Научная статья на тему 'Концептуальные основы проектирования модели эколого- ориентированных способов жизнедеятельности субъектов в культурном ландшафте'

Концептуальные основы проектирования модели эколого- ориентированных способов жизнедеятельности субъектов в культурном ландшафте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эколого-ориентированная жизнедеятельность в культурном ландшафте / культурно-экологический подход / личностно-деятельностный подход / ландшафтносредовый подход / аксиологический подход / интегральный подход / культурно-экологическая образовательная среда. / ecological-oriented life activity in a cultural landscape / cultural and ecological approach / personal-activity approach / landscape-environmental approach / axiological approach / integrated approach / cultural and environmental educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демидова Н. Н., Винокурова Н. Ф.

В статье обсуждаются теоретико-методологические основы включающие ведущие подходы и принципы проектирования модели эколого-ориентированной жизнедеятельности обучающихся в культурном ландшафте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демидова Н. Н., Винокурова Н. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL BASIS FOR DESIGNING A MODEL OF ENVIRONMENTAL-ORIENTED WAYS OF LIFE OF SUBJECTS IN THE CULTURAL LANDSCAPE

The article discusses the theoretical and methodological foundations including leading approaches and principles of designing a model of environmental-oriented life activities of students in a cultural landscape.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы проектирования модели эколого- ориентированных способов жизнедеятельности субъектов в культурном ландшафте»

дигмы // Альма-матер. 2011. №1. С. 45-48.

4. Гришаева Ю.М. О проблеме подготовки педагогических кадров в вузе в условиях модернизации образования// Педагогика. Вопросы теории и практики. 2016. № 3. С. 6-9.

УДК 37.02

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ СПОСОБОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ В

КУЛЬТУРНОМ ЛАНДШАФТЕ49 Демидова Н.Н.

«Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»,

Нижний Новгород, Россия Е-mail: demidovanngeo@yandex.ru Винокурова Н.Ф.

«Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»,

Нижний Новгород, Россия Е-mail: eco@bk.ru

Аннотация. В статье обсуждаются теоретико-методологические основы включающие ведущие подходы и принципы проектирования модели эколого-ориентированной жизнедеятельности обучающихся в культурном ландшафте.

Ключевые слова: эколого-ориентированная жизнедеятельность в культурном ландшафте, культурно-экологический подход, личностно-деятельностный подход, ландшафтно-средовый подход, аксиологический подход, интегральный подход, культурно-экологическая образовательная среда.

CONCEPTUAL BASIS FOR DESIGNING A MODEL OF ENVIRONMENTAL-ORIENTED WAYS OF LIFE OF SUBJECTS IN THE CULTURAL LANDSCAPE

Demidova N. N.

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhniy Novgorod, Rossiya

Е-mail: demidovanngeo@yandex.ru Vinokurova N.F.

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhniy Novgorod, Rossiya,

Е-mail: eco@bk.ru

Abstract. The article discusses the theoretical and methodological foundations including leading approaches and principles of designing a model of environmental-oriented life activities of students in a cultural landscape.

Keywords: ecological-oriented life activity in a cultural landscape, cultural and ecological approach, personal-activity approach, landscape-environmental approach, axiological approach, integrated approach, cultural and environmental educational environment.

Эколого-ориентированная жизнедеятельность субъекта в культурном ландшафте, рассматривается как необходимое условие обеспечения устойчивого развития территорий, на основе духовно-интеллектуального потенциала человека. В современных условиях человеку важно осуществлять взаимоотношения с реальным социоприродным окружением на основе ноосферных идей, которые обеспечивают становление нового образа мира, предполагают осознание управленческой роли и ответственности человека за сохранение жизни на Земле, базируются на утверждении гармоничного, партнерского со-бытия человека и природных

49 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-013-00749а «Исследование теоретических основ развития эколого-ориентированной жизнедеятельности школьников в культурном ландшафте».

РАЗДЕЛ 5. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

основ жизни. В конечном счете, они предполагают сопряженное взаимообусловленное изменение человеческих качеств и качеств вмещающего ландшафта в целях устойчивого со-развития и повышения качества жизни.

Идеи жизнедеятельности человека опираются на положения проектной парадигмы средовой картины мира, рассматриваемой как проектное освоение культурно-экологических реальностей среды в логике коэволюции и устойчивого развития. Культурный ландшафт воплощает идеи постнеклассической науки через расширение познания и освоения окружающей среды за счет рациональных и иррациональных способов, нелинейности процессов мышления, его дискурсивности. Конкретизируя аспекты постнеклассичности, отметим, что идеи о новом «человеческом качестве» современной науки стали стимулом к пониманию роли культуры в гуманистическом осмыслении процессов взаимодействия человека и природы.

Новые эколого-ориентированные идеи за исторически короткий срок должны стать основой жизнедеятельности личности. Речь идет об обосновании и практической реализации принципиально иных приоритетов развития, которые исходят из принципов опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем по сравнению с развитием сложных технологических систем. Образование в данном случае становится «базисом базиса» расширенного воспроизводства экономики и общества в гармонии с природой.

Поэтому уже сегодня в образовании должны быть востребованы и реализованы новые жизненно-смысловые модели образования, которые способствуют превращению обучающихся из сторонних наблюдателей и зрителей в реально действующих субъектов, строящих отношения с окружающей природно-культурной действительностью на основе партнерства, толерантности, ответственности.

Проведенное исследование позволило обосновать и раскрыть в образовательном контексте стратегические ориентиры разработки модели эколого-ориентированной жизнедеятельности обучающихся в культурном ландшафте. Они представлены как системно-структурный процесс, предполагающий уточнение стратегических подходов и принципов, адекватных современным экологическим вызовам и специфике проблемы исследования.

Культурно-экологический подход рассматривается нами как методологическое основание «диффузного» проникновения экологической культуры в современное образование. Системно-структурный анализ позволил раскрыть сущность и специфику содержания культурно-экологического подхода на основе корреляции трех взаимосвязанных концепций культурного ландшафта (экологическая концепция, этнокультурная концепция, культурологическая (ценностная) концепция) и целостного развития эколого-ориентированных способов жизнедеятельности как условия становления культурной личности, обеспечивающий формирование, сохранение, развитие культурного ландшафта - территории устойчивого развития. Рассмотрение способов жизнедеятельности в контексте культуры теоретически оправдано. В исследовании реализовывалась позиция философов о том, что исходным понятием культуры как сложного феномена является «способ деятельности». Выявлено, что культура и деятельность исторически взаимосвязаны. Вид деятельности влияет на развитие культуры. Культура, в свою очередь, является универсальной характеристикой деятельности, задает социально-гуманитарную программу и предопределяет направленность того или иного способа жизнедеятельности, ее ценностных типологических особенностей и результатов.

Исследование строилось на понимании того, что способы жизнедеятельности правомерно рассматривать в контексте культуры природопользования и ее структурных компонентов (онтологического, гносеологического, аксиологического, праксиологического). Культура природопользования нами понимается как личностное и социально-значимое качество личности. Она рассматривается как способ, мера, результат познания, оценки и деятельности по культурному освоению человеком территории различной масштабности в направлении их устойчивого развития (Н.Ф. Винокурова). Это в полной мере относится к культурному ландшафту [2].

С точки зрения экологической концепции культура природопользования задает эко-лого-ориентированным способам жизнедеятельности вектор природоохраны, ресурсосбережения и поддержания свойств ландшафта как среды, обеспечивающей качество жизни. Ценностная концепция акцентирует внимание на аксиологическом и нормативно-нравственном компонентах культуры природопользования. Этнокультурная концепции ландшафта предполагает, что центральную роль в познании должны занять коэволюционные ценностные ориентации и формирование ответственного отношение субъекта к «вмещающему ландшафту».

Культура становится ядром интеграции различных способов познания и освоения действительности (наука, искусство, философия, эстетика, этика, религия и др.). Культурологический аспект обогащает все компоненты педагогической системы: целевой, содержательный, процессуально-технологический, результативно-оценочный, обеспечивая в них единство и взаимосвязь познания, переживания и действия.

Структурно-логическая модель содержания культурологического знания отражает все сферы сознания личности, что обеспечивает формирование целевого компонента культурологического личностно-ориентированного образования, связанного со становлением культурной личности. Процессуальный и результативно-оценочный компоненты культуры призваны раскрыть этапы и результаты культурного освоения человеком действительности от адаптации к осмыслению действительности, далее к творческому созиданию в окружающей среде.

В нашем исследовании, процесс культурного освоения личностью ценностно-смысловых доминант культурного ландшафта выступает в качестве ведущего основания выделения уровней взаимодействия субъекта с культурным ландшафтом (типы отношений выделены по В. И. Панову):

- культурно-адаптационный уровень ориентирован на становление способов жизнедеятельности личности на основе переживания и определения значений. На этом уровне актуализируются субъект-субъектные отношения личности с культурным ландшафтом, проходя путь от субъект-обособленного типа к субъект-совместному;

- культурно-смысловой уровень определяет осознание и осмысление культурного ландшафта). Осознанные, осмысленные знания и ценности становятся личным достоянием, принимают субъектную форму, при этом, они не утрачивают форму общественно значимых Этот уровень связан с субъект-совместным типом отношений личности с культурным ландшафтом;

- культурно-творческий уровень — в контексте формирования культуры природопользования отражает созидательную деятельность субъекта, направленную на устойчивое развитие культурного ландшафта, с учётом ценностей, получивших личностный смысл на культурно-смысловом уровне. На этом уровне актуализирует субъект -порождающий тип отношений между человеком и природой, где они выступают как целостный субъект, способный к саморазвитию. При этом каждый компонент системы «человек - природа» рассматривается как условие и как средство изменения и развития другого («люди строят и оберегают родные ландшафты, а ландшафты духовно воспитывают их»).

Личностно-деятельностный подход существенным образом обогащают синергетические представления самосогласованного взаимодействия структурных частей, обеспечивающих единство и целостность самоорганизованной, саморазвивающейся системы. Теория самоорганизации, характерная для постнеклассической науки, конструктивна в понимании человека, структур его познания, переживания и действия. По мнению Е.Н. Князевой и С.П. Курдюмова, образование в синергетическом смысле - это самоорганизация человека как динамической системы, коэволюционирующей с идеалами культуры и соотнесенной с образами современного мира [4].

Особо отметим, что проблема человека сегодня все больше перемещается в центр социокультурной практики. Личность как субъект деятельности встроена во внешнее социокультурное окружение, вовлечена в динамические потоки саморазвития (самоидентифика-

РАЗДЕЛ 5. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

ция, самоопределение, самореализация) под влиянием тех ситуаций, в которых она оказывается. При освоении субъектом территории осуществляется динамика культуросообразного процесса: адаптация, понимание, творчество в ходе восприятия, оценки, проектирования и реализации культуро-созидательной деятельности.

Таким образом, личностно-деятельностный подход раскрывает идею реализации коэволюционных отношений человека и культурного ландшафта в предметно-практическом аспекте. В способах эколого-ориентированной жизнедеятельности в культурном ландшафте инструментализируются представления, знания, ценности, отношения, поступки и синтезируется новая культура личности как ее интегративное качество.

Динамика развертывания способов жизнедеятельности личности в культурном ландшафте метафорично отражает смысловой ряд жизни М.М. Бахтина «чувствую - мыслю-поступаю» с одной стороны, и уровни культурного освоения личностью доминант культурного пространства, с другой. В результате, выстраивается иерархия способов эколого-ориентированной жизнедеятельности личности в культурном ландшафте: жизневосприятие - жизнеосмысление - жизнетворчество

Жизневосприятие - обеспечивает вхождение субъекта в культурное пространство на основе создания представлений, образов, культурных символов и знаков культурного ландшафта. Данный способ жизнедеятельности соотносится с бытийным слоем сознания личности.

Жизнеосмысление как способ эколого-ориентированной жизнедеятельности связан с означиванием и осмыслением культурного ландшафта, где коэволюционные ценности выполняют функцию фермента, определяющего переход от понятия «польза» через понятие «ответственность» и центральному в новой парадигме развития - «со-творчество». Резонансное единство со-осмысления субъекта и среды лежит в области поисков, обретения и расширения смыслов, которые запускают механизмы жизнетворчества.

Жизнетворчество - как способ эколого-ориентированной жизнедеятельности мы рассматриваем с позиции творческой, созидательной деятельность, программа которой вырабатывается в процессе культурного освоения «вмещающего» ландшафта. Очевидно, что жизнетворчество должно приобретать черты сотворчества с миром природы, осуществлять переход от воздействия к взаимодействию и коэволюции. Таким образом, субъект, воздействуя на ландшафт, окультуривая его, придает ему свойство культуры, при этом происходит преобразование и улучшение качества культурного ландшафта и самого субъекта одновременно.

Особенности ландшафтно-средового подхода определялись на основе использования системно-функционального анализа. Системно-функциональный анализ позволил сопоставить функции культурного ландшафта как целостной образовательной среды в развитии эко-лого-ориентированных способов жизнедеятельности. Нами определен культурный ландшафта как культурно-экологическая образовательная среда.

Эта проблема актуализировалась с позиции парадигмы культуропорождающего образования, когда культурно-экологическую образовательную среду будут отличать выразительность, диалогичность, насыщенность ценностных, смысловых, деятельностных культурных конструкторов, субъективно воспринимаемых личностью в качестве значимых. Для развития эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающихся культурный ландшафт как культурно-экологическая образовательная среда призван пробуждать экологические чувства, конституировать эколого-ориентированные смыслы, побуждать к экологически-созидательным поступкам, что обеспечивает последовательность становления культуры природопользования личности.

С ландшафтно-средовым подходом тесно связан аксиологический подход, который обеспечивает рассмотрение жизнедеятельности человека в контексте ценностей ландшафта, который его окружает. В этом случае ландшафт рассматривается с позиции средовых идей в образовании, он «питает и взращивает» личность, выступает своеобразным тренажером её эколого-ориентированной жизнедеятельности. Деструктивный ландшафт характеризует не-

рациональность способов жизнедеятельности в нем, что приводит к экологическим проблемам, а сам ландшафт может быть охарактеризован как зона экологического бедствия. Окультуренный ландшафт может быть рассмотрен как «островок ноосферы», в котором реализовано сотворчество человека и вмещающего ландшафта.

В исследовании разрабатывается и адаптируется интегральный подход. Интегральный подход актуализирует процессы познание на основе интегральных карт AQAL (All Quadrants, All Levels), позволяющих осознать универсальную ценность и самоценность всех компонентов культурных ландшафтов(природного, субъектного, культурного, социально-экономического), выйти на новый интегральный уровень понимания, анализа и изучения культурного ландшафта.

При проектировании модели эколого-ориентированной жизнедеятельности обучающихся в культурном ландшафте были разработаны и применялись следующие принципы: принцип развития конструктивно-экологической активности в культурном ландшафте; принцип при-родосообразности и культуросообразности; принцип субъектности и социализации; принцип формирования культурно-экологической образовательной среды; принцип междисципли-нарности; принцип интеграции; принцип ближайшего развития; принцип конструктивизма; принцип диалогичности; принцип событийности, принцип проблемно-ситуативного познания; принцип детерминированности будущим.

Список литературы

1. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. М., 1986. С. 80-160.

2. Винокурова Н.Ф., Зулхарнаева А.В. Методологические основания конструирования системы культурно-экологических модулей как средства формирования культуры природопользования// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 1-1. С. 129-132.

3. Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н., Зулхарнаева А.В. Разработка методических материалов по реализации программы формирования культурно-экологической образовательной среды региона// Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 12

4. Князева Е.Н. Синергетика. Нелинейность времени и ландшафты коэволюции / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. М.: Комкнига, 2007. - 156 с.

5. Панов В.И. Психологические аспекты экологического образования // Педагогика. 2015. № 5. С.59-69.

6. Демидова Н.Н. и др. Проектирование эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте; теоретико-методологический дискурс: монография; под ред. Н.Н. Демидовой, Н.Ф. Винокуровой. Н. Новгород: ООО «Кирилица», ООО «Благовест», 2019. - 220 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.