Научная статья на тему 'МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ: УСЛОВИЯ И СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ'

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ: УСЛОВИЯ И СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОХОД / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пупышева Евгения Леонидовна

Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью качественной профессиональной подготовки будущих учителей педагогических вузов, формирования у них способности применять предметные знания и умения в условиях новой образовательной парадигмы на основе метапредметного подхода. В статье рассматривается методологический потенциал данного похода применительно к теории и практике профессионального образования. На основе анализа научных источников выявлены две ведущие тенденции применения метапредметного похода в практике вузовского обучения. Предложены практические рекомендации реализации метапредметного обучения на примере профильных дисциплин будущего учителя русского языка и литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METAPREDETTIVE APPROACH IN PEDAGOGICAL UNIVERSITY: CONDITIONS AND METHODS OF IMPLEMENTATION

The relevance of the presented research is due to the need for high-quality professional training of future teachers of pedagogical universities, the formation of their ability to apply subject knowledge and skills in a new educational paradigm based on a metasubject approach. The article examines the methodological potential of this approach in relation to the theory and practice of vocational education. Based on the analysis of scientific sources, two leading trends in the use of the metasubject approach in the practice of university education have been identified. Practical recommendations are proposed for the implementation of meta-subject teaching on the example of the core disciplines of the future teacher of the Russian language and literature.

Текст научной работы на тему «МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ: УСЛОВИЯ И СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ»

Современные образовательные платформы в настоящее время используют широкий арсенал педагогических средств индивидуализации образовательного контента, среди которых чек-листы, рефлексивные листы, гайды, интенсивные марафоны и пр.

Геймификация обучения.

Целью геймификации образовательного контента выступает повышение вовлеченности обучающихся в выполнение педагогических задач посредством использования подходов и форм, присущих играм. Игровая форма осуществления взаимодействия субъектов образовательного процесса предполагает структурирование образовательного контента в форме сюжет (роли), обеспечивающего достижение диагностического и измеримого педагогического результата.

Особенностями геймификации образовательного контента выступают:

- обеспечение имитации реальных социальных, личностных и профессиональных ситуаций в ходе игры;

- возможность выбора обучающимся роли и степени погружения в игру, соответствующих его реальным потребностям и интересам;

- реализация развлекающей компоненты, проявляющейся в создании условий для снятия психоэмоционального напряжения и максимального проявления способностей в игровом процессе;

- прекрасное сочетания игровой формы представления образовательного контента с различными формами групповой работы [4, 5].

Геймификация обучения в настоящее время стремительно развивается. Образовательный контент, выраженный в игровом формате, может использовать такие приемы как визуализированные правила игры (гиперссылки, подсказки, велком-скрины и пр.), специализированные линейки заданий, системы бонусов и наград, иерархию уровней и пр.

Выводы:

1. Вовлекающий контент в настоящее время выступает одним из перспективных направлений как для педагогических исследований, так и для методических разработок, поскольку становится все более значимым фактором конкурентоспособности образовательных курсов.

2. Повышение привлекательности образовательного контента осуществляется за счет учета психологических особенностей обучающихся и реализуется посредством наличия мотивационной составляющей, способности вызывать положительные эмоции и удовлетворение от процесса обучения, эффектов новизны и неопределённости.

3. Основными направлениями повышения привлекательности образовательного контента выступают проблематизация, индивидуализация и геймификация обучения, которые обеспечивают наиболее качественное достижение личностно-значимых целей обучения и снижают уровень сложности образовательного процесса для обучающихся.

Литература:

1. 30 фактов о современной молодёжи - URL: https://clck.ru/Z6KbK (дата обращения: 14.11.2021).

2. Акчелов В.О., Галанина Е.В. Новый подход к геймификации образования // Векторы благополучия: экономика и социум. - 2019. - №1. - С. 117-123.

3. Анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ / И.А. Карлов, Н.М. Киясов, В.О. Ковалев, Н.А. Кожевников, Е.Д. Патаракин, И.Д. Фрумин, А.Н. Швиндт Д.О. Шонов; Национальный исследовательский университета «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: НИУВШЭ, 2020. - 72 с.

4. Геймификация образовательного процесса // Методическое пособие под ред. Эйхорн М.В. - URL: https://toipkro.ru/content/files/documents/podrazdeleniya/pip/geymifikatsia_obrazovatelnogo_protsessa.pdf (дата обращения: 14.11.2021).

5. Говоров А.И., Говорова М.М. Валитова Ю.О. Оценка актуальности разработки методов использования средств геймификации и игровых технологий в системах управления обучением // Компьютерные инструменты в образовании. -2018. - №2. - С. 39-54

6. Елисеева Е.В., Злобина С.Н. Цифровые образовательные ресурсы как составляющая инновационной образовательной среды современного вуза // Вестник Брянского государственного университета. - 2010. - №1. - С. 105-112.

7. Поначугин А.В., Лапыгин Ю.Н. Цифровые образовательные ресурсы вуза: проектирование, анализ и экспертиза // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т.7, №2 - С. 5

8. Прохорова М.П., Шкунова А.А., Булганина А.Е., Григорян К.М. Направления трансформации высшего образования в русле цифровизации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т.9. -№2 (31). - 400 с.

9. Рощина Я.М., Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Спрос на массовые открытые онлайн-курсы (MOOC): опыт российского образования // Вопросы образования. - 2018. - № 1. - С. 174-199. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-1-174-199.

10. Создание и использование образовательного контента: уроки для онлайн-обучения / Н.Н. Бессилина, Н.А. Гребёнкина, М.В. Евстратова [и др.]; под общей ред. А.В. Конбеева. - М.: НИУ ВШЭ, Институт образования, 2020. - 48 с.

11. Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся в дистанционном формате: обзор цифровых ресурсов для дистанционного образования. - Н. Новгород, Мининский университет. - 2020. - 50 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Пупышева Евгения Леонидовна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" (г. Елабуга)

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ: УСЛОВИЯ И СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация. Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью качественной профессиональной подготовки будущих учителей педагогических вузов, формирования у них способности применять предметные знания и умения в условиях новой образовательной парадигмы на основе метапредметного подхода. В статье рассматривается методологический потенциал данного похода применительно к теории и практике профессионального образования. На основе анализа научных источников выявлены две ведущие тенденции применения метапредметного похода в практике вузовского обучения. Предложены практические рекомендации реализации метапредметного обучения на примере профильных дисциплин будущего учителя русского языка и литературы.

Ключевые слова: метапредметность, метапредметный поход, метапредметные компетенции, будущий учитель.

Annotation. The relevance of the presented research is due to the need for high-quality professional training of future teachers of pedagogical universities, the formation of their ability to apply subject knowledge and skills in a new educational paradigm based on a metasubject approach. The article examines the methodological potential of this approach in relation to the theory and practice of vocational education. Based on the analysis of scientific sources, two leading trends in the use of the metasubject approach in the practice of university education have been identified. Practical recommendations are proposed for the implementation of metasubject teaching on the example of the core disciplines of the future teacher of the Russian language and literature.

Keywords: metasubject, metasubject approach, metasubject competence, future teacher.

Введение. В условиях глобальной информатизации общества, новыми требованиями социума к профессиональным кадрам система их подготовки требует поиска оптимальных способов, технологий, обеспечивающих качественную образовательную деятельность.

Ведущей тенденцией современного образования является метапредметность, которая способствует формированию целостной картины мира, метадеятельности. Следовательно, формирование метазнаний и метаспособов становится основной целью обучения.

В связи с этим необходимо четко структурировать, пересмотреть содержание обучения будущего учителя в контексте требований федерального государственного стандарта высшего образования (ФГОС ВО), Профессионального стандарта педагога (ПСП), направленных на формирование надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности педагога. Метапредметный подход, как отмечают А.В. Хуторской, Н.В. Громыко становится сегодня одним из ведущих в современном российском образовании и предусматривает освоение важных для всех областей образовательного процесса видов деятельности и содержания. В этой связи возникает необходимость целенаправленной общепрофессиональной и предметно-методической подготовки будущего учителя, способного формировать и развивать метапредметные результаты у обучающихся, осваивающих основные образовательные программы общего образования [3; 13; 14].

Изложение основного материала статьи. Методологические основы метапредметного подхода и его понятийный аппарат, как-то: метапредмет, метапредметное обучение, метапредметные результаты обучения, метаспособы, метаумения -определены в работах С.В. Галян [7], Н.В. Громыко [3], А.В. Хуторского [13;14] и др. ученых.

Под метапредметным подходом в данных концепциях понимается универсальный подход, способствующий интеграции научного знания и становлению целостной картины мира, метадеятельности. Следовательно, цель современного образования состоит в выявлении и реализации внутреннего потенциала человека по отношению к себе и окружающему миру.

А.В. Хуторской выделяет пять уровней реализации метапредметного подхода в содержании образования:

1. Уровень Доктрины образования человека.

2. Уровень проектирования образовательных стандартов.

3. Уровень конструирования учебного предмета.

4. Уровень разработки образовательной программы.

5. Уровень обучения [14].

Согласно его точке зрения, метапредметность, с одной стороны, выход за предмет, нахождение её в их основе и одновременно в корневой связи с ними. С другой стороны, метапредметность не может быть оторвана от предметности [14].

Указанные выше исследования в большей мере ориентированы на систему школьного образования, и в этом направлении можно назвать большое количество работ, подробно рассмотренных в диссертационном исследовании Л.А. Мзоковой [8].

Публикации по данной тематике в области профессиональной подготовки будущих учителей немногочисленны, среди них можно выделить диссертационное исследование Е.В. Сизовой, статьи Н.Ф. Ильиной, А.С. Ильина, Т.Г. Князевой. В них рассмотрены не только проблемы подготовки учителя в применении метапредметного подхода в обучении, но и основные технологии его реализации [12; 5; 6]. Так, Е.В. Сизова пишет о системе организационно-педагогических условий для реализации метапредметного подхода, которые, безусловно, актуальны и применимы не только в процессе иноязычной подготовки в вузе. К ним она относит:

- наличие мультиязычной информационно-образовательной среды вуза;

- применение инновационных образовательных технологий, создающих условия для межпредметной интеграции;

- создание учебно-методического обеспечения иноязычной подготовки на основе принципа метапредметности;

- внеаудиторную деятельность, создающую условия для развития социально-коммуникативных навыков, толерантности, эмпатии и др.;

- преемственность в формировании метапредметных компетенций в школе и в вузе [11].

Список этих условий можно дополнить следующими важными, на наш взгляд, составляющими:

- сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями (вебинары, круглые столы, диспуты и т.п.);

- создание контента новых образовательных трансдисциплинарных, мультидисциплинарных программ;

- практико-ориентированная деятельность.

Важнейшей задачей вузовского обучения является формирование целостного мировоззрения будущих специалистов в логике метапредметного подхода. Это позволит подготовить учителей, владеющих методикой реализации метапредметного обучения в специальной области, в которой «надпрофессиональные» умения помогают будущему педагогу понять, как научить учеников самостоятельно приобретать знания и способствует последующей успешной его социализации.

Анализ научных работ в данной области позволяет говорить о двух основополагающих тенденциях подготовки педагогических кадров:

1. Совершенствование профессиональной подготовки с учетом требований федеральных стандартов по направлению 44.03.05 Педагогическое образование. Это и участие в научно-исследовательской деятельности, проектах российского и международного уровней, разработка новых дисциплин, интегрированных, мультидисциплинарных программ: майноров (дополнительный профиль), элективов, дисциплин по выбору.

2. Реализация метапредметного подхода средствами современных технологий, интерактивных методов обучения в контексте изучаемой дисциплины на основе принципов интеграции и межпредметности.

Говоря о первой тенденции, можно привести работы ученых Тюменского государственного университета О.А. Бакиевой, О.А. Поповой, работающих в рамках Проекта 5-100. В их статьях описаны этапы экспериментальной работы бакалавров педагогического вуза направления «Изобразительное искусство», приведен алгоритм действий, направленный на формирование метапредметных знаний студентов в процессе изучения предметов профессиональной подготовки. Авторы представили новый образовательный продукт - майнор «Знаки и символы межкультурной коммуникации», цель

которого - объединить отдельные дисциплины, которые позволили бы расширить познания в различных областях (иностранный язык, изобразительное искусство) [1].

В статье Е.Л. Пупышевой также дано описание метапредметной программы дисциплины по выбору «Практикум по конструированию и реализации общеобразовательных программ. Данная программа была сконструирована и апробирована в 2014 году при выполнении гранта Министерства образования и науки РФ для реализации проекта «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Учитель основного общего образования) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования» [9].

Система подготовки будущих учителей биологии по формированию метапредметных результатов обучающихся средствами смыслового чтения представлена в диссертационном исследовании Е.В. Сизовой [12].

Иллюстрацией второй тенденции являются работы И.Н. Ратиковой, Бахор Т.А., Мазуровой Н.А. и других.

Так, И.Н Ратикова считает, что эффективным инструментом достижения метапредметных результатов может быть использование современных образовательных технологий, способствующих развитию критического мышления [10].

В связи с тем, что в данной статье мы говорим о профессиональной подготовке учителя русского языка и литературы, принципиально важной является точка зрения О.Е. Дроздовой о специфике русского языка: «Представляется целесообразным выделение содержания, связанного с языком, на котором осуществляется образовательный процесс, так как его метапредметная функция очевидна: он служит инструментом познания во всех предметных областях» [4, С. 4].

На конкретных примерах покажем, как осуществляется метапредметная подготовка будущего учителя русского языка и литературы в контексте указанных выше тенденций подготовки педагогических кадров.

На базе Елабужского института К(П)ФУ студенты принимают участие в следующих проектах: проект «Ассистент учителя», проходя педагогическую практику в общеобразовательной школе «Университетская», и многие студенты являются помощниками учителя, уже на 1 курсе включаясь в процесс профессиональной деятельности. Также будущие учителя могут реализовать себя в проектах: «Учитель будущего», «Педагогическая школа». В рамках работы педагогической школы «Старт», проводимой ежегодно на площадке Елабужского института, студенты группы презентуют свое видение современного урока.

Дисциплина «Методика обучения русскому языку» в силу своего интегрированного характера (педагогика, психология, литература, лингвистика, риторика) дает возможность выявить общие метаосновы. Изучение темы «Конструирование современного урока русского языка» дают возможность преподавателю создать учебные задания и ситуации, направленные на использование метаспособов и освоение метазнаний. Так, каждый студент разрабатывает урок открытия нового знания в форме технологической карты, презентует его на занятии, после чего проводится обсуждение. Данная работа занимает много времени и сил, но она дает ощутимые результаты, так как позволяет будущим учителям увидеть себя со стороны. В ходе беседы выясняется, какую цель поставил автор урока, все ли у него получилось, какие результаты он хотел получить, присутствующие задают ему вопросы по содержанию занятия; высказывают свои суждения, замечания, пожелания. Преподаватель после 2-3 обсуждений может дать возможность студентам проводить такие защиты и без его участия в дистанционном формате, четко оговорив при этом с ними критерии оценивания.

Тема «Методика подготовки обучающихся к сочинению-рассуждению (ОГЭ по русскому языку) в качестве одного из предложенных вариантов предполагает выявить особенности подготовки учащихся к написанию сочинения, опираясь на концептуальное понимание слов русской культуры, например: смелость, трудолюбие, любовь, вера.

Студенты не только изучают методические рекомендации по этому вопросу, они разрабатывают задания по изучению определенного концепта. В данном случае они работают с его понятийным ядром на основе анализа лингвистических словарей, используя материалы «Национального корпуса русского языка», составляют метафорический «портрет» такого слова.

При таком подходе у студентов формируется понимание того, что язык - это не только система знаков и правил, это ментальный код нации, выраженный в слове.

Применение технологии кооперативного обучения (автор С. Каган), основой которого являются групповая форма, формирует представление о том, как групповыми техниками можно развивать метапредметные компетенции учащихся. В качестве примера можно привести сценарий авторского открытого занятия по стилистике на тему «Научный стиль речи». В начале занятия уточняются его цель и задачи, объясняется структура и ход проведения, обращается внимание на то, какие приёмы кооперативного обучения будут задействованы. Для структуры Numbered Heads Together дается следующее задание-инструкция: каждый член группы записывает на отдельном листе бумаги основные признаки научного стиля, приводит примеры. После того, как вы выполните задание индивидуально, вам нужно обсудить итоговый ответ в группе. Далее идет просмотр видеофильма, по итогам которого проводится рефлексия по следующим вопросам: все ли признаки научного стиля названы? Согласны ли вы с ответами? Ваше мнение. Для структуры Timed Pair Share (временная кооперация парами) даются вопросы проблемного характера: какие разновидности научного стиля вы знаете? Перечислите. Изучите таблицу. Сформулируйте цель задания? Согласны ли вы с данной классификацией? Сформулируйте свои выводы. Какую разновидность научного стиля мы не назвали? Структура Pairs Compare (сравнения парами) была использована при выполнении стилистического анализа текста «Ударение».

Несомненно, подготовка к такого рода занятиям, несмотря на их, казалось бы развлекательный характер, достаточно серьезна, но она в конечном итоге способствует формированию многих компетенций: способность работать в команде, критические анализировать научную информацию, проектировать и осуществлять учебную и внеучебную деятельность с использованием современных методик воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся.

Выводы. Метапредметность является стрежневым компонентом современного образования на всех его уровнях. В этой связи особую актуальность приобретает задача подготовки бакалавров - будущих учителей русского языка и литературы к работе по формированию метапредметных результатов освоения основных образовательных программ основного общего образования. Метапредметный подход позволяет развивать способность не только усваивать, перерабатывать информацию на более высоком уровне, но и возможность формировать метапредметные компетенции в целях повышения конкурентоспособности и успешности будущего специалиста.

Литература:

1. Бакиева О.А., Попова О.А. Формирование метапредметных компетенций студентов педагогического вуза в условиях новой образовательной парадигмы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 5 (май). -С. 282-294. URL: http://e-koncept.ru/2018/181025.htm (дата обращения: 17.11.2021).

2. Бахор Т.А., Мазурова Н.А Зырянова О.Н., Мамаева С.В., Шмульская Л.С., Веккессер М.В., Гончарова Т.М. Метапредметность как условие профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования // Современные

проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23299 (дата обращения: 08.12.2021).

3. Громыко Н.В. Мыследеятельностная педагогика и новое содержание образования. Метапредметы как средство формирования рефлексивного мышления у школьников. - URL: http://1314.ru/node/24 (дата обращения 15.10.2021).

4. Дроздова О.Е. Метапредметный подход к обучению русскому языку в разных предметных областях школьного образования: автореф. дисс.... д-р. пед. н. Москва, 2017.

5. Ильина Н.Ф., Ильин А.С. Метакомпетенции педагога как ресурс реализации школьных стандартов нового поколения // Инновации в образовании. - 2017. - №4. - С. 35-46.

6. Князева Т.Г. Проблема подготовки учителя к реализации метапредметного подхода в условиях общеобразовательной организации // Наука вчера, сегодня, завтра. - 2017. - №36 (2). - С. 56-60.

7. Метапредметный подход в обучении школьников: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / Авт.-сост. С.В. Галян. URL: https://orc.surgpu.ru/media/medialibrary/2014/10/%D0%A1.%D0%92.%D0%93%D0%B0%D0%BB%D1%8F%D0%BD_%D0%9C %D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BC_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85._-_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4._%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC.pdf (дата обращения: 20.11.2021).

8. Мзокова Л.А. Подготовка будущих учителей начальных классов к формированию метапредметных компетенций у младших школьников: автореф. дисс.. к. пед. н. Грозный, 2020.

9. Пупышева Е.Л. Метапредметный подход в профессиональной подготовке будущего учителя // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 2 (56). - Ч. 2.

10. Ратикова И.Н. Метапредметный подход: теория и практика // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» - URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014001597 (08.12.2021).

11. Сизова Е.В. Дидактические возможности метапредметного подхода в процессе иноязычной подготовки в вузе // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2020. - № 3. - С. 48-52. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2297 (дата обращения: 05.12.2021).

12. Сизова Е.В. Педагогические особенности подготовки будущих учителей биологии к работе по формированию метапредметных результатов обучающихся основной школы средствами смыслового чтения: автореф. дисс.. к. пед. н. Ставрополь, 2019.

13. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Интернет-журнал «Эйдос». - 2012. - №1. - URL: http://eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm - В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected] (дата обращения 20.09.2021).

14. Хуторской А.В. Пять уровней реализации метапредметного подхода в содержании образования // Вестник Института образования человека. - 2017. - № 2. - С. 8. - URL: http://eidos-institute.ru/journal/2017/200/-B надзаг: Института образования человека, e-mail:[email protected] (дата обращения 20.09.2021).

Педагогика

УДК 37.035.6

старший преподаватель Ретивина Вероника Викторовна

Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова (г. Нижний Новгород)

РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Аннотация. Проблемы, связанные с патриотическим воспитанием российской молодежи и формированием у нее гражданской идентичности в настоящий момент приобрели особую актуальность. Одним из средств их решения является использование русского музыкального искусства в воспитательной и образовательной деятельности вузов. Этот процесс должен быть основан на трех структурных компонентах: аксиологическом, когнитивном и деятельностном. Необходимые педагогические условия для его реализации заключаются в отборе музыкальных произведений, актуализации в них идей гражданственности и патриотизма, а также в создании педагогических ситуаций, в которых у обучающихся происходит активизация эмоционального восприятия образного и тематического содержания музыкального произведения и его личностное осмысление. Среди них приоритетную роль играют ситуации нравственно-эстетического характера: переживание, актуализация и рефлексия.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, студенты, русское музыкальное искусство, гражданская идентичность, переживание, актуализация, рефлексия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation. The problems of the patriotic education of Russian youth and the formation of their civic identity have become particularly relevant at the moment. One of the means of solving them is the use of Russian musical art in the educational and educational activities of universities. This process should be based on three structural components: axiological, cognitive and activity. The necessary pedagogical conditions for its implementation consist in the selection of musical works, the actualization of the ideas of citizenship and patriotism in them, as well as in the creation of pedagogical situations in which students activate the emotional perception of the figurative and thematic content of a musical work and its personal comprehension. Among them, the priority role is played by situations of a moral and aesthetic nature: experience, actualization and reflection.

Keywords: patriotic education, students, Russian musical art, civic identity, experience, actualization, reflection.

Введение. Формирование патриотического и гражданского самосознания молодого поколения России является на современном историческом этапе важнейшей задачей, актуальность которой определяется объективными потребностями, связанными с целостностью и перспективами дальнейшего развития государства, с сохранением исторической памяти и исторического наследия, единого духовного и культурного пространства. Сегодняшняя ситуация в российском обществе характеризуется разобщенностью, пассивностью гражданской позиции наших соотечественников. Мы наблюдаем масштабный кризис ценностной системы, как на личностном, так и на социальном уровне, что проявляется в изменении отношения к культуре и истории своего народа, к прежним нравственным идеалам, к ценностям служения и труда на благо Родины. В этих условиях направленное формирование патриотического самосознания наших сограждан и, в особенности, молодого поколения, является задачей государственной важности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.