011, # 6.

Literatura

1. Andreeva N. D., Solomin V. P., Vasil'eva T. V. Teorija i metodika obuchenija jekologii. M. : Akademija, 2009. 208 s. 2. Gorshenina N. E., Larjushkina M. V. Osnovy metodicheskoj dejatel'nosti. Samara: SGTU, filial v g. Syzrani, 2009. S. 3. 3. Razahanova V. P. Metodicheskaja podgotovka studentov biologov k reshe-niju zadach obuchenija uchashhihsja // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo un-iversiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2013. № 3. S. 90-94. 4. Cuhorukova L. N., Mirnova M. N.

Formirovanie professional'noj kompetentnosti studentov biologov pedagogicheskogo vuza v uslovijah dvu-hurovnevogo obrazovanija // Vestnik Jaroslavskogo pedagogicheskogo universiteta. Jaroslavl': JaGPU, 2011, № 6.

Статья поступила в редацкию 18.06.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.