Научная статья на тему 'Метод свободного воспитания М. Монтессори'

Метод свободного воспитания М. Монтессори Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1483
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. МОНТЕССОРИ / СПОСОБНОСТЬ РЕБЕНКА / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПОЛГОТОВЛЕННАЯ СРЕДА / НАБЛЮДЕНИЕ / МЕТОД / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / УЧИТЕЛЬ / МАТЕРИАЛЫ / M. MONTESSORI / CHILD'S ABILITY / ENVIRONMENT / PEDAGOGICAL SYSTEM / PREPARED ENVIRONMENT / OBSERVATION / METHOD / EDUCATIONAL MODEL / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT / TEACHER / MATERIALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чиркова Вера Михайловна

Статья посвящена известному ученому-исследователю, психиатру и психологу, опытному детскому врачу и философу М. Монтессори. В свое время она явилась новатором и подвижником новых гуманистических идей, создателем нового метода обучения детей младшего возраста, который подчеркивает развитие собственной инициативы и естественных способностей ребенка, особенно посредством практических игр. Этот метод позволяет детям развиваться в своем собственном темпе и дает возможность учителям по-новому понять ребенка, помочь ему не зацикливаться на одном, а гармонично развиваться, чувствуя опору и поддержку со стороны взрослого человека. Автор рассматривает теоретические основы педагогики М. Монтессори, отмечая тот факт, что в различные временные периоды о педагогической системе Монтессори в России и в других странах высказывались разные суждения от абсолютно положительных до крайне негативных. В статье представлена общая характеристика содержания и средств обучения в системе М. Монтессори, которые можно представить в виде двух основных постулатов. Первый из них заключается в том, что дети занимаются психологическим самосозданием посредством свободного взаимодействия с окружающей средой. Во-вторых, дети, особенно в возрасте до шести лет, имеют врожденный путь психологического развития. Основываясь на своих наблюдениях, Монтессори считала, что дети, которые могут свободно действовать в среде, подготовленной в соответствии с ее моделью, будут совершать необходимые действия для оптимального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF FREE EDUCATION M. MONTESSORI

The article is dedicated to the well-known research scientist, psychiatrist and psychologist, experienced pediatrician and philosopher M. Montessori. At one time, she was an innovator and a devotee of new humanistic ideas, the creator of a new method of teaching young children, which emphasizes the development of a child’s own initiative and natural abilities, especially through practical games. This method allows children to develop at their own pace and enables teachers to understand the child in a new way, to help him not to focus on one thing, but to develop harmoniously, feeling supported of adult person. The author examines the theoretical foundations of the pedagogy of M. Montessori, noting the fact that in different time periods about the pedagogical system of Montessori in Russia and in other countries different opinions were expressed from absolutely positive to extremely negative. The article presents a general description of the content and means of education in the system of M. Montessori, which can be presented in the form of two main postulates. The first of these is that children engage in psychological self-creation through free interaction with the environment. Secondly, children, especially those under six years of age, have an inborn path of psychological development. Based on her observations, Montessori believed that children who can act freely in an environment prepared in accordance with her model will perform the necessary actions for optimal development.

Текст научной работы на тему «Метод свободного воспитания М. Монтессори»

педагогические науки

Чиркова Вера Михайловна МЕТОД СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ ...

УДК 371.3

DOI: 10.26140/knz4-2019-0802-0019

МЕТОД СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ М.МОНТЕССОРИ

© 2019

Чиркова Вера Михайловна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Русского языка и культуры речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, 3, e-mail: michutka.2010@yandex.ru)

Аннотация. Статья посвящена известному ученому-исследователю, психиатру и психологу, опытному детскому врачу и философу М. Монтессори. В свое время она явилась новатором и подвижником новых гуманистических идей, создателем нового метода обучения детей младшего возраста, который подчеркивает развитие собственной инициативы и естественных способностей ребенка, особенно посредством практических игр. Этот метод позволяет детям развиваться в своем собственном темпе и дает возможность учителям по-новому понять ребенка, помочь ему не зацикливаться на одном, а гармонично развиваться, чувствуя опору и поддержку со стороны взрослого человека. Автор рассматривает теоретические основы педагогики М. Монтессори, отмечая тот факт, что в различные временные периоды о педагогической системе Монтессори в России и в других странах высказывались разные суждения от абсолютно положительных до крайне негативных. В статье представлена общая характеристика содержания и средств обучения в системе М. Монтессори, которые можно представить в виде двух основных постулатов. Первый из них заключается в том, что дети занимаются психологическим самосозданием посредством свободного взаимодействия с окружающей средой. Во-вторых, дети, особенно в возрасте до шести лет, имеют врожденный путь психологического развития. Основываясь на своих наблюдениях, Монтессори считала, что дети, которые могут свободно действовать в среде, подготовленной в соответствии с ее моделью, будут совершать необходимые действия для оптимального развития.

Ключевые слова: М. Монтессори, способность ребенка, окружающая среда, педагогическая система, полго-товленная среда, наблюдение, метод, воспитательная модель, психологические особенности, психологическое развитие, учитель, материалы.

THE METHOD OF FREE EDUCATION M. MONTESSORI

© 2019

Chirkova Vera Michailovna, candidate of pedagogical sciences, senior lectures of the department of «Russian language and speech culture» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: michutka.2010@yandex.ru)

Abstract. The article is dedicated to the well-known research scientist, psychiatrist and psychologist, experienced pediatrician and philosopher M. Montessori. At one time, she was an innovator and a devotee of new humanistic ideas, the creator of a new method of teaching young children, which emphasizes the development of a child's own initiative and natural abilities, especially through practical games. This method allows children to develop at their own pace and enables teachers to understand the child in a new way, to help him not to focus on one thing, but to develop harmoniously, feeling supported of adult person. The author examines the theoretical foundations of the pedagogy of M. Montessori, noting the fact that in different time periods about the pedagogical system of Montessori in Russia and in other countries different opinions were expressed from absolutely positive to extremely negative. The article presents a general description of the content and means of education in the system of M. Montessori, which can be presented in the form of two main postulates. The first of these is that children engage in psychological self-creation through free interaction with the environment. Secondly, children, especially those under six years of age, have an inborn path of psychological development. Based on her observations, Montessori believed that children who can act freely in an environment prepared in accordance with her model will perform the necessary actions for optimal development.

Keywords: M. Montessori, child's ability, environment, pedagogical system, prepared environment, observation, method, educational model, psychological characteristics, psychological development, teacher, materials.

Мария Текла Артемизия Монтессори была выдающимся итальянским педагогом, врачом, общественным деятелем и представителем реформаторско-педагогиче-ского движения. Для анализа ее научного наследия необходимо погрузиться в исторический контекст эпохи, а также определить место её идей, оказавших большое влияние на развитие педагогики в разных странах, среди существующих педагогических систем и методов.

Ввиду широкой известности и большой популярности педагогической системы М. Монтессори во всем мире, опубликовано множество отечественных и зарубежных исследований, касающихся различных методических аспектов ее концепции [1-15]. В различные временные периоды о системе Монтессори в России и в других странах высказывались разные суждения от абсолютно положительных [16-18] до резко негативных [19].

Монтессори-образование в своей основе является моделью человеческого развития, а данный образовательный подход основан на этой модели. Модель имеет два основных принципа. Во-первых, дети и взрослые занимаются психологическим самосозданием посредством свободного взаимодействия с окружающей средой. Во-вторых, дети, особенно в возрасте до шести лет,

имеют врожденный путь психологического развития. Основываясь на своих наблюдениях, Монтессори считала, что дети, которые могут свободно действовать в среде, подготовленной в соответствии с ее моделью, будут совершать спонтанные действия для оптимального развития.

Монтессори видела универсальные, врожденные характеристики в психологии человека, которые ее сын и сотрудник Марио Монтессори определили как «человеческие тенденции». К данным «тенденциям» были отнесены следующие: абстракция, деятельность, связь, точность, исследование, манипуляция, порядок, ориентация, репетиция, самосовершенствование, работа (также называемая «целенаправленной деятельностью»). В подходе Монтессори эти «человеческие тенденции» рассматриваются как движущие факторы на каждом этапе развития ребенка. Образовательные и воспитательные модели должны включать их в свою основу, создавать условия для их проявления.

Монтессори-образование включает в себя свободную деятельность в «подготовленной среде», то есть образовательную среду, адаптированную к базовым человеческим потребностям, специфическим особенностям детей разного возраста и индивидуальным осо-

Chirkova Vera Michailovna

THE METHOD OF FREE EDUCATION ..

pedagogical sciences

бенностям каждого ребенка [20]. Функция окружающей среды заключается в том, чтобы помочь ребенку развить независимость во всех областях в соответствии с его внутренними психологическими директивами. Помимо предоставления доступа к материалам, соответствующим возрасту детей, развивающая среда должна обладать следующими характеристиками:

1. Простор, необходимый для движения и деятельности;

2. Красота, гармония и чистота окружающей среды;

3. Соответствие возрастным, психологическим, физическим особенностям ребенка;

4. Наличие личного пространства для ребенка;

5. Обеспечение психологической и физической безопасности и защищенности.

На рисунке 1 представлена комната в детском саду, спроектированная для реализации метода Монтессори с учетом вышеназванных характеристик

действовать в среде, подготовленной для удовлетворения их потребностей. Монтессори пришла к выводу, что спонтанная активность детей в этой среде выявила внутреннюю программу развития и что соответствующая роль педагога состояла в том, чтобы устранить препятствия на пути этого естественного развития и предоставить ему возможности для совершенствования.

Рисунок 1 - Пример создания предметно-пространственной развивающей среды.

Монтессори выделяла четыре различных периода, или «плоскости», в развитии человека, начиная с рождения до 6 лет, с 6 до 12, с 12 до 18 и с 18 до 24 лет. Для каждого из этих периодов должна существовать своя методика обучения и развития, учитывающая психологические и физические особенности, характерные для того или иного периода.

Первый период очень важен для дальнейшего развития ребенка. В этот период, как отмечала Монтессори, ребенок находится в фазе поразительно быстрого физического и психологического развития. Ребенок выступает в роли исследователя и ученика, вовлеченный в работу по развитию психологического самосоздания и построения функциональной независимости. Наиболее важным для этого периода является сенсорное восприятие окружения. Мария Монтессори считала, что сенсорное обучение заложено в основе мышления. Она разработала комплект развивающих сенсорных материалов, при помощи которых ребенок может развивать свои чувства: осязание, зрение, слух, обоняние, вкус, а также стереогностическое чувство — вершину сенсорного развития. Работа с различным сенсорным материалом служит базой для изучения основных предметов, таких как математика, родной язык. На рисунке 2 представлен сенсорный материал, главной характеристикой которого является выделение одного свойства. В данном случае нужно показать размер, поэтому все фигуры одного цвета и одной формы. Изучая такой материал, ребенок имеет возможность сконцентрироваться, и одновременно защищен от переутомления связанного с получением слишком большого объема информации.

В 1907 году, работая с детьми-инвалидами, в первой открытой ею школе в Риме, Монтессори начала развивать свою собственную методику. Ее метод был основан на наблюдении за детьми, которые могли свободно

Рисунок 2- Сенсорный материал Монтессори.

Специально-подготовленная школьная комната была оборудована детской мебелью и необходимыми предметами для уборки и стирки, а также учебными материалами, разработанными Монтессори. Детям была предоставлена свобода выбора в осуществлении своей деятельности в соответствии со своими собственными наклонностями и в своем индивидуальном темпе. Наблюдение показало большую концентрацию у детей и спонтанное повторение избранных занятий. Она также наблюдала у детей сильную тенденцию упорядочивать обстановку, выправлять столы и полки и расставлять материалы. Поскольку дети предпочитали одни занятия другим, Монтессори со временем усовершенствовала материалы, которые она им предложила.

Монтессори утверждала, что, работая индивидуально, дети могут достичь новых уровней самостоятельности и стать мотивированными, чтобы достичь новых уровней понимания. Монтессори также пришла к выводу, что признание ребенка как личности и соответственно отношения к нему как к личности приведет к лучшим результатам в обучении и реализации потенциала каждого конкретного ребенка. Она продолжала адаптировать и совершенствовать материалы, которые она разработала ранее, изменяя или убирая упражнения, которые дети реже выбирали. Основываясь на своих наблюдениях, Монтессори экспериментировала с предоставлением детям свободного выбора материалов, а также свободы передвижения и деятельности в пределах, установленных окружающей средой. Она начала рассматривать независимость как цель образования, а роль учителя как наблюдателя [21].

Таким образом, оставив после себя богатое наследие в качестве созданных ею школ в различных уголках мира, книг и статей, переведенных более чем на 40 языков, коллекцию уникальных упражнений и материалов, М. Монтессори по сей день приковывает к себе пристальное внимание педагогической общественности, являясь образцом педагога-новатора, пропагандирующего гуманистические идеалы и претворяющего их в жизнь. Ей посвящены десятки книг и сотни статей на большинстве языков мира, в которых говорится об одном из самых важных достижений Монтессори - ее методе -»методе научной педагогики» как она сама называла его. Педагогика по Монтессори, предложенная врачом и ориентированная первоначально на детей с проблемами в развитии, в дальнейшем была апробирована ав-

72

Karelian Scientific Journal. 2019. Т. 8. № 2(27)

педагогические науки

Чиркова Вера Михайловна МЕТОД СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ ...

тором при воспитании детей, не имевших психофизиологических нарушений, а также детей, опережающих сверстников в своем развитии. Результаты свободного воспитания были прекрасны вне зависимости от того, к каким детям оно применялось, так как задачей воспитателя было максимальное раскрытие потенциальных возможностей личности при ориентации на общие закономерности, присущие развитию человека. Это метод обучения детей младшего возраста, который подчеркивает развитие собственной инициативы и естественных способностей ребенка, особенно посредством практических игр. Данный метод позволил детям развиваться в своем собственном темпе и дал возможность учителям по-новому понять ребенка, помочь ему не зацикливаться на одном, а гармонично развиваться, чувствуя опору и поддержку со стороны взрослого человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Пьянкова Л. О детских садах Монтессори // Дошкольное воспитание. -1994. -№11. - С. 41-42.

2. Esser В., Wilde C. Montessori-schulen. Rowohlt. - 1991. -190 p.

3. Салаватова О.А. Развитие детей по системе Монтессори // Таврический научный обозреватель. - 2016. -№11-1 (16). - С.147-148.

4. Севастьянова И. Н. Развитие интеллекта ребёнка по системе Марии Монтессори //Вестник ВятГУ. - 2008. - №3. - С. 48-52.

5. Корнетов Г. Б. 145 лет со дня рождения Марии Монтессори // Историко-педагогический журнал. - 2015. -№3. - С.11-15.

6. Тимонина А.А. Рефлексия как основа деятельности Монтессори-педагога // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. -2012. - №1-2. - С.49-50

7. Борисова Л.Н. Педагогические условия развития профессиональной рефлексии у студентов педагогического колледжа: дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 1999. - 90 с.

8. Борисова С.П. Влияние педагогической системы М. Монтессори на развитие акмеологической сферы дошкольников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 26-29.

9. Каргапольцева Н. А. Профессиональная подготовка Монтессори-педагога //Вестник ОГУ. - 1999. - №2. - C.28-34

10. Сумнительный К.Е. Теория и практика космического воспитания в педагогической системеМ. Монтессори. дис. ... канд. пед. наук.

- Москва, 1999. 184 с.

11. Дичковская И. Н., Пониманская Т. И. Воспитание для жизни: Образоват. система М.Монтессори: [Хрестоматия] / И. Н. Дичковская, Т. И. Пониманская; Под ред. К. Е. Сумнительного; Моск. центр Монтессори. — 116 с.

12. Сумнительный К. Е. Педагогическая система М. Монтессори //Мама и малыш. - 2004. - №9. - С. 7-30.

13. Валентинов П.Мария Монтессори и ее метод //Педагогический вестник. -1991. -№34. - С.3-4.

14. Иао Д. Метод М. Монтессори в России // Дошкольное воспитание. - 1993. -№10. - С.72-73.

15. Кеда Е., Пасс Ю. Метод Монтессори в России // Дошкольное воспитание. -1994. -№4. - С.38-39.

16. Тарасова Н.М. Актуальность метода М. Монтессори в современном образовании //Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2016. - №1. - C.182-188.

17. Malloy Terry G. Montessori and Your Children. New York: Schocken Books, 1974. - 90p.

18. Orem Reginald C., Coburn Marjorie F. Montessori: Prescription for Children With Learning Desabilities. New York: Putnam, Cop. - 1978.

- 188p.

19. Гессен С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию. Берлин, 1923. - 448 с.

20. Пола Полк Лиллард. Монтессори сегодня. Комплексный подход к воспитанию от рождения до взрослой жизни. ЭКСМО. - 1996. - 250 с.

21. Монтессори М. Метод научной педагогики. Дом ребенка. - М.: Астрель: АСТ. Владимир: ВКТ. - 2010. - 269 с.

Статья поступила в редакцию 01.05.2019

Статья принята к публикации 27.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.