педагогические Зулхарнаева Анастасия Васильевна, Винокурова Наталья Федоровна
науки МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО ...
УДК 372.891
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЧЕЛОВЕК В ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКЕ» КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОГУМАНИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
© 2018
Зулхарнаева Анастасия Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
«Географии, географического и геоэкологического образования» Винокурова Наталья Федоровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры
«Географии, географического и геоэкологического образования » Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (60300, Россия, Нижний Новгород, улица Ульянова, 1, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме философского, общепедагогического и частно-методического характера - формирование мировоззрения, способного обеспечить устойчивое развитие человека и природы, что подчеркивается как объективными, так и субъективными противоречиями между социальным заказом и педагогическими реалиями. Значительный мировоззренческий потенциал географии как науки о мире, с которым человек осуществляет непосредственное взаимодействие, реализуется недостаточно, что подтверждает анализ методического опыта по географии. Решением данной проблемы является разработка и внедрение в географическое образование элективного курса «Человек в географической оболочке», основным объектом изучения которого является географическая оболочка как глобальная социоприродная система. Цель курса - формирование экогума-нистического мировоззрения школьников. Структура содержания включает познавательный, ценностный и практический аспект, что соответствует структуре экогуманистического мировоззрения. Последовательность изучения курса основывается на личностно-ориентированных идеях и включает мотивационно-ориентировочный, информационно-объяснительный, методологически-операционный и смыслотворческий этапы, каждый из которых имеет специфику методов, форм и педагогических технологий.
Ключевые слова: устойчивое развитие, экогуманстическое мировоззрение, сотворчество человека и природы, географическая оболочка, географическое образование, содержание географического образования, дидактические принципы, элективный курс.
METHODOLOGICAL PECULIARITIES OF STUDYING THE ELECTIVE COURSE "MAN IN THE GEOGRAPHICAL ENVELOPE" AS THE CONDITION FOR THE FORMATION OF ECOHUMANISTIC OUTLOOK
© 2018
Zulkharnaeva Anastasia Vasilyevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor
of the Department of Geography, geographical and geoecological education Vinokurova Natalia Fedorovna, doctor of pedagogical Sciences, Professor of the Department of Geography, geographical and geoecological education Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov street, 1, e-mail: [email protected])
Abstract. The Article is devoted to the actual problem of philosophical, General pedagogical and private pedagogical character-the formation of a worldview capable of ensuring the sustainable development of man and nature, which is emphasized by both objective and subjective contradictions between social order and pedagogical realities. Significant ideological potential of geography as a science of the world, with which a person carries out direct interaction, is not enough, which confirms the analysis of methodological experience in geography. The solution to this problem is the development and implementation in the geographical education of the elective course "man in the geographical shell", the main object of study of which is the geographical shell as a global socio-natural system. The purpose of the course - the formation of ecohumanistic Outlook of students. The structure of the content includes cognitive, value and practical aspects that correspond to the structure of ecohumanistic worldview. The sequence of studying the course is based on personality-oriented ideas and includes motivational-indicative, informational-explanatory and methodological-operational and semantic stages, each of which has the specificity of methods, forms and pedagogical technologies.
Keywords: sustainable development, ecohumanistic worldview, co-creation of man and nature, geographical envelope, geographical education, the content of geographical education, didactic principles, elective course.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Актуальность заявленной проблемы определяется необходимостью решения одной из фундаментальной проблем образования - формирования мировоззрения личности, способной обеспечить устойчивое развитие. Основными стратегическими приоритетами в рамках данной идеи является новая система ценностей взаимодействия человека и природы, основанная на экологическом гуманизме. Это подчеркивается в ведущих документах, посвященным глобальным проблемам человечества (Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию, 1992 г., Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию, 2002 г., Стратегии ЕЭК ООН для ОУР , 2005 г., Дорожной карты осуществления Глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития, ЮНЕСКО, 2014 г.), и т.п. Идея гармоничного развития человека и природы как основы экогуманизма подчеркивается в исследованиях В.И. Вернадского, Н.М. Мамедова, Н.Н. Моисеева. Необходимость смены потребительских мировоззренческих установок на сотворческие как условия гармо-Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4(25)
ничного развития человека и природы в географических системах различного территориального ранга отмечается в работах географов - В.С. Преображенского, Б.И. Кочурова [1,2]. И на географию, как науку и образовательную область ложится особая «ответственность» в обеспечении устойчивого развития географической оболочки.
Курс школьной географии обладает значительным мировоззренческим потенциалом, особую значимость в формировании мировоззрения обучающихся имеет понятие «географическая оболочка». Оно является фундаментальным в географической науке и составляет основу учения. Как отмечается в исследованиях Н.Ф. Винокуровой, В.В. Николиной, Л.М. Панчешниковой, представления о географической оболочке формирует картину мира, раскрывает всю сущность взаимоотношений человека и мира, отражает идею целостности человека и мира, природного и социального, со-развивающихся по определенным законам [3,4,5,6].
Данная проблема предъявляет особые требования к разработке содержания географического образования.
Zulkharnaeva Anastasia Vasilyevna, Vinokurova Natalia Fedorovna pedagogical
METHODOLOGICAL PECULIARITIES OF STUDYING ... sciences
Ведущими географами и методистами отмечен колоссальный мировоззренческий потенциал понятия «географическая оболочка», так как она является «ареной» взаимодействия природной и социальной сфер Земли. Учитывая современные тенденции развития географии, такое взаимодействие должно быть ориентировано на сотворчество человека и природы, ведущая роль в котором, по словам В.С. Преображенского, принадлежит человеку как существу, обладающего разумом, осознающего уникальность и ценность географической оболочки, и способного принять ответственность за ее будущее [1]. Это предполагает введение новых подходов при изучении географической оболочки, среди которых:
- раскрытие познавательного аспекта, связанного с представлением о географической оболочке как основе географической картины мира, которая, учитывая идею сотворчества, приобретает экогуманистическую направленность;
- переориентация утилитарно-прагматического понимания ценности географической оболочки на универсальное; раскрытие этических норм, методов, моделей экологически оправданного взаимодействия.
Вместе с тем, отмеченный потенциал не достаточно реализован в школьном курсе географии. Взаимодействие человека и природы рассматривается односторонне, не раскрываются идеи сотворчества, отсутствует обобщающий курс, который бы представил географическую оболочку как целостный социоприрод-ный объект. Решением отмеченной проблемы стала разработка программы курса «Человек в географической оболочке», который реализует экогуманистический потенциал данного объекта.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Заявленная проблема отражена в философских исследованиях (А.С. Богомолов, С.И. Гессен, В.В. Ильин, Р.С. Карпинская, Е.А. Когай, П.В. Копнин, М.К. Мамардашвилли) где рассматривается сущность, структура мировоззрения, раскрыта специфика современной картины мира. Идеи сотворче-ского взаимодействия человека и природы составляют «ядро» современной географической науки, отражена в исследованиях Н.Н. Баранского, А.Г. Исаченко, В.М. Котлякова, Б.И. Кочурова, В.П. Максаковского, В.С. Преображенского. В психолого-педагогических исследованиях данные идеи положены в основу экологического (С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, О.Н. Пономарева, И.Т. Суравегина) и личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, В.В. Шоган). Эти направления ориентируют педагогическую науку на становление личности, способной обеспечить устойчивое развитие, сотворчество человека и природы как сосуществующих компонентов внутри целостной системы.
Формирование целей статьи (постановка задания). Статья направлена на преодоление противоречия между:
- значительным потенциалом курса школьной географии в формировании экогуманистического мировоззрения и недостаточной его реализации в школьном курсе географии;
- целостным подходом в исследовании географической оболочки и односторонним изучением взаимодействия человека и природы;
- необходимостью раскрытия идей сотворчества и отсутствием обобщающего курса, который бы представил географическую оболочку как целостный социопри-родный объект.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Решением отмеченной проблемы стала разработка программы курса «Человек в географической оболочке», который реализуют экогуманистический потенци-24
ал данного объекта
Цель курса: формирование экогуманистического мировоззрения обучающихся.
Задачи курса:
1. Формирование ценностного отношения к географической оболочке как уникальному образованию планеты Земля.
2. Развитие представлений о структуре, истории развития, закономерностях географической оболочке.
3. Экологически оправданное взаимодействие с ближайшим окружением как части географической оболочки.
Научную основу курса составили идеи устойчивого развития, экологизации, гуманизации географической науки, учение о географической оболочке, географической зональности, о геоэкологии [1,2,3,7,8,9,10].
Методическую основу курса составили ряд дидактических принципов: экогуманистический, субъектности и социальности, культуросообразности и природосо-образности, интеграции, системной дифференциации, пространственно-временной, ценностно-смысловой, единства познания, переживания, действия, персонали-зации, контрастного представления.
Учитывая цель и задачи курса, содержание программы направлено на раскрытие познавательного, ценностного и практического аспектов содержания.
• Познавательный аспект содержания, связан с представлением о географической оболочке как основы географической картины мира, которая, учитывая идею сотворчества приобретает экогуманистическую направленность.
• Ценностный аспект содержания предполагает смену утилитарно-прагматического понимания ценности географической оболочки на универсальное.
• Практический аспект содержания, связан с формированием у учащихся этических норм и моделей экологически оправданного поведения в пределах ближайшего окружения.
Структура содержания включает следующие этапы изучения географической оболочки: мотивационно-ориентировочный, информационно-объяснительный, методологически-операционный и смыслотворческий. Они позволяют раскрыть личностно-ориентированный аспект содержания, представленный в каждом блоке контекстно, что отражается в системе методов, форм и педагогических технологий. Важной особенностью программы является изучение жизни, научного вклада, мировоззренческой позиции персон, внесших вклад в формирование учения о географической оболочке на определенном этапе его развития, что позволяет реализовать подход «к человеку через человека»: к внутреннему миру личности через авторитет, пример для подражания, «вживания» в образ персоны.
Содержание программы включает введение и четыре раздела, которые соответствуют выделенным этапам.
Во введении раскрывается значение знаний о географической оболочке, сущность самого понятия и методы изучения географической оболочки. При освоении введения учащиеся мотивируются на изучение курса, осознают личную причастность к географической оболочке, как среде жизни человечества. В содержание включаются следующие линии: положение в пространстве географической оболочки; границы; мощность; географическая оболочка - уникальное явление Земли; значение учения о географической оболочки в физической географии.
В первом разделе курса - «История развития учения о географической оболочке» раскрываются исторические этапы формирования учения и развитие представлений о географической оболочке, а также особенности мировоззренческих представлений о географической оболочке и различных моделей ее изучения на каждом выделенном этапе. Особую значимость в данном разделе приобретает изучение персон, связавших свою Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)
педагогические науки
Зулхарнаева Анастасия Васильевна, Винокурова Наталья Федоровна МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО ...
научную деятельности с развитием учения и являющих собой пример мировоззренческой позиции. Среди методов и форм, используемых в рамках данного этапа, целесообразно использование методов формирования мыслеобраза и художественной реперезентации. Первый предполагает создание схематического рисунка или ментальной карты географической оболочки. Это позволяет развивать пространственное воображение и способствует углублению представлений о положении в пространстве, строении и границах географической оболочки, а так же своего места в ней. Метод художественной репрезентации направлен на установление взаимосвязей образного и логического, его целесообразно применять при изучении уникальности географической оболочки [11,12].
Раздел «Структура географической оболочки» посвящен развитию представлений о географической оболочке. В содержании раскрываются линии: вертикальная и горизонтальная неоднородность, этапы развития географической оболочки в геологической истории Земли, энергия и живое вещество в географической оболочке, вертикальное строение географической оболочки; компоненты (литосфера, гидросфера, атмосфера, педосфера, биосфера); биосфера как уникальный компонент географической оболочки; взаимосвязь компонентов географической оболочки. Наиболее адекватной педагогической технологией в рамках данного этапа является задачная технология, в основе которой лежит включение учащихся в решение задач геоэкологической направленности. Данная технология предполагает моделирование иерархии позиционно-ролевых задач, включающих учащихся в решение различного рода проблем и социальное взаимодействие. Учитывая это, в содержание курса включаются задания на: объяснение существенных связей географических процессов и явлений, прогнозирование, включающие совокупность необходимых и достаточных действий, на построение моделей на основе установления причинно-следственных связей, на осознание этапов прогнозирования, на осознание вероятностного характера следствий, на широту ассоциативного поля, задания на вариативность ассоциаций (пространственно-временные, системные, гуманоцентрические, средовые факторы), на пластичность представлений (не преобразуются, а дополняются, включаются в новые ассоциации) [12,13,14].
Раздел «Закономерности географической оболочки» предполагает изучение целостности, зональности, ритмичности, азональности, полярной асимметрии Земли, а так же свойств географической оболочки - устойчивости и изменчивости, непрерывности и прерывистости. Культурологические аспекты раскрываются в вопросах адаптации человека к изменениям ритмов, смене природного пояса, влияния закономерностей географической оболочки на здоровье, образ жизни людей, особенности традиций и культуры. В рамках данного раздела целесообразно использование проблемной технологии, а так же методов, предполагающих педагогическую актуализацию ассоциативных связей между различными образами, в контексте представленной перед личностью проблемы [4,15,16].
Завершает курс раздел «Географическая оболочка: сегодня и завтра» посвященный взаимодействию человека и географической оболочки. Важно отметить конструктивный и деструктивный характер воздействия человека на географическую оболочку (в содержании данный вопрос раскрывается в изучении глобальных геоэкологических проблем как результата негармоничных отношений человека и природы, и идей устойчивого развития как условия перехода в эпоху ноосферы). Изучаются идеи нравственно-экологического императива, коэволюции, универсальной ценности природы -они составляют ценностную основу экогуманистическо-го мировоззрения. В качестве основной педагогической технологии применяется проектирование. Обучающиеся
участвуют в создании проекта по дизаину гармоничного ландшафта своеИ местности как части географической оболочки, с которой личность осуществляет непосредственное взаимодействие.
Курс «Человек в географической оболочке» прошел апробацию и внедрен в практику школы. Диагностика экогуманистического мировоззрения подтвердила эффективность внедрения данного курса. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Преображенсктий. В.С. Я — географ. М.: Геос, 2001. -325 с.
2. Кочуров Б.И. Экодиагностика и сбалансированное развитие. -М., Смоленск: Маджента, 2003. — 384 с.
3. Винокурова Н.Ф.Экологическое образование в географии. В сборнике: Устойчивое развитие и экологизация школьного образования/Под редакцией Мамедова Н.М. - Москва, 2003. - С.198-212.
4. Zulkharnaeva A, Vinokurova N., Krivdina I., Martilova N., Badin M. TRAINING OF A GEOGRAPHY TEACHER IN THE PROCESS OF GETTING MASTER'S DEGREE TO FORM THE EXPERIENCE OF MAKING DECISIONS ON ENVIRONMENTAL PROBLEMS BY STUDENTS OF 10 GRADES: THEORY AND METHODOLOGICAL EXPERIENCE. - Man In India. Т: 97. №: 15, Год: 2017. P 559-571/
5. Формирование мировоззрения учащихся средней школы в процессе обучения географии./ Герасимова Т.П., Ковалевская М.К., Панчешникова Л.М. - М. : Педагогика, 1982. - 94 с.
6. Винокурова Н.Ф., Зулхарнаева А.В. Методологические основания конструирования системы экологических модулей как средства формирования культуры природопользования//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований . 2017. - №1-1. — С. 129-132
7. Григорьев А.А. Опыт аналитической характеристики состава и строения физико-географической оболочки земного шара. — Л. ; М. : Гл. ред. горно-топл. и геол.-развед. лит-ры, 1937. — 68 с.
8. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. — М.: Айрис-пресс, 2012. — 576 с.
9. Моисеев Н.Н. Избранные труды// Т. 2: Междисциплинарные исследования глобальных проблем. Публицистика и общественные проблемы. — М.: Тайдекс Ко, 2003.- 262 с.
10. Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. Москва, РЭФИА, 1996. — 52 с.
11. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Издательство « Феникс», 1996, 480 с.
12. Лощилова А.А. Методическая система формирования экологической ответственности у учащихся в школьном курсе «География России». География в школе, 2017. № 7. С. 53-60.
13. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. — М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. — 222 с.
14. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Логос, 1999. — 271 с.
15. Лощилова А.А. Развитие экологической ответственности у учащихся восьмого класса средствами элективного курса по географии // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - №7 (122). - С.229-233
16. Винокурова Н.Ф., Лощилова А.А. Методическая система формирования экологической ответственности у учащихся в школьном курсе «География России».//География в школе. - 2017. - № 7. - С. 53-60.
Статья поступила в редакцию 11.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018
Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4(25)
25