LH
s ^
о
LH
< et
LH
* * *
Horo, осознанного и зрелого отношения к изучению предметов в вузе - не была достигнута, К сожалению, невозможно сказать, что эта проблема решена и в настоящее время.
Заимствование и неразумное внедрение данной системы в российское образование может привести к постепенному разрушению российской национальной образовательной системы, которая основана на совершенно иных принципах. В частности, высокие требования к образовательному стандарту, фундаментальность знания и его гуманитарная основа всегда составляли суть российского образования. Калькирование чужеродной системы, эффективность которой остается под вопросом и в основе которой лежат противоречащие нашему мировоззрению принципы, может разрушить существующую и складывавшуюся в течение долгого исторического процесса российскую систему образования, о достоинствах которой говорить излишне.
Литература:
1. Груздев М.В., Тарханова И.Ю, Подходы к реализации модели "¡íbera! arts and sciences" в педагогическом образовании // Ярославский педагоги чсс кий е ест ни iv- 20]0. - N"6 [Электронный ресурс!, - Режим доступа: https://cyberjeninka.rU/article/n/ pod hody-k-rea liza tsii-modeli-li beral-arts-and-sciences-v-pedagogicheskom-obrazovanii (дата обращения: 07.02.2020).
2. Илюшин Л.С., Азбель A.A., Фрис М.Д. Под готов ка российских школьников к модели образования Artes Liberales // КПЖ. - 2019. - №1 (132) [Элек-грЩжый ресурс]. - Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/art icle/n/podgotovka-rossiyskih-shkolnikov-k-modeÜ-obrazovaniya-artes-liberales (дата обращения: 22.04.2020) .22.04.220).
3. Кудрин Алексей Леонидович Свободные искусства и науки в системе российского университетского образования // вопросы образования. -2015. - №4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/articie/n/svobodnye-iskusstva-i-nauki-v-sisteme-rossiyskogo-universitetskogo-obrazovaniya (дата обращения: 07.022020).
4. Ben -David J. American Higher Education. Directions Oid and New. - New York: McGraw-Hill Book Company, 1972.- 137c.
5. Bok D, Universities and the Future of America. -Durham and London: Duke University Press, 1990. -136 c.
6. Conant J, B. The Citadel of Learning. - New Haven: Yale University Press; London: Geoffrey Cumber lege; Oxford University Press, 1956. - 79 c.
7. Cooke M. L. Academic and industrial Efficiency. A Report to the Carnegie Foundation for the Advancement of Teaching, Bulletin № 5. New York, 1910,-134 c.
8. Cowley W.H., D. Williams. International and Historical Roots of American Higher Education. -New York, London: Garland Publishing, Inc, 1991. -231 С
9. Delbanco A, College. What It Was, Is, and Should Be. - Berlin, Boston: Princeton University Press, 2014 [Электронный ресурс). - Режим доступа: http:// www.degruyter.com.lprx.bates.edu/view/product/ 465840 (дата обращения: 11.08. 2016)
10. Elexner A. The American college; a Criticism. -New York, 1908.-237 c.
11. Reuben J. A. The Making of the Modern University. Intellectual Transformation and the Marginalization of Morality. - Chicago and London: The University of Chicago Press, 1996. - 363 c,
12. Theiin J. R. A History of American Higher Education. - Baltimore and London: The John Hopkins University Press, 2004. - 421 c,
13. Zoch P. A. Doomed to Fail. The Built-in Defects of American Education.-Chicago: IvanR. Dee,2004, -327 c.
METHODOLOGICAL COMPETENCE AS A BASIC COMPONENT OF FOREIGN LANGUAGE TEACHER TRAINING Lubyanova Marina A/ekseema, PhD of Pedagogical science, Associate Professor Zobtaryova Mariya Andreevna, Undergraduate student Southern Federal University, Rostov-on-Don
The article discusses the results of study methodological competence of a foreign language teacher. As a result of the analysis of research literature, we have given a universal definition of methodological competence, revealed essence, theoretical and methodological foundations, structure and levels of manifestation in the practice of a foreign language teacher are revealed. We also conducted an analysis of the components of the methodological training of a foreign language teacher and considered their correlation with the components of methodological competence.
Keywords: competence; methodological competence; structure of the methodological competence; levels of the methodological competence; a foreign language teacher.
DOI 10.24923/2222-243X.2020-35.57
УДК 378 МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК БАЗОВАЯ
ВАК РФ 13.00.02 СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
©Лубянова М.А., 2020 В данной сга тье рассма триваются реэуль га ты исследования ме тодической
Ф Золотарева М.А., 2020 компетентности как одной из важных составляющих подготовки учителя ино
странного языка. в результате анализа научно-исследовательской литературы дано универсальное определение методической компетентности, раскры та ее сущность, теоретико-методологические основы, структура и уровни проявления в профессиональной деятельности учителя иностранного языка, В статье представлен анализ компонентов методической подготовки учителя иностранного языка и соотнесение их с компонентами методической компетентности.
Ключевые слова: компетентность; методическая компетентность; структура методической компетентности;уровни методической компетентности;учитель иностранного языка.
Современным процесс образования в России все больше приобретает черты мировой образовательной системы, в рамках которой образовательная деятельность регламентируется международными стандартами и требованиями. Одной из актуальных проблем е образовании на сегодняшний день является определение степени готовности и способности будущего специалиста к решению разнообразных профессиональных задач. Поэтому и к профессии учителя иностранного языка с каждым годом предъявляется все больше новых требований, согласно которым необходимо обладать целым набором профессиональных компетенций.
К таким требованиям относится и овладение методической компетентностью. Согласно инновационной образовательной модели уровень развития профессиональной методической компетентности является показателем качества подготовки современного выпускника вуза.
Бесспорным остается тот факт, что современный компетентный учитель иностранного языка должен не просто владеть высоким уровнем знаний в своей области, а иметь навыки для реализации наиболее эффективной педагогической деятельности в различных образовательных условиях согласно типу образовательного учреждения. По мнению A.B. Дубакова, основы методической компетентности учителя иностранного языка закладываются "прочным методическим фундаментом" в рамках обучения в вузе при приобретении им основных знаний, умений и навыков [2].
Целью нашего исследования стало определение условий формирования профессиональной методической компетентности учителя иностранного языка. Новизна проведенного нами исследования состоит в системном, структурированном представлении различных подходов к изучению профессиональной методической компетентности, а также в разработке универсального определения методической компетентности учителя иностранного языка. Рассмотрение данного понятия невозможно без обращения к профессиональной компетентности учителя иностранного языка, уточнения определений методической компетентности, а также рассмотрения ее структуры и компонентов.
Согласно цели нашего исследования были сформулированы следующие задачи: 1) изучить и проанализировать зарубежную и отечественную психолого-педагогическуюлитературу по исследованию профессиональной методической компетентности будущих учителей иностранного языка; 2) исследовать методику формирования и развития профессиональной методической компетентности будущих учителей иностранного языка; 3) составить и апробировать методические рекомендации по формированию и развитию профессиональной методической компетентности будущих учителей иностранного языка.
ЛУБЯНОВА Марина Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент
ЗОЛОТАРЕВА Мария Ащреевна, магистрант
Южный федеральный
университет,
Рос тов -на -Дону
К основным методам исследования относятся:
- теоретические, включающие теоретический анализ научных исследований в зарубежной и отечественной литературе по проблеме развития профессиональной методической компетентности будущих учителей иностранного языка;
- методы сбора эмпирических данных {наблюдение, анкетирование, опрос); методы количественной обработки и качественного анализа полученных данных;
- метод опытного обучения.
6 данной статье мы представим результаты подготовительного этапа исследования, которые включают теоретический анализ проблемы исследования, изучение структуры методической компетентности и условия формирования методической компетентности будущих учителей иностранного языка.
Нами было выявлено, что компетентност-ный подход подразумевает целый ряд особенностей, которые необходимо учитывать при работе над дидактической основой процесса обучения, В исследованиях Е.Ю, Никитиной, О.Ю. Афанасьевой и М. Г. Федотовой также отмечается важность дидактических основ в методической составляющей педагогической деятельности. В их работе "Методическая компетенция будущего учителя иностранного языка" подчеркивается особое место методики обучения иностранному языку среди остальных педагогических наук, так как "она одновременно воспринимается и как наука, отражающая закономерности и принципы обучения иностранного языка, и как искусство, которое предполагает овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками на уровне мастерства, основу которого составляет творчество" [10].
В исследованиях Т.С, Дубровиной методические основы рассматриваются как отдельный вид дидактической компетенции, владение которой предполагает наличие определенных психолого-педзгогических знаний, профессиональных педагогических умений и навыков в осуществлении педагогической деятельности, что позволяет учителю иностранного языка разработать собственную эффективную технологию обучения и выработать собственный педагогический стиль. Данная мысл ь обусл о влена тем, что система современного образования зачастую ставит учителя в ситуацию многозадачности, в которой необходимо осуществлять поиск новой педагогической парадигмы, методических средств, пе-
рестройку личностной ценностно-смысловой сферы [3|.
В трудах A.M. Галимовой методическая компетентность учителя иностранного языка понимается как сложное комплексное явление, сочетающее в себе основы дидактической подготовки в виде базовых знаний в области педагогической деятельности, педагогических умений и навыков, необходимых для успешной реализации обучения иностранному языку, а также индивидуально-личностные особенности самого учителя [1),
В работе О.Н. Игны "Структура и содержание методической компетентности учителя иностранного языка" методическая компетентность рассматривается как результат специальной психологической, педагогической и предметной подготовки с использованием личного профессионального и исследовательского опыта. Также описываются исследования, в которых профессиональная и методическая компетентность отождествляются. Объясняется это тем, что реализация методической компетентности осуществляется при актуализации всех профессиональных умений и навыков из языковых, психолого-педагогических и других смежных областей знаний, направленных на решение какой-либо методической задачи [4].
На основе собственных исследований методической компетентности учителя иностранного языка А. В. Дуба ко в под методической компетентностью понимает комплекс педагогических знаний и умений, которые определяют степень готовности будущего учителя осуществлять методическую деятельность в процессе обучения иностранному языку [2].
В исследованиях А. А. Люботинского методическая компетентность также рассматривается как составляющая профессиональной компетентности учителя иностранного языка, которая реализуется в "способности и готовности самостоятельно решать методические задачи и проблемы в ходе их профессиональной деятельности" [8].
Таким образом, основываясь на определениях других исследователей, мы можем сформулировать определение методической компетентности учителя иностранного языка, под которой в данной работе мы будем понимать сложное структурное образование, состоящее из базовых и индивидуально-профессиональ-ных педагогических знаний,умений и навыков, полученных в ходе основного и дополнительного профессионального образования для реализацииэффективного процесса обучения других субъектов педагогической деятельное-
ти иностранному языку в условиях образовательных учреждений различного типа.
Анализ исследовательских работ А. В. Ду-бакова, О. Н. Игны, М, А. Лубяновой, А. И. Лень-шина и др. по вопросу изучения методической компетентности учителя иностранного языка позволяет выделить такие ее компоненты:
- гностический, в который входят знания, умения в области теории и методики преподавания иностранного языка; владение профессиональной терминологией; использование в профессиональной деятельности новейших психолого-педагогических технологий и т.д.;
- аналитический, подразумевающий способность анализировать, планировать и осуществлять педагогическую деятельность по обучению иностранным языкам; умение использовать подходящие педагогические технологии согласно типу образовательного учреждения, работа над ошибками в личной профессиональной деятельности;
- проектировочный-позволяет эффективно планировать уроки иностранного языка, внеурочные мероприятия воспитательного и образовательного характера с учетом современных педагогических технологий и использованием новейших технических средств для обучения;
- профессионально-коммуникативный -подразумевает использование лингвистических средств в различных ситуациях педагогической деятельности для наиболее эффективного обучения иностранному языку;
- информационно-коммуникативный - позволяет рационально использовать информационные средства в процессе обучения иностранному языку, а также самостоятельно разрабатывать методы информационной поддержки для достижения наибольших результатов в педагогической деятельности;
- инновационный - обязательный компонент в условиях непрерывной модернизации процесса обучения; позволяет из множества современных новаторских методов выбирать наиболее эффективные, критически оценивать их и использовать в своей педагогической практике;
- научно-исследовательский компонент позволяет учителю реализовывать свой исследовательский потенциал и представлять его в виде различных трудов с результатами собственной научно-педагогической деятельности;
- рефлексивный - позволяет учителю иностранного языка критически оценивать свою работу и результаты педагогической деятельности; продуктивно использовать критику коллег и корректировать дальнейшую работу.
Перечисленные компоненты методической компетентности учителя иностранного языка раскрыты в общем плане. Они могут видоизменяться и расширяться в зависимости от условий реализации образовательной деятельности, а также от типа учебного заведения и личностных особенностей субъектов педагогической деятельности, включенных в процесс обучения иностранному языку (пол, возраст, функциональные особенности и т.д.). Данный перечень был взят за основу в разработке программы по формированию и развитию профессиональной методической компетентности будущих учителей иностранного языка.
В педагогических исследованиях по вопросу методической компетентности большинство ученых выделяют множество этапов развития методической компетентности учителя иностранного языка. 8 своем исследовании мы опирались на структуру, представленную в работе О. Н. Игна:
- интуитивный - начальный уровень;
-теоретический - наличие общих знаний о
педагогическом процессе, владение категориальным аппаратом;
- квазипрофессиональный - использование теоретических педагогических знаний на практике в процессе обучения;
- профессиональный координируемый -вхождение в профессию под руководством более опытных коллег;
- профессиональный - самостоятельная реализация своего профессионального потенциала, ведение педагогической деятельности с использованием специальных технологий обучения, умений и навыков, полученных в ходе обучения;
- научно-методический - осуществление научной деятельности а рамках профессионального педагогического опыта; разработка методического инструментария и новейших педагогических образовательных технологий [4]
В данной работе мы рассмотрим возможности реализации квазипрофессионального или учебно-практического (М.А. Лубянова) этапа формирования методической компетентности учителя иностранного языка. Исследование проводится на базе ЮФУ магистрантами 2 года обучения в рамках курса "Методика преподавания иностранных языков в образова-
ш S
О ш
<
С[ ш
# * *
276
тельных организациях различного уровня под руководством доц. М.А. Лубяновой.
Условия проведения исследования - практические занятия по дисциплине "Методика обучения иностранному языку" для студентов 4 курса уровня образования - прикладной бакалавриат.
Целью проведения данного этапа исследования является изучение профессиональной ролевой игры как средства формирования и развития комплексной практической методической компетентности будущих учителей иностранного языка
Целью проведения учебно-практического этапа опытного обучения студентов бакалавриата является формирование практических методических компетенций в опоре на теоретические и практические знания, полученные студентами к курсе лекций по педагогике, методике и практических занятий по иностранному языку.
Основной метод обучения - ролевая профессиональная игра, под которой мы понимаем способ реализации деятельностного подхода, направленный на формирование межкомпетентностных теоретико-практических профессиональных связей в области преподавания иностранных языков 15; 7].
Задачи учебно-практического этапа - формирование комплексных теоретико-практи-ческих методических компетенций в области планирования, организации, проведения и анализа учебной деятельности учителя иностранного языка.
Участники профессиональной игры - "учитель" и "обучаемые".
Содержание профессиональной ролевой игры - формирование иноязычной коммуникативной компетенции на материале школьного курса обучения иностранному языку на разных возрастных этапах.
Методическое обеспечение - учебники по методике обучения иностранному языку; программы для общеобразовательных учреждений; учебно-методические комплексы по иностранному языку разных авторов для всех этапов обучения.
Формы контроля учебной ролевой деятельности - обсуждение и анализ проведенного этапа урока в группе, формирование методического портфолио.
Оценка учебно-профессиональной деятельности студента является комплексной и осуществляется на основе результатов анализа и самоанализа по трем критериям:
- методическим - планирование и подготовка дидактического материала (презентация, раздаточный материал и др.);
- дидактический - организация работы в "классе" в различных формах {хоровая, индивидуальная, парная и др.);
-лингвистический - грамотность речи "учителя" на иностранном языке.
Результаты самостоятельного планирования также представлены в Методическом портфолио студента, которое включает в себя:
- тематический план;
- развернутый план-конспект урока;
- конспекты фрагментов урока по формированию языковых и речевых компетенций;
- рефлексия проведенной учебно-практи-ческой деятельности.
Поскольку практическая методическая компетентность учителя иностранного языка является комплексной и аккумулирует знания и умения в области нескольких дисциплин, от преподавателя также требуется высокая квалификация и компетентность в области не только методики, но также педагогики и лингвистики.
Кроме того, при организации обучения по курсу методики, роль преподавателя меняется на разных этапах.
• На первом этапе подготовки специалиста преподаватель читает курс лекций, закладывая теоретическую основу методической профессиональной компетентности.
■ На этапе практических занятий он становится организатором, модератором и участником, дающим конечную объективную оценку проведенной учебно-профессиональной ролевой игре.
Таким образом, проведенные теоретические исследования понятий "методическая компетентность" и "методическая компетенция" позволили уточнить разницу в значении терминов, а также показать комплексность структуры методической компетентности, представить этапы ее развития.
Исследование процесса обучения студентов-бакалавров подтвердило комплексный характер методической компетентности. Наблюдение за процессом обучения будущих учителей иностранного языка позволило проанализировать методику работы преподавателя, а также особенности использования профессиональной ролевой игры как средства формирования методической компетентности учителя иностранного языка, структуру ее организации, проведения и контроля результатов.
Литература:
1. Галимова A.M., Рассказов Ф.Д. Специфика методической компетентности учителей иностранного языка // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2017. - Т. 2. - N4. - С. 2% 24.
2. Дуба ков Л.В. Развитие методической компетентности учителя иностранного языка в условиях дистанционного курса повышения квалификаций // Общество: социология, психология, педагогика, -2018.- №4. - С. 94-98.
3. Дубровина Т.С. К вопросу о профессиональной компетентности будущих учителей иностранных языков // Молодой ученый. - 2011. - №4. Т.2. - С. 86-89.
4. Игна О.Н. Структура и содержание методической компетентности учители иностранного языка//Ярославский педагогический вестник.-2010, - Т. 2, - № 1, - С. 90-94.
5. Золотарева МЛ, Лубяиова М.А. Структурный подход к формированию профессиональной методической компетентности учителя иностран-
ного языка. // Человек. Социум. Общество. - 2019. -С. 37-41.
6. Леньшин А. И. О профессиональной компетентности учителя//Молодой ученый.- 2009. - №10. -С. 362-364.
/. Лубяноеа М.А. Методическое портфолио как средство развитая профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка. // Известия ЮФУ. Филологические науки. - 2018. -№1 ,-С. 214-224
8. Люботинский A.A., Трубицина О.И, Формирование методической компетентности у будущих учителей иностранного языка // Научное мнение. -- 2015. - №12-2. - С, 88-92.
9. Милованова YM, Сырецкая S.A. Компетентное' тная направленность обучения иностранным языкам в вузе // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2014. N"2. С, 63-67.
10. Никитина Е.Ю., Афанасьева О.Ю., ФедотоваМ,Г. Методическая компетенция будущего учителя иностранного языка// Вестник ЧГПУ. 3013. №13. -С. 54-65.
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ANALYSIS AND SYNTHESIS OF THE BACHELOR'S PHYSICAL EDUCATION SYSTEM IN HIGHER EDUCA TION INSTITUTIONS
Martirosova Tatyana Aleksandrovna, DSc of Pedagogical sciences, Associate Professor, Siberian State University of Science and Technology named after M.F, Reshetnev; Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, Krasnoyarsk
Yackov'skay Lubov Nikolaevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Siberian State University of Science and Technology named after M.F. Reshetnev, Krasnoyarsk
Evsyukova Klara Mikhaibvna, Associate Professor, Siberian State University of Science and Technology named after M.F, Reshetnev, Krasnoyarsk
Currently, there is an awareness of the self-worth and uniqueness of human individuality in any field of activity, including in the field of physical culture and sports. During the period of further democratization and humanization of society, there is a need for a holistic, education of the individual, characterized by the presence of a complex of socially significant features. Physical culture and sport are considered as a product of individual development and integration of the individual, in this regard, the strategic task of formation of physical culture of bachelors in the universities of Russia is the development of the younger generation the core values that strengthen physical health in combination with mental development, increase efficiency and adaptation to modem conditions of life.
Keywords: bachelor's degree; physical culture; physical education; physical fitness; physical development; healthy lifestyle.
DOI 10.24923/2222-243X.2020-35.S8
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СИСТЕМЫ ФИЗКУЛЬ ТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАКАЛАВРОВ В ВУЗАХ
в настоящее время происходит осознание самоценности и неповторимости человеческой индивидуальности в любой сфере деятельности, в том числе, ив сфере физической культуры и спорта. В период дальнейшей демократизации и гуманизации общества возникае т потребность в целостном воспитании личности, характеризующейся наличием комплекса социально значимых черт. Физическую культуру и спорт рассматривают как продукт развития индивида и интегрирования личности. В связи с этим, стратегической задачей форми рования физической куль гуры бакалавров в вузах России выступает освоение молодым поколением основных ценностей, обеспечивающих укрепление физического здоровья в сочетании с умственным развитием, повышение работоспособности и адаптации организма в современных условиях жизнедеятельности.
Ключевые слова: бакалавр; физическая культура; физкультурное образование; физическая подготовленность; физическое развитие; здоровый образ жизни.
УДК 378.1 ВАК РФ 13.00.04
& Мартиросова ГА, 2020 ОЯцковскаяЛ.Н., 2020 0 Евсюкова K.M., 2020