5. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 308 с.
6. Митина Л. М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. -1990. - №3. - С. 58-64.
7. Эндеберя И. В. Анализ проблемы успешного профессионального становления будущих практических психологов // Молодой ученый. - 2015. - №21. - С. 743-749. - URL https://moluch.ru/archive/101/22771/ (дата обращения: 08.02.2019).
Педагогика
УДК: 378.147
кандидат педагогических наук, доцент Буторина Анастасия Николаевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» (г. Архангельск); кандидат педагогических наук, доцент Каменева Ирина Викторовна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» (г. Архангельск); кандидат педагогических наук Малыхина Елена Владимировна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» (г. Архангельск)
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА ПО МЕТОДУ М.МОНТЕССОРИ»
Аннотация. В статье представлен опыт реализации программы дополнительного образования «Развитие индивидуальности ребенка по методу М. Монтессори» для студентов, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки. Раскрыты особенности и основные принципы и практические методы Монтессори-педагогики.
Ключевые слова: Монтессори-педагогика, Монтессори-материалы, образовательная область «Сенсорное развитие», «Практическая жизнь», трехступенчатый урок, программа дополнительного образования.
Annotation. The article presents the experience of implementing the program of additional education "The development of the child's individuality according to the method of M. Montessori" for students enrolled in the pedagogical areas of training. The features and basic principles and practical methods of Montessori pedagogy are revealed.
Keywords: Montessori pedagogy, Montessori materials, educational area "Sensory development", "Practical life", a three-step lesson, the program of additional education.
"Бесполезно "готовится к жизни", поскольку жизнь непредсказуема.
Как бы вы хорошо ни приготовились, неожиданное событие заставит вас врасплох.
Научиться жить можно только исподволь: например привыкая быстро принимать решения.
А для этого ребёнок должен действовать свободно.
Только свободный человек способен справиться с непредвиденным"[4]
Мария Монтессори
Введение. Современная педагогика переосмысливает проблемы воспитания, обучения и развития ребенка. Актуальными становятся направления в педагогике, которые ставят целью воспитание свободной, творческой и саморазвивающейся личности. Развитие творческого потенциала ребенка дошкольного возраста, его активности и самостоятельности в получении знаний является одной из основных проблем современной дошкольной педагогики. Важно воспитывать в ребенке любознательность, потребность к приобретению опыта, к получению знаний, свободе выбора. Изучение исторического опыта, в частности педагогических систем, подтверждает важность и целесообразность обращения к Монтессори - педагогике. Методу Марии Монтессори отдают должное в первую очередь за вклад, который она внесла в наше понимание развития индивидуальности ребенка.
Изложение основного материала статьи. Анализируя труды Марии Монтессори и ее последователей, можно выделить в образовательной методике 3 ключевых компонента:
- Ребенок;
- благоприятная окружающая среда (среда Монтессори-группы);
- педагог (наставник).
Мария Монтессори высоко ценила индивидуальность детей и имеющийся в каждом ребенке потенциал развития. Главной задачей итальянский педагог считала самореализацию. Человек может развиваться только посредством опыта мысли, чувств, действий. В ситуации, когда ребенок не имеет возможности действовать, он не сможет познать себя и свои способности, а это очень важно для развития и становления личности. Не случайно, Мария Монтессори приводит понятие «впитывающий разум ребенка» и рассматривает его как способность ребенка развивать мозг через активное познавание и исследование окружающего мира через утончение работы органов восприятия и чувств [3].
Безусловной частью опыта является выбор. В своей жизни человеку ежеминутно, ежесекундно необходимо делать выбор. И абсолютно закономерно, что каждый выбор ведет за собой последствия. Очень важно, взрослым осознавать, что будет причиной для следующего выбора. В своих действиях ребенок может исходить из двух мотивов: любви или страха. Страх потерять любовь близких, страх сделать неправильно, страх, когда взрослый может плохо оценить-деструктивен, разрушителен для ребенка. Выбор, который основан на любви к родителям, себе, окружающему миру созидателен. Ребенок развивается, стремится к самореализации.
Монтессори-педагогика предлагает детям выбор, основанный на любви, а это, по мнению автора ведет к свободе, свободе внутренней. Речь идет об осознанном выборе, о принятии и понимании последствий этого
выбора. Самодисциплина как следствие готовности принять результат и при необходимостм изменить результат-изменить выбор.
Благоприятная окружающая среда (среда Монтессори-группы).
Грамотно подготовленная окружающая среда, стимулирующая развитие ребенка содержит уникальные Монтессори-материалы. Согласно подходу М. Монтессори благоприятное окружение характеризуется следующими чертами:
-доступность и готовность к использованию
-свобода движения и выбора
-личная ответственность
-реальный мир и природа
-красота и гармония.
Педагог-наставник.
В традиционной системе обучения и воспитания стереотипное мнение: ребенок получает знания от педагога, от взрослого. В Монтессори-педагогике совершенно иной подход: дети должны учиться и развиваться самостоятельно. Ребенок имеет право делать то, что ему нравится и в том темпе, в котором может. Не случайно, Монтессори-педагогика выстраивается вокруг ребенка и ее девиз: «Помоги мне стать свободным», «Помоги мне сделать самому», «Помоги мне соблюдать порядок». Взрослый выступает в качестве посредника. Его задача создать благоприятную среду, соответствующую интересам и потребностям ребенка.
Мария Монтессори писала о том, что учителя «как слуги помогают мастеру», помогают внутренней работе ребенка. Учителя лишь «свидетели раскрывающейся человеческой души и появления Нового Человека, который не будет пассивным наблюдателем жизни, но будет иметь ясность видения, чтобы направлять и формировать будущее человеческого общества» (М. Монтессори. «Образование для нового мира»).
Как стать таким педагогом или родителем, который сможет помочь ребенку стать самим собой? Кафедра педагогики и психологии детства в течение последних 6 лет активно сотрудничает с Балтийским федеральным университетом им. Э.Канта. В рамках модуля «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования» сетевой магистерской программы наши студенты прошли обучение в г. Калининграде. Была реализована программа дисциплины «Технология М. Монтессори в психолого-педагогическом сопровождении детей дошкольного возраста», таким образом студенты на практике познакомились с тем, как может быть применена методика Марии Монтессори. За годы сотрудничества между университетами в 2015г. в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова (САФУ) как результат была создана «Учебная лаборатория М. Монтессори» с оборудованием по основным образовательным областям Монтессори-педагогики: «Упражнения практической жизни», «Сенсорное развитие», «Математика», «Русский язык », «Космос».
В 2016-17гг.- в рамках сотрудничества с ассоциацией Монтессори-педагогов в России (АМПР) была реализована программа дополнительного образования для преподавателей кафедры педагогики и психологии детства САФУ и воспитателей ведомственного детского сада «Зоренька». Осенью 2017 года был дан старт проекту создания Монтессори-студии в детском саду «Зоренька» для детей 3-6 лет, который успешно работает уже второй год. Все это послужило причиной необходимости разработать программу дополнительного профессионального образования. На данный момент наша кафедра реализует многоуровневые программы дополнительного образования по проблемам «Развития индивидуальности ребенка по методу М.Монтессори» (по образовательным областям). Далее, в статье представлены описание программы с точки зрения формируемых компетенций и организационных условий.
Основная цель программы - овладение практическими навыками работы по методу М. Монтессори и знакомство с основными принципами системы М. Монтессори. В связи с содержанием программы предъявляются и требования к категории слушателей, прежде всего это студенты, обучающиеся по педагогическим и психолого-педагогическим направлениям и специальностям подготовки или педагоги, работающие в системе дошкольного образования.
Действия педагога, согласно принципам Монтессори-педагогики, должны носить осознанный и целеориентированный характер. Важно, чтобы педагоги понимали свою роль в работе с детьми, где уход, образование и обучение представляют собой единый комплекс заботы [5, 144]. В связи с этим, работая над программой ДПО, формулируя компетенции для слушателей, наш коллектив руководствовался Примерной основной образовательной программой дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» под редакцией Е.А. Хилтунен, в части специальных компетенций Монтессори-педагогов [5, 144]. Таким образом, в результате успешного освоения программы слушатели должны знать:
- философско-теоретические основы Монтессори-педагогики;
- законы психического развития ребенка;
- понимать потенциал детей в собственном их развитии и обучении [5, 144];
- знать назначение и содержание дидактического Монтессори-материала.
уметь:
- использовать научно-обоснованные методы и технологии в процессе работы по методу М.Монтессори;
- создавать и поддерживать подготовленную предметную среду и/или среду для проведения занятий [5, 144];
- организовывать работу детей с дидактическими Монтессори-материалами образовательных областей «Практическая жизнь», «Сенсорика».
владеть:
- вдохновлять и побуждать детей к познавательной деятельности [5, 144];
- способностью поощрять самостоятельность и независимость детей;
- владеть методами организации, планирования, анализа и оценки как собственной деятельности, так и деятельности конкретного ребенка и группы;
- понимать и принимать каждого ребенка, быть отзывчивым и способным правильно реагировать на чувства и потребности детей;
- способностью анализировать свою деятельность, постоянно учиться,
повышая профессиональный и личностный уровень [5, 145].
Продолжительность обучения: 72 часов, в том числе 36 - аудиторных часа, 36- часов - самостоятельной работы.
Для реализации данной программы были созданы особые организационно-педагогические условия:
- наличие Монтессори-материалов из образовательных областей «Практическая жизнь», «Сенсорное развитие»;
- преподавательский состав: привлечение высококвалифицированных специалистов из числа работников образовательных организаций, прошедших соответствующую подготовку Монтессори-педагогов;
- аудитория для групповой работы с Монтессори-материалами.
Компетенции, полученные в ходе освоения программы «Развитие индивидуальности ребенка по методу Марии Монтессори» позволяют взрослому организовывать работу с детьми дошкольного возраста как в домашних условиях, так и в условиях дошкольной образовательной организации.
Особое внимание в программе уделяется развивающим возможностям Монтессори-материалов. Так, Е.А. Хилтунен [6] дает характеристику Монтессори-материалов и описывает принципы работы с ними. О действии материалов образовательной области «Практическая жизнь» на развитие ребенка Мария Монтессори писала в своей книге «Впитывающий разум ребенка»: «Эти действия являются формирующими. Поскольку повторение закладывает...новую систему контроля,...устанавливает координацию между его мускулами, координацию, не данную природой, а ту, которой необходимо достичь» [3, 199]. Материалы практической жизни, по мнению Н.Б. Бобровой, формируют «навыки самообслуживания, оказывают непосредственное влияние на опыт социального взаимодействия» [2, 6], развивают умение концентрировать внимание. Кроме того, все действия направлены на подготовку руки к письму.
Сенсорные материалы, в свою очередь, ориентированы на сосредоточение одного из чувств ребенка. Например, «цветовые коробочки» направлены на визуальное восприятие, «шумовые» на слуховое, а «доски для ощупывания» и «шершавые таблички» для утончения тактильных ощущений малышей.
Каждый из Монтессори- материалов имеет две цели: косвенную и прямую. Прямая цель- цель для ребенка . Косвенная цель - для взрослого- научить ребенка наблюдать, анализировать, принимать решения, видеть закономерности и т.д. Последовательность изучения материалов в программе ДПО соответствует возрастным особенностям детей и их готовности работать в Монтессори-среде с этими же материалами.
Для достижения поставленных целей и формирования необходимых компетенций в рамках программы использовались практические методы Монтессори-педагогики: упражнения, презентации и трехступенчатые уроки, т.е., на занятиях студенты обучались методике работы с материалами.
Особое внимание следует уделить алгоритму трехступенчатого урока. Так, Н.Б. Боброва, описывает три ступени урока [1]:
1 ступень урока - введение понятия (например, «розовый», «толстый-тонкий», «цилиндр, куб» и т.д.
2 ступень-воспроизведение, подтверждение того, что ребенок узнает предмет или соответствующие ему свойства.
3 ступень- закрепление, воспроизведение слова, которое обозначает новый предмет или его свойство.
В ходе занятия педагог задает вопросы «Что?», «Какой по сравнению с. .?», «Что ты можешь сказать об этом предмете?» и др. Важно исключить механическое запоминание ребенком новой информации, для этого педагог предлагает ребенку разные действия: «покажи.», «возьми в руку..», «дай мне.» и т.д.-оригинальность 100%.
Не случайно по итогам освоения программы был предусмотрен не теоретический, а практический экзамен, предполагающий применение навыков работы с Монтессори-материалами по образовательным областям «Практическая жизнь» и «Сенсорное развитие».
Примерные темы для презентаций и упражнений могут быть:
- «Работа с рамкой пуговицы/ рамка с бантами и другие»;
- «Переливание из кувшина в кувшин»;
- «Чистка обуви»;
- Презентация «тепловых табличек»;
- Презентация конструктивных треугольников.
Примерные темы для трехступенчатых уроков:
1) Блоки цилиндров. Введение понятий «высокий-низкий».
2) Цветные таблички. Знакомство с цветами.
3) Геометрический комод. Введение понятий «круг-квадрат-треугольник» и т.д.
По окончании обучения и успешного прохождения итоговой аттестации слушатели получают удостоверения о повышении квалификации установленного образца.
Выводы. Обращение к педагогическому наследию Марии Монтессори актуально на современном этапе развития системы образования. Важно формировать компетенции будущих специалистов, дополняя содержание основной образовательной программы программами дополнительного образования, учитывая особенности развития ребенка и его индивидуальности. Программы дополнительного образования в системе профессионального образования и используемые методы обучения, на наш взгляд, должны носить практико-ориентированный характер, в соответствии с содержанием курса. За два года реализации программы ДПО «Развитие индивидуальности ребенка по методу М. Монтессори» 30 человек прошли подготовку.
Тем не менее, были получены положительные эффекты:
1) вырос интерес к программе не только студентов нашего университета, но и педагогов образовательных организаций, родителей (наблюдается качественное изменение контингента слушателей);
2) слушатели курсов применяют сформированные компетенции в своей профессиональной деятельности (ДОО г. Архангельска);
3) появились новые партнеры - частный детский сад «Открытие», в котором две Монтессори-группы;
4) в процессе освоения программы мы выявили тенденцию к изменению личного отношения слушателей к Монтессори-педагогике.
И в заключении статьи хотелось бы привести слова Марии Монтессори «Целью образования должно стать развитие скрытых способностей детей. Ребенок обладает разумом, способным впитывать знания. Эта форма разума формирует из ребенка взрослого и адаптирует его к любому стою, климату или
стране» [3, 320].
Литература:
1. Боброва, Н.Б. Монтессори у вас дома. Сенсорное развитие. — СПб.: Питер, 2016. - 112 с.
2. Боброва, Н.Б. Монтессори у вас дома. Практическая жизнь. — СПб.: Питер, 2016. - 108 с.
3. Монтессори, М. Впитывающий разум. — СПб.: Благотворительный фонд «ВОЛОНТЕРЫ», 2009. — 320 с.
4. Монтессори, Мария. Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет. — Издательство: Центрполиграф, 2014 г.
5. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» / Под ред. Е.А. Хилтунен; [О.Ф. Борисова, В.В.Михайлова, Е.А. Хилтунен]. — М.: Издательство «Национальное образование», 2014. - 186 с.
6. Хилтунен, Е.А. Воспитываем детей по методу Марии Монтессори. — М.: АСТ, 2018. — 288 с.
Педагогика
УДК 37.088
кандидат филологических наук, доцент Васёва Ольга Харитоновна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» ( г. Челябинск); доктор педагогических наук, профессор Романов Пётр Юрьевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); доктор педагогических наук, профессор Беликов Владимир Александрович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» ( г. Челябинск)
МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Аннотация. Статья посвящена формированию, сохранению и применению мотивационного потенциала педагогических работников. В ней рассматриваются особенности функционирования системы мотивационной поддержки персонала. На основе типологии сотрудников выделены группы работников образовательных организаций, для каждой из которых предложены методы мотивации профессиональной деятельности. Предложенная система мотивации персонала, включающая этапы мотивации и комплекс методов, позволяет эффективно управлять современной образовательной организацией.
Ключевые слова: мотивация, персонал, управление, образовательная организация, управленческая культура, мотивационное воздействие, мотивационная поддержка персонала, проектирование.
Annotation. The article is devoted to the formation, preservation and application of the motivational potential of teachers. It discusses the features of the functioning of the system of motivational support of staff. On the basis of the typology of employees, groups of employees of educational organizations are identified, for each of which the methods of motivation of professional activity are proposed. The proposed system of staff motivation, including the stages of motivation and a set of methods, allows you to effectively manage a modern educational organization.
Keywords: motivation, personnel, management, educational organization, management culture, motivational impact, motivational support of personnel, design.
Введение. Реформа образования предъявляет новые требования к уровню подготовки и качеству работы учителей. Современный преподаватель должен быть не только специалистом в какой-то конкретной области, но и человеком, всесторонне образованным, постоянно занимающимся самообразованием и повышением квалификации, знающим и владеющим информационными технологиями, инновационными методиками обучения [2].
С одной стороны, требования, предъявляемые к профессии учителя, способствуют повышению уровню квалификации педагога. С другой стороны, они определяют и возникновение негативных тенденций. Изменения в современном образовательном пространстве приводят к тому, что все нововведения осуществляются в большей степени чиновниками без учета мнения преподавателей, а труд педагога оценивается не по реальным педагогическим результатам, а по количеству часов, проведённых им в аудитории в соответствии с учебным планом. От преподавателя требуется своевременное составление многочисленных планов и отчётов, включая рейтинговые ведомости, компетентностные характеристики и прочие формы проверки его работы. Кроме того, эмоциональная загружённость, ответственность, интенсивность, публичность, интеллектуализация профессии педагога формируют синдром эмоционального выгорания, что выражается в профессиональном разочаровании, деморализации, в истощении и ухудшении психического здоровья педагогов, снижении эффективности профессиональной деятельности. Негативным последствием изменений, происходящих в сфере современного образования, является снижение престижа учительской профессии, отсутствие интереса со стороны молодежи, отток профессиональных специалистов в другие сферы [3].
Основными причинами снижения мотивационного потенциала педагога, свидетельствующими об отсутствии целенаправленной деятельности по построению системы мотивирования персонала, являются:
- значительное преобладание в системе мотивации «кнута» над «пряником», система мотивации основана на страхе и тревоге,
- недостаточное внимание к интересам и потребностям сотрудников, объем работ распределяется в соответствии с принципами удобства администрации, экономии времени, то есть без учета личностных особенностей работников,
- недостаточное внимание к нематериальным методам мотивирования, при отсутствии которых мотивирующее значение заработной платы снижается,
- применение такого административного ресурса, при котором сама возможность иметь рабочее место (независимо от уровня заработной платы) становится основным мотивом деятельности сотрудника.