Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 2 (38). С. 63-68. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2023;(2(38):63-68. ISSN 2304-2818
Научная статья УДК 378.1
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Вера Сергеевна Елагина, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2469-9285
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия
Аннотация. Высокие требования, предъявляемые к личности педагога, ориентируют современный образовательный процесс в вузе на создание условий, способствующих активизации познавательной самостоятельности студентов. Для успешной подготовки будущих специалистов недостаточно механического усвоения системы научных знаний, необходимо формирование и развитие умений самостоятельно приобретать знания, применять их в практической деятельности, проявлять активность и творческие способности в различных видах самостоятельной работы. Низкий уровень сформированности познавательной самостоятельности студентов ставит проблему поиска наиболее эффективных методов и технологий организации образовательного процесса, способствующих активизации деятельности студентов, развитию у них положительной мотивации и обеспечивающих формирование и развитие их познавательной самостоятельности при изучении педагогики. Цель — выявить и обосновать педагогически целесообразные методы, формы и технологии обучения, использование которых обеспечит формирование и развитие познавательной самостоятельности студентов в процессе изучения дисциплины «Педагогика». Методологическим основанием исследования рассматриваемой в статье проблемы выступают концепция развития познавательной самостоятельности и активности, деятельностная теория личности. Опыт работы в вузе показал, что эффективными технологиями организации образовательного процесса при изучении педагогики являются метод проблемного обучения, диалоговые и проектные технологии обучения, обладающие большим потенциалом для формирования активных, самостоятельных и творчески мыслящих специалистов.
Ключевые слова: самостоятельность, познавательная деятельность, профессиональная подготовка, самостоятельная работа
Для цитирования: Елагина В. С. Развитие познавательной самостоятельности студентов педагогического вуза // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 2 (38). С. 63-68.
Original article
DEVELOPMENT OF COGNITIVE INDEPENDENCE OF STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY
Vera S. Elagina, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2469-9285
South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia
Abstract. The high demands placed on the personality of the teacher orient the modern educational process at the university to create conditions conducive to the activation of the cognitive independence of students. For the successful training of future specialists, it is not enough to mechanically master the system of scientific knowledge; it is necessary to form and develop the skills to independently acquire knowledge, apply it in practice, be active and creative in various types of independent work. The low level of formation of students' cognitive independence poses the problem of finding the most effective methods and technologies for organizing the educational process,
© Елагина В. С., 2023
which contribute to the activation of students' activities, the development of positive motivation in them and ensure the formation and development of their cognitive independence in the study of pedagogy. The goal is to identify and substantiate pedagogically appropriate methods, forms and technologies of teaching, the use of which would ensure the formation and development of students' cognitive independence in the process of studying the discipline "Pedagogy". The methodological basis for the study of the problem considered in the article is the concept of the development of cognitive independence and activity, the activity theory of personality. Experience in the university has shown that effective technologies for organizing the educational process in the study of pedagogy are the method of problem-based learning, interactive and project-based learning technologies that have great potential for the formation of active, independent and creatively thinking specialists.
Keywords: independence, cognitive activity, professional training, independent work
For citation: Elagina VS. Development of cognitive independence of students of a pedagogical university. Innovative development of vocational education. 2023;(2(38):63-68. (In Russ.).
Введение
Современные требования к педагогическим качествам педагога, его профессиональной компетентности ориентируют процесс подготовки на формирование и развитие высокообразованных, конкурентоспособных, самостоятельных и инициативных специалистов. В связи с этим возрастает необходимость развития познавательной самостоятельности студентов, способных к анализу, обобщению учебной и научной информации, самостоятельной постановке целей, выбору актуального содержания и использованию технологий получения, хранения и переработки учебной информации, самостоятельному принятию решений, то есть развития умений учиться самостоятельно.
Требования к уровню развития познавательной и профессиональной самостоятельности находят отражение в содержании федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и представлены как готовность и способность выпускника педагогического вуза к самостоятельной профессиональной деятельности [1].
Познавательную самостоятельность студентов следует рассматривать как необходимое условие формирования профессионально-педагогических компетенций, таких как креативность, критическое мышление, коммуникативность, способность работать в команде. Их развитие происходит при изучении любых учебных дисциплин, но в данной статье наше внимание будет обращено к процессу формирования познавательной самостоятельности при изучении педагогических дисциплин.
Следует отметить, что уровень познавательной самостоятельности студентов крайне низкий. Большинство из них затрудняются в поиске актуальной информации, ее анализе, сис-
тематизации и обобщении. До 70 % студентов испытывают трудности в определении учебной, самостоятельной или исследовательской цели, планировании собственной деятельности. Предпочтительным для большинства студентов остается репродуктивный или алгоритмический характер познавательной деятельности. Приведенные данные наблюдений и опроса студентов убеждают нас в целесообразности и необходимости организации учебного процесса, ориентированного на использование методов, форм и технологий обучения, способствующих активизации деятельности студентов, развитию у них положительной мотивации и познавательной самостоятельности.
Цель исследования заключается в выявлении и обосновании педагогически целесообразных методов, форм организации познавательной деятельности студентов, использования образовательных технологий, обеспечивающих формирование и развитие познавательной самостоятельности студентов в процессе изучения дисциплины «Педагогика».
Материалы и методы исследования
Методологическим основанием исследования рассматриваемой в статье проблемы выступают: концепция развития познавательной самостоятельности и активности, разработанная П. И. Пидкасистым, Т. И. Шамовой, Г. И. Щукиной, А. К. Марковой и др.; деятельностная теория личности А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, Л. С. Рубинштейна и др.; научные труды О. А. Кирилловой, Н. А. Половниковой, В. Н. Пустовойтова, Г. И. Щукиной и др., посвященные проблеме изучения познавательной самостоятельности учащихся и студентов, а также исследования А. П. Тряпицына, Л. М. Перми-нова, Е. В. Пискунова, И. Р. Сташкевич и др., связанные с организацией образовательного
процесса, ориентированного на развитие познавательной самостоятельности обучающихся. В исследовании использовались эмпирические методы: опрос, наблюдение, изучение продуктов деятельности студентов, обобщение педагогического опыта. Основным теоретическим методом исследования выступал анализ психолого-педагогической, методической литературы и нормативных документов, регламентирующих содержание и организацию обучения студентов в вузе.
Результаты исследования и их обсуждение
В научных исследованиях сущность понятия «познавательная самостоятельность» представлена с разных позиций. Так, И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин, исследуя характер познавательной деятельности с учетом уровней познания обучающимися окружающего мира, рассматривали познавательную самостоятельность как дидактическое средство организации и управления их деятельностью в учебном процессе [2]. Тем самым дидакты подчеркивали главную особенность самостоятельности, проявляющуюся в функции управления собственной деятельностью, в умении самостоятельно определять цели, средства, планировать и осуществлять необходимые действия для достижения результатов.
По мнению П. И. Пидкасистого, проявлением самостоятельности является способность и готовность обучающихся самостоятельно организовать собственную деятельность, определить цели, предмет и средства ее осуществления, дать оценку результатам [3]. В процессе самостоятельной деятельности обучающиеся овладевают общеучебными и интеллектуальными умениями и навыками, необходимыми для того, чтобы учиться самостоятельно.
Познавательную самостоятельность В. А. Бес-палько рассматривал как деятельность, которую обучающиеся осуществляют по собственной инициативе, без непосредственной помощи со стороны преподавателя [4].
Анализируя различные подходы к определению сущности понятия «познавательная самостоятельность», А. С. Коротеева и Т. В. Чел-паченко делают вывод, что познавательная самостоятельность проявляется в способности обучающихся находить без посторонней помощи способы достижения поставленной перед ними цели и решения задач [5].
Под познавательной самостоятельностью мы понимаем качество личности, характеризующее готовность осуществлять деятельность самостоятельно, способность самостоятельно получать знания и оперировать практическими умениями и способами познавательной деятельности.
Одним из важных аспектов формирования познавательной самостоятельности выступает целенаправленная, систематическая организация самостоятельной деятельности студентов. Актуальным становится поиск технологий, методов и форм обучения, подразумевающих самостоятельную познавательную деятельность и способствующих качественному пересмотру организации образовательного процесса в вузе.
Самостоятельная познавательная деятельность может осуществляться студентами на репродуктивном (исполнительском) или продуктивном (творческом) уровне. Обучение студентов на репродуктивном уровне требует от них хорошо развитых мнемонических способностей, при этом их активность и самостоятельность остаются невостребованными. Студенты стремятся запомнить учебный материал, с тем чтобы на последующих занятиях воспроизвести его или применить в готовом виде при выполнении однотипных заданий. Самостоятельность и познавательная активность значительно повышаются, если усвоение учебного материала требует от студентов осмысления и понимания, ведения конспекта, записи тезисов, составления плана, определения главных положений излагаемого материала, размышления и поиска ответов на вопросы.
Самостоятельность в учебной деятельности студента развивается в процессе самостоятельной постановки целей и задач. Для того чтобы сформировать у студентов способность к самостоятельному целеполаганию, определению профессионально и личностно значимых задач, необходимо их научить анализировать структуру заданий или задачи, педагогических ситуаций, выделять структурные элементы, разрабатывать способы решения, а затем, анализируя варианты способов решений, формулировать новые цели и задачи.
Познавательная самостоятельность достигает более высокого уровня своего развития, если студентам предлагается самостоятельно сформулировать проблему, определить гипотезу, спланировать и организовать поиск вариантов ее решения, осуществить решение, проанализировать полученные результаты и на основе своих умозаключений сделать самостоятельные выводы.
Таким образом, обучение студентов на продуктивном, творческом уровне способствует не только глубокому, осознанному и прочному усвоению знаний, но и развитию самостоятельности и активности обучающихся. Безусловно, уровень познавательной самостоятельности
значительно повышается при использовании в процессе подготовки студентов проблемного метода обучения, основу которого составляют проблемные ситуации и задачи. Проблемное обучение стимулирует мыслительную активность студентов, формирует устойчивый интерес к предмету, способствует овладению логико-мыслительными операциями деятельности, методом поиска как инструментом познания.
Изучая дисциплину «Педагогика», студенты часто сталкиваются с познавательными противоречиями, которые требуют согласования или объяснения. Это могут быть информационно-познавательные противоречия; противоречия, возникающие при толковании разными учеными тех или иных понятий, педагогических явлений; противоречия, вызванные несоответствием уровня имеющихся знаний и умений новым знаниям, или противоречия, требующие более глубокого анализа и осмысления педагогических явлений и процессов.
Зарождаясь как «знание о незнании», проблема проходит несколько этапов своего осмысления и понимания студентом. Во-первых, студент должен уметь видеть проблему, воспринимать ту противоречивую информацию, которая заключена в ней; во-вторых, в процессе анализа противоречий вычленять несогласованные суждения, сравнивать, сопоставлять, противопоставлять факты, явления, определять связи; в-третьих, уметь словесно выражать проблему в форме вопроса, задачи, задания. Последующее определение гипотезы и способов разрешения проблемной ситуации позволяет организовать деятельность по разрешению проблемы. При этом степень самостоятельности будет различной в зависимости от используемого проблемного метода (проблемное изложение учебного материала, использование эвристических или исследовательских методов).
В качестве средства формирования познавательной самостоятельности, по мнению А. А. Болотского [6], могут быть диалоговые технологии обучения, обладающие значительным потенциалом для стимулирования самостоятельности и познавательной активности студентов, саморазвития и самореализации. На основе проведенного исследования он делает вывод о том, что такие формы диалогового обучения, как дискуссия, анализ конкретных ситуаций, учебный диалог на занятиях, деловые игры и др. являются по своей сути самостоятельной деятельностью с резко выраженной субъективизацией позиции. Использование таких форм обучения способствует развитию
познавательного интереса, положительной мотивации, активизации деятельности студентов. Основными составляющими диалоговой технологии выступают проблемность, коммуникация и сотрудничество.
Постановка проблемы на семинарских и практических занятиях вызывает у студентов потребность участвовать в дискуссии, обсуждении, коллективном размышлении, сопровождающихся высказыванием собственного мнения о причинах и факторах возникновения рассматриваемой проблемы, определении противоречий, поиске путей ее разрешения.
Совместная творческая деятельность студентов, их сотрудничество являются источником развития самостоятельности как одной из важнейших черт личности. Участвуя в коллективной дискуссии, студенты развивают коммуникативные умения, культуру речи, умение обоснованно и аргументированно высказывать свою точку зрения, критически оценивать варианты способов принятия решений. Диалог способствует развитию навыков коллективной творческой деятельности, сотрудничества. Таким образом, использование диалоговой технологии способствует становлению конкурентоспособных специалистов с новым типом мышления, творческих, активных, смелых в принятии решений, способных мыслить самостоятельно и стремящихся к самообразованию [7].
Значительное место в формировании познавательной самостоятельности занимают проектные технологии как способ организации образовательной деятельности студентов, направленной на получение результатов, облеченных в какую-либо форму, например, текстовую. Проектные технологии имеют широкую сферу применения как в вузовском, так и в школьном образовании при изучении практически любой дисциплины, повышая мотивацию, развивая познавательный интерес, творческие способности и самостоятельность обучающихся.
Анализ исследований, посвященных изучению особенностей проектной технологии, определению возможностей их применения в обучении и профессиональной подготовке будущих учителей, позволяет сделать вывод о ее высоком педагогическом потенциале, реализация которого способствует глубокому и прочному усвоению программного материала, планированию своей деятельности, формированию умений и навыков практического использования теоретических знаний и практических умений, развитию собственно проектных умений и навыков, которые являются
необходимыми качествами самостоятельной личности в современных условиях.
В ходе педагогической практики студенты самостоятельно проектируют и конструируют учебные занятия и воспитательные мероприятия, формулируют цели, определяют содержание, формы организации познавательной деятельности обучающихся и методы обучения и воспитания, разрабатывают контрольно-оценочные и диагностические средства контроля и оценки сформированности личностных качеств, предметных знаний, общеучебных и ме-тапредметных умений.
Отличительной чертой современного образования в вузе является создание информационной образовательной среды, разработка и использование электронных образовательных средств и ресурсов подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности. Все активнее используются такие виды обучения студентов, как дистанционное, сетевое, смешанное, ориентированные на применение активных методов и форм организации познавательной деятельности студентов. Безусловно, использование средств информационно-коммуникационных технологий (презентация, интерактивные тесты, ЦОР, интерактивные диалоги и др.) в учебном процессе существенно повышает эффективность организации самостоятельной познавательной деятельности, способствует развитию положительной мотивации и познавательного интереса к изучению педагогики, организации индивидуальной и командной деятельности студентов, в которой имеются все условия для проявления инициативы, самостоятельности и активности.
Особенно важно развивать у студентов творческую активность как высший уровень проявления познавательной самостоятельности. В ней осуществляется не только активный поиск знаний, но и оперирование способами, необходимыми для достижения поставленных целей и решения задач. Наличие у студента активности и самостоятельности характеризует его потребность в знаниях; умение мыслить самостоятельно; способность ориентироваться в новой ситуации; желание глубже понять не
только усваиваемые знания, но и способы их получения. Таким образом, в познавательной самостоятельности студента соединяются стремление и умение действовать самостоятельно, выступают в единстве мотивационная и опера-ционно-действенная стороны учения.
Положительная мотивация, стремление студентов к глубокому, осознанному усвоению знаний происходит в процессе изучения теоретического материала учебной дисциплины. Задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия для активизации мыслительной деятельности студентов (создание проблемных ситуаций, требующих активного поиска необходимой информации, размышлений, напряжения мысли, нахождения путей разрешения противоречий, принятия решений).
Развитие познавательной мотивации студентов, проявляющейся в желании совершенствовать свою деятельность, самостоятельно приобретать профессионально важные знания и прикладные умения, развивать значимые для педагога качества, происходит в процессе самообразования и самовоспитания.
Заключение
Таким образом, самостоятельность как черта личности проявляется в умении обучающегося организовывать деятельность, осуществлять контроль и оценку результатов, анализировать практическую значимость и область применения продуктов деятельности.
Одним из компонентов образовательного процесса в вузе, цель которого заключается во всестороннем развитии будущего учителя, формировании его профессиональной компетентности и педагогической культуры, является самостоятельная познавательная деятельность как условие развития активности и самостоятельности студента.
Опыт работы вузе показал, что эффективными технологиями организации образовательного процесса при изучении педагогики являются метод проблемного обучения, диалоговые и проектные технологии обучения, обладающие большим потенциалом для стимулирования развития познавательной самостоятельности студентов.
Список источников
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. URL: https:// fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121.
2. Лернер И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996. № 2. С.7-11.
3. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М. : Педагогика, 1980. 240 с.
4. Беспалько В. П. Процесс обучения, управляемый компьютером // Народное образование. 2017. № 5. С. 61-71.
5. Коротеева А. С., Челпаченко Т. В. Познавательная самостоятельность как педагогический феномен // Вестник Оренбургского государственного университета. 2022. № 4 (236). С. 47-51.
6. Болотский А. А. Развитие познавательной самостоятельности студентов средствами диалоговых технологий // Молодой ученый. 2016. № 12 (116). С. 827-831.
7. Воронина И. Р., Чеснокова П. А., Бородина Е. Д., Казанцева Г. А. Возможности технологии диалогового обучения в вузе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 7 (49). С. 194-199.
References
1. Federal state educational standard of higher education — bachelor's degree in the field of study 44.03.01 Pedagogical education. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-education-121. (In Russ.).
2. Lerner lYa. Developing education from didactic positions. Pedagogika = Pedagogy. 1996;(2):7-11. (In Russ.).
3. Pidkasisty PI. Samostojatel'naja poznavatel'naja dejatel'nost' shkol'nikov v obuchenii = Independent cognitive activity of schoolchildren in teaching. Moscow: Pedagogy; 1980. 240 p. (In Russ.).
4. Bespalko VP. Computer-controlled learning process. Narodnoe obrazovanie = Public education. 2017;(5):61-71. (In Russ.).
5. Koroteeva AS, Chelpachenko TV. Cognitive independence as a pedagogical phenomenon. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Orenburg State University. 2022;(4(236):47-51. (In Russ.).
6. Bolotsky AA. Development of cognitive independence of students by means of dialogue technologies. Molodoj uchenyj = Young scientist. 2016;(12(116):827-831. (In Russ.).
7. Voronina IR, Chesnokova PA, Borodina ED, Kazantseva GA. Possibilities of the technology of dialogue education at the university. Innovacionnaja jekonomika: perspektivy razvitija i sovershenst-vovanija = Innovative economy: prospects for development and improvement. 2020;(7(49):194-199. (In Russ.).
Информация об авторе
В. С. Елагина — профессор кафедры педагогики и психологии, доктор педагогических наук, профессор.
Information about the author
V. S. Elagina — Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 14.03.2023 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 20.03.2023 Принята к публикации / Accepted for publication: 01.06.2023