Научная статья на тему 'Методическая компетентность как комплексная характеристика профессиональной деятельности преподавателя вуза'

Методическая компетентность как комплексная характеристика профессиональной деятельности преподавателя вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / PROFESSIONAL COMPETENCE / HIGHER SCHOOL / METHODOLOGICAL COMPETENCE / TEACHER PROFESSIONALISM / INDIVIDUAL METHODOLOGICAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильевич Т.П.

В статье изложены особенности методической компетентности преподавателя высшей школы как комплексной характеристики его профессиональной деятельности. представлены характеристики адаптивно-профессионального, нормативно-профессионального и профессионально-творческого уровней методической компетентности преподавателя вуза, а также выявлены некоторые проблемы их реализации в новых образовательных условиях. Раскрыты актуальные возможности развития методической компетентности преподавателя вуза как непрерывного процесса совершенствования профессиональной педагогической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильевич Т.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL COMPETENCE AS AN INTEGRATED CHARACTERISTIC OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE UNIVERSITY TEACHER

The article describes the features of the methodological competence of a teacher of higher education as a complex characteristic of his professional activity. The characteristics of adaptive-professional, normative-professional and professional-creative levels of methodological competence of a university teacher are presented, and also some problems of their implementation in new educational conditions are revealed. Actual possibilities of developing the methodological competence of a university teacher as a continuous process of improving professional pedagogical culture are revealed.

Текст научной работы на тему «Методическая компетентность как комплексная характеристика профессиональной деятельности преподавателя вуза»

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.95.5.104

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК КОМПЛЕКСНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Научная статья

Ильевич Т.П. *

ORCID: 0000-0002-1770-9628, Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, Тирасполь, Молдова

* Корреспондирующий автор (astera7107[at]rambler.ru)

Аннотация

В статье изложены особенности методической компетентности преподавателя высшей школы как комплексной характеристики его профессиональной деятельности. представлены характеристики адаптивно-профессионального, нормативно-профессионального и профессионально-творческого уровней методической компетентности преподавателя вуза, а также выявлены некоторые проблемы их реализации в новых образовательных условиях. Раскрыты актуальные возможности развития методической компетентности преподавателя вуза как непрерывного процесса совершенствования профессиональной педагогической культуры.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, высшая школа, методическая компетентность, профессионализм преподавателя, индивидуальная методическая система.

METHODICAL COMPETENCE AS AN INTEGRATED CHARACTERISTIC OF THE PROFESSIONAL

ACTIVITY OF THE UNIVERSITY TEACHER

Research article

Ilyevich T.P. *

ORCID: 0000-0002-1770-9628, Shevchenko State University of Pridnestrovie, Tiraspol, Moldova

* Corresponding author (astera7107[at]rambler.ru)

Abstract

The article describes the features of the methodological competence of a teacher of higher education as a complex characteristic of his professional activity. The characteristics of adaptive-professional, normative-professional and professional-creative levels of methodological competence of a university teacher are presented, and also some problems of their implementation in new educational conditions are revealed. Actual possibilities of developing the methodological competence of a university teacher as a continuous process of improving professional pedagogical culture are revealed.

Keywords: professional competence, higher school, methodological competence, teacher professionalism, individual methodological system.

Вызовы цифровой цивилизации в условиях социально-экономических преобразований породили в системе высшего образования ряд тенденций, связанных как с попытками интегрированного внедрения современных образовательных технологий, так и с пересмотром сущностных характеристик деятельности преподавателя вуза. Смена содержательно -процессуальных компонентов деятельности преподавателя высшей школы не изменила общей социально-обусловленной направленности профессионально-педагогического труда, однако усилила такие стороны профессионализма преподавателя как технологическую и информационно-проектную, в сочетании с научно-исследовательской и творческой.

Исследования текущего десятилетия показывают насколько изменилась общая дидактическая культура современного преподавателя вуза, при этом сформировались различные подходы к его профессиональной компетентности: методологический, персонифицированный, практико-прикладной, проектно-дидактический (Э.Ф. Зеер, С.Л. Логинова, М.В. Кларин, З.В. Никонова, И.М. Осмоловская, Т.И. Руднева, С.А. Сафонцев, С.Б. Серякова, Н.В. Соловова, О.Д. Федотова и др.). Так, М.В. Кларин и И.М. Осмоловская отмечают, что встраиваемость современного педагогического процесса в канву актуальных проблем современности напрямую зависит от конструктивно -дидактической деятельности современного педагога, который обладает набором дидактических компетенций и способен оперативно реагировать не только в рамках нормативной (стандартно-ориентированной) природы обучения, но и прогнозировать решение нестандартных проблем, проблемных ситуаций. А это, в свою очередь, требует трансляции не только традиционных моделей реализации технологических операций, но и продуцирование моделей дидактического творчества, профессиональной импровизации, поскольку информационно-образовательная среда в целом является сложной саморазвивающейся системой [4].

Профессионально-педагогическая деятельность, по мнению Э.Ф. Зеера, является сложноорганизованной системой, выполняющей конкретные функции: общепедагогическую (конструкторскую, организационную, гностическую, коммуникативную) и производственно-техническую (только для преподавателя профессионально-педагогического труда). При этом методическая сторона профессиональной деятельности преподавателя связана с осмыслением всего арсенала средств, методов и приемов педагогического взаимодействия, целостного педагогического процесса, и сопутствует непрерывности эвристического и творческого поиска, инновационной компетентности преподавателя. По мнению автора, это самая трудоемкая работа, включающая: отбор научно-практической информации, методическую переработку, дидактическую трансформацию в учебный материал, проектирование приемов и способов оптимального ее освоения и контроля [2].

С.Л. Логинова, рассматривая специфику методической деятельности преподавателя вуза, также отмечает несоответствие между требованиями к результатам методической деятельности преподавателя вуза и отсутствием специальной подготовки преподавателей в области дидактики высшей школы, что несомненно влияет на организационные результаты в целом методической работы в образовательном учреждении. Отмечается, что по сути методическая деятельность преподавателя является комплексным процессом системного обеспечения образовательного процесса учебно-методической документацией, совершенствования аудиторной и самостоятельной работы обучающихся, оптимизации методов, приемов и способов учебной работы в соответствии с потребностями рынка труда [5].

Кроме того, ряд авторов (В.П. Беспалько, С.Б. Серякова, Г.В. Никитовская, Ю.Г. Татур) отмечают, что традиционно методическая работа в вузе не является приоритетным направлением, и часто рассматривается как второстепенное явление в педагогическом процессе высшей школы. Несомненно, подобный подход не соответствует требованиям Федерального государственного стандарта высшего образования нового поколения, где ориентир на новые виды деятельности преподавателя приближен к международным характеристикам оценки компетентности преподавательских кадров, определяющих методическую грамотность преподавателя как комплекс научно -исследовательской работы, навыков продуктивной работы в коллективе (в команде) и мастерства преподавания учебных дисциплин [1], [10].

Профессиональная компетентность в дидактике высшей школы рассматривается С.Б. Серяковой как комплексное личностное образование, влияющее на профессиональную аксиосферу специалиста и способствующее его профессионально-личностному развитию и саморазвитию, а также созданию опыта практической профессионально-ориентированной деятельности. Автор конкретизирует некоторые виды деятельности преподавателя в вузе с точки зрения научно-педагогических кадров, включая такие аспекты деятельности как: научно-педагогический, учебно-методический, методико-технологический, воспитательно-организационный и пр. [9].

Компетентностный подход к профессиональной деятельности преподавателя у ряда авторов (И.И. Борисова, Е.Ю. Грудзинская, А.К. Любимов, С.А. Сафонцев, О.Д. Федотова и др.) также выражается в комплексе методических умений, таких как: осуществлять целеполагание в соответствие с требуемыми компетенциями; учитывать индивидуальные и особенные склонности обучаемых в организации различных видов учебной работы; организовывать и управлять групповой проектной деятельностью обучаемых; оценивать познавательные достижения обучаемых в соответствие с компетенциями; организовывать коллективные диалоговые формы обсуждения актуальных вопросов в рамках профиля подготовки обучаемых [6], [8].

Анализируя и обобщая многочисленные исследования в области подготовки будущих педагогов и повышения квалификации педагогических кадров вузов (Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина, З.В. Никонова, И.С. Коновалова, С.В. Попов и др.), можно выделить три уровня реализации методической компетентности преподавателя вуза: адаптивно-профессиональный - уровень профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров высшей школы (процессы адаптации и профессионализации; освоение актуальных знаний в области дидактики высшей школы; формирование методического мышления); нормативно-профессиональный - уровень профессиональной деятельности (учебно-методическая, научно-методическая и организационно-методическая работа преподавателя вуза); профессионально-творческий - уровень профессиональной культуры (профессиональная самореализация, профессиональное творчество, индивидуальная методическая система).

Рассмотрим подробнее особенности методической компетентности преподавателя высшей школы, реализуемой на трех уровнях: адаптивно-профессиональном, нормативно-профессиональном и профессионально-творческом.

Первый уровень методической компетентности (адаптивно-профессиональный) формируется согласно Федеральному государственному образовательному стандарту по направлениям подготовки УГНС 44.00.00 Образование и педагогические науки (уровень магистратуры), в рамках которого подготовка преподавателя высшей школы ориентирована на готовность выпускника к решению методических задач профессиональной деятельности. При этом, методическая компетентность может включать готовность к: разработке учебных программ; проектированию методического обеспечения образовательного процесса; реализации методик, технологий и приемов обучения, анализу результатов процесса их использования и пр. Однако, вариативность основных образовательных программ подготовки магистров не гарантирует комплексной готовности будущего преподавателя вуза к реализации всех методических компонентов профессиональной деятельности. Так, в содержании Основной образовательной программы по профилю магистерской подготовки «Образование взрослых» (реализуется с 2016 г в ПГУ им. Т.Г. Шевченко) рассматриваются следующие профессиональные компетенции: ПК-5 (способен осуществлять методическую поддержку педагогов в процессе проектирования и реализации образовательных программ); ПК-6 (способен проектировать, использовать и оценивать учебно-методические материалы, обеспечивающие реализацию дополнительных образовательных программ взрослых разных категорий). Данные компетенции реализуются в процессе преподавания дисциплин («Социальное обучение взрослых», «Управление профессиональным образованием», «Андрагогика как научная основа образования взрослых»), напрямую не связанных с практикой реализации методических знаний и умений. Однако возможность формирования и развития методической компетентности может быть представлена в рамках отдельного программного модуля «Методическая компетентность преподавателя». Данный модуль включает учебные дисциплины теоретической и практической подготовки потенциального преподавателя высшей школы.

Второй уровень реализации методической компетентности (нормативно-профессиональный) как правило связан с применением совокупности методических знаний, методических и психолого-педагогических умений в профессиональной деятельности, выполнением профессиональных обязанностей согласно нормативным документам образовательной организации, а также способности использовать в учебном процессе вуза современные информационные технологии [7].

Компетентностно-ориентированный характер методической работы преподавателя высшей школы выражается в педагогической деятельности двух видов: учебно-методической (разработка методических материалов, планов

проведения занятий, методических приемов изложения учебной дисциплины) и научно-методической (научное обоснование содержания учебных дисциплин, методов и приемов их преподавания, анализ научно-методических источников с целью совершенствования учебной и обучающей деятельности с высшей школе). Нормативный подход к организации профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава вуза также предполагает три вида деятельности: методическую, научную и воспитательную. Методическая работа, как правило, включает следующие виды: разработка текстов лекций по учебной дисциплине; разработка заданий для дипломного, курсового проектирования и практической работы; написание методических указаний (семинарских занятий, лабораторных работ, самостоятельной работы студентов, курсового и дипломного проектирования); разработка рабочих программ учебных модулей, материалов для программированного контроля, вопросов и тестов для дистанционного обучения, заданий и задач для итоговой формы контроля; разработка и внедрение информационных средств и технических средств обучения в учебный процесс (слайдовых презентаций и видео лекций, электронного учебника); написание учебника, учебного пособия, монографии и пр.

Третий уровень методической компетентности (профессионально-творческий) ориентирован в большей степени на самостоятельную индивидуальную траекторию развития преподавателя как профессионала, владеющего традиционными и нетрадиционными методами и приемами методической деятельности в вузе. Индивидуальная методическая система преподавателя может рассматриваться как личностно-профессиональная модель, включающая комплекс характеристик адаптивно-профессиональной и нормативно-профессиональной методической компетентности. Проектирование индивидуальной методической системы предполагает построение траектории индивидуального развития личности профессионала в системе научно-педагогических отношений, в предварительной разработке ключевых деталей предстоящего взаимодействия с обучаемыми и коллегами (технологические алгоритмы) [3]. Вместе с тем, организационный аспект развития методической компетентности как компонента профессиональной культуры преподавателя вуза может быть представлен такими формами методической работы (на уровне структурного подразделения образовательной организации) как: методический совет, педагогический совет, педагогическая мастерская, методический семинар кафедры, инновационная педагогическая лаборатория, экспериментальная образовательная площадка и пр.

Таким образом, обобщая различные аспекты рассмотрения методической компетентности преподавателя высшей школы, складывается представление о данном понятии как сложном организационно -профессиональном явлении, формирование и развитие которого осуществляется по принципам непрерывного образования, и напрямую зависит от целостности и согласованности структуры и содержания учебно-методической, научно-исследовательской и организационно-воспитательной работы в вузе.

Конфликт интересов Conflict of Interest

Не указан. None declared.

Список литературы / References

1. Беспалько В.П. Качество образования и качество обучения / В.П. Беспалько // Народное образование. - 2017. -№ 3-4. - С. 105-113.

2. Зеер Э.Ф. Проективная дидактика: монография / Э.Ф. Зеер, С.Н. Уткина. - Екатеринбург, 2017. - 131 с.

3. Ильевич Т.П. Проектирование индивидуальной методической системы преподавателя в условиях компетентностного образования / Т.П. Ильевич, Г.Ф. Назарова, А.В. Федоренко // Мир педагогики и психологии. - 2018.

- № 12(29). - С. 100-107.

4. Кларин М.В. Образовательные модели, проекты и программы в контексте конструктивно-технической функции дидактики / М.В. Кларин, И.М. Осмоловская // Педагогический журнал Башкортостана. - 2015. - № 6 (61). - С. 94-100.

5. Логинова С.Л. Методическая работа и методическая деятельность преподавателя вуза / С.Л. Логинова // Вестник МГОУ. Серия Педагогика. - 2015. - № 2. - С. 146-152.

6. Любимов А.К. Внедрение проектно-ориентированных методов в практику обучения в высшей школе: методическое пособие / А.К. Любимов, И.И. Борисова, Е.Ю. Грудзинская [и др.]. - Нижний Новгород: Издательство НГУ им. Н.И. Лобачевского, 2015. - 180 с.

7. Никонова З.В. Компетентностный подход в подготовке кадров высшей квалификации / З.В. Никонова // Aspectus.

- № 1. - 2014. - С. 70-75.

8. Сафонцев С.А. Технологии разработки проектных заданий для психолого-педагогического образования: монография / С.А. Сафонцев, О.Д. Федотова. - Ростов-н/Д.: Издательство ЮФУ, 2014. - 168 с.

9. Серякова С.Б. О развитии профессиональной компетентности педагога высшей школы / С.Б. Серякова // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: сборник трудов конференции. - М.: МАНПО, 2018. - С. 207-210.

10. Серякова С.Б. Психолого-педагогические условия формирования управленческой компетентности будущих педагогов в дополнительном профессиональном образовании / С.Б. Серякова, Г.В. Никитовская // Вестник Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. -2018. - № 33 (52). - С. 72-79.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Bespal'ko V.P. Kachestvo obrazovaniya i kachestvo obucheniya [The quality of education and the quality of training] / V.P. Bespal'ko // Narodnoye obrazovaniye [Public Education]. - 2017. - No. 3-4. - P.105-113. [in Russian]

2. Zeyer E.F. Proyektivnaya didaktika: monografiya [Projective didactics: monograph] / E.F. Zeyer, S.N. Utkina. -Yekaterinburg, 2017. - 131 p. [in Russian]

3. Il'yevich T.P. Proyektirovaniye individual'noy metodicheskoy sistemy prepodavatelya v usloviyakh kompetentnostnogo

115

obrazovaniya [Designing an individual methodological system of a teacher in a competency-based education] / T.P. Il'yevich, G.F. Nazarova, A.V. Fedorenko // Mir pedagogiki i psikhologii [World of pedagogy and psychology]. - 2018. - No. 12(29). - P. 100-107. [in Russian]

4. Klarin M.V. Obrazovatel'nyye modeli, proyekty i programmy v kontekste konstruktivno-tekhnicheskoy funktsii didaktiki [Educational models, projects and programs in the context of the constructive and technical function of didactics] / M.V. Klarin, I.M. Osmolovskaya // Pedagogicheskiy zhurnal Bashkortostana [Pedagogical journal of Bashkortostan]. - 2015. - No. 6 (61). -P. 94-100. [in Russian]

5. Loginova S.L. Metodicheskaya rabota i metodicheskaya deyatel'nost' prepodavatelya vuza [Methodical work and methodological activity of a university teacher] / S.L. Loginova // Vestnik MGOU. Seriya Pedagogika [Bulletin of the Moscow State Educational Institution. Series Pedagogy.]. - 2015. - No. 2. - P. 146-152. [in Russian]

6. Lyubimov A.K. Vnedreniye proyektno-oriyentirovannykh metodov v praktiku obucheniya v vysshey shkole: metodicheskoye posobiye [The introduction of project-oriented methods in the practice of teaching in higher education: a methodological manual] / A.K. Lyubimov, I.I. Borisova, Ye.Yu. Grudzinskaya et al.. - Nizhniy Novgorod: Publishing House of NSU. N.I. Lobachevsky, 2015. - 180 p. [in Russian]

7. Nikonova Z.V. Kompetentnostnyy podkhod v podgotovke kadrov vysshey kvalifikatsii [Competence approach in the training of highly qualified personnel] / Z.V. Nikonova // Aspectus. - No. 1. - 2014. - P. 70-75. [in Russian]

8. Safontsev S.A. Tekhnologii razrabotki proyektnykh zadaniy dlya psikhologo-pedagogicheskogo obrazovaniya: monografiya [Technologies for the development of design tasks for psychological and pedagogical education: monograph] / S.A. Safontsev, O.D. Fedotova. - Rostov-n/D.: Publishing house of SFU, 2014. - 168 p. [in Russian]

9. Seryakova S.B. O razvitii professional'noy kompetentnosti pedagoga vysshey shkoly [On the development of professional competence of a higher education teacher] / S.B. Seryakova // Professionalizm pedagoga: sushchnost', soderzhaniye, perspektivy razvitiya: sbornik trudov konferentsii [Professionalism of the teacher: essence, content, development prospects: conference proceedings]. - M.: IANPO, 2018. - P. 207-210. [in Russian]

10. Seryakova S.B. Psikhologo-pedagogicheskiye usloviya formirovaniya upravlencheskoy kompetentnosti budushchikh pedagogov v dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii [Psychological and pedagogical conditions for the formation of managerial competence of future teachers in additional professional education] / S.B. Seryakova, G.V. Nikitovskaya // Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.G. i N.G. Stoletovykh [Bulletin of Vladimir State University Alexander G. and Nikolai G. Stoletovs]. -2018. - No. 33 (52). - P. 72-79. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.