Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 1 (37). С. 31-36. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2023;(1(37):31-36. ISSN 2304-2818
Научная статья УДК 378.1
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Вера Сергеевна Елагина, [email protected], https: //orcid.org/0000-0003-2469-9285
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия
Аннотация. Современное общество предъявляет высокие требования к выпускникам педагогического вуза, которые должны самостоятельно критически мыслить, генерировать новые идеи, быть коммуникабельными, контактными со всеми участниками образовательного процесса, уметь работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации, постоянно развивать свой интеллект, нравственные качества, повышать профессиональный и культурный уровень, быть компетентными и конкурентоспособными специалистами. В связи с этим образовательный процесс в вузе все больше ориентируется на формирование не только профессионально-педагогических, но и метапредметных, универсальных компетенций. При этом акцент делается на использование активных форм и инновационных педагогических технологий обучения студентов, взаимодействие и сотрудничество педагогов и обучающихся, а также самих обучающихся друг с другом. В статье обоснована необходимость использования кейс-технологии как одного из способов формирования у студентов метапредметных компетенций, которые значительно повышают качество подготовки будущих специалистов.
Ключевые слова: метапредметность, метапредметное обучение, метапредметные компетенции, кейс-технология
Для цитирования: Елагина В. С. Формирование метапредметных компетенций студентов педагогического вуза // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 1 (37). С. 31-36.
Original article
FORMATION OF META-SUBJECT COMPETENCIES OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS
Vera S. Elagina, [email protected], https: //orcid.org/0000-0003-2469-9285
South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia
Abstract. Modern society places high demands on graduates of a pedagogical university, who must think critically independently, generate new ideas, be sociable, contact with all participants in the educational process, be able to work together, prevent conflict situations, constantly develop their intelligence, moral qualities, improve professional and cultural level, be competent and a competitive specialist. In this regard, the educational process at the university is increasingly focused on the formation of not only professional and pedagogical, but also meta-subject, universal competencies. At the same time, the emphasis is on the use of active forms and innovative pedagogical technologies for teaching students, interaction and cooperation of teachers and students, as well as students themselves with each other. The article substantiates the need to use case technology as one of the ways to form students' meta-subject competencies, which significantly improve the quality of training of future specialists.
Keywords: meta-subjectivity, meta-subject learning, meta-subject competencies, case technology
For citation: Elagina VS. Formation of meta-subject competencies of pedagogical university students. Innovative development of vocational education. 2023;(1(37):31-36. (In Russ.).
© Елагина В. С., 2023
Введение
Система педагогического образования должна готовить высокообразованного, всесторонне развитого, конкурентоспособного, профессионально компетентного педагога, готового к активной творческой деятельности, то есть специалиста, отвечающего высоким требованиям современной общеобразовательной школы. Образовательный процесс, направленный на подготовку будущих учителей, осуществляется согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования далее — ФГОС ВО), ориентированному на формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. В процессе освоения программы бакалавриата у студентов должны быть сформированы такие универсальные компетенции, как: развитое системное критическое мышление, включающее способность критически анализировать информацию, применять системный подход к решению задач; способность к разработке, реализации и управлению проектами, выбору оптимальных способов решения в соответствии с поставленной целью и имеющимися ресурсами; способность осуществлять социальное взаимодействие, работать в команде, проявлять лидерство; способность осуществлять деловую коммуникацию и межкультурное взаимодействие, управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни, то есть способность к самоорганизации и саморазвитию [1].
Таким образом, ФГОС ВО ориентирует деятельность образовательной организации высшего профессионального образования на формирование у студентов способности к самостоятельности, самоорганизации, готовности к сотрудничеству и совместной творческой деятельности в команде, развитие у них критического креативного мышления, что становится возможным при активном включении студентов в метапредмет-ную деятельность.
Материалы и методы исследования
На современном этапе развития отечественного образования проблема метапредметно-го обучения является одной из самых актуальных. Она интересует как ученых-педагогов, так и учителей средней общеобразовательной школы и преподавателей высшей профессиональной школы.
Разным аспектам рассматриваемой проблемы посвящены научные исследования и труды ученых, педагогический опыт педагогов-нова-
торов. Несмотря на то, что данное направление российского образования только начинает разрабатываться, интерес к проблеме с каждым годом растет. Следует отметить, что категориальный аппарат проблемы метапредметного образования находится в стадии своего становления и развития, поэтому среди ученых и педагогической общественности можно встретить разные мнения и точки зрения на определение сущности данного понятия.
Так, в работах А. В. Хуторского [2] мета-предметность рассматривается как вид деятельности ученика с метапредметом как особой дисциплиной, ориентированной на мыследея-тельностный тип интеграции учебного материала. К такому типу относятся метазнания, ме-таспособы, метадеятельность, а содержание таких «предметов» направлено на осмысление значимости и ценности приобретаемых знаний и умений.
По мнению Н. В. Громыко, такие метапред-меты, как «знание», «проблема», «задача», способствуют формированию способности свободно оперировать понятиями, осваивать способы решения проблемных ситуаций в соответствии с собственной позицией [3]. В рамках мета-предмета конструирование познания изучаемого объекта происходит на основе интеграции предметных областей знаний, что способствует формированию системного мышления, целостного представления об изучаемом объекте, развитию метапредметных способов деятельности, которые находятся над предметами, но могут воспроизводиться при изучении любого предметного материала.
Большой интерес представляют работы Е. В. Сизовой [4] и К. Ю. Колесиной [5], в которых авторы раскрывают сущность и содержание метапредметного подхода к обучению учащихся и студентов, его потенциал в формировании метапредметных компетенций при изучении школьных и вузовских дисциплин. Метапред-метные компетенции следует рассматривать как систему универсальных умений, включающих познавательные, коммуникативные, регулятивные группы, сформированность которых позволяет обучающимся продуктивно решать задачи практической направленности, осуществлять межпредметный перенос знаний из одного предмета в другой, решать сложные профессиональные задачи в условиях неопределенности. Достаточно высокий уровень сформированно-сти метапредметных способов деятельности предопределяет успешность следующего этапа обучения.
Вопросам формирования метапредметных компетенций на основе интеграции интерактивных образовательных технологий посвящены работы Е. В. Поздняковой и Т. А. Долматовой [6], О. А. Бакиевой и О. А. Поповой [7], Н. А. Тимощук [8], О. В. Назаровой [9]. К таким технологиям они относят модульное и проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, кейс-технологию, проектную технологию, интерактивные игры.
Обобщая далеко не полный анализ исследований, посвященных проблеме использования метапредметного подхода к обучению, формирования метапредметных компетенций, отметим, что явление метапредметности вызывает огромный интерес у отечественных ученых-педагогов, а в современном образовании становится универсальным направлением обновления содержания и технологии образования, развития научных принципов, ценностей, знаний, способов деятельности обучающихся, вывода их на более высокий уровень саморазвития и самосовершенствования.
Результаты исследования и их обсуждение
Организация метапредметного обучения студентов направлена на подготовку компетентного конкурентоспособного педагога, способного и готового к формированию у обучающихся общеобразовательной школы не только прочных и глубоких предметных знаний, но и универсальных учебных умений, то есть ме-тапредметных умений. Но для того, чтобы учитель в своей педагогической деятельности мог осуществлять процесс продуктивного формирования универсальных учебных действий (УУД), включающих познавательные, регулятивные и коммуникативные умения, у него должны быть сформированы на достаточно высоком профессиональном уровне метапредметные компетенции, способность и готовность формировать их у своих учащихся. В связи с этим необходимо определить методы, формы и технологии, формирующие необходимые метапредметные компетенции.
Нами было проведено экспериментальное исследование, целью которого являлось определение уровня владения обучающимися умениями решать проблемные задачи и кейс-задания; выполнять задания, связанные с анализом и синтезом учебной информации; разрабатывать и публично защищать проекты; проявлять коммуникативные и организаторские качества в командной работе. Несформированность таких интеллектуальных умений, как анализ, сравнение, установление причинно-следственных свя-
зей, абстрагирование и конкретизация знаний у более чем половины студентов, существенно затрудняет решение задач и выполнение заданий проблемного и практико-ориентированного характера.
Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что у большинства студентов недостаточно или очень слабо сформированы метапредметные компетенции.
Формированию метапредметных компетенций способствует использование кейс-технологии, включающей кейсы различной направленности в зависимости от дидактической задачи (педагогические, психолого-педагогические, социально-педагогические, организационные и др.); проблемных задач и ситуаций, характеризующих определенные события, явления, процессы и требующих разрешения путем анализа и принятия решения; технологии проектного обучения, ориентированной на разработку проектов различного характера (межпредметные, комплексные, исследовательские и др.).
Достаточно интересной и востребованной в образовательном процессе является кейс-технология, объединяющая теоретические и прикладные учебно-познавательные задачи и задания проблемного характера, которые обсуждаются и решаются индивидуально или в команде. Важно подчеркнуть, что теоретические знания, практические умения и коммуникативные навыки студентами осваиваются непосредственно при изучении, анализе и поиске вариантов принятия решений в той или иной ситуации. В этом смысле кейс-технологии выступают в качестве своеобразного тренинга принятия решения, обеспечивают интеллектуальное развитие обучающихся, активизируют их эмоциональное состояние и познавательную деятельность.
В процессе работы над кейсом у обучающихся развивается аналитическое, творческое, критическое мышление, ориентированное на применение знаний в конкретной ситуации, готовность и способность к оценке и принятию решений, а поиск и выработка альтернативных вариантов решений способствуют осознанию и пониманию многозначности практических проблем, профессиональных и жизненных ситуаций, что, в свою очередь, требует глубоких, прочных, комплексных знаний. Работа в команде, взаимодействие друг с другом позволяют формировать у студентов самостоятельность, индивидуальную и коллективную ответственность, умение распределить обязанности, организовать групповую деятельность. В практике профессиональной подготовки можно
использовать разные кейсы. Так, кейс-метод используется для формирования умений принятия самостоятельных решений при наличии всей необходимой информации с использованием разных источников (например, из числа предложенных методов оценки знаний выбрать наиболее оптимальные способы оценки уровня сформированности познавательной компетенции обучающихся).
При подготовке студентов к научно-исследовательской деятельности им предлагаются кейс-задания, ориентированные на анализ ситуации с целью определения проблемы, понимания ее сути и на этой основе — принятие решения. Например, студентам предоставляется информация о состоянии проблемы самостоятельной работы в педагогической науке и практике, ее значении и месте в учебно-познавательном процессе, описывается уровень владения обучающимися самообразовательными умениями, качество организации самостоятельной работы в школе.
Формирование у студентов умений проводить критический анализ уже принятых решений предполагает использование заданий, в которых содержится вся информация о ситуации и вариант решения. Студентам в этом случае необходимо дать критическую оценку принятому решению, а, возможно, и предложить альтернативный вариант решения. Такой подход к организации работы с кейсами позволяет существенно активизировать познавательную самостоятельность, повысить мотивацию и интерес к изучению дисциплины.
В процессе обучения часто используются задания, для выполнения которых следует самостоятельно найти недостающую информацию. Безусловно, студентам необходимо предоставить время для поиска информации. Основная функция преподавателя сводится к организации своевременной консультации обучающихся.
Последовательная организация работы с кейсами разного содержания и направленности способствует подготовке и дальнейшей успешной работе над исследовательскими проектами различного содержания. Этот период обучения совпадает с педагогической практикой, в процессе которой студенты взаимодействуют с реальными образовательными организациями, непосредственно участвуют в образовательном процессе, определяют тему своего исследования и приступают к ее теоретическому изучению и практическому применению своего проекта. Такое исследование реальной школьной действительности на практике позволяет
студенту не только применить имеющиеся профессионально-педагогические знания и умения, но и приобрести новые теоретические знания и эмпирическую информацию, которые могут использоваться в дальнейшем исследовании современных проблем образования.
Следует акцентировать внимание на следующих преимуществах использования кейс-заданий в формировании метапредметных компетенций. Во-первых, студенты, работая с кейс-заданиями, учатся критически анализировать и находить решения, обмениваться мнениями, аргументированно отстаивать свою точку зрения на видение проблемы и способа выхода из нее; применять свои знания, расширять и углублять их; определять собственную стратегию решения по отношению к другим участникам группы или команды. При этом роль преподавателя сводится к организации, управлению и консультированию студентов по возникающим у них вопросам.
Планируя использование кейс-технологии в процессе обучения студентов, целесообразно определить основные этапы учебного процесса, включающие:
- знакомство с содержанием проблемной ситуации, осмысление сути описанной проблемы;
- анализ причин возникновения ситуации, описание ее участников, определение педагогической задачи, оценку имеющихся теоретических знаний и их поиск при обнаруженном дефиците;
- поиск и разработку альтернативных способов решения данной ситуации, их обсуждение;
- аргументированный выбор и оценку эффективности наиболее оптимального решения;
- принятие решения, разработку плана и его реализацию;
- презентацию решения, формулировку выводов на основе сравнительного анализа полученного результата с фактически принятым решением.
На каждом из перечисленных этапов обучающиеся проявляют познавательную активность и самостоятельность. Так, на первом этапе они активно анализируют проблему, развивают способности понимать значимость описанных фактов, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать цели и определять задачи, позволяющие успешно осуществить решение проблемы. На этом этапе преподаватель организует групповую дискуссию. Заранее подготовленные задания и вопросы позволяют преподавателю корректировать высказывания
студентов, направлять дискуссию на достижение необходимого результата, определять уровень подготовленности каждого участника, его индивидуальные познавательные способности и возможности.
На втором этапе от студентов требуется определенный уровень владения умениями самостоятельно осуществлять поиск недостающей информации, критически оценивать ее познавательную ценность для решения рассматриваемой проблемы. Такая работа студентов может осуществляться в малых группах. Преимущество работы в малых группах заключается в том, что студенты с разным уровнем знаний, характером познавательной деятельности и даже с разным уровнем познавательных способностей могут активно включаться в обсуждение и, не боясь, высказывать свое мнение, обмениваться опытом, что способствует развитию личности. Таким образом, формируются умения работы в команде, развиваются способность и готовность к кооперации и коммуникации.
Поиск альтернативных способов решения проблемной ситуации содействует развитию креативного мышления, творческих способностей студентов. Выдвигая несколько альтернативных вариантов решения ситуации, студенты обнаруживают неординарность и многомерность окружающей действительности, отсутствие одностороннего решения возникающих проблем. Организуя обсуждение в малых группах, преподаватель подводит студентов к принятию одного из предложенных вариантов с учетом всех его преимуществ и недостатков. После анализа факторов и аргументов в пользу выбранного способа решения и разработанного плана его реализации студенты приступают к непосредственному разрешению проблемной ситуации.
Презентация решения происходит публично перед всей группой и сопровождается защитой
его целесообразности, после чего организуется дискуссия. На заключительном этапе важно провести сравнительный анализ между выбранным способом решения проблемы и фактическим результатом, что позволяет сделать выводы.
Заключение
Таким образом, овладение метапредмет-ными компетенциями позволяет будущему специалисту, педагогу профессионально мыслить, уметь прогнозировать возникновение проблемных ситуаций, мысленно моделировать события, оперативно осуществлять переход к критическому мышлению, позволяющему анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, видеть и осмысливать суть проблемы, понимать условия ее возникновения, осуществлять творческий поиск разрешения проблемных ситуаций, разделять сложную проблему на составные части, чтобы ускорить ее решение, особенно в ситуации неопределенности. Все это составляет основу и качество профессионального педагогического мышления. Метапредметный подход к педагогической подготовке студентов обеспечивает развитие личностных качеств будущего педагога: способность быстро адаптироваться к различным профессиональным и жизненным обстоятельствам, применять необходимые знания на практике, самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией, генерировать новые идеи. Безусловно, подготовке таких специалистов способствует использование современных педагогических технологий, одной из которых является кейс-технология, качественно меняющая цели и характер обучения, способы межличностного взаимодействия всех участников образовательного процесса, активизирующие познавательную деятельность, а также процессы саморазвития и самосовершенствования личности обучающегося.
Список источников
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. URL: https:// fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121.
2. Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении. М. : Эйдос : Изд-во Института образования человека, 2012. 73 с.
3. Громыко Н. В. Обновление знаний в образовании — одно из главных направлений поиска мыследеятельностной педагогики // Мыследеятельностная практика образования — создание новой Российской педагогики : сб. материалов III Межрегион. конф. Ярославль : ООО «Найс», 2011. С. 95-101.
4. Сизова Е. В. Реализация метапредметного подхода в высшей школе: от теории к практике // Интернет-журнал «Мир науки», 2017. Т. 5. № 6. URL: https://mimauki.com/PDF/37PDMN617.pdf.
5. Колесина К. Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов-н/Д. : ЮФУ, 2009. 35 с.
6. Позднякова Е. В., Долматова Т. А. Формирование метапредметных компетенций студентов — бакалавров педагогического направления на основе интеграции образовательных технологий // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 194-199.
7. Бакиева О. А., Попова О. А. Формирование метапредметных компетенций студентов в контексте педагогических инноваций // Вестник педагогических инноваций, 2018. № 1 (49). С. 87-98.
8. Тимощук Н. А. К вопросу о формировании метапредметных компетенций у будущих бакалавров и специалистов // Самарский научный вестник. 2016. № 2 (15). С. 189-193.
9. Назарова О. В. Особенности формирования готовности студентов к профессиональной деятельности дизайнера в условиях метапредметного обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов-н/Д., 2021. 24 с.
References
1. Federal state educational standard of higher education — bachelor's degree in the field of training 44.03.01 Pedagogical education. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121. (In Russ.).
2. Khutorskoy AV. Metapredmetnyy podkhod v obuchenii = Metasubject approach in teaching. Moscow: Eidos: Publishing house of the Institute of Human Education; 2012. 73 p. (In Russ.).
3. Gromyko NV. Updating knowledge in education is one of the main directions of the search for my-activity pedagogy. In: Mysledeyatel'nostnaya praktika obrazovaniya — sozdaniye novoy Rossiyskoy pedagogiki = Myselfactivity practice of education. Yaroslavl: LLC "Nice"; 2011. Pp. 95-101. (In Russ.).
4. Sizova EV. Implementation of the meta-subject approach in higher education: from theory to practice. Internet-zhurnal «Mir nauki» = Internet journal "World of Science". 2017;5(6). URL: https:// mirnauki.com/PDF/37PDMN617.pdf (In Russ.).
5. Kolesina KYu.Metaproyektnoye obucheniye: teoriya i tekhnologii realizatsii v uchebnom protsesse = Metaproject training: theory and technologies of implementation in the educational process: Abstract of Thesis. Rostov-on-Don: SFU; 2009. 35 p. (In Russ.).
6. Pozdnyakova EV, Dolmatova TA. Formation of meta-subject competencies of bachelor students of pedagogical direction on the basis of integration of educational technologies. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of modern pedagogical education. 2018;(61-3):194-199. (In Russ.).
7. Bakieva OA, Popova OA. Formation of students' meta-subject competencies in the context of pedagogical innovations. Vestnik pedagogicheskikh innovatsiy = Bulletin of Pedagogical Innovations. 2018;(1(49):87-98. (In Russ.).
8. Tymoshchuk NA. On the formation of meta-subject computers-lectures for future bachelors and specialists. Samarskiy nauchnyy vestnik = Samara Scientific Bulletin. 2016;(2(15):189-193. (In Russ.).
9. Nazarova OV.Osobennosti formirovaniya gotovnosti studentov k professional'noy deyatel'nosti dizaynera v usloviyakh metapredmetnogo obucheniya = Features of formation of students' readiness for professional designer activity in the conditions of meta-subject training: Abstract of Thesis. Rostov-on-Don; 2021. 24 p. (In Russ.).
Информация об авторе
В. С. Елагина — профессор кафедры педагогики и психологии, доктор педагогических наук, профессор.
Information about the author
V. S. Elagina — Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 28.12.2022 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 25.01.2023 Принята к публикации / Accepted for publication: 01.03.2023