Научная статья на тему 'Метод внутривенного введения стафилококкового токсина взрослым кошкам при изучении пищевых отравлений'

Метод внутривенного введения стафилококкового токсина взрослым кошкам при изучении пищевых отравлений Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод внутривенного введения стафилококкового токсина взрослым кошкам при изучении пищевых отравлений»

и отдаленной точки ясного люминесцентного света

4-й опыт 5-й опыт Средняя амплитуда

до работы после работы до работы после работы до работы после работы

ясного зрения

27,5-42,0 14,5 22,5-47,5 25,0 16,5-30 13,5 20-50,5 30,5 14,2 26,4

ясного зрения

66,5-72,5 6,0 54,5-66 11,5 60-67 7,0 50,5-64 13,5 5,3 10,4

ла, причем у «устойчивых» испытуемых Д и Ш. оно выражено менее резко, чем у «неустойчивой» испытуемой Л.

Чтобы перевести эти величины сужения в относительные показатели, мы, приняв величину сужения бинокулярной области аккомодации при 50 лк равной 100%, рассчитали, насколько она изменяется при остальных уровнях освещенности. Эти изменения показаны на рис. 3.

Из приведенных на рис. 3 кривых видно, что у всех испытуемых наблюдается уменьшение утомления зрения по мере увеличения уровней освещенности люминесцентным светом. Это обстоятельство дает нам право лишний раз подчеркнуть, что метод глазной эргографии является чувствительным показателем для оценки утомления зрения. Вместе с тем при анализе этих кривых обращает на себя внимание, что у двух «устойчивых» испытуемых Ш. и Д. в пределах до 600 лк имеет место заметное уменьшение утомления зрения и что дальнейшее увеличение освещенности изменяет его уже незначительно. У «неустойчивой» же испытуемой Л. утомление зрения снижается значительно и после 600 лк.

Таким образом, на основе наших исследований можно притти к заключению, что для рабочих операций, связанных с большим зрительным напряжением (ручной и машинный набор, обработка мелких деталей на станках и пр.), следует создавать при люминесцентном освещении на рабочих поверхностях освещенность не менее 600 лк.

-А- « «

А. И. Столмакова

Метод внутривенного введения стафилококкового токсина взрослым кошкам при изучении пищевых отравлений1

Из кафедры общей гигиены Львовского медицинского института

Отсутствие надежного метода установления энтеротоксических штаммов стафилококков часто лишает практических санитарных врачей возможности давать заключения об этиологической роли стафилококков при пищевых отравлениях. Однако дальнейшая разработка методов диферен-циации энтеротоксических штаммов стафилококков будет иметь значение

1 Работа доложена на объединенном заседании Львовского научного общества гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов 23.XI. 1949 г. и на 1-й межобластной научной конференции санитарных врачей и гигиенистов 2.ХП.1949 г. во Львове.

не только для диагностики стафилококковых интоксикаций. Многие вопросы профилактики пищевых отравлений стафилококковой природы связаны с необходимостью располагать надежным методом обнаружения патогенных стафилококков, обладающих энтеротоксическими свойствами. В связи с этим в данной работе мы поставили перед собой задачу проверить существующие «тесты патогенности» и разработать эффективный метод диференциации энтеротоксических штаммов стафилококков.

Были испытаны следующие тесты: реакция гемолиза, реакция плаз-мокоагуляции, ферментация маннита, образование золотистого пигмента на фиолетовом агаре Чепмена, биологические пробы на мышах и на котятах. При этом изучению подвергалось 170 штаммов стафилококков, выделенных из пищевых продуктов, с рук и из зева работников пищевых предприятий, с оборудования и инвентаря кухонь, а также штаммы, выделенные из гнойных очагов.

Наименее пригодной оказалась реакция гемолиза, ибо из 22 штаммов стафилококков, вызвавших энтерит у котят, 4 штамма не дали гемолиза человеческой крови.

С другой стороны, не все гемолитические штаммы обладают энтеротоксическими свойствами. По нашим данным энтеротоксическими (в пробах на котятях) оказались 51% всех гемолитических штаммов стафилококков.

Следует также учесть свойство некоторых стафилококков утрачивать способность вызывать гемолиз эритроцитов, в то время как энтеро-токсические свойства могут сохраняться. Так, 9 штаммов стафилококков, вызвавших пищевое отравление, после хранения в лаборатории более года утратили способность к гемолизу, а вместе с тем фильтраты бульонных культур были энтеротоксическими.

Результаты реакции коагулирования плазмы крови приближаются к биологическим пробам на котятах. Из 22 культур стафилококков с выявленными (в опытах на котятах) токсигенными свойствами только-3 штамма оказались коагулязоотрицательными.

Реакция ферментации маннита не может быть использована как надежный тест для идентификации токсигенных штаммов, ибо лишь 79% маннитположительных штаммов оказались энтеротоксическими.

Фиолетовая реакция (по Чепмену) также не может быть рекомендована, так как золотистый или темнофиолетовый рост на агаре характерен и для штаммов, не вызывающих энтерита у котят. Кроме того, в наших опытах повторные посевы не давали совпадающих результатов.

Не могут быть использованы для диференциации энтеротоксических штаммов и опыты на мышах. На мышах испытывалось: а) введение per os молока, зараженного суточной культурой стафилококка; б) введение внутрибрюшинно молочных культур стафилококка разного возраста; в) введение внутрибрюшинно суточной взвеси стафилококка в физиологическом растворе в количестве 2 млрд. микробных тел в 1 мл; г) введение под кожу суточной взвеси стафилококков в физиологическом растворе; д) внутрибрюшинное введение фильтрата бульонных культур стафилококков, выращенных в атмосфере углекислоты. Оказалось, что мыши не реагировали на энтеральное введение энтеротоксических штаммов. Внутрибрюшинное введение живых культур вызывало гибель мышей, однако этот эффект выявлен лишь у 8 из 22 энтеротоксических штаммов стафилококка. Кожные реакции у мышей при подкожном введении были положительными лишь для некоторых энтеротоксических культур.

Не увенчалась также успехом попытка использования молодых мышей (весом до 10 г) для диагностики энтеротоксических штаммов стафилококка. При внутрибрюшинном введении фильтратов бульонных культур стафилококков половина мышей погибла, но этот эффект не был постоянным для одних и тех же энтеротоксических штаммов.

Наиболее чувствительными оказались котята весом от 150 до 800 г. При скармливании молочной или бульонной суточной культуры стафилококка у котят через 30 минут— l'/г—2 часа появлялся понос, иногда наблюдалась рвота.

Эти явления со стороны желудочно-кишечного тракта у котят дали все штаммы, вызвавшие пищевые отравления у людей. Такой же эффект у котят дают пищевые продукты, зараженные культурой стафилококка, выделенного при пищевых отравлениях.

Для опытов могут быть использованы только здоровые котята после предварительного, хотя бы в течение суток наблюдения за ними, так как у котят часто бывают поносы, связанные с эпизоотиями. Ввиду этого было решено для диференциации энтеротоксических штаммов испытать внутривенное введение стафилококкового токсина взрослым кошкам.

Мы пользовались фильтратами бульонных культур стафилококков, выращенных при повышенном содержании углекислоты. На третьи сутки бульон фильтровали и фильтрат вводили внутривенно кошкам из расчета 2—3 мл на 1 кг веса животного.

Перед введением для обезвреживания летального фактора фильтрат подвергался 30-минутному прогреванию на кипящей водяной бане. При введении кошкам непрогретых фильтратов животные гибнут через 24—48 часов.

Кошку без анестезии привязывали неподвижно к доске. Фильтрат вводили в бедренную вену выше колена. Введение фильтратов при глубоко расположенных венах осуществлялось после предварительного препарирования кожи. Во время опыта соблюдалась стерильность.

В случае введения фильтратов бульонных культур стафилококков, обладающих энтеротоксическими свойствами, у кошки появлялась рвота и понос. Эти явления возникали обычно через 15—30 минут после введения фильтрата и редко в более поздний период (через 1—l'/г—2 часа).

Для испытания метода внутривенного введения стафилококкового токсина нами были .использованы 64 взрослых кошки весом от 1,5 до 3,5 кг. Из 170 изучаемых культур 29 при внутривенном введении фильтратов взрослым кошкам вызвали рвоту и понос. Все штаммы, послужившие причиной пищевых отравлений, дали такой же эффект. При этом частота находок энтеротоксических штаммов оказалась выше, чем в опытах скармливания котятам.

Следует отметить, что из 170 культур стафилококков было выделено 46 коагулязоположительных штаммов, из которых только 29 оказались энтеротоксическими (в опытах на взрослых кошках).

Таким образом, не все коагулязоположительные штаммы стафилококков обладают энтеротоксическими свойствами.

Выводы

1. Штаммы стафилококков, выделенные при пищевых отравлениях, следует обязательно подвергать изучению.

2. Котята являются чувствительными животными для обнаружения токсигенных штаммов стафилококков.

3. Метод внутривенного введения взрослым кошкам фильтратов бульонных культур стафилококков с целью диференциации энтеротоксических штаммов следует считать весьма эффективным.

-¿г Ъ -¡V

4 Гигиена и санитария, № 1*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.