Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:
Зулхарнаева А.В., Винокурова Н.Ф. — Методическая модель формирования экологической этики обучающихся при изучении культурного ландшафта в геоэкологическом образовании. // Педагогика и просвещение. - 2019. -№ 2. DOI: 10.7256/2454-0676.2019.2.29869 URL: https;//nbpublish.com/Hbrary_read_article.ptp?id=29869
Методическая модель формирования экологической этики обучающихся при изучении культурного ландшафта в геоэкологическом образовании.
Зулхарнаева Анастасия Васильевна
кандидат педагогических наук
доцент, кафедра географии, географического и геоэкологического образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина"
603005, Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, уп. Ульянова, 1, каб. 356
Винокурова Наталья Федоровна
доктор педагогических наук
профессор, кафедра географии, географического и геоэкологического образования, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный
педагогический университет имени Козьмы Минина"
603002, Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, каб. 332А
Статья из рубрики "Новые методики и технологии"
Аннотация.
Современный этап развития общества характеризуется противоречиями между человеком и природой — это является причиной глобальных экологических проблем, угрожающих возможности выживания цивилизации. Решением данной проблемы является смена духовно-нравственных ориентиров подрастающего связанных с формированием этических норм и правил взаимодействия с окружающей природной средой, основанных на идеях сотворчества человека и природы. Цель исследования заключается в разработке теоретических и методических основ методической модели формирования экологической этики обучающихся при изучении культурного ландшафта в геоэкологическом образовании. Предмет исследования — методическая модель формирования экологической этики обучающихся при изучении культурного ландшафта в геоэкологическом образовании. В качестве теоретико-методологического инструментария исследования выделены идеи экологической этики, культурного ландшафтоведения, обоснованы аксиологический, геоэкологический, культурно-экологический подходы. Методическая модель разработана в единстве целевого, содержательного, процессуального, технологического и результативно-оценочного компонентов, что обеспечивает целостность процесса геоэкологического образования.Материалы исследования обогащают теорию и методику геоэкологического образования в контексте изучения культурного ландшафта как реальной среды жизнеобеспечения человека, могут применяться в разработке программно-
методического материала, учебных пособий.
Ключевые слова: экологическая этика, аксиологический подход, геоэкологический подход, культурный ландшафт, культурно-экологический подход, геоэкологическое образование, методическая модель, диалоговая технология, ситуация нравственного выбора, критерии экологической этики
DOI:
10.7256/2454-0676.2019.2.29869
Дата направления в редакцию:
27-05-2019
Дата рецензирования:
28-05-2019
Проблема развития этики и этических норм занимает центральное место в современных концепциях и идеях, связанных с развитием духовно-нравственных и моральных качеств личности. Становится очевидным, что достижение устойчивого развития невозможно без системы нравственных принципов и императивов, задающих правила поведения человека в социоприродном пространстве. В этом контексте экологическая основа этических норм и правил ориентирует на новую систему ценностей, основанных на созидании и сотворчестве с субъектами мироотношения в пределах природной и социальной среды.
Необходимость формирования этического отношения к природе как условие устойчивого развития отмечается ведущих документах Международных конференций (UNESCO
Roadmap, 2014, Rio + 20, Стратегия..., 2005; Стратегия..., 2015)[1-5]. Данные идеи находят отражение так же и в российских нормативных документах: Федеральном законе «Об образовании в РФ», «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», и др.
Очевидно, что ключевым звеном в решении этой проблемы является опережающее развитие образования в целом и геоэкологического образования в частности. Последнее обладает большим потенциалом в становлении коэволюционных ценностей и развитии таких качеств личности как экологическая ответственность, эмпатия, толерантность в пределах, как ближайшего окружения, так и территорий регионального и глобального масштаба. Данный вид взаимодействия характерен для культурного ландшафта, где человек обеспечивает сотворческие взаимоотношения между социальной и природной составляющей [6,7,8].
Вместе с тем в современных условиях проблема экологической этики нашла фрагментарное отражение в действующих программах и учебниках, недостаточно методических рекомендаций по данной проблеме. В связи с этим актуализируется задача по разработке методической модели развития экологической этики средствами
геоэкологического образования.
Теоретико-методологические основания связаны с осмыслением проблемы экологической этики. В философских исследованиях экологическая этика обозначается как единство природных и нравственных параметров жизни личности — «в культуру
должна войти этика, в этику — природа» Экологическая этика задает систему ценностей, регулирующих социальное поведение в непосредственном природном окружении, обеспечивает развитие нравственности человека для формирования
творческого потенциала в направлении созидания .1121. Так, этика А. Швейцера носит название «этики благоговения перед жизнью», этот принцип должен обеспечить единство с природой, со всеми проявлениями жизни, в том числе и с человеком, который признается ценностью наряду с природой -411.
В научных исследованиях идеи экологической этики реализуются в геоэкологическом подходе I12!, предполагающем использование особой модели познания — геоэкосоциосистемы. Она представляет собой модель сотворчества человека и природы, раскрывает включенность человека как социоприродного существа в систему экологиче! ских отношений с природными геосферами. Образцом данной модели является
культурный ландшафт (Ю. А. Веденин, В. Н. Калуцков, В. А. Николаев) -6'7'8]. Его основными качествами в контексте экологической этики являются: гармоничное взаимодействие природной, социальной и производственной подсистем; оптимальное и устойчивое функционирование; минимизация деструктивных процессов; обеспечение здоровой среды обитания; антропогенное управление, направленное на охрану и уход; высокое эстетическое достоинство пейзажного облика. Учитывая отмеченные выше особенности, культурный ландшафт является носителем аксиологических идей, отражающих восприятие культурного ландшафта как образца этики природопользования
В психолого-педагогических исследованиях развитие этики и этических отношений составляет основу духовно-нравственного воспитания личности (Б. С. Гершунский, Б. Т.
Лихачев), Г13] в котором аксиологический и культурно-экологический подходы играют ведущую роль. При этом, первый подход акцентирует ценностную основу этических отношений и рассматривает процесс становления экологической этики как трансформации объективной формы ценностей в рефлексивно-регулятивную (В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, М. К. Мамардашвилли). Второй подход обеспечивает смысловое наполнение ценностей идеями коэволюции и ориентирует процесс воспитания и образования на гармонизацию взаимоотношений в системах человек — природа, человек — человек, предполагает осознание учащимися идеи сотворчества человека и природы, ответственности за природное окружение.
В педагогических и методических исследованиях подчеркивается потенциал
геоэкологического образования в развитии экологической этики учащихся Г15, 16, 171. Основными направлениями модернизации образования являются развитие духовно-нравственных качеств учащихся, гражданственности, патриотизма, что предполагает формирование этического отношения к объектам социоприродной действительности
различного территориального ранга —16—171. В методике геоэкологического образования разработаны отдельные вопросы развития экологической этики, созданы курсы геоэкологического содержания, однако необходим системный подход к методике развития экологической этики, касающийся разработки цели, содержания, последовательности, технологий, диагностики и реализации потенциала культурного
ландшафтоведения при ее формировании. основания позволили обосновать цель, педагогических технологий и критериев диа этики.
Означенные содержание, гностики сфор
теоретико-методологические последовательность, отбор мированности экологической
Целевой компонент методической модели представлен стратегической целью — формирование экологической этики обучающихся при изучении культурного ландшафта средствами геоэкологического образования. Содержательный компонент методической модели включает познавательный, аксиологический, праксиологический, личностный аспекты, отражающие функции экологической этики. Познавательный аспект связан с изучением культурных ландшафтов как геоэкосоциосистем локального, регионального, глобального территориального ранга, культурных ландшафтов в которых взаимодействие человека с природой основано на идеях экологической этики, а так же экологических законов, норм, правил, как условий устойчивого развития. Учитывая это, в содержание вводится понятие «культурный ландшафт», его компоненты, рассматриваются различные роли человека в культурном ландшафте: как конструктивные, ведущие к его развитию, так и деструктивные, ведущие к его деградации и утрате культурных свойств. Изучаются различные подходы к классификации культурных ландшафтов, в том числе с точки зрения деятельности человека в культурном ландшафте — рукотворные, естественные, ассоциативные.
Аксиологический аспект отражает мировоззренческие идеи, регламентирующие деятельность человека в культурном ландшафте: устойчивого развития, коэволюции, ноосферы, сотворчества человека и природы. Они, в свою очередь, составляют ценностные основы экологической этики. Изучается значимость, ценность культурного ландшафта, как для человечества в целом, так и для личности. Особое внимание уделяется таким, в которых заключена семантика особого духовного (сакрального)
отношения к природе -Ц8!. Это актуализирует изучение топонимов как носителей духовно-нравственного отношения к природным объектам и трансляторам культурных ценностей и норм из поколения в поколение. Особое внимание уделяется изучению этноэкологических ландшафтов как одной из разновидностей культурного ландшафта и экологических традиций этносов, проживающих на его территории, являющие собой образец традиционного этического отношения к природе [19, 20].
Праксиологический аспект предполагает раскрытие методов изучения культурного ландшафта и моделей взаимодействия с социоприродной действительностью с позиции экологической этики. В качестве методов используются методы образного (живопись, литература, музыка) и логического познания (методы естественных, гуманитарных наук), позволяющие изучать культурный ландшафт «мыслью и сердцем». При разработке праксиологического компонента содержания учитывается идея о том, что культурный ландшафт выступает пространством, способствующим самопознанию, самовыражению, самореализации личности в целях выработки способов бытия, основанных на гармонизации человека и природы. Следовательно, в содержание вводятся технологии гармонизации взаимодействия человека и природы в культурном ландшафте: рациональное природопользование, элементы ландшафтного дизайна.
Личностный аспект содержания раскрывается с двух сторон. С одной стороны - в процессе осуществления учащимися нравственного выбора в способах взаимодействия с культурным ландшафтом, при усвоении содержания. С другой стороны — учитывается идея, что любая личность обитает в ландшафте, который в силу этого можно рассматривать как персонифицированный, то есть качества личности и качество
ландшафта, который является его ближайшим окружением, взаимно влияют друг на друга. Таким образом, в содержании рассматриваются формы и методы по улучшению качеств ландшафта, и как следствие, улучшения качеств человека, проживающего в нем
Процессуальный компонент методической модели формирования экологической этики средствами геоэкологического образования при изучении культурного ландшафта учитывает механизм переходы объективно существующих экологических ценностей и
норм в субъективную и регулятивную формы Г14, 15, 211. На первом этапе — образно-ассоциативном — происходит формирование целостного эмоционально насыщенного образа культурного ландшафта. Человек идентифицирует себя в культурном ландшафте, раскрывает значение и универсальную ценность, личную причастность к культурному ландшафту как ближайшему окружению, среде жизнедеятельности.
На втором этапе — логически-смысловом — познается системная организация культурного ландшафта, структурная организация и взаимосвязь его компонентов, содержание наделяется личностным смыслом, познавательная активность субъекта учитывает ценности экологической этики.
На третьем этапе — творчески-практическом — субъект осуществляет деятельность по преобразованию культурного ландшафта с учетом этических норм, основанных на экологических ценностях. Субъект оценивает свою деятельности в культурном ландшафте и при несоответствии с новыми личностными смыслами формирует новую стратегию своего взаимодействия в направлении улучшения качеств вмещающего ландшафта, в котором человек осуществляет свою жизнедеятельность.
Технологический компонент методической модели предполагает использование ситуаций нравственного выбора, при разрешении которых формируются и проявляются нравственно-этические ориентиры личности, а так же вовлечение учащихся в различные виды диалогового взаимодействия.
Результативно-оценочный компонент методической моделипредполагает диагностику усвоения научных основ экологической этики на основе критериев полноты, обобщенности, осознанности. Ценностные аспекты экологической этики исследуются на основе критериев модальности; доминантности. Праксиологический аспекты диагностируется на основе критерия принципиальности, выраженной в способности учащихся отстаивать свои этические принципы в процессе диалогического общения и в
процессе экологической деятельности практического характера
Таким образом, учитывая актуальность разработки методической модели формирования экологической этики обучающихся средствами геоэкологического образования и высокий потенциал культурного ландшафта в решении данной проблемы, были обоснованы теоретико-методологические основания, которые включали идеи экологической этики, культурного ландшафтоведения, аксиологический, геоэкологический, культурно-экологический подходы. Они послужили основой для обоснования:
- цели, связанной с формированием экологической этики обучающихся средствами геоэкологического образования при изучении культурного ландшафта;
- содержания, включающего познавательный, аксиологический, праксиологический и личностный аспекты;
- последовательности, включающей образно-ассоциативный, логически-смысловой и творчески-практический этапы;
- технологического компонента, предполагающего использование диалоговой технологии и ситуаций нравственного выбора;
- результативно-оценочного компонента, предполагающего диагностику усвоения научного содержания, ценностных и праксиологических основ экологической этики обучающихся.
Представленная методическая модель положена в основу разработки программ, учебных и методических пособий по геоэкологическому образованию для обучающихся школ.
Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ, проект 19-013-00749 Код конкурса А «Исследование теоретических основ развития эколого-ориентированной жизнедеятельности школьников в культурном ландшафте».
Библиография
1. UNESCO (2014) Roadmap for Implementing the Global Action Programme on Education for Sustainable Development
http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002305/230514e.pdf.
2. Educating for a sustainable future. Retrieved April, 21, 2017, from http://www.unesco.org/new/en/rio-20/educating-for-a-sustainable-future
3. Rio + 20: Key publications. Retrieved April, 21, 2017, from http://unesdoc.unesco.org/images/0021/002165/216518e.pdf
4. Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития. — Вильнюс, 2005.
5. Стратегия ООН для устойчивого развития в условиях глобализации. — М.: РАЕН, 2015.
6. Каганский В. Л. Культурный ландшафт: основные концепции в российской географии // Обсерватория культуры: журнал-обозрение. — 2009.-№ 1.-С. 62-70.
7. Веденин Ю. А., Кулешова М. Е. Культурный ландшафт как категория наследия // Культурный ландшафт как объект наследия: сб. ст. / под ред. Ю. А. Веденина, М. Е. Кулешовой. - М.: Ин-т Наследия; СПб.: Дмит-рий Буланин, 2004. — С. 13-36.
8. Николаев В. А. Культурный ландшафт - геоэкологическая система // Вестн. МГУ. Сер. 5. География. — 2000. - N 6. - С. 3-15.
9. Горелов А. А., Горелова Т. А. Эволюция и смысл культуры. М.: Летний сад, 2015.480 с.
10. Mamedov N. M., Gay W. C., Chumakov A. N. Encyclopedia of Environmental Ethics and Philosophy. Volume 2. — CENGAGE Learning, USA. Detroit, New York, 2009.
11. Швейцер, М. Культура и этика / М. Швейцер.- М., 1973. - 443 с.
12. Кочуров, Б. И. Геоэкология: экодиагностика и эколого-хозяйственный баланс территории. — Смоленск, 1999. — 154 с.
13. Гершунский Б. С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика. М.: Флинта; Наука, 2003. — 564 с.
14. Зинченко, В. П. Миры сознания и структура сознания// Вопросы психологии. - 1991. — № 2. - С.15-36.
15. Vinokurova N. F., Zulkharnaeva A. V., Krivdina I. Y., Martilova N. V., Badin M. M. , Shemanayev V. A. Formation of ecological values of sustainable development in upper
secondary school students in geography training//Espacios, 2018 . Vol. 39 (Number 30). P.15.
16. Anna A. Loshchilova, Natalia F. Vinokurova, Anastasia V. Zulkharnaeva Vera V. Nikolina, Irina Yu. Krivdina, Natalia V. Martilova. The evelopment of environmental responsibility among students in the 5th-7th grades by means of eco-humanistic-oriented educational environment of the children's geo-eco club.//International Journal of Civil Engineering and Technology (IJCIET). Volume 9, Issue 11, November 2018.P.31.
17. Рыжаков М. В. Очерки истории становления и развития методик гуманитарного образования (первая половина XX века). Книга 1: сборник научных статей /под ред. М. В. Рыжакова. (Сборник статей).-М. ; СПб.: Нестор-История, 2013. — 224 с.
18. Окладникова Е .А. Сакральный ландшафт: теория и эмпирические исследования: монография. 2014. URL: http://biblioclub.ru/index. php?
page = book_view&book_id = 253835 (дата обращения: 12.05.2019).
19. Лавринова Н. Н. Модель взаимодействия географического, культурного и сакрального ландшафтов./ Вестник ТГУ, выпуск 2 (2), 2015. — С.44-51.
20. Новосельская В. В. Культурно-природный ландшафт как предмет комплексного анализа. //Вестник КемГУКИ, 37/2016 — С.18-31.
21. Винокурова Н. Ф, Зулхарнаева А. В. Методика реализации компетентностного подхода при изучении экологического краеведения/ Современные проблемы науки и образования.-^ 3, 2018. - С.78-84.
22. Сырова Н. В., Чикишев В. Н. Визуальная культура как средство формирования общей и профессиональной культуры человека. //Vestnik of Minin University.-Том 7, № 1 (2019) /Режим доступа: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-1-5.
23. Игнатьева Е. В., Базарнова Н. Д. Наставничество в современной школе: миф или реальность? Vestnik of Minin University.-Том 6, № 2 (2018) /Режим доступа: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-1.