Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ИНТЕГРАЦИИ / НИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ТЕНДЕНЦИЯ ИНТЕГРАЦИИ / ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ботвинева Наталья Юрьевна, Чебоксаров Александр Борисович, Иванов Павел Викторович

Концепция формирования метапредметных компетенций в сфере профессиональной деятельности у студентов высшей школы посредством интеграции образовательного процесса направлена на получение метапредметных результатов, потому что именно они являются, тем самым важным звеном в процессе обучения, которое помогает определить уровень подготовленности обучающихся вузов к многоаспектному профессиональному и личностному самосовершенствованию. Исследование методологических основ метапредметного подхода в высшем образовании позволило нам сформулировать основные критерии развития образовательного процесса в вузе, направленных на формирование метапредметных компетенций, на получение метапредметных результатов и на повышение эффективности обучения. Актуальность темы обусловлена необходимостью качественной профессиональной подготовки студентов педагогических вузов, формированию у них метапредметных компетенций, способностью применять педагогические знания и умения на практике, потому что усвоение метапредметных компетенций необходимо в связи с переходом ВУЗОВ на новые Федеральные государственные образовательные стандарты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ботвинева Наталья Юрьевна, Чебоксаров Александр Борисович, Иванов Павел Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF THE FORMATION OF META-SUBJECT COMPETENCIES IN THE FIELD OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF HIGHER SCHOOL STUDENTS THROUGH THE INTEGRATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS.

The concept of the formation of meta-subject competencies in the field of professional activity of higher school students through the integration of the educational process is aimed at obtaining meta-subject results, because they are the most important link in the learning process, which helps to determine the level of preparedness of university students for multidimensional professional and personal self-improvement. The study of the methodological foundations of the meta-subject approach in higher education allowed us to formulate the main criteria for the development of the educational process at the university, aimed at the formation of meta-subject competencies, at obtaining meta-subject results and at improving the effectiveness of training. The relevance of the topic is due to the need for high-quality professional training of students of pedagogical universities, the formation of their meta-subject competencies, the ability to apply pedagogical knowledge and skills in practice, because the assimilation of meta-subject competencies is necessary in connection with the transition of universities to new Federal state educational standards.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

18. Мишакова, Е.Н. Становление и развитие дошкольных образовательных учреждений в России второй половины XIX - начала XX века: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Мишакова Екатерина Николаевна. - Волгоград, 2012. - 29 с.

19. НА РК Ф.Р-2. Оп. 1. Д. 38/466.

20. НА РК Ф.Р-630. Оп. 1. Д. 2/11.

21. Народы Карелии: историко-этнографические очерки / Бирин В.Н., Винокурова И.Ю. [и др.]; редакционная коллегия: И.Ю. Винокурова (отв. ред.) [и др.]; Российская академия наук, Карельский научный центр, Институт языка, литературы и истории. - Петрозаводск: PERIODIKA, 2019. - 749 с.

22. Нюнько, Л.М. Культурное строительство в Карелии в первые годы Советской власти, 1918-1923 гг.: диссертация ... канд. ист. наук: 07.00.00 / Нюнько Любовь Матвеевна. - Петрозаводск, 1959. - 304 с.

23. Республика Карелия. Сто лет в цифрах 1920-2020 годы: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия (Карелиястат). - Петрозаводск, 2020. - 222 с.

24. Рябинина, Н.В. Воспитание нового человека в Советской России (октябрь 1917 - 1920-е годы). Система дошкольных учреждений: учебное пособие / Н.В. Рябинина. - Ярославль, 2009. - 108 с.

25. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Правительство Российской Федерации: [сайт], 2000. - URL: https://docs.cntd.ru/document/420277810?ysclid=l98g6bc7se718804759 (дата обращения: 12.09.2022)

26. Чебаковская, А.В. Решение проблемы детской беспризорности в Карелии в 1918 - первой половине 1930-х гг.: автореферат дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Чебаковская Александра Вячеславовна. - Нижний Новгород, 2021. - 22 с.

Педагогика

УДК 378.4

кандидат педагогических наук, доцент Ботвинева Наталья Юрьевна

Филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ессентуки); кандидат физико-математических наук, доцент Чебоксаров Александр Борисович Филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ессентуки); старший преподаватель Иванов Павел Викторович

Филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ессентуки)

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА

Аннотация. Концепция формирования метапредметных компетенций в сфере профессиональной деятельности у студентов высшей школы посредством интеграции образовательного процесса направлена на получение метапредметных результатов, потому что именно они являются, тем самым важным звеном в процессе обучения, которое помогает определить уровень подготовленности обучающихся вузов к многоаспектному профессиональному и личностному самосовершенствованию. Исследование методологических основ метапредметного подхода в высшем образовании позволило нам сформулировать основные критерии развития образовательного процесса в вузе, направленных на формирование метапредметных компетенций, на получение метапредметных результатов и на повышение эффективности обучения. Актуальность темы обусловлена необходимостью качественной профессиональной подготовки студентов педагогических вузов, формированию у них метапредметных компетенций, способностью применять педагогические знания и умения на практике, потому что усвоение метапредметных компетенций необходимо в связи с переходом ВУЗОВ на новые Федеральные государственные образовательные стандарты.

Ключевые слова: метапредметных компетенций, интеграции, ниверсальные учебные действия, тенденция интеграции, основной образовательной программы, педагогические знания, предметные результаты.

Annоtation. The concept of the formation of meta-subject competencies in the field of professional activity of higher school students through the integration of the educational process is aimed at obtaining meta-subject results, because they are the most important link in the learning process, which helps to determine the level of preparedness of university students for multidimensional professional and personal self-improvement. The study of the methodological foundations of the meta-subject approach in higher education allowed us to formulate the main criteria for the development of the educational process at the university, aimed at the formation of meta-subject competencies, at obtaining meta-subject results and at improving the effectiveness of training. The relevance of the topic is due to the need for high-quality professional training of students of pedagogical universities, the formation of their meta-subject competencies, the ability to apply pedagogical knowledge and skills in practice, because the assimilation of meta-subject competencies is necessary in connection with the transition of universities to new Federal state educational standards.

Key words: meta-subject competencies, integration, universal educational actions, integration trend, basic educational program, pedagogical knowledge, subject results.

Введение. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на формирование метапредметных компетенций при изучении базовых предметов образовательного процесса. Показателем сформированности метапредметных компетенций у обучающихся являются метапредметные результаты, полученные за время изучения предметов в высшей школе. Владение обучающимися метапредметными компетенциями в предметных областях доказывает его готовность к пониманию ценности собственного мнения, к анализу и поиску решений при реализации поставленных задач.

В наше время существует тенденция интеграции культуры, экономики, политики и информационной сферы, поэтому проблема исследования состоит в том, как с помощью интеграции образовательного процесса сделать полноценным восприятие знаний обучающимися. Дисциплины ведутся обособленно, разрозненно, следовательно, не удовлетворяют современным запросам общества. Междисциплинарная интеграция поможет решить поставленные перед обществом задачи. Разрозненность дисциплин является основной проблемой в формировании целостного представления мира, что искажает у обучающихся восприятие полученного материала на занятиях.

Актуальность темы обусловлена:

- необходимостью внедрения метапредметного подхода в систему высшей школы для решения проблемы разобщенности и оторванности друг от друга дисциплин базового блока и дисциплин блока по выбору;

- определением основных направлений по совершенствованию образовательного процесса;

- совершенствованием уровня и качества профессионального образования студентов, и их готовность применять полученные знания и умения в реальной жизни;

- приобретением способности к самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

- поиском способов эффективной организации в осуществлении планирования и разработки самостоятельной учебной деятельности;

- способностью анализировать информационный потока и критически осмыслить, полученную информацию из различных источников;

- формированием умения анализировать нестандартные ситуации, строить аргументированные выводы, и находить самостоятельно решение проблемы.

Поэтому задача современного образования заключается не только в формировании метапредметных компетенций и получении метапредметных результатов, но и в том, чтобы изменить тип сознания как студентов, так и преподавателей, помогая тем самым осуществить плавный переход от стандартного процесса обучения к современному, обновленному процессу, направленному на формирование метапредметных связей на более высоком, практическом уровне.

Изложение основного материала статьи. Концепция формирования метапредметных компетенций в сфере профессиональной деятельности у студентов высшей школы, посредством интеграции образовательного процесса, направлена на получение метапредметных результатов, потому что именно они являются, тем самым важным звеном в образовании, которое помогает определить уровень подготовленности обучающихся вузов. Метапредметные результаты помогают каждому участнику образовательного процесса выработать универсальные учебные действия, которые помогают:

- сформировать умение ставить перед собой задачи, анализировать их и принимать взвешенные решения;

- сформировать умение самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность;

- сформировать умение решать не только образовательные задачи но и различные жизненные;

- лично самосовершенствоваться;

- помогают освоить способы деятельности при изучении нескольких дисциплин.

Таким образом, метапредметные результаты образовательного процесса - это универсальные способы деятельности, приобретённые студентами на основе изучения двух и более дисциплин и их реальное применение как в рамках образования, так и в реальной жизни.

Формирование матапредметных компетенций и получение высоких метапредметных результатов в образовательном пространстве является основной целью современного высшего образования.

Правильно сформированные метапредметные компетенции являются основой для создание высокоинтеллектуальной личности с полноценным представлением мира, с пониманием закономерностей и явлений.

Для достижения поставленной цели необходимо введение в образование интегрированных занятий, ориентированных на освоение межпредметных связей и на получение метапредметных результатов.

Грамотно сформированные метапредметные компетенции в преподавании дисциплин и применение не традиционных образовательных технологий, позволят студенту взглянуть на предметное содержание совершенно под другим углом, сознательно исследуя и развивая методы собственного мышления посредством постановки цели, поиска, анализа и систематизации полученной информации.

Итогом освоения общеобразовательных программ студентами являются сформированные предметные результаты, метапредметные результаты, личностные результаты. Также важным аспектом является готовность студента к саморазвитию, самообразованию и самоопределению.

Обобщив выше сказанное, можно сделать вывод, что предметные, метапредметные результаты обучения формируют единую задачу обучения на данном этапе развития общества. Для достижения высокого уровня качества образования, соответствующего новым требованиям образовательного стандарта, необходима модернизация образования в основе которого лежит принцип метапредметности.

В то же время, в дидактике существует множество неоднозначных мнений по поводу, что представляет собой метапредметность. Согласно А.В. Хуторскому, метапредметность - это фундаментальные объекты в образовании.[10] Ю.В. Громыко считает, что метапредметность это - «допредметность» умственная дидактика [6]. А.Г. Асмолова считает, что метапредметное обучение есть результат, который отражает уровень овладения универсальными учебными действиями, включая самоорганизацию.[1] По мнению Лебедева О.Е. современный студент способен решать проблемы разного уровня сложности, основываясь на приобретенных знаниях путем компетентностного подхода.

Главным показателем успешной образовательной деятельности является способность студентов самостоятельно принимать решения для устранения актуальных проблем за счет сформированных ключевых метапредметных компетенций. [10] Генератором формирования метапредметных компетенций является преподаватель, которому отведена главная роль -конструктора инновационных педагогических методик для создания междисциплинарных связей.

Именно преподаватель в ВУЗе выступает основным звеном по формированию метапредметных компетенций, получению высоких метапредметных результатов и совершенствованию компетенций профессиональной деятельности, успешной социализации личности.

Итогом реализации основных принципов метапредметного подхода в образовании является умение студентом ставить задачи, планировать путь их решения, владеть методами решения педагогических задач. В содержание основной образовательной программы в ВУЗе метапредметному подходу уделено большое внимание. Метапредметный подход строится на понимании основных понятий учебной дисциплины, на наличии образовательных подходов деятельности, на формировании и развитии предметных базовых способностей у обучающихся, таких как «знать , «уметь» ,«владеть».

Внедрение и реализация метапредметного подхода в основную образовательную программу требует преобразования содержания учебных предметов, организации новых форм деятельности, направленных на межпредметные связи изучаемых дисциплин, и на получение мтапредметных результатов в процессе освоения дисциплин. Для осуществления данных требований каждому преподавателю необходимо совершенствовать свой подход к обучению, изучать методическую литературу, проходить курсы повышения квалификации.

Метапредметные результаты - это результаты, освоенные обучающимися на базе двух и более учебных дисциплин, выдвижение гипотезы, сравнение, формулирование вопроса, умозаключение, наблюдение, схематизация, моделирование, применяемые как в обучении, так и в реальной жизненной ситуации.

Формирование, требуемых основной образовательной программой, метапредметных компетенций в образовании неразрывно связано с усвоением студентами межпредметных связей и получением метапредметных результатов.

Метапредметные результаты являются одним из основных рычагов регулирования образовательного процесса обучающихся. Взаимосвязь элементов познания у студентов в образовании - предметного и метапредметного показана в таблице 1.

Таблица 1

Структура метапредметного элементов познания

Метапредметные элементы метапознание

естествознание

социально-гумманитарное познание

Также взаимосвязь элементов познания можно определить с помощью таксономии Б.Блума. С помощью нее легче определить места метапредметного и предметного в формировании мыслительных аспектов.

Первые три уровня мыслительных операций: знание, понимание, применение - базируются на знании конкретного предмета - предметное познание. Следующие уровни мыслительных процессов — анализ, синтез и оценка относятся к метапредметной, универсальной области познания. Интеграция элементов познания Б. Блума, представлена в таблице 2.

Таблица 2

Интегративная схема формирования мыслительных процессов Б. Блума

метапредметный уровень познания метапознание оценка

синтез

анализ

предметный уровень познания естествознание социально-гумманитарное знание применять

понимать

помнить

В таблице отчетливо видно, что мыслительный процесс строится на предметном познании. Именно на этом уровне обучающийся понимает и применяет знания, а затем выходит на новый уровень формирования познания - метапредметный. На метапредметном уровне у студентов проявляется способность к применению междисциплинарных знаний для решения задач с учетом смежных областей науки и практики; способность к осуществлению научно-исследовательской деятельности.

Метапредметный подход в образовании является либеральным способом преобразования системы образования в соответствии с новыми потребностями общества.

Обновленный государственный стандарт предполагает интенсивное развитие педагогических технологий, демонстрацию разных направлений интегративной работы, направленной на формирование метапредметных компетенций и метапредметных связей, получение высоких метапредметных результатов. Преподаватели стали активно искать способы сближения преподаваемых дисциплин, путем создания новых педагогических технологий и методов.

Одним из таких инновационных методов интеграции смежных дисциплин является метапредметный тип. Метапредметный тип интеграции изучаемых смежных дисциплин в образовании, был предложен в качестве одного из вариантов для решения поставленной задачи. Данный тип интеграции предполагает, в первую очередь разработку нового содержания образования, включение и проведение интегрированных занятий по смежным дисциплиннам таких как математика, методика преподавания математики, информатика, история и т.д.

Данная интеграция позволяет успешно усваивать теоретические знания, и практические умения, не только в виде системно-деятельностных способов работы со знаниями, но и в виде деятельностных единиц содержания.

Основоположник системно-деятельностного подхода в отечественном образовании психолог Василий Давыдов писал, что «понятие» можно рассматривать как деятельностную единицу содержания. Деятельностными единицами содержания могут быть рассмотрены как понятия, так и модели, задачи, проблем, различия, системы и систематики знаний, идеализации, схемы и разные мыследеятельностные образования, т.к. все они имеют универсальный метапредметный характер. Системно-деятельностный подход при работе с определенными предметными понятиями помогает студенту плавно осуществить переход с предметного уровня на метапредметный [9].

Осуществление процесса интеграции образования позволит усовершенствовать систему высшего образования и вывести его на более высокий уровень. Одним из методов интеграции образования является проведение интегрированных занятий по смежным дисциплинам. Несмотря на всю сложность подготовки и проведения такого типа занятий необходимо отметить достоинства интегрированных занятий:

- интегрированные занятия - это объединение в одном материале обобщенных знаний из различных изучаемых дисциплин;

- интегрированные занятия - это возможность постановки проблемной задачи, решение которой трудно реализовать в рамках традиционного занятия;

- интегрированные занятия - это повышение мотивации учебной деятельности посредством проведения нестандартной формы занятий;

- интегрированные занятия - это рассмотрение определенных понятий, свойственных разным дисциплинам;

- интегрированные занятия - это создание алгоритма работы с мыслительными операциями;

- интегрированные занятия - это формирование метапредметных компетенций и получение высоких метапредметных результатов у обучающихся.

Интегрированные занятия помогают студентам получить широкое и многогранное представление о рассматриваемых явлениях и законах природы. Основной акцент в интегрированном занятии приходится на развитие образного мышления. Интегрированные занятия также предполагают обязательное развитие самостоятельной познавательности, научно-исследовательской и творческой деятельности студента.

Включение в образовательный процесс интегрированных занятий является важнейшим элементом образовательной системы по формированию метапредметных компетенций в сфере профессиональной деятельности у студентов высшей школы.

Материал таких занятий позволяет студентам рассмотреть логическую цепочку взаимосвязи изучаемых дисциплин в образовательном пространстве.

Правильно сформированные метапредметные умения окажут неоценимую помощь студентам в осуществлении будущей профессиональной деятельности.

Интегрированные занятия являются относительно новым мощным витком в модернизации образовательного процесса. Данные занятия олицетворяют высшую степень межпредметных связей и становятся востребованным в современных высших учебных заведениях.

Внедрение интегрированных занятий в процесс обучения позволяет расширить горизонты деятельности одной дисциплины, показать как в мире все взаимосвязано. Позволяет создать дополнительную мотивацию и повышение интереса к изучаемым дисциплинам. Интеграция дисциплин дает возможность разностороннего осмысления изучаемых предметов, процессов и явлений, укрепляет связь между дисциплинами и формирует метапредметные компетенции. Введение такого типа занятий в образование способствует формированию у студентов таких важных образования компонентов как:

- овладение универсальными новыми учебными действиями;

- овладение навыками применения полученных знаний для решения сложных нестандартных задач не только в рамках изучаемой дисциплины, но и в рамках изучения смежных дисциплин;

- умение анализировать и выбирать необходимую информацию в сложном информационном потоке;

- умение выбирать необходимый способ представления данных в соответствии с поставленной задачей с использованием программных средств обработки данных;

- умение применять междисциплинарные знания при выполнении индивидуальных, групповых и коллективных заданий.

В наше время общество нуждается в высокоинтелектуальной, образованной личности, с целостным представлением картины мира, поэтому перед современным образованием поставлена сложная задача по ее формированию посредством внедрения в образовательный процесс интегративного обучения.

Выводы. В результате проведенной исследовательской работы мы можем сделать вывод: что интеграция образовательного процесса, путем внедрения в образование интегрированных занятий позволит грамотно сформировать метапредметные компетенции и получить высокие метапредметные результаты. Это поможет обеспечить студенту его общекультурное, личностное и познавательное развитие, а самое главное научит умению учиться.

Литература:

1. Асмолов, А.Г.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская; под ред.; А.Г. Асмолова. - Москва: Просвещение, 2010. - 159 с.

2. Бакиева, О.А. Формирование метапредметных компетенций студентов педагогического вуза в условиях новой образовательной парадигмы / О.А. Бакиева, О.А. Попова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. -№ 5. - С. 1-13.; (электронная версия): URL: http://e-koncept.ru/2018/181025.htm.

3. Бурханова, И.Ю. Диалоговые технологии образования в формировании метапредметной компетентности магистрантов / И.Ю.Бурханова // Современные наукоемкие технологии. - 2017 - № 4 - С. 75-79

4. Викторук, Е.Н. Определение значимости метапредметных компетенций у студентов Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева / Е.Н. Викторук, Е.П. Валюх // Вестник Красноярского гос.пед. ун-та им. В.П. Астафьева. - 2014 - №3 (29). - С. 32-35

5. Гатулин, Р.Р. Проблемы формирования надпрофессиональных компетенций у студентов вуза / Р.Р. Гатаулин // Инноватика-2016: сб. мат-лов XII Межд. школы-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / под ред. А.Н. Солдатова, С.Л. Минькова. - Томск. - С. 432-435

6. Гейн, А.Г. Об одной модели метапредметных связей как механизме развития когнитивных компетенций выпускников вузов / А.Г. Гейн, В.П. Некрасов // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2013. - № 1 (110). - С. 87-95

7. Громыко, Ю.В. Обучение схематизации / Н.В. Громыко // Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов. - М., 2005 - 475 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986 - 240 с.

9. Лебедев, О.Е. Воспитание в школе: диалектика прошлого и будущего / О.Е. Лебедев. - Санкт-Петербург: СПбГУП, 2022. - 356 с.

10. Сизова, Е.В. Реализация метапредметного подхода в высшей школе: от теории к практике / Е.В. Сизова // Интернет-журнал «Мир науки». - 2017. - Т. 5. - № 6.; (электронная версия): URL: https://mir-nauki.com/PDF/37PDMN617.pdf.

11. Хуторской, А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно- методическое пособие / А В. Хуторской. - М.: Эйдос; Изд-во Института образования человека, 2012. - 73 с.

12. Хуторской, А.В. Метапредметное содержание общего образования и его отражение в новых образовательных стандартах / А.В. Хуторской. (электронная версия): - URL: http://khutorskoy.ru/be/2012/1127/index.htm.

Педагогика

УДК 37.018.2

директор Брык Антонина Владимировна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Ростова-на-Дону «Гимназия № 36 имени Героя Советского Союза Гастелло Н.Ф.» (г. Ростов-на-Дону)

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ

СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

Аннотация. В представленной статье рассматриваются характеристики социокультурного пространства начальной школы в контексте задач воспитания современных школьников. Представлен краткий обзор нормативно-правовых документов федерального уровня, закрепивших ключевые векторы воспитательной работы в современной школе. Понятие «социокультурное пространство школы» раскрывается с точки зрения разных подходов к определению содержания данного концепта. В статье изложены размышления автора о соотношении понятий «среда» и «пространство», о правомерности и допустимости полного или частичного отождествления данных понятий. Анализируются взгляды ученых на проблему

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.