МЕТОД РЕШЕНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ СТУДЕНТОВ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
М.Д. Чогулдуров1, канд. геогр. наук, и.о. профессора Т.Т. Шаршеналиева2, старший преподаватель 1Бишкекский государственный университет им. К. Карасаева 2Международный университет Кыргызстана (Кыргызстан, г. Бишкек)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-1-231-234
Аннотация. В статье рассмотрены методы решения учебно-познавательных задач студентов по развитию творческой самостоятельности. Цель исследования заключается в определении эффективных форм и методов по развитию творческой самостоятельности студентов для обеспечения всеобщей доступности образования на протяжении всей жизни. Источником исследования послужили труды ученых, в которых рассматриваются вопросы по развитию творческой самостоятельности студентов, как важной составной части учебно-познавательных задач студентов в условиях интегрированной информационной среды. Использован комплекс методов педагогического исследования как теоретических, так и практических. Результаты исследования могут послужить основой для решения учебно-познавательных задач непрерывного образования.
Ключевые слова: учебно-познавательные задачи, самостоятельная работа студента, творческая самостоятельность студентов, самостоятельно-познавательная деятельность.
В процессе подготовки будущего специалиста в финансово-экономической сфере, в условиях самостоятельно-познавательной деятельности, выделяемые нами компетенции, являются одним из важных составляющих профессиональной деятельности.
Соответственно, применительно для студентов финансово-экономических специальностей, основным направлением учебно-воспитательного процесса является моделирование и развитие творческой, познавательной самостоятельности студента посредством развития у студента творчески преобразующие компетенции, результатом которого становится самостоятельная работа студента [1, с. 22-26; 5, с. 155-164; 7, с. 424430].
Обучение студента в условиях самостоятельно-познавательной деятельности, возможно посредством заданий для самостоятельной работы студентов, задач, которые решаются на практических занятиях с выполнением проблемных ситуаций.
Во время самостоятельной работы, студенты дают сравнительную характеристику обсуждаемого вопроса и обосновывают наиболее эффективный подход, для его решения исходя из собственной точки зрения. При та-
ких условиях формируется предметный контекст будущей профессиональной деятельности.
Следует отметить, что в процессе самостоятельной научно-исследовательской деятельности, студент не ограничен заданиями усвоения уже кем-то добытых знаний и попытками их запоминания, а усвоение знаний с перспективой их использования в будущей профессиональной деятельности.
Во время практического занятия студенту предоставляется возможность обоснования избранной позиции, он имеет возможность проиллюстрировать ее на примере решения определенной задачи используя обзор научной и учебной литературы. Отстаивание собственной позиции при анализе и цитировании материалов научной печати предусматривает дискуссию, в которой оппонентами являются товарищи по группе и преподаватель.
Практические занятия при этом носят познавательный характер, где студенты не просто воспроизводят знания, которые получены во время занятий, а выражают собственную позицию посредством анализа научной информации, моделируют деятельность специалиста возможной в реальной профессиональной деятельности; осуществляют разбор кон-
кретных ситуаций, дают им оценку с разных позиций в результате которого формируется не только предметный, но и социальный контекст будущей профессиональной деятельности.
Принимая участие в научных исследованиях используя научную информацию как учебно-методический источник, студенты, с одной стороны, остаются в позиции обучающихся, а с другой - в творческой позиции - создаются мотивационные учебно-воспитательные усло-
Компоненты учебно-познавательной деятельности студента являются факторами в определении критерий сформированности основных компонентов профессиональной компетентности.
На основании определяемых критерий сформированности основных компонентов профессиональной компетентности студентов, в соответствии методики в формировании профессиональной компетентности студента, в ходе экспериментального процесса использовался мониторинг, который должен был способствовать подтверждению гипотезы, что развитие познавательного интереса в учебно-познавательной деятельности студента, способствует повышению профессиональной квалификации.
На всех этапах работы студента осуществляется сопровождение этого процесса преподавателем, который помогает осознать цели познавательной деятельности, помогает осознать полученные результаты, сравнить с результатами диагностики других студентов; осуществляет контроль и коррекцию в котором заложена цель развитие практических, творческих способностей, результатом которого становится самостоятельная научно-исследовательская работа студента.
вия вызывая у студента познавательный интерес к самостоятельному поиску новых знаний.
Сочетание познавательного интереса способствует трансформации познавательных мотивов в профессиональные, что ведет к постепенному превращению учебной деятельности в реальную предметную деятельность.
Самостоятельная работа студента (научно-исследовательская учебно-познавательная деятельность будущего специалиста), включает ряд компонентов, отраженных в таблице 1.
Для определения эффективности работы по сопровождению самостоятельно-
познавательной деятельности студентов в ходе учебного процесса, мы выделили следующие факторы:
1. Изменение мотивации студентов (отмечается рост мотивов ценностного характера (долга, ответственности, осознания значимости будущей профессии в развитии общества)).
2. Увеличение числа тем, предлагаемых студентами для подробного рассмотрения и изучения как самостоятельно, так и с помощью куратора в работе студенческих проблемных групп и кружков и в индивидуальном самообразовании.
3. Увеличение числа студентов, вовлеченных к процессу учебно-познавательной деятельности, желание участия в работе студенческих научно-исследовательских проектах, конференциях и семинарах [6, с. 317-325].
В заключении нашего исследования следует отметить, что для отслеживания изменений уровня сформированности основных компонентов профессиональной компетентности студентов в условиях самостоятельно-познавательной деятельности в соответствии с выделенными критериями определены уровни сформированности - низкий, средний
Таблица 1. Компоненты учебно-познавательной деятельности студента [3]
Когнитивный Деятельностный Ценностный
включает в себя уровень развития познавательной сферы студента, используемые способы получения знаний и умений их экстраполировать из одной ситуации в другую. включает в себя потребности и мотивы самообразовательной деятельности, методы и средства по формированию профессиональной компетентности будущего специалиста в финансово-экономической сфере (изучение источников, разработка конспектов практических занятий, подготовка докладов и др.). включает в себя осознание ценности своей будущей профессиональной деятельности и собственных усилий по достижению высокого уровня квалификации в выбранном профессиональном поле.
и высокий, по набранным студентами количе- переход к решению профессиональных задач ства баллов по тестовым заданиям, которые в типовых ситуациях.
характеризуются следующим образом: Высокий уровень (креативно-ценностный)
Низкий уровень (фрагментарный) связан с характеризуется проявлением инициативы в пассивным отношением студента к познава- постановке вопросов, сознательным отноше-тельным, поисково-ориентировочным, моти- нием к процессу развития профессиональных вационным способностям студента. Студент компетенций и поиске путей их применения. не способен в условиях самостоятельно- Студент способен использовать приобретен-познавательной деятельности проявить поис- ные творчески преобразующие компетенции в ково-ориентировочные компетенции в про- будущей профессиональной деятельности [2, цессе изучения дисциплин специальности (от- с. 123-127; 4, с. 44-48.].
сутствие навык ознакомления с массивом В целом, совокупный подход по развитию
научной информации периодической печати творческой самостоятельности студентов для как учебно-методического источника). обеспечения всеобщей доступности образова-
Средний уровень (продуктивный) связан с ния, будет содействовать самостоятельности в большей целенаправленностью студента к ориентации в мире информации, расширять поисково-ориентировочным, мотивационным горизонт системной информационной карти-навыкам, сознательным отношением к про- ны мира, следовательно, будет служить росту цессу овладения профессиональных компе- уровня профессионально-образовательной тенций. В процессе деятельности возможен компетентности на протяжении всей жизни.
Библиографический список
1. Алиева И.А., Юсупова Г.Н. Роль учебно-воспитательных условий в развитии профессиональной компетентности студентов финансово-экономических специальностей (на примере научно-исследовательской деятельности студента Бишкекской финансово-экономической академии) // Высшее образование Кыргызской Республики. - 2014. - № 2 (24). - С. 22-26.
2. Информационная подготовка и медиаобразование: метод решения учебно-познавательных задач студентов в условиях интегрированной информационной среды / Ж.Б. Джетыбаева, А.Г. Ибрагимова, Т.Т. Шаршеналиева, Д.Т. Югай // Бюллетень науки и практики. - 2024. - №11. - С. 123-127.
3. Информационные потребности студентов в условиях информационно-образовательной среды как метод решения учебно-познавательных задач непрерывного образования / М.Д. Чогулдуров, Г.Н. Юсупова, Э.К. Чогулдурова, Ж.Б. Джетыбаева //Научные и технические библиотеки. - 2024. - № 8. - С. 15-37.
4. Калдыбаева А.Т., Юсупова Г.Н. Роль формирования информационной культуры в контексте глобальных изменений современного общества //Высшее образование Кыргызской Республики. - 2010. -№ 3. - С. 44-48.
5. Лаптева Н.Н. Организация самостоятельной работы студентов в высших учебных заведениях как фактор формирования профессионально значимых компетенций // Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы. - 2015. - № 7. -С.155-164.
6. Чогулдуров М.Д., Юсупова Г.Н., Шаршеналиева Т.Т. и др. Цифровизация непрерывного образования как средство развития профессиональных компетенций студентов // Бюллетень науки и практики. - 2023. - Т. 9, № 10. - С. 317-325.
7. Юсупова Г.Н., Чогулдурова Э.К., Джетыбаева Ж.Б. Профессиональные компетенции специалиста финансово-экономического направления в условиях непрерывной формы образования // Бюллетень науки и практики. - 2024. - Т. 10, № 1. - С. 424-430.
- nedaeoeuuecKue nayHU -
THE METHOD OF SOLVING EDUCATIONAL AND COGNITIVE TASKS OF STUDENTS FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVE INDEPENDENCE
M.D. Choguldurov1, Candidate of Geographical Sciences, Acting Professor
T.T. Sharshenalieva2, Senior Lecturer
1K. Karasaev Bishkek State University
2International University of Kyrgyzstan
(Kyrgyzstan, Bishkek)
Abstract. The article discusses methods for solving students' educational and cognitive tasks to develop creative independence. The purpose of the study is to determine effective forms and methods for developing students' creative independence to ensure universal access to education throughout life. The source of the study was the works of scientists who consider issues of developing students' creative independence as an important component of students' educational and cognitive tasks in the context of an integrated information environment. A set of pedagogical research methods, both theoretical andprac-tical, was used. The results of the study can serve as a basis for solving educational and cognitive tasks of continuous education.
Keywords: educational and cognitive tasks, independent work of students, creative independence of students, independent cognitive activity.